Научная статья на тему 'ИДЕЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ'

ИДЕЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХЬЮТАГОГИКА / САМОУПРАВЛЯЕМОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОРЕГУЛИРУЕМОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ АВТОНОМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречушкина Нина Владимировна

Активизация и эффективная организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся как важного ресурса совершенствования образовательного процесса являются актуальной задачей современной педагогической науки. Рассматриваются идеи зарубежных исследователей, знакомство с которыми представляет научный интерес в контексте изучения различных аспектов указанной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF THE INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE FOREIGN PEDAGOGIC CONCEPTS

The activation and efficient organization of the independent cognitive activities of students as the important resource of the development of the educational process are the relevant tasks of the modern pedagogic science. There are considered the ideas of the foreign researchers, the acquittance with them is the academic interest in the context of studying the different aspects of the issue.

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ»

4. Minina V.N. Cifrovizaciya vysshego obrazo-vaniya i ee social'nye rezul'taty // Vestn. S.-Peterb. unta. Sociologiya. 2020. T. 13. Vyp. 1. S. 84-101. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.106.

Integration of educational and scientific research work of students in the conditions of the digitalization of higher education

Digitalization is considered as an integral part of the modern educational process, there are defined its basic tasks and issues. There are revealed the aspects of the integration of the educational and scientific research work of students in the conditions of the digitalization of higher education.

Key words: integration, educational work, scientific research work of students, digitalization of education, higher education.

(Статья поступила в редакцию 11.03.2021)

н.В. гречушшна

(Рязань)

идея самостоятельной познавательной деятельности обучающегося в зарубежных педагогических концепциях

Активизация и эффективная организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся как важного ресурса совершенствования образовательного процесса являются актуальной задачей современной педагогической науки. Рассматриваются идеи зарубежных исследователей, знакомство с которыми представляет научный интерес в контексте изучения различных аспектов указанной проблемы.

Ключевые слова: самостоятельная познавательная деятельность, хьютагогика, самоуправляемое обучение, саморегулируемое обучение, учебная автономия.

Цифровизация образования, ориентированная на его модернизацию в соответствии с требованиями времени, и концепция непрерывного образования, выступающая условием

профессионального и личностного роста человека, являются современными трендами развития образования и направлены на повышение его эффективности. Реализация этих трендов предполагает необходимость рационально использовать все доступные ресурсы, одним из которых является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся. Актуализация интереса к самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в современной педагогике обусловлена повышением доли и роли самостоятельной работы обучающегося, особенно на этапе получения им высшего образования, где наблюдается устойчивая тенденция к увеличению времени, отводимого на самостоятельную работу, в том числе внеаудиторную. Понятие «самостоятельная познавательная деятельность обучающихся» находится в общем смысловом поле с такими понятиями, как «самостоятельность в обучении», «самообразование», «хьютагогика», «саморегулируемое обучение», «самоуправляемое обучение», «учебная автономия» и др. Целью данной работы является изучение того, как соотносятся указанные понятия в зарубежных педагогических концепциях.

В отечественной и зарубежной педагогике глубоко проработаны многие проблемы, связанные с различными аспектами самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. В разное время к ним обращались В.А. Беликов, Л.М. Блашке, М.А. Данилов, Б.П. Еси-пов, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, Д. Литтл, М.С. Ноулз, П.И. Пидкасистый, В.Н. Пусто-войтов, Й. Райтхель, М.П. Скаткин, X. Тиген-са, А.В. Усова, С. Хейс и К. Кеньон, X. Холек, Б.Дж Циммерман, Г.И. Щукина и др. Самостоятельная познавательная деятельность обучающегося в рамках организованного образовательного процесса в формальном образовании определяется как самостоятельная учебно-познавательная деятельность и понимается как целенаправленное, организованное, систематическое, управляемое педагогом или осуществляемое самостоятельно взаимодействие обучающегося с окружающей действительностью, направленное на овладение им новыми знаниями, умениями и способами деятельности. Самостоятельная познавательная деятельность обучающегося непосредственно связана с активностью и самостоятельностью учебной работы, познания, мышления, действия обучающегося, которые выступают психологическими условиями успешного овладе-

О Гречушкина Н.В., 2021

ния знаниями, умениями и навыками. Самостоятельная познавательная деятельность обучающегося занимает важное место в структуре его учебной (учебно-профессиональной) деятельности и выполняется как в часы занятий, так и во время самоподготовки к ним по заданию педагога, а также по собственной инициативе обучающегося во внеучебное время. Педагогическим средством организации и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся является выполняемая ими самостоятельная работа как на уровне преобразующего воспроизведения, так и в процессе решения эвристических и творческих задач.

Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся тесно связана с понятием «самообразование». Исследуя особенности самообразования, С. Хейс и К. Кеньон (S. Hase, C. Kenyon) [5] формулируют основные положения теории самостоятельного обучения и вводят для ее обозначения термин хьютагоги-ка (heutagogy). В хьютагогике акцент помещается не на содержание обучения, а на то, как происходит обучение - на метаобучение. С позиции хьютагогики образовательный процесс должен формировать у обучающихся навыки самоорганизации; способность к саморазвитию; способность адаптироваться и действовать в ситуации неопределенности; способность применять свои знания и умения для решения нестандартных задач в изменяющихся условиях в новых ситуациях; способность определять, какие знания и навыки необходимы, и приобретать их путем самообразования; способность устанавливать и поддерживать социальные коммуникации и контакты с другими людьми [Там же]. В хьютагогике образовательные результаты предельно индивидуализированы и не могут быть одинаковы для всех, потому обучающийся должен выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию, определяя свои образовательные потребности и пути их удовлетворения, создавая личные сети для обучения, используя приобретенные знания и сформированные навыки, а также выстроенные сети для непрерывного самообразования и самосовершенствования [1].

Л.М. Блашке (L.M. Blaschke) отмечает, что одной из ключевых в хьютагогике является идея о том, что человек постоянно занимается смыслотворчеством, постоянно учится, а приобретаемые им знания и навыки соотносятся и связываются с имеющимися и с тем, что он знал и умел раньше [3]. Хьютагогика помещает в фокус своего интереса обучающегося и

его развитие [10]. По мнению Л. Роу (L. Raw), такая сосредоточенность хьютагогики на обучающемся излишняя и ведет к полному устранению педагога, доводя автономию обучающегося до абсолюта [12]. Это последнее замечание позволяет разграничить рассматриваемые понятия: самостоятельную познавательную деятельность обучающегося, совершаемую в рамках освоения им образовательных программ, будем называть самостоятельной учебно-познавательной деятельностью, а совершаемую вне системы организованной образовательной подготовки - самообразованием. Тогда хьютагогика как педагогика самообразования оказывается непосредственно связанной с педагогической теорией самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, но не охватывает ее полностью.

Понятие «самостоятельная познавательная деятельность обучающегося» следует также соотнести с понятиями «саморегулируемое обучение» и «самоуправляемое обучение», которые содержательно близки друг другу. Основные идеи саморегулируемого обучения (self-regulated learning) представлены в работе «Саморегулируемое обучение и академические достижения» Б.Дж. Циммермана (B.J. Zimmerman) и Д.Х. Шранка (D.H. Schunk), где саморегулируемое обучение трактуется как «процесс, в котором учащиеся активизируют и самостоятельно поддерживают познавательное поведение, ориентированное на достижение целей» [15, p. 102]. Б.Дж. Циммерман выделяет три взаимосвязанных аспекта саморегулируемого обучения:

- метакогнитивный (обучающиеся планируют, ставят цели, организуют, контролируют и оценивают себя, реактивно реагируют на самоориентированную обратную связь об эффективности обучения);

- мотивационный (обучающиеся самомотивированы, они демонстрируют и поддерживают высокий уровень самоэффективности и внутренний интерес к задаче);

- поведенческий (обучающиеся выбирают, структурируют и создают среду, которая оптимизирует обучение, используют саморегулируемые стратегии обучения).

Б.Дж. Циммерман обращает внимание на взаимосвязанность названных аспектов и необходимость развивать их в образовательном процессе непрерывно и одновременно. Ученый отмечает, что для поддержания высокого уровня активности саморегулирующихся обучающихся критически важна постоянная обратная связь - как самоориентированная на

основе самооценки и рефлексии, так и внешняя, предоставляемая педагогом и реакциями среды. Он подчеркивает, что «саморегулирующиеся учащиеся рассматривают приобретение знаний как систематический и контролируемый процесс и принимают на себя большую ответственность за результаты своих достижений» [16, p. 4].

Самоуправляемое обучение (self-directed learning), согласно X. Тигенсу (H. Tietgens) [13], представляет собой учение, в основе которого лежат самоконтроль и личная ответственность обучающегося за выбор содержания и средств учения и при котором обучающийся самостоятельно определяет цель учения, необходимые для удовлетворения собственной познавательной потребности знания и умения, а также способы их приобретения (Ф.Е. Вейнерт (F.E. Weinert) [14]). Понятие «самоуправляемое обучение», отмечает Й. Райтхель (J. Rai-thel), обнаруживается в контекстах, связанных с идеями образования, непрерывного на протяжении всей жизни человека, и с теорией обучения взрослых - андрагогикой (andragogy), употребляясь наряду с последним как синонимичное ему понятие [11].

основные положения и принципы самоуправляемого обучения были сформулированы М.С. Ноулзом (M.S. Knowles) в работе «Самоуправляемое обучение: Руководство для учеников и учителей» [8], а позднее пересмотрены им при разработке теории андрагогики в книге «Андрагогика в действии: Применение современных принципов к образованию взрослых» [7]. М.С. Ноулз определяет самоуправляемое обучение как «процесс, в котором люди проявляют инициативу, с помощью или без помощи других, в диагностике своих потребностей в обучении, формулировании целей обучения, определении людских и материальных ресурсов для обучения, выборе и реализации соответствующих стратегий обучения и оценке результатов обучения» [8, с. 18]. Он отделяет самоуправляемое обучение от других понятий, таких как «самообразование», «автономное обучение», «самообучение» и др., подчеркивая, что все они подразумевают обучение в изоляции, в то время как самоуправляемое обучение обычно происходит в контакте с другими людьми (педагогами, наставниками, сверстниками, старшими и более опытными коллегами) и в сотрудничестве с ними. Самоуправляемое обучение, по мнению М.С. Ноулза, должно стать моделью непрерывного образования. В современном мире, пишет он, «больше не следует отождествлять образование с молоде-

жью <...> Образование - или, еще лучше, обучение - теперь должно определяться как процесс на протяжении всей жизни. Начальное обучение в юности будет включать навыки исследования, а обучение после окончания школы будет направлено на приобретение знаний, навыков, понимания, отношения и ценностей, необходимых для адекватной жизни в быстро меняющемся мире» [8, p. 18]. Андрагогика, с позиции М.С. Ноулза, является приложением теории самоуправляемого обучения к обучению взрослых и в этом контексте должна быть ориентирована на формирование компетенций, на создание в процессе обучения условий, позволяющих сфокусироваться на обучающемся, а не на обучающем, на учении, а не на обучении, и учитывать разнообразные, уникальные и специфические стили обучения и потребности взрослых [7].

Таким образом, саморегулируемое обучение и самоуправляемое обучение можно понимать как формы организации образовательного процесса, в котором реализуется самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, а также как формы проявления этой деятельности.

С проблемой самостоятельной познавательной деятельности обучающихся сопряжена задача повышения уровня их академической (учебной) автономии, слагаемыми которой выступают способность к саморазвитию, навыки самоорганизации и самообразования. X. Холек (H. Holec) определяет автономию как способность обучающегося принимать и нести ответственность за собственную учебную деятельность, все ее аспекты и результаты, в том числе целеполагание, определение содержания обучения, последовательности, методов и средств работы над его освоением, самостоятельное управление своим учением и оценку достигнутых образовательных результатов [6]. Практика автономии обучающихся, считает Д. Литтл (D. Little), требует от них понимания целей обучения и способности к рефлексии, позитивного отношения к учебе и готовности проявлять инициативу в самоуправлении и взаимодействии с другими людьми [9]. П. Биммель и У. Рампи-льон (P. Bimmel, U. Rammpillon) учебную автономию понимают как образовательный процесс, в котором обучающиеся самостоятельно определяют способы, формы, сроки выполнения и контроля собственной учебной деятельности [2]. Л. Дикинсон (L. Dickinson) понимает учебную автономию как образовательный процесс, в котором обучающийся принимает

и несет полную ответственность за все аспекты своего обучения, самостоятельно осуществляет целеполагание, отбор содержания обучения, а также способов и сроков его освоения, оценку достигнутых результатов [4]. Автономный обучающийся, по мнению исследователя, полностью независим от преподавателя, образовательной организации и учебных материалов. В этом смысле процесс обучения при полной учебной автономии есть самообразование.

Повышение академической автономии обучающихся - одна из важнейших задач профессионально-педагогической деятельности педагога. Работа в этом направлении должна вестись с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся на разных этапах обучения, но особенно она важна в высшей школе. Личностные качества обучающихся, развиваемые в процессе и в результате решения задачи повышения их академической автономии, не только выступают условиями успешности обучения, но и представляют собой надпредметные (метапредметные) и личностные образовательные результаты.

Наш мир - время интеграции знаний в разных научных исследованиях, наук, концепций, за счет которой происходит взаимное обогащение теорий. Отечественная педагогическая наука должна развиваться, учитывая опыт, накопленный зарубежными исследователями. В рамках одной статьи невозможно охватить все, поэтому мы рассмотрели концепции, наиболее актуальные в контексте исследования различных аспектов самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Проведенный теоретический обзор и анализ научных источников показал, что понятие «самостоятельная познавательная деятельность обучающихся» непосредственно связано с понятиями «самообразование», «хьюта-гогика», «самоуправляемое обучение» и «саморегулируемое обучение», «учебная автономия», но не является полностью синонимичным ни одному из них и может употребляться в качестве синонима лишь ситуативно в определенных контекстах. Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, в отличие от самообразования и обучения на основе принципов хьютагогики, реализуется в рамках формального образования в процессе организованного учебного процесса, в том числе при таких его формах, как саморегулируемое обучение и самоуправляемое обучение. Самостоятельная познавательная деятельность тре-

бует высокого уровня учебной автономии обучающихся, выражающейся в конкретных способностях, знаниях, умениях и навыках, и сама способствует их дальнейшему формированию.

Список литературы

1. Agonacs N., Matos J. Perspectives on MOOCs as Heutagogy Instances // Proceedings of the 11th International Technology, Education and Development Conference, Valencia, Spain, 6-8 March 2017. Spain: IATED Academy. 2017. Р. 6655-6664. DOI: 10.21125/ inted.2017.1538.

2. Bimmel P., Rammpillon U. Lernautonomie und Lernstrategien. Munchen, 2000.

3. Blaschke L.M. Heutagogy and Lifelong Learning: A Review of Heutagogical Practice and Self-Determined Learning. // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2012. Vol. 13(1). P. 56-71.

4. Dickinson L. Self-instruction in language learning. Cambridge, 1987.

5. Hase S., Kenyon C. From Andragogy to Heutagogy. Ultibase Articles. 2000. Vol. 5(3). P. 1-10.

6. Holec H. Autonomy in Foreign Language Learning. Oxford; New York, 1981.

7. Knowles M.S. Andragogy in Action: Applying Modern Principles of Adult Education. San Francisco, 1984.

8. Knowles M.S. Self-directed Learning. A Guide for Learners and Teachers. Chicago, 1975.

9. Little D. Learner Autonomy: Definitions, Issues and Problems. Dublin, 1991.

10. Palaiologos G. From Pedagogy to Andragogy and Heutagogy: Thinking Distance Education and Self-Directed Learning [Electronic resource] // SSRN Electronic Journal. DOI: 10.2139/ssrn.1967851. URL: https://ssrn.com/abstract=1967851 (дата обращения: 10.01.2020).

11. Raithel J., Dollinger B., Hörmann G. Einführung Pädagogik. Deutschland, Wiesbaden, 2009. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-531-91828-0_24.

12. Raw L. Adaptive Pedagogies and Paragogies Transformations // The Journal of Inclusive Scholarship and Pedagogy. 2016 Vol. 26. No. 1. P. 89-99. DOI: 10.5325/trajincschped.26.1.0089.

13. Tietgens H. Der Beitrag der Erwaehsenen-bildung zur gesellschaftlichen Emanzipation // Begru-endungen gegenwaertiger Erwachsenen-bildung / Ed. H. Siebert. Braunschweig, 1980. S. 1-7.

14. Weinert F. Selbstersteuertes Lerner als Voraussetzung, Methode und Ziel des Unterrichts // Unter-richtswissenshat. 1982. Is. 2. S. 99-110.

15. Zimmerman B.J., Schunk D.H. Self-regulated learning and academic achievement: Theory, research and practice. New York etc., 1989.

16. Zimmerman B.J. Self-Regulated Learning and Academic Achievement: An Overview // Educational Psychologist. 1990. Vol. 25. P. 3-17. DOI: 10.1207/ s15326985ep2501_2.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

The idea of the independent cognitive activities of students in the foreign pedagogic concepts

The activation and efficient organization of the independent cognitive activities of students as the important resource of the development of the educational process are the relevant tasks of the modern pedagogic science. There are considered the ideas of the foreign researchers, the acquittance with them is the academic interest in the context of studying the different aspects of the issue.

Key words: independent cognitive activities, heuta-gogy, self-managed learning, educational autonomy.

(Статья поступила в редакцию 25.02.2021)

о.В. науменко

(Волгоград)

формирование умения будущего учителя работать с информацией

Рассматривается проблема формирования профессиональной информационной компетентности будущего учителя. Описываются конкретные учебные ситуации, дополняющие традиционное содержание и технологии методической подготовки студентов, направленные на формирование у будущего учителя начальных классов умения работать с информацией в условиях информатизации образования и дистанционного обучения.

Ключевые слова: информатизация образования, профессиональная подготовка учителя начальной школы, умение учителя работать с информацией.

В эпоху информатизации все большее значение приобретает умение работать с информацией. Объем информации, который приходится воспринимать и перерабатывать современному человеку, возрастает в геометрической прогрессии. однако далеко не все могут эффективно работать с текстами, понимать прочитанное, разумно систематизиро-

О Науменко О.В., 2021

вать и хранить информацию, представлять информацию в удобной форме. Это создает препятствия для успешной профессиональной деятельности и комфортной жизни. Современный человек должен владеть информационной компетентностью - способностью самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать, передавать и хранить необходимую информацию в различных ее видах (вербальном, графическом, схематическом, символическом, цифровом и др.). Наиболее востребована эта компетентность у учителей, которые осуществляют учебный процесс (начиная с начальной школы) в форме электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий.

Период обучения в начальной школе -особенно значимый для формирования информационной грамотности (культуры) личности. Поэтому не случайно в проекте нового ФГОС начального общего образования (2018) подчеркивается, что в основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. там же уточняются требования к метапредметным результатам обучающихся в части овладения умениями работать с информацией. Выпускники начальной школы должны уметь «использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта; использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов; выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет); анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; использовать схемы, таблицы для представления информации; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет» [7].

Современный учитель начальных классов должен обеспечить формирование вышеперечисленных умений у младших школьников. Это требование нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования [4], высшего педагогического образования (бака-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.