Научная статья на тему 'Воспроизводство достижений русской школы классического танца за рубежом, 1917-1939 гг. (на примере деятельности русских танцовщиков и балетмейстеров)'

Воспроизводство достижений русской школы классического танца за рубежом, 1917-1939 гг. (на примере деятельности русских танцовщиков и балетмейстеров) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
475
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО / REPRODUCTION / СИНТЕЗ / SYNTHESIS / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / SPATIAL DISTRIBUTION OF CULTURAL ACHIEVEMENTS / ДИФФУЗИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭМИГРАНТОВ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ / ACTIVITY OF EMIGRANTS OF THE FIRST WAVE / ШКОЛЫ-СТУДИИ / DIFFUSIVE PROCESSE / SCHOOL-STUDIO

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ведерникова Маргарита Андреевна

Данная статья посвящена рассмотрению феномена воспроизводства русской школы классического танца в деятельности балетных эмигрантов первой волны, 1917-1939 годы. В статье анализируются основные очаги рассредоточения балетных эмигрантов, созданные ими школы-студии. Приводятся примеры создания новых национальных балетных школ, восстановление, выведение из кризиса мировых балетных школ при всестороннем участии русских эмигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted consideration of a phenomenon of relaying of Russian school of classical dance in activity of ballet emigrants of the first wave, 1917-1939. In article are analyzed the basic centers of dispersal of the ballet emigrants, the schools-studios created by them. Examples of creation new national ballet schools are resulted at all-round participation of Russian emigrants and restoration, deducing from crisis of world ballet schools.

Текст научной работы на тему «Воспроизводство достижений русской школы классического танца за рубежом, 1917-1939 гг. (на примере деятельности русских танцовщиков и балетмейстеров)»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^

ОСПРОИЗВОДСТВО ДОСТИЖЕНИЙ РУССКОЙ ШКОЛЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

ЗА РУБЕЖОМ, 1917-1939 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКИХ ТАНЦОВЩИКОВ И БАЛЕТМЕЙСТЕРОВ)

М. А. Ведерникова

Московский государственный университет культуры и искусств

Данная статья посвящена рассмотрению феномена воспроизводства русской школы классического танца в деятельности балетных эмигрантов первой волны, 1917-1939 годы. В статье анализируются основные очаги рассредоточения балетных эмигрантов, созданные ими школы-студии. Приводятся примеры создания новых национальных балетных школ, восстановление, выведение из кризиса мировых балетных школ при всестороннем участии русских эмигрантов. Ключевые слова: воспроизводство, синтез, пространственное распространение культурных достижений, диффузионные процессы, деятельность эмигрантов первой волны, школы-студии. This article is devoted consideration of a phenomenon of relaying of Russian school of classical dance in activity of ballet emigrants of the first wave, 1917-1939. In article are analyzed the basic centers of dispersal of the ballet emigrants, the schools-studios created by them. Examples of creation new national ballet schools are resulted at all-round participation of Russian emigrants and restoration, deducing from crisis of world ballet schools.

Key words: reproduction, synthesis, spatial distribution of cultural achievements, diffusive processe, activity of emigrants of the first wave, school-studio.

Целью написания данной статьи является попытка целостно рассмотреть пространственное распространение достижений в области русского балета, их воспроизводство, а также синтез различными школами балета; проанализировать основные очаги рассредоточения балетных эмигрантов, созданные ими школы-студии.

За время, прошедшее с момента появления первых спектаклей в XVII веке, русский балет пережил как эпохи подъема, так и эпохи кризиса. Периодом наибольшего подъема считаются 1909-1939 годы. Именно в это время наблюдается подлинный расцвет всех составляющих балетного искус-

ства - хореографии, музыки, драматургии, изобразительного искусства. Столь бурный расцвет был обусловлен реформами в русском балете, которые проводились усилиями А.Н. Бенуа, С.П. Дягилева, Т.П. Карсавиной, М.Ф. Кшесинской, А.М. Павловой, И.Ф. Стравинского, М.М. Фокина и др.

Уникальность балетной эмиграции заключается в том, что в период с 1917 по 1939 годы Россию покинула большая часть балетмейстеров, танцовщиков. Это явление можно назвать «великим исходом» служителей балетного искусства из русских театров. Например, в 1900-10-е годы звание балерины, высшее звание в та-

232 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 232-236

И

г

бели о рангах балерин, получили шесть танцовщиц: А.Я. Ваганова, Л.Н. Егорова, М.Ф. Кшесинская, О.И. Преображенская, Ю.Н. Седова, В.А. Трефилова. Из этих шести балерин в СССР после 1917 года осталась лишь А.Я. Ваганова. Конечно, многие из танцовщиков, хореографов, художников, музыкантов на тот момент проживали или находились на длительных гастролях за границей. Но именно смена власти в стране повлияла на решение не возвращаться на Родину.

В период с 1917 по 1939 годы произошло пространственное распространение достижений русского балета, их воспроизводство, а также синтез другими школами балета. Отправной точкой стала эмиграция танцовщиков и балетмейстеров из России.

К этому времени балетное искусство в странах, некогда считавшихся законодателями в области танца, пришло в упадок. Россия вернула долг тем странам, которые стояли у истоков русской балетной школы: Италии и Франции. Более того, русский балет, его пропаганда за рубежом способствовали не только возрождению, но и зарождению балетного искусства в ряде стран мира. Решающее значение в области пропаганды отечественного балета за рубежом сыграла антреприза С.П. Дягилева, существовавшая в 1909-1929 годах, а затем антрепризы-преемники: труппы Рубинштейн, Базиля, Нижинской и др. Русские эмигранты - танцовщики, балетмейстеры основали множество частных балетных школ, где активно пропагандировались достижения русской школы классического танца.

Таким образом, можно определить два основных направления деятельности русских балетных эмигрантов:

- восстановление, возрождение некогда сильных балетных трупп в странах, утративших былую мощь на поприще балетного искусства;

- зарождение балетного искусства в странах, ранее не имевших собственной балетной школы, балетного театра.

«Древо Русского балета дало новые побеги: они прорастали повсюду, кроме СССР» (1, с. 42).

^ Искусствознание

Рассмотрим данный диффузионный процесс по странам эмиграции. Крупнейшими центрами проживания русских танцовщиков и балетмейстеров в эмиграции стали -Франция (Париж) и США (Нью-Йорк).

Сильная некогда французская школа, способствовавшая в XVIII-XIX веках формированию уникальной русской школы, стоявшая у её истоков, находилась в упадке. Балетные спектакли в Гранд Опера давались после оперных спектаклей, как заключение к ним, и носили сугубо увеселительный характер.

Возрождение французской школы классического танца связано, в первую очередь, с именем Сергея Михайловича Лифаря. В Гранд Опера Лифарь был премьером (1929-1956), главным балетмейстером и педагогом (1929-45, 1947-58, 1962-63, 1977). За долгую творческую жизнь Лифарь сочинил 200 балетов, создал одиннадцать «балетных звезд», среди которых мировые имена Лиссет Дарсонваль, Соланж Шварц, Иветта Шовире: «... в парижской Опере танец умирал, напоминая Спящую красавицу. Мне выпала честь оказаться её волшебным Принцем. Я горд тем. Могу сказать без обиняков: дом развлечений я превратил в храм» (1, с. 43).

Во Франции обосновались и плодотворно работали: М.А. Арцибушева, А.М. Балашова, А.Е. Волинин, Н. Вырубова, Л.Н. Егорова, Н.М. Зверев, М.Ф. Кше-синская, С.М. Лифарь, В.Ф. Нижинский, О.И. Преображенская, И.Л. Рубинштейн, Ю.Н. Седова, Н.А. Тихонова, В.А. Трефилова, С.В. Федорова, И.Н. Хлюстин и др.

Из вышеуказанного перечня имен балетных эмигрантов, осевших во Франции, все открыли собственные балетные школы-студии, где воспитали не один десяток звезд. Например, школа-студия О.И. Преображенской существовала без малого сорок лет, с 1923 по 1960 год, среди учеников: Ирина Баронова, Нина Вершинина, Ольга Вершинина, Нина Вырубова, Серж Головин, Ирина и Лия Гржебины, Тамара Григорьева-Сидоренко, Владимир Докудовский и др. Преображенская воспитала несколько поколений западноевропейских танцовщиков

ISSN 1997-Û8Û3 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2Û12 ♦ 1 (4S) январь февраль ^

мирового уровня.

Как и во Франции, в Англии, в конце XIX века, искусство балета носило характер развлекательного зрелища: предпочтение было отдано опере, мужской классический танец считался не нужным, мужские роли исполняли женщины-танцовщицы, в постановках преобладал невысокий художественный уровень с опорой на слабую музыку.

Появление на английской сцене русских танцовщиков в корне изменило отношение к балету: на него перестали смотреть как на развлекательное искусство, появился мужской классический танец, в балет пришла музыка более высокого уровня. Долгое время у англичан балет ассоциировался только с понятием русский балет. Данный переворот стал возможен после Русских сезонов Дягилева, проходивших в Лондоне, а также благодаря деятельности русских эмигрантов, осевших в Англии, среди них: С.А. Астафьевьева, Е.Л. Девильер, Т.П. Карсавина, Л.Г. Кякшт, Н.Г. Легат, Л.В. Лопухова.

Таким образом, следует говорить о восстановлении, выведении из кризиса некогда сильных трупп Франции, Англии силами русских танцовщиков и балетмейстеров.

Рассмотрим примеры создания балетных школ. В конце XIX века в США балета как такового не существовало, а были музыкальные спектакли, сочетавшие в себе и оперу, и балет. Чаще всего танцевальная часть выступления начиналась примерно в 11 или 12 часов вечера.

Значительные изменения в балетное искусство американцев внес Джордж Баланчин. Он добавил в американский балет классические элементы, с сохранением местного колорита, джазовой музыки и свободного танца (неоклассический балет); старался отойти от массовости, столь свойственной американскому балету, сделав упор на сольные партии. Для своей труппы Нью-Йорк Сити Балле Баланчин создал около 150 балетов и сумел на протяжении 50 лет удерживать внимание американской публики к своим постановкам.

Большую помощь в создании американского балета ему оказали бывшие ведущие

мастера русской сцены, эмигрировавшие в США. В стране плодотворно работали: Е.Ю. Андерсен, Г.М. Баланчин, А.Р. Больм, А.И. Вильтзак, П.Н. Владимиров, А.Д. Данилова, Ф.М. Козлов, К.П. Маклецова, М.М. Мордкин, В.Н. Немчинова, Б.Ф. Нижинская, Л.Л. Новиков, А.Н. Обухов, Б.Г. Романов, О.А. Спесивцева, М.М. Фокин, В.П. Фокина, М.П. Фроман, И.А. Швецов, Л.Ф. Шоллар, Е.П. Эдуардова и др.

Все перечисленные занимались в США педагогической деятельностью, в связи с чем будет правильным сказать, что американский балет тесно переплелся с русской школой классического танца, и в этом уникальность, феномен ретрансляции.

Приобщение Канады к классическому балету навсегда связано с именами русских эмигрантов - Б. Волкова, Л.И. Карповой, Т.Я. Кудрявцевой, Л.А. Ширяевой.

Борис Волков основал в 1930 году в Торонто балетную школу, а из числа ее успешных учеников создал в 30-х годах балет под названием «Балет Бориса Волкова». Б. Волков является одним из основателей ежегодных Канадских балетных фестивалей. При активном участии Волкова были созданы в 1951 году - Торонтский Национальный балет, а в 1953 году - Виннипегский балет, получивший впоследствии статус Королевского. За 43 года работы в Канаде около 10 тысяч учеников прошли через его школу. 23 октября 1973 года канадское правительство отметило заслуги Волкова - пионера в деле обучения канадцев балету, наградив его высшим орденом Канады.

Подобным пионером, только в других городах Канады - Квебеке и Монреале, стала Людмила Александровна Ширяева. Она, эмигрировав в Канаду, в Квебек, основала «Балет Ширяевой», что потребовало упорного труда для преодоления квебекского католического консерватизма, усугубленного отсутствием знакомства с классическим балетом. Достигнутый успех способствовал основанию в 1958 году балета «Le Grand Ballet Canadien», директором и балетмейстером которого она стала. В 1966 году Л.А. Ширяева основала Высшую школу танца. Отношение к классическому балету изме-

нилось настолько, что 1969 году в Монреале в соборе святого Иосафа состоялось выступление балета Ширяевой на духовные темы Большой симфонии псалмов И.Ф. Стравинского. Бронзовый бюст Ширяевой установлен в Монреальской балетной школе. Ширяева награждена орденом Канады, Национальным орденом Квебека, рядом почётных грамот и в 1978 году провозглашена «Великой Монреалкой». Университет Мак-Гил, Монреальский университет и Квебекский университет удостоили Ширяеву почётными докторскими степенями.

Немаловажную роль в становлении канадского балета сыграли балетные школы, открытые Л.И. Карповой в Ванкувере и Т.Я. Кудрявцевой в Монреале.

История балета Монте-Карло (Монако) начинается с 1911 года, когда труппа Дягилева, выступавшая с Русскими балетными сезонами, сделала своей резиденцией Монако. Труппа просуществовала до смерти Дягилева в 1929 году. Затем Полковник de Basil в 1932 году организовал новую балетную труппу в Княжестве, просуществовавшую под разными именами до сезона 1962-63 годов.

Дальнейшее развитие балета в Монако связано с именем М.М. Безобразовой (р. 1918), которая в 1952 году открыла «Школу классического танца в Монте-Карло». Основа ее преподавания базируется на русской методике (методике Вагановой), но программа школы предполагает всестороннее профессиональное образование. С лета 1975 года Школа Безобразовой расположилась в помещениях «Академии классического танца Принцессы Грейс». Безобразова подготовила свыше 70-ти танцовщиков.

В Сербии русский балет совершил своего рода вторжение. Белградская публика была мало знакома с этим искусством, но постепенно приучилась к нему через отдельные номера к оперным спектаклям. У истоков белградской школы балетного танца стояла солистка дягилевской труппы Елена Дмитриевна Полякова (1884-1972), воспитавшая целое поколение танцовщиков для этой школы.

^ Искусствознание

Русские не только учили, но и руководили на протяжении ряда лет белградским балетом, выступали на его сцене: Нина Кирсанова, Михаил Панаев, Елена Полякова, Анатолий Жуковский, Маргарита Фроман. Благодаря русским хореографам только в первые десять лет их работы в Белграде было поставлено около 40 спектаклей. Именно труд и мастерство русских балетных эмигрантов позволили белградскому балету обрести себя и войти в русло европейского балета.

Большую роль сыграли русские танцовщики в становлении национального балета в странах Латинской Америки. Так, в Бразилии заметный вклад в развитие балетного искусства сделали М. Оленева, Т. Лескова, И. Швецов, Н. Вершинина и др.

Большой аргентинский балет театра «Колон» ведет свое происхождение от русских классических танцовщиков, прибывших в Аргентину из Франции в конце двадцатых годов ХХ века. Можно отметить следующие имена русских артистов, повлиявших на становление аргентинского балета: Г.Г. Кякшт, Б.Г. Романов, П.Н. Петров, Л.Ф. Мясин и др.

Деятельность отдельных танцовщиков и балетмейстеров, таких, например, как М.М. Фокин и А.М. Павлова, космополитично, оказало влияние буквально на все балетные школы мира и не может быть привязано сугубо к отдельной стране.

Труппа Анны Павловой кочевала из одной страны в другую на протяжении двадцати лет. Павлова объездила почти все государства Европы, танцевала в США, Канаде, в странах Южной и Центральной Америки, побывала в Японии и Китае, Бирме и Индии, на острове Цейлоне, познакомила с искусством классического танца жителей Египта, Южной Африки, выступала в Австралии и Новой Зеландии, на Яве и на Филиппинах -всего в 44 странах и в тысячах городов.

По мере того как к середине ХХ века возрастала роль балета, труппы стали создаваться почти во всех странах обеих Америк, Европы, Азии, в том числе в некоторых районах Средней Азии и Африки, а также в

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^

Австралии и Новой Зеландии. Балет нашел себе место даже в странах с собственной богатой танцевальной традицией, таких как Испания, Китай, Япония и Малая Азия.

Итак, русский балет стал источником возникновения и быстрого распространения классического танца во всем мире. Во всех театрах мира работали русские танцовщики, воспроизводя достижения отечествен-

ного балета. Помимо работы в театрах, открывались частные балетные школы-студии, воспитавшие огромное число кадров для мирового балета. И наконец, русские эмигранты не только основали новые национальные балетные школы, как это произошло в США, Бразилии, Сербии, Аргентине, но и восстановили, вывели из кризиса мировые балетные школы - Франции и Англии.

Примечание

1. Лифарь, С. Мемуары Икара / С. Лифарь. - М.: Искусство, 1995.

РОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И МУЗЫКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (К 115-ЛЕТИЮ Б.М.ТЕПЛОВА)

Т. В. Рыбкина

Тульский филиал Московского государственного университета культуры и искусств

В статье отражен взгляд музыковеда-ритмиста на проблему взаимосвязи музыки и моторики, которая в силу своей междисциплинарности является одной из малоизученных и потому актуальных для музыкальной науки. Отталкиваясь от базовых положений концепции музыкальности Б. Теплова, автор анализирует вопросы музыкально-кинетического взаимодействия в свете некоторых исследований, как его современников, так и ученых нашего времени. Ключевыми аспектами данного анализа являются ритм и пластическая интонация. Ключевые слова: Б. Теплов, музыка, моторика, ритм, пластическая интонация.

The article reflects the opinion of the musicologist and the rhythmics expert about the problem of correlation of music and movements that owing to its interdisciplinary orientation tends to be one of the most insufficiently studied and, thus, actual ones for musical science. Starting with basic positions of the concept of musicality of outstanding Soviet psychologist B. Teplov, the author analyzes questions of musical-kinetic interaction in the light of some researches, held either by B.Teplov's contemporaries, and by scientists of our time. Rhythm and plastic intonation are the key aspects of the given analysis. Key words: B. Teplov, music, movement, rhythm, plastic intonation.

Взаимодействие музыки и телесного движения - одна из малоизученных, а потому актуальных проблем современной музыкальной науки. Эта тема чрезвычайно обширна,

236

а ракурсы ее изучения весьма разнообразны. И, поскольку речь в статье пойдет о психофизиологических аспектах такой глобальной темы, как «музыка и движение», мы

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 236-242

И

г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.