Научная статья на тему 'НЕДОСТАТКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦАРСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ДЕРБЕНТСКОЙ ГУБЕРНИИ ПО ДАННЫМ РЕВИЗИИ 1860 ГОДА'

НЕДОСТАТКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦАРСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ДЕРБЕНТСКОЙ ГУБЕРНИИ ПО ДАННЫМ РЕВИЗИИ 1860 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / СУДОПРОИЗВОДСТВО / ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / НАСЕЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦАРСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ГУБЕРНИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / РЕВИЗИЯ / ЧИНОВНИКИ / ПОВИННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джабаева Тахмина Чарагановна

Исследуются вопросы, связанные с практикой административного управления в Дагестане, в частности в Дербентской губернии в середине XIX в. Выявлены недостатки административного управления по части делопроизводства, неопределенность судебных разбирательств, причины нежелания участия полицейских в раскрытии определенных преступлений (социальный фактор), неэффективность управления государственным имуществом, недостатки в налоговой системе. Анализируются причины низкого уровня медицины, проблем ведения городского хозяйства и торговли. Отмечена политическая гибкость царской администрации по отношению к населению Дербентского уезда. Показана степень влияния адатов на общественную жизнь и самосознание населения, стойкое соблюдение архаичных норм обычного права, несмотря на политическое и административное присутствие, в большей или меньшей мере, царской администрации в различных обществах Дербентского уезда. Отмечается социально-политическая разница в общественном сознании, существующая между населением края и новой властью. Изучается комплекс вопросов, связанных с уровнем социального развития населения Дербентского уезда Дагестана в составе России в середине XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Джабаева Тахмина Чарагановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHORTCOMINGS OF THE ADMINISTRATIVE MANAGEMENT OF THE TSARIST ADMINISTRATION IN THE DERBENT PROVINCE ACCORDING TO THE AUDIT OF 1860

The article is devoted to the study of issues related to the practice of administrative management in Dagestan, in particular in the Derbent province in the middle of the 19th century. The shortcomings of administrative management in terms of office work, the uncertainty of court proceedings, the reasons for the reluctance of police officers to investigate certain crimes (a social factor), the inefficiency of state property management, the shortcomings in the tax system are identified, and the reasons for the low level of medicine, problems of urban economy and trade are analyzed. As a result, the political flexibility of the tsarist administration in relation to the population of the Derbent district is noted. The author analyzes the degree of influence of the adats on the public life and self-consciousness of the population, the persistent observance of archaic norms of customary law, despite the political and administrative presence, to a greater or lesser extent, of the tsarist administration in various societies of the Derbent district. There is a socio-political difference in the public consciousness that exists between the population of the region and the new government. The article involves the study of a complex of issues related to the level of social development of the population of the Derbent district of Dagestan in Russia in the middle of the 19th century.

Текст научной работы на тему «НЕДОСТАТКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦАРСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ДЕРБЕНТСКОЙ ГУБЕРНИИ ПО ДАННЫМ РЕВИЗИИ 1860 ГОДА»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

УДК 94(470.67)

doi 10.18522/2687-0770-2021-2-43-47

НЕДОСТАТКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦАРСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ДЕРБЕНТСКОЙ ГУБЕРНИИ ПО ДАННЫМ РЕВИЗИИ 1860 ГОДА

© 2021 г. Т. Ч. Джабаева а

а Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

SHORTCOMINGS OF THE ADMINISTRATIVE MANAGEMENT OF THE TSARIST ADMINISTRATION IN THE DERBENT PROVINCE ACCORDING TO THE AUDIT OF 1860

Исследуются вопросы, связанные с практикой административного управления в Дагестане, в частности в Дербентской губернии в середине XIX в. Выявлены недостатки административного управления по части делопроизводства, неопределенность судебных разбирательств, причины нежелания участия полицейских в раскрытии определенных преступлений (социальный фактор), неэффективность управления государственным имуществом, недостатки в налоговой системе. Анализируются причины низкого уровня медицины, проблем ведения городского хозяйства и торговли.

Отмечена политическая гибкость царской администрации по отношению к населению Дербентского уезда. Показана степень влияния адатов на общественную жизнь и самосознание населения, стойкое соблюдение архаичных норм обычного права, несмотря на политическое и административное присутствие, в большей или меньшей мере, царской администрации в различных обществах Дербентского уезда. Отмечается социально-политическая разница в общественном сознании, существующая между населением края и новой властью. Изучается комплекс вопросов, связанных с уровнем социального развития населения Дербентского уезда Дагестана в составе России в середине XIX в.

Ключевые слова: Дагестан, судопроизводство, делопроизводство, население, административное управление, царская администрация, губерния, общественная жизнь, ревизия, чиновники, повинности.

The article is devoted to the study of issues related to the practice of administrative management in Dagestan, in particular in the Derbent province in the middle of the 19th century. The shortcomings of administrative management in terms of office work, the uncertainty of court proceedings, the reasons for the reluctance of police officers to investigate certain crimes (a social factor), the inefficiency of state property management, the shortcomings in the tax system are identified, and the reasons for the low level of medicine, problems of urban economy and trade are analyzed.

As a result, the political flexibility of the tsarist administration in relation to the population of the Derbent district is noted. The author analyzes the degree of influence of the adats on the public life and self-consciousness of the population, the persistent observance of archaic norms of customary law, despite the political and administrative presence, to a greater or lesser extent, of the tsarist administration in various societies of the Derbent district. There is a socio-political difference in the public consciousness that exists between the population of the region and the new government. The article involves the study of a complex of issues related to the level of social development of the population of the Derbent district of Dagestan in Russia in the middle of the 19 th century.

Keywords: Dagestan, legal proceedings, office work, population, administrative management, tsarist administration, province, public life, audit, officials, duties.

а

T.Ch. Dzhabaeva а

Dagestan State University, Makhachkala, Russia

а

Джабаева Тахмина Чарагановна -кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России, Дагестанский государственный университет, ул. Гаджиева, 43а, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367000, Россия. E-mail: tahmina.dj@mail.ru

Tahmina Ch. Dzhabaeva -

Candidate of History, Associate Professor,

Department of Russian History,

Dagestan State University,

Gadzhieva Str., 43a, Makhachkala,

Republic of Dagestan, 367000, Russia.

E-mail: tahmina.dj@mail.ru

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

После присоединения Северного Кавказа к России основной целью российского правительства стало превращение региона в неотъемлемую часть империи, максимально интегрированную в российскую социально-экономическую и политическую систему. Реформирование системы административного управления началось с высших органов военной и гражданской власти на Кавказе. Прежде всего было учреждено Кавказское наместничество вместо должности главнокомандующего Кавказской армией [1].

С 1855 г. Прикаспийский край был поделен на владения Северного и Нагорного Дагестана и Дербентскую губернию. Уездный начальник в Дербентской губернии управлял по новым правилам уездных начальников Кавказа.

Член Государственного совета П.Е. Коцебу, исполнив возложенное на него поручение кн. Барятинского относительно ревизии Дербентской губернии во всех частях ее административного управления, представил отчет о ее ходе и последствиях. В отчете были приведены подробные сведения о действиях властей и состоянии делопроизводства административных учреждений по гражданской и уголовной частям, о состоянии других частей управления -государственными имуществами, врачебной, межевой и строительной, а также о социально-экономическом положении населения губернии [2, с. 440].

Ревизия была непосредственно проведена в Канцелярии Дербентского военного губернатора, сосредоточивающей в себе обязанности губернского правления и палаты государственных имуществ и включающей Дербентское и Кубинское уездные управления, Дербентскую и Кубинскую городские полиции, Кубинское, Хаз-ринское, Будугское и Шабранское участковые управления, Улусское приставство и управление помощника управляющего Кайтагом.

В каждом из этих управлений были обнаружены нарушения установленных законом правил делопроизводства. В отчетах была отмечена крайняя медлительность в производстве уголовных и гражданских дел и неверный ход разбирательства. К примеру, уездные начальники, полиция и участковые заседатели нередко принимали на себя решения дел, которые по классификации и цене исков должны были подлежать судебному разбирательству. Также наблюдались слабые меры взыскания по частным долговым претензиям, от которых кредиторы испытывали

массу неудобств, а должники уклонялись от уплаты долга, вследствие чего доверие народа в частных сделках падало. На данный недостаток в судопроизводстве было обращено особое внимание в отчете [2, с. 440].

Кроме того, П.Е. Коцебу особо отметил бессилие полицейских чиновников в раскрытии совершаемых в губернии разного рода преступлений. В состав Дербентской губернии входили различные владения (Кайтаг, Табасаран и др.), население которых можно разделить на вполне покорных жителей, понимающих и принимающих начала гражданской жизни; на жителей также вполне покорных, но вследствие низкого социального уровня не понимающих смысла новых законов; на полупокорных жителей, «общение» с которыми происходит только при помощи военной силы, и, наконец, непокорных жителей, признающих зависимость от царской администрации только когда привлекаются военные силы. В итоге Дербентский уезд состоял из 16 тысяч дворов с социально разнородным населением различной степени образованности и уровня покорности царской администрации. Реализовывать единое гражданское управление в отношении всех обществ уезда было крайне сложно, а в некоторых обществах - невозможно. К наиболее непокорным относились жители вольных магалов Табасарана и Кайтага. Непокорность проявлялась не столько в прямом противостоянии жителей магалов новым законам, сколько в слабом присутствии, иногда и в полном отсутствии здесь представителей власти [3, с. 52].

Поразительным примером того может служить без вести пропавшее в октябре 1853 г. еврейское семейство из 5 человек. Ход этого дела был подробно охарактеризован в специальной записке, представленной при отчете. По имеющимся данным, еврейка по имени Гусида обратилась к уездному начальнику с жалобой на неправильное распоряжение Ага-бека Мугатыр-ского имуществом, оставшимся после смерти ее мужа. Жалоба была справедлива и иск был удовлетворен. Однако вскоре она с четырьмя детьми исчезла из дер. Мугатырь. Формальное следствие ничего не открыло, но, по частным сведениям, стало известно, что по приказанию владельца земли Ага-бека, желавшего отомстить еврейке за жалобу на него, сын его Казалов-бек вместе с Мулла-Агасием и ближайшими нукерами, напав ночью на это семейство, задушили

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

всех и похоронили в укромном месте. Нашлись свидетели, которые уверяли, что несчастных закопали живыми и даже указывали место захоронения, но уличать преступников полицейские не решились из-за опасения мщения не одного Ага-бека, но всего сословия Табасаранских беков. По личному приказанию командующего войсками и управляющего гражданской частью в Прикаспийском крае следствие было прекращено [2, с. 441].

Слабая защита полицейских властей также была отмечена в управлении государственного имущества относительно казенных поселян против притеснений землевладельцев. Жалобы поселян уездным начальникам и участковым заседателям на притеснения землевладельцев заканчивались всегда в пользу последних без всякого расследования. Это происходило в большей степени из-за неопределенных взаимных отношений поселян к владельцам в Дербентском уезде, где поселяне отбывали владельцам повинности по обычаю или адату, условия которого местным властям были неизвестны.

Среди населения Дагестана большое влияние имели адаты. Как правило, они сохраняли архаичные черты и несли пережиток патриархальных отношений [4, с. 499]. Пользуясь этой неопределенностью, землевладельцы увеличивали свои требования по произволу, а поселяне, в свою очередь, старались уменьшать их.

Жалобы со стороны поселян на незаконный захват тамошними беками их общественных земель оставались на бумаге и не подлежали разбирательству. Местная полицейская власть, отказывая поселянам в их жалобах, предлагала им непосредственно самим заявлять свои права на спорную землю судебным порядком [2, с. 442].

Это являлось нарушением, так как по закону, уездный начальник, будучи одновременно и окружным начальником, обязан был сам предъявлять иски в суд о поселянских землях как о казенном имуществе. В итоге поселяне элементарно, не имея средств возбуждать судебный процесс против беков, вынуждены были отказываться от своей собственности и подчиниться самовластию беков.

По материалам отчетов также видно, что отбывание жителями натуральных повинностей не подчинялось никаким правилам и исполнялось вне связи с уставом о повинностях. На жителей возлагались иногда такие работы, которые следовало бы производить вольным наймом. Одна-

ко ни главным начальством в губернии, ни местными полицейскими властями в этом отношении не исполнялся предписанный порядок. Старшины селений не имели книг для записи отбываемых жителями натуральных повинностей, более того, некоторые участковые управления не всегда исправно вели установленные Советом главного управления книги фиксированных обязанностей, которые в определенной степени могли бы оградить произвол чиновников. Самой тягостною из всех натуральных повинностей, сопровождавшихся неизбежными злоупотреблениями, являлась обязанность наряда караульных содержания внутренних постов, призванных обеспечивать безопасность края. Формулировка «по мере надобности» приводила к тому, что наряд караульных нередко принимал самые значительные размеры. Жители Дербентской губернии по распоряжению начальства обязаны были поставлять 270 чел. военных, часть из которых посылалась в действовавшие отряды, часть исполняла службу в своем уезде. С покорением Дагестана острой необходимости в них не было и требовалось незначительное количество военных для охраны безопасности края от разбойничьих шаек. Тем не менее в любом количестве отряд военных являлся весьма обременительным для обществ. Эта повинность представлялась центральным вопросом и по другим губерниям, обсуждаемым в Общем присутствии о земских повинностях, от результата которого зависела дальнейшая судьба этой столь тягостной для жителей, как и безотчетной повинности.

Дербент исторически сложился как торго-во-ремесленный центр, и во второй половине XIX в. он продолжал свое развитие [5, с. 58]. Таким образом, социально-экономический уровень населения здесь был гораздо выше других владений Дербентской губернии. Что касается городского хозяйства, то из всех статей городских доходов слишком обременительной для жителей считалась двойная пошлина, платимая ими со своих садов, находящихся в черте города - 5 % в пользу города и особо в пользу откупной акцизной статьи за виноград и фрукты, ввозимые в город для выделки вина и водки. Основанием определения последней пошлины послужило назначение акцизной черты у самых стен, а не по черте городских земель. Пошлина в пользу акциза столько же неудобна для жителей, как и несправедлива [2, с. 443].

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

Распространению или большему оживлению торговли мешало соседство непокорных племен Дагестана. Блистательным покорением гор препятствие это было уничтожено, и, без сомнения, торговля этого богатого края должна была сама собой возвыситься. Фабрик в Дербентской губернии не было, народная промышленность ограничивалась изделиями домашней работы, выделкой простого сукна, называемого лезгинским, ковров, войлоков и других шерстяных изделий. Для местного сбыта или для удовлетворения требованиям домашнего обихода имелись 6 красильных заводов, 6 - винокуренных, 8 - свечных, 3 - кожевенных [2, с. 443].

Таким образом, проанализировав отчет ревизии и выявив массу недостатков в управлении, можно выделить основные социально-экономические проблемы. Прежде всего для пользы края и благосостояния его жителей необходимо было определить и узаконить взаимные отношения поселян к владельцам земли, на коей они поселены, а также реформировать податную систему из натуральной в денежную по примеру Шемахинской губернии.

Система управления в Дербентской губернии имела свои особенности и отличительные черты по сравнению с аналогичным управлением в других губерниях, к примеру в Кутаисской или Эриванской [6, № 20702]. Вместо губернского правления здесь была учреждена канцелярия губернатора. Для управления Дербентом был назначен комендант, тогда как в других губерниях была должность уездного начальника. Для управления полупокорным и мирным населением, входившим в состав Дербентского уезда, были назначены особые военные приставы. Внутреннее управление в Кайтаге и Табасаране в большей степени находилось в руках местной власти и продолжало управляться своими старшинами, беками, уцмиями [7, с. 379].

Успешные действия начальника губернии зависят от губернаторской Канцелярии, состоящей из сознающих свой долг чиновников. Но деятельность подчиненных менее удовлетворительна и, следовательно, менее оправдывает свое предназначение.

Главнейшей из причин неэффективности действий Дербентского уездного управления и городской полиции Дербента являлось неправильное распределение обязанностей и излишняя загруженность делами служащих, поселяя в их сознании бессилие и равнодушие, при котором и возможное становилось невозможным.

Другие не менее важные, но более общие причины, которыми можно объяснить отсутствие порядка или неправильное направление и производство дел, - это уровень квалификации и нравственные качества исполнителей. Такие причины относятся в большей степени к посреднической роли инстанций между уездными управлениями и народом - участковым управлением, в особенности к управлению Нижним Кайтагом в Дербентском уезде. Недостаток этот можно было устранить одним только набором квалифицированных полицейских чиновников.

В целом же административное управление Канцелярии военного губернатора, несмотря на несоразмерность средств и объема дел и иногда в силу ряда субъективных причин неэффективную деятельность управленческих кадров, носило положительный и благонамеренный характер. Администрация заботилась о благосостоянии жителей, что объяснялось в различных мерах и предложениях, вносимых на рассмотрение высшего начальства, важнейшие из которых, например, облегчение сообщения между Кубою и Дербентом постройкой моста на р. Самур, а также уничтожение или по крайней мере ослабление бедственных неудобств морской пристани в Дербенте посредством устройства мола.

Литература

1. Джамалудинов М.Д., Шигабудинов Д.М. Дербентская губерния в составе Кавказского наместничества (к вопросу об административных преобразованиях России в Дагестане во второй половине 40-х гг. XIX в.) // Изв. Даг. гос. пед. ун-та. Обществ. и гуманит. науки. 2011. № 2 (15). С. 22-25.

2. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Тифлис : Типография Главного управления наместника Кавказского, 1904. Т. XII. 1558 с.

3. Джабаева Т.Ч. Проблема введения гражданского управления и судопроизводства царской администрации в Дагестане в середине XIX века (на материалах Дербентского уезда) // Вестн. Костромского гос. ун-та. 2020. Т. 26, № 3. С. 51-54.

4. Караулов Н.А. Основы мусульманского права // Историческое наследие. Ставрополь : Стрижамент, 1991. 556 с.

5. Далгат Э.М. Социально-экономическое развитие Дербента во второй половине XIX - начале XX века // Вестн. Даг. науч. центра. 2015. № 56. С. 57-62.

6. Положение о разделении Закавказского края. 14 декабря 1846 г. // Полное собрание законов Рос-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

сийской империи. Собрание второе. Т. XXI. Отделение второе. СПб. : Типография II Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1846.

7. Гражданское управление Закавказьем от присоединения Грузии до наместничества Великого князя Михаила Николаевича : ист. очерк / сост. по поручению Военно-исторического отдела В.Н. Иваненко. Тифлис : Тип. Канцелярии Главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе, 1901. Т. VI. 527 с.

References

1. Jamaludinov M.D., Shigabudinov D.M. (2011). Derbent province as part of the Caucasian governorship (to the issue of administrative transformations of Russia in Dagestan in the second half of the 40s of 19th century). Izv. Dag. state ped. un-teta. Obschestv. i gumanit. nauki, No. 2 (15), pp. 22-25. (in Russian).

2. Acts collected by the Caucasian Archaeographic Commission. (1904). Tiflis, Printing House of the Main Directorate of the Governor of the Caucasus, vol. XII, 1558 p. (in Russian).

3. Dzhabaeva T.Ch. (2020). The problem of introducing civil administration and legal proceedings of the

tsarist administration in Dagestan in the middle of the 19th century (based on materials from the Derbent district). Vestn. Kostromskogo un-ta, vol. 26, No. 3, pp. 5154. (in Russian).

4. Karaulov N.A. (1991). Fundamentals of Islamic law. Historical heritage. Stavropol, Strizhament Publ., 556 p. (in Russian).

5. Dalgat E.M. (2015). Social and economic development of Derbent in the second half of the 19th - early 20th century. Vestn. Dag. nauch. tsentra, No. 56, pp. 5762. (in Russian).

6. Regulations on the division of the Transcauca-sian region. December 14, 1846. (1846). Complete collection of laws of the Russian Empire. Second collection. Vol. XXI. Second branch. Saint Petersburg, Printing House of the II Branch of H.E.H. Own chancery. (in Russian).

7. Civil administration of the Transcaucasus from the annexation of Georgia to the governorship of the Grand Duke Mikhail Nikolaevich: hist. essay. (1901). Comp. on behalf of the Military History Department V.N. Ivanenko. Tiflis, Publ. Office of the Commanderin-Chief of the Civil Unit in the Caucasus, vol. VI, 527 p. (in Russian).

Поступила в редакцию / Received 5 мая 2021 г. / May 5, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.