В седьмом номере «МЗ» за 2012 была опубликована статья «Плоды абсурда: медицинское свидетельство о смерти — грубо нарушение врачебной тайны!», в которой поднимался вопрос чрезмерного регулирования предмета врачебной тайны после смерти пациента. На запрос авторов материала был получен ответ Минздрава России от 23.11.2012 № 14-2/10/3081208-2929, который авторам представляется важным обсудить с профессиональным сообществом.
A.A. Старченко,
д.м.н., профессор ГУ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, президент НП «Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе», член Правления Всероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов», ответственный секретарь Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, г. Москва, Россия, [email protected]
«НЕ ВСЕГДА ДАТА СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫМ ФАКТОМ...»
Поднимая вопрос спорности запрета на разглашение сведений, мы направили запрос в Минздрав России относительно нелигитимности ряда официальных документов, на который получен ответ для руководителей медицинских организаций, в соответствии с которым медицинскому персоналу не запрещается рассказывать о причинах смерти и сопутствующих этому обстоятельствах родственникам умершего пациента вопреки норме ст. 13 Закона РФ № 323-ф3.
«Департамент медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санаторно-курортного дела рассмотрел Ваше обращение. В своем обращении Вы сообщаете, что, по Вашему мнению, грубым нарушением требований части 2 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-Ф3) о врачебной тайне, в том числе после смерти человека, является заполнение и выдача «родственникам и иным лицам»:
— учетной формы № 106/у-08 «Медицинское свидетельство о смерти», утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2008 № 782н «Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти» (далее — Медицинское свидетельство о смерти), которая включает в себя дату смерти, то есть дату оказания медицинской помощи в последний день жизни, а также причины смерти;
— свидетельства о смерти, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1998 № 709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния» и содержит дату последнего дня оказания медицинской помощи.
Исходя из положений статьи 64 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния», медицинское свидетельство о смерти является основанием для государственной регистрации смерти в органах записи актов гражданского состояния.
1енеджер №3
здравоохранения 3C313
Пунктом 19 Медицинского свидетельства о смерти предусмотрена графа «Причины смерти», которая должна содержать в том числе данные о болезни (то есть диагноз), патологическом состоянии, которое привело к возникновению болезни, прочие состояния (включая употребление алкоголя, наркотических средств, психотропных и токсических веществ).
Согласно статье 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3, сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, не допускается, в том числе после смерти человека.
Вместе с тем частью 5 статьи 67 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 предусмотрена возможность выдачи заключения о причине смерти определенному кругу лиц, а именно: супругу, близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушке, бабушке), а при их отсутствии иным родственникам либо законному представителю умершего, правоохранительным органам, органу, осуществляющему государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, и органу, осуществляющему контроль качества и условий предоставления медицинской помощи, по их требованию.
Рекомендации по порядку выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти (Письмо Минздравсоцразвития России от 19.01.2009 № 14-6/10/2-1 78) также предусматривают выдачу Медицинского свидетельства о смерти членам семьи, а при их отсутствии близким родственникам умерше-го(ей) или законному представителю умерше-го(ей), а также правоохранительным органам по их требованию и в этой части не противоречат статье 67 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3.
Кроме того, сведения о причине смерти, содержащиеся в Медицинском свидетельстве о смерти, необходимы для установления юридических фактов. Например, в соответствии с пунктом 3.1 Приказа ГУСП от 30.11.2011 № 52 «О порядке выплаты в службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации единовременных пособий, установленных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», для определения права членов семьи на получение единовременного пособия в случае гибели (смерти) военнослужащего необходимо представить в том числе копию Медицинского свидетельства о смерти военнослужащего.
Согласно пункту 26 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минздрав-соцразвития России от 11.04.2011 № 295н, для установления причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего, заявитель должен предоставить копию Медицинского свидетельства о смерти.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27.07.2006 №152-Ф3 «О персональных данных» данные о состоянии здоровья относятся к специальным категориям персональных данных.
Обработка указанной категории персональных данных допускается в случаях, если обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия (пункт 6 части 2 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3).
Таким образом, выдача Медицинского свидетельства о смерти, содержащего причины смерти гражданина, не является разглашением врачебной тайны и не противоречит законодательству Российской Федерации.
№3 Менеджер
3013 '
здравоохранения
По вопросу включения в Медицинское свидетельство о смерти и Свидетельство о смерти данных о дате смерти можно ответить, что не всегда дата смерти человека является юридически значимым фактом и не всегда она сопряжена с оказанием ему медицинской помощи. Таким образом, указанные Вами данные к составляющим
Общественное мнение
врачебную тайну сведениям не относятся».
Но если дата смерти является антиподом юридического факта, значит, она является фактом юридического вымысла. Такое возможно, конечно же, но тогда это — служебный подлог или иное преступление, который не может носить массовый характер.
ГРОЗИТ ЛИ РОССИИ ОСТРЫМ ДЕФИЦИТОМ КРОВИ НОВЫЙ ЗАКОН О ДОНОРАХ?
В России начал работать закон «О донорстве крови и ее компонентов». Документ призван создать эффективную систему донорства, которая бы заставила россиян безвозмездно сдавать крови. Директор департамента организации медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санаторно-курортного дела Анатолий Гулин подчеркивает, что в большинстве стран мира принято именно безвозмездное донорство. «Нужно понимать, что в России денежная компенсация за донорство не отменяется. Разработан и находится на утверждении соответствующий документ, регламентирующий случаи, в которых возможна сдача крови и ее компонентов за плату. К примеру, оплата не исключена, если донор имеет редкий фенотип эритроцитов, или не имеет ряда антигенов эритроцитов, или же речь идет о сдаче плазмы, тромбоцитов, эритроцитов или гра-нулоцитов методом афереза».
Закон также устанавливает требования к донору, его права и обязанности. Плюс, определяются полномочия органов власти всех уровней в области организации и поддержки донорства, права некоммерческих организаций и общественных объединений, работающих в этой сфере. Прописана ответственность за несоблюдение требований безопасности технического регламента о безопасности крови. Контролировать процесс позволит единая база данных донорства крови и ее компонентов и система госпроверки.
Согласно статистике 2011 года Российского научно-исследовательского института гематологии и трансфузиологии ФМБА, в стране было 1 668 775 доноров, из них 134 226 человек — платные доноры. Отмена платы за сданную кровь повлекла негативные последствия — число добровольцев резко уменьшилось.
О тяжелой ситуации, в частности, говорит Центр крови Федерального медико-биологического агентства России. Представитель волонтерской группы «Доноры — детям» Наталья Сидорова отмечает: «Мы опасаемся, что в Москве, где была отлажена система донорства, возникнет дефицит крови. Ведь от общего числа доноров «платники» составляли приличную долю. В условиях дефицита крови возникнет «серое» донорство, когда родственникам пациентов придется платить донорам из своего кармана».
А координатор группы Екатерина Чистякова подчеркивает: «На сайт фонда «Подари жизнь» посыпались объявления не только от пациентов, которые нуждаются в донорской крови, но и от больниц, чего не было уже много лет. Смягчить переход на бесплатное донорство можно было бы путем заблаговременного привлечения доноров через социальную рекламу».
Источники: «Ремедиум», «Новые известия»
1енеджер №3
здравоохранения 3013