Научная статья на тему 'НАВЫК КАК ОТРИЦАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА'

НАВЫК КАК ОТРИЦАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
навык / способности / личность / субъективность / деятельность / образование / мышление / творчество / skill / ability / personality / subjectivity / activity / education / thinking / creativity

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — А.А. Поляруш

Статья посвящена актуальной для любого общества проблеме социализации личности, обусловленной противоречием между общественно-историческим характером деятельности человека как его сущности и потребностью экономической сферы в формировании узко-прагматичного человека. Особое внимание автор акцентирует на антропологии Э.В. Ильенкова, основная идея которой заключается в том, что школа в любом обществе должна реализовывать принципы гуманизма и целостной личности, обладающей универсальными способностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SKILL AS A DENIAL OF THE ESSENCE OF A HUMAN

The article is devoted to the problem of socialization of the individual, actual for any society, due to the contradiction between the socio-historical nature of human activity as its essence and the need of the economic sphere in the formation of a narrowly pragmatic person. The author focuses on the anthropology of E.V. Ilyenkov, whose main idea is that the school in any society should implement the principles of humanism and the formation of an integral personality with universal abilities.

Текст научной работы на тему «НАВЫК КАК ОТРИЦАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

НАВЫК КАК ОТРИЦАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА А.А. Поляруш, канд. пед. наук

Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-9-1-24-26

Аннотация. Статья посвящена актуальной для любого общества проблеме социализации личности, обусловленной противоречием между общественно-историческим характером деятельности человека как его сущности и потребностью экономической сферы в формировании узко-прагматичного человека. Особое внимание автор акцентирует на антропологии Э.В. Ильенкова, основная идея которой заключается в том, что школа в любом обществе должна реализовывать принципы гуманизма и целостной личности, обладающей универсальными способностями.

Ключевые слова: навык, способности, личность, субъективность, деятельность, образование, мышление, творчество.

Система общественного воспитания концентрированно своей структурой, принципами организации, производственными отношениями представляет собой кальку с отношений, господствующих в существующем обществе. Именно своим реальным бытием, а далеко не только содержанием транслируемой научной информации образовательная система и представляет эту социально-историческую действительность.

Рассуждая о современной российской общественно-экономической формации, большинство политологов относят её по ряду признаков к капиталистической, причём классической, начальной. Однако никто из исследователей не указывает важнейших, основополагающих критериев -критериев образовательной сферы.

Компетентностная парадигма государственной политики в области образования закрепляет отчуждение человека от материальных и духовных условий его деятельности, тем самым и отчуждение от его собственной сущности, от формы личностного бытия.

Критическое отношение автора данной статьи к существующей педагогической действительности основано на работах Э.В. Ильенкова, гегельянца, марксиста, философа советского периода.

Человек имеет общественно-историческую природу, поскольку его ин-

дивидуальная форма деятельности, по объективным законам, приобретает таковую. Всеобщая индивидуальная форма деятельности общественно-исторического человека есть мышление, придающее целесообразность деятельности [1].

Рассмотрев сущность человека через культурно-историческую общественную деятельность как неразрывное единство с мышлением, Э.В. Ильенков пресёк все попытки дать искажённые определения личности. Образ универсально развитого человека, не ограниченного никаким заранее определённым масштабом развития человеческой индивидуальности, является сознательной мерой развития личностной формы [2].

Если мерой человеческой личности будет выступать обобщённый эмпирический материал, то легко понять, что критерий личностного бытия будет меняться от эпохи к эпохе. Изворотливый ум лукавого учёного найдёт к этому тысячу оправданий, чтобы показать относительность любого исторического образования. Так, официальная педагогика, на службе у которой находится отряды психологов, настойчиво насаждает формирование навыка как содержание образовательного процесса, оправдывая это насущными требованиями ныне существующего российского общества. Навык - действие, сформированное путем повторения, характери-

зующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля [3]. Тогда немудрено, что форма безликости, как наиболее распространённая и одобряемая современной российской действительностью, будет господствовать под видом Личности.

В отличие от усечённого, однобокого, эмпирического подхода к рассмотрению личности, Ильенков выводит сущность личности из превращения всеобщей формы движения и развития действительности в субъективную способность. Именно поэтому личность порождает и несёт в себе трагический момент истории человека и, обладая разумом, умеет разрешать её самые глубокие противоречия. Именно поэтому личность имманентно содержит в себе творчество. Истинная личность всегда наследует полноту внутренней логики социально-исторической действительности и одновременно творит, развивает её.

Мера личностного развития лежит в способности разрешения противоречия сущности и существования человека. Вне этой способности индивид оказывается лишь зависимым, адаптированным индивидом со всеми вытекающими отсюда иллюзиями сознания и самосознания. Здесь порождаются одномерные люди с ощущением гениальности. Так, очень самоуверенные студенты смело относят себя к уникальным личностям, потому что, по их мнению, «в совершенстве овладели» тем или иным навыком. И оказываются обескураженными, услышав ильенковскую позицию: «уникальность личности в её универсальности».

Школа только тогда докажет свою истинность и дееспособность, когда будет способна формировать заранее определённые способности индивида. И в первую очередь - личностные. Не «пироги печи», а свободно определять себя в творчестве любых форм, выработанных человечеством.

Именно условием и основанием творческой преобразовательной деятельности выступает понимающая способность. Первоначально понимание (понятие) выступает всего лишь особенной точкой зрения

индивида на предмет, задаваемый односторонностью, отражающей внешними, видимыми признаками, что и есть психологическая основа навыка. Но своё мнение только тогда обнаруживает момент истины, когда оказывается формой обнаружения всеобщего содержания предмета этого понятия в общественной форме.

В общественной форме - значит в совместной с другими деятельности. В контексте этого общего дела с экстраполяцией в богатое историческое прошлое по его преобразованию предмет не просто проявляет себя всесторонне, но и обнаруживает свою собственную логику, свою природу, не поддающуюся субъективной форме движения. Тогда действие субъекта подчиняется логике предмета. По обратной связи, предмету в этой коллективной деятельности задаётся такая форма движения, которая не противоречит его собственной логике и в то же самое время выражает собой общественно-человеческий смысл. Здесь индивид вынужден, будучи участником дела, присваивать всеобщую точку зрения на предмет, вынужден отказаться от «своего мнения» либо встроить его в общее понятие в качестве единства многообразного (Гегель). В этом заключается диалектика трудовой деятельности, имеющей преобразовательный, целесообразный, опосредствованный характер.

Деятельность человека, культивирующего в себе навязанный обществом навык, но добровольно принятый субъектом, нельзя назвать трудом, поскольку не обладает ни одним из трёх существенных признаков труда.

Принципы любого общества активно формируют соответствующие способности. Современное российское государство, в силу своеобразия экономической структуры, заинтересовано в работниках, владеющих определёнными навыками. Личность же здесь является случайностью, ибо не согласуется с природой господствующей формы общества.

Участники образовательного процесса даже не осознают трагизма своего бытия. Педагогические условия должны определяться принципом гуманизма, развитии

универсальной способности, а не принципом прагматизма которой враждебен личностному развитию.

Гениальные умы рода человеческого: Гегель, Спиноза, Аристотель, Маркс, Толстой - указывали на целостность личности, несмотря на то, что выводили эту объективную природу человека из разных основ, лишь придавая тем самым истинность их консолидированного взгляда на общественную сущность человека. Социальная шизофрения (Г.В. Лобастов) начинается там, где действительность оказывается чуждой природному личностному бытию и развитию. Здесь за образ нормы принимается та или иная личностная недоразви-

речён человек, в «совершенстве овладевший навыком». Сократ предупреждал: совершенство неотвратимо превращается в свою противоположность при изменении условий. Навык со своей узкой практической направленностью, когда человечество столкнулось с новыми формами вызовов, не поможет, он даже губителен.

Учитель должен научить ученика адекватному действию в любой жизненной ситуации, т.е. сформировать у него универсальную способность действовать в любой ситуации сообразно её человеческому смыслу, т.е. вооружить методом познания, а не обрекать его на безликость и беспомощность, заключённые в навыке.

тость или вообще безликость, на что и об-

Библиографический список

1. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

2. Устинов О.А. Концепция человека в философии К. Маркса // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2016. - №4 (28). - С. 14-21.

3. Психологический словарь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=544 (дата обращения 17.09.2021).

A SKILL AS A DENIAL OF THE ESSENCE OF A HUMAN

A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences

Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University

(Russia, Achinsk)

Abstract. The article is devoted to the problem of socialization of the individual, actual for any society, due to the contradiction between the socio-historical nature of human activity as its essence and the need of the economic sphere in the formation of a narrowly pragmatic person. The author focuses on the anthropology of E.V. Ilyenkov, whose main idea is that the school in any society should implement the principles of humanism and the formation of an integral personality with universal abilities.

Keywords: skill, ability, personality, subjectivity, activity, education, thinking, creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.