Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЦИФРОВОЙ ГИГИЕНЫ СТУДЕНТОВ КАК СУЩЕСТВЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЦИФРОВОЙ ГИГИЕНЫ СТУДЕНТОВ КАК СУЩЕСТВЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
630
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЖИЗНИ / ЦИФРОВАЯ ГИГИЕНА / ЦИФРОВЫЕ РИСКИ И УГРОЗЫ / АЛГОРИТМИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ЦИФРОВОЙ ГИГИЕНЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Суходаева Т.С.

Статья посвящена анализу наиболее значимых рисков и угроз цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека. Отмечены основные подходы к характеристике понятия «цифровая гигиена». Предложена интегративная трактовка этого понятия. В общем виде цифровая гигиена рассматривается как специфическая система навыков, позволяющих избегать опасностей, связанных с информационными технологиями. В узком значении цифровая гигиена сближается с обеспечением информационной безопасности, в том числе с защитой от цифрового мошенничества. С научно-медицинской точки зрения цифровая гигиена предполагает разработку стандартов и мер по улучшению информационной среды с тем, чтобы снизить негативное влияние информационных технологий на физическое и психическое здоровье и благополучие человека и общества. Основное внимание в статье уделено негативным проявлениям влияния цифровизации на мыслительные способности студентов в процессе обучения. Чрезмерная публичность в социальных сетях формирует у их участников особое «подиумное сознание». Цифровое пространство нередко становится инструментом социальной деградации и вовлеченности в деструктивные движения. Необходимость перерабатывать огромный поток информации приводит к ее фрагментированию и клипизации мышления. При этом разрушается способность к целостному и системному восприятию реальности, возникает стремление к упрощению потребляемого контента. Риски и угрозы цифровизации требуют создания эффективной системы безопасности. Обоснована необходимость внедрения специфических фор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIGITAL HYGIENE SKILLS AS AN ESSENTIAL ELEMENT OF MENTORING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article is devoted to the analysis of the most significant risks and threats of digitalization in all spheres of human life. The main approaches to determining the concept of "digital hygiene" are reviewed. An integrative interpretation of this concept is proposed. In general terms, digital hygiene is seen as a specific system comes close to ensuring information security, including protection against digital fraud. From a medical point of view, digital hygiene involves the development of standards and measures to improve the information environment in order to reduce the negative impact of information technology on the physical and mental health and well-being of an individual and the society as a whole. Among the existing risks and threats, the article focuses on the negative manifestations of the influence of digitalization on the mental abilities of students in the learning process. Excessive publicity in social networks forms a special “podium consciousness” among their participants. The digital space often becomes a tool for social degradation and involvement in destructive movements. The need to process a huge flow of information leads to its fragmentation and the development of clip thinking. This destroys the ability for a holistic and systematic perception of the reality, causing the desire to simplify the content consumed. Risks and threats require the creation of an effective security system. The necessity of introducing specific forms of mentoring aimed at the formation of basic digital hygiene skills in higher education institutions is substantiated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЦИФРОВОЙ ГИГИЕНЫ СТУДЕНТОВ КАК СУЩЕСТВЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2022. № 2 (13). С. 100-105.

The Siberian Transport University Bulletin: Humanitarian research. 2022. No. 2 (13). Р. 100-105.

МАТЕРИАЛЫ ХХХ111 МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Научная статья УДК 378.1

doi 10.52170/2618-7949_2022_13_100

Формирование навыков цифровой гигиены студентов как существенный элемент воспитательной работы в высшей школе

Татьяна Сергеевна Суходаева

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Россия, sutaser@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу наиболее значимых рисков и угроз цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека. Отмечены основные подходы к характеристике понятия «цифровая гигиена». Предложена интегративная трактовка этого понятия. В общем виде цифровая гигиена рассматривается как специфическая система навыков, позволяющих избегать опасностей, связанных с информационными технологиями. В узком значении цифровая гигиена сближается с обеспечением информационной безопасности, в том числе с защитой от цифрового мошенничества. С научно-медицинской точки зрения цифровая гигиена предполагает разработку стандартов и мер по улучшению информационной среды с тем, чтобы снизить негативное влияние информационных технологий на физическое и психическое здоровье и благополучие человека и общества.

Основное внимание в статье уделено негативным проявлениям влияния цифровизации на мыслительные способности студентов в процессе обучения. Чрезмерная публичность в социальных сетях формирует у их участников особое «подиумное сознание». Цифровое пространство нередко становится инструментом социальной деградации и вовлеченности в деструктивные движения. Необходимость перерабатывать огромный поток информации приводит к ее фрагментированию и клипизации мышления. При этом разрушается способность к целостному и системному восприятию реальности, возникает стремление к упрощению потребляемого контента. Риски и угрозы цифровизации требуют создания эффективной системы безопасности. Обоснована необходимость внедрения специфических форм воспитательной работы в высшей школе, направленных на формирование базовых навыков цифровой гигиены.

Ключевые слова: цифровизация жизни, цифровая гигиена, цифровые риски и угрозы, алгоритмизация мышления, здоровьесберегающие технологии в образовании, воспитание навыков цифровой гигиены

Для цитирования: Суходаева Т. С. Формирование навыков цифровой гигиены студентов как существенный элемент воспитательной работы в высшей школе // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2022. № 2 (13). С. 100-105. DOI 10.52170/2618-7949_2022_13_100.

PROCEEDINGS OF THE ХХХ111 INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL CONFERENCE "CURRENT ISSUES OF HIGHER EDUCATION MODERNIZATION: MENTORING AS AN ESSENTIAL PART

OF EDUCATIONAL PROCESS"

Original article

Development of digital hygiene skills as an essential element of mentoring in higher education institutions

Tatyana S. Sukhodaeva

Siberian Institute of Management - Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Novosibirsk, Russia, sutaser@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of the most significant risks and threats of digitalization in all spheres of human life. The main approaches to determining the concept of "digital hygiene" are reviewed. An integrative interpretation of this concept is proposed. In general terms, digital hygiene is seen as a specific system

© Суходаева Т. С., 2022

comes close to ensuring information security, including protection against digital fraud. From a medical point of view, digital hygiene involves the development of standards and measures to improve the information environment in order to reduce the negative impact of information technology on the physical and mental health and well-being of an individual and the society as a whole.

Among the existing risks and threats, the article focuses on the negative manifestations of the influence of digitalization on the mental abilities of students in the learning process. Excessive publicity in social networks forms a special "podium consciousness" among their participants. The digital space often becomes a tool for social degradation and involvement in destructive movements. The need to process a huge flow of information leads to its fragmentation and the development of clip thinking. This destroys the ability for a holistic and systematic perception of the reality, causing the desire to simplify the content consumed. Risks and threats require the creation of an effective security system. The necessity of introducing specific forms of mentoring aimed at the formation of basic digital hygiene skills in higher education institutions is substantiated.

Keywords: digitalization of life, digital hygiene, digital risks and threats, algorithmization of thinking, health-saving technologies in education, development of digital hygiene skills

For citation: Sukhodaeva T. S. Development of digital hygiene skills as an essential element of mentoring in higher education institutions. The Siberian Transport University Bulletin: Humanitarian research. 2022;(13):100-105. (In Russ.). DOI 10.52170/2618-7949_2022_13_100.

Современный человек существует в цифровой среде, которая стала такой же реальностью, как и собственно реальная жизнь. Цифровая среда включает в себя Интернет, социальные сети, приложения, без которых не мыслят свое существование большинство людей, а студенчество - в абсолютной мере.

В современных публикациях подчеркивается: В эпоху цифровой экономики обостряется конкурентная борьба между государствами, корпорациями, предприятиями и отдельными личностями. В конкурентной борьбе, на современном рынке товаров и услуг, необходимо создать эффективную систему экономической, информационной и пр. безопасности, оперативно реагирующую на различные угрозы, возникающие в условиях цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности общества [1, с. 119].

Действительно, цифровизация привнесла в нашу жизнь огромные благоприятные изменения, но вместе с тем не менее значимые риски и угрозы. Противостоять им можно только через их осознание. И этому должно быть посвящено специальное направление воспитательной работы с обучающимися в высшей школе. Формы и методы такой работы должны предполагать не спорадическую деятельность преподавателя, а регулярное просветительское воздействие на обучающихся с целью воспитания навыков так называемой цифровой гигиены.

С недавнего времени понятие цифровой гигиены прочно вошло в научный и практический оборот. Во всем мире проводятся масштабные

исследования влияния цифровой среды обитания современного человека на различные стороны его жизнедеятельности. Существует значительное количество публикаций, посвященных этой проблеме в целом и отдельным ее сторонам. Д. В. Руденкин приводит следующие данные: Интерес к теме цифровой гигиены в российской исследовательской практике в последнее время явно вырос: если в течение 20112016 годов в системе РИНЦ было проиндексировано всего 17 научных работ, посвященных данной проблематике, то в 2017-2021 годах таких работ оказалось уже 127 [2, с. 42]. Он же отмечает, что в российской социально-гуманитарной науке уже устоялось и общее представление о цифровой гигиене как о специфической системе навыков, позволяющих избегать опасностей, связанных с информационными технологиями.

Вместе с тем само понятие цифровой гигиены трактуется многообразно, интегрального общепризнанного определения пока нет. Доминирует отраслевой подход. По большей части понятие «цифровая гигиена» используется без концептуального сопровождения и возможности конвертации в практику эмпирических исследований.

Если рассматривать научные публикации по данной теме, то можно прийти к выводу, что многие исследователи рассматривают цифровую гигиену в узком значении, а именно как обеспечение информационной безопасности. Выделяется и еще более узкий подход, связанный с защитой от цифрового мошенничества личных финансов.

Выделяется и аспект гигиенической оценки и регламентации деятельности в цифровой среде для снижения специфических опасностей. Так, Э. И. Денисов ставит вопрос следующим образом: Растет роль интеллектуальной компоненты труда, что при увеличении потока информации может сопровождаться ростом нервно-эмоциональных нагрузок. Это подтверждает логическую цепочку: новые технологии - новые факторы риска - новые болезни работников - новые гигиенические задачи [3, с. 6].

Существует и сугубо научно-медицинский подход, представленный группой исследователей: Информационная гигиена является отраслью медицинской науки, которая изучает закономерности влияния информации на физическое, психическое и социальное благополучие человека, трудоспособность, продолжительность жизни, здоровье общества, разрабатывает стандарты и меры по улучшению информационной среды и оптимизации интеллектуальной деятельности [4, с. 427].

Сходную точку зрения высказывает И. А. Молодцова применительно к сфере образования: Увеличение темпов цифровизации образования должно сопровождаться комплексом мероприятий на основе новых норм, правил и методик работы. Необходимы расчет индивидуальных рисков воздействия разных видов информации и прогнозирование их последствий для здоровья детей и подростков с последующей разработкой программы профилактической и оздоровительной работы, что требует изменений в общеметодологических оценках, регламентациях, технологиях [5, с. 269].

В ряде публикаций по рассматриваемой тематике акцент ставится на защите персональных данных и формировании цифровой гигиены в компании. Их авторы предлагают обеспечивать цифровую гигиену компании за счет повышения осведомленности сотрудников по вопросам информационной безопасности, разграничения доступа к информации, а также применения технических средств контроля и мониторинга информации [6, с. 85].

Свое видение проблем цифровой гигиены представляют исследователи-гуманитарии. Они реализуют лингводидактический подход к цифровой гигиене, который касается коммуникаций в электронной образовательной среде: Если под цифровой грамотностью понимается уровень

компетенций, достаточный для использования новых информационно-коммуникационных технологий, то цифровая гигиена есть значимая составляющая цифровой грамотности, а именно свод рекомендаций по поведению в цифровом пространстве (социальные сети, банковские системы, различные приложения и т. д.) [7, с. 74].

В существующей русскоязычной библиографии по вопросам цифровой гигиены наверняка не останется незамеченной недавно изданная монография И. С. Ашманова и Н. И. Кас-перской [8], в которой на основе большого объема изученных данных получены экспертные оценки большинства аспектов цифровой гигиены современного человека. Они объединены, по мнению авторов, некоторыми общими принципами, к которым относятся внимательность и осознанность, забота о будущем и распознавание манипуляций и манипуляторов [8, с. 369].

Современное поколение авторы иронично именуют цифровыми туземцами, а сам цифровой мир - цифровыми джунглями со специфическими формами жизни, которые несут в себе опасность. Очевидно, что современные люди, как туземцы, стали чрезмерно доверчивы и в большинстве своем не осознают рисков и угроз новой эпохи. Существование цифровых рисков и угроз И. С. Ашманов и Н. И. Касперская связывают с социальной инженерией в Сети, которая проявляется в таких явлениях, как спам, вирусы, фишинг, вымогательство и тому подобное, а также с возможностью внешнего наблюдения за человеком через его цифровой след, чрезмерную публичность в социальных сетях. В этих условиях абсолютная, на первый взгляд, прозрачность соединяется с демонстрацией фальшивого фасада и формирует, по мнению вышеназванных авторов, особое подиумное сознание.

Еще одна проблема, получившая свое отражение в указанной монографии, касается социальных связей в виртуальной реальности. Социальные сети становятся информационным пузырем, а аккаунты заменяют живых людей. Цифровое пространство, таким образом, становится инструментом социальной деградации и вовлеченности в деструктивные движения.

Особого внимания заслуживает, конечно, существование в Интернете токсичного контента и методов сетевой манипуляции, что

также должно стать предметом специального исследования.

Таким образом, даже далеко не полный перечень проблем, связанных с цифровизацией, демонстрирует высокий потенциал рисков и угроз для человека. На наш взгляд, из всех рисков и угроз цифрового мира наиболее существенными являются те, которые уже привели к смене модели интеллекта современной молодежи.

Для высшей школы чрезвычайно важно воспитать в студентах компетенции, позволяющие осознанно противостоять глубинным угрозам цифровизации человека, затрагивающим прежде всего саму познавательную деятельность.

Цифровизация сделала доминирующим форматом алгоритмизацию мышления, то есть стремление использовать готовые решения или стандартные пути их нахождения, снижая креативность человека и стремление к творческому поиску.

Современный студент, впрочем как и большинство людей, вынужден перерабатывать огромный поток информации. Человеческий мозг адаптируется к таким информационным нагрузкам через фрагментирование информации и клипизацию мышления. При этом разрушается способность к целостному и системному восприятию реальности. Более того, человек стремится потреблять более простой контент. Противостоять этому можно через понимание философских основ цифровой гигиены: Если цифровая революция внесла в жизнь человека существенные коррективы, то теперь нужно разрабатывать не просто гигиену жизни, а цифровую гигиену жизни [9, с. 74].

Возможно, еще более важно донести до студентов понимание особенностей работы нейронных сетей головного мозга, то есть сугубо физиологические аспекты цифровизации жизни. Необходимо понимание того, что потребление информации и генерация мысли не могут происходить одновременно. Это автономно работающие сети. Мыслительная деятельность требует вводного временного периода без потребления информации.

С точки зрения образовательного процесса в высшей школе принципиальное значение имеет тот факт, что со временем со все большей интенсивностью происходит подмена

знаний информацией и мнениями. «Википе-дия» воспринимается как источник истины в последней инстанции, а советы друзей в социальных сетях кажутся исключительно значимыми. То же самое относится и к содержанию первой ссылки по поисковому запросу.

Совершенно правы авторы коллективной монографии, посвященной проблемам цифро-визации образования, сделав вывод о необходимости подготовки студентов к освоению всех возможностей, которые предоставляет стремительно развивающееся технотронно-цифровое общество. Они подчеркивают: ... цифровизация, явившись следствием научно-технического прогресса и одной из ключевых реалий жизнедеятельности современного человека, а также социально-экономического и информационно-технологического уклада производственных и культурно-образовательных отношений в обществе, приводит пока в основном к обострению существующих противоречий в образовании и в первую очередь между «репродуктивной» и «продуктивной» («креативной») стратегиями его модернизации. Эти психолого-педагогические стратегии образования были выделены нами как два конкурирующих между собой тренда в его развитии [10, с. 8].

Опыт автора в воспитании у студентов навыков цифровой гигиены состоит в проведении небольших, но регулярных бесед по воздействию работы с электронными гаджетами при изучении учебных дисциплин с использованием доступных видеоматериалов, комментировании просмотренного. Интересные и наглядные результаты были получены при повторении некоторых, весьма несложных по организации экспериментов. Например, студентам было предложено провести хронометраж времени, которое требуется для полноценной концентрации на поставленной задаче. Выяснилось, что такое время составляет не менее трех минут. Отсюда следует очевидный вывод: ставший уже привычным для студента режим «всегда на связи», постоянные отвлечения во время занятия на сообщения в социальных сетях и мессенджерах не позволяют осуществлять процесс обучения с необходимой эффективностью. Хороший демонстрационный эффект дал эксперимент, заключавшийся в проведении трех сеансов тестирования по учебному материалу одинаковой степени сложности. Различие в форматах тестирования

заключалось в том, что в первом случае смартфон можно было положить рядом (но не пользоваться!). При прохождении второго теста телефон должен был постоянно находиться в кармане или в портфеле. И наконец, для третьего сеанса смартфон или иной гаджет следовало поместить за пределы аудитории. Данный эксперимент убедительно показывает, что физическая доступность гаджета влияет на успешность

прохождения тестирования: даже простое физическое присутствие собственного смартфона на рабочем месте снижает когнитивную способность обучающегося [11].

Но прежде всего сами преподаватели должны быть хорошо информированы об угрозах и рисках цифровизации, методах противодействия им, чтобы быть эффективными проводниками цифровой гигиены в студенческих кругах.

Список источников

1. Адольф В. А., Адольф К. В., Юрчук Г. В. Особенности подготовки специалиста в условиях цифровой трансформации образования // Адаптация детей и молодежи к современным социально-экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Абакан, 2021. С. 118-121.

2. Руденкин Д. В. Особенности актуальных исследований цифровой гигиены в российской социально-гуманитарной науке // Социально-гуманитарный вестник : Всероссийский сборник научных трудов. Барнаул : ИП Колмогоров И. А., 2021. Вып. 29. С. 42-46.

3. Денисов Э. И. Роботы, искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность: этические, правовые и гигиенические проблемы // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98, № 1. С. 5-10.

4. Буракова И. С., Плиева М. М., Полбицова С. А. Законы информационной гигиены // Достижения и перспективы развития молодежной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск : Новая Наука, 2019. С. 427-431.

5. Молодцова И. А. Социально-психологические проблемы здоровьесбережения Z-поколения в современных условиях: информационная гигиена // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии : материалы VII Международной научно-практической конференции / под ред. А. И. Ахулковой. Орел : Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, 2020. С. 266-270.

6. Прокофьев О. В., Семочкина И. Ю. Компетенции цифровой гигиены в высшем техническом образовании // Современные информационные технологии. 2019. № 29. С. 83-87.

7. Романова Н. Г. Лингводидактические аспекты цифровой гигиены // Актуальные вопросы образования. Современный университет как пространство цифрового мышления : сборник материалов Международной научно-методической конференции, 28-30 января 2020. В 3 ч. Ч. 2. Новосибирск : СГУГиТ, 2020. С. 73-77.

8. Ашманов И. С., Касперская Н. И. Цифровая гигиена. М. : Дело, 2022. 451 с.

9. Булатов В. В. Философские основы цифровой гигиены жизни // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». 2021. № 3. С. 68-75.

10. Цифровизация образования: психолого-педагогические и валеологические проблемы : монография / С. Ю. Степанов, П. А. Оржековский, Д. В. Ушаков [и др.] ; под ред. С. Ю. Степанова. М. : МГПУ, 2021. 192 с.

11. Андрей Курпатов. Выступление в Давосе на деловом завтраке Сбербанка. URL: https://www.youtube.com/watch?v=GbLclnu-QGc (дата обращения: 15.01.2022).

References

1. Adolf V. A., Adolf K. V., Yurchuk G. V. Features of training a specialist under the conditions of digital transformation of education. Adaptation of children and youth to modern socio-economic conditions based on health-saving technologies. Proceedings of the VIII National Scientific and Practical Conference. Abakan. 2021:18-121. (In Russ.).

2. Rudenkin D. V. Features of current research on digital hygiene in Russian social sciences and humanities. Social and Humanitarian Bulletin. National collection of scientific works. Barnaul: Kholmogorov. 2021;(29):42-46. (In Russ.).

3. Denisov E. I. Robots, artificial intelligence, augmented and virtual reality: ethical, legal and hygiene issues. Hygiene and sanitation. 2019;98(1):5-10. (In Russ.).

4. Burakova I. S., Plieva M. M., Polbitsova S. A. Laws of information hygiene. Achievements and prospects for the development of youth science. Proceedings of the International scientific and practical conference. Petrozavodsk: Novaya Nauka; 2019. P. 427-431. (In Russ.).

5. Molodtsova I. A. Socio-psychological problems of health saving of the Z-generation under current conditions: informational hygiene. Psychological and pedagogical support of the educational process: problems, prospects, technologies. Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference. Orel: Orel State University; 2020. P. 266-270. (In Russ.).

6. Prokofiev O. V., Syomochkina I. Yu. Competencies of digital hygiene in higher technical education. Modern information technologies. 2019;(29):83-87. (In Russ.).

7. Romanova N. G. Linguodidactic aspects of digital hygiene. Topical issues of education. Modern university as a space of digital thinking. Proceedings of the International scientific and methodical conference, January 2830, 2020. In 3 parts. Part 2. Novosibirsk: Siberian State University of Geosystems and Technologies; 2020. P. 7377. (In Russ.).

8. Ashmanov I. S., Kasperskaya N. I. Digital hygiene. Moscow: Delo; 2022. 451 p. (In Russ.).

9. Bulatov V. V. Philosophical foundations of digital hygiene of life. Bulletin of the Tver State University. Philosophy Series. 2021;(3):68-75. (In Russ.).

10. Stepanov S. Yu., Orzhekovskii P. A., Ushakov D. V. [et al.]. Digitalization of education: psychological, pedagogical and valeological problems. Moscow: Moscow State Pedagogical University; 2021. 192 p. (In Russ.).

11. Andrey Kurpatov. Speech in Davos at the business breakfast of Sberbank; 2018. (In Russ.). URL: https://www.youtube.com/watch?v=GbLclnu-QGc.

Информация об авторе

Т. С. Суходаева - доцент кафедры экономики и инвестиций Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат экономических наук.

Information about the author

T. S. Sukhodaeva - Associate Professor of the Department of Economics and Investment, Siberian Institute of Management - Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences.

Статья поступила в редакцию 25.01.2022; одобрена после рецензирования 07.02.2022; принята к публикации 30.03.2022.

The article was submitted 25.01.2022; approved after reviewing 07.02.2022; accepted for publication 30.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.