Научная статья на тему 'НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ВОИНСКОГО ИЛИ СПЕЦИАЛЬНОГО ЗВАНИЯ'

НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ВОИНСКОГО ИЛИ СПЕЦИАЛЬНОГО ЗВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
240
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ / ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА / ВОССТАНОВЛЕНИЕ В ЗВАНИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусева Екатерина Алексеевна

В статье анализируется лишение специального, воинского звания как дополнительное уголовное наказание, применяемое по усмотрению суда за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления. Поднимается вопрос о целесообразности сохранения данного вида наказания, рассматривается позиция о его несоответствии современной системе целей уголовного наказания. Отмечается совокупность правоограничений, налагаемых на осужденных к данному виду наказания, что подтверждается также позицией Конституционного суда Российской Федерации, согласно которой прекращение выплаты лицу, лишенному по приговору суда воинского или специального звания, ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет, фактически становится дополнительным наказанием, не предусмотренным уголовным законом, что посягает на социальные права человека. Проанализирована позиция о возможности восстановления осужденного в воинском, специальном звании, что ранее было возможно с учетом соблюдения условий погашения или снятия судимости и наличия положительной характеристики лица. Намечены пути совершенствования данного вида наказания. Предложено регламентировать порядок его применения, ограничив круг преступлений, за которые может быть назначено лишение специального, воинского звания, в частности, за преступления против государственной власти, против военной службы, против мира и безопасности человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPOSITION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF DEPRIVATION OF MILITARY OR SPECIAL RANK

The article analyzes the deprivation of a special, military rank as an additional criminal punishment applied at the discretion of the court for committing a grave and especially grave crime. The question is raised about the expediency of preserving this type of punishment, the position on its inconsistency with the modern system of goals of criminal punishment is considered. A set of legal restrictions imposed on those sentenced to this type of punishment is noted, which is also confirmed by the position of the Constitutional Court of the Russian Federation, according to which the termination of payment to a person deprived of a military or special rank by a court decision, previously assigned to him a pension for long service, actually becomes an additional punishment not provided for criminal law that infringes on social human rights. The position on the possibility of reinstating a convict in a military, special rank is analyzed, which was previously possible, taking into account the observance of the conditions for the repayment or removal of a criminal record and the presence of a positive characterization of the person. The author outlines ways to improve this type of punishment. It is proposed to regulate the procedure for its application, limiting the range of crimes for which deprivation of a special, military rank can be imposed, in particular for crimes against state power, against military service, against the peace and security of mankind.

Текст научной работы на тему «НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ВОИНСКОГО ИЛИ СПЕЦИАЛЬНОГО ЗВАНИЯ»

Назначение наказания в виде лишения воинского или специального звания Imposition of punishment in the form of deprivation of military or special rank

Гусева Екатерина Алексеевна

Студентка, Саратовская государственная юридическая академия

Россия, Саратов e-mail: timka.gren2004@gmail.com

Guseva Ekaterina Aleekseevna

Student, Saratov State Law Academy Russia, Saratov e-mail: timka.gren2004@gmail.com

Аннотация.

В статье анализируется лишение специального, воинского звания как дополнительное уголовное наказание, применяемое по усмотрению суда за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления. Поднимается вопрос о целесообразности сохранения данного вида наказания, рассматривается позиция о его несоответствии современной системе целей уголовного наказания. Отмечается совокупность правоограничений, налагаемых на осужденных к данному виду наказания, что подтверждается также позицией Конституционного суда Российской Федерации, согласно которой прекращение выплаты лицу, лишенному по приговору суда воинского или специального звания, ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет, фактически становится дополнительным наказанием, не предусмотренным уголовным законом, что посягает на социальные права человека. Проанализирована позиция о возможности восстановления осужденного в воинском, специальном звании, что ранее было возможно с учетом соблюдения условий погашения или снятия судимости и наличия положительной характеристики лица. Намечены пути совершенствования данного вида наказания. Предложено регламентировать порядок его применения, ограничив круг преступлений, за которые может быть назначено лишение специального, воинского звания, в частности, за преступления против государственной власти, против военной службы, против мира и безопасности человечества.

Annotation.

The article analyzes the deprivation of a special, military rank as an additional criminal punishment applied at the discretion of the court for committing a grave and especially grave crime. The question is raised about the expediency of preserving this type of punishment, the position on its inconsistency with the modern system of goals of criminal punishment is considered. A set of legal restrictions imposed on those sentenced to this type of punishment is noted, which is also confirmed by the position of the Constitutional Court of the Russian Federation, according to which the termination of payment to a person deprived of a military or special rank by a court decision, previously assigned to him a pension for long service, actually becomes an additional punishment not provided for criminal law that infringes on social human rights. The position on the possibility of reinstating a convict in a military, special rank is analyzed, which was previously possible, taking into account the observance of the conditions for the repayment or removal of a criminal record and the presence of a positive characterization of the person. The author outlines ways to improve this type of punishment. It is proposed to regulate the procedure for its application, limiting the range of crimes for which deprivation of a special, military rank can be imposed, in particular for crimes against state power, against military service, against the peace and security of mankind.

Ключевые слова: преступление, цели наказания, дополнительное наказание, принцип гуманизма, восстановление в звании.

Key words: crime, goals of punishment, additional punishment, principle of humanism, reinstatement in rank.

Совершение преступления влечет за собой уголовную ответственность, которая «представляет собой реакцию государства на совершенное противоправное деяние» [7, с. 91], в формы реализации которых может входить назначение основного и (или) дополнительного наказания.

Сегодня система наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации [1] (далее -УК РФ), имеет достаточно четкое разделение по видам уголовно-правовых наказаний, основаниями которых выступают правовые последствия, наступающие для осужденного. Так, ряд наказаний имеет имущественные последствия (штраф, исправительные работы, принудительные работы). Другая группа накладывает различные

ограничения степени личной свободы и правового статуса (ограничение по военной службе, ограничение свободы). Наконец, третья группа наказаний предусматривает полную изоляцию от общества с отбыванием наказания в специальных исправительных учреждениях.

Кроме этого, некоторые виды наказаний имеют смешанный характер, объединяя, например, имущественные и ограничивающие свободу санкции; имущественные и ограничивающие правовой статус санкции; имущественные и лишающие свободы санкции и т.д.

Особой спецификой обладает такой вид наказания, как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (п. «в» ст. 44 УК РФ, ст. 48 УК РФ). В настоящей статье будет рассмотрена специфика применения наказания в виде лишения специального и воинского звания, что обусловлено большей ориентированностью данных наказаний на практику, а также проблемами в вопросе целесообразности их сохранения и дальнейшего изменения в рамках требований современной уголовно-правовой реальности. Отличительными чертами указанной санкции являются следующие особенности:

- во-первых, лишение звания может применяться только в качестве дополнительного вида наказания. Это означает, что суд не вправе назначить осужденному только наказание в виде лишения воинского и (или) специального звания, ограничившись таким решением. Лишение воинского звания усиливает наказание, заставляя осужденного претерпевать дополнительные неблагоприятные последствия от совершения преступления;

- во-вторых, данный вид наказания применяется только к специальным субъектам преступлений: военнослужащим, сотрудникам полиции и иных государственных органов, где предусмотрены специальные и (или) воинские звания. Такие особенности прохождения федеральной государственной службы предусмотрены, в частности, в Вооруженных силах Российской Федерации, в органах внутренних дел, в таможенных органах, в Федеральной службе судебных приставов, в Федеральной службе войск национальной гвардии и в других структурах;

- в-третьих, лишение воинского и специального звания производится только за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, на что обращено внимание в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. № 58 (ред. от 18 декабря 2018 г.) «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» [6];

- в-четвертых, данный вид санкции не является обязательным и назначается на усмотрение суда.

Правовые последствия лишения специального или воинского звания заключаются в следующем.

Во-первых, в невозможности продолжать военную службу или проходить государственную службу

иного вида в случае лишения звания. Необходимо отметить, что в большинстве случаев поступление на государственную службу невозможно в случае наличия даже снятой или погашенной судимости, однако данные ограничения не распространяются на военную службу.

Так, согласно ст. 34 федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 (ред. от 24 сентября 2022 г.) «О воинской обязанности и военной службе» [2] (далее - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»), контракт о прохождении военной службы не заключается с гражданами, имеющими неснятую и непогашенную судимость. Соответственно, в случае устранения данного последствия осуждения, гражданин может быть принят на одну из должностей военной службы. Однако лишение воинского звания делает невозможным дальнейшее прохождение службы в Вооруженных Силах, исходя из того, что каждый военнослужащий имеет воинское звание, соответствующее воинской должности.

Во-вторых, лишение воинского звания становится основанием для прекращения выплаты государственной пенсии, назначенной уволенному в запас военнослужащему по выслуге лет или по болезни

(инвалидности).

В-третьих, военнослужащий или сотрудник иного государственного органа, лишенный воинского и (или) специального звания, лишается и доступа к социальным льготам и гарантиям, предусмотренным для лиц данной категории в силу вышеуказанных причин, то есть в связи с утратой соответствующего статуса, неотъемлемым элементом которого является воинское или специальное звание.

В науке ведется дискуссия о целесообразности применения и сохранения данного вида наказания, например, в аспекте целей наказания, результатом которых является как восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений, так и исправление осужденного, когда у происходят изменения «в формировании нового социально адаптированного образа жизнедеятельности» [8, с. 280].

Так, например, Г.П. Новоселов считает, что лишение специального и (или) воинского звания не приводит к достижению целей наказания. Автор отмечает, что целью именно этого наказания является лишение осужденного определенного статуса, который ранее принадлежал этому лицу в качестве признания его заслуг перед государством. При этом фактически именно судья решает, сохранять осужденному звание или нет, тогда как в законе каких-либо оснований для принятия такого решения не предусмотрено, за исключением категории преступления [10, с. 73].

Также можно отметить, что назначение исследуемого вида наказания (правовое последствие его исполения и отбывания) «нарушает принцип соразмерности тяжести деяния» и ответственности за него [9, с. 428].

Так, например, Д.С. Чукин затрагивает и такой важный вопрос, как возможность восстановить утраченное по приговору суда воинское звание [11, с. 89]. При этом автор констатирует, что до внесения поправок в законодательство о воинской службе в 2018 году осужденный военнослужащий мог рассчитывать на государственное прощение в виде восстановления в прежнем воинском звании. Порядок восстановления определялся следующим образом:

1) у осужденного должна быль снята или погашена судимость (в том числе посредством отбытия наказания);

2) после погашения судимости осужденному предоставлялось право обратиться с соответствующим ходатайством к должностному лицу, уполномоченному на присвоение воинского звания, которого военнослужащий был лишен;

3) при наличии положительного отзыва органа внутренних дел и решения комиссии военного комиссариата, гражданин мог быть восстановлен в воинском звании приказом уполномоченного должностного лица.

Однако с принятием федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 551-ФЗ «О внесении изменения в статью 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»» [3], возможность восстановить воинское звание для бывших военнослужащих, лишенных звания по приговору суда, была фактически полностью исключена. Новая редакция федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» более не предусматривает реализации права на прощение лица, ранее проходившего военную службу в соответствующем воинском звании. В обновленной ст. 48 указанного выше федерального закона речь идет только о восстановлении звания в случае реабилитации, а также при изменении приговора суда или отмене судебного решения.

Интересно отметить, что в пояснительной записке к законопроекту, которым предполагалось внести изменения в федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», лишение воинского звания

определялось как «позорящее», «карательное», «умаляющее прошлые заслуги, честь и достоинство», то есть фактически авторы законопроекта и сами указывали на глубоко негативную сущность данного наказания. Тем не менее, именно в этом проекте федерального закона была заложена идея о лишении военнослужащего возможности восстановить звание при отсутствии реабилитирующих обстоятельств. Тем самым утверждался бессрочный характер такого наказания [4].

При этом ранее Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал свою позицию по данному вопросу, которая сводилась к тому, что прекращение выплаты лицу, лишенному по приговору суда воинского и (или) специального звания, ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет, фактически становится дополнительным наказанием, не предусмотренным уголовным законом, что посягает на социальные права человека [5]. Тем не менее, Конституционный Суд Российской Федерации указанные нормы закона не признал противоречащими Конституции.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что действующие редакции уголовного закона и федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 (ред. от 24 сентября 2022 г.) «О воинской обязанности и военной службе» заслуживают критического подхода по следующим основаниям.

Во-первых, законодатель не ограничил круг преступлений, за совершение которых возможно лишение воинского и специального звания, указав лишь категорию данных деяний - тяжкие и особо тяжкие преступления. Сегодня даже за неосторожное преступление, отнесенное к категории тяжкого, военнослужащий может быть лишен воинского звания.

Между тем, как представляется, учитывая специфику государственной службы, лишение звания следует производить за преступления, которые посягают на государственные институты: государственную власть, порядок управления, военную службу, а также на институты общемировых ценностей, таких как мир и безопасность человечества.

Во-вторых, сегодня военнослужащий лишен шанса на восстановление воинского звания по нереабилитирующим обстоятельствам. Тем самым произошло ущемление прав граждан данной категории, декларирован отказ от государственного прощения бывших военнослужащих, что противоречит принципам гуманизма и справедливости.

Мы считаем, что наказание в виде лишения воинского и (или) специального звания должно назначаться, во-первых, только за определенные виды преступлений (в частности, за коррупционные преступления, а также деяния, предусмотренные разделами X-XII УК РФ). Во-вторых, более справедливым видится назначение подобного наказания только действующим сотрудникам и военнослужащим.

Список используемой литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 29 декабря 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954; 2023. № 1 (часть I). Ст. 33.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 (ред. от 24 сентября 2022 г.) «О воинской обязанности и военной службе» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 13. Ст. 1475; 2022. № 39. Ст. 6540.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 551-ФЗ «О внесении изменения в статью 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 53 (часть I). Ст. 8477.

4. Пояснительная записка к проекту федерального закона № 581478-7 «О внесении изменения в статью 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» [Электронный ресурс] // Система обеспечения законодательной деятельности. URL.: https://sozd.duma. gov.ru

5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г № 184-О // Вестник Конституционного Суда Рос. Федерации. 2005. № 5.

6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. № 58 (ред. от 18 декабря 2018 г.) «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» // Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации. 2016. № 2; 2019. № 2.

7. Иваненкова, А. Ю. О понятии уголовной ответственности несовершеннолетних / А. Ю. Иваненкова, О. Ю. Красовская // Современный взгляд на науку и образование: Сборник научных статей. Москва: Издательство «Перо», 2021. С. 90-92.

8. Красовская, О. Ю. Исправление как основание освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия / О. Ю. Красовская, К. С. Рысева // Мировая и российская наука: области развития и инноваций: Сборник научных статей / Научный редактор Р.Ю. Самхарадзе. Том Часть II. Москва: Издательство «Перо», 2020. С. 279-281.

9. Красовская О. Ю. Ответственность юридических лиц как способ противодействия организованной преступности / О. Ю. Красовская, О. В. Кибиткина // Теория и практика расследования преступлений: Материалы Х Международной научно-практической конференции, Краснодар, 14 апреля 2022 года / Редколлегия: Э.С. Данильян, И.Г. Башинская, М.Ю. Лакомская [и др.]. Краснодар: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2022. С. 426-428.

10. Новоселов Г.П. Виды наказания: их система и подсистемы // Российский юридический журнал. 2019. № 5. С. 71-81.

11. Чукин Д.С. К вопросу о необходимости изменения законодательства, регулирующего порядок восстановления в воинском звании гражданина, лишенного звания по приговору суда // Право в Вооруженных Силах. 2019. № 3. С. 87-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.