Научная статья на тему 'Ольга Иосифовна Преображенская как выдающийся педагог классического танца ХХ в'

Ольга Иосифовна Преображенская как выдающийся педагог классического танца ХХ в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
396
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ О. И / БАЛЕТНЫЕ ЭМИГРАНТЫ / ШКОЛА-СТУДИЯ / ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕНИКОВ / ФАКТОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА / O. I. PREOBRAZHENSKAYA / BALLET EMIGRANT ALIENS (EMIGRANTS) / PUPILS' ACHIEVEMENTS / SCHOOL / FACT BASE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ведерникова Маргарита Андреевна

В статье рассматривается школа-студия О. И. Преображенской, существовавшая в Париже с 1923 по 1960 г. Приведено беспрецедентное по количеству число имен учеников, проходивших стажировку или обучение в данной школе-студии. На богатой фактологической базе, состоящей из достижений учеников, доказывается высокий педагогический уровень Преоб­раженской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Olga Iosifovna Preobrazhenskaya as an Outstanding Master of Classical Dance in the XX-th century

The main idea of this article is a school belonging to O. I. Preobrazhenskaya, who had practical activities in Paris since 1923 till 1960s. A great number of pupils, who underwent a study course in that school, are named. This great fact base, consisting of pupils' achievements, demonstrates a high-quality master level of Preobrazhenskaya.

Текст научной работы на тему «Ольга Иосифовна Преображенская как выдающийся педагог классического танца ХХ в»

УДК 7.37.791.930.85

М. А. Ведерникова

Ольга Иосифовна Преображенская как выдающийся педагог классического танца ХХ в.

В статье рассматривается школа-студия О. И. Преображенской, существовавшая в Париже с 1923 по 1960 г. Приведено беспрецедентное по количеству число имен учеников, проходивших стажировку или обучение в данной школе-студии. На богатой фактологической базе, состоящей из достижений учеников, доказывается высокий педагогический уровень Преображенской.

Ключевые слова: Преображенская О. И., балетные эмигранты, школа-студия, достижения учеников, фактологическая база.

М. А.Vedernikova

Olga Iosifovna Preobrazhenskaya as an Outstanding Master of Classical Dance in the XX-th century

The main idea of this article is a school belonging to O. I. Preobrazhenskaya, who had practical activities in Paris since 1923 till 1960s. A great number of pupils, who underwent a study course in that school, are named. This great fact base, consisting of pupils' achievements, demonstrates a high-quality master level of Preobrazhenskaya.

Keywords: O. I. Preobrazhenskaya, ballet emigrant aliens (emigrants), school, pupils' achievements, fact base.

В 2011 г. исполняется 140 лет со дня рождения выдающейся балерины и педагога Ольги Иосифовны Преображенской (1871-1962). Ее имя, столь известное в императорской России, а затем в Западной Европе, на сегодняшний день является недооцененным, если не сказать забытым. Цель статьи - дать характеристику балетной школе-студии Преображенской, привести имена учеников, обучавшихся в ней и достигших определенных успехов на сценах ведущих театров мира.

До эмиграции Преображенская преподавала в Петроградском хореографическом училище, в Школе русского балета, где приобрела педагогический опыт. Следует сказать, что среди выдающихся учеников Преображенской в России значится имя Агриппины Яковлевны Вагановой. Являясь эмигранткой первой волны, покинув Россию в 1922 г., Преображенская обосновалась во Франции, в Париже, где, как и большинство балетных эмигрантов, открыла собственную школу-студию. По уровню подготовки на тот момент только школа Любови Николаевны Егоровой не уступала школе Преображенской.

В системе обучения классическому танцу Преображенская делала акцент на технической стороне. «Ольга Преображенская давала класс

© Ведерникова М. А., 2011

"виртуозки", ее сильной стороной были фуэте...» [1, с. 104].

Школа-студия существовала в Париже без малого сорок лет, с 1923 по 1960 г. Преображенская преподавала также в Берлине, Милане, Лондоне, Буэнос-Айресе. Последние годы жизни Преображенская провела в больнице для престарелых людей, где скончалась в нищете и всеми забытая. Установить точное количество ее учеников на сегодняшний день не представляется возможным, но речь идет о сотнях имен, среди которых Ирина Баронова, Агриппина Яковлевна Ваганова, Нина Вершинина, Ольга Вершинина, Нина Вырубова, Серж Головин, Ирина и Лия Гржеби -ны, Тамара Григорьева-Сидоренко, Владимир Докудовский, Юрий Зорич, Александр Калюжный, Наталья Лесли-Красовская, Х. Лэнг, Надя Нерина, Алисия Никитина, Лиля Никольская (урожд. Булкина), Ольга Орис, Клавдия Павлова, Жорж Скибин, Соня Смирн (Свет), Ольга Смирнова, Ольга Старк-Кононович, Татьяна Рябушин-ская, Нина Тихонова, Тамара Туманова, Марго Фонтейн, Людмила Черина (Моник Черемзина), Игорь Юшкевич, Нина Юшкевич и др. Это максимальное количество учеников Преображенской, которое удалось установить благодаря мемуарам танцовщиков. К примеру, в книге историка балета В. М. Красовской «Русский балет-

ный театр начала ХХ века» [2, с. 39] оговаривается семь имен, в энциклопедии «Балет» - пять. Монографий, посвященных жизни и творчеству Преображенской, нет.

Интересна география ее учеников, которая представлена городами не только Западной Европы, но и Америки, Австралии. Безусловно, занимались у Преображенской ученики с различной степенью подготовленности: одни проходили стажировку, оттачивая свой высокий уровень мастерства, другие - только начинали свой творческий путь. «...Этот зал превратился в нечто вроде балетной Мекки, куда прославленные артисты и скромные ученики стекались со всего мира...» [3, с. 73]. Также одной из характерных черт существования русских балетных школ-студий являлся переход учеников от одного русского педагога к другому с целью получения максимально разностороннего мастерства. Но, в независимости от длительности взаимодействия, влияние Преображенской, сила ее педагогического таланта оказывали благотворное влияние на дальнейшую творческую деятельность учеников. Они с благодарностью отзываются о Преображенской в своих мемуарах.

Охарактеризую достижения некоторых из учеников Преображенской, среди которых не только значимые и звучащие по сей день имена, но и забытые, нуждающиеся в упоминании:

Ирина Михайловна Баронова (1919-2008) -русская балерина, педагог, танцевала во Франции и США. Участница трио «бэби-балерин».

Нина Александровна Вершинина (1909-1995) - балерина, педагог. Работала в труппе Рубинштейн (1928-1931), в Балете Нижинской (19321934), в Русском балете Монте-Карло. Преподавала танец-модерн в Рио-де-Жанейро.

Ольга Вершинина (Морозова де Базиль) (1914-1993) - танцовщица. Выступала в труппе Иды Рубинштейн, затем в Русском балете Монте-Карло и Русском балете полковника Базиля.

Нина Вырубова (1921-2007) - французская балерина русского происхождения, педагог. Помимо Преображенской училась у В. Трефиловой, Л. Н. Егоровой, В. Гзовского, С. Лифаря. Работала в Балете Елисейских полей (1945-1949 гг.), Балете Парижа (1949), «Гран балле дю марки де Куэвас» (1957-1961 гг.), в 1949-1956 гг. в парижской Опере (этуаль).

Серж Головин (р. 1924) - французский артист, балетмейстер, педагог. Помимо Преображенской учился у Ю. Н. Седовой и Г. Рико. Работал в «Нуво балле де Монте-Карло» (1946), в париж-

ской Опере (1947-1950 гг.), ведущий солист «Гран балле дю марки де Куэвас» (1950-1961 гг.). С 1964 по 1968 г. - главный балетмейстер женевской Оперы. Преподает в Женеве.

Ирина Зиновьевна Гржебина (1908-1994) -танцовщица, педагог. Помимо Преображенской, училась у Н. Г. Легата, Б. Ф. Нижинской. Награждена почетными наградами Франции (медаль Парижа, орден Кавалера Искусств и Литературы), авторитетный педагог Опера, руководитель собственной студии «Русский балетный театр Ирины Гржебиной». Труппа стабильно функционировала около трех десятилетий, удостоившись в 1976 г. приза лучшей частной труппы во Франции. Среди учеников - звезды французской балетной сцены: М. Пьетрагалла, С. Гилен, Э. Вю-ан. К сожалению, имя Ирины Гржебиной забыто на родине.

Юрий Зорич (1917-2009) - танцовщик, педагог. С 1934 г. выступал в Балете Рубинштейн, с 1937 г. - солист Русского балета полковника Ба-зиля, исполнитель многих балетов Мясина. Зо-рич работал со многими балетными труппами, в его репертуар входило более пятидесяти балетов. Завершив свою исполнительскую карьеру, Зорич стал известным педагогом, сначала открыв балетную школу в Лос-Анджелесе, затем основал в Аризонском университете отделение балета. На протяжении последних десятилетий Зорич был тесно связан с Россией, где состоял в жюри балетных конкурсов, в том числе пермского конкурса «Арабеск».

Александр Калюжный (р. 1923) - танцовщик, педагог. В четырнадцать лет завоевал первую премию на Международном конкурсе балета в Брюсселе, но вскоре оставил балет ради спорта. Вернулся в балет после Второй мировой войны. С 1946 г. - солист Нового балета Монте-Карло. В 1947-1960 гг., с перерывом, ведущий солист Опера, с успехом исполняющий как классические, так и характерные партии. В 1961 г. открыл собственную студию в Ницце.

Наталья Лесли-Красовская (1918-2005) -ученица О. И. Преображенской и Н. Г. Легата. В 1932-1933 гг. танцевала в Балете Нижинской и в Балете 1933, затем - ведущая балерина Русского балета Монте-Карло (1936-1950), лондонского Фестивал балле (1950-1956), Большого балета маркиза де Куэваса (1957). С 1950-х гг. вела педагогическую деятельность.

Надя Нерина (псевдоним, настоящее имя и фамилия Надин Джудд, 1927-2008) - английская артистка балета. Помимо Преображенской обу-

Ольга Иосифовна Преображенская как выдающийся педагог классического танца ХХ в.

245

чалась у Эйлин Кигэн, Доротеи Макнэйр и Мари Рэмберт. В 1946 г. была принята в труппу «Сэд-лерс-Уэллс тиэтр балле». С 1951 г. после исполнения партии Авроры стала ведущей танцовщицей труппы Королевский балет. В 1960 и 1961 гг. гастролировала в СССР (Москва, Ленинград).

Соня Смирн (урожд. Свет) - русская танцовщица. Выступала в семейном дуэте «Соня и Боб Смирн». Дуэт пользовался успехом и много гастролировал.

Татьяна Рябушинская (1917-2000) - балерина. Стала одной из первых учениц М. Ф. Кше-синской. Входила в состав «беби-балерин». В 1941 г. Рябушинская уехала в Америку, где снималась в кино, выступала на музыкальной сцене, сотрудничала со многими послевоенными труппами Европы и Америки. В 50-е гг., поселившись в Лос-Анджелесе, Рябушинская создала первую балетную компанию, потом и студию в Беверли Хиллз.

Тамара Владимировна Туманова (1919-1996) - балерина и актриса грузинского происхождения, большую часть жизни провела во Франции. С 1926 г. она занималась балетом в школе Ольги Преображенской. Туманова дебютировала в возрасте девяти лет в балете "L'Éventail de Jeanne". В 1933 г. Джордж Баланчин пригласил ее в труппу «бэби-балерин» вместе с Татьяной Рябушин-ской и Ириной Бароновой. Начиная с 30-х гг. выступала на ведущих балетных сценах Европы и Америки - в Парижской Опере, Ковент-Гардене, Ла Скала, сотрудничала с ведущими хореографами мира.

Марго Фонтейн (1919-1991) - выдающаяся английская балерина. Начала заниматься балетом в возрасте пяти лет у Грэйс Босустоу, затем продолжала брать уроки у разных педагогов, в том числе у Преображенской и Кшесинской. С 1934 г. в труппе «Сэдлерс-Уэллс балле» (с 1957 г. Королевский балет). Была партнершей Рудольфа Ну-реева. С 1954 г. президент Королевской академии танца.

Людмила Черина (Моник Черемзина) (19242004) - танцовщица, киноактриса. Училась у Б. д'Алессандри и О. И. Преображенской. С 1941 г. выступала в труппе Театра Монте-Карло. Позже работала в Марсельской опере, Балете Елисейских полей (1945-1946), в Новом балете Монте-Карло, Балете ХХ века. Снималась в кино.

Внушительный перечень достижений танцовщиков, обучавшихся и стажировавшихся у Преображенской, на фактологической базе подтверждает ее высокий педагогический уровень. Недооцененное в балетной педагогике имя Преображенской, деятельность ее школы-студии за рубежом должны занять достойно место в истории отечественного и мирового балета.

Библиографический список

1. Васильев, А. А. Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки [Текст] / Александр Васильев, Ксения Триполитова. - М. : Альпина нон-фикшн , 2010.

2. Красовская, В. М. Русский балетный театр начала ХХ века. Танцовщики [Текст] / В. М. Красовская. - 2-е изд., испр. - СПб. : Лань , 2009.

3. Тихонова, Н. Девушка в синем [Текст] / Н. Тихонова ; послеслов. и коммент. В. Чистяковой. - М. : Артист. Режиссер. Театр , 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.