УДК 37.018.1
Лебедева Ксения Михайловна
методист
МАДОУ «Детский сад № 167» г. Перми, Пермь, Россия
614113, г. Пермь, ул. Автозаводская, 42; тел. +7 (342) 282-92-77
e-mail: solnzeksy@mail. ru
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СЕМЬЕ
Ksenia M. Lebedeva
Methodist
Municipal Autonomous Pre-School Educational Institution «Kindergarten No. 167» in the city of Perm 42, Avtozavodskaya, Perm, Russia, 614113 e-mail: solnzeksy@mail. ru
NON-FORMAL EDUCATION AS A CONDITION OF FORMATION OF READINESS PARENTS OF PRESCHOOLERS
TO FULFILL THE EDUCATIONAL FUNCTION IN THE FAMILY
Аннотация. Рассматривается проблема готовности родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье и организация деятельности семейного клуба как условие ее формирования. Проводится сравнительный анализ понятий «образование» и «неформальное образование», уточняется определение «неформальное образование», описывается его специфика.
Ключевые слова: воспитательная функция, готовность родителей к выполнению воспитательной функции в семье, образование, неформальное образование, семейный клуб.
Abstract. This article discusses the problem of the readiness of parents of preschoolers to perform the educational function in the family and the organization of the family club as a condition for its formation. A comparative analysis of the concepts «education» and «non-formal education» is carried out, the definition of «non-formal education» is clarified, its specificity is described.
Key words: educational function, readiness of parents to perform educational functions in the family, education, non-formal education, family club.
© Лебедева К.М., 2018
Воспитательная функция - важнейшая из функций семьи, заключающаяся в обеспечении первичной социализации ребенка и воспитании детей вплоть до достижения ими социальной зрелости. Анализ современных исследований в области семейного воспитания позволяет констатировать снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме, сложности в реализации воспитательной функции, что проявляется в дисгармонизации детско-родительских отношений. Родителям становится труднее общаться с детьми, понимать их.
Проблема готовности родителей к выполнению воспитательной функции относительно недавно стала разрабатываться в педагогической науке и выступает предметом исследования только в отдельных работах (О.С. Антонович, Т.М. Кожанова, А.В. Маркова, А.Ю. Черняева, Е.Г. Чигинцева). Учеными рассмотрены структура понятия «готовность», содержание и пути формирования готовности родителей к доверительному общению, взаимоотношениям с младшими школьниками, построенным на основе идей гуманизма, а также к взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья [1; 5; 7; 10; 11].
Перед нами встал вопрос: действительно ли наблюдается снижение уровня реализации воспитательной функции в семье и готовности родителей к ее выполнению?
В связи с этим нами был разработан диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности готовности родителей к выполнению воспитательной функции в семье. Анкеты были предложены родителям детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Перми. Результаты показали, что большинство родителей имеют недостаточный уровень сформированности готовности к выполнению воспитательной функции.
Далее нам важно было понять, какие условия необходимо создать для формирования готовности родителей к выполнению воспитательной функции в семье.
Изучив литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу о том, что многие исследовали предлагают использовать специально организованное образование родителей. Далее хотелось бы рассмотреть, какие формы образования родителей используются в современном мире.
Отметим, что образование - «процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры» [2].
В то же время под образованием понимается целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества,
государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [9].
Таким образом, образование - это многогранный феномен, который можно рассматривать как процесс развития и саморазвития личности, а также как результат обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Наряду с формальным образованием, осуществляемым в образовательных учреждениях разного уровня, выделяется неформальное образование. На сегодняшний день нет однозначного понимания сущности неформального образования. Одни исследователи рассматривают его как организованную деятельность, другие как образовательный процесс, третьи как систему.
На наш взгляд, наиболее полно определение неформального образования дано на сайте Европейской ассоциации образования взрослых: «Специально организованная деятельность по способствованию процессу, в рамках которого люди могут сознательно развиваться как личности, самостоятельно опираться на свои собственные возможности в социальных отношениях и деятельности с помощью повышения уровня знаний и понимания; соотнесения собственных мнений и чувств с мнениями и чувствами других людей; развития умений и способов их выражения» [8].
А.И. Гордин, О.В. Гордина [4] выделяют следующие характеристики неформального образования взрослых:
1. Неформального образования взрослых создает оптимальные условия для творческого развития личности. Такой высокой степени вариативности нет в системе формального образования.
2. Высокий уровень учебной мотивации.
3. Взрослый обучающийся ориентирован на получение безотлагательного результата учебной деятельности. То есть на получение ответов на актуальные, жизненно важные вопросы, или преодоление социальной депривации, одиночества. По крайней мере, результат должен быть получен в скорой перспективе и очевиден.
4. Активная позиция взрослого обучающегося предполагает демократичный, диалоговый характер отношений всех субъектов учебного процесса.
5. Взрослый человек в процессе обучения все знания воспринимает сквозь призму своего богатого жизненного, профессионального опыта. Это обстоятельство может служить предпосылкой для эффективного обучения, но может и блокировать процесс познания, удерживая обучающегося в плену сложившихся ранее стереотипов.
6. Неформальное образование взрослых не имеет четкой ведомственной принадлежности. Оно возникает там, где есть социально активные люди, готовые к организации совместной учебной деятельности.
Отметим, что в настоящее время в России есть необходимые предпосылки развития системы неформального образования родителей как воспитателей. По мнению Н.Н. Букиной [3], это обусловлено тем, что родителям нужна образовательная деятельность, отвечающая, с одной стороны, их актуальным запросам (соответствующая их интересам), а с другой - подводящая их к осмыслению своего и чужого семейного опыта, позволяющая своевременно осмыслить и, если нужно, скорректировать приоритеты и стереотипы своего родительского поведения.
В настоящее время существует достаточно разнообразный практический опыт неформальной образовательной деятельности родителей. Среди них можно выделить следующие виды:
- центры неформального образования;
- родительские школы;
- академии родительского образования;
- семейные и родительские клубы;
- центры и группы психолого-педагогической поддержки;
- тренинги и обучающие семинары.
Образование родителей организуется учреждениями досуга и здравоохранения, тематическими клубами «по интересам», родительскими ассоциациями, носит как светский, так и религиозный характер, охватывает людей разных возрастов.
Исходя из вышесказанного, нам показалось продуктивной идея создания на базе дошкольной образовательной организации семейного клуба, который будет направлен на формирование готовности родителей к выполнению воспитательной функции в семье. Семейный клуб является нетрадиционной формой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников и представляет собой объединение родителей и педагогов, направленное на эффективное решение воспитательных задач.
Отметим, что работа в семейном клубе предполагает высокий уровень активности родителей - вне этой активности неформальный образовательный процесс просто не возникает или прекращается, едва начавшись. Главный «продукт образования» определяется личностными новообразованиями, в частности изменение ценностного отношения к ребенку и его воспитания, происходит переосмысление собственного опыта взаимодействия с ребенком.
Каждая тематическая встреча в рамках разработанной нами программы семейного клуба включала последовательно реализуемые этапы:
1. Актуализация имеющегося у родителей опыта воспитания детей.
2. Теоретическое представление вопроса по теме встречи.
3. Решение проблемных воспитательных ситуаций.
4. Анализ.
5. Игровое моделирование воспитательной ситуации.
6. Рефлексия.
Данные этапы строились на основе идей экспериментально -аналитического обучения, которое предполагает использование многократных вариативных переходов «теория - практика» и «практика - теория» [6].
Результаты итоговой оценки готовности родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье подтвердили эффективность построения работы с родителями в рамках семейного клуба.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование возможностей неформального образования может являться условием формирования готовности родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье.
Список литературы
1. Антонович О. С. Формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Самара, 2009. - 248 с.
2. Большой энциклопедический словарь. - М., 2009. - 1248 с.
3. Букина Н.Н. Развитие неформального образования родителей как воспитателей // Человек и образование. - 2010. - № 4. - С. 10-14.
4. Гордина О.В., Гордин А.И. Информальное и неформальное образование взрослых: вопросы теории и практики. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2010. - 184 с.
5. Кожанова Т. М. Формирование готовности родителей к конструктивным взаимоотношениям с детьми с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Чебоксары, 2011. - 187 с.
6. Косолапова Л.А., Ильина И.В. Взаимопереходы практика - теория и теория - практика как механизм формирования профессиональных и социальных компетенций студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - URL: http://www.science-education.ru/115-1204
7. Маркова А.В. Формирование готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Пенза, 2006. - 212 с.
8. Мухлаева Т.В. Международный опыт неформального образования взрослых // Человек и образование. - 2010. - № 4. - С. 158-162.
9. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. - М., 2013.
10. Черняева А.Ю. Развитие готовности родителей к эффективной коммуникации с детьми в семье: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. -Магнитогорск, 2006. - 171 с.
11. Чигинцева Е.Г. Развитие готовности родителей к доверительному общению с детьми: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Магнитогорск, 2006. -165 с.