Научная специальность
12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» УДК 343.1
DOI https://doi.org/10.26516/2071-8136.2020.4.67
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОИНСКИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ*
© Закомолдин Р. В., 2020
Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, Россия
Представлен анализ проблем законодательной регламентации и практики применения специальных воинских видов уголовного наказания по действующему военно-уголовному законодательству Российской Федерации. Пристальное внимание уделено таким видам воинских уголовных наказаний, как лишение воинских званий, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части и арест с содержанием на гауптвахте. Сформулировано определение понятия «специальные воинские уголовные наказания». Приведена классификация данных наказаний на виды по различным основаниям. Проанализированы недостатки положений уголовного закона относительно воинских уголовных наказаний, а также судебная практика назначения данных видов уголовного наказания осужденным военнослужащим. Кроме того, сформулированы предложения по внесению изменений и дополнений в действующее военно-уголовное законодательство, а также в судебную практику его применения, направленные на сохранение данных видов уголовного наказания, расширение практики их применения и повышение их эффективности. Указывается на необходимость выявления причин неприменения отдельных видов воинских уголовных наказаний и их устранения. Подвергнуты критике предложения, направленные на исключение из Уголовного кодекса РФ специальных воинских видов уголовного наказания, поскольку такая тенденция исключает провозглашенное многообразие видов уголовного наказания, не позволяет учитывать специальный статус субъектов уголовной ответственности, что исключает индивидуализацию и дифференциацию уголовной ответственности и уголовного наказания военнослужащих. Позиция автора подкреплена анализом мнений ученых, практического материала, законопроектной деятельности.
Ключевые слова: военно-уголовное законодательство, уголовная ответственность военнослужащих, специальные виды уголовного наказания, воинские уголовные наказания, лишение воинского звания, ограничение по военной службе, арест с содержанием на гауптвахте, содержание в дисциплинарной воинской части.
Поскольку специальные воинские уголовные наказания являются традиционными для отечественного уголовного права [11; 12], мы занимаемся анализом данного уголовно-правового института с целью повышения эффективности его доктринально-го обоснования, законодательной регламентации и практического применения [5-8].
УК РФ в предусмотренном в ст. 44 перечне видов уголовных наказаний также содержит группу специальных воинских видов уголовных наказаний, которые адресованы военнослужащим и представляют собой подсистему. К таким наказаниям, в частности, относятся лишение воинского звания (ст. 48 УК РФ), ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ), арест с отбыванием на гауптвахте (ч. 3 ст. 54 УК РФ) и содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ). Данный подход воспринят и в современной доктрине уголовного права [16, с. 41].
* Статья выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 20-011-00141 А «Уголовно-правовое воздействие как реакция государства на преступления и преступность и его роль в обеспечении национальной безопасности России».
Специальные воинские уголовные наказания есть меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда военнослужащим, признанным виновными в совершении преступлений, и заключающиеся в предусмотренных УК РФ изъятиях и ограничениях прав и свобод военнослужащих в специфических условиях прохождения военной службы либо в полном лишении статуса военнослужащего с потерей связанных с ним преимуществ.
Воинские уголовные наказания с учетом их природы целесообразно подразделять на относительно воинские, которые могут применяться и к иным категориям осужденных, но при применении их к военнослужащим имеют определенную специфику (арест; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград), и абсолютно воинские, применение которых адресовано исключительно военнослужащим (ограничение по военной службе; содержание в дисциплинарной воинской части) [13, с. 278].
В связи с реализацией специальной цели воинских уголовных наказаний - воинского воспитания, данные наказания уместно подраз-
делять: на связанные с ограничением статуса военнослужащего (арест с отбыванием на гауптвахте, содержание в дисциплинарной воинской части, ограничение по военной службе), при применении которых военнослужащие не утрачивают своего статуса, остаются членами воинского коллектива и продолжают проходить военную службу; связанные с лишением специального статуса военнослужащего (лишение воинского звания), при применении которых военнослужащие увольняются с военной службы и утрачивают статус военнослужащего.
В зависимости от срока специальные воинские наказания уместно также подразделять на срочные, которые имеют законодательное измерение и назначаются на определенный срок (содержание в дисциплинарной воинской части, арест с отбытием на гауптвахте, ограничение по военной службе), и бессрочные, которые не имеют определенного срока измерения и назначаются без его указания (лишение воинского звания).
Положения УК РФ о специальных воинских видах уголовного наказания требуют пристального внимания и значительного реформирования в целях сохранения данных видов уголовного наказания и их эффективного применения.
Прежде всего, как мы уже неоднократно отмечали, уместно нормативное обособление данной группы уголовных наказаний посредством выделения в Общей части УК РФ отдельной нормы, которая содержала бы их перечень [5-8]. Данная норма стала бы неотъемлемой частью совокупности норм, регламентирующих уголовную ответственность военнослужащих, условно именуемой военно-уголовным законодательством [2, с. 8-23]. Отчасти такая идея имеет место в предлагаемых научных проектах УК РФ [10, с. 88].
Лишение воинского звания. Воинское звание целесообразно рассматривать в широком и в узком смысле. В широком - как принадлежность к категории военнослужащих, подтверждение наличия специального статуса военнослужащего. Например, Казанский гарнизонный военный суд в обоснование решения о лишении военнослужащего воинского звания указал, что подсудимый фактом совершения инкриминируемого ему деяния «дискредитировал высокое звание военнослужащего»1. В узком - как конкретное положение в воинской иерархии, достижение военнослужащего в военно-служебной карьере при прохождении военной службы.
В соответствии с требованиями воинского законодательства (подп. «д» п. 1 ст. 51 Федераль-
1 См.: Приговор Казанского гарнизонного военного суда № 1-1/2019 от 25.01.2019 по уголовному делу № 1-1/2019 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 25.09.2019).
ного закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»2, п. 27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237) в случае лишения военнослужащего воинского звания он подлежит безусловному увольнению с военной службы. Соответственно, при назначении судом наказания в виде лишения воинского звания осужденный лишается статуса военнослужащего, что исключает возможность дальнейшего прохождения им военной службы. Полагаем, что именно это положение отрицательно влияет на практику применения судами данного вида уголовного наказания. В данном случае речь идет о лишении военнослужащих воинского звания в широком смысле, т. е. когда военнослужащий лишается звания военнослужащего как такового, соответствующего правового статуса и всех связанных с ним привилегий, благ и возможностей. Многие авторы справедливо акцентируют, что суть данного вида наказания сводится именно к лишению военнослужащего воинского звания, а не к снижению воинского звания [3, с. 154; 9, с. 146].
В связи с этим предлагаем дополнить УК РФ еще одним видом дополнительного специального воинского наказания - снижением (или понижением) в воинском звании [1, с. 90], суть которого должна сводиться к лишению осужденного военнослужащего того очередного воинского звания, которое имеется у него на момент вынесения приговора, и сохранению за ним статуса военнослужащего и возможности продолжить прохождение военной службы в воинском звании, предшествующем лишенному. То есть данный вид наказания учитывал бы воинское звание в его узком (конкретном) смысле как положение военнослужащего в воинской иерархии на момент совершения преступления и вынесения приговора. В этом случае военнослужащий будет лишаться тех благ и привилегий, которые связаны с конкретным воинским званием. Для данного наказания целесообразно предусмотреть возможность его назначения за совершение преступлений любой категории тяжести, исходя из характеристики личности осужденного военнослужащего.
При этом наказание в виде лишения воинского звания будет отождествляться именно с лишением осужденного статуса военнослужащего и увольнением его с военной службы, т. е. являться более строгим наказанием в сравнении с понижением в воинском звании и с большим потенциалом уголовно-правового воздействия.
2 О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Собр. законодательства РФ. 1998. № 13, ст. 1475.
Кроме того, снижение в воинском звании можно будет назначать в качестве дополнительного вида наказания к основным воинским видам наказания. В настоящее время сочетание основных воинских видов наказания с лишением воинского звания невозможно.
Ограничение по военной службе. Данный вид уголовного наказания предусмотрен в качестве специального далеко не во всех санкциях статей гл. 33 УК РФ. В связи с чем необходимо расширить сферу его применения в санкциях статей данной главы, что будет способствовать дифференциации уголовно-правового воздействия в отношении военнослужащих и соответствовать уже устоявшейся логической цепочке «специальный субъект ответственности - специальные составы преступлений - специальные виды уголовного наказания» [4, с. 253].
Закрепленное в УК РФ положение о том, что ограничение по военной службе применительно к военнослужащим является альтернативой уголовному наказанию в виде исправительных работ, имеет ряд недостатков, требующих решения.
Во-первых, в ч. 1 ст. 51 УК РФ предусмотрено, что ограничение по военной службе назначается вместо исправительных работ, т. е. речь не идет о назначении в порядке замены. В случае совершения военнослужащим общеуголовного преступления суду не следует сначала назначать виновному наказание в виде исправительных работ, а затем производить его замену на наказание в виде ограничения по военной службе [3, с. 96]. Судам в таких случаях следует сразу в порядке ч. 1 ст. 51 УК РФ назначать наказание в виде ограничения по военной службе в пределах срока и размера, предусмотренных в санкции статьи для исправительных работ.
Предусмотренная в ч. 1 ст. 51 УК РФ формулировка означает, что назначение уголовного наказания в виде исправительных работ в отношении военнослужащих исключено. Соответственно, об этом необходимо сделать оговорку в ч. 5 ст. 50 УК РФ. Такое решение, в частности, неоднократно предлагалось авторами законопроекта № 130883-3 от 19 сентября 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» (п. 2 ст. 1), однако данный законопроект не был принят и в итоге был отозван1.
Во-вторых, законодатель, тем не менее, закрепляет как разные сроки этих наказаний: при исправительных работах - от двух месяцев до двух лет, а при ограничении по военной службе - от трех месяцев до двух лет, так и разные размеры денежных удержаний, применяемых
1 См.: Электронная регистрационная карта на законопроект № 130883-3 от 19.09.2001 «О внесении изменений и дополнений в УК РФ». URL:http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(printzp)?OpenAg еп1&КК=130883-3&123 (дата обращения: 08.12.2019).
в рамках данных наказаний: при исправительных работах - от 5 до 20 %, при ограничении по военной службе - до 20 %. Очевидно, что такой подход создает трудности при назначении одного из этих наказаний вместо другого и ставит в неравное положение осужденных военнослужащих и гражданских лиц. Наиболее целесообразным в связи с этим представляется уравнять данные наказания в сторону закрепления максимально низких пределов сроков и размеров удержаний. В частности, в ч. 1 ст. 51 УК РФ закрепить срок от двух месяцев до двух лет, а в ч. 3 ст. 50 УК РФ предусмотреть размер удержаний из заработной платы не свыше 20 %.
УК РФ не предусматривает возможности замены ограничения по военной службе более строгим видом наказания в случае злостного уклонения осужденного военнослужащего от отбывания этого наказания. Полагаем, что это является упущением законодателя и данный пробел нуждается в восполнении. Соответственно, в ст. 51 УК РФ следует предусмотреть в случае злостного уклонения возможность замены данного наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы за три дня ограничения по военной службе.
Арест с отбыванием на гауптвахте. Отдельные авторы считают арест однозначно «лишним» видом уголовного наказания, отмечая его нецелесообразность и то, что он конкурирует с краткосрочным лишением свободы, и правоприменитель успешно обходится последним [15; 17, с. 132; 18, с. 31]. В этой связи в предлагаемых учеными проектах УК РФ данный вид уголовного наказания, в том числе и как специального воинского, отсутствует [10, с. 88; 18, с. 64-72]. Полагаем, что такой подход весьма сомнителен и противоречит природе и значению данного вида наказания, в том числе и как специального воинского. Не следует забывать, что изначально арест вводился в систему наказаний не как альтернатива краткосрочному лишению свободы, а как предшествующий ему вид. Однако, опустив нижний предел лишения свободы ниже шести месяцев, законодатель свел эту идею к нулю.
Ранее в ч. 4 ст. 50 УК РФ была предусмотрена возможность замены исправительных работ арестом в случае злостного уклонения от их отбывания. Исходя из того, что ограничение по военной службе рассматривается законодателем как альтернатива исправительным работам, уместно было бы по аналогии с прежней редакцией ч. 4 ст. 50 УК РФ (которую, кстати, также следовало бы вернуть в прежний вид) предусмотреть возможность замены ограничения по военной службе арестом из расчета один день ареста за два дня ограничения по военной службе.
В соответствии с ч. 1 ст. 73 УК РФ арест с отбыванием на гауптвахте не может быть назначен военнослужащему условно. Логика законодателя такова, что это и без того краткосрочное наказание небольшой степени уголовно-правовой репрессии, которое нецелесообразно назначать условно [19, с. 480]. Однако, такое решение законодателя весьма спорно, поскольку арест предусмотрен за преступления небольшой и средней тяжести и было бы разумно именно в таких случаях предусмотреть возможность условного осуждения [14, с. 112-114].
Содержание в дисциплинарной воинской части. Следует согласиться, что действующая формулировка ч. 1 ст. 55 УК РФ относительно категорий военнослужащих, к которым применяется данное наказание, устарела и не соответствует положениям действующего воинского законодательства, касающимся порядка комплектования армии и оснований прохождения военной службы (ч. 1, 3 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»1 и др.) [19, с. 522]. Полагаем, законодатель должен сформулировать круг субъектов этого наказания как «военнослужащие, проходящие военную службу на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили срок, равный установленному законом сроку службы по призыву».
Целесообразно законодательно расширить присутствие данного наказания в санкциях статей о преступлениях против военной службы (в частности, ч. 2 ст. 332, ч. 2 ст. 335, ч. 2 и 4 ст. 337 УК РФ). В остальных случаях суды могут рассматривать вопрос о назначении военнослужащим данного вида наказания индивидуально в порядке замены лишения свободы.
В случае замены содержанием в дисциплинарной воинской части наказания в виде лишения свободы возникает несоответствие нижних пределов данных наказаний: применительно к лишению свободы - это 2 месяца, а к содержанию в дисциплинарной воинской части - 3 месяца. Многие авторы отмечают такую несогласованность, однако уклоняются от рекомендаций по решению этой проблемы в судебной практике [16, с. 84; 19, с. 512]. Полагаем, что слова законодателя в ч. 1 ст. 55 УК РФ «на тот же срок» дают судам право назначать содержание в дисциплинарной воинской части в порядке замены лишения свободы на срок от двух месяцев. В целом же в законе целесообразно снизить нижний предел общего срока содержания в дисциплинарной воинской части до двух месяцев.
1 О статусе военнослужащих : федер. закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // Собр. законодательства РФ. 1988. № 22. .Ст. 2331.
Возможно назначение данного вида наказания за тяжкое и особо тяжкое преступление в порядке замены лишения свободы, поскольку никаких ограничений относительно категорий преступлений в ст. 55 УК РФ не предусмотрено. В этой связи следует поддержать предложение о необходимости включения в ст. 55 УК РФ запрета назначения военнослужащим данного вида наказания за совершение особо тяжких преступлений [16, с. 91].
В целом мы категорически не согласны с тенденцией на исключение воинских уголовных наказаний из действующего уголовного законодательства. Вместо выявления причин неприменения отдельных видов уголовного наказания и попыток их устранения, принимается курс на устранение самих уголовных наказаний. Такая политика исключает провозглашенное многообразие видов уголовного наказания, а применительно к военнослужащим не позволяет учитывать специфику их статуса, что в целом отнюдь не способствует индивидуализации и дифференциации уголовной ответственности и уголовного наказания военнослужащих. Ш
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бражник Ф. С. К вопросу о военно-уголовном праве // Российский военно-правовой сборник. 2004. № 1. С. 90-94.
2. Военно-уголовное законодательство Российской Федерации : науч.-практ. комментарий / под общ. ред. Н. А. Пе-тухова. М. : За права военнослужащих, 2004. 304 с.
3. Военно-уголовное право: история, теория, современные проблемы и методология исследования / Я. Н. Ермоло-вич [и др.] ; под ред. О. А. Тюрина. М. : За права военнослужащих, 2010. 448 с.
4. Ермолович Я. Н. Дифференциация уголовной ответственности военнослужащих : монография. М. : Юрлитин-форм, 2014. 288 с.
5. Закомолдин Р. В. Актуальные проблемы назначения и исполнения специальных воинских видов уголовного наказания // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов СЮИ ФСИН России. Самара : Изд. СЮИ ФСИН России, 2019. Вып. 7, ч. 1. С. 92-94.
6. Закомолдин Р. В. Проблемы законодательной регламентации и практики применения специальных воинских уголовных наказаний // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5, № 2. С. 50-56.
7. Закомолдин Р. В. Проблемы регламентации и применения к военнослужащим уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке : материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. М. : РГ-Пресс, 2019. С. 480-485.
8. Закомолдин Р.В. Проблемы законодательной регламентации и практики применения воинских уголовных наказаний // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2019. № 1(39). С. 14-19.
9. Изосимов С. В. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград как вид уголовного наказания. // Актуальные проблемы экономики и права. 2007. Т. 1, № 3. С. 143-152.
10. Малинин В. Б. Проект нового Уголовного кодекса Российской Федерации. Общая часть. Глава VIII. Уголовная ответственность и наказание. // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 2. С. 83-92.
11. Муфтиев Р. Г. Воинские наказания в русской армии в XVI - начале ХХ веков // Торговля, предпринимательство и право. 2010. № 3(5). С. 138-143.
12. Муфтиев Р. Г. Становление и развитие воинских наказаний в России. Уфа : УИ(ф) РГТЭУ, 2009. 40 с.
13. Новокшонов Д. В., Петухов Н. А. Понятие и характеристика преступления против военной службы // Совершенствование уголовного законодательства в современных условиях : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., 23-24 мая 2011 г. СПб., 2011. С. 268-278.
14. Поливцев А. В. Правовое регулирование применения ареста как вида уголовного наказания. Ростов-на-Дону, 2004. 177 с.
15. Рагулин А. В. К вопросу о необходимости сохранения ареста в числе видов уголовных наказаний, установленных в Российской Федерации // Евразийская адвокатура. 2017. № 1(26). С. 90-93.
16. Сивов В. В. Специальные виды уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим: уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты : монография. М. : Юрлитинформ, 2013. 192 с.
17. Степашин В.М. Арест как вид уголовного наказания // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2011. № 4(29). С. 130-134.
18. Уголовный кодекс Российской Федерации (научный проект) / Н. А. Лопашенко, Р. О. Долотов, Е. В. Кобзева, К. М. Хутов ; под ред. Н. А. Лопашенко. М. : Юрлитинформ, 2019. 320 с.
19. Энциклопедия уголовного права. В 35 т. Т. 8. Уголовная ответственность и наказание. СПб. : Изд. проф. Мали-нина - СПб ГКА, 2007. 722 с.
REFERENCES
1. Brazhnik F.S. K voprosu o voenno-ugolovnom prove [On the issue of military criminal law]. Rossijskij voenno-pravovoj sbornik [Russian military law collection], 2004, no. 1, pp. 90-94. (in Russian)
2. Voenno-ugolovnoe zakonodatelstvo Rossijskoj Federacii: Nauch-no-prakticheskij kommentarij [Military-criminal legislation of the Russian Federation: Scientific and practical commentary]. Ed. by N.A. Petuhov. Mosoow, Za prava voennosluzhashchih Publ., 2004, 304 p. (in Russian)
3. Ermolovich Ya.N et al. Voenno-ugolovnoe pravo: istoriya, teoriya, sovremennye problemy i metodologiya issledovaniya [Military criminal law: history, theory, modern problems and research methodology]. Ed. by Tyu-rin. Moscow, Za prava voennosluzhashchih Publ., 2010, 448 p. (in Russian)
4. Ermolovich Ya.N. Differenciaciya ugolovnoj otvetstvennosti voennosluzhashchih [Differentiation of criminal liability of military personnel: monograph]. Moscow, Yurlitinform Publ., 2014, 288 p. (in Russian)
5. Zakomoldin R.V. Aktualnye problemy naznacheniya i ispolneniya special'nyh voinskih vidov ugolovnogo nakazaniya [Actual problems of appointment and execution of special military types of criminal punishment]. Yuridicheskaya nauka i praktika [Legal science and practice], 2019, vol. 7, part 1, pp. 92-94 (in Russian)
6. Zakomoldin R.V. Problemy zakonodatelnoj reglamentacii i praktiki primeneniya specialnyh voinskih ugolovnyh nakazanij [Problems of legislative regulation and practice of applying special military criminal punishments]. Yuridicheskij vestnik Samarskogo universiteta [Legal Bulletin of Samara University], 2019, vol. 5, no. 2, pp. 50-56. (in Russian)
7. Zakomoldin R.V. Problemy reglamentacii i primeneniya k voennoslu-zhashchim ugolovnyh nakazanij, ne svyazannyh s izolyaciej ot obshchestva [Problems of regulating and applying criminal penalties to military personnel that are not related to isolation from society]. Ugolovnoepravo: strategiya razvitiya v XXI veke [Criminal law: development strategy in the 21th century: Proc. of the 16th Intern. Sci. and Pract. Conf.]. Moscow, RG-Press, 2019, pp. 480-485. (in Russian)
8. Zakomoldin R.V. Problemy zakonodatelnoj reglamentacii i praktiki primeneniya voinskih ugolovnyh nakazanij [Problems of legislative regulation and practice of application of military criminal punishments]. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: YUridicheskie nauki [Vector of science of Tolyatti state University. Series Legal Sciences], 2019, vol. 1(39), pp. 14-19 (in Russian)
9. Izosimov S.V. Lishenie specialnogo, voinskogo ili pochetnogo zvani-ya, klassnogo china i gosudarstvennyh nagrad kak vid ugolovnogo nakaza-niya [Deprivation of a special, military or honorary title, class rank and state awards as a type of criminal punishment]. Aktualnye problemy ekonomiki i prava [Current problems of Economics and law], 2007, vol. 1, no. 3, pp. 143-152. (in Russian)
10. Malinin V.B. Proekt novogo Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii. Obshchaya chast. Glava VIII. Ugolovnaya otvetstvennost i nakazanie [Draft of the new Criminal code of the Russian Federation. Common part. Chapter VIII. Criminal liability and punishment]. Zhurnalpravovyh i eko-nomicheskih issledovanij [Journal of legal and economic research], 2019, vol. 2, pp. 83-92. (in Russian)
11. Muftiev R.G. Voinskie nakazaniya v russkoj armii v XVI - nachale ХХ vekov [Military punishments in the Russian army in the 16th - early 20th
centuries]. Torgovlya, predprinimatelstvo iparvo [Trade, business and law], 2010, vol. 3(5), pp. 138-143. (in Russian)
12. Muftiev R.G. Stanovlenie i razvitie voinskih nakazanij v Rossii [Formation and development of military punishments in Russia]. Ufa, 2009, 40 p. (in Russian)
13. Novokshonov D.V., Petuhov N.A. Ponyatie i harakteristika prestu-pleniya protiv voennoj sluzhby [Concept and characteristics of crimes against military service]. Sovershenstvovanie ugolovnogo zakonodatelstva v sovremennyh usloviyah [Improvement of criminal legislation in modern conditions]. Proc. of the Intern. Sci. and Pract. Conf. St. Petersburg, 2011, pp. 268-278. (in Russian)
14. Polivcev A.V. Pravovoe regulirovanie primeneniya aresta kak vida ugolovnogo nakazaniya [Legal regulation of the use of arrest as a type of criminal punishment]. Rostov-na-Donu, 2004, 177 p. (in Russian)
15. Ragulin A.V. K voprosu o neobhodimosti sohraneniya aresta v chisle vidov ugolovnyh nakazanij, ustanovlennyh v Rossijskoj Federacii [On the need to preserve arrest among the types of criminal penalties established in the Russian Federation]. Evrazijskaya advokatura [Eurasian bar Association], 2017, vol. 1(26), pp. 90-93 (in Russian)
16. Sivov V.V. Specialnye vidy ugolovnyh nakazanij, primenyaemyh k voennosluzhashchim: ugolov no-pravo voj i ugolovno-ispolnitelnyj aspekty [Special types of criminal penalties applied to military personnel: criminal-legal and criminal-executive aspects]: monografiya. Moscow, Yurlitin-form Publ., 2013, 192 p. (in Russian)
17. Stepashin V.M. Arest kak vid ugolovnogo nakazaniya [Arrest as a type of criminal punishment]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo'" [Bulletin of Omsk University. Law Series], 2011. vol. 4(29), pp. 130-134 (in Russian)
18. Lopashenko N.A., Dolotov R.O., Kobzeva E.V., Hutov K.M. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii (nauchnyj proekt) [Criminal code of the Russian Federation (research project)]. Ed. by N.A. Lopashenko. Moscow, Yurlitinform Publ., 2019, 320 p. (in Russian)
19. Enciklopediya ugolovnogo prava. V 35 tomah. Tom 8. Ugolovnaya otvetstvennost i nakazanie [Encyclopedia of criminal law. In 35 vols. Vol. 8. Criminal liability and punishment]. St. Petersburg, Prof. Malinin Publ. -SPb GKA, 2007, 722 p. (in Russian)
Special Military Criminal Penalties: Status and Prospects
© Zakomoldin R. V., 2020
Presents an analysis of the problems of legislative regulation and practice of applying special military types of criminal punishment under the current military criminal legislation of the Russian Federation. Close attention is paid to such types of military criminal penalties as deprivation of military ranks, restriction on military service, detention in a disciplinary military unit and arrest with detention in the guardhouse. The definition of "special military criminal penalties"is formulated. The classification of these punishments into types on various grounds is given. The author analyzes the shortcomings of the provisions of the criminal law regarding military criminal penalties, as well as the judicial practice of assigning these types of criminal punishment to convicted military personnel. In addition, proposals for amendments and additions to the existing military criminal legislation and in court practice to preserve data types of criminal punishment, an increase in the practice of their application and increasing their effectiveness. It is pointed out that it is necessary to identify the reasons for the non-use of certain types of military criminal penalties and eliminate them. Proposals aimed at excluding special military types of criminal punishment from the Criminal code of the Russian Federation have been criticized, since this trend excludes the declared variety of types of criminal punishment, does not allow taking into account the special status of subjects of criminal responsibility, which excludes the individualization and differentiation of criminal responsibility and criminal punishment of military personnel. The author's position is supported by an analysis of the opinions of scientists, practical material, and legislative activities.
Keywords: military criminal legislation, criminal liability of military personnel, special types of criminal punishment, military criminal penalties, deprivation of military rank, restriction on military service, arrest with detention in the guardhouse, detention in a disciplinary military unit.
The article is prepared with the support of the Russian Fundamental Research Fund (RFRF), Project No. 20-011-00141 А «Criminal Legal Pressure as the Response of the State to Criminal Acts and Crime and its Role in the National Security of Russia».