Научная статья на тему 'Навыки индивидуальной цифровой гигиены в сфере новостного контента обучающихся в вузах Санкт-Петербурга: философский аспект'

Навыки индивидуальной цифровой гигиены в сфере новостного контента обучающихся в вузах Санкт-Петербурга: философский аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая гигиена / молодежь / цифровая профилактика / здоровье молодежи / новостной контент / цифровая зависимость / осознанные мотивы поведения. / digital hygiene / young people / digital prevention / youth health / news content / digital addiction / conscious behavior motives

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кутыкова И. В., Егорова Н. Б.

С целью анализа эффективности индивидуальных мер цифровой гигиены учащихся высших учебных заведений, а также предложения и теоретического обоснования предложений по первичной профилактике психосоциальной дезадаптации человека вследствие влияния негативных факторов медиасферы проведено исследование. Новизна статьи заключается в выявлении основных тенденций в предпочтении способов ограничения негативного влияния медиаконтента среди представителей различных поколений учащейся молодежи. Среди основных факторов, влияющих на различие в паттернах взаимодействия с новостным контентом, предположительно, лидирует особенность социального самосознания «постсоветского человека», принадлежащего поколению 1990-х. В результате, на основании полученных данных разработаны предварительные рекомендации по мерам индивидуальной цифровой гигиены в сфере новостного контента у молодых людей. Междисциплинарный подход к исследуемой проблеме предполагает комплексное рассмотрение основных вопросов с точки зрения философии, гигиены, антропоэкологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual digital hygiene skills in news content sphere of university students in SaintPetergburg: philosophical aspect

The purpose of the study is to analyse the effectiveness of individual digital hygiene measures for university students. The article also presents and theoretically substantiates recommendations for the primary prevention of human psychosocial maladaptation due to the negative media sphere impact. The novelty of the article lies in identifying the main trends in the preference for ways to limit the negative impact of media content among representatives of different generations of students. Among the main factors influencing the difference in patterns of interaction with news content, the peculiarity of the social self-awareness of the "post-Soviet person" belonging to the generation of the 1990s is presumably leading. As a result, based on the findings, the authors offer preliminary individual digital hygiene recommendations in news content sphere for young people. An interdisciplinary approach to the problem involves a comprehensive consideration of the main issues from the point of view of philosophy, hygiene, and anthropological ecology

Текст научной работы на тему «Навыки индивидуальной цифровой гигиены в сфере новостного контента обучающихся в вузах Санкт-Петербурга: философский аспект»

И. В. Кутыкова

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский

университет им. акад. И. П. Павлова

Н. Б. Егорова

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский

университет им. акад. И. П. Павлова

НАВЫКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ ГИГИЕНЫ В СФЕРЕ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

С целью анализа эффективности индивидуальных мер цифровой гигиены учащихся высших учебных заведений, а также предложения и теоретического обоснования предложений по первичной профилактике психосоциальной дезадаптации человека вследствие влияния негативных факторов медиасферы проведено исследование. Новизна статьи заключается в выявлении основных тенденций в предпочтении способов ограничения негативного влияния медиаконтента среди представителей различных поколений учащейся молодежи. Среди основных факторов, влияющих на различие в паттернах взаимодействия с новостным контентом, предположительно, лидирует особенность социального самосознания «постсоветского человека», принадлежащего поколению 1990-х. В результате, на основании полученных данных разработаны предварительные рекомендации по мерам индивидуальной цифровой гигиены в сфере новостного контента у молодых людей. Междисциплинарный подход к исследуемой проблеме предполагает комплексное рассмотрение основных вопросов с точки зрения философии, гигиены, антропоэкологии.

Ключевые слова: цифровая гигиена, молодежь, цифровая профилактика, здоровье молодежи, новостной контент, цифровая зависимость, осознанные мотивы поведения.

I. V. Kutykova

Academician Pavlov First St. Petersburg State Medical University

(Saint-Petersburg, Russia) N. B. Egorova

Academician Pavlov First St. Petersburg State Medical University

(Saint-Petersburg, Russia)

INDIVIDUAL DIGITAL HYGIENE SKILLS IN NEWS CONTENT SPHERE OF UNIVERSITY STUDENTS IN SAINT-PETERGBURG: PHILOSOPHICAL ASPECT

The purpose of the study is to analyse the effectiveness of individual digital hygiene measures for university students. The article also presents and theoretically substantiates recommendations for the primary prevention of human psychosocial maladaptation due to the negative media sphere impact. The novelty of the article lies in identifying the main trends in the preference for ways to limit the negative impact of media content among representatives of different generations of students. Among the main factors influencing the difference in patterns of interaction with news content, the peculiarity of the social self-awareness of the "post-Soviet person" belonging to the generation of the 1990s is presumably leading. As a result, based on the findings, the authors offer preliminary individual digital hygiene recommendations in news content sphere for young people. An interdisciplinary approach to the problem involves a comprehensive

consideration of the main issues from the point of view of philosophy, hygiene, and anthropological ecology.

Keywords: digital hygiene, young people, digital prevention, youth health, news content, digital addiction, conscious behavior motives.

DOI 10.22405/2304-4772-2024-1-1-63-75

Характерной чертой последних десятилетий является возрастающее влияние новых факторов окружающей среды как на психическое и физическое благополучие человека, так и на его социальное благополучие. Цифровая среда и медиасфера, в частности, составляют значимую часть условий жизни общества и существенно влияют на общественное и индивидуальное здоровье. Возрастающая актуальность проблемы индивидуальной информационной гигиены обусловлена ее высокой социальной значимостью, так как сегодня окружающая среда представлена не только целостной системой взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, но также включает в себя и социальные факторы, создаваемые сервисами по обработке данных и принятию решений. Уже сегодня становится вполне ясно, насколько важна проблема хронического информационного дистресса как для специалистов, непосредственно занимающихся вопросом качества жизни, так и для каждого человека, неизбежно погруженного в медиасреду. В целях формирования необходимых компетенций, становления профессиональной целостности врача, педагога, психолога настоящее исследование может представлять интерес для обучающихся, начинающих и практикующих специалистов.

Целью настоящего исследования является выявление закономерностей, лежащих в основе способности человека к адаптации в условиях текущей цифровой трансформации общества, а также анализ факторов, влияющих на выбор наиболее эффективных индивидуальных методов цифровой гигиены. Не менее важным представляется разработать и теоретически обосновать модель анкеты в соответствии с современными представлениями о процессе коммуникации, учитывающие множество факторов, влияющих на искажение информации. На пути к достижению цели логично предусмотреть ряд задач: проанализировать выраженность и структуру признаков дезадаптации, а также качество жизни учащихся, постоянно испытывающих влияние негативных факторов медиасферы, выявить наиболее и наименее эффективные меры индивидуальной информационной гигиены и классифицировать их согласно универсальным базовым принципам минимизации влияния негативных факторов на индивидуальное здоровье человека.

В ходе исследования было проведено анкетирование. Респондентами в количестве 305 человек являются лица от 18 до 30 лет, обучающиеся в медицинских учреждениях высшего и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов, сгруппированных по признаку принадлежности к факторам коммуникатора, посредника и реципиента, так или иначе искажающим изначальный смысл сообщения. Закрытая рейтинговая форма вопросов и

одинаковое количество возможных ответов в каждом случае значительно упрощают процедуру анализа и оценки результатов, так как возможность составить единый ранжированный ряд из обеих выборок позволяет использовать статистические критерии, что было бы крайне затруднительно в случае с анкетированием, предполагающим открытый тип вопросов.

Предметом исследования является эффективность предпочтительно выбираемого способа личной цифровой гигиены учащейся молодёжи Санкт-Петербурга.

Анализ сформированной базы данных позволил выявить наиболее распространенные тенденции в области применения приемов личной цифровой гигиены среди учащихся вузов, не проходивших специальную подготовку в данной сфере. Наиболее популярной формой новостных потоков, используемой среди респондентов, являются микротекстовые ресурсы, в том числе новостные каналы с ограничением количества символов для одного сообщения, ресурсы с выраженной аудиовизуальной составляющей (сервисы коротких видеорядов несколько лидируют по сравнению с традиционными видеоплатформами, где отсутствует ограничение длительности аудиовизуального ряда), меньшее распространение получили аудиоресурсы, и практически не используются аналоговые печатные источники. Смеем выразить предположение, что такое распределение источников новостного контента связано с избыточным стимулированием системы вознаграждения. Подобная стимуляция постепенно повышает уровень порогового раздражения, вызывая толерантность к привычным объемам информации, что приводит к неосознанному поиску информационных источников, требующих минимальной осознанной обработки и потере контроля над объемом потребляемого контента.

Согласно результатам исследования, 57% опрошенных указали осознанное воздержание от потребления новостного медиа-контента в качестве досуга как основной метод индивидуальной защиты; 32% участников анкетирования отметили использование индивидуально настраиваемых лексических фильтров. Анализ времени, проведенного в поиске или потреблении новостного контента и выбор ресурсов, наиболее простых для восприятия показывает, что современные молодые люди в возрасте 22 (±0,7) лет являются наиболее уязвимой для негативных факторов группой (р<0,005).

Наиболее эффективными способами ограничения избыточного и вредного влияния цифрового контента оказались физическое дистанцирование, использование индивидуальных лексических фильтров и отказ от наиболее вовлекающей формы потребления новостного контента в пользу менее вовлекающей, чаще всего, отказ от микротекстового формата с выраженной аудиовизуальной составляющей в пользу аудиоформата. У лиц, использующих данные способы, достоверно реже регистрируются признаки дезадаптации: зависимость от гаджетов и повышенный уровень как ситуативной, так и общей тревожности (р<0,05).

Наибольший удельный вес среди признаков дезадаптации составляют общая тревожность (43%), ситуативная тревожность (11%), сформированная зависимость от гаджетов (10%) и снижение критики к потребляемому медиа-

контенту (3%), причем чаще проявляют эти признаки лица в возрасте 22 лет и старше. В попытках объяснить данный феномен обратимся к вопросу исторического самосознания человека. Как показывает медицинское знание, применение защитных механизмов характерно для адаптационной тактики человека, находящегося в условиях стресса. Представляется важным факт необходимости использования существующих этических норм в качестве новых дополнительных принципов защиты от негативного влияния в дополнение к уже существующим базовым гигиеническим принципам.

Обсуждение. Понятия «социальное здоровье», «социальное благополучие», несмотря на их широкое использование в научной литературе, требуют уточнения в связи с многозначностью их трактовки, отсутствием четких критериев, позволяющих дать универсальное определение, частым употреблением их в метафорическом значении во всех случаях, кроме тех, где речь идет о социально-психологических особенностях личности. Во-первых, здоровье является характеристикой живой системы, а потому данный термин может быть распространен на другие типы систем лишь как метафора. Во-вторых, согласно концепции ВОЗ, здоровье представляет собой триединство физического, душевного и социального благополучия [19, с. 1]. Логично утверждать, что если физическое и духовное благополучие характеризуют состояние индивида, то и социальное также должно характеризовать состояние индивида, а не социальной среды. Важнейшими аспектами для изучения социального здоровья являются социальные сети и социальное самочувствие в различных общественных средах, управляемость и подконтрольность для индивида ситуации [6, с. 6-7].

Современная социальная среда перенасыщена множеством сигналов и стимулов, зачастую разнонаправленных. Сама по себе семиосфера является необходимой предпосылкой для осуществления коммуникации, именно в ее условиях возникала и формировалась первичная потребность человека в общении и передаче информации, однако, избыток неупорядоченных, противоречащих раздражителей способен дестабилизировать процесс восприятия, обработки и передачи информации как между индивидами, так и внутри многочисленных групп.

Проблема искажения любой информации, транслируемой и принимаемой, обсуждалась еще в 40-х годах прошлого столетия, но до сих пор не утратила своей актуальности. Попытка систематизировать и унифицировать феномен подобного искажения впервые была предпринята Г. Ласуэллом в 1948 году и представляла собой элементарную линейную модель коммуникации [8, с. 40-41]. Очевидно, что эта схема не могла учесть и объяснить всё то множество факторов, приводящее к намеренным и случайным искажениям данных. Шумовая модель коммуникации К. Шеннона-У. Уивера, описывающая линейную передачу сообщений и основные объекты коммуникации, предложенная в 1949 году [17, с. 36-37], позже сменилась факторной моделью массовой коммуникации Г. Малецке [11, с. 23]. Среди современных отечественных схем наибольшее распространение получила семиотическая схема Ю. Лотмана, предложенная в 2000 году учитывающая различие в кодах

адресата и адресанта, а также допускающая возможность автокоммуникации, которая может трактоваться как перестройка личности под влиянием сообщения [9, с. 205]. Общим недостатком подобных схем является отсутствие современной формы пассивного получения информации в динамично развивающейся социальной среде. Учитывая вызовы, стоящие перед человеком в настоящее время, сегодня изучение коммуникации вновь приобретает характер злободневности и заслуживает пристального внимания со стороны исследователей и требует междисциплинарного подхода.

Стремительный темп распространения информации, общемировая тенденция потребления избыточного количества разнородных входящих сигналов с одновременным подавлением аналитического этапа их переработки способны снижать уровень не только духовного, но и социального благополучия человека, внося противоречия в его индивидуальную картину мира, вызывая внутренние и внешние конфликты, лишая систему его убеждений стабильности. Осмысление этих тенденций и порождаемых ими трансформаций сферы общественных коммуникаций - актуальная, имеющая очевидное практическое значение задача. В данном случае непосредственным предметом рассмотрения является одна из составляющих общественных коммуникаций - область средств распространения массовой информации, область функционирования СМИ [1, с. 118].

В этих условиях всё большее значение приобретает способность человека эффективно взаимодействовать с новой, активно развивающейся информационной средой, одновременно реализуя собственные потребности и сохраняя социальное и психическое благополучие. По мнению Еремина А. Л., «реализация этих направлений может подразумевать специализацию, целеустремленность и быстроту в поиске ясных источников информации, долгосрочное сохранение точных знаний, выбор гигиенических стратегий в условиях информационного шума, обеспечение благоприятной информационной экологии человека и его здоровья при нарастающих информационных перегрузках, разработку норм и правил в экологии окружающей информационной среды, касающихся как контента и контекстов производимой и потребляемой информации, так и параметров сигналов ее носителей» [4, с. 352]. В рамках понятия «древо экологического знания» много аспектов, одним из которых является экология человека. Современное экомировоззрение предполагает эмоциональное, духовное и интеллектуальное постижение предельных оснований извечного единства человека с миром, природой и обществом, созданной им материальной и духовной культуры [12, с. 142].

Учитывая вышеперечисленные особенности безопасного и продуктивного взаимодействия с медиасферой и необходимость разработки мер профилактики, в 1990-е годы возник принципиально новый раздел социальной гигиены, посвященный изучению последствия влияния потока информации на все аспекты индивидуального и общественного здоровья человека, а также разрабатывающий меры предотвращения негативных последствий. В последнее десятилетие в обществе увеличивается доля людей,

чье развитие происходило в уже сформированной цифровой среде, то есть современный уровень количества информации является для них привычной частью реальности [18].

Вопрос изучения состояния личной цифровой безопасности приводит к пониманию необходимости разработки универсальной системы профилактики неблагоприятных воздействий, оценки адекватности нагрузок для оптимизации нервно-эмоционально-напряжённого умственного труда [4, с. 352]. В целях наиболее эффективного решения этой задачи М. Ю. Шаевым, Д. М. Вьюгиной, В. Н. Томалинцевым проводятся изучение и систематизация методов ограничения информации, приводящей к негативным последствиям. Моделирование ситуаций, а также сбор статистических данных способствуют совершенствованию рекомендаций для разных социальных групп [10, с. 17]. Тематические анонимные опросы и анкетирования на добровольной основе более предпочтительны, чем интервьюирование фокус-групп, так как анонимность позволяет получить наиболее достоверные данные.

Закономерное стремление человека к гармоничному взаимодействию с цифровой средой ограничивается факторами, не всегда зависящими от самого пользователя. В условиях избытка сигналов некоторые пользователи оказываются более подвержены фиксации на новых явлениях, обсуждаемых в СМИ, что приводило к инфоэпидемиям [4, с. 354]. Современные философы поднимают важность временной практики полного отказа от потребления и распространения новостного контента: «Проблемы цифрового и информационного детокса оказываются связанными с целым спектром герменевтических, экологических и информационно-онтологических аспектов. Поиск форм гармоничного существования в информационном универсуме -насущная задача для каждого его участника» [16, с. 26].

Конкуренция множества разнообразных ресурсов за внимание максимального числа пользователей снижают рефлексивность и глубину коммуникации, что, в свою очередь, сказывается на способности человека самостоятельно анализировать данные и избегать информационного шума. Таким образом, по мнению ряда отечественных исследователей, среди которых М. Ю. Шаев, Л. В. Колпина, для сохранения и поддержания индивидуального благополучия необходимо повсеместно внедрять практики противодействия негативным вызовам цифровизации [3, с. 7]. На сегодняшний день основные риски для человека, неизбежно включенного в медиасферу, связаны с проявлением нового аспекта стресса, обусловленного ростом информационных перегрузок вследствие избыточного потребления несистематизированного, зачастую хаотичного контента. Данные результатов социологических исследований позволяют утверждать, что проявления подобных информационных перегрузок коррелируют с симптоматикой общего адаптационного синдрома [5, с. 109-110], предложенного Г. Селье еще в 1936 г., и наиболее выраженными компонентами при этом являются эмоциональный и физиологический. Возникновение у индивида признаков адаптационного синдрома вследствие воздействия экстремальных факторов внешней среды определяется не только интенсивностью и длительностью самого воздействия,

но и состоянием организма. С точки зрения В. Н. Томалинцева, «человечество вплотную столкнулось с наиболее откровенными, изощренными формами бездуховности, такими как психология потребительства, наркомания, терроризм, все усиливающееся манипулирование общественным сознанием» [14, с. 73]. Мотивационно-поведенческая, эмоционально-волевая и когнитивная устойчивость обуславливают личностную значимость экстремального воздействия, обеспечивают готовность к выбору наиболее рациональной стратегии адаптации в этих условиях. Одну из основных трудностей при этом составляет выявление только нужной субъекту и релевантной в каждом конкретном случае информации, при этом три проблемы информационных потоков, а именно их большой объем, противоречивость и быстрая сменяемость, будут способствовать развитию специфической стрессовой реакции.

Значение хронического информационного стресса для организма человека заключается в снижении адекватности восприятия входящей информации, снижении способности анализировать и систематизировать полученные знания, потеря навыка активного получения информации и, как следствие, выработка дезадаптивных психофизиологических паттернов. Несмотря на широкое распространение цифровых технологий и всеобщую доступность разного рода данных, пользователи в недостаточной мере владеют современными мерами управления риска цифровой трансформации и навыками индивидуальной информационной гигиены, что приводит к снижению качества жизни человека причем неиспользование существующих мер профилактики может быть связано с низким уровнем цифровой грамотности [15, с. 844]. Анализ эффективности индивидуальных мер цифровой гигиены студентов высших учебных заведений позволит предложить и теоретически обосновать рекомендации по первичной профилактике психосоциальной дезадаптации человека вследствие влияния негативных факторов медиасферы.

Анализ современных трудов и научных наработок в области информационной гигиены и классифицирование изучаемых социальных феноменов, существующих подходов к систематизации различных аспектов изучения способности человека к адаптации в условиях текущей цифровой трансформации общества является ключевым моментом для разработки единого универсального подхода к исследуемой теме и стандартных методов определения эффективности профилактики. Выявление наиболее и наименее эффективных мер индивидуальной информационной гигиены и классификация их согласно универсальным базовым принципам минимизации влияния негативных факторов на индивидуальное здоровье человека может быть использовано для разработки групповых и индивидуальных рекомендаций по снижению уровня хронического информационного стресса у разных социальных групп, прежде всего у учащейся молодёжи. Концепция защиты временем, расстоянием и экранированием может быть в полной мере экстраполирована на весь спектр методов защиты, применяющихся в сфере индивидуальной информационной гигиены. Таким образом, всё многообразие данных методов может основываться на трех подходах: ограничение

временного режима, дистанцирование и использование системы фильтров и настроек, отсекающих избыточный контент. Философичность человеческого бытия обуславливает необходимость междисциплинарного подхода к данной проблеме, позволяющего объединить базовые принципы этики и гигиены в целях сохранения как физического здоровья, так и духовных ценностей.

Выводы. Вызовы современности заставляют нас обратиться к культивированию духовных ценностей, проявлять настороженность и разборчивость в потоке медиа-контента, что повлечет за собой нормализацию среды. Особенностью самосознания, самоопределения собственного «я» в контексте исторической и социальной значимости поколение второй половины и конца 1990-х годов демонстрирует некую растерянность, несоответствие позиции «мечтатель» и осознания собственного личностного потенциала [7, с. 138]. Данный внутриличностный конфликт зачастую усугубляется нарастающим информационным давлением и ощущением бессилия перед необходимостью контролировать и дозировать потоки потребляемого медиаконтента.

Тот факт, что использование микротекстовых и визуальных ресурсов становится неотъемлемой частью жизни большинства студентов, указывает на необходимость внедрения новых элементов в базовую повестку санпросвета. Разбор данных, полученных в результате проведенного исследования, позволяет сделать ряд выводов, которые характеризуют не только уровень собственных гигиенических навыков респондентов, но и выявить наиболее эффективный принцип защиты, применимый к информационной сфере. Некая степень разрозненности полученных ответов показывает, что реальной уровень навыков личной информационной гигиены у современных молодых людей неоднороден. Содержательный анализ выявляет две основных тенденции: реализация критического подхода к выбору источников информации и контента более характерна для людей в возрасте до 22 лет, менее выраженная критичность, но более длительные перерывы в потреблении информации разного рода характерны для респондентов от 22 лет и старше. Вновь обращаясь к вопросам поколенческих различий исторического, культурного и социального самосознания, смеем предположить, что намечается тенденция изменения позиции в контексте вопроса самосознания молодежи: от позиций «созерцателя» и «мечтателя», характерных для «постсоветского человека», принадлежащего к поколению 1990-х [7, с. 140] до позиции «деятель», преобладающей в контексте рассматриваемого вопроса информационной гигиены у представителей 2000-х годов и характеризующейся стремлением формировать и упорядочивать собственную реальность.

Еще один показатель, косвенно показывающий общую тенденцию соблюдения правил личной информационной безопасности, позволил выявить отсутствие респондентов, которые бы проявили полное игнорирование мер профилактики. Даже среди лиц, соблюдающих минимальный набор таких правил, не было выявлено ни одного, полностью отказавшегося от использования любых методов защиты. Вероятно, абсолютное большинство

респондентов осознают важность информационной гигиены, но применяют лишь наиболее очевидные методы защиты, пренебрегая иными.

Анализ полученных результатов исследования и представленных в научной литературе данных, позволяет отметить следующее: неравномерность цифровизации современного общества привела к тому, что наиболее уязвимой группой оказались представители молодежи, чья учебная деятельность зачастую непосредственно связана с постоянным поиском информации различного рода в сети интернет. В связи с этим проблема формирования у школьников, учащейся и работающей молодежи навыков индивидуальной цифровой гигиены и эффективной адаптации в условиях негативного влияния медиасферы приобретает все более отчетливую актуальность. Одна из детерминант демографического развития страны - склонность молодёжи, к самосохранительному поведению [2, с. 950]. В этой связи большое значение имеет диалог культур и поколений, преемственность, которые позволят заложить в молодежи фундамент этических норм, составляющих мировоззренческое основание разборчивости человека нового поколения в потоке цифрового контента.

Еще в относительно недавнем прошлом вопросы индивидуальной цифровой гигиены рассматривались исключительно с теоретической точки зрения, а преобладающая исследовательская практика в этой области сводилась к анализу научных трудов и лишь ограниченно использовала эмпирические данные. В течение последнего десятилетия окончательно сформировалась концептуальная основа исследований информационной гигиены молодежи и разработан соответствующий понятийный аппарат, однако остается недостаток эмпирической верификации накопленных за это время теоретических знаний. Очередным шагом на пути к разработке эффективных мер цифровой профилактики всех уровней становится эмпирическая диагностика реально существующих навыков индивидуальной информационной гигиены, уровня адаптации и продуктивных способов минимизации рисков среди наиболее уязвимых групп. «Конечно, знания дают человеку глазомер, предохраняющий как от косности, так и поспешности в оценке современных событий» [13, с. 268].

Полное погружение в медиасферу в учебном, рабочем или досуговом процессе повышает уязвимость пользователей, но вместе с тем, стимулирует современного человека задуматься о способах профилактики рисков, связанных с неограниченным потреблением новостного контента. Меры информационной безопасности, разработанные согласно базовым универсальным принципам гигиены, способны значительно снизить влияние негативных факторов информационной среды. Вызовы современности, противостояние суетности бытия, наносному, поверхностному заставляют молодых людей все чаще обращаться к традиционным ценностям, формировать устойчивые нравственные ориентиры, способность к активному познанию. Готовность респондентов применять эти меры систематически недостаточно сформирована на текущий момент, что представляет интерес для дальнейших исследований. Тем не менее, тщательная разработка системы правил личной информационной

гигиены и широкое освещение этой системы в рамках санитарного просвещения позволит снизить чувствительность к деструктивным явлениям современной инфосферы.

Литература

1. Амкуаб (Миквабиа) Г. А. Концепция семиосферы Ю. М. Лотмана и ее значение для исследований журналистики Абхазии // Гуманитарные исследования в восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2017. Вып. 2. С. 118123.

2. Самосохранительное поведение молодых москвичей: установки, практики, проблемы реализации / О. А. Александрова, Е. И. Медведева, С. В. Крошилин, Д. И. Марков // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Вып. 30. C. 949-955.

3. Громова Е. А. К вопросу о социокультурной экспертизе эффектов цифровизации современного общества // Актуальные проблемы социально-экономического развития общества в условиях цифровизации: новые технологические, экономические, правовые, социальные и культурные реалии: сб. науч. ст. 2021. Вып. 1. С. 6-11.

4. Еремин А. Л. Информационная гигиена: современные подходы к гигиенической оценке контента и физических сигналов носителей информации // Гигиена и санитария. 2020. Вып. 99. С. 351-355.

5. Зотова О. М. Информационные перегрузки как фактор стресса студентов вузов // Человек и его здоровье. 2015. Вып. 4. С. 108-115.

6. Колпина Л. В. Социальное здоровье: сущность, дефиниция и механизмы детерминации индивидуального здоровья (литературный обзор) // Научные ведомости БелГУ. Серия: Медицина. Фармация. 2016. Вып. 26. С. 511.

7. Кутыкова И. В. "Локальное" и "глобальное" исторического самосознания постсоветского человека // Россия в эпоху революций 1917-2017: опыт осмысления российского самосознания : сб. науч. ст. конф. (6-8 дек. 2017 г.). СПб., 2018. C. 134-140.

8. Lasswell H. D. The structure and function of communication in society // The communication of ideas / ed. L. Bryson. New York: Harper and Row, 1948. P. 37-51.

9. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2000. 704 с.

10. Максимова Е. А., Евдокимова Е. А. Технологии недопущения распространения угрозы информации, приводящей к негативным последствиям // Вестник Волгоградского государственного университета. 2017. Вып. 11 (2). С. 16-21.

11. Maletzke G. Psychology of mass communication: theory and systematics. Berlin: Hans Bredow University Press, 1963. 329 p.

12. Невелев В. С, Соломко Д. В. Экология человеческого бытия : информационно-вводный словарь. Челябинск: ЮУрГУ, 2020. 187 с.

13. Обухов В. Л., Сапунов В. Б. Основы антропоэкологии : учеб. пособие для 10-11 кл. средн. шк. к курсу «Человек и окружающая среда». СПб.: Химиздат, 2001. 288 с.

14. Томалинцев В. Н. Экстремальные принципы и особенности их проявления в религиозном и научном сознании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Социология. Педагогика. 2010. Вып. 2 (12). С. 69-73.

15. Фурман М. В. Риски цифровой трансформации российского общества // Новая экономика, бизнес и общество : материалы науч. -практ. конф. Владивосток, 2021. С. 843-850.

16. Шаев Ю. М. Информационная избыточность и цифровой детокс в контексте онтологии коммуникации // Гуманитарный вектор. 2018. Вып. 13 (2). С. 23-28.

17. Shannon K., Weawer W. Mathematical model of communication. Urbana: University of Illinois press, 117 p.

18. Вьюгина Д. М. Особенности медиапотребления цифрового поколения России // Медиаскоп : электрон. науч. журнал. 2017. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/2386 (дата обращения: 10.11.2023).

19. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения // Основные документы : сорок восьмое издание, включающее поправки, принятые до 31 дек. 2014 г. / ВОЗ. [Италия], 2014. С. 1-26. Электрон. версия печ. изд. URL: https://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd48/basic-documents-48th-edition-ru.pdf?ua= 1 #page=9 (дата обращения: 25.11.2023).

References

1. Amkuab (Mikvabia) G. A. Kontseptsiya semiosfery Yu. M. Lotmana i yeyo znacheniye dlya issledovaniy zhurnalistiki Abkhazii [Yu.M. Lotman's concept of semiosphere and its value for the study of journalism in Abkhazia], Gumanitarnyye issledovaniya [Humanitarian Researches], 2017, No. 2, pp. 118-123. [In Russian]

2. Aleksandrova O. A. Samosokhranitelnoye povedeniye molodykh moskvichey: ustanovki, praktiki, problemy realizatsii [Self-preserving behavior of young Muscovites: attitudes, practices, problems of implementation], Problemy sotsialnoy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine], 2022, No. 30, pp. 949-955. [In Russian]

3. Gromova E. A. K voprosu o sotsiokulturnoy ekspertize effektov tsifrovizatsii sovremennogo obschestva [On the issue of socio-cultural expertise of the effects of digitalization of modern society], Aktualnyye problemy sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya obschestva v usloviyakh tsifrovizatsii: novyye teckhnologicheskiye, ekonomicheskiye, pravovyye, sotsialnyye i kulturnyye realii [Current issues of sociocultural society development in the conditions of digitalization: new technological, economic, legal, social and cultural realities], 2021, No. 1, pp 6-11. [In Russian]

4. Yeryomin A. L. Informatsionnaya gigiyena: sovrememennyye podkhody k gigienicheskoy otsenke kontenta i fizicheskikh signalov nositeley informatsii [Information hygiene: modern approaches to hygienic evaluation of content and physical signals of information carriers], Gigiyena i sanitariya [Hygiene and Sanitation], 2020, No. 99, pp. 351-355. [In Russian]

5. Zotova O. M. Informatsionnyye peregruzki kak factor stressa studentov vuzov [Information overload as a stress factor among university students], Chelovek i yego zdorovye [Humans and their health], 2015, No. 4, pp. 108-115. [In Russian]

6. Kolpina L. V. Sotsialnoye zdorovye: suschnost, definitsiya i mekhanizmy determinatsii individualnogo zdorovya [Social health: essence, definition and mechanisms of determination of individual health (literature review)], Nauchnyye vedomosti BelGU: seriya Meditsina, Farmatsiya [Belgorod state university scientific bulletin. Medicine. Pharmacy], 2016, No 26, pp. 5-11. [In Russian]

7. Kutykova I. V. Lokalnoye i globalnoye istoricheskogo samosoznaniya postsovetskogo cheloveka ['Local' and 'global' aspects of historical self-consciousness of post-Soviet people], Rossiya v epokhu revolutsiyi 1917-2017: opyt osmysleniya rossiyskogo samosoznaniya [Russia in 1917-2017 revolutions epoch: experience of comprehending Russian self-consciousness], 2017, pp. 131-140. [In Russian]

8. Lasswell H. D. The structure and function of communication in society, The communication of ideas, ed. by L. Bryson, New York, Harper and Row Publ., 1948, pp. 37-51.

9. Lotman Yu. M. Semiosfera [Semiosphere], Saint Petersburg, Iskusstvo Publ., 2000, 704 p. [In Russian]

10. Maksimova E. A. Tekhnologii nedopushcheniya rasprostraneniya ugrozy informatsii, privodyashchey k negativnym posledstviyam [Technologies for preventing the dissemination of information leading to negative consequences], Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta [Science Journal of Volgograd State University], 2017, Vol. 11, No. 2, pp. 16-21. [In Russian]

11. Maletzke G. Psychology of mass communication: theory and systematics, Berlin, Hans Bredow University Press Publ., 1963, 329 p.

12. Nevelev V. S., Solomko D. V. Ekologiya chelovecheskogo bytiya: informatsionno-vvodnyy slovar [The ecology of human existence : an informative and introductory dictionary.], YUUrGU Publ., 2020, 187 p. [In Russian]

13. Obukhov V. L., Sapunov V. B. Osnovy antropoekologii [Basics of antropoecology], Saint Petersburg, Khimizdat Publ, 2001, 288 p. [In Russian]

14. Tomalintsev V. N. Ekstremal'nyye printsipy i osobennosti ikh proyavleniya v religioznom i nauchnom soznanii [Extremal principles and features of their manifestations in the religious and scientific minds], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psihologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. [Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology. Sociology. Pedagogics.], 2010, Vol.12, No. 2, pp. 69-73. [In Russian]

15. Furman M. V. Riski tsifrovoy transformatsii rossiyskogo obshchestva // [Risks of Russian society digital transformation], Novaya ekonomika, biznes i obshchestvo [New economics, business and society], 2021, Pp 843-850. [In Russian]

16. Shayev Y. M. Informatsionnaya izbytochnost i tsifrovoy detoks v kontekste ontologii kommunikatsii [Information redundancy and digital detox in the context of communication ontology], Gumanitarnyy vector [Humanitarian Vector], 2018, No. 13(2), pp. 23-28. [In Russian]

17. Shannon K., Weawer W. Mathematical model of communication, Urbana, University of Illinois press Publ., 117 p.

18. Vyugina D. M. Osobennosti mediapotrebleniya tsifrovogo pokoleniya Rossii [Special Features in Media Consumption of the Digital Generation of Russia], Mediaskop [Mediascope], 2017, No. 4, URL: http://www.mediascope.ru/2386 (accessed: 10 November 2023). [In Russian]

19. Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya [World Health Organization], URL: https://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd48/basic-documents-48th-edition-ru.pdf?ua= 1 #page=9 (accessed 25 November 2023) [In Russian]

Статья поступила в редакцию 18.01.2024 Статья допущена к публикации 11.03.2024

The article was received by the editorial staff 18.01.2024 The article is approved for publication 11.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.