Научная статья на тему 'Неформальная занятость на рынке труда Узбекистана: состояние и пути её снижения'

Неформальная занятость на рынке труда Узбекистана: состояние и пути её снижения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неформальная занятость / рынок труда / рабочая сила / безработица / социальная защита. / informal employment / labor market / labor force / unemployment / social protection.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дусматов Салимжон Мусурманович, Тагаев Бехзод Эргашевич

В статье рассмотрена широко распространённая в мировой экономике неформальная занятость, теоретико­методический подход определения, причины возникновения, последствия и зарубежный опыт по снижению её уровня. проанализированы принимаемые меры в Узбекистане по сокраще­ нию уровня неформальной занятости, раскрыты тенденции, доля в секторах экономики, негативное влияние на социально­экономическое развитие страны, а также разработаны рекомендации по сокращению уровня неформальной занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMAL EMPLOYMENT ON LABOR MARKET: STATE AND WAYS OF ITS REDUCTION

The article studies informal employment widespread in the global economy, the theoretical and methodological approach to determining the causes, the consequences and the foreign experience of reducing its level. The measures taken in Uzbekistan to reduce the level of informal employment are analyzed, the trends, the share in sectors of the economy, the negative impact on the socio­economic development of the country are disclosed, and recommendations are developed to reduce the level of informal employment.

Текст научной работы на тему «Неформальная занятость на рынке труда Узбекистана: состояние и пути её снижения»

Дусматов Салимжон Мусурманович,

директор Республиканского научного центра занятости, охраны труда при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, кандидат экономических наук, доцент;

Тагаев Бехзод Эргашевич,

начальник отдела Республиканского научного центра занятости, охраны труда при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, кандидат экономических наук

НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА УЗБЕКИСТАНА: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ ЕЁ СНИЖЕНИЯ

УДК: 331.5

ДУСМАТОВ С.М., ТАГАЕВ Б.Э. УЗБЕКИСТОН МЕЦНАТ БОЗОРИДА НОРАСМИЙ БАНДЛИК: УНИНГУ,ОЛАТИ ВА КАМАЙТИРИШ УСУЛЛАРИ

Мак,олада жах,он ик,тисодиётида кенг тарк,алган норасмий бандлик, унинг талк,инига булган назарий-услубий ёндашув, келиб чик,иш сабаблари, ок,ибатлари ва унинг даражасини камайтириш буйича хориж тажрибаси урганилган. Узбекистонда норасмий бандлик даражасини камайтириш буйича амалга оширилаётган чоралар тах,лил килиниб, унинг тенденцияси, ик,тисодиёт тармок,ларидаги бандликда улуши, мамлакатнинг ижтимоий-ик,тисодий ривожланишига салбий таъсири очиб берил-ган х,амда унинг даражасини камайтириш буйича тавсиялар ишлаб чик,илган.

Таянч сузлар: норасмий бандлик, мех,нат бозори, ишчи кучи, ик,тисодий фаол ах,оли, ишсизлик, ижтимоий х,имоя.

ДУСМАТОВ С.М., ТАГАЕВ Б.Э. НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА УЗБЕКИСТАНА: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ ЕЁ СНИЖЕНИЯ

В статье рассмотрена широко распространённая в мировой экономике неформальная занятость, теоретико-методический подход определения, причины возникновения, последствия и зарубежный опыт по снижению её уровня. Проанализированы принимаемые меры в Узбекистане по сокращению уровня неформальной занятости, раскрыты тенденции, доля в секторах экономики, негативное влияние на социально-экономическое развитие страны, а также разработаны рекомендации по сокращению уровня неформальной занятости.

Ключевые слова: неформальная занятость, рынок труда, рабочая сила, безработица, социальная защита.

DUSMATOV S.M., TAGAEV B.E. INFORMAL EMPLOYMENT ON LABOR MARKET: STATE AND WAYS OF ITS REDUCTION

The article studies informal employment widespread in the global economy, the theoretical and methodological approach to determining the causes, the consequences and the foreign experience of reducing its level. The measures taken in Uzbekistan to reduce the level of informal employment are analyzed, the trends, the share in sectors of the economy, the negative impact on the socio-economic development of the country are disclosed, and recommendations are developed to reduce the level of informal employment.

Keywords: informal employment, labor market, labor force, unemployment, social protection.

Введение.

Неформальная занятость является ключевой проблемой современной глобализованной экономики. В ежегодных прогнозах рынка труда Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) особое внимание уделяется показателям динамики обеспечения занятости на незащищённый труд. По данным МОТ, в 2018 году около 2 млрд. человек или 61% людей в мире работают в неформальном секторе экономики, из них 93% в развивающихся странах1, подавляющее большинство которых подвергаются более высокому риску, чем лица с формальной занятостью и не имеют социальной защиты, трудовых прав и достойных условий труда.

Неформальная занятость является распространённой чертой современной мировой экономики, где эта категория занятого населения подвержена более высокому риску, чем лица с формальной занятостью. Из-за сложившегося в мире высокого уровня неформальной занятости приводящих к неблагоприятным последствиям, как для работников, так и бизнеса, и общества в целом, этот важный вопрос включен в систему Целей ООН в области устойчивого развития (ЦУР).

В докладе МОТ подчеркивается сложившийся высокий уровень бедности среди неформальных работников, который является серьёзной проблемой для обеспечения достойного труда, устойчивого и всестороннего роста занятости. Но с другой стороны, он рассматривается как неиспользованный ресурс и инструмент для высокого показателя занятости и низкой заработной платы. Тем не менее, нет общего понимания явления, его природы и структуры.

Термин «неформальная занятость» был впервые введен английским социологом Китом Хар-

1 Women and Men in the Informal Economy: A Statistical Picture. Third Edition. International Labour Office, Geneva-2018. Стр.5.

том в 1973 году в его статье «Возможности неформальных доходов и занятость в городах Ганы»2. Подход Харта был поддержан многими исследователями и принят международными экономическими организациями (МОТ, Всемирный банк, ОЭСР). Они использовали эту концепцию не только в различных инициативах по сокращению масштабов бедности в развивающихся странах, но и в статистическом измерении показателя неформальной занятости, адаптируя ее к существующей статистической практике.

Международное статистическое определение занятости в неформальном секторе определило как включающие все работы на предприятиях неформального сектора или всех лиц, которые в течение отчетного периода были заняты как минимум на одном предприятии неформального сектора, независимо от их статуса и было ли это их основной или вспомогательной работой3.

Массовое развитие неформальной занятости в неформальном секторе экономики рассматривалось как проявление механизма саморегулирования рынка труда, вынужденную форму адаптации населения к текущей социально-экономической ситуации. Между тем рост неформальной занятости стал естественным результатом функционирования рынка труда, проявлением его основных составляющих.

С началом рыночных реформ в Узбекистане в 1992 году, распространение неформальной заня-

2 Keith Hart. Informal Income Opportunities and Urban Employment in Ghana. The Journal of Modern African Studies, Vol. 11, No. 1 (Mar., 1973).

3 Термин «предприятие» используется здесь в широком смысле и относится к любой единицы занимающейся производством товаров или услуг для продажи или обмена. Оно охватывает не только производственные единицы, которые используют наемный труд, но также и производственные единицы, которые находятся в собственности и управляются отдельными лицами, работающими за свой счет в качестве самозанятых лиц, либо один, либо с помощью неоплачиваемых членов семьи.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 9(129)

Рис. 1. В 2018 году доля неформальной занятости в общей занятости1, %.

тости стало шире и проявило себя как способ адаптации к рынку труда. Отмечался отток рабочей силы из государственного сектора, работа в неполный рабочий день, принудительный вынужденный отпуск в связи с остановкой или перепрофилированием предприятий, обесценивание заработной платы в государственном секторе экономике, теневая заработная плата, а также появление новых форм занятости и видов деятельности увеличил уровень неформальной занятости.

Таким образом, изучение опыта международного сообщества поможет Узбекистану ускорить совершенствование стратегического мышления и разработку комплекных экономических мер по борьбе с неформальной занятости и теневой экономикой.

I. Особенности и влияния мер, принятых в отдельных странах по снижению неформальной занятости.

Важным фактором, влияющим на неформальную занятость населения, является уровень образования, чем выше уровень образования, тем соответственно ниже уровень неформальной занятости. Кроме того, почти вдвое больше неформальной занятости наблюдается среди населения сельской местности, чем городской. Более 90% неформальной занятости приходится на сельское хозяйство, которое является сектором экономики с самой высокой долей. Хотя неформальная занятость часто ассоциируется с

1 https://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_627798/ 1апд--ш/^ех.Ы:т

развивающимися странами, она распространена по всему миру2 (рис. 1).

Люди по разным причинам выбирают неформальную занятость и совместный исследовательский отчёт МОТ и Всемирной торговой организации показывает, что высокий уровень неформальной занятости в развивающихся странах ограничивает возможности стран извлекать выгоду из открытой торговли.

В Рекомендации МОТ № 204 подчёркивается необходимость облегчения перехода работников и экономических единиц из неформального сектора в формальную экономику, обеспечения их основных прав и участия в предпринимательской деятельности.

Как правило, неформальную занятость можно разделить на три типа: самостоятельная занятость, наёмная неформальная занятость и неустойчивая занятость. Наиболее распространёнными сферами неформальной занятости являются торговля, сельское хозяйство и услуги. Во многих странах деятельность неформального сектора/неформальная занятость являются вторичными.

Изучив исследования проведенные в этой области, можно обобщить их и выявить следующие факторы ведущие к неформальной занятости (рис. 2).

Неформальная занятость ведет к серьезным нарушениям трудовых отношений таким как несоблюдение трудового законодательства со стороны работодателей, отсутствие социальных

2 Women and Men in the Informal Economy: A Statistical Picture. Third Edition. International Labour Office, Geneva-2018.

Рис. 2. Факторы неформальной занятости1.

гарантий и правовой защиты работников, чрезмерная эксплуатация, несоблюдению требований охраны труда и т.д.

Высокий уровень неформальной занятости нарушает верховенство закона и управления, подавляющее большинство населения игнорирует законы, решения правительства и не платят налоги, снижает доверие граждан к государству, значительная часть населения не имеет официальной социальной защиты от экономических рисков. Поэтому государственная политика в отношении неформальной занятости обычно сбалансирована между превентивными мерами и санкциями.

Неформальная занятость в разных странах определяется по разным критериям в частности: в Республике Корея граждане, не участвующие в национальной пенсионной системы, в Чехии и Венгрии - не имеющие письменного трудового договора, в Мексике медицинской страховки, в Польше - не охваченные социальным страхованием и, в Турции - не зарегистрированные в учреждениях социального обеспечения.

Понятие неформальной занятости распространяется не только в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, но и в развитых странах. Одной из причин роста неформальной занятости считается процесс глобализации

1 Разработано авторами.

экономики. В результате глобальная конкуренция размывает трудовые отношения, побуждая формальные предприятия нанимать работников за низкую зарплату с узким набором трудовых льгот (или вообще без них), либо перестраивать производство товаров и услуг на условиях субподряда (аутсорсинга)2.

Неформальная занятость неразрывно связана с теневой экономикой в которой занята значительная часть мировой рабочей силы и имеет широкое определение в качестве нерегулируемой государством и необлагаемой налогом экономической деятельности и считается разнообразной, сложной и растущей сферой деятельности.

Это явление существует даже в самых развитых странах и выполняет важную социально-экономическую функцию. Во-первых, она обеспечивает занятость тем кто не может найти работу в формальном секторе и представляет собой систему социальной защиты бедных. Во-вторых, она часто является способом начать бизнес и может стать шагом к легализации. Ее социальные издержки, такие как потерянные налоговые поступления, низкая эффективность и отсутствие

2 Частично адаптировано из МОТ. «КПРТ 8. Занятость в неформальной экономике». http://www.ilo.org/ wcmsp5/groups/public/---dgreports/---stat/documents/ риЬПсайопМаг^_501609.pdf

Рис. 3. Последствия неформальной занятости1.

социального обеспечения перевешивают вышеуказанные социальные выгоды.

В целом, сокращение занятости в этом секторе является насущной и серьезной проблемой для любой страны и ее потенциальные последствия для страны представлены на рис. 3.

Страны ЕС, ОЭСР и другие страны с переходной экономикой имеют большой опыт сокращения уровня неформальной занятости и теневой экономики, их усилия в этом направлении подразделяются на четыре широкие категории2:

1 Разработано авторами.

2 The World Bank. Policies to Reduce Informal Employment. An International Survey. Technical Note for the Government of Ukraine. April 2011.

• налоги и другие прямые фискальные меры;

• нормативно-правовые документы по труду и другие меры по трудоустройству;

• более широкое законодательство для ведения бизнеса;

• административные меры.

Во многих странах определенные категории работников имеют различные налоговые льготы и преференции. Ограниченный уровень выплат по социальному обеспечению является регрессивным компонентом налоговой системы, которая является одной из важнейших характеристик Австрии, Канады, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Нидерландов, Испании и Турции.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 9(129)

Однако в некоторых случаях они применяются только к определенным категориям выплат и график выплат по социальному страхованию может быть прогрессивным с учетом подоходного налога.

Так, в Чехии, Греции и Португалии самозанятым лицам разрешается единовременная выплата или снижение ставок заработной платы в отношении наемных работников, в то время как в Венгрии, Мексике и Испании есть доступ к специальным упрощенным налоговым режимам.

Ряд стран ОЭСР полностью избежали двойного налогообложения прибыли, распределяемой в виде дивидендов. Европейские страны, такие как Франция, Бельгия и Нидерланды ввели налоговые льготы для неофициального сектора занятости (услуги на дому, обустройство дома и ремонт).

Стоит отметить достижение Казахстана в этой области сократившего за короткий срок долю неформально занятого населения до 16%, что соответствует развитым странам, таким как Германия (16%), Австрия (16%) и Франция (15%)1. Это стало возможным благодаря внедрению Единого совокупного платежа, инструмента посредством которого неформально самозанятый работник информирует государство о своей деятельности и на льготных условиях оплачивает одновременно ИПН и все пенсионные и социальные платежи.

Этому способствовало принятие Правительством страны Комплексного плана противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2013 - 2015 годы. В целом, меры государственной политики Казахстана в этой сфере сводятся к трем основным направлениям: стимулирование создания и сохранения качественных рабочих мест, прежде всего в высокопроизводительных отраслях с более высоким уровнем доходов работающих; подготовка и трудоустройство квалифицированной рабочей силы; обеспечение баланса рабочих мест и трудовых ресурсов и поддержки трудоустройства граждан государственной службы занятости и частными агентствами занятости.

II. Активная политика Узбекистана по снижению уровня неформальной занятости.

Неформальная занятость населения в экономике Узбекистана долгое время была вне поля

1 Министерство труда и социальной защиты населения Казахстана. https://www.enbek.gov.kz/ru/ node/353651.

зрения и не рассматривалась серьезно и только после принятия «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы» начались коренные реформы в сфере труда и занятости.

В условиях углубления экономических преобразований и модернизации экономики в Узбекистане как и в других странах начали предпринимать действенные меры по недопущению роста неформальной занятости.

Разработаны «Дорожные карты» по совершенствованию нормативно-правовых документов на основе международного опыта в этой сфере и нацеленные на обеспечение высокого уровня занятости, низкого уровня безработицы, сокращения неформальной занятости, повышения производительности труда и реальных доходов населения, улучшения деловой среды, развития малого бизнеса, частного предпринимательства и создания новых рабочих мест.

Снижена с января 2019 года налоговая нагрузка на фонд оплаты труда путем введения единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 12%, перечислением 0,1% на индивидуальные накопительные пенсионные счета, отменены страховые взносв граждан во внебюджетный Пенсионный фонд удерживаемых ранее из доходов граждан в виде оплаты труда. Упрощена налоговая система для снижения уровня теневой экономики и увеличения официальной занятости и повышения инвестиционной привлекательности страны2.

Также снижена ставка единого социального платежа с 15 до 12% всем юридическим лицам, включая микрофирмы, малые предприятия и фермерские хозяйства и остальным предприятиям, в уставном фонде которых менее 50% принадлежит государству.

Вновь образовано Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, основными задачами которого определены разработка государственного заказа на создание новых рабочих мест, координация реализации территориальных и отраслевых программ занятости населения, разработка и реализация соответствующих рыночным условиям нормативно-

2 Указ Президента Республики Узбекистан от 29.06.2018 г. № УП-5468 «О концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан».

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 9(129)

правовых актов в сфере регулирования рынка труда, занятости, трудовых отношений, охраны труда, профессиональных и трудовых стандартов внешней трудовой миграции и негосударственных агентств по содействию занятости и др.

В результате наметились положительные тенденции в сфере занятости в частности, в стране был полностью искоренен детский труд, принимаются эффективные меры по устранению вовлечения работников государственного сектора к принудительному труду. Внедрен порядок выделения за счет средств Государственного фонда содействия занятости субсидий и грантов для обеспечения трудоустройства и привлечения к предпринимательской деятельности незанятого населения, стимулирования оформления (регистрации) неофициальных рабочих мест.

Правительством страны поставлена задача к 2020 году разработать и ввести в действие Стратегию обеспечения занятости молодежи и внедрить Глобальный пакт о рабочих местах МОТ (принятый в 19.07.2009г. на международной конференции труда), оказывать содействие устойчивому экономическому росту на основе повышения производительной занятости и достойного труда для мужчин и женщин, а также упорядоченной, безопасной, регулируемой трудовой миграции и эффективной миграционной политике1.

Одной из особенностей рынка труда республики является быстрое увеличение трудовых ресурсов в связи с высоким темпом роста населения и высокий уровень неформальной занятости в экономике страны. Высокие темпы прироста населения в среднем на 1,4-1,6% в год за счет высокой рождаемости (22-24 промилле) и относительно низкой смертности (5,0-5,1 промилле), а также ежегодный приток более 350 тыс. населения трудоспособного возраста, усиливает напряжённость на рынке труда и превращает обеспечение занятости населения в первоочередную задачу в экономической политике страны.

Анализ неформальной занятости в настоящем исследовании основан только по данным Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан которое начало открыто

1 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20.10.2018г. №841 «О мерах по реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года».

опубликовать результаты социологических обследований с 2017 года, хотя в других странах анализ и публикация статистической информации о социально-экономических явлениях, процессах и их результатах осуществляется органами статистики.

Согласно действующей в республике методики, к занятым в неформальном секторе экономики относятся лица не вставшие на учет в налоговых органах и не уплачивающие взносы по государственному социальному страхованию. По этой методике наибольшая доля неформальной занятости в секторах экономики приходится на оптовую и розничную торговлю - 17,8%; строительство - 17,3%; промышленность 14,2%; сельское, лесное и рыбное хозяйство - 10,9% (рис. 4)2.

Следует отметить, что Министерство занятости и трудовых отношений впервые начало обеспечивать прозрачность данных о рынке труда и использовать критерии международных организаций и международный опыт в принятии соответствующих мер и положений, что является предпосылкой для успешного преодоления существующих проблем на рынке труда.

В частности, в 2018 году в экономике было занято 13,3 млн., из которых в официальном секторе экономики 5,4 млн. человек (40,7%), в неформальном секторе 7,9 млн. человек (58,6%), и уровень безработных составил 1,4 млн. человек (9,3%)3, что показывает о высоком уровне неформальной занятости и безработицы на рынке труда республики и необходимости принятия соответствующих необходимых мер по решению этих задач.

Наибольшую долю занятых в неформальном секторе составляют: выполняющие одноразовые временные и сезонные работы - 21,5%; предприниматели без регистрации и разрешений - 18,7%;

2 Данные социологического обследования, проведенного Республиканским научным центром занятости и охраны труда при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в декабре 2018 года по изучению вопросов занятости в домохо-зяйствах. http://old.mehnat.uz/upload/file/dlya_sayta_ btr_25_01_2018.pdf

3 Разработано авторами по данным социологического обследования, проведенного Республиканским научным центром занятости и охраны труда при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в декабре 2018 года по изучению вопросов занятости в домохозяйствах. http://old.mehnat.uz/ upload/file/dlya_sayta_btr_25_01_2018.pdf.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 9(129)

Рис. 4. В 2018 году доля неформальной занятости в отраслях экономики1,%.

-1 10,9

Сельское, лесное и рыбное.. Промышленность Строотельство Оптовая и розничная торговля;.. Перевозка и хранение Образование

Все остальные виды услуг

17

1 14,2 -1 17,3

J 17,8

17,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J 28,2

Рис. 5. В 2018 году занятые по статусу в неформальном секторе экономики2

Выполняющие временные и сезонные работы

Помогающие членам семьи и предпринимателям без оформления трудовых отношений Незарегистрированные и осуществлющие без разрешения предпринимательскую деятельность

Занятые в дехканских хозяйствах

Выехашие за рубеж дня осуществления трудовой деятельности

1 21,5

11,2

18,7

18,3

30,3

занятые на дехканских хозяйствах - 18,3%; выехавшие за рубеж для осуществления трудовой деятельности - 30,3% (рис. 5)2.

Учитывая масштаб и высокий уровень неформальной занятости и его значение в социально-экономическом развитии страны Правительственным постановлением введен порядок выдачи временных трудовых удостоверений самозанятым гражданам с предоставлением их владельцам права на учет трудового стажа и получение стимулирующих льгот, что реально будет спо-

собствовать увеличению численности занятых в формальном секторе экономике4.

В нем предусматривается трудовая деятельность самозанятых граждан по 24 видам (услуг, работ) с выдачей удостоверения на срок от 1 до 12 месяцев при оплате от 0,5 базовой расчетной величины за 1 месяц до 4,5 базовой расчетной величины за 12 месяцев. Период действия временных трудовых удостоверений засчитывается в трудовой стаж граждан для исчисления пенсии и допускается привлечение организациями граж-

1 Разработано авторами по данным социологического обследования, проведенного Республиканским научным центром занятости и охраны труда при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в декабре 2018 года по изучению вопросов занятости в домохозяйствах. http://old.mehnat.uz/ upload/f¡le/dlya_sayta_Ы:r_25_01_2018.pdf.

2 Там же.

3 Разработано авторами по данным социологического обследования, проведённого Республиканским научным центром занятости и охраны труда при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

4 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9.07.2019г. №566 «О введении временного трудового удостоверения для самозанятых граждан».

дан, имеющих статус самозанятых к различным видам деятельности по оказанию услуг и выполнению работ на договорной основе.

При этом этой возможностью могут воспользоваться граждане Узбекистана, выезжающие за рубеж для осуществления временной трудовой деятельности, что в результате трудовые мигранты при достижении пенсионного возраста могут получить пенсию в установленном порядке.

Особо необходимо отметить, что самым существенной льготой является то, что оплата труда указанных граждан не является объектом исчисления единого социального платежа и что доходы, полученные в результате трудовой деятельности в порядке самозанятости не облагаются налогом на доходы физических лиц.

В связи с принятыми мерами в этой области доля неформальной занятости в 2017 году снизилась с 60,9% до 58,6% в 2018 году и в первой половине 2019 года до 58,3%. В отчётном периоде численность занятых в официальном секторе увеличилась на 326,3 тыс. человек или на 6,2% и составила 5593,6 тыс. человек1 и это показывает закономерную тенденцию дальнейшего снижения уровня неформальной занятости и роста занятых в официальном секторе экономики.

Экономический рост играет важную роль в переходе неформальной занятости к формальному сектору, поскольку устойчивое экономическое развитие, предсказуемость рынка труда создает почву для роста долгосрочных трудовых договоров, а также значительному увеличению официальной занятости. Осуществляемые структурные экономические реформы в стране должны привести к сокращению неофициально получающих заработной платы и росту официально нанятых работников, расширению и повышению производительности экономических единиц, что немаловажно в переходе неформальной занятости к формальному сектору.

Также в рамках реализации мер по реформированию системы здравоохранения в республике для дальнейшего совершенствования системы оказания медицинской помощи населению с 1 января 2021 года запланировано поэтапное внедрение обязательного медицинского страхования населения. В связи с этим для полного

1 Источник: Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан https://mehnat.uz/uz/ article/2019-yil-i-yarimyillik-yakunlari-bandlik-masalasini-urganish-shuningdek-ishga-zhoylashishga-muhtozh-aholi-sonini-aniqlash-natizhalari-

охвата населения обязательным медицинским страхованием, обеспечения социального страхования, воспроизводства и поддержания здоровья рабочей силы требуется принять необходимые комплексные меры по снижению неформальной занятости населения2.

Создание благоприятных условий работодателю и работнику, а также улучшение деловой среды для развития малого бизнеса и частного предпринимательства в формальном секторе экономики обеспечить успешное решение задачи снижения масштабов неформальной занятости.

Исходя из вышеизложенного на основе международных исследований и результатов проведенного анализа путей решения проблем неформальной занятости населения, считаем целесообразным проведение следующих комплексных мер в сфере занятости:

- осуществление макроэкономической политики в интересах занятости, поддерживающую совокупный спрос, эффективные инвестиции и структурные преобразования, направленные на создание новых предприятий и рабочих мест;

- совершенствование налоговой, отраслевой и инфраструктурной политики способствующей росту занятости населения, повышению производительности труда, облегчающей процессы структурных преобразований в сфере торговли и промышленности;

- формирование корпоративной политики поддерживающей устойчивые предприятия в том числе микро, малые, средние предприятия и предпринимательство, а также разумные, прозрачные нормативно-правовые акты для облегчения перехода к формальному сектору и обеспечение честной конкуренции;

- навыков и образования в удовлетворении постоянно меняющихся потребностей рынка труда и новых технологий, внедрение системы обучения на протяжении всей жизни;

- повышение качества образовательной системы и внедрение двойной системы обучения и трудоустройства, в рамках которой предприятия нанимают молодых людей в качестве «обучающихся» и обучают их с помощью программ отражающих потребности бизнеса;

2 Указ Президента Республики Узбекистан от 7.12.2018 года №УП-5590 «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан».

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 9(129)

- принятие законодательного акта регулирующего минимальный размер оплаты труда и совершенствование пенсионной системы согласно международного опыта;

- путем проведения широких информационно-разъяснительных работ повышение правовой культуры населения по преимуществам перехода к формальной занятости и изменение восприятия негативных последствиях неформальной занятости в общественном сознании.

Согласно концепции МОТ о достойном труде, достойный труд рассматривается как возможность эффективно работать в условиях свободы,

социальной справедливости, равенства и безопасности. Преобладание достойного труда зависит от уровня жизни, качества и образа жизни населения.

Таким образом, реализация государственной политики направленной на снижение уровня неформальной занятости может обеспечить пополнения местных бюджетов и пенсионного фонда, исполнения трудового законодательства, достижения сбалансированности рынка труда, достойного труда, социальной защиты рабочей силы и повышения уровня и качества жизни населения.

Использованная литература:

1. Бобков В.Н. Неустойчивая занятость в формальной экономике России - основная причина неформальной занятости. // «Уровень жизни населения регионов России», 2017. №1(203). -С. 7-16.

2. Симонова М.В., Жукова А.А. Тенденции неформальной занятости на рынке труда. // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, 2017, № 3. -С. 111-116.

3. Хасанова А.Ш., Гатин А.Д. Особенности развития неформальной занятости в современной российской экономике. // «Вестник экономики, права и социологии», 2017, №4. -С.113-116.

4. Федорова Е.П., Яковлева А.В. Неформальная занятость в России: тенденции, причины. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», 2014, № 2.

5. Представительство ПРООН в Узбекистане. Неустойчивая занятость в Узбекистане: состояние, проблемы и пути их решения. 2018.

6. Казахстанский Институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан. Современное состояние рынка труда в Казахстане. - Астана, 2017.

7. Hart K. Informal Income Opportunities and Urban Employment in Ghana// Journal of Modern African Studies. 1973. Vol. 11. pp. 61-89.

8. ILO. Informality and non-standard forms of employment//Prepared for the G20 Employment Working Group meeting. 20-22 February 2018, Buenos Aires.

9. The World Bank. Policies to Reduce Informal Employment. An International Survey. Technical Note for the Government of Ukraine. April 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.