8 (296) - 2008
Фондовый рынок
проблемы регулирования манипулирования инсайдерской информацией на фондовом рынке
(по материалам круглого стола Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению)
и.н. Рыкова,
доктор экономических наук, г. Москва
18 декабря 2007г. в Совете Федерации прошел круглый стол на тему «О законодательном обеспечении предотвращения использования инсайдерской информации на фондовом рынке» под руководством председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Д. Н. Ананьева.
Проблемы правового регулирования использования инсайдерской информации на фондовых рынках являются наиболее актуальными в условиях отсутствия особой системы регулирования данного направления. В 2008 г. планируется принятие специального закона об инсайдерской информации и о манипулировании ценами, который объединит основные правовые нормы, регулирующие недобросовестную торговлю ценными бумагами и другими финансовыми инструментами на финансовом рынке. Это обусловлено отсутствием механизма функционирования и ценобразования на фондовом рынке, защиты прав и законных интересов лиц, работающих с ценными бумагами.
Принятие данного закона обсуждается на различных научно-практических конференциях, на законодательном уровне для определения правового режима инсайдерской информации, видов ответственности и наказаний за совершение правонарушений. Практически все участники фондового рынка едины во мнении, что необходимо принятие закона, но при этом специальный закон об инсайдерской информации должен соответствовать международным требованиям и учитывать мировой опыт, но и не противоречить российскому законодательству.
На сегодняшний день процесс формирования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы инсайдерской информации, находится на начальном этапе, отсутствует какая-либо судебная или административная практика. Однако нельзя говорить и об абсолютном пробеле в российском законодательстве, поскольку в него включен целый блок норм, направленных на защиту прав акционеров, инвесторов от действий лиц, обладающих важными сведениями об эмитенте и его ценных бумагах1.
В Стратегии развития финансового рынка РФ на 2006 — 2008 гг. 2 указано, что «...по оценке Международной организации комиссий по ценным бумагам, применяемое в Российской Федерации регулирование в этой сфере лишь частично соответствует принципам этой организации. Так, законодательство Российской Федерации не позволяет регулятору эффективно препятствовать использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами на рынке ценных бумаг».
Во вступительной речи председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению д. Н. Ананьев отметил, что «..необходимо принятие закона о злоупотреблениях на фондовых рынках, который позволит развить честную и добросовестную конкуренцию на фондовых рынках, а также повысить доверие эмитентов и инвесторов к национальному рынку......
1 Киселева И. Правовое регулирование инсайдерской торговли в России // Корпоративный юрист. 2005.
2 Стратегия развития финансового рынка Российской
Федерации на 2006-2008 гг. Утверждена Правительством РФ, распоряжение от 01.06.2006 № 793-р.
Следует отметить, что впервые речь о данном законе велась в 1999 г.; в доработанной редакции закон был внесен на обсуждение в Государственную Думу РФ в 2002 г. В результате был выявлен ряд недостатков, в том числе узость предмета регулирования. Кроме того, не было учтено использование участниками манипулирования ценами, ограничен был только частью фондового рынка (рынок корпоративных ценных бумаг).
Именно поэтому руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам В. д. Миловидов отметил, что принятие закона об использовании инсайдерской информации необходимо, так как данный вид деятельности не регулируется на российских фондовых рынках, а только на зарубежных. Таким образом, манипуляция ценами рассматривается как негативный фактор инвесторами и эмитентами. Развитие национальных финансовых рынков не дает совершать арбитражные операции только на основе публикуемой информации, так как это способствует образованию минимальной маржи, а реальные доходы участники рынка могут получать только с использованием инсайдерской информации, что приводит к несправедливой конкуренции на фондовом рынке. Также он отметил, что принятие данного закона необходимо не только регулятору, но и участникам рынка в целях защиты от недобросовестных конкурентов и повышения прозрачности фондового рынка.
На практике российский фондовый рынок прежде всего рассчитывает на инсайдерскую информацию и в меньшей мере полагается на информацию, которая раскрывается на рынке ценных бумаг, а сама возможность взыскания убытков в случае раскрытия недостоверной информации крайне мала, и в результате исследования ни одного такого дела не было найдено. Поскольку практический смысл раскрытия невелик, то единственное, что остается делать в таких обстоятельствах, так это руководствоваться принципом законности как самоцелью.
Заместитель председателя комитета Государственной думы рФ по кредитным организациям и финансовым рынкам А. Г. Аксаков считает «.. .необходимым принятие закона и усиление роли Федеральной службы по финансовым рынкам в подготовке законопроекта об использовании инсайдерской информации с учетом Европейской директивы 2003/6/ЕС «Об инсайдерской деятельности и рыночном манипулировании (злоупотреблениях на рынке)»3.
3 Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Concil of 28 January 2003 on insider dealing and market manipulation (market abuse) OJ L, 12.04.2003. P. 0016-0025.
В директиве указано4, что инсайдерской информацией считается информация, публично не раскрытая, но обладающая известной ценностью, которая в случае раскрытия окажет значительное влияние на котировки финансовых инструментов (деривативов).
Действительно, если рассмотреть зарубежный опыт, то в 2002 г. надзор за фондовыми рынками, банками и страховыми компаниями, например в Германии, был объединен в рамках единого надзорного и регулирующего органа — Bundesanstalt fur Finanzdienstleistungsaufsicht (BaFin), уполномоченного обеспечивать соблюдение правил, касающихся инсайдерских сделок, противодействия отмыванию денег, раскрытия сведений о компании, инвестиционной деятельности, рыночных и ценовых манипуляций, распространения заведомо ложной информации и т. п. 5 BaFin может самостоятельно расследовать дела о некоторых видах административных нарушений и налагать штрафы до 1,5 млн евро. Дела, касающиеся более серьезных преступлений, передаются в прокуратуру для возбуждения уголовного дела. Если вина обвиняемого будет доказана, он может быть заключен в тюрьму на срок до пяти лет или подвергнуться штрафу.
В США саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг представлены фондовыми биржами, Национальной ассоциацией фондовых дилеров (НАСД), создание которой было предусмотрено Законом Мэлони 1938 г., Советом по торговле муниципальными ценными бумагами6. Все фондовые биржи и НАСД создали электронные системы контроля за рынком (Stock Watch) в целях выявления аномальной активности на рынке, которая может быть связана с манипулированием или торговлей с использованием инсайдерской информации7. Таким образом, получив сигнал о подозрительной сделке, органы контроля могут приостановить на время торговлю данной бумагой до выяснения обстоятельств, повлекших резкое изменение цен или объема торговли. К нарушителям законодательства и правил СРО применяются штрафы, исключение из членов организации или приостановка членства, отзыв аттестата специалиста или приостановка его действия. Все дисциплинарные санкции, налага-
4 Там же, п. 1 ст. 1.
5 Тармаева Н. Г. Начало новой эры в трансграничном регулировании рынков // Международные банковские операции. 2007. № 5.
6 Там же.
7 Долинская В. В. Акционерное право: основные положения и тенденции. М.: Волтерс Клоувер, 2006. С. 4.
емые СРО, доводятся до сведения Комиссии по ценным бумагам и биржам и могут дополнительно рассматриваться по инициативе КЦББ или одной из сторон.
В своем выступлении начальник управления товарного рынка ОАО «ФБ «РТС» А. А. Салащенко
отметил, что иностранные инвесторы на российских биржевых площадках хотят видеть равные условия конкуренции, но для этого, по его мнению, необходимо на законодательном уровне привести в единое целое поднормативные акты в соответствии с вводимым законом. Важным условием является обеспечение равных условий и цен для иностранных и российских инвесторов на биржевых торгах, необходимость изучения времени приостановки торгов при инсайде. Он также напомнил о роли и социально-экономической функции биржи.
Следует отметить, что правовое регулирование инсайдерской информации в установлении ее законного режима отражано в Кодексе корпоративного поведения8.
На сегодняшний день это единственный нормативный документ, который дает определение инсайдерской информации и регламентирует порядок ее использования. Кодекс определяет инсайдерскую информацию как существенную информацию о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, которая не является общедоступной, и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг общества9. Кодекс носит рекомендательный характер, однако большинство российских компаний осознало важность урегулирования порядка использования инсайдерской информации, и многие из них ведут активную работу по созданию и утверждению
внутренних документов, регламентирующих режим инсайдерской информации.
А.В. Емелин, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков высказал мнение, что «в рамках закона об инсайдерской информации возникнет дилемма в категорийных понятиях: «инсайдерское лицо», «владение инсайдерской информацией» и др. Следует определиться с совмещением инсайдерской информации с коммерческой тайной участников рынка, а также кругом лиц, которые подпадают под действие будущего закона. Кроме того, необходимо решить вопрос о закреплении мер административной и уголовной ответственности и разработать предложения по внесению изменений в КОаП и УК РФ».
В завершение председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению д. Н. Ананьев подвел итоги круглого стола и поблагодарил его участников за столь насыщенное обсуждение вопроса, подчеркнув, что «квалификационные требования к участникам финансового рынка необходимо исполнять, действительно, принятие закона доказывает зрелость фондового рынка. В современных условиях необходимо четко определить административную и уголовную ответственность за незаконное использование инсайдерской информации. Все это, как считает Д. Н. Ананьев, позволит укрепить доверие к российскому фондовому рынку и повысить прозрачность рынка».
Стоит надеяться, что обсуждение данного закона привело к единому мнению всех участников фондового рынка о необходимости утверждения данного закона, так как отсутствие четкой и глубоко проработанной правовой базы в сфере регулирования инсайдерской информации может стать причиной возникновения разных конфликтов.
8 Распоряжение ФКЦБ России от 04.04.2002 № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» // Вестник ФКЦБ России. 2002. № 4.
9 Елизарова Н. К вопросу об инсайде // Эж-Юрист. 2007. № 18.