Научная статья на тему 'К истории создания балета М. И. Чулаки - Б. А. Фенстера «Мнимый жених»'

К истории создания балета М. И. Чулаки - Б. А. Фенстера «Мнимый жених» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
233
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории создания балета М. И. Чулаки - Б. А. Фенстера «Мнимый жених»»

О. В. Балинская

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ БАЛЕТА М. И. ЧУЛАКИ -Б. А. ФЕНСТЕРА «МНИМЫЙ ЖЕНИХ»

Балет М. Чулаки1 «Мнимый жених»2 - одна из самых ярких, удачных постановок на сцене Малого оперного театра. На него широко откликнулась пресса, воздав должное и музыке, и хореографии, и сценическому оформлению. Изучение архивных материалов, материалов периодической печати, сбор сведений, рассеянных по различным изданиям и беседы с исполнителями позволили восстановить историю создания выдающегося спектакля.

Когда зародился замысел балета, кому он принадлежал, нам точно не известно. С определенностью можно лишь утверждать, что работа над спектаклем началась еще в предвоенное время. Об этом свидетельствовала в своих воспоминаниях художница Т. Бруни3. Она же рассказала и о тех, кто был причас-тен к началу работы над спектаклем: «Для создания либретто и оформления спектакля по пьесе К. Гольдони4 "Слуга двух господ"5 были приглашены братья Коломойцевы»6. Имена эти ныне забыты. Однако кое-что удалось узнать об этих людях.

Павел Коломойцев (1908-1942) был кинорежиссером, работавшим сначала на Киевской киностудии, а затем на Ленинградской киностудии малых форм, где поставил сатирическую комедию «Преступление и наказание» по сценарию М. Зощенко7. Современный историк кино пишет об этой работе: «Фильм интересен режиссурой Павла Коломойцева <...> Судя даже по одному "Преступлению и наказанию", это был человек не просто профессиональный, но, бесспорно, очень одаренный. Он мог бы стать замечательным кинокомедиографом...»8.

Первого января 1941 г. студия Малых форм прекратила свое существование, и П. Коломойцев остался не у дел. Весьма возможно, что он пытался сменить род деятельности. Может быть, тогда и зародилась у него мысль о постановке балета по пьесе Гольдони. Искрометность, острота драматургических по-

ложений, свойственная итальянскому драматургу, соответствовала комедийной природе его таланта.

Коломойцев написал сценарий. Нами найден документ, свидетельствующий о том, что либреттисту П. Коломойцеву был выплачен гонорар в размере 2000 рублей9.

Из рассказа Бруни, которая, по словам ее дочери, опекала молодого художника, помогая ему в первых театральных опытах10, следует, что к работе приступил и Анатолий Коломойцев (1916— 1942): им было сделано несколько эскизов к спектаклю. Это было не первое обращение его к музыкальному театру. К тому времени он успел оформить два балета: «Ночь перед рождеством»11 и «Сказка о попе и работнике его Балде»12.

Определен был и композитор спектакля. В одном из протоколов заседаний художественного совета МАЛЕГОТ написано: «Следующая работа композитора Чулаки над балетом по пьесе Гольдони (либретто П. Коломойцева)»13.

Меньше чем через месяц на заседании художественного совета утверждался репертуарный план театра, в который был включен балет Чулаки14. Примечательно, что имени балетмейстера в этом документе не значилось. Очевидно, вопрос в дирекции еще не был решен.

Когда же причастным к балету стал Б. Фенстер? Обсуждалась ли его кандидатура с самого начала — неизвестно. Будучи артистом балета Малого оперного театра, Фенстер уже тогда осуществлял свои первые балетмейстерские опыты. В сезоне 1940-1941 гг. он был занят, работая сначала над балетом Б. Асафьева15 «Ашик-Кериб»16 для Малого оперного театра, затем над балетом В. Дешевого17 «Бэла»18 для выпускного спектакля хореографического училища.

Осмелимся предположить, что замысел спектакля интересовал его. Во всяком случае, С. Шеина свидетельствует, что в то время часто видела Фенстера в обществе П. Коломойцева. И даже «было ощущение, что он (Коломойцев — О.Б.) все время стремился к общению с Борей»:19 возможно, что либреттисту был симпатичен талант молодого хореографа.

Начавшаяся война прервала работу. Братья Коломойцевы ушли на фронт и в 1942 г. погибли под Ленинградом.

Театр оказался в г. Чкалове (ныне Оренбург), куда быш эвакуирован в августе 1941 г. Там спектакли продолжали идти на крошечной сцене «Зеленого театра на базаре». Труппа работала в условиях, лишенных минимальных производственных удобств. Несмотря на это, театр не оставил мысли о постановке балета по пьесе Гольдони. Вместе с труппой в эвакуации находился и М. Чулаки.

Когда Чулаки приступил к сочинению музыки нового балета, он уже быш автором ряда опусов: произведений для фортепиано, скрипки, виолончели, оратории, клубной оперы, балета-пантомимы. В 1933 г. композитор закончил крупное симфоническое произведение «Концерт для оркестра», на сцене МАЛЕГОТа шел упомянутый выше балет «Балда», в котором, по словам В. Богда-нова-Березовского20 «раскрылись интересные черты творческой индивидуальности Чулаки, как композитора театрального <...> Театральны приемы сочетания описательности и действенности в музыкальной обрисовке сценических ситуаций»21.

Здесь в г. Чкалове композитор работал над партитурой балета. Местная печать время от времени информировала о ходе этой работы. Так, газета «Чкаловская коммуна» в августе 1944 г. упомянула о том, что «композитор Чулаки работает над балетом «Беатриче» для Ленинградского Малого оперного теат-ра»22. Из этой заметки мы узнаем о том, что первоначально балет носил имя главной героини спектакля. Несколько позднее газета «Сталинец» объявляла: «новый балет композитора Чулаки недавно завершен в Чкалове»23. Забегая вперед, укажем на то, что это сообщение было несколько преждевременным. До завершения было еще далеко.

Фенстера в г. Чкалове не было. Он остался в Ленинграде и в начале 1941 года быш руководителем танцевальной группы в агиттеатре Ленинградской армии народного ополчения. В ноябре того же года приехал в Новосибирск, где работал в Ленинградской филармонии. В августе 1942 г. был переведен в

г. Молотов (Пермь) на должность преподавателя Ленинградского хореографического училища. В 1942-1943 гг. он являлся артистом балета Свердловского оперного театра24. И только в

1943 г. Фенстеру было приказано «вернуться по месту своей постоянной работы в Ленинградский Академический Малый оперный театр в г. Чкалов»25. Следующий приказ определил и должность, которую он должен был занять: «Возложить на солиста балетной труппы Фенстера Бориса Александровича исполнение обязанностей балетмейстера с 1-го сентября с\г»,2<5 — гласил очередной приказ, а спустя год (а именно — 13 декабря

1944 г.) Фенстер был назначен временно исполняющим обязанности художественного руководителя балета27. (С 1938 по 1943 г. эта должность в театре была вакантной)28.

22 августа 1944 г. театр вернулся в Ленинград. В течение одного сезона был возобновлен основной оперный и балетный репертуар. Перед коллективом и руководством театра встала задача создания новых оперных и балетных спектаклей.

В сезоне 1945—1946 г. в театре шла параллельная работа над двумя разноплановыми произведениями: к постановке готовились первая часть оперы С. Прокофьева «Война и мир»29 и балет М. Чулаки «Мнимый жених».

Выбор спектаклей понятен. Опера Прокофьева была созвучна тем чувствам, которые испытывал народ-победитель. Закономерен был и выбор балета. Комедия К. Гольдони «Слуга двух господ», по мотивам которой построено либретто «Мнимого жениха», как нельзя лучше отвечала требованию времени и так же была созвучна всеобщему настроению подъема и светлых надежд. Не случайно в ГАТОБ им. С.М. Кирова шла работа по созданию светлой и поэтичной «Золушки»30 С. Прокофьева. (Премьера этого балета состоялась на месяц позже «Мнимого жениха»).

В декабре 1944 г. уже были намечены временные контуры репетиционно-постановочной работы, и даже срок сдачи спектакля. Из комитета по делам искусств пришел приказ: «Утвердить Малому оперному театру следующий репетиционный план

на второе полугодие 1945 г.: <...> "Мнимый жених", музыка Чулаки, срок выпуска — сентябрь»31. Однако театр не укладывался в намеченные планы. Следующий приказ отодвигал дату постановки на декабрь 1945 г.32

Имя Фенстера, балетмейстера предстоящей премьеры встречается лишь в документах, датированных декабрем 1945 г.33

К тому времени, когда Фенстер приступил к работе над балетом, за плечами у него было многое: работа артистом балета в Малом оперном театре и одновременно учеба на балетмейстерском отделении училища, где он занимался под руководством Л. Лавровского34, Ф. Лопухова35, В. Соловьева36, — сподвижника В. Мейерхольда37, знатока итальянского народного театра, автора разработанной им системы воспитания будущих режиссеров38. Режиссерская школа Соловьева была в полной мере воспринята Фенстером. «Именно с этого времени у молодого хореографа стало складываться твердое убеждение в том, что режиссура имеет решающее значение как организующее начало в балетном спектакле»39.

Фенстер сотрудничал с Лавровским в качестве ассистента при постановке его балетов40. По свидетельству Б. Хайки-на41, Лавровский уже в то время «видел большие перспективы Б. А. Фенстера как балетмейстера-постановщика»42. Сам Фенстер позднее вспоминал: «Работа в качестве ассистента Л. М. Лавровского при постановке учебных спектаклей сослужила мне неоценимую службу. Побывав репетитором, режиссером, ставя хоть и небольшие, но совершенно самостоятельные эпизоды, я смог на практике познать технологию балетного спектакля»43. Еще будучи студентом, Фенстер ставил танцы в операх. Кроме того, им самостоятельно поставлено несколько небольших балетов: «Том Сойер»44, «Ашик-Кериб», «Бэла». О нем писали: «Уже в первых своих постановках — «Ашик-Кериб» в Малом оперном театре и «Бэла» в театре им. С. М. Кирова — Б. А. Фенстер проявил новаторский подход к решению спектаклей, большой вкус и высокое мастерство <...>»45. Таким образом, к постановке балета М. Чулаки Фенстер приступил сложившимся хореографом.

Работу над «Мнимым женихом» Фенстер начал в содружестве с опытным художником Т. Бруни46. Впервые они встретились в хореографическом училище, при создании выпускных спектаклей «Том Сойер» и «Бэла». Впоследствии этот контакт перерос в многолетнее творческое содружество.

Круг излюбленных тем и образов Бруни был довольно определенным. Ее привлекали сюжеты, в которых доминировали лирическое начало, легкий юмор, незлая ирония. Фенстер тяготел к тому же.

«Мне кажется, что у каждого театрального художника есть "свой" режиссер, с которым он одними глазами видит мир, театр, жизнь. Наверное, многим из нас так никогда и не удается встретить этого режиссера, но я принадлежала к числу счастливцев - для меня этим режиссером был Фенстер»47.

Создавая балет, они многое придумывали вместе. Бруни принимала участие в работе над либретто, входила во все мелочи постановки. Иногда балетмейстер просил художницу нарисовать ему поддержку или какую-нибудь группу. Вспоминая о том времени, Бруни писала: «Работая вместе, мы ни разу не повздорили <...> Мы без конца говорили о танце, обсуждая встававшие перед нами проблемы и находя их решение»48.

Бруни и Фенстера связывали общность взглядов, одинаковое понимание природы балетного искусства, единая театральная вера, и это определяло характер поставленных ими в будущем балетов49.

С композитором работа шла не так дружно. Хотя первоначально премьера была назначена на декабрь 1945 г. до выпуска спектакля было далеко. В одном из протоколов читаем: «Подготовка "Мнимого жениха", - сообщал директор театра на очередном заседании 20 декабря 1945 г., - идет в очень замедленных темпах. Выпуск этого балета намечен еще на осень 1945 г., но до сих пор музыкальная сторона еще не готова и партитура обещана только через месяц. Что касается постановочной части, то она определила творческую бригаду и у нее как по линии декораций, так и костюмов все готово»50.

Чулаки продолжал работу над балетом вплоть до 1946 г. Что было причиной задержки в работе композитора? Ведь чкаловс-кие газеты еще в 1944 г. писали о том, что партитура завершена. Неверна ли была информация, просочившаяся в печать, или, закончив свой опус, Чулаки был им неудовлетворен? Думается, причина заключалась в другом.

Композитор писал музыку по либретто П. Коломойцева, которое было основательно переработано Фенстером. К сожалению, нам не удалось обнаружить коломойцевский вариант сценария. Но уже одно то, что было изменено первоначальное название балета, свидетельствовало о том, что вместо лирической героини Беатриче на первый план выдвинулся Труф-фальдино, с которым связано буффонное начало. Вот почему имя Фенстера в качестве второго сценариста появилось в афише. Разумеется, партитура Чулаки по своей стилистике не соответствовала новому варианту либретто. Это, в свою очередь, потребовало от композитора дополнительной работы. Обида на Фенстера осталась у него навсегда. Объяснение находим в воспоминаниях Чулаки: «Хореограф придал балету совсем иную, не свойственную произведению направленность - превратил лирический балет-комедию в буффонаду, обнажив условность приемов в манере комедии dell' arte, подчеркивая невсамделишность переживаний героев. Что касается несоответствия музыке, то его устранили путем купюр, перестановок, несообразных темпов»51. Возможно, этим и объясняется затяжная работа композитора над партитурой.

Сценические репетиции и оркестровые корректуры начались лишь в феврале. К ним Фенстер приступил, тщательно продумав весь спектакль. Подробная экспликация предстоящего балета, доложенная труппе, делала подготовительную работу над спектаклем серьезным звеном будущей постановки.

Еще в пору создания «Ашик-Кериба» (1940) в газете Малого оперного театра отмечалось, что Фенстер, «работает с артистами балета по заранее выработанному плану, переделки и перестановки у него - редкое явление <...> Отличительные

черты - внимательное отношение к работе, большая организованность и продуманность»52.

Подобным образом проходил постановочно-репетиционный процесс и при создании «Мнимого жениха».

Стремление Фенстера к планомерной и вдумчивой работе вызывало положительные отклики в труппе. Всеми приветствовался такой метод, когда балетмейстер заранее готовил план той сцены, которую нужно было репетировать. В работе с актерами практически осуществлялась продуманная хореографом сцена. В процессе постановочной работы вносились некоторые коррективы. Такой метод имел свои неоспоримые преимущества: репетиции проходили планомерно, без срывов, без топтанья на месте, без значительных переделок. Постановщик имел возможность уделить внимание каждому участнику массовой сцены, разъясняя отдельные движения и рисунок танца. И, что особенно ценно, Фенстер помогал артистам уяснить тот образ, который они должны были представить зрителю.

Артисты, принимавшие участие в постановках Фенстера, вспоминали: «Будучи великолепным репетитором, он никогда не торопил актера, а старался заставить быстрее работать его воображение. Сам он очень образно умел показать ту или иную сцену, но никогда не требовал, чтобы его копировали, а помогал актеру самому найти правильную линию поведения»53.

Ныне здравствующие участники той незабываемой премьеры - и С. Шеина и Н. Мириманова вспоминают об удивительно благожелательной и по-настоящему творческой атмосфере. Они отмечают необычайную легкость работы с Фенстером. Интеллигентность балетмейстера, его внутренняя организованность, четкое и ясное понимание своих задач и задач коллектива способствовали обстановке поиска и заинтересованности будущим спектаклем.

При строгости к организационной стороне процесса он, тем не менее, всегда давал артистам возможность высказывать свои соображения по спектаклю. И даже иногда спорил с ними, отстаивая свою позицию. «Фенстер считал, - говорит Н. Мириманова, -

что актер - это соавтор спектакля. Он задавал пластическую мысль, подсказывал, что именно тут нужно, но позволял актеру найти это самому. Фенстер «вынимал» из актера индивидуальное преломление того, что он хотел бы видеть»54. В таком подходе к артисту, к его роли в создании спектакля, сказались годы учения у Соловьева, напрямую связывавшего деятельность режиссера с индивидуальностью актера.

Стремление к жизненной правде было основой творчества Фенстера. Потому его балеты, и «Мнимый жених» в их числе, требовали от актера умения мыслить, проникая в сложный драматический образ.

В условиях послевоенного времени, когда труппа, и без того не блиставшая профессиональными кадрами, была обескровлена утратами, только такой стиль работы и мог быть по-настоящему эффективным. Балет Малого оперного театра нуждался в энергичном и внутренне организованном руководителе. Именно таким был Фенстер, когда возглавил труппу и представил на суд зрителей первую послевоенную балетную премьеру.

За несколько дней до нее состоялся общественный просмотр. В зале присутствовала комиссия по приему спектакля. Ее составили корифеи оперно-драматической сцены, известные композиторы, маститые театроведы. На последовавшем обсуждении балета члены комиссии высоко оценили проделанную работу всего творческого коллектива.

Премьера прошла с большим успехом. Всем было ясно: спектакль являл собой зрелище подлинно театральное, живое, стремительное, завораживающее игрой цвета, непринужденностью пластики, сменой ритмов и настроений. После премьеры в Ленинградском отделении ВТО состоялось ее обсуждение. В одном из протоколов читаем: «В практике Ленинградского отделения Всероссийского театрального общества это был единственный случай, когда после премьеры балета «Мнимый жених» руководство ВТО до всяких обсуждений и рецензий послало телеграмму театру за подписями Ю. Юрьева, Е. Тиме и М. Янковского, в которой поздравило участников спектакля с интересной,

свежей и молодой работой. И это было продиктовано не непосредственным эмоциональным ощущением от спектакля, которое на следующий день может быть пересмотрено, а явлением значимости этого спектакля <...>»55.

Балет был выдвинут на Сталинскую премию и получил ее. Приехавшая из Москвы комиссия, среди членов которой были: Ю. Завадский56, С. Михоэлс57, А. Гольденвейзер58, Л. Лавровский, — оставила самые благожелательные отзывы о спектакле, как об одном из ярких проявлений искусства. Спектакль имел долгую сценическую жизнь, знал вторую редакцию59 и сохранился в памяти как исполнителей, так и благодарных зрителей.

ПРИМЕЧАНИЯ

'Чулаки Михаил Иванович (1908-1989), русский композитор. В 1931 г. окончил Лениградскую Государственную консерваторию по классу В.В. Щербачева.

2«Мнимый жених», балет в 3 действиях, 6 картинах по комедии К. Гольдони «Слуга двух господ». Композитор М. Чулаки, сцен. П. Коломойцев, Б. Фенстер, дир. Е. Корнблит, худ. Т. Бруни. Премьера 22 марта 1946 г., МАЛЕГОТ.

3Бруни Татьяна Георгиевна (1902-2001) - театральная художница, график.

4Гольдони Карло (1707-1793) - итальянский драматург, реформатор театра.

5«Слуга двух господ» - комедия в 3 действиях К. Гольдони.

6Бруни Т. О моем друге Борисе Фенстере. О балете с непреходящей любовью // Советский балет. 1991. № S. С. 36. Далее: О моем друге Борисе Фенстере.

'Факты биографии П. Коломойцева любезно сообщены сотрудником сектора кино РИИИ А. Загулиным.

8Филиппова А. Михаил Зощенко: «В кино надо иметь связи» // Советский экран.1990. № 1. С. 27.

'Промфинплан на 1943 год // ЦГАЛИ СПб, ф. 290, оп. 1, ед. хр. 12S, л. 7.

10Из записи беседы автора с дочерью Бруни Коршиковой В.Г. от 26 февраля 2004 года.

11 Спектакль хореографического училища. «Ночь перед Рождеством»,балет в 3 действиях. Композитор Б. Асафьев, балетмейстер В. Варковицкий, ассистенты В. Тулубьев, И. Васильев, художник А. Коломойцев. Премьера в1938 г., ГАТОБ.

12«Сказка о попе и работнике его Балде», балет в 4 действиях. Композитор М. Чулаки, либретто Ю.И. Слонимского по одноименной сказке А.С. Пушкина, балетмейстер В. Варковицкий. Премьера 9 февраля 1940 г., МАЛЕГОТ.

"Протокол заседания художественного совета Малого оперного театра от 22 апреля 1941 г. //ЦГАЛИ СПб, ф. 290, оп. I, ед.хр. 106, л. 6.

14Там же. Л. 11.

15Асафьев Борис Владимирович (псевд. Игорь Глебов, 1884-1949) - музыковед, композитор, педагог, музыкальный и общественный деятель.

16«Ашик-Кериб», балет в 3 действиях. Композитор Б. Асафьев, либретто

A. д' Актиля и М. Волобринского по одноименной поэме М. Лермонтова, балетмейстер Б. Фенстер, художник С. Вирсаладзе. Премьера 3 декабря 1940 г., МАЛЕГОТ.

17Дешевов Владимир Михайлович (1889-19SS) - композитор.

18Спектакль хореографического училища.»Бэла», хореографическая повесть в 2 действиях, S картинах. Композитор В. Дешевов, либретто Б. Гловацко-го по повести М. Лермонтова, балетмейстер Б. Фенстер, художник Т. Бруни. Премьера 2S июня 1941 г., ГАТОБ.

"Из записи беседы автора с С. Шеиной от 14 апреля 2006 г.

20Богданов-Березовский Валериан Михайлович (1903-1971) - музыковед, композитор, музыкально-общественный деятель, педагог.

21 Богданов-Березовский В.М. Поиски нового. Рассказы о творческом пути // Вечерний Ленинград. 14 марта 19SS. С. 3 (далее Богданов-Березовский).

22Отзывы и рецензии на спектакли 1944 г. // ЦГАЛИ, ф. 290, оп. 1, ед. хр. 133, л. 91 об.

23Там же.

24 Дело [личное] Фенстера Б.А. // ЦГАЛИ СПб, ф. 337, оп. 2, ед. хр. 337, л. 3 об.

25Приказы Всесоюзного Комитета по делам искусств от S авг. 1943 г. // ЦГАЛИ СПб, ф. 290, оп. 1, ед. хр. 123, л. 12.

26Приказ главного управления театров комитета по делам искусств при СНК СССР от S августа 1943 г. // Архив культуры СПб, ф. 108, оп. 2, № 2699, л. 13.

27Там же.

28В январе 1941 г. дирекция Малого оперного театра, обеспокоенная подобной ситуацией, обращалась сначала к В.И. Вайнонену, а потом к П.А. Гусеву с просьбой принять на себя управление балетной труппой, но оба балетмейстера по разным причинам отказались. Письмо Дирекции В. И. Вайно-нену от 2S января 1941 г. // ЦГАЛИ СПб, ф. 290, оп. 1, ед. хр. 107, л. 2; письмо Дирекции П.А. Гусеву от 28 апреля 1941 г. // Там же. Л. 13.

29«Война и мир», первая часть оперы в 8 картинах. Композитор С. Прокофьев, либретто С. Прокофьева и М. Мендельсон по одноименному роману Л. Толстого. Дирижер С. Самосуд, постановка Б.Покровского, художник

B.Дмитриев, костюмы Т. Шорр. Премьера 12 июня 1946 г., МАЛЕГОТ.

30«3олушка», балет в 3 действиях. Комп. С. Прокофьев, либретто Н. Волкова по сказке Ш. Перро, балетмейстер. К. Сергеев, худ. Б. Эрдман. Премьера 8 апреля 1946 г., ГАТОБ им. С.М. Кирова.

31Приказ комитета по делам искусств при СНК СССР от 14 апреля 194S г. // ЦГАЛИ СПб, ф. 290, оп. 1, ед. хр. 131, л. 3.

32Там же. Л. 7.

33Там же. Л. 8.

34Лавровский (наст. фам. - Иванов) Леонид Михайлович (190S-1967) -танцовщик, балетмейстер, педагог.

35Лопухов Федор Васильевич (1886-1973) - танцовщик, балетмейстер, педагог.

36Соловьев Владимир Николаевич (1887-1940) - режиссер, театральный критик, педагог.

37Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874-1940) - режиссер. В студии на Троицкой улице в 1913 г., основанной Мейерхольдом, а затем в студии на Бородинской улице Соловьев преподавал технику сценических движений на основе приемов комедии dell' arte.

38См.: Абрамов М.В., Норенко В.В. Актер как объект режиссерско-педаго-гической деятельности в методике В.Н. Соловьева // Из истории сценической педагогики (ЛГИТМиК). Сборник статей и материалов. Л., 1991. С. 3S.

3'Богданов - Березовский. С. 3.

40Б. Фенстер был ассистентом Лавровского в балетах: «Фадетта» (1934), «Катерина» (193S), «Тщетная предосторожность» (1937), «Кавказский пленник» (1938).

41Хайкин Борис Эммануилович (1904-1978) - дирижер, педагог.

42Хайкин Б.Э. Воспоминания о Л.М. Лавровском // Леонид Михайлович Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания. М., 1983. С. 266.

43См.: СергееваЮ. «Езда в незнаемое...» Творческий портрет // Ленинградская правда, 21 августа 19S7. С. 3.

44Спектакль хореографического училища. «Том Сойер», сцены из балета на сюжет М. Твена. Композитор А. Гладковский, балетмейстер Б. Фен-стер, Б. Малис, художник Т. Бруни. Премьера 3 июля 1939 г., ГАТОБ.

45Вырезка из газеты «Советская культура» 19SS г. // Личный архив С. Шеиной.

46К тому времени Бруни оформила балеты: «Болт» (1931), «Тщетная предосторожность» (1937), «Жизель» (1944), «Лебединое озеро» (194S).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41 Бруни Т. [Воспоминания о балетмейстере] (машинопись) // Личный архив С. Шеиной.

48О моем друге Борисе Фенстере. С. 36.

4'«Доктор Айболит» (1948), «Юность» (1949), «Барышня-крестьянка (19S1), «Голубой Дунай» (19S6), «Маскарад» (1960).

'"Протокол заседания художественной коллегии при директоре Малого оперного театра от 20 декабря 194S г. // ЦГАЛИ СПб, ф. 290, оп. 1, ед. хр. 138, л. 4.

51Чулаки М. Живые в памяти моей: Встречи, воспоминания, юморески. М., 1990. С. 122.

52Ивкова Е. Подготовка премьеры «Ашик-Кериб»: на производственном совещании в цехе балета // За большевистский театр. 8 октября 1940.

53М Мазун, Г. Пирожная, В. Розенберг, В. Станкевич, Л. Сафронова, С. Шейна, В. Зимин, Ю. Литвиненко, В. Тулубьев, Н. Филипповский. Воспоминания о балетмейстере (машинопись) // Личный архив С. Шеиной.

54Из записи беседы автора с Н. Миримановой от 11 июня 200S г.

''Стенографический отчет обсуждения постановки балета «Мнимый жених» в Ленинградском отделении ВТО 27 апреля 1946 г. // Музей МАЛЕГОТ.

563авадский Юрий Александрович (1894-1977) - режиссер, актер, педагог, театральный деятель.

57Михоэлс Соломон Михайлович (наст. фам. - Вовси, 1890-1948) - актер, режиссер, театральный и общественный деятель.

58Гольденвейзер Александр Борисович (187S-1961) - пианист, педагог, композитор, общественный деятель, музыкальный писатель.

59Во второй редакции спектакль носил название «Слуга двух господ». Композитор М. Чулаки, балетмейстер Н. Боярчиков, 1976 г., МАЛЕГОТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.