108
Юридическая наука. 2015. № 4
ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ, КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД КАК ВИД НАКАЗАНИЙ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
РОЗЕНКО Станислав Васильевич
Аннотация. В статье проводится анализ лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград как единственного дополнительного вида наказаний в российском уголовном праве; высказываются предложения о совершенствовании его правовой регламентации.
Annotation. The article analyzes deprivation of special, military rank or honorary title, class ranking and state awards as the only additional type of punishment in the Russian criminal law. The author makes suggestions on improvement of its legal regulation.
Ключевые слова: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, дополнительное наказание.
Key words: deprivation of special, military rank or honorary title, class rank and state awards; additional punishment.
Актуальность проблемы дополнительных видов наказаний в российском уголовном праве состоит в том, что в настоящее время в российском уголовном законодательстве предусмотрено только одно дополнительное наказание: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград в качестве одного из видов наказаний, изложенных в ст. 44 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) по мере возрастания карательной строгости. Лишение обозначает утрату, потерю, изъятие у виновного прежних результатов (заслуг) правомерной служебной (трудовой) деятельности. Данный вид наказаний имеет сложную структуру, так как включает в себя несколько разновидностей лишений, имеющих самостоятельный характер и содержание. Качественное отличие от других видов наказания состоит в том, что в соответствии с ч. 3 ст. 45 УК РФ лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительных видов наказаний.
Таким образом, оно имеет единичный и исключительный характер, что в целом требует вдумчивого и детального анализа, так как, с одной стороны, высказываются неоднозначные предложения (полностью отказаться от тех видов наказаний, которые могут применяться только в качестве дополнительных1),
1 Сакаев А.И. Система наказаний по уголовному праву России: История и современность : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 1999. С. 6.
а с другой - имеет место обоснование развития системы дополнительных наказаний, оказывающих необходимое восполняющее воздействие на осужденных.
Согласно ст. 48 УК РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Ранее предусматривался иной порядок, так как в соответствии со ст. 36 УК РСФСР 1960 года суд при вынесении приговора решал вопрос о целесообразности внесения представления в орган, который наградил осужденного орденом или медалью или присвоил ему звание, о лишении осужденного ордена или медали, либо почетного, воинского или другого звания2.
В теории уголовного права высказывались предложения о расширении категорий преступлений, за совершение которых мог бы назначаться данный вид наказания3. Однако, думается, что это неоправданно, поскольку не соответствует принципу справедливости уголовного права, т.е. данная мера уголовной репрессии не может быть безграничной.
2 Бытко Ю.И., Бытко С.Ю. Сборник нормативных актов по уголовному праву России X-XX веков. Саратов : Научная книга, 2006. С. 606.
3 См.: Щупленков В.П. Лишение воинских и других званий, а также орденов, медалей и почетных званий // Наказания, не связанные с лишением свободы. М. : Юридическая литература, 1972. С. 86-87.
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
109
Ограничительный характер применения данного вида наказаний подтверждается следующим:
1) оно имеет только индивидуально-личный характер, где значительное место занимает моральная составляющая;
2) обоснованность и целесообразность назначения данного вида наказаний должна быть установлена в обвинительном приговоре суда;
3) данные лишения содержат моральные и материальные утраты для осужденного, так как направлены на ликвидацию имеющихся у него заслуг в области государственной и общественной деятельности;
4) оно назначается только за умышленную преступную деятельность;
5) данное наказание может быть назначено только лицам, осужденным за совершение тяжких (согласно ч. 4 ст. 15 УК РФ данными преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы) и особо тяжких (согласно ч. 5 ст. 15 УК РФ указанными преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание) преступлений;
6) характеристика личности виновного обязательно должна включать наличие у него специального, воинского или почетного звания, классного чина либо государственных наград;
7) так данное наказание не имеет ни срока, ни размера, оно носит абсолютный характер для осужденного, действуя на период оставшейся продолжительности жизни4;
8) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не может быть зачтено иными видами наказаний.
Диспозиция ст. 48 УК РФ является бланкетной, и уяснение содержания лишений требует обращения к другим нормативным правовым актам. Согласно ст. 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации»5 в соответствии
4 См.: Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Наказание в уголовном праве : учеб. пособие. М. : Статут, 2015. С. 89.
5 Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов РФ, устанавливаются классные чины. Следует отметить, что дипломатические ранги не упоминаются в УК РФ, а это требует соответствующего закрепления.
Также, в зависимости от вида государственной службы, необходимо обращение к федеральным законам от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О Следственном комитете Российской Федерации», от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014)
«О службе в таможенных органах Российской Федерации», от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О воинской обязанности и военной службе», от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 05.10.2015 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации»; указам Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 (ред. от 30.09.2013) «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим», от 7 сентября 2010 г. № 1099 (ред. от 30.04.2015) «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственных наградах Российской Федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации») и др.
Особенности назначения лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград получили толкование в материалах судебной
110
Юридическая наука. 2015. № 4
практики. В п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. № 2 (в ред. от 03.12.2013) «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»6 установлено, что правила ст. 65 УК РФ, где регламентированы правила назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении, на назначение дополнительного наказания не распространяются, а само дополнительное наказание назначается в пределах, указанных в санкции, соответствующей статьи Особенной части УК РФ. В п. 39 данного постановления определено, что при назначении наказания по статьям уголовного закона, предусматривающим возможность применения дополнительного наказания по усмотрению суда, в приговоре следует указать основания его применения с приведением соответствующих мотивов.
Согласно п. 42 указанного постановления, учитывая, что в соответствии с ч. 4 ст. 73 УК РФ при условном осуждении могут быть назначены дополнительные наказания, условным может быть признано лишь основное наказание. Дополнительные наказания приводятся в исполнение реально, о чем следует указывать в резолютивной части приговора.
При применении к условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград следует учитывать, что предусмотренное ст. 48 УК РФ наказание может быть назначено за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. При этом в приговоре должно быть указано, почему невозможно сохранение подсудимому этих званий и наград при одновременном применении к нему условного осуждения. Изменение вышестоящей судебной инстанцией квалификации содеянного виновным с тяжкого на менее тяжкое преступление влечет необходимость исключения из приговора указания о лишении осужденного специального звания или государственных наград.
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 г. № 20 (ред. от 23.12.2010) «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уго-
6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. № 2 (в ред. от 03.12.2013) «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» // СПС «КонсультантПлюс».
7
ловного наказания» указывается, что суд вправе принять мотивированное решение о применении как одного, так и нескольких указанных в ст. 48 УК РФ правоограничений (например, при наличии у осужденного воинского звания и государственных наград). При изменении судом кассационной инстанции квалификации содеянного лицом с тяжкого или особо тяжкого преступления на преступление средней или небольшой тяжести назначенное на основании ст. 48 УК РФ дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не назначается. По смыслу ст. 308 Уголовно-процессуального кодекса РФ, принимая решение о назначении дополнительного наказания, суд в резолютивной части приговора должен указать статью Общей части УК РФ, предусматривающую условия и порядок применения данного вида наказания.
Таким образом, вопрос о применении положений ст. 48 УК РФ при назначении наказания является исключительной компетенцией суда.
Статья 61 Уголовно-исполнительного кодекса РФ регламентирует исполнение приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград: суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды. Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета. Должностное лицо в течение одного месяца со дня получения копии приговора сооб-
7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 20 (ред. от 23.12.2010) «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» // СПС «КонсультантПлюс».
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
111
щает в суд, вынесший приговор, о его исполнении.
В целом следует признать, что в настоящее время система дополнительных наказаний в российском уголовном праве является недостаточно развитой и нуждается в предложениях о развитии и совершенствовании. В частности, по
нашему мнению, в перечне лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград необходимо закрепить дипломатический ранг, так как в соответствии с федеральным законодательством он также присваивается лицам, проходящим федеральную государственную службу.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. № 2 (в ред. от 03.12.2013) «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 20 (ред. от 23.12.2010) «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Бытко, Ю.И. Сборник нормативных актов по уголовному праву России X-XX веков / Ю.И. Бытко, С.Ю. Бытко. - Саратов : Научная книга, 2006.
5. Сакаев, А.И. Система наказаний по уголовному праву России: История и современность : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 1999.
6. Сундуров, Ф.Р. Наказание в уголовном праве : учеб. пособие / Ф.Р. Сундуров, М.В. Талан. -М. : Статут, 2015.
7. Щупленков, В.П. Лишение воинских и других званий, а также орденов, медалей и почетных званий // Наказания, не связанные с лишением свободы. - М. : Юридическая литература, 1972.