Научная статья на тему 'Па де де Франции и России: диалог культур в балете'

Па де де Франции и России: диалог культур в балете Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1589
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / РОССИЯ / БАЛЕТ / КУЛЬТУРЫ / ДИАЛОГ / FRANCE / RUSSIA / BALLET / CULTURES / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крюкова О.А.

Проблема сохранения культурного наследия посредством воспроизводства в культурной памяти является одной из актуальных в науках о культуре и обществе. Особый интерес вызывает изучение способов трансляции и символизации культурных ценностей, объединяющих общество и человека и выходящих на все уровни социальной практики индивидуальной и общественной, материальной и духовной. Потребность памяти определиться в пространстве приводит к созданию мест, являющихся для любой группы не только сценой совместной деятельности, но и символами идентичности, а также опорными пунктами воспоминания. Группа и пространство создают существенное символическое единство, которое группа сохраняет и в случае разлуки со своим пространством, символически воспроизводя священные места. Важной частью культурного наследия России и Франции являются культурные контакты двух стран в самых разных областях. Культура Франции и культура России сосуществовали, взаимно обогащая друг друга на протяжении нескольких веков, охватывая, в том числе, все области искусства: литературу, живопись, музыку, театр, кинематограф. Балетный театр одна из ярчайших страниц истории взаимопритяжения двух стран вне зависимости от политической и экономической конъюнктуры. Более того, заслуги французских деятелей позволяют считать их истинно русскими балетмейстерами, а имена представителей русского балета навсегда вошли в историю французского искусства. Ключевые фигуры популяризаторов и вдохновителей национальных балетных школ Франции и России создают особое хореографическое пространство. Так, имена Ж.-Б. Ланде, Ш.-Л. Дидло, Ж. Перро и М. Петипа прочно ассоциируются с русским балетом, тогда как возрождение французского балета связано, в том числе, с сезонами С. Дягилева, творчеством русских танцовщиков эмигрантов в качестве педагогов, деятельностью на посту директора Парижской оперы С. Лифаря и Р. Нуреева. 2018 год, посвященный российскому балетному наследию и двухсотлетнему юбилею со дня рождения великого хореографа Мариуса Петипа, продолжает давние традиции сотрудничества. Творческие обмены гастроли, совместные постановки, балетные конкурсы и фестивали, творческие вечера, лекции, выставки, конференции не являются приметой исключительно года балета. Эта константа в отношениях двух стран стала показателем особого значения гуманитарной сферы в формировании международных отношений и залогом перспективы культурного обмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pas de deux of France and Russia: intercultural dialogue in ballet

The problem of how to preserve cultural heritage by reproduction in cultural memory is one of the most urgent in cultural and social sciences. Of particular interest is the study of the manner in which translation and symbolization of cultural values that unite society and humans appear at all levels of social practice individual and social, material and spiritual. A memory's need for self-identification in space leads to the creation of places that are for any group not only a scene of joint activity, but also symbols of identity, as well as important points of memories. Group and space create a significant symbolic unity, which the group retains even when separated from its space. It permits it to symbolically reproduce sacred places. An important part of the cultural heritage of Russia and France are cultural contacts between the two countries in various fields. French and Russian cultures coexisted, mutually enriching each other for several centuries, covering, among other things, all areas of art: literature, painting, music, theater, cinema. The ballet is one of the brightest pages of the history of mutual attraction between the two countries, regardless of the political and economic conjuncture. Moreover, merits of French figures allow them to be considered truly Russian choreographers, and names of representatives of Russian ballet forever entered the history of French art. Key figures of popularizers and inspirers of the national ballet schools in France and Russia create a special choreographic space. Thus, the names of Jean-Baptiste Landé, Charles-Frédéric-Louis Didelot, Jules-Joseph Perrot, and Marius Petipa are strongly associated with Russian ballet, while the revival of French ballet is connected, among other things, with the seasons of Sergei Diaghilev, the work of Russian dancing emigrants as teachers, the activities of the director of the Paris Opera, Serge Lifar and Rudolf Nureyev. The year of 2018, dedicated to the Russian ballet heritage and the bicentenary of the birth of the great choreographer Marius Petipa, continues a long tradition of cooperation. Creative exchanges tours, joint performances, ballet competitions and festivals, creative evenings, lectures, exhibitions, conferences are not only a sign of this year of ballet. This constant connection in the relations between the two countries has become a marker of special importance of humanities in the formation of international relations and its guarantee of prospects for cultural exchange.

Текст научной работы на тему «Па де де Франции и России: диалог культур в балете»

УДК 792.8: 7.071.2: 394

О. А. Крюкова

кандидат филологических наук;

доцент каф. французского языка и культуры

факультета иностранных языков и регионоведения

МГУ имени М. В. Ломоносова; е-таЛ: opakukova@gmaiL.com

ПА ДЕ ДЕ ФРАНЦИИ И РОССИИ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР В БАЛЕТЕ

Проблема сохранения культурного наследия посредством воспроизводства в культурной памяти является одной из актуальных в науках о культуре и обществе. Особый интерес вызывает изучение способов трансляции и символизации культурных ценностей, объединяющих общество и человека и выходящих на все уровни социальной практики - индивидуальной и общественной, материальной и духовной. Потребность памяти определиться в пространстве приводит к созданию мест, являющихся для любой группы не только сценой совместной деятельности, но и символами идентичности, а также опорными пунктами воспоминания. Группа и пространство создают существенное символическое единство, которое группа сохраняет и в случае разлуки со своим пространством, символически воспроизводя священные места. Важной частью культурного наследия России и Франции являются культурные контакты двух стран в самых разных областях. Культура Франции и культура России сосуществовали, взаимно обогащая друг друга на протяжении нескольких веков, охватывая, в том числе, все области искусства: литературу, живопись, музыку, театр, кинематограф. Балетный театр - одна из ярчайших страниц истории взаимопритяжения двух стран вне зависимости от политической и экономической конъюнктуры. Более того, заслуги французских деятелей позволяют считать их истинно русскими балетмейстерами, а имена представителей русского балета навсегда вошли в историю французского искусства. Ключевые фигуры популяризаторов и вдохновителей национальных балетных школ Франции и России создают особое хореографическое пространство. Так, имена Ж.-Б. Ланде, Ш.-Л. Дидло, Ж. Перро и М. Петипа прочно ассоциируются с русским балетом, тогда как возрождение французского балета связано, в том числе, с сезонами С. Дягилева, творчеством русских танцовщиков эмигрантов в качестве педагогов, деятельностью на посту директора Парижской оперы С. Лифаря и Р. Нуреева. 2018 год, посвященный российскому балетному наследию и двухсотлетнему юбилею со дня рождения великого хореографа Мариуса Петипа, продолжает давние традиции сотрудничества. Творческие обмены - гастроли, совместные постановки, балетные конкурсы и фестивали, творческие вечера, лекции, выставки, конференции не являются приметой исключительно года балета. Эта константа в отношениях двух стран стала показателем особого значения гуманитарной сферы в формировании международных отношений и залогом перспективы культурного обмена.

Ключевые слова: Франция; Россия; балет; культуры; диалог.

O. A. Kryukova

PhD (PhiLoLogy), Associate Professor

at the Department of the French Language and CuLture,

FacuLty of Foreign Languages and RegionaL Studies,

Lomonosov Moscow State University; e-maiL: opakukova@gmaL.com

PAS DE DEUX OF FRANCE AND RUSSIA: INTERCULTURAL DIALOGUE IN BALLET

The probLem of how to preserve cuLturaL heritage by reproduction in cuLturaL memory is one of the most urgent in cuLturaL and sociaL sciences. Of particuLar interest is the study of the manner in which transLation and symboLization of cuLturaL vaLues that unite society and humans appear at aLL LeveLs of sociaL practice - individuaL and sociaL, materiaL and spirituaL. A memory's need for seLf-identification in space Leads to the creation of pLaces that are for any group not onLy a scene of joint activity, but aLso symboLs of identity, as weLL as important points of memories. Group and space create a significant symboLic unity, which the group retains even when separated from its space. It permits it to symboLicaLLy reproduce sacred pLaces. An important part of the cuLturaL heritage of Russia and France are cuLturaL contacts between the two countries in various fieLds. French and Russian cuLtures coexisted, mutuaLLy enriching each other for severaL centuries, covering, among other things, aLL areas of art: Literature, painting, music, theater, cinema. The baLLet is one of the brightest pages of the history of mutuaL attraction between the two countries, regardLess of the poLiticaL and economic conjuncture. Moreover, merits of French figures aLLow them to be considered truLy Russian choreographers, and names of representatives of Russian baLLet forever entered the history of French art. Key figures of popuLarizers and inspirers of the nationaL baLLet schooLs in France and Russia create a speciaL choreographic space. Thus, the names of Jean-Baptiste Lande, CharLes-Frederic-Louis DideLot, JuLes-Joseph Perrot, and Marius Petipa are strongLy associated with Russian baLLet, whiLe the revivaL of French baLLet is connected, among other things, with the seasons of Sergei DiaghiLev, the work of Russian dancing emigrants as teachers, the activities of the director of the Paris Opera, Serge Lifar and RudoLf Nureyev. The year of 2018, dedicated to the Russian baLLet heritage and the bicentenary of the birth of the great choreographer Marius Petipa, continues a Long tradition of cooperation. Creative exchanges - tours, joint performances, baLLet competitions and festivaLs, creative evenings, Lectures, exhibitions, conferences - are not onLy a sign of this year of baLLet. This constant connection in the reLations between the two countries has become a marker of speciaL importance of humanities in the formation of internationaL reLations and its guarantee of prospects for cuLturaL exchange.

Key words: France; Russia; baLLet; cuLtures; diaLogue.

Творческий диалог Франции и России продолжается на протяжении нескольких веков и затрагивает все области искусства. Балетная

сцена не стала исключением. Не случайно 2018 год для театрального сообщества особый: он посвящен российскому балетному наследию. Для всех поклонников и ценителей искусства Терпсихоры значимы, как минимум, две даты: двухсотлетний юбилей патриарха отечественной хореографии Мариуса Петипа и восемьдесят лет со дня рождения «неистового гения» Рудольфа Нуреева.

Проблема сохранения культурного наследия - как его материальной составляющей, так и нематериальной, посредством воспроизводства в культурной памяти является одной из актуальных в науках о культуре и обществе. Исследованию культурно-исторической памяти посвящены работы М. Хальвакса, П. Рикера, Ю. Лотмана, Яна и Алейды Ассманов, П. Нора и других. Согласно Я. Ассману, культурная память понимается как символическая форма передачи и актуализации («воскрешения») культурных смыслов [Ассман 2004, с. 20]. Выходящая за рамки опыта отдельных людей или групп, сохраняемая традицией, формализованная и ритуализованная, она выражается в мемориальных знаках разного рода - в памятных местах, датах, церемониях, в письменных, изобразительных и монументальных памятниках. Передаваясь из поколения в поколение, культурная память удерживает лишь наиболее значимое прошлое - мифическую историю, которая имеет ориентирующую, нормативную и конституирующую функции [Репина 2003, с. 11]. Как пишет Я. Ассман, память нуждается в месте, стремится определиться в пространстве. Воспоминания укореняются как во времени, так и в обитаемом пространстве. Любая сплачивающаяся группа стремится создать места, являющиеся для нее не только сценой совместной деятельности, но и символами идентичности, а также опорными пунктами воспоминания. Группа и пространство создают существенное символическое единство, которое группа сохраняет и в случае разлуки со своим пространством, символически воспроизводя священные места [Ассман 2004, с. 40].

Рассмотрим некоторые из «опорных пунктов» воспоминания, определяющих общее для обеих стран хореографическое пространство.

Следы Франции в России

Российское балетное наследие богато и многолико. Но самая большая его ценность - это школа классического танца, формированию

которой способствовали и французские балетмейстеры. Одним из первых стал Жан-Батист Ланде (Jean-Baptiste Landé), танцмейстер, оказавшийся в России в 30-х гг. XVIII в. Благодаря его хлопотам 1 января 1738 года в Петербурге открылась первая в России танцевальная школа, существующая и сегодня, - это прославленная Академия русского балета имени А. Я. Вагановой. Петербургский балет конца XVIII в. тесно связан с творчеством Шарля ле Пика (Charles Le Picq) - французского танцовщика и хореографа, ученика и последователя реформаторских идей Жан-Жоржа Новерра (Jean-Georges Noverre).

На рубеже XVIII-XIX вв. русский балет превосходил многие зарубежные и стал площадкой для воплощения самых смелых творческих замыслов для многих известных танцовщиков и хореографов. Среди них был и Шарль-Луи Дидло (Charles-Frédéric-Louis Didelot), один из самых ярких представителей эпохи преромантизма, приглашенный в Петербург в 1801 г. Основатель современной методики классического танца за 20 лет своей работы в школе Дидло сумел добиться того, чтобы русский балет стал частью европейского, где формировалась новая система театрального пуантного классического танца. Балеты Дидло стали своеобразным эстетическим мерилом, по которым оценивались спектакли всех других хореографов, работавших в России после него [Федорченко 2006]. Этот период в Московском императорском театре также связан с именами французских хореографов Жана Ламираля (Jean Lamiral) и Доминика Лефевра (Dominique Lefèvre), возглавлявшими танцевальную школу и труппу в 1806-1811 гг.

Одна из ярчайших страниц в истории европейского и русского балета 1830-1850-х гг. обязана творчеству Жюля Перро (Jules-Joseph Perrot), выдающегося деятеля романтического хореографического театра. Этот период - один из наиболее значительных и интересных в истории отечественного балета. За время службы на русской сцене Перро поставил около 20 спектаклей самых разных жанров и форм. В них обобщался опыт романтического искусства, европейского и русского, закладывались основы и выявлялись важнейшие тенденции нарождающегося академического искусства второй половины XIX в. («Эсмеральда», «Наяда и рыбак» и др.) [Федорченко 2006]. Самые противоречивые отзывы исследователей вызывает деятельность

Артюра Сен-Леона (Arthur Saint-Léon)1. Десятилетие под его руководством (1859-1869) стало синонимом застоя для одних, для других же - иным уровнем хореографической содержательности балетного представления.

В истории русского балетного театра вторая половина XIX в. носит название «эпохи Петипа». Творчество выдающегося артиста балета, балетмейстера, театрального деятеля и педагога, «законодателя мод» в мире балета оказало существенное влияние на хореографическое искусство и нашего времени. Мариус Петипа (Marius Petipa), двухсотлетие со дня рождения которого празднуется в 2018 году, за пятьдесят шесть лет на службе первого балетного театра мира поставил сорок шесть оригинальных спектаклей. Лучшие из них - «Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Раймонда», первая и третья картины «Лебединого озера» составляют основу репертуара крупнейших балетных трупп мира. Кроме того, он сохранил и обогатил спектакли своих предшественников: «Жизель», «Пахита», «Тщетная предосторожность», «Корсар», «Коппелия», «Эсмеральда» и многие другие [Красовская 1978, с. 124]. Именно Петипа сформировал принципы балетного академизма XIX в. и усовершенствовал типы хореографической миниатюры и многоактного балетного спектакля. Исторической заслугой Петипа явилась симфонизация балетного действия благодаря его содружеству с великими композиторами-симфонистами Чайковским и Глазуновым [Красовская 1978, с. 141].

Авансценой первой половины XX в. для танцевального дуэта двух стран стала Франция. Первые гастроли Парижской оперы в Москве прошли только в 1958 г. Эти выступления французских танцовщиков (как и последующие Оперы в 1970 г., 1977 г., 1991 г., 2011 г., 2013 г., 2014 г.; труппы Баланчина в 1962 г. и 1972 г.) остаются по-прежнему уникальными по масштабу и значимости культурными событиями. Характерным штрихом культурного обмена на балетной сцене является знакомство публики с творчеством соотечественников благодаря

1 См.: Скальковский К. А. Балет, его история и место в ряду изящных искусств, СПб., 1882; Плещеев A. A. Наш балет, СПб, 1899; Худеков С. Н. История танцев, СПб. Пг, 1913-1917, ч. III-IV; Слонимский Ю. И. Мастера балета, М., 1937; Красовская В. М. Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.-М., 1963; Бахрушин Ю. А. История русского балета, М., 1977; Свешникова А. Л. Творчество Артура Сен-Леона в Петербурге (1859-1869): Становление музыкально-хореографической структуры академического балета : дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 1999.

зарубежным гастролям. Так, гастроли балета Опера де Пари открыли для советского зрителя талант Сержа Лифаря, родоначальника неоклассического стиля и русского танцовщика дягилевских сезонов. Во время гастролей 1958 г. зрители смогли также впервые увидеть хореографию Джорджа Баланчина (Георгия Баланчивадзе).

Отдельного упоминания заслуживает творчество «титанов» французского балета XX столетия на русской сцене - Мориса Бежара (Maurice Béjart) и Ролана Пети (Roland Petit), хореографов, во многом изменивших эстетику современного балета. У Бежара было особое отношение к русскому балету. Воспитанный русскими танцовщиками, даже в годы «железного занавеса» он добивался того, чтобы к нему имели возможность приезжать выдающиеся русские педагоги (Асаф Мессерер, Ирина Тихомирнова, Суламифь Мессерер, Азарий Плисецкий) [Радио...]. В 1978 г. Бежар впервые приехал в Россию вместе со своей труппой «Балет ХХ века», и это стало настоящей сенсацией. В спектаклях маэстро танцевали ведущие артисты балетной труппы Большого театра Майя Плисецкая («Айседора»), Екатерина Максимова («Ромео и Юлия»), Владимир Васильев, который исполнил главную партию в балете «Петрушка», сочиненную Бежаром для него в 1977 г. Для Плисецкой Бежар поставил также дуэт «Лебедь и Леда» на музыку Камиля Сен-Санса и японскую народную музыку (1978), балет «Куразука» Патрика Мимрана, Тоширо Майузуми и Юга Ле Барса (1995), хореографический номер «Аве, Майя!» на музыку Иоганна Себастьяна Баха - Шарля Гуно (2000).

С русскими танцовщиками у Ролана Пети, единственного зарубежного лауреата Госпремии России, давние связи. С детства его балетными учителями в школе Гранд-Опера были русские знаменитости - Б. Князев, Л. Преображенская, он хорошо знал М. Кшесинскую. Еще в 1960-е гг. он работал с Нуреевым, с Майей Плисецкой (над «Гибелью розы») и Михаилом Барышниковым (над первым вариантом «Пиковой дамы»; впоследствии, в 1978 г., поставил в Кировском театре Ленинграда «Собор Парижской Богоматери», а в 2003 г. перенес постановку с юной Светланой Лунькиной, станцевавшей Эсме-ральду, на сцену Большого театра. В 2001 г. для Николая Цискаридзе и Илзе Лиепы Ролан Пети поставил новый балет «Пиковая дама» на музыку Чайковского, за который в том же году он был награжден Государственной премией Российской Федерации. В 2010 г. за год до

своего ухода Пети возобновил созданный им шедевр 46 года - балет «Юноша и смерть» с Иваном Васильевым и Светланой Захаровой.

В 1977 г. в СССР на гастролях балетной труппы Парижской оперы, которые проходили на сцене Большого театра, впервые был показан балет «Сильфида» в постановке Пьера Лакотта (Pierre Lacotte). В 1979 г. он перенес этот балет на сцену Новосибирского театра оперы и балета. В том же году подготовил программу «Вечера старинной хореографии» в ленинградском театре имени Кирова с ведущими артистами труппы.

Первые два десятилетия XXI в. щедры на гастроли французских трупп. Сцены не только столичных театров принимают у себя танцовщиков Национальных центров хореографии. Регулярными стали и совместные постановки1. С 2017 г. балетную труппу Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко возглавил Лоран Илер (Laurent Hilaire) - экс-этуаль Парижской оперы и ее педагог, один из самых известных артистов нуреевского поколения. С танцовщиками театра работают экс-директор старейшей балетной школы - французской L'Ecole de Danse - Клод Бесси и Брижит Лефевр, экс-директор Парижской оперы.

Следы России во Франции

Хотя мастера русского балета выступали за рубежом начиная с XVIII в.2, а европейские гастроли русских балерин Т. Смирновой (1844), Е. Санковской (1846), Е. Андреяновой (1848 - 1850), Н. Богдановой (1851), М. Суровщиковой-Петипа и М. Муравьевой (1860-е гг.)3способствовали признанию самобытной русской культуры у европейской публики, значительным событием в истории миро-

1 Так, П. Лакотт поставил балет «Дочь фараона» в Большом театре (2000), в Мари-инском театре - балет «Ундина» Пуни в хореографии Перро, Петипа (2006). Прельжо-каж подготовил с артистами Большого театра свой балет «Тысячелетия покоя» (2011), а его балет «Парк» прочно вошел в репертуар Мариинского театра. Труппа «Балет Москва» тесно сотрудничает с хореографом Режисом Обадиа («Весна Священная», «Свадебка», «Тристан+Изольда. Фрагменты»). Их постановка «Весна Священная» в 2004 г. была награждена национальной театральной премией «Золотая Маска».

2 См.: Бахрушин Ю. А. История русского балета. М. : Советская Россия 1965. С. 34; Красовская В. М. История русского балета: учебное пособие. Л. : Искусство, 1978. С. 208.

3 Лифарь С. Истс^я русскаго балета: отъ XVII века до «Русскаго балета» Дягилева. Парижъ, 1945. С. 8-9.

вого искусства вообще, а балетного театра особенно, стали балетные «русские сезоны» в Париже, первый из которых состоялся в 1909 г. По утверждению В. М. Красовской, «русские сезоны» отличались тем, что открыли миру высокие достижения отечественной культуры в целом: ее живописи, музыки, хореографии, танцевально-пантомимного исполнительства [Красовская 1978, с. 208-210]. К началу XX в. балетное искусство в странах - законодательницах классического танца слыло пережитком XIX в. и было, казалось, обречено. Дягилевская антреприза (1911-1929), а также труппы И. Л. Рубинштейн, А. П. Павловой способствовали не только возрождению, но и зарождению балетного искусства в ряде стран мира.

События, произошедшие в России после Октябрьской революции 1917 г., повлекли за собой эмиграцию большого количества деятелей балетного искусства. Русские эмигранты - танцовщики, балетмейстеры - основали множество частных балетных школ, где активно пропагандировались достижения русской школы классического танца. Например, в Париже в 1917 г. открыла школу В. А. Трефилова, в 1923 г. там же - О. И. Преображенская и Л. Н. Егорова, в 1925 г. -А. Е. Волинин, в 1929 г. - М. Ф. Кшесинская, в 1937 г. - Б. Князев [Русский балет...].

Особый след русского присутствия во Франции - это работа русских артистов во французских балетных театрах. Одним из первых стал И. Н. Хлюстин, танцовщик труппы Большого театра, в 19091914 гг. занимавший пост балетмейстера Парижской оперы. С 1934 г. балетмейстером Театра комической оперы был К. Черкас из труппы С. П. Дягилева, в 1950 г. Л. Мясин возобновил в этом театре ряд балетов из репертуара «Русского балета С. Дягилева». После смерти Дягилева в 1929 г. 24-летнего С. Лифаря пригласили в качестве педагога и ведущего солиста балета театра «Гранд-Опера», а позднее предложили возглавить балетную труппу этого театра1. С. Лифарь сыграл огромную роль в развитии балета во Франции, обогатил репертуар Парижской оперы, поставив более 70 оригинальных балетов и большое количество возобновлений2. Благодаря реформе театра и новым педагогам (О. И. Преображенской и М. Ф. Кшесинской) Лифарь до-

1 С. Лифарь возглавлял балет Парижской оперы с 1930 по 1944 гг. и с 1947 по 1958 гг.

2 Сайт Фонда Сергея Лифаря: www.sergelifar.org

бился восстановления технического уровня балета, сделав из балетной труппы «Grand-Opéra» одну из лучших в мире. Он внес в исполнительскую манеру артистов лиризм и выразительность. Тщательно разрабатывая партии протагонистов, противопоставляя их кордебалету, Лифарь повысил значение мужского танца в балете. Помимо исполнительской и постановочной работы немалое значение имела деятельность Лифаря как теоретика танца, писателя, просветителя. В 1947 г. он основал Хореографический институт (позже Университет танца) при «Grand-Opéra». С 1951 г. руководил хореографическим отделением в Русской консерватории в Париже. На протяжении долгих лет Сергей Лифарь читал курс истории и теории танца в Сорбонне. Он был членом Академии изящных искусств, «бессмертным» академиком. В 1982 г. за возрождение французского балета С. Лифарю правительством Франции было присуждено звание Кавалера ордена Почетного легиона [Книжно-иллюстративная выставка ... ; Marquié 2014].

В 1983 г. балетную труппу парижской Гранд-Опера возглавил Рудольф Нуреев. Последние десять лет жизни великого танцовщика связаны с этим театром, для которого он, по сути, сформировал классический репертуар и вырастил блестящих танцовщиков. Заслуга Ну-реева и в том, что он продолжил традиции утверждения ведущей роли мужского танца в балете вслед за В. Нижинским, Л. Мясиным, С. Ли-фарем. И сегодня основу репертуара Парижской оперы по-прежнему составляют нуриевские балеты - «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта». Последняя постановка Р. Нуреева - «Баядерка» Л. Минкуса в хореографии М. Петипа (1992 г.) - увенчалась огромным успехом и вручением Р. Нурееву на премьере высшей награды Франции за заслуги в области искусства - ордена Почетного легиона. Примечательно, что французская публика открыла для себя творчество М. Петипа благодаря русским танцовщикам и хореографам. Первая волна связана с «Русским балетом» С. Дягилева, а вторая - с первыми гастролями советского балета в 1950-е гг. Но именно Р. Нуреев вернул в репертуар парижской Гранд-Опера постановки великого мастера.

Заключение

В результате сложного процесса взаимовлияний Франции и России за два столетия создалось особое пространство хореографического

искусства, которое может служить примером творческой памяти. Согласно Ю. М. Лотману, такая память, как творческий механизм, не только панхронна, но и противостоит времени, сохраняет прошедшее как пребывающее. Прошлое выступает как генератор нового [Лотман 1992]. Опорные пункты воспоминания, определяющие общее хореографическое пространство, относятся к «непрошедшему прошлому» и служат наглядной иллюстрацией созидания, а не пассивного хранения. 2018 год, посвященный российскому балетному наследию и двухсотлетнему юбилею Мариуса Петипа, продолжает давние традиции сотрудничества. Творческие обмены1 - гастроли, совместные постановки, балетные конкурсы и фестивали, мастер-классы, творческие вечера, лекции, выставки, конференции - не являются приметой исключительно года балета. Эта константа в отношениях двух стран стала показателем особого значения искусства в формировании международных отношений и залогом перспективы культурного обмена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М. : Языки славянской культуры, 2004. 363 с. Бахрушин Ю. А. История русского балета. М.: Советская Россия 1965. 227 с. Книжно-иллюстративная выставка «Танец навсегда...», посвященная 105-летию со дня рождения Сергея Михайловича Лифаря. URL : www. bfrz.ru/?mod=static&id=411 Красовская В. М. История русского балета : учеб. пособие. Л. : Искусство, 1978. 231 с.

1 Подробнее о мероприятиях года в России: Об утверждении плана подготовки и проведения празднования 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа. URL : government.ru/dep_news/20772/; Академия Русского балета им. М. Я. Вагановой. URL : www.vaganovaacademy.ru/nauchnaya/seminari/hommage-a-petipa-iv.html; Московская Государственная академия хореографии. URL : balletacademy.ru/festival-rossijskih-baletnyh-shkol-posvyashhenie-mariusu-petipa/; музей Бахрушина. URL : www.gctm.ru/ petipa/; Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. URL : theatremuseum.ru/; XXXI Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. URL : kazan-opera.ru/festivals/129/; мероприятия во Франции: Le Centre National de la Danse de Pantin. URL : www.cnd.fr/fr/program/483-marius-petipa; Séminaires « Les échanges artistiques entre la France et la Russie aux XIXe et XXe siècles». URL : mlada.hypotheses.org/category/seminaire-les-echanges-artistiques-entre-la-france-et-la-russie-xixe-et-xxe-siecles;

Лифарь С. Истс^я русскаго балета: отъ XVII века до «Русскаго балета» Дягилева. Парижъ, 1945. 304 с.

Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992. С. 200-202.

Радио классической музыки Орфей «Бежар в России и труппа в Лозанне». URL : www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programsarchive/balletfm/23244-bezhar-v-rossii-i-truppa-v-lozanne-2

Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М. : ГУ ВШЭ, 2003. 44 с.

Русский балет: Энциклопедия. М. : Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. 632 с.

Сайт Фонда Сергея Лифаря. URL : www.sergelifar.org

Федорченко О. А. Творчество Жюля Перро в Петербурге (1848-1859): к проблеме формирования музыкально-хореографической структуры академического балета : дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2006. 265 с.

Marquié H. Regard rétrospectif sur les études en danse en France : Recherches en danse [En ligne], 1/2014, mis en ligne le 01 mars 2014, consulté le 16 avril 2018. URL : journals.openedition.org/danse/619; DOI: 10.4000/danse.619

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.