УДК 94(470.67)
ДЕРБЕНТСКАЯ ГУБЕРНИЯ В СОСТАВЕ КАВКАЗСКОГО НАМЕСТНИЧЕСТВА (к вопросу об административных преобразованиях России в Дагестане во второй половине 40-х гг. XIX в.)
©гоп Джамалудинов М.Д., Шигабудинов Д.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
Проанализированы административные преобразования, произведенные российским правительством в системе управления Дербентской губернией во второй половине 40-х гг. XIX в.
The authors of the article analyze the administrative reforms made by the Russian government in the governing system of Derbent province in the second half of 40s of the 19th century.
Ключевые слова: Кавказское наместничество, административные
преобразования, Дербентская губерния, наместник Кавказа, граф М. С. Воронцов.
Keywords: Caucasian region ruled by a governor-general, administrative reforms, Derbent province, deputy of Caucasus, count M.S. Vorontsov.
Преобразования системы
административного управления
Закавказским краем во второй половине 40-х гг. XIX в. начались с реформирования высших органов военной и гражданской власти на Кавказе. Первым шагом явилось упразднение должности
главнокомандующего Кавказской
армией и учреждение Кавказского наместничества. Первым наместником Кавказа был назначен 63-летний новороссийский генерал-губернатор граф М. С. Воронцов, обладавший огромным опытом военной,
административной и дипломатической службы. Кроме того, он пользовался неограниченным доверием и благосклонностью Николая I. Пожалуй, он был одним из немногих высших чиновников России того времени, сумевшим сохранить подобное расположение императора до конца своей жизни.
Высочайший рескрипт о назначении Воронцова наместником Кавказа
последовал 30 января 1845 года [1. С. 1-3]. В феврале 1845 г., по его ходатайству, в виде временной меры при должности царского наместника была учреждена Особая канцелярия. Образованный на манер Собственной канцелярии императора, новый общекавказский орган власти должен был сосредоточить в руках гр. Воронцова все нити управления [2. № 18706]. Наместник подчинялся непосредственно императору. В отличие от своих предшественников, он пользовался всеми правами, ранее составлявшими компетенцию
различных министерств.
Освобожденный от опеки
соответствующих центральных
министерств и ведомств, наместник мог во всех случаях обращаться непосредственно к царю.
В последующее время власть и полномочия наместника царя на Кавказе постоянно усиливались. Так, по указу от 23 июля 1845 г. все вопросы по управлению Закавказским краем и
Кавказской областью уже не вносились на рассмотрение Комитета министров России, а передавались в компетенцию Кавказского комитета, находившегося под полным контролем наместника. В одном из пунктов Указа, в частности, объявлялось, что если какое-либо дело требует принятия «общих мер во всех частях империи... то вопрос о распространении мер на Закавказский и Кавказский край отделять от общего дела и вносить в Кавказский комитет» [4. № 19230].
Наместнику Кавказа были присвоены также особые права в отношении определения на должность и увольнения с должности
государственных чиновников. В связи с чем он мог по собственному усмотрению «определять, перемещать, отрешать и передавать суду чиновников Закавказского края и Кавказской области по всем вообще должностям» от XIV до VIII класса включительно, о чем обязан был только сообщать в Департамент Гражданского ведомства. В отношении всех должностей VI и V классов он имел те же права, но по каждому конкретному случаю обязывался доносить уже
непосредственно императору [10. № 20525].
Учреждение Кавказского
наместничества, по замыслу
императора, должно было обеспечить не только проблему военного и гражданского управления краем, но и решить множество других вопросов. В их числе один из самых больных -связанный со взаимоотношениями высших должностных лиц на Кавказе. Известна, к примеру, нездоровая атмосфера, царившая в отношениях бывшего главнокомандующего на Кавказе генерала Головина и генерала Граббе. Фигура наместника из влиятельнейшей в России дворянской фамилии, к которой принадлежал граф Воронцов, должна была разом снять эту проблему: слишком высок и недосягаем был его авторитет для прочих военных и гражданских чиновников на Кавказе.
Кроме того, в результате крупных неудач начала 40-х гг. в войне с
Шамилем, Николай I несколько разуверился и охладел к кавказской
проблеме. Попытка разового
крупномасштабного наступления в Чечне и Дагестане, которое он рассчитывал в последний раз и решительно провести с помощью Нейдгардта, окончилась неудачей.
Новый главнокомандующий,
назначенный им вместо Головина, действовал вяло и нерешительно и «чуть ли не с первых дней искал отдыха и отставки» [5. С. 302]. Назначая Воронцова наместником Кавказа,
Николай I старался не только переложить на него весь груз забот, связанных с преобразованиями края и одновременно ведением военных действий против северокавказских горцев, но и желал получить
возможность и время для занятия
большой политикой в Европе и на Ближнем Востоке.
С именем С. М. Воронцова связано начало многих преобразований по управлению различными областями наместничества. Ему до всего было дело. Проблемы развития
промышленности и сельского хозяйства края, торговли с горцами и
одновременно вопросы
административного преобразования и
войны с Шамилем интересовали его одинаково. В отчете Воронцова по управлению наместничеством с 25 марта по 1 января 1846 г. в пункте «Дела, по важности заслуживающие особого уважения» на первом месте находим: «соображены предположения об образовании Имеретинской и
Дагестанской областей» [1. С. 847].
14 декабря 1846 г., на основании его представления, вступило в силу Положение о разделении Закавказского края [9. №20701]. Согласно ему в порядке общего управления край
разделялся на четыре губернии:
Тифлисскую, Кутаисскую, Шемахинскую и Дербентскую. В состав Дербентской губернии входили Дербентский и Кубинский уезды, округа Самурский и Дербентский; Кюринское и
Казикумухское ханства, а также все земли Дагестана, расположенные к югу
от Аварского Койсу [9. №20701]. В состав «последних» земель включались, помимо Тарковского и Мехтулинского владений, общества Ишкарты, Каранай, Эрпели, Чиркей, Чир-юрт, Миатли, Султан-Янги-юрт и Отар-аух [11. С. 182]. Население перечисленных сельских обществ управлялось старшинами,
избираемыми под контролем русских военных властей и находившимися под их непосредственным надзором. Скажем, Ишкарты, Каранай и Эрпели находились в управлении командира Дагестанского пехотного полка; Чир-юрт, Чонт-аул и Отар-аух - в управлении командира Нижегородского драгунского полка; Чиркей - в ведении начальника Евгениевского укрепления.
С учреждением Дербентской губернии военно-окружное управление, действовавшее до того времени, упразднялось. Главное управление в каждой из четырех губерний Закавказского края вручалось военным губернаторам, управлявшим также и гражданской частью. По военной части они действовали на правах, присвоенных для военных губернаторов городов, а по гражданской - на правах, присвоенных гражданским
губернаторам Закавказского края [9. № 20701. §6].
Таким образом, управление Дербентской губернией по всем частям поручалось военному губернатору. Звание это соединялось с должностью командующего войсками в Южном
Дагестане [8. № 20703. §2]. Ввиду военного положения в Дагестане Кавказскому наместнику
предоставлялось право снабжать военного губернатора Дербента особыми инструкциями и
наставлениями «по его ближайшему усмотрению» [8. №20703. §3]. В случае отсутствия или болезни военного губернатора, должность его
замещалась комендантом г. Дербента. При Дербентском военном губернаторе состояли специальные чиновники для «особых поручений»: старший и
младший.
Управление Дербентской губернией состояло, кроме должности военного губернатора, из канцелярии, Губернского суда, а также Дербентского уездного управления.
Канцелярия, образованная при военном губернаторе, включала правителя канцелярии, трех секретарей, экзекутора и казначея. В ней сосредотачивалось производство всех дел по управлению губернией [8. № 20703. §5].
В отличие от других губерний Закавказского края, в Дербентской, Кутаисской и Эриванской губерниях (последняя образована в июне 1849 г.) вводилось упрощенное управление. Вместо уездных судов и палат уголовных и гражданских дел, в этих губерниях вводился единый Губернский суд. Ведомству Губернского суда подлежали все уголовные и гражданские дела жителей Дербентской губернии. Высшей апелляционной инстанцией для Губернского суда устанавливался Правительствующий Сенат. Все приговоры Дербентского Губернского суда подлежали рассмотрению и утверждению губернатора. Приговоры по делам особой важности переправлялись на рассмотрение наместника [8. № 20703. §6-10].
В Дербентской губернии
учреждалась и должность губернского прокурора [8. № 20703. §11].
Согласно Положению 14 декабря 1846 г., должность Дербентского
уездного начальника упразднялась. Все дела по управлению уездом вручались Дербентскому коменданту, который исполнял обязанности вместе со своими помощниками. При канцелярии уездного управляющего состояли также должности асессора и секретаря [6. С. 20].
Согласно Положению об управлении Дербентской губернией уездные управления в Дербенте и Кубе могли рассматривать гражданские дела на сумму до 300 руб. сер. Недовольные решением суда уездного управления имели право переноса дела в
Губернский суд для окончательного рассмотрения [8. № 20703. §16].
Участковые управления в
Дербентском уезде также
упразднялись. Вместо них учреждались повсеместно приставства [8. № 20703. §17].
В состав Дербентской губернии в 1846 г. вошел, как отмечалось выше, Самурский округ, образованный еще в 1839 г. генералом Головиным.
Управление округом осуществляли
окружной начальник с двумя
помощниками и диванные члены (3 человека) [6. С. 20]. Самурскому
окружному начальнику подчинялись
включенные в состав округа: управляющий Кюринским ханством
(подполковник Юсуф-бек);
управляющий Казикумухским ханством (гв.-ротмистр Агалар-бек, являвшийся официально помощником
правительницы ханства) [1. С. 180-181].
Согласно Положению об управлении Дербентской губернией, земли
Северного и Нагорного Дагестана
оставались, как и прежде, в заведывании командующего там
войсками. Положение оговаривало, что военное управление там сохранится до тех пор, пока не представится возможность или включить их в состав Дербентской губернии, или учредить из них отдельное гражданское управление [8. № 20703. §23].
Если проанализировать
административные преобразования, произведенные российским
правительством в Закавказском крае в рассматриваемый период, можно заметить, что система управления
Дербентской губернией все же отличалась от системы управления в других губерниях, скажем, в Кутаисской или Эриванской [9. № 20702]. Здесь вместо губернского правления была учреждена канцелярия губернатора; вместо должности уездного начальника для управления Дербентом был назначен комендант; вместо участковых начальников для управления полупокорным и мирным населением Южного Дагестана, входившим в состав Дербентского уезда, были назначены
особые военные приставы. Кайтаг, Табасаран, Казикумух, входившие в состав губернии, продолжали управляться своими старшинами, беками, уцмиями и ханами [5. С. 379].
В 1847 г. Дербентская губерния и шамхальство Тарковское с
Мехтулинским ханством составили особую административную единицу -Прикаспийский край [5. С. 86].
В общем, здесь, как и в предыдущий период, сохранялась система военногражданского управления. Если быть точнее, то систему административного управления в Дагестане второй половины 40-х гг. можно охарактеризовать не иначе, как военно-полицейскую. И в этом нет ничего удивительного, поскольку в Дагестане и Чечне шли ожесточенные военные действия между царскими войсками и Шамилем. В связи с чем управление покоряемыми народами было полностью сосредоточено в руках командующего войсками в
Прикаспийском крае. Указом от 8 ноября 1847 г. первым на эту должность был назначен дербентский военный губернатор кн. Аргутинский-Долгоруков [3. № 21690]. Его наделили обязанностями, возлагавшимися до этого на командующих войсками как в Северном и Нагорном Дагестане, так и в Южном Дагестане и Дербентской губернии. При командующем войсками в Прикаспийском крае был образован также особый штаб. Как отмечалось в тексте Указа, такой порядок управления вводился в качестве временной меры, «по случаю военных обстоятельств Дагестана» [8. № 20703. §17].
К числу заметных событий рассматриваемого времени следует отнести образование в 1850 г. в Дербенте так называемого
«Мухамеданского суда Шаро». Организована городская полиция во главе с полицмейстером и приставом следственных дел. Некоторые изменения произошли и на уровне местного управления. В частности, дагестанские ханства и общества Южного Дагестана, находившиеся в составе Дербентского уезда, были
выделены в состав Кубинского уезда. В Казикумухском ханстве была введена должность управляющего ханством, назначаемого из числа русских офицеров, правивших вместе с диванными членами (3 человека) [7. С. 24-25].
Рассмотренные в данной статье административные преобразования царского правительства заложили прочный фундамент для будущих изменений по управлению Дагестаном. Они, безусловно, способствовали перемене стиля общественной и частной жизни местного населения и поэтапной инкорпорации в систему чиновничье-бюрократического аппарата России части населения горского общества. Причем представителей
разных социальных слоев. Неслучайно Воронцов стремился сократить до минимума присутствие русского элемента в системе административного управления Кавказом и расширить возможность участия в нем представителей коренного населения.
В разные годы первой половины XIX в. мы, кроме всего этого, можем наблюдать активную работу российского законодателя по расширению прав и возможностей для обучения детей горцев в высших образовательных учреждениях России, которые по завершении учебы должны были превратиться в настоящих русских чиновников, всецело преданных царизму.
Примечания
I. Акты Кавказской Археографической комиссии (АКАК). Т. 10. Тифлис, 1885. 2. Именной Указ «Об образовании при наместнике Кавказском особой Канцелярии» от 5 февраля 1845 г. // Полное собрание законов Российской империи (далее: ПСЗ). Собр. II. Т. XX. Отд. I. 1845. СПб., 1846. 3. Именной Указ «Об учреждении должности Командующего войсками во всем Прикаспийском крае» от 8 ноября 1847 г. // ПСЗ. Собр. II. Т. XXII. Отд. II. 1847. СПб., 1848. 4. Именной Указ «О внесении в Кавказский комитет всех дел по Закавказскому краю и Кавказской области» от 23 июля 1845 г. // ПСЗ. Собр. II. Т. XX. Отд. II. 1845. СПб., 1846. 5. Иваненко В. Н. Гражданское управление Закавказьем от присоединения Грузии до наместничества Великого князя Михаила Николаевича (исторический очерк). Тифлис, 1901. 6. Кавказский календарь на 1848 г. Тифлис, 1847. 7. Кавказский календарь на 1851 г. Тифлис, 1850. 8. Положение об управлении Дербентской губернией. 14 февраля 1846 г. // ПСЗ. Собр.
II. Т. XXI. Отд. II. 1846. СПб., 1847. 9. Положение о разделении Закавказского края. 14 декабря 1846 г. // ПСЗ. Собр. II. Т. XXI. Отд. II. 1846. СПб., 1847. 10. Сенатский Указ «О правах наместника Кавказского в отношениях определения и увольнения чиновников Закавказского края и Кавказской области» от 16 октября 1846 г. // ПСЗ. Собр. II. Т. XXI. Отд. II. 1846. СПб., 1847. 11. Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Т. I. Тифлис, 1907.
Статья поступила в редакцию 20.04.2011 г.