Научная статья на тему 'НАВЫК УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА В ЛИЧНОСТНОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ'

НАВЫК УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА В ЛИЧНОСТНОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельное обучение / мотивация / целеполагание / обучение на протяжении всей жизни / ключевые компетенции XXI века / успех / independent learning / motivation / goal-setting / lifelong learning / core competencies of the 21st century / success

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

Способность определять собственные потребности в обучении и самостоятельно приобретать знания становится все более важной в современном информационном обществе. Саморегулируемое обучение превращает обучающихся в активных участников процесса обучения, осознающих ответственность за его результаты и обладающих необходимым набором навыков и компетенций для концептуализации, планирования, реализации и оценки результатов самостоятельной познавательной деятельности. Люди, которые умеют организовывать и управлять своим собственным обучением, освоили способы получения информации, могут мыслить на более высоких уровнях, это люди, которые научились учиться. Именно желание и умение учиться самостоятельно является фактором, способствующим достижению успеха как в личном, так и в профессиональном плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ability to identify one’s own learning needs and to acquire knowledge independently is becoming increasingly important in today’s information society. Self-managed learning makes learners active participants in the learning process, aware of the responsibility for its results and having the necessary set of skills and competencies for conceptualization, planning, implementation and evaluation of independent cognitive activity. People who are able to organize and manage their own learning, who have acquired ways of getting information, who can think at higher levels, are people who have learned to learn. It is the desire and ability to learn independently that contributes to success, both in personal and professional spheres.

Текст научной работы на тему «НАВЫК УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА В ЛИЧНОСТНОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ»

УДК 378:37.041

НАВЫК УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА В ЛИЧНОСТНОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

доцентМалкова Татьяна Вячеславовна Санкт-Петербургскийуниверситет МВД России (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Способность к самостоятельному познанию, к организованному самоуправляемому приобретению знаний и умений является чрезвычайно важным и одним из наиболее востребованных качеств современного специалиста. В условиях стремительных изменений, происходящих в обществе, увеличения информационных потоков, появления новых наукоемких технологий, глубоких культурных и социальных трансформаций во всех сферах современного социума специалисту XXI века необходимо уметь оперативно ориентироваться в ситуации многозадачности, адекватно адаптироваться к новым условиям, своевременно восполнять дефицит знаний и опыта. В этой связи вопросы, связанные с формированием у обучающихся навыков самостоятельной познавательной деятельности, дающих им возможности и инструменты, необходимые для того, чтобы преуспеть в будущем, приобретают особую актуальность.

Изложение основного материала исследования. Исследование и обобщение опыта дистанционного обучения в период пандемии новой коронавирусной инфекции позволили сделать вывод о том, что педагогическим работникам необходимо уделять больше внимания развитию навыков самообучения. К приоритетным направлениям, по которым следует активизировать деятельность, можно отнести проработку базовых компонентов основных этапов самоуправляемого обучения, обеспечивающих успешность самостоятельной познавательной деятельности. К ним следует отнести:

- повышение готовности обучающихся к самостоятельному приобретению знаний;

- расширение ответственности за результаты обучения;

- определение собственных учебных потребностей и грамотная постановка целей;

- практическое овладение необходимыми для достижения этих целей инструментами и навыками;

- организация непосредственно самого процесса самостоятельного обучения;

- оценка его результатов на основе самоконтроля и самоанализа;

- укрепление уверенности в себе, повышение мотивации и самооценки.

Признаками готовности к самостоятельному обучению являются: автономность, организованность, ответственность, самодисциплина, а также критическое мышление, способность к самоконтролю и саморефлексии. По мнению ученых [1, С. 24], непосредственное применение эффективных навыков самоорганизации и самодисциплины составляет основу системы самостоятельности будущего специалиста.

Путь к овладению новыми знаниями начинается с точного определения того, какого результата человек хочет достичь, почему это ему необходимо, как он сможет использовать приобретенные навыки в будущем, в том числе и в профессиональной деятельности, как эти новые навыки могут открыть для него новые возможности. Цели самоуправляемого обучения должны выходить за рамки текущих возможностей, мотивировать обучающихся и отвечать нескольким критериям, в частности быть конкретными, измеримыми, актуальными, ограниченными временными рамками [2]. Кроме того, следует отметить, что цели, которые ставят перед собой обучающиеся, обязательно должны быть реалистичными и достижимыми, но вместе с тем сложными и личностно значимыми. Именно постановка цели позволяет повысить концентрацию внимания и достичь высокой продуктивности обучения.

Активное обучение стимулируется любопытством, желанием более тщательно исследовать интересующую проблему. Согласно исследованию Калифорнийского университета, любопытство или высокая степень заинтересованности делает наш мозг более восприимчивым к обучению. Исследователи из Harvard Business Review (Гарвардского бизнес-обзора - ежемесячного научно-популярного журнала, посвященного различным вопросам управления бизнесом) также обнаружили, что люди, которым было интересно выполнять свои профессиональные обязанности, оказались на 34% более креативными, меньше реагировали на стрессовые ситуации и провокации, были более чуткими к коллегам и более общительными [3]. Это еще раз подтверждает, что процесс самообучения становится более эффективным и интересным, если у обучающегося появляется интеллектуальное любопытство, внутренняя потребность в его удовлетворении. Любопытство это одна из важнейших и

часто упускаемых из виду составляющих мотивации к обучению, постоянно подталкивающая человека к самосовершенствованию.

Поскольку самостоятельное освоение нового это сложный и порой длительный процесс, а для достижения успеха требуются решимость, внимание и значительные усилия, при постановке цели очень важна внутренняя мотивация. Именно мотивация, то есть добровольное и целенаправленное желание получить больше знаний и добиться прогресса, делает из пассивного ученика активную, творческую личность, а учебный опыт приобретает большую значимость. Когда мотивация становится внутренней, процесс обучения перестает быть рутинным, а начинает приносить радость и удовлетворение. Положительный настрой придает уверенность в себе и в своих силах, делает процесс самостоятельного обучения наполненным новыми смыслами, помогает сосредоточить энергию на вещах, которые действительно имеют значение для обучающихся.

Кроме того, очень важное место в самостоятельном обучении занимают самонаблюдение и самоконтроль. Обучающимся очень важно контролировать и управлять своим обучением в соответствии с собственными потребностями и целями, выявлять недостаточное обучение или отклонение от цели обучения, соответственно корректировать цели и использовать новые стратегии для их достижения, ставить новые цели, создавая для себя тем самым новые возможности.

Для достижения поставленной цели большое значение имеет умение самостоятельно управлять своим временем, планировать обучение, четко придерживаться составленного учебного плана. Кроме того, важно следить за своим прогрессом, чтобы убедиться, все ли идет по плану самостоятельного обучения или необходимо внести в него определенные коррективы, чтобы он стал более реалистичным. То есть необходимо помочь обучающимся освоить основы тайм менеджмента, планирования, самоанализа и саморефлексии, что поможет им в дальнейшем избежать разочарований и неудач. Самостоятельное обучение - это процесс, в котором человек берет на себя основную ответственность за планирование, приобретение и оценку своего опыта обучения.

В основе саморегулируемого обучения лежит личное желание, потребность человека освоить некие новые знания, найти больше информации по интересующей его теме и максимально эффективно ее использовать. Это способствует формированию четкой цели, а полученная информация приобретает большую актуальность и личностную значимость. И, поскольку человек учится не просто ради обучения, а для реализации собственной, самостоятельно поставленной цели, по достижении положительных результатов сам процесс обучения начинает доставлять не только удовлетворение, но и удовольствие, что, несомненно, повышает внутреннюю мотивацию.

Выводы. Таким образом, способность к саморегулируемому обучению является одной из ключевых компетенций специалиста XXI века и позволяет ему обрести независимость и способность развиваться, полагаясь на собственные возможности и руководствуясь собственными потребностями, целями и интересами. Этот чрезвычайно важный навык, способствующий развитию автономии, уверенности в себе и в своих силах, рассматривается сегодня как залог личностного и профессионального успеха человека. Человека, готового к самообучению, отличают более высокий уровень познавательной активности и мотивации, организованность и энтузиазм, самостоятельность и дисциплинированность, умение ставить перед собой четкие цели, действовать в соответствии с планом, проявлять инициативу. Он открыт для всего нового, уверен в себе и в своей способности освоить любой новый навык и умеет контролировать себя.

Формирование у обучающихся осознанного, позитивного отношения к самостоятельному обучению, как к необходимому условию непрерывного личностного и профессионального развития, то есть к обучению на протяжении всей жизни, является одной из приоритетных задач современной системы образования. Способность самостоятельно и быстро учиться поможет им легко адаптироваться к изменениям в окружающей среде, выявлять возникающие проблемы и быстро самостоятельно искать эффективные решения.

Аннотация. Способность определять собственные потребности в обучении и самостоятельно приобретать знания становится все более важной в современном информационном обществе. Саморегулируемое обучение превращает обучающихся в активных участников процесса обучения, осознающих ответственность за его результаты и обладающих необходимым набором навыков и компетенций для концептуализации, планирования, реализации и оценки результатов самостоятельной познавательной деятельности. Люди, которые умеют организовывать и управлять своим собственным обучением, освоили способы получения информации, могут мыслить на более высоких уровнях, это люди, которые научились учиться. Именно желание и умение учиться самостоятельно является фактором, способствующим достижению успеха как в личном, так и в профессиональном плане.

Ключевые слова: самостоятельное обучение, мотивация, целеполагание, обучение на протяжении всей жизни, ключевые компетенции XXI века, успех.

Annotation. The ability to identify one's own learning needs and to acquire knowledge independently is becoming increasingly important in today's information society. Self-managed learning makes learners active participants in the learning process, aware of the responsibility for its results and having the necessary set of skills and competencies for conceptualization, planning, implementation and evaluation of independent cognitive activity. People who are able to organize and manage their own learning, who have acquired ways of getting information, who can think at higher levels, are people who have learned to learn. It is the desire and ability to learn independently that contributes to success, both in personal and professional spheres.

Key words: independent learning, motivation, goal-setting, lifelong learning, core competencies of the 21st century, success.

Литература:

1. Брагарник-Станкевич, O.C. Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: коллективная монография / О.С. Брагарник-Станкевич, Е.В. Везетиу, Е.В Вовк. -Нижний Новгород, 2020. - 63 с.

2. Pearce, Kyle. How to Create Your Own Self-Directed Learning Plan. - URL: https://www.diygenius.com/how-to-create-a-self-directed-learning-plan/ (дата обращения 12.03.2023).

3. Reader, Sam. Self-Learning; Why it's Essential for You in the 21st Century. - URL: https://medium.com/wondr-blog/self-learning-why-its-essential-for-us-in-the-21st-century-9e9729abc4b8 (дата обращения 11.03.2023).

УДК 378:37.013

РАБОТА С ВИДЕО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

доцентМалкова Татьяна Вячеславовна Санкт-Петербургскийуниверситет МВД России (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Иноязычная подготовка в системе высшего образования является обязательным компонентом ее содержания и представляет собой целостную совокупность форм и средств для формирования и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, способствующей их личностному и профессиональному росту, расширению общей культуры личности, интеллектуальному и эмоциональному развитию. Проблема повышения эффективности обучения, поиск новых возможностей для оптимизации этой сложной, постоянно развивающейся системы обусловлены потребностью общества в высоком качестве иноязычной подготовки специалистов, готовых к самостоятельному приобретению знаний с целью удовлетворения своих личностных и профессиональных потребностей. Современные информационно-коммуникационные технологии открывают новые перспективы для обновления формы и содержания иноязычной подготовки, эффективность их применения в образовательном процессе бесспорна.

Изложение основного материала исследования. Одной из интересных и перспективных форм работы по овладению обучающимися иноязычной коммуникативной компетенцией является использование в учебном процессе видеоматериалов. Известно, что усвоение иноязычной лексики опирается на познавательный интерес, а ее запоминание и воспроизведение осуществляется эффективнее, если оно связано с активной умственной или практической деятельностью. Интеграция видео в канву занятий стимулирует расширение вокабуляра и способствует повышению прочности запоминания изучаемого лексического материала, развивает различные стороны психической деятельности обучающихся, а также, что не менее важно, оказывает на них значительное психологическое воздействие и повышают учебную мотивацию. Тщательно подобранные тематические видеоматериалы в сочетании с подготовленными преподавателем заданиями, ориентированными на достижение конкретных методических целей, положительно сказывается на развитии навыков обучающихся во всех видах речевой деятельности. Кроме того, работа с видеоматериалами способствует расширению общего и профессионального кругозора, стимулирует познавательную активность и интерес обучающихся к изучаемой дисциплине.

Использование видеоматериалов позволяет преподавателю изменить характер традиционного занятия, сделав его необычным, увлекательным и динамичным. Отдельно хотелось бы отметить, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.