Научная статья на тему 'ТУРЕЦКО-ДАГЕСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СВЕТЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ СДЕРЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В ТУРЦИЮ (2-Я ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ В.)'

ТУРЕЦКО-ДАГЕСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СВЕТЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ СДЕРЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В ТУРЦИЮ (2-Я ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / ТУРЦИЯ / ЭМИГРАНТЫ / ИММИГРАЦИЯ / ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДАГЕСТАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ДУХОВЕНСТВО / ЦАРСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / DAGESTAN / TURKEY / EMIGRANTS / IMMIGRATION / PROPAGANDA / DAGESTANI POPULATION / CLERGY / TSARIST ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джабаева Тахмина Чарагановна

Анализируются турецко-дагестанские отношения в свете политики царской администрации. Отмечаются причины роста протурецкой ориентации среди населения Дагестана во второй половине XIX в. на Северном Кавказе, политика Порты в этом вопросе и ее спад к началу ХХ в. Исследуется комплекс действий российской администрации по сдерживанию дагестанского населения от переселения в Турцию - от проведения разъяснительных бесед с желающими переселиться и наблюдения за переселением «сквозь пальцы» до прямых запретов. Выявлены особенности переселенческого движения представителей народов Дагестана, отличавшие его от переселенческого движения среди других народов Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURKISH-DAGESTAN RELATIONS IN THE LIGHT OF THE RUSSIAN POLICY OF DETERRING THE POPULATION OF THE DAGESTAN REGION FROM RESETTLING IN TURKEY (II HALF OF THE 19TH - EARLY 20TH CENTURY)

The article analyzes Turkish-Dagestani relations in the light of the policy of the Russian administration in the province. The reasons for the growth of Pro-Turkish orientation among the population of Dagestan in the second half of the 19th century, the policy of the Porte in this matter, and its decline by the beginning of the 20th century are noted. The author examines the complex of actions of the Tsarist administration to restrain the Dagestani population from resettling in Turkey-from conducting explanatory conversations with those who wanted to relocate and monitoring the relocation “through their fingers”, to direct prohibitions. The features of the migration movement of representatives of the peoples of Dagestan that distinguished it from the migration movement among other peoples of the North Caucasus are revealed.

Текст научной работы на тему «ТУРЕЦКО-ДАГЕСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СВЕТЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ СДЕРЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В ТУРЦИЮ (2-Я ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ В.)»

ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2020. № 3

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

УДК 93/94+03.23 DOI 10.18522/2687-0770-2020-3-50-54

ТУРЕЦКО-ДАГЕСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СВЕТЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ СДЕРЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В ТУРЦИЮ (2-я ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ в.)

© 2020 г. Т.Ч. Джабаева а

а Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

TURKISH-DAGESTAN RELATIONS IN THE LIGHT OF THE RUSSIAN POLICY OF DETERRING THE POPULATION OF THE DAGESTAN REGION FROM RESETTLING IN TURKEY (II HALF OF THE 19th - EARLY 20th CENTURY)

T.Ch. Dzhabaeva а

а Dagestan State University, Makhachkala, Russia

Джабаева Тахмина Чарагановна - Tahmina Ch. Dzhabaeva -

кандидат исторических наук, доцент, Candidate of History, Associate Professor,

кафедра истории России, Department of Russian History,

Дагестанский государственный университет, Dagestan State University,

ул. Гаджиева, 43а, г. Махачкала, Gadzhieva St., 43a, Makhachkala,

Республика Дагестан, 367000, Россия. Republic of Dagestan, 367000, Russia.

E-mail: tahmina.dj@mail.ru E-mail: tahmina.dj@mail.ru

Анализируются турецко-дагестанские отношения в свете политики царской администрации. Отмечаются причины роста протурецкой ориентации среди населения Дагестана во второй половине XIX в. на Северном Кавказе, политика Порты в этом вопросе и ее спад к началу ХХ в. Исследуется комплекс действий российской администрации по сдерживанию дагестанского населения от переселения в Турцию - от проведения разъяснительных бесед с желающими переселиться и наблюдения за переселением «сквозь пальцы» до прямых запретов. Выявлены особенности переселенческого движения представителей народов Дагестана, отличавшие его от переселенческого движения среди других народов Северного Кавказа.

Ключевые слова: Дагестан, Турция, эмигранты, иммиграция, пропагандистская деятельность, дагестанское население, духовенство, царская администрация.

The article analyzes Turkish-Dagestani relations in the light of the policy of the Russian administration in the province. The reasons for the growth of Pro-Turkish orientation among the population of Dagestan in the second half of the 19th century, the policy of the Porte in this matter, and its decline by the beginning of the 20th century are noted. The author examines the complex of actions of the Tsarist administration to restrain the Dagestani population from resettling in Turkey-from conducting explanatory conversations with those who wanted to relocate and monitoring the relocation "through their fingers ", to direct prohibitions. The features of the migration movement of representatives of the peoples of Dagestan that distinguished it from the migration movement among other peoples of the North Caucasus are revealed.

Keywords: Dagestan, Turkey, emigrants, immigration, propaganda, Dagestani population, clergy, Tsarist administration.

Турецко-дагестанские отношения до начала ХХ в. имели свою историю и носили отпечаток соперничества между Российской и Османской империями. Они развивались не просто и соответствовали внутри- и внешнеполитическим факторам. На социально-политические настроения в обществе Дагестана большое влияние оказывала

деятельность царской администрации на Северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX в., заключавшаяся в проведении после Кавказской войны административно-территориальной, социальной, судебной, аграрной и других реформ.

Дагестанское население, в целом являющееся благонадежным, было, однако, социально неста-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

бильным и представляло благоприятную почву для всякого рода агитаций, особенно на религиозной почве. Общее мнение русских, служащих в Дагестане, сводилось к тому, что туземцы Дагестана не заслуживают оказываемого им администрацией доверия, что население больше ориентировано на единоверную Турцию, и в случае осложнений отношений с ней Дагестан, вероятнее всего, станет союзником турок.

Такое мнение представителей царской администрации имело свои основания. В этот период в Турции наблюдалась активизация политики по привлечению иммигрантов. Причиной данного процесса прежде всего являлся демографический кризис в стране, связанный с длительными войнами на Балканах и в Аравии. Тюркские народы Российской империи гармонично вписывались в этносоциальную структуру турецкого общества и вполне успешно могли ассимилироваться с местным населением. Таким образом Турция решала демографическую проблему, а расселение благонадежных иммигрантов в иноэтничных и ино-конфессиональных районах - на территории армян и на Балканах - способствовало укреплению власти центрального правительства. Кроме того, в переселенцах руководство Турции видело потенциальных противников России. «В специальном законе от 9 сентября 1857 г. была оформлена программа поощрения иммиграции, в которой объявлялся особый покровительственный статус переселенцев и отмечался ряд существенных льгот. Было также создано специальное ведомство по делам иммигрантов» [1, с. 11].

Следует отметить, что эмиграция дагестанцев в Турцию не была новым явлением и имела глубокие исторические корни. Наиболее известны такие случаи в XVI - XVII вв. Дагестанские религиозные мыслители, эмигрировавшие в пределы Османской империи, становились катализаторами религиозных настроений, привносили свежую струю в изучение ислама, преподавали в престижных исламских университетах. Эмиграция носила добровольный характер и в любое время эмигранты могли вернуться на родину. Переселенческое движение после присоединения Дагестана к России и длительной Кавказской войны приобрело уже политический характер.

В большинстве регионов Кавказа до 1865 г. переселенческое движение в Турцию либо допускалось, либо прямо поощрялось, как, например, среди адыгов (черкесов), чеченцев, ногайцев и др. [2, с. 84]. Вместе с тем в Дагестане с самого начала оно сильно ограничивалось и даже за-

прещалось начальником Дагестанской области. Если сравнивать с переселенческим движением в Турцию других народов Северного Кавказа, масштабы переселения дагестанских народов были незначительны. Из местных народностей более всех мигрировали кумыки, даргинцы, аварцы и андийцы.

В Российской империи на первом плане всегда фигурировал земельный вопрос. В Дагестане не имелось больших площадей плодородных земель по сравнению с другими регионами Северного Кавказа. В связи с этим после длительной Кавказской войны перед царской администрацией края не стояла задача их освобождения в пользу переселения русского благонадежного населения. Начальник Дагестанской области писал наместнику на Кавказе о том, что «из-за безземелья и сурового климата на земли аварцев, переселяющихся в Турцию, невозможно заселить не только казаков и крестьян из российских губерний, но даже другие народы Дагестана» [3, л. 3].

Прежде всего новая администрация, проводя свою политику на завоеванной территории, искала пути сближения и точки соприкосновения с местным населением. Выдавать массово разрешения на переселение в Турцию было бы политическим просчетом. Исключая эмиграцию, необходимо было использовать другие стратегии и создать регион с населением, полностью поддерживающим центральную власть и ориентированным на внутренние и внешние задачи государства. В этом плане легче на диалог с царскими чиновниками (за определённые всем известные льготы) выходили местные феодалы, однако зависимое население в результате оказывалось под двойным гнетом [4, с. 56]. Сложнее было заручиться поддержкой местного духовенства, которое имело огромное влияние на горцев.

Местные власти проводили разъяснительную работу с желающими переселиться в Турцию. В частности, обращалось внимание на затруднения и лишения, связанные с покиданием постоянного и привычного проживания, и с обустройством в совершенно неизвестной для них стране. Потом ответ на запрос на переселение откладывался на месяц. Это время предоставлялось для обдумывания о предстоящих трудностях, наведения справок о реальном положении дел и условий для иммигрантов в Турции у выходцев с Кавказа. Такая разъяснительная работа давала свои плоды, многие по истечении указанного срока отказывались от своего намерения и нередко являлись с

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

благодарностью за то, что смогли избежать разорительного для них выселения [5, с. 65].

Однако встречались фанатичные и непоколебимые в своем желании дагестанцы, у которых стремление переселиться в единоверную Турцию имело принципиальный характер. Основным и главным критерием для них являлся религиозный фактор. Такие люди, как правило, проводили антироссийскую агитационную работу с населением, и выселение их отвечало интересам царской администрации. Им, как и отдельным семействам из разных селений, не создавались препятствия и выдавались заграничные паспорта на переселение.

Настроение умов местного населения почти полностью зависело от проводимой царской политики в крае. В начале 1867 г. после обложения жителей Темир-Хан-Шуринского округа денежной податью число семейств, желающих переселиться в Турцию, стало возрастать. Необходимо было принять определенные меры для сдерживания этого процесса. Начальником Дагестанской области было предложено, во-первых, переселяющимся в Турцию «предоставить полное право на продажу в частные руки всякого рода недвижимого имущества, находящегося в их владении и составляющего их частную собственность; продажу же недвижимого имущества, находящегося в их пользовании, но составляющего или считающегося общественной собственностью всего джамаата (сельского общества), к которому принадлежат переселяющиеся, - воспретить, и такое имущество предоставить в полное распоряжение этих обществ. Во-вторых, обязать переселяющихся в Турцию внести единовременно казенную подать за десять лет вперед по тому окладу, которым обложены» [5, с. 67].

Вместе с тем периодически, учитывая малоземелье в Дагестане, царская администрация в определенной мере допускала переезд дагестанских семейств в Турцию [6, с. 518]. Когда желающих было очень много, вводились квоты. Посчитать точное число переселившихся в Турцию не представляется возможным по разным причинам. Многие эмигрировали нелегально, зачастую официальные власти преуменьшали число выезжающих, дабы скрыть масштабы переселения, а также нередко на всю семью выдавался только один паспорт и т.д. Тем не менее, сравнив официальные данные по количеству населения Дагестана на 1860 г. и 1882 г., А.М. Магомеддадаев отмечает, что «со второй половины XIX в. до 20-х гг. ХХ в. из Дагестана официально и неле-

гально переселилось примерно 20-25 тысяч человек, или около 5 тысяч семей» [5, с. 21].

Параллельно администрация Дагестанской области наряду с выдачей паспортов - разрешений на переселение, открыто высылала социально ненадежных людей-подстрекателей. Часть их была переселена в регионы России, часть - в Турцию [7, с. 58].

Политику сдерживания дагестанского населения от переселения в Турцию царская администрация проводила комплексно и адаптировано -от разъяснительных внушений или наблюдения за переселением «сквозь пальцы» до прямых запретов. Общества, граничащие с Чечней, где переселение носило массовый характер, испытывали соответствующие настроения, и желающих переехать в единоверную Турцию было очень много. На запросы о разрешении переселиться, «в соответствии с политикой сдерживания жителей Дагестанской области от переселения в Турцию, им было отказываемо» [8, с. 66].

Политические и экономические барьеры царской администрации не смогли остановить отъезда наиболее фанатичной части населения, которая готова была пойти на все ради ухода из-под власти «неверных». За границей оказались многие известные религиозные деятели, которые проводили работу по привлечению своих соотечественников в турецкое подданство.

По сведениям местной администрации, в начале ХХ в. «в Дагестане через тайных и явных эмиссаров из Турции шла точечная пропаганда среди населения. В 1909-1910 гг. в Гунибском округе, в частности в Салтах, Чох-Тититле и Со-гратле были замечены двое турецко-подданных. Они под видом милостыни собирали деньги, при этом информировали население о новом переустройстве Турецкой Империи, о турецких войсках и т.п. В Аварском округе в течение 19091910 гг. также были замечены четверо турецко-подданных гражданина, которые вели соответствующую пропаганду и производили сбор денег для неизвестных целей» [9, с. 407].

По данным царской администрации от 24.12.1910 г., помимо фактов пропаганды турецких эмиссаров в Дагестане, установлено, что, находясь уже в Турции, дагестанцы также вели деятельность по привлечению соотечественников в турецкое подданство. К примеру, «переселившиеся в Турцию из Гунибского округа известный в области Кикунинский шейх Магомед Гаджи Осман оглы и его ученик шейх Ширафудин постоянно вели секретную переписку со своими

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

родными и единомышленниками, призывая их и других жителей переселиться в Турцию» [9, с. 408]. Кроме того, «разновременно переселившиеся в Турцию жители Ходжал-Махи Даргинского округа, временно приезжая на родину, целенаправленно проводили беседы с односельчанами о благоденствии в Турции, о справедливых законах, о благоприятных условиях для проживания, о том, какие великие тарикатские учителя и устазы там проживают» [9, с. 409].

Наблюдения русского командования показывали, что дагестанцы, относясь в целом безразлично к событиям русской политической жизни, живо интересовались всем происходящим в Турции и Персии. В этом большое влияние оказывал религиозный фактор. Внешне движение в сторону панисламизма ни в чем не проявлялось, но всякий раз, когда речь заходила о возрождении ислама, в определенных районах Дагестана интерес к нему возрастал. Прежде всего отмечены Андаляльский участок Гунибского округа, Койсубулинский участок Аварского округа и Цудахарский участок Даргинского округа. Особое внимание горцев привлекала Турция. Они обыкновенно находились в курсе всего происходящего там, благодаря переписке с переселившимися в Турцию единоверцами и рассказам паломников. Главными же вдохновителями этого процесса являлись шейхи с их последователями - мюридами, а также самовольно возвращающиеся из Турции разновременно выселившиеся туда дагестанцы, число которых к началу ХХ в. увеличилось.

Что касается шейхов и мюридов, необходимо отметить их количество. Почти в каждом округе Дагестанской области существовало по одному или даже несколько тарикатских шейхов, и у каждого из них имелось по 3000-4000 последователей, называемых мюридами, которые всецело поклонялись, чтили и хранили в строжайшей тайне всю деятельность своего шейха. Таким образом, в случае осложнений отношений с Турцией царской администрации вряд ли можно было рассчитывать на верность мусульманских шейхов и соответственно на их многочисленных последователей.

Однако передовая часть дагестанского населения, несмотря на недостатки политики царской администрации в Дагестане, была общественно-экономически и политически ориентирована на Российскую империю. Сравнивая жизнь своих единоверцев в Турции, они приходили к заключению, что в Российской империи мусульмане, во-первых, не неся воинской повинности, кото-

рая особенно тяжела была в то время в Турции, и, во-вторых, уплачивая незначительный поземельный налог, сравнительно благоденствовали.

В действительности в Турцию в основном переселялись либо беднота, не имеющая своего хозяйства, соответственно не рискующая потерять оставленную собственность, либо наоборот, люди вполне зажиточные, которые могли рассчитывать на собственные силы и благополучно обустроить свой быт в другой стране. Независимо от достатка среди них встречались одержимые религиозным фанатизмом люди, переезжающие в Турцию только ради жизни и последующей смерти на святой земле.

Первая волна эмиграции дагестанцев в Османскую империю произошла после окончания Кавказской войны. Причины были самые разные: политические, религиозные, социальные, экономические, личные. Одной из них была политика царской администрации на покоренных землях (строительство крепостей, тюрем, введение военно-административного управления, изменение привычного уклада жизни горцев и др.). Немаловажным фактором являлось ухудшение экономического положения населения горного края вследствие многолетней войны. Но главную роль все-таки сыграл религиозный фактор. Население Дагестана, как и всего Северного Кавказа, воспринимало турок прежде всего братским народом по религии и поэтому стремилось переселиться под покровительство единоверной Турции. Здесь следует отметить политический успех Порты.

В начале ХХ в. процесс переселения дагестанцев в Турцию почти прекратился, а очаги религиозно-политической пропаганды находились под контролем царской администрации. По мере усиления российских позиций на Кавказе турецко-дагестанские отношения развивались менее интенсивно. Общее число паломников в Турцию на 1903 г. составляло 1392 чел., а в 1905 г. - 836 чел. на 660 тыс. населения Дагестанской области [10, с. 85].

Таким образом, со второй половины XIX - до начала ХХ в. Дагестанская область, как и весь Кавказ, ощущала унифицирующее воздействие российско-имперской власти. Вольные общества и уздени Дагестана, число которых составляло подавляющее большинство народов, никогда раньше не признававших какой-либо власти над собой, с введением «военно-народного управления» лишились многих привилегий и льгот, попали под жесткий гнет колониального режима. Население было обложено ежегодной подымной

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

податью, земским и воинским налогами, дорожной (починка дорог и мостов) и подводной (поставка телег, подвод, арб) повинностями и т.д. Местное население, в большей или в меньшей степени находившееся под влиянием единоверной Османской империи, в определенной мере видело в ней защитницу. В этот период Порта в своей борьбе с Россией за Кавказ делает ставку на идеологическое и религиозное влияние на северокавказское население. Пропагандистская деятельность продолжалась вплоть до 1917 г., что обеспечивало постоянное «брожение» настроений как на Северном Кавказе, так и в Дагестане. Нестабильная обстановка в регионе позволяла Османской империи, а впоследствии и Турции упрощать свое проникновение в регион и оказывать влияние на политическую и религиозную обстановку в нем.

Литература

1. Ибрагимова З.Х. Эмиграция чеченцев в Турцию (60-е - 70-е гг. XIX в.). М. : МАКС Пресс, 2000. 69 с.

2. АхмедоваД.У. Миграция части народов Дагестана в Османскую империю во второй половине XIX - начале XX в. // Вестн. Тамбовского ун-та. Гуманитарные науки. 2016. С. 82-87.

3. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 1. Оп. 1. Д. 92.

4. Болохина Н.И. Политика царизма по переселению горцев северо-восточного Кавказа в Турцию (вторая половина XIX - начало ХХ века) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2010. № 5. С. 54-58.

5. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю : сб. документов и материалов / сост. А.М. Ма-гомеддадаев. Махачкала : ИАЭ ДНЦ РАН, 2000. Кн. 1. 225 с.

6. История Дагестана с древнейших времен до наших дней : в 2 т. М. : Наука, 1967. Т. 1. 626 с.

7. Краткий отчет начальника Дагестанской области со времени образования ее по 1-е ноября 1863 года. Тифлис : Лит. Томсона, [1863]. 83 с.

8. Дзагуров Г.А. Переселение горцев. Ростов н/Д. : Севкавкнига, 1925. 202 с.

Поступила в редакцию / Received

9. Шапсугов Д.Ю., Свечникова Л.Г., Исмаи-лов А.М. Обычное право, мусульманское право, право и акты Российского государства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII - первая треть XX в.) : хрестоматия. Ростов н/Д. : Изд-во СКАГС, 2008. 496 с.

10. Habicoglu B. Kafkasyadan Anadoluya gocler. Istanbul, 1993.

References

1. Ibragimova Z. Kh. (2000). Emigration of Chechens to Turkey (60s - 70s of the 19 th century). Moscow, MAKS Press, 69 p. (in Russian).

2. Akhmedova D.U. (2016). Migration of a part of the peoples of Dagestan to the Ottoman Empire in the second half of the 19th - early 20th century. Vestnik Tambovskogo un-ta. Gumanitarnye nauki, pp. 82-87. (in Russian).

3. Central State Archives of the Republic of Dagestan (CSARD). Fund 1. In. 1. File 92. (in Russian).

4. Bolokhina N.I. (2010). Tsarist policy on resettlement of the highlanders of the North-Eastern Caucasus to Turkey (second half of the 19th - early 20th century). Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskii region. Ob-shchestvennye nauki (Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science), No. 5, pp. 54-58. (in Russian).

5. Emigration of Dagestanis to the Ottoman Empire. (2000). Collection of documents and materials. Comp. by A.M. Magomeddadayev. Makhachkala, IAE DSC RAS Press, vol. 1, 225 p. (in Russian).

6. History of Dagestan from ancient times to the present day: in 2 vol. Moscow, Nauka Publ., 1967, vol. 1, 626 p. (in Russian).

7. Brief report of the head of the Dagestan region from the time of its formation to November 1, 1863. (1893). Tiflis, Lit. Thomsona Publ., 83 p. (in Russian).

8. Dzagurov G.A. (1925). Resettlement of the highlanders. Rostov-on-Don, Sevkavkniga Publ., 202 p. (in Russian).

9. Shapsugov D.Yu., Svechnikova L.G., Ismailov A.M. (2008). Customary law, Muslim law, law and acts of the Russian state in the North Caucasus (second half of the 18th - first third of the 20th century): an anthology. Rostov-on-Don, SKAGS Press, 496 p. (in Russian).

10. Habicoglu B. (1993). Kafkasyadan Anadoluya gocler. Istanbul.

26 мая 2020 г. / May 26, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.