Научная статья на тему 'Учитель - повторись в ученике: О. И. Преображенская и её студия'

Учитель - повторись в ученике: О. И. Преображенская и её студия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
126
29
Поделиться
Ключевые слова
О.И. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ / БАЛЕТНЫЕ ЭМИГРАНТЫ / BALLET EMIGRANT ALIENS (EMIGRANTS) / ШКОЛА-СТУДИЯ / ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕНИКОВ / ФАКТОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА / FACT BASE / O.I. PREOBRAZHENSKAYA / SCHOOL / PUPILS' ACHIEVEMENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ведерникова Маргарита Андреевна

В статье рассматривается школа-студия О.И. Преображенской, существовавшая в Париже в 1923-1960 годах. Приведено беспрецедентное по количеству число имен учеников, проходивших стажировку или обучение в данной школе-студии. На богатой фактологической базе доказывается высокий педагогический уровень Преображенской, значение её деятельности для отечественной культуры и балета.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ведерникова Маргарита Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The main idea of this article is a school, belonging to O.I. Preobrazhenskaya, which had practical activities in Paris since 1923 till 1960s. A lot of pupils, who underwent a study course in this school, were made mention of in it. This great fact base, consisting of pupils' achievements, demonstrates a high-quality master level of Preobrazhenskaya.

Текст научной работы на тему «Учитель - повторись в ученике: О. И. Преображенская и её студия»

^нтггш + I ■ I I ■

204 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель ^

УЧИТЕЛЬ - ПОВТОРИСЬ В УЧЕНИКЕ: ОМ. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ И ЕЁ СТУДИЯ

М.А. Ведерникова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается школа-студия О.И. Преображенской, существовавшая в Париже в 19231960 годах. Приведено беспрецедентное по количеству число имен учеников, проходивших стажировку или обучение в данной школе-студии. На богатой фактологической базе доказывается высокий педагогический уровень Преображенской, значение её деятельности для отечественной культуры и балета.

Ключевые слова: О.И. Преображенская, балетные эмигранты, школа-студия, достижения учеников, фактологическая база.

The main idea of this article is a school, belonging to O.I. Preobrazhenskaya, which had practical activities in Paris since 1923 till 1960s. A lot of pupils, who underwent a study course in this school, were made mention of in it. This great fact base, consisting of pupils' achievements, demonstrates a high-quality master level of Preobrazhenskaya.

Key words: O.I. Preobrazhenskaya, ballet emigrant aliens (emigrants), school, pupils' achievements, fact base.

Целями данной статьи являются: раскрыть значение школы-студии О.И. Преображенской для истории отечественной культуры, рассмотреть на примере данной школы феномен воспроизводства русской классической школы танца за рубежом, в деятельности эмигрантов первой послеоктябрьской волны; привести имена учеников, обучавшихся в школе-студии О.И. Преображенской и достигнувших определённых успехов на сценах ведущих театров мира.

За время, прошедшее с момента появления первых спектаклей, русский балет пережил как эпохи подъема, так и эпохи кризиса. Периодом наибольшего подъема считаются 1909-1939 годы. Именно в это время наблюдается подлинный расцвет всех слагаемых балетного искусства - хореографии, музыки, драматургии, изобразительного искусства. Причина столь бурного расцвета связана с ре-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

2 (40) март-апрель 2011 204-207

формами в русском балете, которые проводились усилиями А.Н. Бенуа, С.П. Дягилева, Т.П. Карсавиной, М.Ф. Кшесинской, А.М. Павловой, И.Ф. Стравинского, М.М. Фокина, П.И. Чайковского и др.

К этому времени балетное искусство в странах, некогда считавшихся законодателями в области танца, пришло в упадок. Россия вернула долг тем странам, которые стояли у истоков русской балетной школы. Например, Италии, Франции. Русский балет, его пропаганда его за рубежом способствовали не только возрождению, но и зарождению балетного искусства в ряде стран мира. Решающее значение в области пропаганды отечественного балета за рубежом сыграла антреприза С.П. Дягилева, существовавшая в 1909-1929 годах.

Исторические события, произошедшие в России после Октябрьской революции 1917 года, повлекли за собой эмиграцию многих де-

.....

ш

Искусствознание 205

ятелей балетного искусства. Конечно, многие из танцовщиков, хореографов, художников, музыкантов на тот момент проживали или находились на длительных гастролях за границей. Но именно смена власти в стране повлияла на решение не возвращаться на Родину.

Уникальность балетной эмиграции заключается в том, что Россию покинула большая часть балетмейстеров, танцовщиков. Можно смело говорить о великом исходе служителей балетного искусства из русских театров. К примеру, в 1900-10-е годы звание балерины, высшее звание в табели о рангах балерин, получили шесть танцовщиц: А.Я. Ваганова, Л.Н. Егорова, М.Ф. Кшесинская, О.И. Преображенская, Ю.Н. Седова, В.А. Трефилова. Из этих шести балерин в СССР после 1917 года осталась лишь А. Я. Ваганова.

Именно расцвет отечественного балета 1909-1939 годов позволил русским эмигрантам - танцовщикам основать множество частных балетных школ, где активно пропагандировались, воспроизводились достижения русской школы классического танца. Например, частные студии М. Кшесинской, А. Павловой, О. Преображенской, В. Коралли, Л. Егоровой, Ю. Седовой и др. Каждая иностранная школа балетного танца испытала на себе влияние русской балетной школы, в каждой иностранной школе работали танцовщики, обучавшиеся у русских танцовщиков-эмигрантов.

В 2011 году исполняется 140 лет со дня рождения выдающейся балерины и педагога Ольги Иосифовны Преображенской (18711962). Её имя столь известное в императорской России, а затем в Западной Европе, на сегодняшний день является недооцененным, если не сказать забытым.

До эмиграции Преображенская преподавала в Петроградском хореографическом училище, в Школе русского балета, где приобрела педагогический опыт. Следует сказать, что среди выдающихся учеников, учившихся у Преображенской в России, значится имя Агриппины Яковлевны Вагановой. Являясь эмигранткой первой волны, покинув Россию в 1922 году, Преображенская обосновалась во Фран-

ции, в Париже, где, как и большинство балетных эмигрантов, открыла собственную школу-студию. По уровню подготовки на тот момент только школа Любови Николаевны Егоровой не уступала школе Преображенской.

В системе обучения классическому танцу Преображенская делала акцент на технической стороне. «Ольга Преображенская давала класс "виртуозки", её сильной стороной были фуэте...» (1, с. 104).

Школа-студия существовала в Париже без малого сорок лет, с 1923 по 1960 год. Преображенская преподавала также в Берлине, Милане, Лондоне, Буэнос-Айресе. Последние годы жизни Преображенская провела в больнице для престарелых людей, где скончалась в нищете и всеми забытая.

Установить точное количество учеников Преображенской на сегодняшний день не представляется возможным, но речь идет о сотнях имен, среди которых: Ирина Баронова, Агриппина Яковлевна Ваганова, Нина Вершинина, Ольга Вершинина, Нина Вырубова, Серж Головин, Ирина и Лия Гржебины, Тамара Григорьева-Сидоренко, Владимир Доку-довский, Катя Железнова, Юрий Зорич, Александр Калюжный, Наталья Лесли-Красовс-кая, Х. Лэнг, Надя Нерина, Алисия Никитина, Лиля Никольская (урожд. Булкина), Ольга Орис, Клавдия Павлова, Эльвира Роне, Жорж Скибин, Мия Славенская, Соня Смирн (Свет), Ольга Смирнова, Ольга Старк-Кононович, Тася Степанова, Татьяна Рябушинская, Нина Тихонова, Тамара Туманова, Марго Фонтейн, Людмила Черина (Моник Черемзина), Игорь Юшкевич, Нина Юшкевич и др.

Это максимальное количество учеников Преображенской, которое удалось установить благодаря мемуарам танцовщиков. К примеру, в книге историка балета В.М. Кра-совской «Русский балетный театр начала ХХ века» (3, с. 39) оговаривается семь имен, в энциклопедии «Балет» - пять. Монографий, посвященных жизни и творчеству Преображенской, нет.

Интересна география учеников Преображенской, которая представлена не только го-

10_ёпё6пп6аТдШёа.р65 205 1605.2011, 15:54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.....

ш

206 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель

родами Западной Европы, но и Америки, Австралии. Безусловно, что занимались у Преображенской ученики с различной степенью подготовленности: одни проходили стажировку, оттачивая свой высокий уровень мастерства, другие - только начинали свой творческий путь. «... этот зал превратился в нечто вроде балетной Мекки, куда прославленные артисты и скромные ученики стекались со всего мира.» (4, с. 73).

Также одной из характерных черт существования русских балетных школ-студий являлся переход учеников от одного русского педагога к другому, с целью получения максимально разностороннего мастерства. Но, в независимости от длительности взаимодействия, влияние Преображенской, сила её педагогического таланта оказали благотворное влияние на дальнейшую творческую деятельность учеников. Они с благодарностью отзываются о Преображенской в своих мемуарах.

Преображенская за время существования её школы-студии воспитала несколько поколений звезд балета мирового уровня.

Охарактеризуем достижения некоторых из учеников Преображенской, среди которых не только значимые и звучащие по сей день имена, но и забытые, нуждающиеся в упоминании.

Среди мировых имен первой величины, проходивших обучение или стажировку по классическому танцу: Баронова Ирина Михайловна (1919-2008) - балерина, танцевавшая на сценах театров Франции и США; Вырубова Нина (1921-2007) - французская балерина русского происхождения, триумфально выступала во Франции, впоследствии также стала педагогом; Зорич Юрий (1917-2009) -танцовщик, педагог, блистал на самых известных балетных сценах мира; Рябушинская Татьяна (1917-2000) - балерина, создавшая первую балетную студию в Беверли-Хиллс; Туманова Тамара Владимировна (1919-1996) - балерина и актриса, сотрудничала с самыми знаменитыми труппами мира. Для неё ставили свои сочинения Серж Лифарь, Леонид Мясин, Джордж Баланчин, Бронислава Нижинская,

с ней репетировал свои балеты Михаил Фокин; Фонтейн Марго (1919-1991) - выдающаяся английская балерина, ставшая в 1954 году президентом Королевской академии танца, и многие другие.

А также следует назвать имена танцовщиков, менее известных в наши дни, но внесших определенный вклад в историю отечественной и мировой культуры: Вершинина Нина Александровна (1909-1995); Вершинина Ольга (Морозова де Базиль); Головин Серж (р. 1924); Гржебина Ирина Зиновьевна; Калюжный Александр (р. 1923); Лесли-Красов-ская Наталья (1918-2005); Нерина Надя (псевдоним, настоящее имя и фамилия Надин Джудд, 1927-2008); Скибин Жорж (1920-1981) и др.

Все перечисленные танцовщики стали педагогами, которые транслировали достижения русской классической школы балета. Таким образом, следует сказать о влиянии методики преподавания Преображенской на поколения учеников, воспитанных бывшими воспитанниками её школы-студии.

Отдельно следует упомянуть имя ученицы Преображенской - Вагановой Агриппины Яковлевны (1879-1951), стоявшей у истоков советской школы классического танца. Ваганова, в свою очередь, вырастила плеяду звезд советского балета, среди которых такие имена, как Марина Семенова, Галина Уланова, Вера Красовская, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Алла Осипенко и др. Семена, посеянные Преображенской, дали поразительные всходы для истории отечественной культуры.

Ученик Преображенской выдающийся танцовщик Юрий Зорич в воспоминаниях писал: «... её слава заключается в талантливых артистах балета, которых она воспитала. Она отдала им себя и свои знания искусства танца. Всё, чем я владею как танцовщик, я получил от неё. Мы все живем благодаря тому, что она отдала нам» (2, с. 270).

Внушительный перечень имен танцовщиков, обучавшихся и стажировавшихся у Преображенской, на фактологической базе подтверждает её высокий педагогический уро-

.....

п

Искусствознание 207

вень. Слава учителя, безусловно, измеряется в имя Преображенской, деятельность её шко-достижениях его учеников, на этом поприще у лы-студии за рубежом должны занять дос-

0.И. Преображенской нет равных в балетной тойно место в истории отечественного и ми-среде. Недооцененное в балетной педагогике рового балета.

Примечания

1. Васильев, А. А. Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки / Александр Васильев, Ксения Трипо-литова. - М.: Альпина нон-фикшн, 2010.

2. Зорич, Ю. Магия русского балета / Ю. Зорич. - Пермь: ИПК «Звезда», 2004.

3. Красовская, В. М. Русский балетный театр начала ХХ века. Танцовщики / В.М. Красовская. - 2-е изд., испр. - СПб.: Издательство «Лань», 2009.

4. Тихонова, Н. Девушка в синем / Н. Тихонова; послелов. и коммент. В. Чистяковой. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992.

ТЕАТР ИТАЛИИ В ПЕРИОД ФАШИЗМА

А. П. Кураш

Московский государственный университет культуры и искусств

Начиная с эпохи Возрождения, Италия создает блистательное театральное искусство, новые художественные направления, оригинальные разножанровые драматургические произведения, новые приемы актерского мастерства. В статье рассматриваются основные проблемы становления и развития театра Италии в период фашизма 1922-1943 годов.

Ключевые слова: Театр, Италия, период фашизма.

Since the Renaissance, Italy creates splendid dramatic art, new art directions, original dramatic works of different genres, new techniques of art mastery. The article considers the problems principals of formation and development of the Italian theatre in the period of fascism 1922-1943.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: the Theatre, Italy, the period of fascism.

К концу XIX - началу XX века слава итальянского театра, во многом благодаря таким звездам, как Эрнесто Росси, Томмазо Сальвини, Аделаида Ристори, Джачинта Пэццана, Элеонора Дузе, Эдуардо Скарпетта, Эрмете Новел-ли, Италиа Витальяни, Леопольдо Фреголи и многим другим, распространилась далеко за пределами Италии. Именно в этот период театр Апеннин вступает на путь реформирования и создания современного театрального искус-

ства. Во многих городах открываются театры, появляются новые профессиональные и любительские театральные труппы; наряду с аристократией, основным зрителем становятся представители буржуазии. Одновременно происходят коренные изменения и в жанровых преференциях: на смену комедии дель арте, трагедии, мелодраме и религиозным постановкам приходит буржуазная реалистическая драма с сильными образами и яркими персонажа-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 207-210

10_ènêônnôâîçiàièâ.p65 207 1 16.05.2011, 15:54