Научная статья на тему 'Най - неповторимый инструмент в музыкальном наследии Узбекистана'

Най - неповторимый инструмент в музыкальном наследии Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
718
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЙ / ЧУЛИ ИРОК / НАЙ ЯЛЛАСИ / МАКОМ / ФЕРГАНА-ТАШКЕНТСКИЕ МАКОМЫ / АЛИШЕР НАВОИ / ДЖАЛОЛИДДИН РУМИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Досимбетов Ботир Хайтмуратович

В статье говорится о традиционном музыкальном инструменте Узбекистана нае, о его возможностях исполнения и вкратце о Фергана-Ташкентских макомах. А также о произведении Чули Ирок, так как именно оно является самым родным для данного инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Най - неповторимый инструмент в музыкальном наследии Узбекистана»

народа и их основы более стабильны. Они связаны с историческим и культурным контекстом, образом жизни народа [1]. Изучение репертуаров халфа также является одним из ведущих исследований в этой области. Следовательно, надо изучать исторические источники, его ведущие факторы, связь с другими видами искусства, влияние на социально-эстетические взгляды молодежи и т.д.

Хотелось бы коротко сказать о колыбельной песни - "алла". Это область, которая, казалось бы, наименее должна быть подвержена воздействию времени, смене исторических эпох. В самом деле, в числе колыбельных есть весьма древние, дошедшие до нас из глубины веков в почти неизменном виде [2]. Именно "алла" является первой фольклорной музыкой в жизни узбека. В этой песне поётся мечты, желания, любовь матери к ребёнку. Через музыку и материнского голоса ум и душа ребёнка поглощает самые светлые моменты, искренние желания матери. И это всё помогает воспитовать нравственного, духовно развитого, честного и доброжелательного человека. На сегодняшний день актуальным является знание или умение исполнения колыбельных песен будущих матерей и если можно, конечно же отцов.

Одной из насущных проблем, стоящих перед музыкальным образованием, является формирование у студентов чувства национального самосознания и чувства Родины. Воспитания молодого поколения на основе традиций предков помогает в развитии эстетического воспитания и формировать самые высокоценные чувства.

Список литературы

1. Косимов Н. Фольклор мусика ижрочилиги. Ташкент, 2008.

2. Тошматов У. Фольклор кушиклари. Ташкент, 2003.

3. Абдурахимов Б. Художественная культура Узбекистана. ХХ век. Ташкент, 2000.

НАЙ - НЕПОВТОРИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ В МУЗЫКАЛЬНОМ НАСЛЕДИИ УЗБЕКИСТАНА Досимбетов Б.Х.

Досимбетов Ботир Хайтмуратович - преподаватель, кафедра народного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о традиционном музыкальном инструменте Узбекистана нае, о его возможностях исполнения и вкратце о Фергана-Ташкентских макомах. А также о произведении Чули Ирок, так как именно оно является самым родным для данного инструмента.

Ключевые слова: най, Чули Ирок, Най ялласи, маком, Фергана-Ташкентские макомы, Алишер Навои, Джалолиддин Руми.

Культурное наследие узбекского народа имеет богатую и древнюю историю. Одним из уникальных жемчужин является Фергана-Ташкентские макомы. Они состоят из двух крупных частей: музыкально инструментальная и вокальная. В свою очередь, музыкально инструментальная часть состоит из несколько частей, так называемые как, Мушкулот, Муножот, Сурнай Дугохи, Сурнай Ироки, Най ялласи, Чули Ирок и т.д. А музыкальное строение состоит из «хона» (развивающая часть) и «бозгуй» (припев) [1].

В Ферганской долине очень развито исполнять традиционные произведения, именно музыкально инструментальную часть макомов на инструменте най. Потому

что, диапазон ная состоит из трёх октав. Самые звучные ноты исполняются на инстументе най. Особенно популярен Чули Ирок. Это произведение является один из самых старинных, крупных и сложно исполняемых в узбекской традиционной музыке. На сегодняшний день Чули Ирок исполняется и в других узбекских традиционных музыкальных инструментах, но исполнение в нае очень ценится среди народа. В 50-х годах прошлого века композитор, музыкант Имомжон Икромов на музыку Чули Ирок вставил слова великого поэта Алишера Навоий и Чули Ирок обрёл другую, совершенно красивую форму [2]. Теперь эту произведение можно не только играть на инструменте, но и можно петь с газелями. Но всё так и исполнение Чули Ирок на нае остаётся оригинальным и неповторимым произведением. Исполнение произведения Чули Ирок на многих инструментах как смычковые инструменты: сато, гижжак, плекторные инструменты: танбур, рубаб и щипковый инструмент дутаре очень красивый, и каждый из них звучит по -своему. Когда разговор идёт о произведении Чули Ирок среди народов Средней Азии то в их ушах это прекрасное лирическое произведение, как правило, наиболее полнокровно звучит именно в исполнении на нае. Мелодические обороты фраз на большом дыхании, небольшие паузы после таких фраз, тянущиеся звуки со своеобразным «волнистым» глиссандирующе - раскачиваемым вибрато, форшлаги с восходящими и нисходящими скачками на большие интервалы (до октавы и шире) все это непосредственно связано и с содержанием произведения и с характерными выразительными возможностями ная [4].

Звук ная сильный, свистящий, резкий, несколько матовый. При игре на нае применяются различные виды мелизмов, сложные пассажи, разнообразные штрихи (легато, стаккато, портаменто). Но при этом все же для ная наиболее характерны протяжные мелодии, с медленно растягивающимися звуками, обогащаемыми тонкой сменой нюансов как на одном звуке, так и на протяжении фраз [4]. Имеются определенные произведения в которых как бы сконцентрировались все характерные возможности ная, как Чули Ирок и Най ялласи.

Если описать узбекский традиционный инструмент най, то он представляет собой поперечную флейту из камыша, дерева, металла (латуни, белой жести) и соответственно называется камиш най (най из камыша), егоч най (деревянный най), гаров най (най из бамбука), мис най (най из латуни), биринжи най (най из белой жести) [3]. Наиболее ранние описания ная, сделанные Фараби в его «Большой книге о музыке», свидетельствуют, что най IX-X вв. в целом аналогичен современным инструментам.

Великий узбекский философ Джалолиддин Руми в своём маснави говорит:

Слушай, о каких мелодиях рассказывает най,

О расставаниях жалуется най.

Слушая мелодии ная, Руми наверно испытывал те же чувства. Умение слушать и исполнять произведения на нае означает обладания высокого вкуса и таланта. Исполнитель ная не может просто так играть на инструменте. Он вкладывает свою душу и любовь. Не зря во время исполнения он закрывает глаза и проникает в мир мелодий произведения. В Узбекистане живут очень талантливые исполнители ная, как народные артисты Узбекистана Абдулахад Абдурашидов, Абдукодир Исмаилов, Махмуджон Мухаммедов, Юсуфжон Вохидов (доцент Института искусства и культуры) и др. Узбекский народ бережно хранит свои традиции, национальную музыку, инструменты и их исполнителей.

Список литературы

1. Раджабов И. Макомлармасаласига доир / И. Раджабов. Ташкент, 1933.

2. Матякубов Ш. «Анъанавий ижрочилик тарихи», 2015.

3. Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии: ист. очерки / Т.С. Вызго. под науч. ред. Ф.М. Кароматова, Г.А. Пугаченковой. М. Музыка, 1980.

4. Эшанкулов М.Э. Музыкальные инструменты в системе искусства макома: автореф. Дисс ... кан-та искусствоведения, Санкт-Петербург, 2016.

СТРИТ-АРТ В РЕКЛАМНОЙ ИНДУСТРИИ Мишина А.С.

Мишина Анастасия Сергеевна - студент магистратуры, направление подготовки: реклама и связи с общественностью, Институт мировой экономики бизнеса Российский университет дружбы народов, г. Москва,

Аннотация: в статье анализируется стрит-арт как новое направление в рекламной индустрии. Ранее некоммерческая деятельность перевоплощается в коммерческое направление, которое активно пропагандируется и используется среди брендов-гигантов и не только.

Ключевые слова: стрит-арт, уличное искусство, рекламная кампания, наружная реклама, художник, произведения, культура.

Современные виды искусства и реклама в последние несколько лет стали тесно взаимодействовать, рекламная индустрия следит за новыми многообразными проявлениями современного искусства. И вот оно дополнилось урбанистическим направлением, которое успело захватить улицы и дома в мегаполисах по всему миру - стрит-арт или искусство городской среды. Стрит-арт (street-art с англ. «уличное искусство») включает в себя такие формы искусства, как граффити, трафареты и перформансы. В глазах общественности уличное искусство долгое время пребывало в статусе явления маргинального и ассоциировалось с вандализмом, и оно относилось к подпольному виду искусства [1]. Постепенно развитие стрит-арта росло и его популярность тоже, в первую очередь, за счет распространения информации и фотографий в интернете. Большинство брендов стали задумываться о том, что продвижение через уличное искусство может стать успешным маркетинговым инструментом.

Современный стрит-арт ориентирован не столько на будущее, сколько на настоящее. Специфика этого вида творчества состоит в том, что художник отдает себе отчет во временности своего произведения: оно создается не для музеев и не для частных коллекций. Кроме того, количество стен и заборов в городе не беспредельно: произведение может быть закрашено конкурентами или же смыто городскими службами. В этом смысле стрит-арт - весьма недолговечное послание миру, что отчасти сближает его с перформансом, мини-спектаклем, которые ориентированы не на результат, а на процесс [3].

Уличное искусство, являясь глобальным движением, стало площадкой для позиционирования компаний, чья продукция ориентирована на молодых людей, принадлежащих к определенным субкультурам [5]. Многие крупные и малые предприятия приобрели стиль уличных художников для законных, но также незаконных росписей на стенах домов. Помимо крупных игроков, таких как Nike, Adidas и OBI, некоммерческая организация, такая как, parkinson.dk использовала привлекательный характер творческого уличного искусства, чтобы привлечь внимание потребителя к их продуктам или общества к сочувствую и помощи.

В рекламной специфики Adidas, есть тесная связь с уличным искусством и городской культурой. Ввод в эксплуатацию фресок для рекламы был логичным шагом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.