УДК 7.37.791.930.85
М. А. Ведерникова
Ольга Иосифовна Преображенская как выдающийся педагог классического танца ХХ в.
В статье рассматривается школа-студия О. И. Преображенской, существовавшая в Париже с 1923 по 1960 г. Приведено беспрецедентное по количеству число имен учеников, проходивших стажировку или обучение в данной школе-студии. На богатой фактологической базе, состоящей из достижений учеников, доказывается высокий педагогический уровень Преображенской.
Ключевые слова: Преображенская О. И., балетные эмигранты, школа-студия, достижения учеников, фактологическая база.
М. А.Vedernikova
Olga Iosifovna Preobrazhenskaya as an Outstanding Master of Classical Dance in the XX-th century
The main idea of this article is a school belonging to O. I. Preobrazhenskaya, who had practical activities in Paris since 1923 till 1960s. A great number of pupils, who underwent a study course in that school, are named. This great fact base, consisting of pupils' achievements, demonstrates a high-quality master level of Preobrazhenskaya.
Keywords: O. I. Preobrazhenskaya, ballet emigrant aliens (emigrants), school, pupils' achievements, fact base.
В 2011 г. исполняется 140 лет со дня рождения выдающейся балерины и педагога Ольги Иосифовны Преображенской (1871-1962). Ее имя, столь известное в императорской России, а затем в Западной Европе, на сегодняшний день является недооцененным, если не сказать забытым. Цель статьи - дать характеристику балетной школе-студии Преображенской, привести имена учеников, обучавшихся в ней и достигших определенных успехов на сценах ведущих театров мира.
До эмиграции Преображенская преподавала в Петроградском хореографическом училище, в Школе русского балета, где приобрела педагогический опыт. Следует сказать, что среди выдающихся учеников Преображенской в России значится имя Агриппины Яковлевны Вагановой. Являясь эмигранткой первой волны, покинув Россию в 1922 г., Преображенская обосновалась во Франции, в Париже, где, как и большинство балетных эмигрантов, открыла собственную школу-студию. По уровню подготовки на тот момент только школа Любови Николаевны Егоровой не уступала школе Преображенской.
В системе обучения классическому танцу Преображенская делала акцент на технической стороне. «Ольга Преображенская давала класс
© Ведерникова М. А., 2011
"виртуозки", ее сильной стороной были фуэте...» [1, с. 104].
Школа-студия существовала в Париже без малого сорок лет, с 1923 по 1960 г. Преображенская преподавала также в Берлине, Милане, Лондоне, Буэнос-Айресе. Последние годы жизни Преображенская провела в больнице для престарелых людей, где скончалась в нищете и всеми забытая. Установить точное количество ее учеников на сегодняшний день не представляется возможным, но речь идет о сотнях имен, среди которых Ирина Баронова, Агриппина Яковлевна Ваганова, Нина Вершинина, Ольга Вершинина, Нина Вырубова, Серж Головин, Ирина и Лия Гржеби -ны, Тамара Григорьева-Сидоренко, Владимир Докудовский, Юрий Зорич, Александр Калюжный, Наталья Лесли-Красовская, Х. Лэнг, Надя Нерина, Алисия Никитина, Лиля Никольская (урожд. Булкина), Ольга Орис, Клавдия Павлова, Жорж Скибин, Соня Смирн (Свет), Ольга Смирнова, Ольга Старк-Кононович, Татьяна Рябушин-ская, Нина Тихонова, Тамара Туманова, Марго Фонтейн, Людмила Черина (Моник Черемзина), Игорь Юшкевич, Нина Юшкевич и др. Это максимальное количество учеников Преображенской, которое удалось установить благодаря мемуарам танцовщиков. К примеру, в книге историка балета В. М. Красовской «Русский балет-
ный театр начала ХХ века» [2, с. 39] оговаривается семь имен, в энциклопедии «Балет» - пять. Монографий, посвященных жизни и творчеству Преображенской, нет.
Интересна география ее учеников, которая представлена городами не только Западной Европы, но и Америки, Австралии. Безусловно, занимались у Преображенской ученики с различной степенью подготовленности: одни проходили стажировку, оттачивая свой высокий уровень мастерства, другие - только начинали свой творческий путь. «...Этот зал превратился в нечто вроде балетной Мекки, куда прославленные артисты и скромные ученики стекались со всего мира...» [3, с. 73]. Также одной из характерных черт существования русских балетных школ-студий являлся переход учеников от одного русского педагога к другому с целью получения максимально разностороннего мастерства. Но, в независимости от длительности взаимодействия, влияние Преображенской, сила ее педагогического таланта оказывали благотворное влияние на дальнейшую творческую деятельность учеников. Они с благодарностью отзываются о Преображенской в своих мемуарах.
Охарактеризую достижения некоторых из учеников Преображенской, среди которых не только значимые и звучащие по сей день имена, но и забытые, нуждающиеся в упоминании:
Ирина Михайловна Баронова (1919-2008) -русская балерина, педагог, танцевала во Франции и США. Участница трио «бэби-балерин».
Нина Александровна Вершинина (1909-1995) - балерина, педагог. Работала в труппе Рубинштейн (1928-1931), в Балете Нижинской (19321934), в Русском балете Монте-Карло. Преподавала танец-модерн в Рио-де-Жанейро.
Ольга Вершинина (Морозова де Базиль) (1914-1993) - танцовщица. Выступала в труппе Иды Рубинштейн, затем в Русском балете Монте-Карло и Русском балете полковника Базиля.
Нина Вырубова (1921-2007) - французская балерина русского происхождения, педагог. Помимо Преображенской училась у В. Трефиловой, Л. Н. Егоровой, В. Гзовского, С. Лифаря. Работала в Балете Елисейских полей (1945-1949 гг.), Балете Парижа (1949), «Гран балле дю марки де Куэвас» (1957-1961 гг.), в 1949-1956 гг. в парижской Опере (этуаль).
Серж Головин (р. 1924) - французский артист, балетмейстер, педагог. Помимо Преображенской учился у Ю. Н. Седовой и Г. Рико. Работал в «Нуво балле де Монте-Карло» (1946), в париж-
ской Опере (1947-1950 гг.), ведущий солист «Гран балле дю марки де Куэвас» (1950-1961 гг.). С 1964 по 1968 г. - главный балетмейстер женевской Оперы. Преподает в Женеве.
Ирина Зиновьевна Гржебина (1908-1994) -танцовщица, педагог. Помимо Преображенской, училась у Н. Г. Легата, Б. Ф. Нижинской. Награждена почетными наградами Франции (медаль Парижа, орден Кавалера Искусств и Литературы), авторитетный педагог Опера, руководитель собственной студии «Русский балетный театр Ирины Гржебиной». Труппа стабильно функционировала около трех десятилетий, удостоившись в 1976 г. приза лучшей частной труппы во Франции. Среди учеников - звезды французской балетной сцены: М. Пьетрагалла, С. Гилен, Э. Вю-ан. К сожалению, имя Ирины Гржебиной забыто на родине.
Юрий Зорич (1917-2009) - танцовщик, педагог. С 1934 г. выступал в Балете Рубинштейн, с 1937 г. - солист Русского балета полковника Ба-зиля, исполнитель многих балетов Мясина. Зо-рич работал со многими балетными труппами, в его репертуар входило более пятидесяти балетов. Завершив свою исполнительскую карьеру, Зорич стал известным педагогом, сначала открыв балетную школу в Лос-Анджелесе, затем основал в Аризонском университете отделение балета. На протяжении последних десятилетий Зорич был тесно связан с Россией, где состоял в жюри балетных конкурсов, в том числе пермского конкурса «Арабеск».
Александр Калюжный (р. 1923) - танцовщик, педагог. В четырнадцать лет завоевал первую премию на Международном конкурсе балета в Брюсселе, но вскоре оставил балет ради спорта. Вернулся в балет после Второй мировой войны. С 1946 г. - солист Нового балета Монте-Карло. В 1947-1960 гг., с перерывом, ведущий солист Опера, с успехом исполняющий как классические, так и характерные партии. В 1961 г. открыл собственную студию в Ницце.
Наталья Лесли-Красовская (1918-2005) -ученица О. И. Преображенской и Н. Г. Легата. В 1932-1933 гг. танцевала в Балете Нижинской и в Балете 1933, затем - ведущая балерина Русского балета Монте-Карло (1936-1950), лондонского Фестивал балле (1950-1956), Большого балета маркиза де Куэваса (1957). С 1950-х гг. вела педагогическую деятельность.
Надя Нерина (псевдоним, настоящее имя и фамилия Надин Джудд, 1927-2008) - английская артистка балета. Помимо Преображенской обу-
Ольга Иосифовна Преображенская как выдающийся педагог классического танца ХХ в.
245
чалась у Эйлин Кигэн, Доротеи Макнэйр и Мари Рэмберт. В 1946 г. была принята в труппу «Сэд-лерс-Уэллс тиэтр балле». С 1951 г. после исполнения партии Авроры стала ведущей танцовщицей труппы Королевский балет. В 1960 и 1961 гг. гастролировала в СССР (Москва, Ленинград).
Соня Смирн (урожд. Свет) - русская танцовщица. Выступала в семейном дуэте «Соня и Боб Смирн». Дуэт пользовался успехом и много гастролировал.
Татьяна Рябушинская (1917-2000) - балерина. Стала одной из первых учениц М. Ф. Кше-синской. Входила в состав «беби-балерин». В 1941 г. Рябушинская уехала в Америку, где снималась в кино, выступала на музыкальной сцене, сотрудничала со многими послевоенными труппами Европы и Америки. В 50-е гг., поселившись в Лос-Анджелесе, Рябушинская создала первую балетную компанию, потом и студию в Беверли Хиллз.
Тамара Владимировна Туманова (1919-1996) - балерина и актриса грузинского происхождения, большую часть жизни провела во Франции. С 1926 г. она занималась балетом в школе Ольги Преображенской. Туманова дебютировала в возрасте девяти лет в балете "L'Éventail de Jeanne". В 1933 г. Джордж Баланчин пригласил ее в труппу «бэби-балерин» вместе с Татьяной Рябушин-ской и Ириной Бароновой. Начиная с 30-х гг. выступала на ведущих балетных сценах Европы и Америки - в Парижской Опере, Ковент-Гардене, Ла Скала, сотрудничала с ведущими хореографами мира.
Марго Фонтейн (1919-1991) - выдающаяся английская балерина. Начала заниматься балетом в возрасте пяти лет у Грэйс Босустоу, затем продолжала брать уроки у разных педагогов, в том числе у Преображенской и Кшесинской. С 1934 г. в труппе «Сэдлерс-Уэллс балле» (с 1957 г. Королевский балет). Была партнершей Рудольфа Ну-реева. С 1954 г. президент Королевской академии танца.
Людмила Черина (Моник Черемзина) (19242004) - танцовщица, киноактриса. Училась у Б. д'Алессандри и О. И. Преображенской. С 1941 г. выступала в труппе Театра Монте-Карло. Позже работала в Марсельской опере, Балете Елисейских полей (1945-1946), в Новом балете Монте-Карло, Балете ХХ века. Снималась в кино.
Внушительный перечень достижений танцовщиков, обучавшихся и стажировавшихся у Преображенской, на фактологической базе подтверждает ее высокий педагогический уровень. Недооцененное в балетной педагогике имя Преображенской, деятельность ее школы-студии за рубежом должны занять достойно место в истории отечественного и мирового балета.
Библиографический список
1. Васильев, А. А. Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки [Текст] / Александр Васильев, Ксения Триполитова. - М. : Альпина нон-фикшн , 2010.
2. Красовская, В. М. Русский балетный театр начала ХХ века. Танцовщики [Текст] / В. М. Красовская. - 2-е изд., испр. - СПб. : Лань , 2009.
3. Тихонова, Н. Девушка в синем [Текст] / Н. Тихонова ; послеслов. и коммент. В. Чистяковой. - М. : Артист. Режиссер. Театр , 1992.