ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
НАЙ - НЕПОВТОРИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ В МУЗЫКАЛЬНОМ НАСЛЕДИИ УЗБЕКИСТАНА Досимбетов Б.Х.
Досимбетов Ботир Хайтмуратович - преподаватель, кафедра народного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится о традиционном музыкальном инструменте Узбекистана нае, о его возможностях исполнения и вкратце о Фергана-Ташкентских макомах. А также о произведении Чули Ирок, так как именно оно является самым родным для данного инструмента.
Ключевые слова: най, Чули Ирок, Най ялласи, маком, Фергана-Ташкентские макомы, Алишер Навои, Джалолиддин Руми.
Культурное наследие узбекского народа имеет богатую и древнюю историю. Одним из уникальных жемчужин является Фергана-Ташкентские макомы. Они состоят из двух крупных частей: музыкально инструментальная и вокальная. В свою очередь, музыкально инструментальная часть состоит из нескольких частей, так называемые как, Мушкулот, Муножот, Сурнай Дугохи, Сурнай Ироки, Най ялласи, Чули Ирок и т.д. А музыкальное строение состоит из «хона» (развивающая часть) и «бозгуй» (припев) [1].
В Ферганской долине очень развито исполнять традиционные произведения, именно музыкально инструментальную часть макомов на инструменте най. Потому что, диапазонная состоит из трёх октав. Самые звучные ноты исполняются на инстументе най. Особенно популярен Чули Ирок. Это произведение является один из самых старинных, крупных и сложно исполняемых в узбекской традиционной музыке. На сегодняшний день Чули Ирок исполняется и в других узбекских традиционных музыкальных инструментах, но исполнение в нае очень ценится среди народа. В 50-х годах прошлого века композитор, музыкант Имомжон Икромов на музыку Чули Ирок вставил слова великого поэта Алишера Навоий и Чули Ирок обрёл другую, совершенно красивую форму [2]. Теперь эту произведение можно не только играть на инструменте, но и можно петь с газелями. Но всё так и исполнение Чули Ирок на нае остаётся оригинальным и неповторимым произведением. Исполнение произведения Чули Ирок на многих инструментах как смычковые инструменты: сато, гижжак, плекторные инструменты: танбур, рубаб и щипковый инструмент дутаре очень красивый, и каждый из них звучит по -своему. Когда разговор идёт о произведении Чули Ирок среди народов Средней Азии то в их ушах это прекрасное лирическое произведение, как правило, наиболее полнокровно звучит именно в исполнении на нае. Мелодические обороты фраз на большом дыхании, небольшие паузы после таких фраз, тянущиеся звуки со своеобразным «волнистым» глиссандирующе - раскачиваемым вибрато, форшлаги с восходящими и нисходящими скачками на большие интервалы (до октавы и шире) все это непосредственно связано и с содержанием произведения и с характерными выразительными возможностями ная [4].
Звук ная сильный, свистящий, резкий, несколько матовый. При игре на нае применяются различные виды мелизмов, сложные пассажи, разнообразные штрихи (легато, стаккато, портаменто). Но при этом все же для ная наиболее характерны протяжные мелодии, с медленно растягивающимися звуками, обогащаемыми тонкой сменой нюансов как на одном звуке, так и на протяжении фраз [4]. Имеются
определенные произведения в которых как бы сконцентрировались все характерные возможности ная, как Чули Ирок и Най ялласи.
Если описать узбекский традиционный инструмент най, то он представляет собой поперечную флейту из камыша, дерева, металла (латуни, белой жести) и соответственно называется камиш най (най из камыша), егоч най (деревянный най), гаров най (най из бамбука), мис най (най из латуни), биринжи най (най из белой жести) [3]. Наиболее ранние описания ная, сделанные Фараби в его «Большой книге о музыке», свидетельствуют, что най IX-X вв. в целом аналогичен современным инструментам.
Великий узбекский философ Джалолиддин Руми в своём маснави говорит: Слушай, о каких мелодиях рассказывает най, О расставаниях жалуется най.
Слушая мелодии ная, Руми наверно испытывал те же чувства. Умение слушать и исполнять произведения на нае означает обладания высокого вкуса и таланта. Исполнитель ная не может просто так играть на инструменте. Он вкладывает свою душу и любовь. Не зря во время исполнения он закрывает глаза и проникает в мир мелодий произведения. В Узбекистане живут очень талантливые исполнители ная, как народные артисты Узбекистана Абдулахад Абдурашидов, Абдукодир Исмаилов, Махмуджон Мухаммедов, Юсуфжон Вохидов (доцент Института искусства и культуры) и др. Узбекский народ бережно хранит свои традиции, национальную музыку, инструменты и их исполнителей.
Список литературы
1. Раджабов И. Макомлармасаласига доир / И. Раджабов. Ташкент, 1933.
2. Матякубов Ш. «Анъанавий ижрочилик тарихи», 2015.
3. Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии: ист. очерки / Т.С. Вызго. под науч. ред. Ф.М. Кароматова, Г.А. Пугаченковой. М. Музыка, 1980.
4. Эшанкулов М.Э. Музыкальные инструменты в системе искусства макома: автореф. Дисс ... кан-та искусствоведения, Санкт-Петербург, 2016.