Научная статья на тему 'О традиции назира в музыке'

О традиции назира в музыке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
266
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / MUSIC / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / БАСТАКОР / НАЗИРА / МАКОМ / НАСТАВНИК / УЧЕНИК / ШАШМАКОМ / ТРАКТАТ / COMPOSITION / NAZIRA / MAKAM / MASTER / APPRENTICE / SHASHMAKAM / DISQUISITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эргашева Чинора Эргаш Кизи

На протяжении многих веков музыкальное наследие и культурные ценности передавались от мастера (наставника) к ученику и приобретали различные формы в соответствии с определенными историческими условиями. Интерес современников к мелодиям и исполнителям значительно повышался, когда к знакомым, привычным элементам добавлялось много других оттенков. Однако естественно, что для того, чтобы привнести новые грани в известное и устоявшееся, необходимо на высоком уровне овладеть художественным мастерством в рамках традиционного творчества. В статье раскрыто важное значение традиции «назира» в узбекской музыке. Охарактеризованы особенности традиции «назира», известные из истории восточной литературы и наблюдаемые в исполнении как народной, так и классической музыки, устной традиции, показано их различие, особенности в построениях мелодий произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О традиции назира в музыке»

О ТРАДИЦИИ НАЗИРА В МУЗЫКЕ Эргашева Ч.Э. Email: Ergasheva17129@scientifictext.ru

Эргашева Чинора Эргаш кизи - старший преподаватель, кафедра истории и теории узбекского макома, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: на протяжении многих веков музыкальное наследие и культурные ценности передавались от мастера (наставника) к ученику и приобретали различные формы в соответствии с определенными историческими условиями. Интерес современников к мелодиям и исполнителям значительно повышался, когда к знакомым, привычным элементам добавлялось много других оттенков. Однако естественно, что для того, чтобы привнести новые грани в известное и устоявшееся, необходимо на высоком уровне овладеть художественным мастерством в рамках традиционного творчества.

В статье раскрыто важное значение традиции «назира» в узбекской музыке. Охарактеризованы особенности традиции «назира», известные из истории восточной литературы и наблюдаемые в исполнении как народной, так и классической музыки, устной традиции, показано их различие, особенности в построениях мелодий произведений.

Ключевые слова: музыка, традиция, творчество, бастакор, назира, маком, наставник, ученик, Шашмаком, трактат.

ABOUT TRADITIONS NAZIRA IN MUSIC Ergasheva Ch.E.

Ergasheva Chinora Ergash qizi - Senior Teacher, DEPARTMENT HISTORY AND THEORY OF THE UZBEK MAKAM, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: on length of the many ages music heritage and cultural value were sent from master to pupil and gained the different forms in accordance with determined history condition. The Interest contemporary to melodies and performer vastly increased, when to familiar, accustomed element was added much other tones. However naturally that that bring new galley proof in the known and settled, necessary on high level to possess the artistic skill within the framework of traditional creative activity.

The article clarifies the importance of the «nazira» tradition, which plays main role in Uzbek music. The distinctive features of the «nazira»tradition and its peculiarity in the composition of the melody, which appears in the oriental literature, folk and classic music are described in this article.

Keywords: music, tradition, creativity, composition, nazira, makam, master, apprentice, Shashmakam, disquisition.

УДК 781.7

Все сферы социально-культурной жизни опираются на определенные традиции и развиваются на этой основе. Творческий подход к художественным традициям проявляется в их обновлении. Эти два аспекта (традиции и новаторство), составляющие основу искусства, неразрывно связаны и обнаруживаются в различных видах и формах. Можно привести в пример канон и импровизацию в художественных явлениях.

Передовые традиции не означают исключительные нововведения, в каждую эпоху для появления нового должна быть создана «почва», предпосылки, которые и служат толчком для новаторства. В этой связи для осуществления

преемственности традиционного и нового требуется высокое художественное мастерство исполнителей и бастакоров.

Непеременным условием развития всех видов искусства, в том числе и классической традиционной музыки, была опора на определенные традиции. Одной из таких «фундаментальных» традиций является создание основ подражательных или похожих произведений. «Назира» широко известен в классической литературе, а также применяется в своеобразных формах и в музыкальном творчестве.

Назира - это произведение, созданное в духе подражания или «отклика», «ответа» на творения предшествующих эпох, либо современные, в новой художественной интерпретации. Важной составляющей творчества на Востоке была традиция «назира», которая имеет многовековую историю.

Этот подход, специфический для разных сфер искусства, нашёл свое воплощение в системе обучения по принципу «устоз-шогирд» («учитель, наставник-ученик»). Уместно привести в пример назидания Хусайна Воиз Кошифий:

«Знай, ни одно дело не может быть выполнено без мастера, и если кто-нибудь выполняет работу без наставника-мастера, то надежной такая работа не получится. Человек может довести свое творение до совершенства и создать прекрасное произведение при условии опоры на образцы мастера, если же не будет такой «путеводной звезды», то всякая работа не принесет результата и будет бесполезной:

У кого нет мастера (наставника), у того нет и творчества,

У кого нет наставника, тот словно бродячий странник.

Каждому, кто задумывается о смысле работы, прежде всего нужен опытной наставник. Мастер обладает многими знаниями и навыками. Без обращения к мастеру труд становится неэффективным. Кто начинает дело без мастера, не добьется успеха. Поэтому радуйся, когда есть мастер и образец, выполняй его указания и впоследствии сам становись мастером» [1, 29-30]. В трактате с этими наставлениями мы встречаем и такое важное поучение: «Ученик должен следовать искусству своего учителя и подражать, ему, или перенимать его мастерство».

Приведенные выше указания непосредственно относятся и к сфере музыки в том плане, что ученик старается быть продолжителем творчества мастера и в определенной степени подражателем его творческой манеры. Такое состяние характерно для первого этапа творческого процесса. Здесь уместно остановиться на глубоком усвоении художественных традиций «назира».

В музыкальном творчестве издавна существовали определенные нормы и закономерности, которые соблюдали музыканты при создании новых произведений. В классической литературе создатели произведений использовали манеру назира, осуществляя творческий подход к произведению какого-либо известного автора. Они шли по пути обогащения и развития содержания, обозначения новых проблем и идей, создания новых образов и характеров.

В музыкальном творчестве также можно отметить отражение известных традиций в духе «назира», однако следует обратить внимание на специфические аспекты.

Вопросы связанные с традицией «назира» в музыке исследовали такие ученые как И. Раджабов, Т.С. Вызго, Т.Б. Гафурбеков, О.А. Иброхимов. А также аналогичные вопросы освещены в книге А.А. Семенова «Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али» [2, 4].

В статье Т.С. Вызго «К вопросу об изучении макомов» раскрыта роль традиции «назира» не только в музыкальном творчестве в средние века, но и в создании научных трактатов» [3, 387-413].

Например, Фараби и Ибн Сино в своих научных работах опирались на теории и положения древнегреческих ученых. Для создания своих музыкальных трактатов Ширази, Урмави и Джами, опирались на музыкальное учение Фараби и Ибн Сино. Каждый из названных ученых вносил новые аспекты и грани в свои музыкальные трактаты, тем самым обогащяя область музыкальной науки. Примечательным

является высказывание Т.С. Вызго и известного ученого Е.Э. Бертельса об общественной эстетике и нравственных устоях общества: «На Востоке принято выражение: «Как поступали деды, так должны вести себя и внуки».

В средние века (XIII-XVII) система двенадцати макомов являлась важным источником для музыкального творчества. Каждый бастакор (музыкант), имел возможность создавать музыкальное произведение в различных формах на основе 12 макомов (ладов), 24 шубе и шесть авазе используя метод назира. В доказательство можно привести множество письменных источников. Например, Дарвиш Али Чанги в своём «Музыкальном трактате» пишет, «О Мавляне Зайнулобиддин Румий. У него было три прекрасных пешрава. Первая мелодия построена в тонах макома (лада) Хусейни, вторая мелодия построена на звуках Сакили Ирок, третий - в тонах макома Хусейни».

Большое значение традиция назира имеет и в цикле Шашмаком (произведение, состоящее из шести циклических произведений), сформированной на основе системы двенадцати макомов.

Подробные сведения об этом размещены в книге И.Р. Раджабова «Мацомлар» («Макомы»). По утверждению ученого макомоведа, вторая группа шубе вокального раздела Шашмакома (Савт и Мугульча) создана в манере «назира» на основе первой группы шубе [4, 242]. Здесь подразумевается что Савты созданы на основе произведений Талкин и Наср первой группы шубе, а Мугульча построены на основе мелодических линий и тем, форм развития произведений Сарахбор.

Позднее, в различных регионах стали появляться песни и мелодии под влиянием разделов Шашмакома. Например, Ташкентские и Ферганские музыкальные циклы появились на основе вариантов известных образцов Шашмакома. При создании этих произведений используются приёмы, элементы метода «назира». В появлении таких вариантов велика заслуга бастакоров и исполнителей.

Традиции назира наблюдаются и в народном творчестве, это можно увидеть на примере инвариант-вариант. Известно, что в народном творчестве, наряду с относительной устойчивостью в мелодиях, отмечаются определенные вариации текстового материала, то есть мелодия повторяется без изменения, а содержание и порядок стихов, под воздействием каких-либо факторов, может обновляться. В целом же в народном музыкальном творчестве структура или «модель» мелодии-песни сохраняются в памяти и связана с условиями региона. Одну из таких моделей «Ёр-ёр охарактеризовал музыковед О.А. Иброхимов в методическом пособии «Узбекское народное музыкальное творчество» [5, 15].

Нисходящяя линия мелодии в основном используется в песнях и напевах связаных с семейными обрядами. В ее основе заложены звуки плача, звуки располагаются в порядке III-II-I в диапазоне малой терции.

Печальные интонации такого типа свойственны женскому творчеству. Следует отметить, что напев-формула в нисходящем движении применяется по правилам приёма «назира» в народных напевах и песнях. Каждый исполнитель используя тот или иной тип напева-формулы, подходит к творчеству с позиций своего таланта и возможностей. И в этом случае напев-формула выполняет задачу исходного материала, то есть инварианта.

Как пример можно привести Ташкентский и Наманганский «Ёр-ёр. Народ считает, что и та, и другая манера исполнения является бесценными образцами исполнения на основе одной мелодии [6, 228-233].

«Ёр-ёр» в форме песни связан с семейными обрядами, когда во время свадебной церемонии отец провожает из дома невесту к жениху, и женщины в это время исполняют обрядовую песню. Можно привести и другие примеры в рамках разновидностей «Ёр-ёр», как припева. В разных регионах «Ёр-ёр» может иметь отличающиеся тексты, ритм и песенную структуру, и всё же можно показать и общие грани. Примером может служить структурное расположение звуков, которое строится

в диапазоне малой терции в порядке III-II-I. Такой звукоряд присутствует в виде варианта в каждом из песен «Ёр-ёр».

В заключение следует отметить, что в истории литературы Востока хорошо известна традиция «назира», которая так же характерна и для народной и для классической музыки. При этом проявляются отличительные черты приёма «назира» в народном творчестве и профессиональной музыке. В народной музыке важной основой является формула-напев, а в профессиональной традиционной музыке структура мелодий и формы её развития служат высоким образцом для «назира», то есть для заимствования и развития. Эта основа и традиции развиваются в неразрывном единстве с обучением «мастер-ученик» и служат для сохранения культурного наследия.

Список литературы /References

1. Кошифий Х.В. Футувватномаи Султоний ёхуд жавонмардлик тарикати. Тошкент: А. Крдирий номидаги халк; мероси нашриёти, 1994.

2. Семёнов А. Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али (XVII века). Ташкент, 1946.

3. Вызго Т. К вопросу об изучении макомов. // История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. Москва: Музыка, 1972.

4. Ражабов И. Макомлар (нашрга тайёрловчи ва махсус му^аррир О. Ибро^имов). Тошкент: Санъат, 2006. 404 б.

5. Иброхимов О. Узбек халк мусикаси. Тошкент: Ибн Сино, 1994. I жилд. 104 б.

6. Узбек халк музикаси. Тупловчи ва нотага олувчи Ю.Ражабий. Тошкент: Уздавнашр., 1957. II-жилд. 568 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.