Научная статья на тему 'Не могу молчать: некоторые особенности репрезентации образа сотрудника органов внутренних дел в современном отечественном кинематографе'

Не могу молчать: некоторые особенности репрезентации образа сотрудника органов внутренних дел в современном отечественном кинематографе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
20
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудник органов внутренних дел / кино / сериал / сотрудник полиции / сотрудник ОВД / режиссер / сценарист / law enforcement officer / movie / TV series / police officer / ATS officer / director / screenwriter

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антон Андреевич Кочкин

Сериалы стали частью повседневности людей. Зачастую они для многих людей выполняют одну простую функцию – досуговую. Чтобы интерес к сериалам не угасал, режиссеры черпают основу для сюжетов из самых разных сфер человеческой деятельности. Не обошли они вниманием и работу органов внутренних дел: в отечественных сериалах, начиная с конца 90-х годов и по настоящее время, активно муссируется тема работы сотрудников милиции (полиции). Но проблема некоторых этих работ в том, что режиссеры и сценаристы далеко не всегда учитывают требования действующего законодательства Российской Федерации в части регулирования уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности сотрудников полиции, что нашло свое отражение, в частности, в таких сериалах, как «Вампиры средней полосы», «Метод» и «Триггер». В работе акцентировано внимание автора на мифологизмах, которыми покрываются образы сотрудников ОВД в указанных сериалах, отмечены основные причины, приводящие к формированию гротескного образа полицейского в кино, и возможных способах преодоления проблем по формированию «неправового» образа сотрудника отечественной полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I cannot remain silent: some features of the representation of the image of an employee of the internal affairs bodies in modern Russian cinema

TV shows have become a part of people's everyday life. Often they perform one simple function – leisure. However, the directors of these or other series draw the basis for plots from a variety of spheres of human activity. They also paid attention to the work of the internal affairs bodies: in domestic TV series since the late 90s and up to the present, the topic of the work of police officers (police) is actively discussed. But the problem with some of these works is that directors and screenwriters do not always take into account the requirements of the current legislation of the Russian Federation regarding the regulation of criminal procedural and operational investigative activities of police officers, which is reflected in modern domestic cinema, namely in such series as «Vampires of the Middle lane», «Method» and «Trigger». The article deals with the mythologisms that cover the images of ATS officers in these series, the main reasons leading to the formation of a grotesque image of a policeman in the cinema, and possible ways to overcome the problems of forming an «illegal» image of a domestic police officer are noted.

Текст научной работы на тему «Не могу молчать: некоторые особенности репрезентации образа сотрудника органов внутренних дел в современном отечественном кинематографе»

Научная статья УДК 3 7

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-95-99 EDN: https://elibrary.ru/XQWUQ NIION: 2018-0077-1/24-432 MOSURED: 77/27-024-2024-01-631

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Не могу молчать: некоторые особенности репрезентации образа сотрудника органов внутренних дел в современном отечественном кинематографе

Антон Андреевич Кочкин

Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Россия, kiap_krdu@mvd.ru

Аннотация. Сериалы стали частью повседневности людей. Зачастую они для многих людей выполняют одну простую функцию - досуговую. Чтобы интерес к сериалам не угасал, режиссеры черпают основу для сюжетов из самых разных сфер человеческой деятельности. Не обошли они вниманием и работу органов внутренних дел: в отечественных сериалах, начиная с конца 90-х годов и по настоящее время, активно муссируется тема работы сотрудников милиции (полиции). Но проблема некоторых этих работ в том, что режиссеры и сценаристы далеко не всегда учитывают требования действующего законодательства Российской Федерации в части регулирования уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности сотрудников полиции, что нашло свое отражение, в частности, в таких сериалах, как «Вампиры средней полосы», «Метод» и «Триггер». В работе акцентировано внимание автора на мифологизмах, которыми покрываются образы сотрудников ОВД в указанных сериалах, отмечены основные причины, приводящие к формированию гротескного образа полицейского в кино, и возможных способах преодоления проблем по формированию «неправового» образа сотрудника отечественной полиции.

Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, кино, сериал, сотрудник полиции, сотрудник ОВД, режиссер, сценарист

Для цитирования: Кочкин А. А. Не могу молчать: некоторые особенности репрезентации образа сотрудника органов внутренних дел в современном отечественном кинематографе II Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 95-99. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-95-99. EDN: XQWUQ.

Original article

I cannot remain silent: some features ofthe representation of the image ofan employee ofthe internal affairs bodies in modern Russian cinema

Anton A. Kochkin

KrasnodarUniversity of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia, Krasnodar, Russia, kiap_krdu@mvd.ru

Abstract. TV shows have become a part of people's everyday life. Often they perform one simple function - leisure. However, the directors of these or other series draw the basis for plots from a variety of spheres of human activity. They also paid attention to the work of the internal affairs bodies: in domestic TV series since the late 90s and up to the present, the topic of the work of police officers (police) is actively discussed. But the problem with some of these works is that directors and screenwriters do not always take into account the requirements of the current legislation of the Russian Federation regarding the regulation of criminal procedural and operational investigative activities of police officers, which is reflected in modern domestic cinema, namely in such series as «Vampires of the Middle lane», «Method» and «Trigger». The article deals with the mythologisms that cover the images of ATS officers in these series, the main reasons leading to the formation of a grotesque image of a policeman in the cinema, and possible ways to overcome the problems of forming an «illegal» image of a domestic police officer are noted.

Keywords: law enforcement officer, movie, TV series, police officer, ATS officer, director, screenwriter

For citation: Kochkin A. A. I cannot remain silent: some features of the representation of the image of an employee of the internal affairs bodies in modern Russian cinema II Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(l):95-99. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-95-99. EDN: XQWUQ.

© Кочкин A. A., 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

95

Современные отечественные «киноделы» по образу и подобию западных шоураннеров стараются «клепать» множество контента, чтобы привлечь зрителя к определенному стриминговому сервису. Не будет большой тайной, если мы скажем, что товарищи из «Netflix» или «НВО» не первый год производят самостоятельно фильмы и сериалы премиум-класса, то есть с проработанными в достаточной степени, но иногда не без погрешностей, сценариями, хорошей операторской работой и монтажом, и все это делается под руководством опытного (нередко знаменитого и успешного) режиссера (вспомнить хотя бы работу Жана-Марка Балле «Острые предметы», снятую по одноименному роману Гиллиан Флинн, или «Воспитанные волками» Ридли Скотта, режиссера культового фильма «Гладиатор»). По той же стезе начали двигаться передовики отечественного стриминга, начиная от «КиноПоиска» и заканчивая «ОККО», сквозь «KION» и «START». Позиция понятная, и с ней трудно поспорить, потому что в попытке ответить на вопрос, как привлечь зрителей именно к своему сервису, ответ напрашивается как бы сам собой: сделать что-то хорошее. Но, как мы знаем, нередко, когда мы хотим сделать что-то хорошее, получается что-то, что мы делаем всегда. Потому что чаще всего у шоураннеров нет желания делать что-то со вкусом и на совесть, в чем мы сможем убедиться ниже.

Мы знаем интерес отечественного зрителя к кино разряда «про ментов». Есть шедевры, которые забыть невозможно и мимо которых пройти нельзя вроде «Место встречи изменить нельзя» или филигранной работы Алексея Германа старшего «Мой друг Иван Лапшин», а также некоторых других работ (например, известный сериал «Деревенский детектив» про участкового Ани-скина). Прекрасно понимания тот факт, что в соответствии со статьей 67.1 Конституции Российской Федерации [1] Россия является приемником СССР, можно утверждать, что, к сожалению, далеко не всегда это правило распространяется на кинематограф в том смысле, что в настоящее время в России производится большое множество работ о деятельности сотрудников органов внутренних дел, которые по качеству (по многим и многим параметрам некоторый контент значительно хуже, чем тот, который производился в Советском союзе: начиная от написания сценария и заканчивая деятельностью художника по костюмам) не соответствуют тем картинам о работе милиционеров, которые создавались в СССР.

Чтобы разобраться в возможных причинах производства некачественного контента, касающегося деятельности сотрудников органов внутренних дел, мы рассмотрим некоторые работы, которые были сняты в последние несколько лет и которые в той или иной степени иллюстрируют деятельность российских полицейских. Учитывая тенденции современного мирового кинематографа, в дискурсе которого довольно часто муссируются именно сериалы, мы возьмем для анализа такие работы, как «Метод» [8], срежиссированный Юрием Быковым, сериал от стримингового сервиса «Start» под названием «Вампиры средней полосы»

96 PEDAGOGICAL

[9], который повествует про нелегкую жизнь вампиров в Смоленске (причем один из вампиров является сотрудником полиции, но с определением занимаемой им должности есть некоторые сложности, на что мы еще обратим внимание), а также сериал «Триггер» про психолога-провокатора, снятый Дмитрием Тюриным и Игорем Твердохлебовым.

Чем обусловлен такой выбор работ? Во-первых, тем, что «сериальный бум» не остался незамеченным для мирового кинематографа вообще и ревитализация сериалов, по-нашему мнению, произошла в 10-е годы XXI века, что обусловлено еще и тем, что «киноделы» стали больше инвестировать не только в блокба-стеры, но и в само сериальное ремесло, что позволило вывести сериалы на значительно новый уровень [10]. Во-вторых, указанные работы имеют высокую оценку на отечественном стриминговым сервисе «КиноПоиск», превышающую восемь баллов, что указывают на то, что данные работы, по мнению некоторых зрителей (вопросы выборки и «правильности» оценивания сериалов на данном сервисе в настоящей работе не рассматриваются), пользуются определенным успехом, что, как мы убедимся ниже, не всегда говорит о качестве продукта. В-третьих, в рамках статьи имеет смысл сосредоточить свое внимание на небольшом количестве работ, чтобы, с одной стороны, не растекаться мыслью по древу, а с другой стороны, не перегружать текст исследования информацией, поскольку более детальное углубление в тему требует написания работы, превышающей размеры настоящей статьи.

Итак, обратимся к сериалу «Метод» Юрия Быкова. Первое, что хочется сказать, что по непонятным для зрителя причинам Быков в своей микровселенной «Метода» строит деятельность сотрудников органов внутренних дел не в рамках действующего российского законодательства, а по лекалам западных сериалов вроде «Настоящего детектива» или «Декстера», что, кстати, является бичом отечественных сериалов нашего времени, в которых хоть немного освещается деятельность сотрудников российской полиции. Из этого следует второй тезис: не режиссер, не сценарист, да и, наверное, никто из той дружины «киноделов», которые пытались слепить конфетку про какой-то особый «алко-метод полуопера-полуследователя» Меглина (главный герой сериала «Метод» на протяжении двух сезонов злоупотребляет спиртными напитками. Опять-таки вот этот флер полицейского алкоголика еще больше сближает образ главного героя сериала «Метод» Меглина с западными клише (см. первый сезон сериала «Настоящей детектив», который вышел годом ранее «Метода»), не удосужились открыть УПК РФ и прочитать статьи с 37 по 40 [2], чтобы примерно понять, чем отличается деятельность органа дознания от работы следователя, чем отличается статус прокурора (по сей день нам не совсем понятно, кто такой товарищ Стеклов из сериала «Метод». Прокурор? Тогда почему он ходит в форме сотрудника Следственного комитета Российской Федерации. Руководитель следственного органа? Тогда почему его кабинет находится в прокуратуре? Много

SCIENCES

тайн в сериале, которые являются следствием сюжетных дыр) от статуса руководителя следственного органа и так далее (вообще, раз сценарист или режиссер ставит себе задачу сделать хорошее кино про сотрудников полиции и участников уголовного судопроизводства, то никто не запрещает им изучить весь второй раздел УПК РФ). По этой причине непонятно, что вообще делают и как «ловят» злоумышленников главные герои (майор Меглин и его сателлит - товарищ Стеклова), то ли они проводят следственные действия, то ли оперативно-розыскные мероприятия, то ли это какая-то процессуальная химера одного или второго: история умалчивает. А причина тому кроется в том, что создатели сериала «Метод» не пытались, как нам кажется, даже хоть немного разобраться в положениях основных статей не только УПК РФ, но и ФЗ «О полиции» [4], и ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] (далее - ФЗ «О службе»), а просто, наверное, сказали себе что-то вроде того, что вот на западе отличное кино про следователей и убийц, давайте делать так же, и все хорошо у нас будет: и просмотры, и зрители, и своя группа фанатов. Это так не работает, потому что мы имеем дело с разными системами права разных государств, а также с разным устройством органов исполнительной власти, и, в частности, правоохранительных органов. Например, в России органы внутренних дел, как известно, осуществляют три основных вида деятельности: уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и административную деятельность. По этой причине органы внутренних дел выполняют работу как по проведению предварительного следствия, так и функцию органа дознания, направленного на проведение ОРМ и доследственной проверки. Для этих целей мало того, что существует глава 6 УПК РФ, но также в статье 29 ФЗ «О службе» говорится, что «Профессиональная служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), утверждаемым (утверждаемой) руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел илиуполномоченнымруководителем» [3]. В должностной инструкции указываются конкретные права и обязанности лица, занимающих конкретную должность в ОВД (и следователя, и дознавателя, и оперуполномоченного, и участкового), о чем более подробно сказано в IX разделе Порядка прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 [7].

Как же именно западный нарратив проникает в сериалы про деятельность полиции? На наш взгляд, есть три основные причины: 1) непонимание различия режиссером или сценаристом сущности деятельности следователя и оперуполномоченного, или органа дознания в широком смысле, в российском правовом дискурсе (во всех трех рассматриваемых работах нет четкого понимания различий между одним и другим); 2) неумение отличать порядок производства следственных действий

и оперативно-розыскных мероприятий от иных процессуальных действий, которые выполняют сотрудники полиции других государств, например, в США (это касается как нормативного регулирования, так и тактики производства следственных действий); 3) полное отсутствие «нормальной» юридической терминологии, относящейся к деятельности полиции (в сериале «Метод», например, нередко «следователями-операми» берется «ордер на обыск», чтобы произвести обыск в жилище, хотя любой дееспособный следователь знает, что никакого «ордера на обыск» не существует в российском правовом поле и что такая практика есть у сотрудников полиции «штатов», а в России существует постановлении судьи о разрешении производства обыска в жилище).

Похожая беда приключилась с сериалом «Вампиры средней полосы» (далее - «Вампиры»), Первый пункт, указанный нами выше, относится к деятельности Анны Остроумовой, которая как бы является следователем неопределенного отдела полиции Смоленска, но при этом расследует (а вернее сказать, раскрывает, потому что вместо того, чтобы проводить следственные действия, она как оперуполномоченный полиции проводить ОРМ, направленные на изобличение лица, совершившего преступление) убийства (видимо, память нередко подводит вампиров, ведь они живут не один десяток лет на Земле: по сюжету сериала она, Остроумова, работает сотрудником органов внутренних дел более семидесяти лет, поэтому могла и не учесть изменения в УПК РФ, ведь в соответствии со статьей 151 уголовно-процессуального закона ст. 105 УК РФ относится к подследственности Следственного комитета Российской Федерации). Второй пункт, который относится к основным причинам производства некачественного кино про российскую полицию, так же можно применить к «Вампирам»: здесь уместно вспомнить момент допроса следователем Жалинским (говорящая фамилия, потому что иногда хочется над ним «сжалиться» в плане профессиональной деятельности), приехавшим из Москвы, чтобы помочь расследовать очень сложное дело об убийстве, Никиты, который стал фамильяром (то есть подручным) Клима, главного антагониста картины: какая-то отдельная комната, оснащенная зеркалом Газелла, видеокамера, руки подозреваемого (обвиняемого) прикованы к столу наручниками (в СИЗО не приковывают руки обвиняемых к столу. Обвиняемые отделены от следователя решеткой, но есть специальное окошко, через которое обвиняемый может просунуть руки, чтобы, например, поставить подпись в протоколе следственного действия), отсутствие «вменяемого» протокола допроса подозреваемого (обвиняемого), - все это говорит о том, что товарищи-авторы сериала также игнорируют требования действующего законодательства относительного того, как и каким образом должен поступать сотрудник ОВД в своей повседневной практике. Третий постулат, который мы выделили при анализе сериала «Метод», также здесь работает: сотрудники смоленской полиции, чтобы поймать псевдо-злоумышленника вампира по имени Евгений

!СКИЕ НАУКИ 97

(или как его называют в сериале «Женек») получают «ордер на задержание». Что это такое - не понято. Пора «киноделам» понять, что единственный ордер, который может быть при задержании, так это ордер адвоката (более подробную информацию по этому поводу можно найти в части 4 статьи 49 УПК РФ и приказе Минюста от 10 апреля 2013 г. № 47 «Об утверждении формы ордера»), остальные ордера находятся за пределами России. Что более всего удивило при просмотре «Вампиров», так это появление нового таинственного подразделения в системе органов внутренних дел, который невозможно найти не на официальном сайте МВД России [11], не на одном сайте территориального органа МВД России на региональном или районном уровне, а именно - появление некоего ОВР. И это не отдел воспитательной работы, а, так называемый, «отдел внутренних расследований». При этом авторы забыли даже посмотреть структуру органов внутренних дел Российской Федерации, но если бы они это сделали, то увидели бы, что на федеральном уровне существует Главное управление собственной безопасности МВД России, а в территориальных органах на уровне субъектов Российской Федерации оперативно-розыскные части (собственной безопасности), при этом стоит, конечно, помнить, что, так называемые, сотрудники аппарата, к которым мы относим лиц несколько отделенных от «земли», то есть от территориальных подразделений на районном уровне, и входящих в состав управлений, министерств и главных управлений по субъекту, тоже уполномочены проводить служебные проверки в установленном порядке [6] в отношении лиц, находящихся в непосредственном подчинении данного конкретного подразделения (так, сотрудники главного следственного управления проводят служебные проверки в отношении следователей и руководителей следственных подразделений, осуществляющих свою деятельность в территориальных отделах и отделениях, сотрудники управления уголовного розыска - в отношении оперуполномоченных и так далее). А также есть инспекция по личному составу, которая входит в состав кадрового подразделения территориального органа по субъекту, и в общем-то данное подразделение помогает проверять деятельность сотрудников наравне с ОРЧ (СБ), за исключением проведения ОРМ. Проще говоря, «отдел внутренних расследований» есть детище западных детективных сериалов и никакого отношения к органам внутренних дел России не имеет (ОВР, например, упоминается в сериале «Декстер»).

Что касается сериала «Триггер», то стоит заметить, что, по нашему мнению, он является наиболее успешным из тех, которые мы исследовали в настоящей работе, поскольку напрямую не связан с деятельностью сотрудников органов внутренних дел, что свидетельствует сразу о нескольких вещах. Во-первых, если хочешь сделать хороший сериал, не делай его про деятельность сотрудников полиции, если в этом не разбираешься или имеешь весьма скромные представления о деятельности полиции. Во-вторых, создается некое впечатление, что отечественные режиссеры за какую

98 PEDAGOGICAL

бы тему не взялись, все время не могут уйти от «полицейской тематики», когда речь о «квазидетективном» сюжете, то есть о новелле, в которой нет какой-то принципиальной задачи разобраться в том, кто кого убил, хотя это тема имплицитно может быть представлена в работе. Что в этом контексте немного вызвало легкое недоумение при просмотре данного сериала, так это момент задержания Артема Стрелецкого, главного героя картины, и его друга Дениса после драки в клубе и все последующие процессуальные действия после данного инцидента, связанные с избранием меры пресечения дебоширам. В сухом остатке мы имеем полное игнорирование статей 91, 108 УПК РФ, не говоря уже о том, что сотрудники полиции, представленные зрителю в сериале, производят задержание в порядке ст. 91 УПК РФ до возбуждения уголовного дела (это как?). Опять-таки складывается впечатление, что в голове сценаристов какой-то коктейль из западных детективов и советской криминальной классики. Нам кажется, что в такие моменты зрителей, не имеющих юридическое образование и ничего не понимающих в деятельности сотрудников полиции, подкупает интересная операторская работа и монтаж, хотя раньше и такого не было, но выручало всех режиссеров и сценаристов такого полета дурнов-кусие зрителей (вспомнить хотя бы сериалы категории «Б» 0-х и 10-х XXI века (некоторые из которых выходят и по сей день) вроде «Мухтара», «Глухаря», «Паутины» или самый масштабный по своей комичности и неправдоподобности сериал «След» про самую загадочную службу в МВД России под названием «Федеральная экспертная служба»).

В заключение хотелось бы отметить, что интерес к детективной или криминальной хронике, наверное, некогда не угаснет, потому что человека все время тянет к чему-то таинственному, полудоступному, неизвестному, а причиной этому, вероятнее всего, любопытство. В российский кинематограф можно и хочется верить, поскольку у нас есть и хорошие актеры, и талантливые режиссеры, и умелые сценаристы и монтажеры. Проблема, как нам кажется, кроется в том, что либо при создании картин про отечественную полицию не приглашают опытных консультантов, которые имеют опыт работы в территориальных органах МВД России на районном уровне, либо приглашают специалистов, которые курс государственной службы в ОВД изучали по западным сериалам. Кроме всего прочего, не стоит отечественным режиссерам стремиться сделать «Твин Пике» или «Настоящий детектив», существует большая плеяда жанров, которая не менее интереса российскому зрителю и не требует (или требует весьма скромных) познаний относительно системы ОВД России и правоохранительных органов вообще. Примером тому сериал «Триггер», который, скорее, относится к категории психологических триллеров, нежели к детективным сериалам. Почему бы не сделать добротный комедийный сериал, ведь большая часть существующих ситко-мов вызывает больше грусти, чем смеха. Короче говоря, поле непаханое. Другая проблема может быть в том, что львиная доля кинокомпаний или продюсеров «за-

БС^СЕв

ворачивают» смелые и интересные проекты, которые могут не принести планируемой выручки. Но что тут скажешь? Скупой платит дважды. Кто знает, может быть, оценки изученных в настоящей статье работ искусственно завышены?.. «Это уже не тема». Но самое печальное, что не веришь в то, что смотришь, когда понимаешь, что сценарист не сделал никаких усилий, чтобы разобраться в структуре полиции, что создает впечатление халтурности всей работы.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СПС «Гарант: образование» (дата обращения 06.03.2023).

2. Уголовно-процессуальный кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (УПК РФ) (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант: образование» (дата обращения 06.03.2022).

3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант: образование» (дата обращения 06.03.2022).

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант: образование» (дата обращения 06.03.2022).

5. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. № 47 «Об утверждении формы ордера» // СПС «Гарант: образование» (дата обращения 06.03.2022).

6. Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 // СПС «Гарант: образование» (дата обращения 06.03.2022).

7. Порядок прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 // СПС «Гарант: образование» (дата обращения 06.03.2022).

8. URL: https://www.kinopoisk.ru/series/838050/ (дата обращения 06.03.2022).

9. URL: https://www.kinopoisk.ru/series/1224067/ (дата обращения 06.03.2022).

10. URL: https://www.youtube.com/watch?v=KX-N8hmpRQE (дата обращения 06.03.2022).

11. "ШиШрвУ/мвд.рф/ (дата обращения 06.03.2022).

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popularvote onDecember 12, 1993) (withamendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) II LRS «Garant: education» (accessed 06.03.2023).

2. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation of December 18, 2001. No. 174-FZ (Code of Criminal Procedure of the Russian Federation) (with amendments and additions)//LRS «Garant: education» (accessed 06.03.2022).

3. Federal Law No. 342-FZ of November 30, 2011 «On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» (with Amendments and additions) II LRS «Garant: education» (accessed 06.03.2022).

4. Federal Law of February 7, 2011 No. 3-FZ «On the Police» (with amendments and additions) II LRS «Garant: education» (date of appeal 06.03.2022).

5. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation dated April 10, 2013 No. 47 «On approval of the warrant form» II LRS «Garant: education» (date of appeal 06.03.2022).

6. The procedure for conducting an internal audit in the bodies, organizations and divisions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, approved by the Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 26, 2013 No. 161II LRS «Garant: education» (date of application 03/06/2022).

7. The procedure for service in the internal affairs of the Russian Federation, approved by the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from February 1, 2018 No. 50 II LRS «Garant: education» (accessed 06.03.2022).

8. URL: https://www.kinopoisk.ru/series/838050 / (accessed 06.03.2022).

9. URL: https://www.kinopoisk.ru/series/1224067 / (accessed 06.03.2022).

10. URL: https://www.youtube.com/watch?v=KX-N8hmpRQE (accessed 03/06/2022).

11. URL: Ьйр5://мвд.рф / (accessed 06.03.2022).

Информация об авторе

А. А. Кочкин - преподаватель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России.

Information about the author A. A. Kochkin - Lecturer at the Department of Constitutional and Administrative Law of the Krasnodar University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia.

Статья поступила в редакцию 13.10.2023; одобрена после рецензирования 04.12.2023; принята к публикации 01.02.2024.

The article was submitted 13.10.2023; approved afterreviewing 04.12.2023; accepted forpublication 01.02.2024.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.