Научная статья на тему 'К проблеме перевоспитания военнослужащих в дисциплинарных воинских частях Российской империи'

К проблеме перевоспитания военнослужащих в дисциплинарных воинских частях Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
254
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВОИНСКИЕ ЧАСТИ / АРЕСТАНТСКИЕ РОТЫ / ОСУЖДЕННЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ПЕРЕВОСПИТАНИЕ / НАКАЗАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / DISCIPLINARY MILITARY UNITS / ARRESTING COMPANIES / CONVICTED SERVICEMEN / RE-EDUCATION / PUNISHMENT OF MILITARY PERSONNEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронов Виталий Николаевич, Сливин Тимур Станиславович

В статье рассмотрена актуальная проблема перевоспитания военнослужащих в дисциплинарных частях в Российской империи как организованного и структурированного процесса. Изучено использование их потенциала для поддержания дисциплины и правопорядка среди личного состава. Определено, что к военнослужащим предусмотрено применение специальных видов уголовных наказаний, кроме того, допускается изъятие в применении отдельных наказаний к данной категории лиц. Авторами раскрывается порядок реализации наказания в виде лишения свободы в частях с воинской организацией в отношении военнослужащих, совершивших преступления. Указывается на то, что перевоспитание осужденных военнослужащих было направлено на повышение уровня их военной и строевой подготовки, принуждение их к выполнению требований военной присяги и воинских уставов. В качестве негативного момента перевоспитания осужденных военнослужащих указывается отсутствие специальной подготовки у штатных офицеров и нижних чинов дисциплинарных частей. В статье рассматривается порядок реализации наказания в виде лишения свободы в арестантских частях, а также дисциплинарных частях. Раскрыто понятие арестантских рот, их руководящий и личный состав, а также порядок содержания осужденных. Показаны особенности комплектования дисциплинарных частей как постоянным составом, так и переменным (осужденными), а также прохождения ими службы. Авторами отмечается, что в перевоспитании осужденных военнослужащих превалировала принудительная функция в ущерб нравственному воздействию. Авторы приходят к выводу о том, что дисциплинарные и штрафные части со строевой организацией в целом справляются с задачей перевоспитания осужденных военнослужащих, а опыт функционирования дисциплинарных частей царской армии был использован при создании военно-карательного аппарата Советской армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Воронов Виталий Николаевич, Сливин Тимур Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF RE-EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL IN DISCIPLINARY MILITARY UNITS OF THE RUSSIAN EMPIRE

The article deals with the actual problem of re-education of military personnel in disciplinary units in the Russian Empire as an organized and structured process. The use of their potential for maintaining discipline and law enforcement among personnel was studied. It is determined that the use of special types of criminal penalties is provided for military personnel, in addition, exceptions are allowed in the application of certain penalties to this category of persons. The author reveals the order of realization of punishment in the form of imprisonment in re-lations with the military organization in relation to the military personnel who have committed crimes. It is pointed out that the re-education of convicted servicemen was aimed at increasing the level of their military and drill training, forcing them to fulfill the requirements of the military oath and military regulations. As a negative aspect of the re-education of convicted servicemen, the lack of special training of regular officers and lower ranks of disciplinary units is indicated. The article deals with the procedure for the implementation of punishment in the form of im-prisonment in prison units, as well as disciplinary units. The concept of convict companies, their leadership and personnel, as well as the order of detention of convicts is revealed. The peculiarities of completing disciplinary units with both permanent and variable composition (convicts), as well as their service are shown. The author notes that in the re-education of convicted servicemen, forced functioning prevailed to the detriment of moral influence. The author comes to the conclusion that disciplinary and penal units with drill organization in General cope with the task of re-education of convicted servicemen, and the experience of functioning of disciplinary units of the tsarist army was used in the creation of the military punitive apparatus of the Soviet army.

Текст научной работы на тему «К проблеме перевоспитания военнослужащих в дисциплинарных воинских частях Российской империи»

DOI 10.26118/SUI.2019.36.5.018 УДК 37.01

Воронов Виталий Николаевич

доктор исторических наук, профессор, научный сотрудник научно-исследовательского отдела,

Военная академия РВСН имени Петра Великого Министерства обороны РФ, 143900, Россия, г. Балашиха, ул. Карбышева, 8, e-mail: [email protected]

Vitaliy N. Voronov

Doctor of History, Professor,

Research Fellow of the Research Department,

Federal Military High-Command Educational Establishment

of Higher Military Education Peter the Great Military Academy

of Strategic Rocket Forces of the Russian

Ministry of Defense,

Karbysheva str., 8, Balashikha, Russia, 143900, e-mail: [email protected]

Сливин Тимур Станиславович

доктор педагогических наук, доцент, заместитель начальника факультета юридического и подготовки руководящего состава органов по работе с личным составом, Военный университет Министерства обороны РФ, 123001, Россия, г. Москва, ул. Б. Садовая, 14, e-mail: [email protected]

Timur S. Slivin

Doctor of Pedagogics, Associate Professor,

Deputy Head of the Faculty of Law and Training of the Executive

Staff for the Work with Staff,

Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation,

B. Sadovaya str., 14, Moscow, Russia, 123001, e-mail: [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема перевоспитания военнослужащих в дисциплинарных частях в Российской империи как организованного и структурированного процесса. Изучено использование их потенциала для поддержания дисциплины и правопорядка среди личного состава.

Определено, что к военнослужащим предусмотрено применение специальных видов уголовных наказаний, кроме того, допускается изъятие в применении отдельных наказаний к данной категории лиц.

Авторами раскрывается порядок реализации наказания в виде лишения свободы в частях с воинской организацией в отношении военнослужащих, совершивших преступления. Указывается на то, что перевоспитание осужденных военнослужащих было направлено на повышение уровня их военной и строевой подготовки, принуждение их к выполнению требований военной присяги и воинских уставов. В качестве негативного момента перевоспитания осужденных военнослужащих указывается отсутствие специальной подготовки у штатных офицеров и нижних чинов дисциплинарных частей.

В статье рассматривается порядок реализации наказания в виде лишения свободы в арестантских частях, а также дисциплинарных частях. Раскрыто понятие арестантских рот, их руководящий и личный состав, а также порядок содержания осужденных. Показаны особенности комплектования дисциплинарных частей как постоянным составом, так и переменным (осужденными), а также прохождения ими службы. Авторами отмечается, что в перевоспитании осужденных военнослужащих превалировала принудительная функция в ущерб нравственному воздействию. Авторы приходят к выводу о том, что дисциплинарные и штрафные части со строевой организацией в целом справляются с задачей перевоспитания осужденных военнослужащих, а опыт функционирования дисциплинарных частей царской армии был использован при создании военно-карательного аппарата Советской армии.

Ключевые слова: дисциплинарные воинские части, арестантские роты, осужденные военнослужащие, перевоспитание, наказание военнослужащих.

ON THE PROBLEM OF RE-EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL IN DISCIPLINARY MILITARY UNITS OF THE RUSSIAN EMPIRE

Summary. The article deals with the actual problem of re-education of military personnel in disciplinary units in the Russian Empire as an organized and structured process. The use of their potential for maintaining discipline and law enforcement among personnel was studied.

It is determined that the use of special types of criminal penalties is provided for military personnel, in addition, exceptions are allowed in the application of certain penalties to this category ofpersons.

The author reveals the order of realization of punishment in the form of imprisonment in re-lations with the military organization in relation to the military personnel who have committed crimes. It is pointed out that the

© 2019 Воронов В. Н., Сливин Т. С.

re-education of convicted servicemen was aimed at increasing the level of their military and drill training, forcing them to fulfill the requirements of the military oath and military regulations. As a negative aspect of the reeducation of convicted servicemen, the lack of special training of regular officers and lower ranks of disciplinary units is indicated.

The article deals with the procedure for the implementation of punishment in the form of im-prisonment in prison units, as well as disciplinary units. The concept of convict companies, their leadership and personnel, as well as the order of detention of convicts is revealed. The peculiarities of completing disciplinary units with both permanent and variable composition (convicts), as well as their service are shown. The author notes that in the reeducation of convicted servicemen, forced functioning prevailed to the detriment of moral influence. The author comes to the conclusion that disciplinary and penal units with drill organization in General cope with the task of reeducation of convicted servicemen, and the experience of functioning of disciplinary units of the tsarist army was used in the creation of the military punitive apparatus of the Soviet army.

Keywords: disciplinary military units, arresting companies, convicted servicemen, reeducation, punishment of military personnel.

История развития вооруженных сил Российской Федерации свидетельствует о постоянном стремлении со стороны органов государственного и военного руководства искоренить в них преступления против военной службы. Уголовное законодательство, определяя систему наказаний, основания и порядок их применения, учитывая при этом специфические условия жизнедеятельности вооруженных сил, предусматривает специальные виды уголовных наказаний, применяемых только к данной категории, а также допускает изъятия в применении отдельных наказаний к военнослужащим. Специальное уголовное наказание включено в систему уголовных наказаний. Оно применяется только к военнослужащим, которые содержатся в дисциплинарной воинской части.

Перевоспитание военнослужащих было и остается актуальной проблемой. Как слаженный и структурированный процесс перевоспитание ставит своей целью выявить отрицательные качества у осужденных военнослужащих и искоренить их, а также сформировать у них стремление к самовоспитанию и самоорганизации.

В 1823 г. в Российской империи в качестве вида уголовного наказания были учреждены особые военно-исправительные части - арестантские роты. Арестантские роты управлялись плац-майорами, а заведовали ими крепостные коменданты. Личный состав данной роты подразделяют следующим образом: кадровый и переменный (арестанты). Осужденные военнослужащие вынуждены были подчиняться строжайшей военной дисциплине. Не разрешалось ходить ни в какой другой одежде, кроме той, которую выдавали на месте. Кадровому составу нужно было следить, чтобы осужденные содержались в чистоте: они должны были быть подстрижены и побриты. Если осужденным следовало идти на работу, они не имели права идти в беспорядке или выходить за территорию. Выводить арестантов на работы офицерам следовало поочередно, потом осуществлять контроль за их работой в течение всего дня, а затем приводить их обратно в тюрьму. Арестанты не имели права иметь на руках денег. Ротный командир и комендант лично несли ответственность за соблюдением данного порядка.

В армии, в военно-арестантских ротах и батальонах с 1823 по 1866 гг. отбывали наказание низшие воинские чины. Несмотря на изнурительный труд и жестокое обращение с осужденными данный институт не получил своего закрепления в войсках, более того, «штрафованные», как докладывал царю военный министр Д. А. Милютин, «стали совершать новые преступления собственно с той же целью, чтобы освободиться от роты, предпочитая ей каторжную работу» [1, с. 7].

В 1867 г. было принято Положение о местах заключения воинских чинов. С этого времени военно-арестантские роты были реорганизованы в военно-исправительные роты. Изначально срок пребывания в данных подразделениях не засчитывался в общий срок службы, поэтому после отбытия наказания осужденный возвращался обратно в свою войсковую часть, чтобы дальше проходить службу.

Императором Александром III было учреждено Особое совещание, которое признало необходимым преобразовать военно-исправительные роты в особые дисциплинарные батальоны и роты, целью которых согласно требованиям нового Воинского устава о наказаниях было перевоспитание осужденных военнослужащих [2]. В дисциплинарные части направляли в основном за воинские преступления. И в данном случае их задачей было создать для осужденного суровые условия службы.

По приказу Александра III в. 1875 г. Особое совещание начало разработку Положения и штата для дисциплинарных частей. Под руководством офицеров и унтер-офицеров должны были

проходить занятия по военной и строевой подготовке для перевоспитания осужденных военнослужащих. Не устанавливался конкретный срок пребывания в дисциплинарных частях, так как для освобождения необходимо было достичь определенного уровня военной и строевой подготовки. Личное дело формировалось на каждого осужденного военнослужащего. В него заносились сведения о соблюдении им режима, а также о достижениях в военной и строевой подготовке [3, с. 84].

Военным министерством был проведен ряд мероприятий, целью которых была подготовка казарменных помещений, а также мест для занятий с осужденными физической подготовкой. Положение и штат для дисциплинарных частей было рассмотрено в законодательном порядке, после чего утверждено 06.05.1878 и объявлено приказом № 139 по военному ведомству. Первые дисциплинарные батальоны 4-ротного состава к началу 1879 г. были сформированы в Херсоне, Воронеже, Екате-ринограде, Бобруйске, Шлиссельбурге, Новогеоргиевске. Омская и Иркутская дисциплинарные роты были сформированы согласно приказу от 1879 г. № 26 по военному ведомству [4, с. 220]. В дисциплинарные части направлялись солдаты по приговорам полковых и военно-окружных судов на срок от 1 до 3 лет [5, с. 380-385]. Военнослужащие, которые были направлены в дисциплинарные части, при этом продолжали числиться в списках своих частей, однако отмечалось, что теперь они числятся в конкретном батальоне. И теперь стало засчитываться в срок действительной военной службы нахождение военнослужащих в дисциплинарных частях.

Организация дисциплинарных частей и порядок содержания в них осужденных военнослужащих определялся в кн. XVII Свода военных постановлений разных годов издания. Приучение осужденных военнослужащих к требованиям дисциплины и обязанностям строевой службы было главной целью отбытия наказания. Кроме того, преследовалась и карательная цель, которая выражалась в ограничении свободы военнослужащих в дисциплинарных частях, имеющих строевую организацию с «отягченным» внутренним режимом. Жестокость по отношению к осужденным со стороны постоянного состава, а также введение института дисциплинарных частей, невзирая на то что имелись существенные недостатки в дисциплинарном воспитании, улучшило процесс их перевоспитания. Об этом свидетельствует статистика: с 1879 по 1881 г. рецидив среди военнослужащих, отбывавших наказание в дисциплинарных частях, уменьшился в 3,5 раза [6, с. 12]. В целом, дисциплинарные части в конце XIX в. рассматривались как «...особые учреждения, при отдаче в которые преступник становится в лучшие условия не только по сравнению с теми, кто совершил менее важные преступления, но и в некоторых случаях даже и по сравнению с теми, кто преступлений никаких не совершал» [7, с. 1085-1086].

К началу Первой мировой войны в Российской империи дисциплинарные воинские части дислоцировались: батальоны - в Воронеже, Бобруйске, Херсоне, Екатеринодаре, Медведе, Дуб-нене и Верхнеудине (последние два образованы лишь в 1910 г.); роты - в Ташкенте, Усть-Каменогорске, Иркутске, Анучинске (1908 г.); дисциплинарная команда - в Оренбурге. Медвед-ский и Херсонский дисциплинарные батальоны были шестиротного состава, Воронежский - пяти-ротного состава, остальные - четырехротного состава. Во всех дисциплинарных частях имелось 5880 мест для содержания осужденных военнослужащих. Дисциплинарные части входили в состав местных бригад.

Дисциплинарные батальоны имели строевую организацию и были подчинены непосредственно особым начальникам (командир батальона), пользующимся правами командира полка. Ему подчинялись офицеры, входящие в штатный состав. Офицер, заведующий хозяйственной частью, командовал и тюремным отделением. Кроме того, в дисциплинарных батальонах и ротах по штату предполагалось наличие священника, секретаря, врача и фельдшеров.

В дисциплинарных частях учреждался комитет из ротных командиров, священника (а иногда и врача), под председательством начальника батальона, для увеличения эффективности перевоспитания осужденных военнослужащих и обсуждения тех мероприятий, которые касались точного исполнения требований Положения. В частности, комитету было предоставлено право сокращать на 1/6 срок содержания в дисциплинарном батальоне осужденных военнослужащих, отличающихся хорошим поведением и имеющими хорошие показатели в военной и строевой подготовке.

Необходимо отметить, что состав нижних чинов дисциплинарных частей подразделялся на кадровых и осужденных; первые назначались как из сверхсрочнослужащих (старшие унтер-офицеры), так и «обязательного» срока службы. Военнослужащие дисциплинарных частей не имели никаких проступков, в том числе дисциплинарных, и были грамотными.

В месте дислокации дисциплинарного батальона положено было иметь:

1) квартиры для персонала;

2) помещение для караула, не имеющее сообщения с внутренней частью здания;

3) церковь;

4) кухню и пекарню;

5) манеж или учебный зал;

6) столовые;

7) мастерские;

8) цейхгауз;

9) гимнастический городок;

10) лазарет или приемный покой;

11) общие камеры для размещения осужденных военнослужащих;

12) одиночные камеры для нижних чинов, приговоренных к содержанию в военной тюрьме;

13) карцеры для провинившихся.

Данные строения были обнесены оградой, за которую без особого разрешения начальника части посторонним входить не дозволялось.

Распорядок дня осужденных военнослужащих предусматривал: в будние дни занятия не более 9 часов в сутки; в воскресение, предпраздничные и праздничные дни - посещение в церкви; баню - 2 раза в месяц; в часы отдыха нахождение в казарме или «на дворе»; выход в лагерь, устраиваемый на территории дисциплинарной части, - летом. Свидания разрешались лишь в воскресения и праздничные дни. Переписка осужденных военнослужащих велась только на русском языке и подвергалась цензуре.

Занятия предполагали обучение осужденных военнослужащих в следующих направлениях:

- грамотность;

- стрельба;

- бой на штыках;

- Закон Божий;

- строевые приемы;

- гимнастические приемы;

- а также хозяйственные работы.

Для военнослужащих, имеющих тенденцию к исправлению, добавлялись занятия:

- по рассыпному бою;

- одиночной стрельбе.

Мерами перевоспитательного воздействия служили: духовные беседы со священником, перевод в разряд исправляющихся и досрочное освобождение из дисциплинарной части. Перевод осужденных военнослужащих в разряд исправляющихся совершался по постановлению комитета. Исправляющиеся сводились в особую роту (взвод) и пользовались льготой «увольнения со двора без конвоя». В дисциплинарных частях была проведена попытка введения в практику выделение худших по поведению, но эта мера не нашла применения. В дисциплинарных частях осужденные военнослужащие за проступки, не влекущие за собой уголовную ответственность, подвергались простому, строгому, усиленному, либо смешанному аресту или наказанию розгами до 100 ударов.

Осужденные военнослужащие освобождались из дисциплинарных частей или по отбытии срока наказания, или до срока - одновременно с увольнением в запас призыва их года, а также по неспособности к военной службе и к работам (в последнем случае за исключения членовредителей), причем отбывали остающийся срок наказания в гражданских местах заключения. Освобожденные военнослужащие зачислялись в разряд «беспорочнослужащих», по усмотрению командиров тех частей, в которые они возвращались для дальнейшей службы. Военнослужащие, подлежащие, по окончании срока осуждения, увольнению в запас, переводились, если они заслужили, в разряд «беспорочнослужащих» начальниками дисциплинарных частей и передавались уездным воинским начальникам «для водворения на жительство по месту их родины».

К началу 1914 г. в царской армии функционировало 18 дисциплинарных воинских частей [8, с. 6], которые были переформированы в штрафные батальоны и роты, участвовавшие в боях Первой мировой войны. А в результате Февральской революции 1917 г. данные части были упразднены.

Таким образом, создание военно-карательных дисциплинарных и штрафных частей со строевой организацией в целом позволило решать задачи перевоспитания осужденных военнослужащих. Однако в перевоспитании осужденных военнослужащих превалировала принудительная функция в ущерб нравственному воздействию. В этот же период усилилась роль условно-

досрочного освобождения в перевоспитании осужденных военнослужащих. Перевоспитание осужденных военнослужащих было направлено на повышение уровня их военной и строевой подготовки, принуждение их к выполнению требований военной присяги и воинских уставов. Необходимо отметить возросшую роль хозяйственных работ в перевоспитании осужденных военнослужащих. При этом негативно влияло на перевоспитание осужденных военнослужащих отсутствие специальной подготовки у штатных офицеров и нижних чинов дисциплинарных частей. Несмотря на это, опыт функционирования дисциплинарных частей царской армии был использован при создании военно-карательного аппарата Советской армии.

Библиографический список

1. Шилов А. И. Уголовное наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части (правовые и криминологические проблемы): монография. Рязань: Академия ФСИН России, 2005. 117 с.

2. Свод военных постановлений 1869 г. Ч. 6: Военно-уголовные уставы. Кн. 22: Воинский устав о наказаниях. СПб., 1869.

3. Детков М. Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. М.: Интерправо, 1994. 119 с.

4. Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XIX в. Военно-экономический потенциал России. М.: Наука, 1973. 616 с.

5. Исторический очерк деятельности военного управления в России в первое двадцатилетие благополучного царствования Государя императора Александра Николаевича (1855-1880 гг.). СПб., 1881.

6. Белявский И. Основы дисциплины // Военный мир. 1911. № 5.

7. Корнев В. А. Дисциплинарные части // Разведчик. 1898. № 426.

8. Шацилло К. Ф. Развитие вооруженных сил России накануне Первой мировой войны (военные и военно-морские программы царского правительства в 1906-1914 гг.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М.: ВПА, 1968. 90 с.

References

1. Smlov A. I. Ugolovnoe nakazanie v vide soderzhaniya v disciplinarnoj vo-inskoj chasti (pravovye i kriminologicheskie problemy): monografiya [Criminal punishment in the form of detention in a disciplinary military unit (legal and criminological problems)]. Ryazan, 2005, 117 р. [in Russian].

2. Svod voennyh postanovlenij 1869 g. Сн. 6: Voenno-ugolovnye ustavy. Kn. 22: Voinskij ustav o nakazaniyah [Code of military regulations. 1869. Part 6: Military-criminal statutes. kn. 22: military regulations on punishments]. Saint-Petersburg, 1869 [in Russian].

3. Detkov M. G. Nakazanie v carskoj Rossii. Sistema ego ispolneniya [Punishment in tsarist Russia. The system of its execution]. Moscow, 1994, 119 p. [in Russian].

4. Beskrovnyj L. G. Russkaya armiya i flot v XIX veke. Voenno-ekonomicheskij potencial Rossii [Russian army and Navy in the XIX century. Military and economic potential of Russia]. Moscow, 1973, 616 p. [in Russian].

5. Istoricheskij ocherk deyatel'nosti voennogo upravleniya v Rossii v pervoe dvadcatiletie blagopoluchnogo carstvovaniya Gosudarya imperatora Aleksandra Nikolaevicha (1855-1880 gg.) [A historical sketch of the activities of the military administration in Russia in the first twenty years of the prosperous reign of Emperor Alexander Nikolaevich (1855-1880)]. Saint-Petersburg, 1881 [in Russian].

6. Belyavskij I. Osnovy discipliny [Fundamentals of discipline]. Voennyj mir [The military world], 1911, no. 5 [in Russian].

7. Kornev V. A. Disciplinarnye chasti [The disciplinary part]. Razvedchik [Scout], 1898, no. 426 [in Russian].

8. S^ciHo K. F. Razvitie vooruzhennyh sil Rossii nakanune pervoj mirovoj vojny (voennye i voenno-morskie programmy carskogo pravitel'stva v 1906-1914 gg.). Аvtoref. diss. dokt. ist. nauk [Development of the Russian armed forces on the eve of world war I (military and naval programs of the tsarist government in 1906-1914). Extended of doctor's of History thesis]. Moscow, 1968, 90 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.