очень дорого. Поэтому, если несколько счетчиков установлены в одном месте, их подключают к одному кабелю, используя мультиплексор. К мультиплексору можно подключить до 16 счетчиков, у которых есть цифровой интерфейс «ИРПС-токовая петля». Такое соединение называется «точка-точка».
Для системы учета нужен обычный компьютер, который будет в удобное время, сам собирать все данные со счетчиков, сам их обрабатывать и по запросу печатать отчеты. Весь этот комплекс носит название АРМ - автоматизированное рабочее место. Обычно есть уже готовые формы отчетов, которые устраивают все энергосистемы. Но их можно и доработать по твоим требованиям. Например, получать отчет по 30 минутному потреблению не только всего предприятия, но и каждого цеха в отдельности и т. п.
Установив автоматизированную систему учета электроэнергии только в районе птицефабрики «Заря», предприятие уже будет иметь положительный результат, так как экономия электроэнергии от общего количества потребления составит 1,2 %. Следовательно, предлагаемое мероприятие будет приносить экономический эффект для предприятия.
Конвейерное подключение счетчиков в дальнейшем позволит предприятию производить необходимые расходы на приобретение счетчиков и подключение их за счет собственных средств, не прибегая к услугам банковского кредитования и не неся потери по процентным платежам. Получение прибыли от эффективности снижения энергозатрат позволит предприятию вложить средства в приобретение дополнительной партии счетчиков и установке их на другом участке. Мероприятия по энергосбережению позволят Емельяновскому районному муниципальному предприятию «Энергосбыт» не только экономить электроэнергию, но и увеличить прибыль от реализации услуг.
Библиографические ссылки
1. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон РФ от 23 нояб. 2009 г. № 261-ФЗ.
2. Эльстер Метроника [Электронный ресурс]. URL: http://www.elster.ru/.
© Абрамова Н. Н., 2012
УДК 343.72
Н. Амирханян, Н. Бродецкая Научный руководитель - Е. Ю. Алексеева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ РЫНОЧНАЯ ПРАКТИКА НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ
В современных условиях формирования фондового рынка особый интерес представляет рыночное злоупотребление, к которому относятся торговля инсайдерской информацией и манипулирование цен. В данной статье рассматриваются такие понятия как «манипулирование цен» и «инсайдерская информация».
В настоящее время мошенничество процветает на российском финансовом рынке. И хотя во многих странах имеются государственные инструменты, регулирующие финансовый рынок в лице центробанков и комиссий по ценным бумагам, которые разрабатывают правила торговли и средства защиты от мошенников, эти меры защищают инвесторов не всегда.
Отсутствие четкого понимания того, какие последствия могут быть вызваны манипулированием ценами и использованием инсайдерской информации на рынке ценных бумаг, относится к категории серьезных факторов, способных оказать влияние на процессы экономического роста. Теоретические основы данных влияний на процесс рыночного ценообразования посвящены публикации российских и зарубежных специалистов. Среди отечественных специалистов стоит выделить Л.В.Азимову, В.Н.Берзона, В.А. Галанова, И.Д. Грачева, М.В. Емельянова, Я.М. Мирки-на, Б.Б. Рубцова, Е.В. Семенкову, В.А. Тарачева, Н.Б. Шеленкову. Публикации российских специалистов в отличие от зарубежных коллег в основном сводятся к изучению законодательства.
В соответствии с нормами российского законодательства и иных нормативных правовых актов, профессиональные участники рынка ценных бумаг обя-
заны добросовестно осуществлять свою деятельность на фондовом рынке, что указано в п. 2 ст. 51 Закона «о рынке ценных бумаг» устанавливает, что «профессиональные участники рынка ценных бумаг не вправе манипулировать ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе» [5].
Но при этом мошенничество и манипулирование информацией по ценам продолжает развиваться на рынке ценных бумаг. Так, в соответствии с мировой практикой под манипулированием ценами понимаются умышленные действия участников финансового рынка, направленные на создание ложных представлений о рыночных ценах и уровне торговой активности. Манипулирование финансовым рынком - это недобросовестные действия по установлению искусственных цен на обращающиеся финансовые инструменты или искусственную активность такой торговли с целью изменения цены или ликвидности финансового инструмента для извлечения необоснованной выгоды. Манипулирование рынком вытесняет свободную торговлю, искажает рыночную информацию,
Секция «Экономика и бизнес»
разрушает механизм справедливого ценообразования, исключает квалифицированное принятие решений инвесторами [3].
В соответствии со ст. 185.3 Уголовного кодекса манипулирование рынком, если оно повлекло причинение ущерба гражданам, организациям или государству, либо привело к извлечению излишнего дохода (избежания убытков) на сумму более 2,5 млн рублей, признается уголовным преступлением и будет наказываться либо штрафом от 300 тыс. рублей до суммы зарплаты (дохода) за три года, либо лишением свободы на срок до 4 лет, причем к последнему дополнительно могут быть добавлены и штраф, и дисквалификация до трех лет.
Те же деяния, но совершенные организованной группой или причинившие ущерб, позволившие извлечь доход (избежать убытков) на сумму более 10 млн. рублей, будут наказываться либо штрафом от 500 тыс. рублей до суммы зарплаты (дохода) за пять лет, либо лишением свободы на срок от 2 до 7 лет, причем к последнему дополнительно могут быть добавлены и штраф, и дисквалификация до пяти лет [1].
Манипулирование способствует неадекватному формированию спроса на ценные бумаги или их предложения, что нарушает справедливость ценообразования и, в конечном счете, влечет убытки инвесторов.
Кроме манипулирования информацией по ценам существует и другой вид мошенничества - с использованием инсайдерской информации.
Проблема мошенничества с использованием инсайдерской информации имеет особое значение для России, где использование инсайда в отсутствие закона — норма для фондового рынка.
Инсайдерская информация (англ. Insider information) - существенная публично нераскрытая служебная информация компании, которая в случае ее раскрытия способна повлиять на рыночную стоимость ценных бумаг компании. Сюда можно отнести: информацию о готовящейся смене руководства и новой стратегии, о подготовке к выпуску нового продукта и к внедрению новой технологии, об успешных переговорах о слиянии компаний или идущей скупке контрольного пакета акций; материалы финансовой отчетности, прогнозы, свидетельствующие о трудностях компании; информация о тендерном предложении (на торгах) его раскрытия публике и т. д. [2].
Руководство предприятия, как правило, владеет инсайдерской информацией. Другие сотрудники компании также владеют ею. Другие лица, с которыми компания может в процессе работы обмениваться соответствующими сведениями, тоже становятся инсайдерами. Такими лицами могут быть, например, адвокаты, финансовые консультанты, банкиры и пр..
27 января 2010 года президентом РФ Дмитрием Медведевым был подписан закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который вступил в силу с 27 января 2011 года [6].
В октябре 2011 года Европейская комиссия опубликовала проект нового Положения о злоупотребле-
ниях на рынке («Положение»), а также предложения о европейской директиве, налагающей уголовные санкции за незаконное использование инсайдерской информации и манипулирование на рынке. В основу этого положения легла Директива о злоупотреблениях на рынке 2003 года, но при этом она не помогла становлению рынка, так как ряд проблем не был устранен.
Основными целями подготовки Положения являлись следующие:
• увеличение защиты инвесторов;
• целостность и унифицированность рынка;
• усиление привлекательности фондового рынка.
Преимущества положения в том, что его применение не зависит от того, будут ли осуществляться какие-то меры по введению норм положения в местное законодательство; положения действуют автоматически [3].
Нужно осознавать опасность слишком жесткого регулирования и считать необходимым четко определить меру своих полномочий, чтобы иметь право проверять инсайдеров, получать от них объяснения, истребовать документы. С другой стороны, наряду с выявлением и пресечением нарушений необходимо также направить усилия на предотвращение инсайдерской торговли.
В отличие от многих зарубежных стран, где использование инсайдерской информации грозит привлечением к уголовной ответственности, в российском законодательстве за нарушение правил использования служебной информации предусмотрено только привлечение к административной ответственности.
Ответственность за использование инсайдерской информации предусмотрена ст. 15.21 КоАП «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг». Установленные в КоАП РФ мизерные штрафы в размере от 3 до 500 тыс. руб. не являлись мерой, способной остановить недобросовестных инвесторов [4].
Отсутствие опыта в регулировании, контроле и выявлении инсайдерских сделок и манипулирования ценами на рынке ценных бумаг, а также недостаточное освещение этих проблем в экономической литературе определяют актуальность данного исследования. Эффективное регулирование невозможно без расширения полномочий и обязанностей федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены задачи по регулированию деятельности профучастников фондового рынка.
С уверенностью можно сказать, что настал тот момент, когда законодатель должен в полной мере осознать необходимость установления четких законодательных рамок регулирования всего финансового рынка страны в целом, и восполнить пробелы в регулировании финансового рынка. От положительного решения указанных задач в конечном итоге зависит экономическое развитие Российской Федерации, и задача как законодателя, так и всего профессионального финансового сообщества состоит в том, чтобы приложить все усилия к созданию цивилизованного финансового рынка страны.
Библиографические ссылки
1. Азимова Л. В., Недобросовестная рыночная практика на финансовых рынках // Российская газета: Бизнес. 2008. Сентябрь.
2. Гетьман-Павлова И. В. Инсайдерская информация и инсайдерская торговля на рынке ценных бумаг //Бизнес и банки. 2008.
3. Зверев В. А Мошенничество с использованием инсайдерской информации и манипулированием цен // Справочник экономиста. 2009. № 4 (70).
4. Кодекс об административных правонарушениях (ст. 15.21).
5. Коваленко О. Инсайд: инструкция по безопасности //Акционерное общество. 2010. № 9.
6. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком : федер. закон № 224-ФЗ. 2010.
© Амирханян Н., Бродецкая Н., 2012
УДК 372.8
Ю. В. Аневич Научный руководитель - И. С. Ушанова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ
Рассматриваются российский опыт «национализации» отраслей промышленности. Представлен анализ законопроектов о национализации имущества в области промышленности.
Национализация является инструментом экономической политики, имеющим важное значение для государственного регулирования рыночной экономики, особенно в наиболее сложные, кризисные периоды ее развития. Характер национализации зависит от того, кем и в каких целях она проводится. Национализация в Советской России проходила в 3 этапа:
Первый этап (ноябрь 1917 - февраль 1918 гг.) характеризовался быстрыми темпами, инициативой местных органов в проведении национализации. Всего с ноября 1917 г. да марта 1918 г., национализировано 836 промышленных предприятий. На втором этапе национализации (март - июнь 1918 г.) центр тяжести экономической и политической работы партии перенесен с экспроприации буржуазии на закрепление завоеванных позиций, налаживание учета и контроля, организацию управления национализированной промышленностью. Всего в этот период было национализировано 1222 промышленного предприятия. Третий этап национализации (июнь 1918 г. (декрет от 28 июня) по июнь 1919 г.) характеризовался усилением организующей, руководящей роли Советского государства и его хозяйствующих органов в проведении социалистической национализации. К осени 1918 г. в руках государства было сосредоточено 9542 предприятия. К 1920 г. в руках госсектора было сосредоточено до 80 % промышленных объектов. Такое положение дел сохранилось в России вплоть до 90-х годов. Отметим, в Советской России главной целью государственного сектора являлось полное и безвозмездное «завоевание» и подчинение всех отраслей промышленности и понятие частный сектор не существовало. В начале 90-х годов государство сделало ошибочный выбор в пользу «рыночных реформ», следуя западной модели в устройстве общества. В результате на сегодняшний день в нашей стране большинство крупных предприятий, природных ресурсов, объектов
инфраструктуры и т. п. находится в руках частного сектора.
В Гражданском кодексе Российской Федерации говорится о национализации - об обращении в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (статья 235 ГК РФ) в порядке, установленном федеральным законом. Вопреки логике законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества формировалось без развития законодательства о национализации и, естественно, муниципализации -обращения в муниципальную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Соответственно поскольку закон в настоящее время не принят, национализация в России проводиться не может. Однако на практике это относится лишь к безвозмездной национализации. Полный или частичный выкуп государством вполне возможен на основании обычных договоров купли-продажи или давления со стороны госсектора [1].
Примерами таких сделок являются: - передача акций ОРТ Березовским Б. государству за $175 млн (2000-2001 гг.), приобретение ВТБ 85,8 % ЗАО КБ Гута-банка за символическую сумму, благодаря кризису ликвидности (2004 г.), распродажа активов НК «ЮКОС». «Роснефть» в основном через аффилированные структуры купила активов на $22 млрд, «Газпром» через итальянских партнеров - на $6 млрд. Всего госкомпании приобрели активов ЮКОСа (или установили за ними контроль) на $28 млрд. (2007 г.) и др.
Кризис 2008-2009 годов привел к установлению контроля над частными компаниями во время кризиса при кредитовании их ВЭБом за счет средств валютного резерва ЦБР (вплоть до назначения государством председателя совета директоров совершенно частного «Норникеля») (2008 г.), покупка ВТБ 51 % «Системы-Галс» у АФК «Система» за символические 60 рублей