«НЕ РЕШАЮСЬ ПРОСИТЬ ВАС НАПИСАТЬ МНЕ» (письма Б.А. ФЕНСТЕРА Л.Д. БЛОК)
Публикация, вступительная статья и комментарий О.В. Балинской
Настоящая публикация включает два письма Б.А. Фенстера Л.Д. Блок, относящиеся к 1939 г. Письма содержат информацию о творческих поисках балетмейстера при его работе над первым балетом «Ашик-Кериб», поставленным в Малом оперном театре в 1940 г.
Ключевые слова: письма, Фенстер, Блок, балет, «Ашик-Кериб».
Борис Александрович Фенстер (1916-1960) в 1940-50 гг. был одним из ведущих балетмейстеров Ленинграда. В течение 13 лет он возглавлял балетную труппу Малого оперного театра, где создал оригинальный репертуар1, на котором выросло целое поколение артистов.
В 1936 г. он окончил Ленинградский хореографический техникум и был принят в труппу Малого оперного театра. Не довольствуясь ролью артиста балета, Фенстер вновь поступил в техникум на открывшееся там балетмейстерское отделение.2
Публикуемые ниже письма Бориса Александровича Фенстера к Любови Дмитриевне Блок3 относятся к лету 1939 г., когда Фенстер заканчивал это отделение и только начинал карьеру хореографа.
Знакомством с Любовью Дмитриевной Менделеевой-Блок, дочерью выдающегося химика, вдовой поэта, драматической актрисой, Фенстер был обязан своей жене - Галине Кирилловой.4 В 30-х гг. Л.Д. Блок посвятила себя научному изучению истории балета. Она являлась приверженцем классического танца, который был ее страстью и «составлял основной предмет ее искусствоведческих занятий... Профессиональную компетентность Л. Блок приобрела в вагановском классе, в течение длительного времени наблюдая ее уроки.».5 Именно там она обратила внимание на ученицу Вагановой Галину Кириллову.
«Уже с последних классов школы она взяла надо мной шефство», - вспоминала балерина. - «Поначалу оно заключалось в
ее намерении расширить мой кругозор, приучить много читать, заставить полюбить живопись, музыку - все, что связано с танцем».6 По окончании техникума Кириллову пригласили в Малый оперный театр, и здесь Блок начала репетировать с молодой танцовщицей.
Л.Д. Блок окружала артистическая молодежь, которую она «внимательно, даже ревниво, даже чуть деспотически опекала».7 Вполне естественно, что Фенстер, не замыкавшийся в узко балетном мире вошел в круг общения Любови Дмитриевны.
Писал же он ей по поводу предстоящей работы над балетом Б.В. Асафьева8 «Ашик-Кериб»9, включенным в репертуар Малого оперного театра в связи с приближающейся датой - столетием со дня гибели М.Ю. Лермонтова.
Первоначально предполагалось, что постановку осуществят опытный В.И. Пономарев10 и молодой Б.А. Фенстер. Но вскоре выяснилось, что ставить он будет самостоятельно. Таким образом, решился вопрос о его дипломе. Получив заказ, Фенстер отправился отдыхать в Плёс.11 Мысли о новом балете не покидали его. В письмах к Л.Д. Блок он делился не только творческими размышлениями, но и откровенными сомнениями, которые волновали молодого балетмейстера.
Фенстер был знаком с Любовью Дмитриевной довольно коротко. Об этом свидетельствует и форма обращения к адресату - «милая Любовь Дмитриевна», и доверительное «я к Вам приду», «соберу свои мыслишки и приеду к Вам разговаривать». Он дорожил ее мнением: «мне очень важно, Вы против или нет».
Из письма Фенстера явствует, что Л.Д. Блок отвечала на его послания, которые, к сожалению, до нас пока не дошли.
Письма Б.А. Фенстера хранятся в отделе рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства: Фонд Л.Д. Блок, № 86, ГИК № 7389 / 22; ГИК № 7389 / 23а.
Орфография и пунктуация приведены в соответствие с современными нормами русского языка.
1.
«Плёс», 11 июля 1939 г.
Здравствуйте, Любовь Дмитриевна!
Я опять решил хоть немного занять Ваше время. Сижу в «Плёсе». Место замечательное. Народ сносный. Все как будто в порядке. Первые дни лил дождь, и я думал бежать, но погода сдалась, и я почувствовал отдых. Немного стал думать об «Аши-ке». Первое - это я всего боюсь. Знаю, что это глупо, но факт остается фактом. Сейчас сижу на второй картине 1-го акта «Сад». Очень хочется разрешить картину как пластический диалог, но чтобы в пластике, слов не было. Это запутано, но думаю, что Вы поймете, словом, не Зарема и Мария Захарова. А скажем так: 1-ая часть - чистая пластика, «любовь», и 2-ое действие, объясняющее мысль влюбленных (чаша, чадра и пр.), но тоже в танце.
Не могу ничего придумать с Куршудом. Он получается очень традиционным. Как ни странно, но мне очень нужны поклоны для Ашика и Куршуда, иначе ничего определяющего их движения нет. Пока не имею зацепки, чтобы их придумать.
Еще вопрос. Я хочу в «Саду» 1-го акта делать Магуль-Мегери смело говорящей о своей любви. К примеру, такое место: после того, как она разбивает чашу, она не говорит «твоя», а приходит на центр, решительно отбрасывает чадру, закрывает глаза, поднимает губы для поцелуя и так стоит. Ашик на краю сцены. Таких вещей много. Восточная сказка не против этого, но мне очень важно, Вы против или нет. Вообще Магуль-Мегери сейчас уже не «Мария», как предполагалось раньше, а волевая девушка, иначе она не протанцует танец с чашей и вообще получается слюнявость. Вмешалось очень смешное обстоятельство. Думал, что у меня есть мысли по спектаклю, сел писать о них Вам, оказалось, что их нет. В силу этих соображений писать кончаю. Не решаюсь просить Вас написать мне, но все же, если у Вас есть время подумать об этом деле, особенно о Куршуде, то напишите,
Любовь Дмитриевна, мне легче будет думать. Полагаю, что бояться за то, что у меня не варит чердак, мне рано, ибо стал думать только вчера и в очень малых дозах.
Желаю Вам, Любовь Дмитриевна, всего хорошего.
Ваш Борис.
2.
Москва, 2 августа 1939 г.
Милая Любовь Дмитриевна!
Простите за столь долгое молчание. Надо сказать, что время для меня прошло в смысле работы бездарно. Дней десять волновался, не было вестей от Коркиной.12 Только сегодня получил ответ на пять телеграмм, посланных ей.
Я уже четыре дня веду «разнузданную» жизнь в столице. Видел балет «Жизель» на острове танца. Это прямо в парке. Вы сидите на берегу, а на острове танцуют балет в естественном оформлении. Вместо занавеса бьет фонтан, сплошная стена воды. Очень красиво. Но впечатление такое, что я никогда раньше этот балет не видел. У меня было желание взять руководителя, засл [уженную] арт[ истку] орденон[ осца] Рейзен13 и бросить в воду вместо Ганса. Все сольные танцы выброшены, а все массовые - из 1-го акта «Эсмеральды», почему, я так и не понял.
Есть довольно интересные вещи в театре «Ромен».14 Именно там я, может быть, возьму халтуру, а если нет, буду у Вас раньше этого письма.
Все сказанное Вами по «Ашику» продумал. Вот Куршуд опять вызывает вопросы. Опять я буду говорить заумные вещи. Если не смотреть на выражение действия, а просто проверить драматургические точки, прямо видно, что Куршуд не определен. В треугольнике три положительных начала. Поэтому нет конфликта. Куршуд только для нас «узко» отрицателен. Вообще он драматургически в таких условиях, что он может в пластике убить Ашика совсем. Поэтому, отбросив вопрос пластики, надо мне определить, что
такое Куршуд. Может быть, стоит, припомнив «Демона», отдать Куршуду его качество зло, а его положительной стороной сделать только любовь к Магуль-Мегери, и, добиваясь ее любви, грубо говоря на языке докладчиков, «реализуя» это положительное качество, он творит все больше и больше зла. Я совсем не хочу делать из Куршуда злодея, нет, он по-своему благороден, но его богатство, господство над людьми, его сила, слепое рабское подчинение ему, исполнение его прихотей, уже делают его отрицательным. В борьбе с таким лицом должен выиграть Ашик, поэт, имеющий только сердце. И, может быть, в конце может оправдаться мотив незыблемой силы любви, которая сломила Куршуда. Конечно, вы будете правы, сказав, что это Гирей из «Бахчисарая», но надо признать, что это мотив, который может разрешиться разными средствами. Когда я говорил о Демоне, я хотел примерно показать, куда я хочу вести Кур-шуда. Он очень реален, но если Гирей - тип совершенно открытый, то у Куршуда «как будто бы на сердце злодейств по крайней мере сто». Конечно, все сказанное надо подтвердить поступками и посмотреть, как же будет развиваться действие. Очень мешает то, что Ашик мало имеет жалкости. Акт у Паши очень мешает драматургии в этом смысле, и, вероятно, в середине спектакля жалеть надо будет Магуль-Мегери.
Сейчас сообразил, что, может быть, завтра, а может быть, через день, я смогу просто сам говорить с Вами и зря заставляю Вас терять время, но бывает так, что вот нужно сесть и писать.
До скорого свидания, Любовь Дмитриевна, соберу свои мыслишки и приеду к Вам разговаривать.
Желаю всего хорошего.
Ваш Борис.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В Малом оперном театре Б.А. Фенстером поставлены следующие балеты: «Мнимый жених» М.И. Чулаки (1946 г.), «Доктор Айболит» И.В. Морозова (1948 г.), «Юность» М.И. Чулаки (1949 г.), «Веселый обманщик» К.А. Корчма-рева (1951 г.), «Барышня-крестьянка» Б.В. Асафьева (1951 г.), «Голубой Дунай» на муз. И. Штрауса (1956 г.).
2 Об этом см. статью А.Б. Дегена: Уточнение некоторых датировок в творческой биографии Ф.В. Лопухова // Страницы истории балета. Новые исследования и материалы. - СПб., 2009. - С. 103.
3 Блок Любовь Дмитриевна (1881 - 1939), драматическая актриса, историк балета.
4 Кириллова Галина Николаевна (1916 - 1977), танцовщица, педагог. Окончила хореографический техникум в 1935 г. по классу А.Я. Вагановой.
5 Гаевский В.М. Историк балета Л.Д. Блок (1881 - 1939) // Л.Д. Блок. Классический танец. История и современность. - М., 1987. - С. 14. - Далее: Гаевский...
6 Кириллова Г.Н. Рождение книги // А.Я. Ваганова. Статьи. Воспоминания. Материалы. - Л.-М., 1958. - С. 206.
7 Гаевский. - С. 9.
8 Асафьев Борис Владимирович (1884 - 1949), музыковед, композитор.
9 «Ашик-Кериб», балет в 3-х актах, 8-ми картинах (композитор Б.В. Асафьев, сценарий А.А. д'Актиль, М.Д. Волобринский, балетмейстер Б.А. Фен-стер, художник С.Б. Вирсаладзе). Премьера состоялась в Малом оперном театре 4 декабря 1940 г.
10 Пономарев Владимир Иванович (1892 - 1951) - танцовщик, педагог, балетмейстер. В 1938 - 1941 гг. В.И. Пономарев являлся художественным руководителем балета Малого оперного театра.
11 Плёс - город в Приволжском районе Ивановской области России. С 1933 г. в Плёсе существует Дом Творчества.
12 Коркина Е.А. - ? художник-декоратор, в 1942 г. оформила спектакль «Тайна канарского наследства» в Малом оперном театре.
13 Рейзен Мария Романовна (1892 - 1969), танцовщица Большого театра. «Жизель» шла на «Острове танца» в редакции А.А. Горского. Но не одна Рей-зен участвовала в возобновлении этого балета, как можно заключить из письма Фенстера. В этом принимали участие многие артисты Большого театра: А. Шатин, В. Кудрявцева, И. Сидоров, В. Шелепина, И. Блохин, И. Смоль-цов. Премьера состоялась 1 июня 1939 г. Сведения любезно предоставлены Е.Я. Суриц.
14 Театр «Ромен», профессиональный цыганский театр, организован в 1931 г. на основе студии при Главискусстве Наркомпроса РСФСР.
Abstract
This publication includes 2 letters sent by B.Fenster to L.Block in 1939. These letters contain information about choreographer s creative search regarding his first ballet «Ashik-Kerib», staged at the Mali Opera and ballet theatre in 1940.
Key-words: letters, Fenster, Block, ballet, «Ashik-Kerib».