Научная статья на тему 'Небанковские финансовые посредники: становление системы регулирования и надзора'

Небанковские финансовые посредники: становление системы регулирования и надзора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКИ / BANKS / ФИНАНСОВЫЕ КООПЕРАТИВЫ / FINANCIAL COOPERATIVES / МИКРОФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДЕПОЗИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / MICROFINANCE INSTITUTIONS / DEPOSIT-TAKING INSTITUTIONS / ЭМИТЕНТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ / ПРУДЕНЦИАЛЬНЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ / PRUDENTIAL SUPERVISION AND CONTROL / НЕБАНКОВСКИЕ ПОСРЕДНИКИ / NON-BANK INTERMEDIARIES / ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / SHADOW BANKING / NON-BANK E-MONEY ISSUER OR DISTRIBUTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашковская Ирина Владимировна

В настоящее время проблема совершенствования надзора за деятельностью небанковских финансовых институтов актуальна как для развитых, так и для развивающихся стран. Развитым странам нужно упорядочить работу уже действующих финансовых институтов, а развивающиеся страны должны стимулировать развитие небанковских форм обслуживания населения и малого бизнеса для повышения уровня своего экономического развития. В статье рассмотрены основные направления совершенствования системы пруденциального надзора за параллельной банковской системой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-Banking Financial Intermediaries: Development of the Regulation and Supervision System

Currently the problem of improving the oversight of nonbank financial institutions is relevant for both developed and developing countries. Developed countries need to streamline existing financial institutions, and developing countries should encourage the development of non-bank forms of public service and small business to increase the level of economic development. The article describes the main directions of improvement of the prudential supervision system for shadow banking.

Текст научной работы на тему «Небанковские финансовые посредники: становление системы регулирования и надзора»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

УДК 336.47

Ключевые слова:

банки, финансовые кооперативы, депозитные учреждения, микрофинансовые организации, эмитенты электронных денег, пруденциальный надзор и контроль, небанковские посредники, параллельная банковская система

И. В. Пашковская. к. э. н.,

доцент кафедры финансовых рынков

и валютных отношений

Московского финансово-промышленного

университета «Синергия»

(e-mail: pashkovskayL067@mail.ru)

Небанковские финансовые посредники становление системы

регулирования и надзора

Становление и быстрый рост значительного числа финансовых посредников привели к осознанию необходимости контролировать их деятельность как по объемам, так и по качеству предоставляемых услуг, оценивать уровень добросовестной конкуренции параллельного банковского сектора на потребительском рынке. В ноябре 2010 года лидеры G20 определили основные вопросы регулирования финансового сектора, которые заслуживают первоочередного внимания. Финансовый кризис показал, что параллельная банковская система (shadow banking) может сама выступать серьезным источником системного риска, а кроме того, усиливает уровень рисков в финансовой системе через различные взаимосвязи с традиционной банковской системой.

Первым термин «теневая банковская деятельность» использовал в 2007 г. П. Мак-Калли в своем выступлении на ежегодном финансовом симпозиуме, организуемом Федеральной резервной системой США1. Появление данного термина отражает признание возросшего влияния субъектов экономики, которые структурированы вне банковской системы, но выполняют отдельные банковские функции. Понятие «теневая банковская система» достаточно широко используется европейскими и американскими экономистами, а также международными финансовыми организациями, однако еще не разработано надлежащего официального его определения. Некоторые национальные надзорные органы и участники финансового рынка пока предпочитают использовать вместо него понятие «рыночное финансирование»2. После совещания экспертов 6 декабря 2010 г., организованного Советом по финансовой стабильности в Лондоне с целью обсуждения основных проблем теневого банковского бизнеса, была сформирована специальная группа для уточнения понятия «теневой банковский бизнес», разработки основных подходов к его регулированию, оценки каналов взаимосвязи с традиционной банковской системой.

1 Кодрес Л. Е. Что такое теневая банковская деятельность?// Финансы и развитие. МВФ. 2013. Июнь.

2 Strengthening Oversight and Regulation of Shadow Banking / Financial Stability Board. 29 August 2013 (http://www.financialstabilityboard.org/wp-content/uploads/rJL30829c.pdf).

Банк России отмечает, что сам термин shadow banking в дословном переводе может восприниматься негативно, поэтому предлагает использовать в России термин «параллельная банковская система», а также разграничивать нерегулируемое и непрозрачное небанковское кредитное посредничество от регулируемых и находящихся под надзором Банка России небанковских кредитных институтов3.

Небанковские финансовые посредники предоставляют участникам рынка альтернативные источники ликвидности и фондирования, что в некоторых случаях вызвано более успешным использованием новейших финансовых технологий и инструментов, применение которых традиционными банками на этапе внедрения не всегда эффективно. Небанковские финансовые институты встроены в сложные цепочки кредитного посредничества с традиционными банками, предоставляют клиентам эксклюзивные услуги более высокого качества. В настоящее время кредитное посредничество параллельного банковского бизнеса включает не только проведение традиционных операций по балансовым счетам, но и осуществление операций со сложными производными финансовыми инструментами (де-ривативами), проведение торгов с долевыми ценными бумагами, осуществление валютных операций и операций РЕПО, проведение операций секьюритизации активов и т. д.

Финансовые и банковские операции вне банковской системы могут быть достаточно сложными, они меняются с течением времени, включают различные финансовые инновации, поэтому должны постоянно отслеживаться и контролироваться надзорными органами. Создаваемые небанковские кредитные организации («тень традиционных банковских учреждений»), их инструменты и основные рынки исторически были вне поля зрения традиционного банковского регулирования, регулярный мониторинг их деятельности никем не проводился.

Совет по финансовой стабильности в настоящее время определяет теневую (параллельную) банковскую систему в широком смысле как «кредитное посредничество с участием различных экономических субъектов, деятельность которых (полностью или частично) выходит за пределы традиционной банковской системы»4, т. е. субъектов, которые не включены в периметр традиционного банковского регулирования, поскольку выполняют только отдельные банковские операции.

Коммерческие банки по методологии международных финансовых организаций (МВФ, Базельский комитет по банковскому надзору) являются «идеальными финансовыми посредниками». Они предоставляют своим клиентам наиболее широкий спектр услуг: привлекают депозиты, выдают кредиты, проводят валютные и обменные операции, операции с ценными бумагами, осуществляют расчетно-кассовое обслуживание клиентов, занимаются доверительными и трастовыми операциями и т. д. Прочие финансовые посредники специализируются только на проведении отдельных операций, поэтому до последнего времени центральные банки не считали необходимым отслеживать деятельность таких институтов. События мирового финансового кризиса 2008-2010 гг. показали необходимость оценивать риски финансовой системы в целом и по отдельным ее сегментам. Однако Совет по финансовой стабильности (СФС) только с 2013 г. начал проводить регулярный мониторинг состояния параллельной банковской системы. Согласно его отчетам, по абсолютным размерам параллельного банкинга лидируют страны с развитой экономикой, но самые высокие темпы роста в 2013 г. были зарегистрированы в развивающихся странах. К концу 2015 г. предполагается завершить разработку правил и требований для сбора и анализа данных по странам — членам СФС, внедрить систему обмена информацией по разным странам5.

3 Материалы конференции «Финансовая доступность и параллельная банковская система (shadow banking): роль инноваций и пропорционального регулирования в обеспечении сбалансированного развития»/ Банк России (http://www.cbr. ru/Press/?PrtId=event&id=26&PrintVersion=Y).

4 Strengthening Oversight and Regulation of Shadow Banking.

5 FSB Publishes Global Shadow Banking Monitoring Report 2014 / Financial Stability Board (http://www. financialstabilityboard.org/wp-content/uploads/prJL41030.pdf).

В дальнейшем СФС планирует оценивать состояние параллельной банковской системы по двум основным направлениям:

1. На макроуровне следует отслеживать потоки денежных средств в теневой банковской системе, размеры и темпы роста финансовых активов как в абсолютном выражении, так и по отношению к уровню общей задолженности в экономике, к уровню ВВП, к размерам активов традиционной банковской системы, а также анализировать финансовое состояние параллельного банкинга по отношению к отдельным сегментам финансового сектора экономики.

2. На микроуровне планируется проводить анкетирование отдельных институтов для оценки их финансового состояния и эффективности используемых ими финансовых инструментов, оценки уровня рисков и степени взаимосвязи с традиционной банковской системой.

Параллельная банковская система может сама регулировать уровень возникающих в ней рисков, но международные организации сейчас анализируют возможность распространения на отдельных значимых небанковских посредников требований надзора и регулирования, которые уже применяются для традиционных банков (требования по капиталу, ликвидности и управлению рисками)6.

В настоящее время достаточно трудно определить общее число небанковских финансовых институтов, составляющих конкуренцию традиционной банковской системе. В развивающихся странах при большом разнообразии различных институтов и организаций пока плохо поставлена статистика их учета. Всемирный банк и Базельский комитет по банковскому надзору регулярно проводят различные опросы, классифицируя небанковские финансовые институты исходя из уровня их доходов, а также по странам и регионам мира7. В зависимости от условий национальной экономики финансовые институты могут существенно различаться по объемам операций и характеру предоставляемых услуг.

Уже с 90-х годов прошлого века по объемам операций небанковские финансовые посредники в развитых странах обошли традиционные банки. В настоящее время они продолжают успешно развиваться, что видно из рис. 1 и 2.

Рисунок 1

Соотношение активов небанковских финансовых институтов и традиционных банков, %

59,7

60

62,5

74,8

64,6

60

73,9

74,8

60,6

40,3

40

37,5

25,2

35,4

40

26,1

25,2

39,4

Активы небанковских финансовых институтов

Активы банков

Африка Азия Латинская США Герма- Франция Япония Велико- Индия и Ближний Америка ния британия

восток

Источник: составлено на основе статистики Базельского комитета по банковскому надзору Reporting requirements for the locational banking statistics / Bank for International Settlements (http://www.bis.org/ statistics/bankstatsguide_repreqloc.pdf).

6 Shadow Banking: Scoping the Issues. A Background Note of the Financial Stability Board/ Financial Stability Board, 12 April 2011.

7 The Little Data Book on Financial Inclusion 2015 / World Bank (https://openknowledge.worldbank.org/ handle/10986/21636).

В зависимости от характера деятельности и специализации финансовых посредников соотношение объемов денежных средств, которые они привлекают или выдают своим клиентам, также может различаться по регионам и странам мира.

Рисунок 2

Соотношение обязательств небанковских финансовых институтов и традиционных банков

Обязательства небанковских финансовых институтов

Обязательства банков

Источник: составлено на основе статистики Базельского комитета по банковскому надзору Reporting requirements for the locational banking statistics.

Необходимость регулирования деятельности небанковских финансовых институтов вызвана также и тем, что они не входят в национальные системы страхования вкладов и депозитов, поэтому при наступлении системного кризиса больше подвержены риску банкротства.

Потребность в модернизации действующих методов и инструментов надзора объясняется быстрой эволюцией системы обслуживания клиентов. Широкое и повсеместное введение новых цифровых средств связи позволяет использовать различные методы общения с клиентами, т. е. мобильные телефоны, карты оплаты, точки продаж, услуги различных розничных агентств, которые обеспечивают обслуживание мелких клиентов без открытия банковских офисов. Распространение цифровых технологий теперь охватывает и развивающиеся страны, предполагая предоставление традиционных банковских услуг в отдаленных и отсталых регионах, которые раньше никогда не были вовлечены в процессы финансового посредничества. Различные формы электронных расчетов широко используются в сберегательных, страховых, инвестиционных продуктах для малоимущих слоев населения, а также в потребительском кредитовании и расчетно-платежных отношениях.

В настоящее время проблема повышения надзора и контроля за деятельностью небанковских финансовых институтов актуальна и для развитых, и для развивающихся стран. Кроме того, необходимость совершенствования контроля за небанковскими финансовыми институтами объясняется не столько количественным ростом небанковских финансовых посредников, сколько низким уровнем управления ликвидностью, значительными рисками их деятельности.

КАТЕГОРИИ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

Базельский комитет классифицировал основные типы финансовых посредников, которых должны контролировать наиболее жестко и на которых могут быть распространены стандарты надзора, установленные для традиционных банков (Базель III). Согласно его методике все финансовые институты можно разбить на несколько основных категорий: коммерческие банки, прочие коммерческие банки, финансовые кооперативы, прочие депозитные институты, учреждения микрокредитования и небанковские дистрибьюторы, или эмитенты электронных денег8.

8 Range of practice in the regulation and supervision of institutions relevant to financial inclusion / Basel Committee on Banking Supervision, January 2015 (http://www.bis.org/bcbs/publ/d310.htm).

64,4

60

81,5

35,6

40

75,3

75,2

70,5

42,6

79,8

57,4

18,5

24,7 24,8 29,5

64

7

20,2

35,3

Африка Азия Латинская США Герма- Франция Япония Велико- Индия и Ближний Америка ния британия

восток

Коммерческий банк — это учреждение, по которому на основе действующего законодательства не установлено ограничений на размеры депозитов и условия предоставления кредитов, ограничений по типам клиентов или по отдельным отраслям экономики. Под прочими банками подразумеваются муниципальные банки, кооперативные и сельхозбанки, почтовые банки, а также другие типы мелких специализированных коммерческих институтов, которые нельзя отнести к категории универсальных банков и для которых могут применяться дифференцированные стандарты регулирования. Финансовые кооперативы представляют собой организации, осуществляющие различные традиционные банковские операции — прием депозитов и предоставление кредитов, но обслуживающие преимущественно своих участников. Исключение составляют только расчетные операции, по которым допускается проведение операций с денежными средствами не только своих участников. Этим термином можно объединить широкий круг различных мелких и средних финансовых институтов, таких как кредитные союзы, сберкассы и общества взаимного кредита, некоторые кооперативные банки, сберегательные и кредитные кооперативы и сберегательные кассы.

Прочие депозитные институты включают в себя учреждения микрофинансирования, ссудо-сберегательные ассоциации и некоторые виды небанковских кредитных организаций. Учитывая быстрый рост числа микрокредитных организаций в развивающихся странах, их выделяют в отдельную категорию. Несмотря на незначительные объемы кредитов, они начинают играть стратегическую роль в национальных финансовых системах благодаря доступности этих услуг для широких слоев населения и их социальной направленности.

Эмитенты электронных денег, или дистрибьюторы электронных услуг, не являются банками, но их деятельность оказывает существенное влияние на объемы денежной массы в национальной экономике, поэтому должна находиться под контролем надзорных органов. В настоящее время широкое распространение получили такие услуги, как денежные переводы, зарплатные проекты, которые так или иначе привязаны к пластиковым картам.

Характер финансовых учреждений определяется влиянием различных факторов, но в большей степени зависит от уровня доходов, которыми располагает население этого региона. Уровень доходов населения определяет специализацию финансовых учреждений и набор услуг, которые они предоставляют своим клиентам.

КРИТЕРИИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

В зависимости от того, какое место в национальной финансовой системе занимают небанковские институты, какая национальная политика проводится по отношению к ним надзорными органами, они имеют разные стандарты регулирования и надзора. Финансовое регулирование тесно связано с финансовым надзором, однако различные финансовые институты подвергаются регулированию и надзору в большей или в меньшей степени, что в настоящее время таит потенциальные угрозы для национальной финансовой системы. Лицензирование и надзор часто осуществляются одним и тем же органом, но они могут быть дифференцированы в зависимости от типа финансового учреждения. Для некоторых финансовых институтов в ряде национальных экономик предусмотрена подотчетность законодательным органам или органам исполнительной власти, если их деятельность имеет большое социальное значение для местной экономики.

В совершенствовании системы надзора за небанковскими финансовыми институтами напрямую заинтересованы коммерческие банки, т. к. необходимость соблюдения жестких стандартов деятельности и контроль центрального банка предполагают повышение стоимости оказываемых услуг. В то же время мелкие небанковские финансовые институты не обязаны соблюдать высокие стандарты по капиталу, ликвидности и рискам, которые

установлены для банков. Кроме того, банкам не разрешено проводить некоторые операции, которые могут предоставлять прочие финансовые посредники. Многие коммерческие банки лишены или ограничены в возможности заниматься страховым бизнесом, а в некоторых странах банкам нельзя выступать дистрибьюторами частных пенсионных фондов.

В настоящее время острой остается проблема надзора за электронными платежами и расчетами всех финансовых посредников. Банки часто передают часть полномочий по ведению и обработке счетов клиентов другим финансовым посредникам. Кроме того, развитие технологий привело к тому, что эмитентами электронных денег фактически становятся операторы сотовой связи или расчеты проводятся по платежной карте за пределами финансовых учреждений. Необходимо учитывать, что в 2013 г. около 40 % населения развивающихся стран пользовались услугами мобильных операторов в качестве средства доступа к различным финансовым услугам. Поэтому использование мобильных средств связи или других устройств для проведения различных финансовых операций является очевидным фактом современных национальных финансовых систем. Для того чтобы не потерять контроль над ситуацией, некоторые банки и финансовые институты устанавливают различные ограничения, на основе которых расчеты через мобильные системы могут проводиться только для клиентов одного банка или разрешаются только операции на перечисление средств на счет клиента (расчетный или депозитный). Возможность привлечения средств во вклады и депозиты, как правило, жестко регламентируется и контролируется надзорными органами, поэтому небанковские финансовые посредники обычно стараются обойти эти требования и используют системы упрощенных счетов различных уровней, которые могут быть профинансированы с помощью мобильных телефонов. Более состоятельные клиенты могут получать кредиты, используя мобильную связь, а для клиентов с низкими доходами наиболее доступной является система перечисления средств со счета на счет.

Таблица 1

Критерии лицензирования для различных финансовых посредников, % от общего числа институтов данной категории

Типы финансовых посредников* Банки Финансовые кооперативы Депозитные учреждения Учреждения микрокредитования Эмитенты электронных денег

Наличие стратегического плана развития и бизнес-плана 100 79 88 63 68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовая устойчивость 100 82 88 59 64

Возможности крупнейших акционеров 96 59 85 53 50

Минимальный размер начального финансового капитала 96 74 81 59 61

Политика управления рисками 94 59 85 47 64

Система внутреннего контроля 100 71 81 50 61

Критерии отбора высшего менеджмента 90 71 92 56 57

Соблюдение требований ФАТФ (The Financial Action Task Force, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) 81 68 73 41 68

* Национальным законодательством некоторых стран разрешено введение особых стандартов регулирования для различных категорий финансовых посредников, включая местные и региональные коммерческие банки. Источник: составлено на основе аналитических материалов Базельского комитета по банковскому надзору Range of practice in the regulation and supervision of institutions relevant to financial inclusion (http://www.bis. org/bcbs/publ/d310.htm); Всемирного банка (https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/21636).

Учитывая, что небанковские финансовые институты большинства развивающихся стран невелики по размерам капитала и объемам операций, а также географически разбросаны по территории, организовать регулярный контроль и надзор над ними достаточно сложно. С учетом особенностей их специализации мониторинг за такими институтами может быть передан различным министерствам и ведомствам, подотчетным правительству, а также специализированным агентствам и уполномоченным органам. Как показывает зарубежный опыт, практически во всех странах в настоящее время отсутствует единый надзорный орган, который осуществлял бы тотальный контроль за всеми финансовыми институтами. Кроме того, деятельность финансовых институтов должна оцениваться с точки зрения их экономической целесообразности, степени социальной значимости и уровня криминогенности, поэтому некоторые аспекты деятельности параллельной банковской системы находятся в ведении не только центрального банка и минфина, но и минюста, министерства внутренних дел, министерства экономики или коммерции, специализированных национальных агентств.

ТРЕБОВАНИЯ ПРУДЕНЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА ДЛЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

Важность надзорной деятельности заключается в выявлении проблем на ранних стадиях возникновения и принятии эффективных мер их устранения. Наиболее продуктивно система ранней диагностики функционирует в коммерческих банках. Мелкие и средние финансовые компании обычно пользуются услугами банков для оценки изменения своих финансовых показателей и условий деятельности или могут разрабатывать собственные системы оценки, обычно включающие анализ жалоб клиентов, дебиторской задолженности, эффективности рекламных кампаний и результатов скрытых проверок, проведения мониторинга потребительского спроса по своим товарам.

Наиболее сложной представляется оценка профиля рисков финансовых институтов и разработка единых стандартов соблюдения приемлемого уровня рисков. Профиль риска во многом определяется и качеством управления финансовой организацией. Как показывают данные зарубежных аналитиков, основные проблемы корпоративного управления в финансовых институтах могут быть связаны с:

— неэффективным отбором высшего руководства на этапе лицензирования финансового института;

— отсутствием надлежащих критериев профессионального роста и смены руководителей высшего звена;

— нежеланием сдерживать аппетит риска и разрабатывать адекватные стратегии зависимости риска от других показателей деятельности финансового института;

— неэффективной системой внутреннего аудита, отказом руководителей строго придерживаться разработанной стратегии поведения на рынке;

— отсутствием надлежащей прозрачной системы компенсаций и стимулов для рядовых сотрудников, в т. ч. стимулов для повышения ими своего профессионального уровня.

Нормативные требования по соблюдению стандартов операционного риска обычно четко прописаны для коммерческих банков и клиринговых, расчетных организаций и контролируются надзорными органами. Для эмитентов электронных денег требования по оперативному риску могут устанавливаться дифференцированно, в зависимости от специфики их деятельности. Для них обычно установлены повышенные стандарты соблюдения уровня операционных рисков при запуске нового продукта или канала поставки финансовых услуг потребителям. Однако помимо технических и финансовых вопросов операционные риски увязаны с проблемами киберпреступности и безопасности переводов, отслеживания спорных транзакций, соблюдения сохранности персональных данных, потери средств клиентов в результате мошенничества самого финансового института

или сторонней преступной группы. Поэтому контроль операционного риска финансовых институтов, как правило, осуществляет несколько надзорных ведомств.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ

Наиболее важным аспектом регулирования деятельности большинства финансовых посредников является соблюдение ими приемлемого уровня кредитного риска. Оценка кредитных рисков коммерческими банками проводится с учетом международных стандартов и нормативных материалов, разрабатываемых центральными банками. Кредитный риск, составленный по портфелю микрозаймов, отличается от риска банковского кредитного портфеля. В настоящее время наблюдается всплеск активности микрофинансовых организаций в развивающихся странах, но стандарты их регулирования пока четко не определены, т. к. до последнего времени считалось, что деятельность таких организаций не может оказать существенного влияния на национальную финансовую систему. Кредитный риск микрофинансовых организаций определяется специфическими характеристиками их кредитных продуктов: небольшими суммами, короткими сроками, минимальными объемами документации при оформлении, временем ожидания заемщиками последующих кредитов при своевременном погашении, особенностями кредитного профиля клиентов (преимущественно малообеспеченные слои населения). Методология предоставления микрокредитов предусматривает в числе прочего методы группового кредитования, что отражается на характере кредитных рисков.

Банковские кредитные организации с высокими зарплатами персонала, дорогими системами мониторинга и контроля бизнес-моделей, высокими процентными ставками все чаще не могут конкурировать с мелкими институтами параллельной банковской системы. Микрофинансирование в зарубежной практике подразделяется на микрокредиты для физических лиц и кредитование малых предприятий. Эта классификация определяется максимальным размером кредита, максимальным размером допустимой задолженности или ограничениями на получение кредитов. Кроме того, разделение микрофинансирования на две основные категории определяет характер надзора за этими операциями, в т. ч. объемы сформированных обязательных резервов, требования по капиталу и возможные ограничения по процентным ставкам.

Надзорные органы контролируют процессы предоставления микрокредитов в зависимости от типов финансовых институтов, а также критериев оценки качества портфеля микрокредитов, определяемых показателями:

— объем просроченной задолженности и сроки просрочки;

— количество пролонгированных, перезаключенных кредитных соглашений;

— уровень обеспечения и кредитов;

— система финансового анализа должников и оценка их платежеспособности;

— наличие специальных планов погашения кредитов.

В отличие от обычных банков микрокредиты, как правило, являются основным источником доходов микрофинансовых организаций, поэтому вопросы управления их кредитным риском напрямую отражаются на их финансовой устойчивости. Для остальных небанковских кредитно-финансовых организаций наиболее важной является оценка операционных рисков и рисков ликвидности.

РИСКИ ЛИКВИДНОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ ПО КАПИТАЛУ ДЛЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

Риск ликвидности небанковских финансовых институтов также имеет свои существенные отличия от рисков ликвидности коммерческих банков. Небанковские финансовые институты исключены из систем рефинансирования центрального банка, поэтому вынуждены

разрабатывать собственные подходы по регулированию своей ликвидности. Надзорные органы осуществляют дифференцированный контроль над различными финансовыми институтами в вопросах управления ими рисками ликвидности, но для большинства финансовых посредников жестких стандартов регулирования ликвидности пока не установлено.

Большую проблему в настоящее время представляет необходимость соответствия деятельности небанковских финансовых институтов стандартам ФАТФ. Однако введение жестких стандартов надзора за финансовыми услугами может подорвать всю действующую систему финансирования малообеспеченных слоев населения, а в результате большинство финансовых операций уйдет на черный рынок. Поэтому в настоящее время ФАТФ разрабатывает подходы к регулированию и надзору за финансовыми институтами, оказывающими услуги населению, по нескольким направлениям:

— внедрение пропорционального риск-ориентированного надзора и понятий «ниже риска» и «низкого риска» в оценке их деятельности;

— совершенствование надзора за операциями с использованием платежных карт, мобильных платежей и интернет-услуг;

— внедрение рекомендаций ФАТФ, исходя из национальных особенностей финансовой системы, возможности введения исключений и расширения охвата населения, пользующегося услугами небанковских финансовых институтов9.

Обычно основное внимание ФАТФ концентрирует на объемах операций, периодичности их проведения, анализирует остатки средств на счетах клиентов.

Достаточность собственного капитала небанковских финансовых институтов определяется характером их деятельности и уровнем рисков. Нормативные значения капитала для большинства депозитных институтов установлены в пределах 8-10 % их ресурсной базы, что в целом соответствует стандартам банковской деятельности, но для финансовых кооперативов, микрофинансовых организаций и систем электронных денежных переводов жестких стандартов по капиталу пока не установлено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость контроля над деятельностью параллельной банковской системы объясняется тем, что рост кредитной задолженности порождает финансовые пузыри, а это представляет угрозу возникновения системных финансовых кризисов. Широкое использование инноваций в области предоставления финансовых услуг должно находиться в центре внимания надзорных органов, что позволит повысить стабильность финансового рынка и состояние отдельных финансовых посредников, а также защитит права потребителей финансовых услуг, повысит уровень доверия в официальной финансовой системе, сократит объемы черного рынка финансовых услуг. Небанковские финансовые институты являются нижним ярусом национальной финансовой системы, поэтому совершенствование их деятельности позволяет значительно снизить остроту проблем на высших ярусах — в банковской системе и в крупных системообразующих финансовых компаниях.

В настоящее время Банком России также ведется разработка инструментария регулирования деятельности небанковских финансовых посредников на основе международных стандартов, однако объемы активов параллельной банковской системы в нашей стране на конец 2014 г. составляли только 10 % ВВП (или 6,45 % активов финансовой системы)10.

9 Guidance for a risk-based Approach: effective supervision and enforcement by AML/CFT supervisors of the financial sector and law enforcement. October 2015 / FATF (http://www.fatf-gafi.org/publications/ fatfrecommendations/documents/rba-effective-supervision-and-enforcement.html).

10 Материалы конференции: «Финансовая доступность и параллельная банковская система (shadow banking): роль инноваций и пропорционального регулирования в обеспечении сбалансированного развития» / Банк России (http://www.cbr. ru/Press/?PrtId=event&id=26&PrintVersion=Y).

Библиография

1. Ина Кота. Микрофинансы: банковские услуги для малоимущих // Финансы и развитие. МВФ. 2007. Июнь.

2. Кодрес Л. Е. Что такое теневая банковская деятельность? // Финансы и развитие. МВФ. 2013. Июнь.

3. Петрова Г. В. Формирование международного права торговли финансовыми услугами и его влияние на национальное законодательство о финансовых рынках // Международное право и международные организации. 2012. № 4.

4. Материалы конференции: «Финансовая доступность и параллельная банковская система (shadow banking): роль инноваций и пропорционального регулирования в обеспечении сбалансированного развития» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Банка России. Режим доступа: http://www.cbr.ru/Press/ ?PrtId=event&id = 26&PrintVersion=Y.

5. Anjali K., Sushma N., Swizen R. World Bank Lending for Financial Inclusion: Lessons from Reviews of Select Projects [Электронный ресурс] / World Bank Group. Washington, DC. 2015. Режим доступа: https:// openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/21796/949720NWP00PUB0cial0Inclusion.final. pdf?sequence=1.

6. Astaphan E., Cerruti C. and Gomez R. Dealing with Distressed Financial Cooperatives. A Caribbean Experience [Электронный ресурс] / The World Bank. March 2015. Режим доступа: https://openknowledge. worldbank.org/bitstream/handle/10986/21630/Dealing_with_Distressed_Financial_Cooperatives-Final. pdf?sequence=1.

7. Blackman C., Srivastava L. Telecommunications Regulation Handbook. Tenth Anniversary Edition [Электронный ресурс] / World Bank and the International Telecommunication Union. Washington, DC. 2011. Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/109 86/13277/74543.pdf?sequence=1.

8. FSB Publishes Global Shadow Banking Monitoring Report 2014 [Электронный ресурс] / Financial Stability Board. Press release. 30 October 2014. Режим доступа: http://www.financialstabilityboard.org/wp-content/ uploads/pr_141030.pdf.

9. Gandhi R. Role of Non-Banking Finance Companies (NBFCs) in financial sector — regulatory challenges [Электронный ресурс] / BIS central bankers' speeches. Режим доступа: http://www.bis.org/review/r140617f.pdf.

10. Guidelines to the international locational banking statistics. Monetary and Economic Department [Электронный ресурс] / Bank for International Settlements. May 2012. Режим доступа: http://www.bis.org/statistics/ locbankstatsguide_old.pdf.

11. Guidance for a risk-based approach: effective supervision and enforcement by AML/CFT supervisors of the financial sector and law enforcement. October 2015 [Электронный ресурс] / FATF. Режим доступа: http://www.fatf-gafi.org/publications/fatfrecommendations/documents/rba-effective-supervision-and-enforcement.html.

12. Locational banking statistics. International positions by nationality of ownership of reporting bank [Электронный ресурс] / BIS international banking statistics. Режим доступа: http://www.bis.org/statistics/ bankstatsguide_repreqloc.pdf.

13. Range of practice in the regulation and supervision of institutions relevant to financial inclusion [Электронный ресурс] / Basel Committee on Banking Supervision. January 2015. Режим доступа: http://www.bis.org/ bcbs/publ/d310.htm.

14. Reporting requirements for the locational banking statistics [Электронный ресурс] / Bank for International Settlements. Режим доступа: http://www.bis.org/statistics/bankstatsguide_repreqloc.pdf.

15. Shadow Banking: Scoping the Issues. A Background Note of the Financial Stability Board [Электронный ресурс] / Financial Stability Board. 12 April 2011. Режим доступа: http://www.financialstabilityboard.org/ wp-content/uploads/r_110412a.pdf.

16. Shadow Banking: Strengthening Oversight and Regulation. Recommendations of the Financial Stability Board [Электронный ресурс] / Financial Stability Board. 27 October 2011. Режим доступа: http://www. financialstabilityboard.org/wp-content/uploads/r_111027a.pdf.

17. Strengthening Oversight and Regulation of Shadow Banking [Электронный ресурс] / Financial Stability Board. 29 August 2013. Режим доступа: http://www.financialstabilityboard.org/wp-content/uploads/r_130829c.pdf.

18. The Little Data Book on Financial Inclusion [Электронный ресурс] / World Bank. Washington, DC. 2015. Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/21636.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.