СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА
УДК 324
НАВСТРЕЧУ ДУМСКИМ ВЫБОРАМ 2016 г.: ГОТОВНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
© Сергей Андреевич НИКОНЕНКО
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и рекламы, e-mail: [email protected]
Затронуты перспективы думской избирательной кампании 2016 г. для политических партий. Российское общество в 2016 г. пройдет очередной этап политического развития, но в отличие от думских выборов 2000-х гг., в условиях усугубляющегося социально-экономического кризиса, военных действий за рубежом и санкций со стороны Европейского союза и США. В силу быстроменяющейся ежедневной информационной повестки предсказание итогов партийно-политического расклада в Государственной Думе РФ VII созыва не представляется возможным. Прослежены процессы, предпосылки и готовность взаимодействия политических партий и гражданского общества в России. Сделан вывод о том, что в политической мысли партии являются «рупором» общества, но именно в современной России обратная связь между ними либо не выстроена, либо не слышна государством. Политические партии и гражданское общество движутся в разных параллельных векторах развития. Данный процесс характеризуется отторжением обществом существующих партий, население не видит в них гаранта защиты, выражения социальных чаяний и нужд.
Ключевые слова: гражданское общество; политические партии; выборы 2016 г.; избирательная кампания; Государственная Дума РФ.
В 2016 г. российское общество и власть вступили в новый этап электорального взаимодействия. Первым в большинстве своем нужна стабильность, другим - легитимация в результате федеральных выборов. Понятно, что действующая власть будет пытаться получить повторно контроль над нижней палатой парламента для недопущения коллапса законотворческой деятельности, а оппозиция попытается нарастить свое присутствие и, по мере возможности, укрепить протестные настроения. Увеличение числа оппозиционных партий в структуре нижней палаты российского парламента после выборов 2016 г. на сегодня рассматривается нами как не миф, а реальный процесс, который стал возможным в результате ряда законодательных изменений после протестной активности 2011-2012 гг.
По сути, возвращение к избирательной модели 1990-х гг. дало шанс малоперспективным политическим партиям на концентрацию ресурсов для обеспечения победы
своих кандидатов хотя бы в одномандатных округах на федеральных выборах 2016 г. Тем самым, обеспечить возможность своего представительства в федеральном законодательном органе. После смягчения федерального закона «О политических партиях» количество партий увеличилось: по данным Министерства юстиции на март 2013 г. в России было зарегистрировано 62 политические партии, в 2015 г. - 72 [1; 2]. Реально принять участие в избирательном федеральном марафоне 2016 г. смогут 14 политических партий, что в два раза больше, чем в 2011 г. [3]. Таким образом, безусловно, спектр выражения электоральных политических предпочтений возрос в несколько раз.
Возможные шансы на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ VII созыва вполне могут быть у «РПР-Парнас» и «Гражданской платформы», поскольку у первой партии есть идейный стержень оппозиционности к действующей
власти, заявка на лидерство протестного мнения; у второй - ресурсы (финансовые, организационные и административные). Бесперспективны политические структуры, такие как женские, производственные, поселенческие, партии, созданные по национальному, конфессиональному признаку. Расширение спектра политических партий приведет к возможному исчезновению «Справедливой России» и вымыванию ее электоральной базы.
Устоявшиеся партии в лице «Единой России», КПРФ, ЛДПР, на наш взгляд, будут бороться за удержание своих позиций, а потерю части электоральной базы, которая нами прогнозируется, по результатам думской кампании будут списывать на экономические и социальные трудности, возникшие у страны в 2014-2016 гг.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в конце марта 2015 г. экономика вышла на первое место в списке проблем, более всего беспокоящих россиян, отодвинув на второе место рост цен [4]. Большинство граждан негативно относятся к политическому протесту, и возможное растущее недовольство находит выход в протестах социально-экономических. Так, многие сценарные ожидания оппозиции не оправдались в сентябре 2015 г.: за исключением Смоленской и Иркутской областей на региональных губернаторских выборах победили кандидаты от «Единой России».
При этом в области социально-экономических протестов ситуация иная: антикризисный марш «Весна», ряд протестов медицинских работников в регионах против реформы здравоохранения, автопробег на Москву водителей-дальнобойщиков против введения системы сбора платежей за пользование дорогами «Платон». Все это говорит о нарастающем экономическом конфликте общества с властью, что делает необратимым процесс недоверия электората к действующим провластным политическим партиям. Усугубление проблем в экономике сделает необратимым свертывание и / или ограничение социальных приоритетов государства, а также, например, увеличение пенсионного возраста, что может создать предпосылки для новых протестов.
Гендиректор ВЦИОМ В В. Федоров на обучающем семинаре для губернаторов, спи-
керов заксобраний и глав городов говорил о политических рисках, возникших в контексте экономического кризиса. По его словам, основные опасности для власти на сегодняшний день - это возможная политизация гражданской активности и рост уровня требовательности граждан [5].
В партии власти серьезная подготовка к выборам в 2016 г. началась с изменений идеологического вектора. В конце 2015 г. на конференции политтехнологов первый замглавы администрации президента В.В. Володин заявил, что единственная партия, которая пойдет на думские выборы с правой, либеральной повесткой, - это «Единая Россия». Изменения политического позиционирования «Единой России» многие связали с тем, что, когда ситуация была более стабильной, партия была центристской, а из-за кризиса стала правоцентристской, поскольку нужно принимать ряд непопулярных решений [6].
Российское общество в 2016 г. пройдет очередной этап политического развития, но, в отличие от думских выборов 2000-х гг., в условиях усугубляющегося социально-экономического кризиса, военных действий за рубежом и санкций со стороны Европейского союза и США. Предсказать итог партийно -политического расклада в Государственной Думе VII созыва сложно в силу быстроменяющейся ежедневной информационной повестки, в т. ч. с международных нефтяных торговых площадок. Но, на наш взгляд, необходимо проследить процессы, предпосылки и готовность взаимодействия политических партий и гражданского общества в России.
Автором данной статьи неоднократно анализировались теоретические и практические аспекты соотношения общественного развития с политической жизнью, особенно в вопросе места политических партий в системе «государство - гражданское общество» [7]. От осмысления и понимания данных процессов во многом зависит оценка зрелости как самого общества, так задач его развития (темпы, векторы формирования), степень готовности страны и ее населения участвовать в модернизационных процессах.
Конкурентные политические партии являются одним из важнейших институтов демократических политических систем. Но одновременно политические партии включаются и в гражданское общество как его наибо-
лее институционализированная часть. Они являются связующим звеном между государством и обществом, которые обеспечивают целостность и устойчивость политической системы, «кровоток» идей и мнений, программ и устремлений, сменяемость элит и господствующей идеологии. Считаем, что по причине слабой конверсии данных процессов в российском обществе происходит застой в развитии гражданского общества.
Существование политических партий в равной мере невозможно как без общества с его многообразными интересами, агрегирование и представительство которых осуществляют партии, так и без государства, олицетворяющего публичную власть в обществе [8, с. 192]. Зачастую именно демократические механизмы и режим дают возможность становлению гражданского общества в отдельно взятой стране
Так, один из современных исследователей демократии Ч. Тилли считает, что режим является демократическим в той степени, в какой политические отношения соответствующего государства с его гражданами строятся на широких, равноправных, защищенных и взаимообязывающих процедурах обсуждения [9, с. 231]. Соответственно, демократизация - это движение режима к такого рода обсуждениям. Демократии постоянно угрожают ограничение участия, новые формы политического неравенства, ослабление защиты и уход от взаимообязывающих процедур обсуждения.
Дж. Стаут, исследовав труды теоретиков демократии У. Утмена, Р. Эмерсона и Дж. Дьюи, приходит к осторожному выводу о том, что демократические общества - хотя часто и предпочтительнее других форм организации - на самом деле крайне неадекватны. Автор говорит о том, что современные демократические общества зачастую не способны решить проблемы отчуждения, расизма, антисемитизма, ужаса массовой смерти, перспектив ядерной войны, страдания бедных и даже банальности политического дискурса. Дж. Стаут рассуждает о главенствующей роли различных сообществ в процессе укрепления демократических институтов [10]. К таким сообществам вполне можно отнести и партии, которые объединяют зачастую разных людей, движимых едиными идейно-политическими мотивами.
На изменение роли партий в системе политических институтов гражданского общества оказывают влияние средства массовой информации (СМИ), которые все больше берут на себя коммуникативную функцию в отношениях между государством и обществом, изначально являвшуюся прерогативой партии [11]. Нередко эксперты и политологи в области организации и проведения выборов называют СМИ «четвертой властью». Предвыборная агитация на страницах СМИ занимает центральное место в избирательных кампаниях политических партий. И.Н. Пана-рин агитацию в СМИ назвал «информационной войной» [12, с. 15]. Центральное место в этом процессе занимает использование различных методов воздействия через каналы СМИ на психику избирателей. Государство может в зависимости от обстоятельств применять различные механизмы манипулирования через негативные и позитивные информационные поводы. Тем самым через каналы СМИ власть влияет на гражданское общество и формирование информационной повестки дня. Это характерно и для современной России.
Стоит отметить, что в последнее время укоренился тренд на широкую популярность электронных СМИ в виде социальных сетей, блогов и живых журналов. В российском обществе блоги - повседневная реальность. Виртуальное общение и ведение дневников -это не только модный и современный тренд, но и технология политического воздействия на массы. Записи в «Живых Журналах», или на языке интернет-пользователей - посты, способны вызывать в обществе реакцию на происходящие общественные процессы и мобилизовать политически активную часть гражданского общества. Тиражируемость и охват политических сообщений в блогах обеспечивается путем цитирования в СМИ, которые в условиях развития Интернета все чаще и чаще обращаются к «Живым Журналам» в поисках источника социально-политических событий.
Не секрет, что онлайн-ресурсы приобретают всю большую популярность среди пользователей. Обратимся к статистике. Если в 2007 г. аудитория социальной сети Одноклассники составляла 4 млн пользователей, то на 26 апреля 2012 г. число зарегистрированных аккаунтов достигло 135 млн [13]. В
то же время самым крупнейшим в России является социальная сеть ВКонтакте. По данным на февраль 2013 г., на сайте зарегистрировано более 200 млн пользователей. При этом более 45 млн посетителей заходят на сайт каждый день [14].
При этом самыми популярными сайтами, которые предлагают ведение блогов или «Живых Журналов», стали Twitter, Livejoumal, Facebook и Blogger. Через данные ресурсы поступают информационные поводы и проекты, в т. ч. в области избирательного процесса. В последние время с помощью онлайн-дневников стало возможным проводить мониторинг и анализ социальных настроений, «тлеющих» в недрах формирующегося гражданского общества в России.
Так, ситуация на политическом пространстве накануне парламентских выборов 2011 г. мало беспокоила власть, которая упустила, по выражению Э.А. Зелетдиновой, «виртуальный митинг недовольных в социальных сетях», который постепенно нарастал в течение года [8, с. 192]. Высказываемые настроения интернет-пользователей были уже таковы, что выиграть от их мобилизации могли все, кроме власти. Перед оппозицией встала довольно простая задача - побудить этих людей оторваться от компьютера в день выборов и пойти голосовать. Именно возросшая роль Интернета и блогосферы стала одной из главных особенностей электорального цикла 2011-2012 гг.
Сейчас с помощью интернет-технологий в XXI в. стало возможным многое. Например, свержение политических режимов в странах Ближнего Востока и Африки. Здесь идет виртуальная война, которая носит уже не латентный характер. Популярность социальных ресурсов, на страницах которых появляется все то, что невозможно увидеть на российских телеканалах, делает Интернет настоящим оружием в деле борьбы за симпатии избирателей. Не стоит забывать и о формировании особого электорального пространства, которое носит сейчас название политическая блогосфера [15]. Она различна по своему социально-возрастному составу, но схожа в одном - есть четкое нарастание именно в этой среде оппозиционно настроенного электората по отношению к действующей власти. Можно прогнозировать дальнейшее усиление данного процесса. На
наш взгляд, проблема на сегодняшний день заключается лишь в том, что этот социальный слой разобщен: у оппозиционно-настроенной части блогосферы нет единой стратегии действия, идеологии, лидера. «Движение» данного электорального кластера хаотично и спонтанно, но его можно монито-рить, т. к. Интернет есть как у сторонников действующей власти, так и оппонентов.
Интернет продолжает сокращать дистанцию между властью и обществом и рассеивает «туман» административной и социальной недоступности. Под гражданский контроль сегодня поставлены почти все сферы общественной и политической жизни, деятельность государственных чиновников, политиков, организаций. Социальные сети, сервисы общения, блогосфера обретают все большую силу и влияние, в т. ч. и на избирательный процесс.
На данный момент сами блогеры и онлайн-дневники приравнены к СМИ, что существенно усложняет деятельность таких популярных проектов, как «РосПил», «РосЯма». Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ в целях упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты РФ [16]. Так, закреплено, что в качестве организатора распространения информации в сети Интернет рассматривается лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для ЭВМ, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет. О начале осуществления данной деятельности организатор должен уведомить Роскомнадзор. Законом закреплены и иные обязанности организатора распространения информации в сети Интернет. Вместе с тем данные обязанности не распространяются на граждан, осуществляющих вышеуказанную деятельность для личных, семейных и домашних нужд, перечень которых должен быть определен Правительством РФ.
Законом № 97-ФЗ определены особенности распространения общедоступной инфор-
мации блогерами. В качестве блогера рассматривается владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более 3 тыс. пользователей. Законом № 97-ФЗ на блогеров возложен ряд обязанностей, к числу которых отнесены:
- проверка достоверности размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительное удаление размещенной недостоверной информации;
- соблюдение требований законодательства РФ, регулирующих порядок распространения массовой информации;
- ряд иных обязанностей.
Кроме того, блогер обязан размещать на своих сайте или странице сайта в сети Интернет свои фамилию и инициалы, а также электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений. При этом блогеры вправе излагать свои личные суждения и оценки (при указании своего имени или псевдонима) и распространять рекламу на возмездной основе.
Считаем, что новые тенденции в законодательном регулировании деятельности бло-геров послужат сигналом к более тщательному фильтру информации и суждений, с одной стороны, и закрытию ряда блогов, с другой. Однако есть и преимущества, которые заключаются в получении легальной прибыли от ведения блога. Уже сейчас крупные госкомпании готовы вкладываться в положительное позиционирование себя в социальных сетях и блогах [17].
В связи с этим представляется интересным исследование Б. Новека, который предлагает поставить Интернет и технологии совместной работы с информацией на благо развития государства, т. е. создать новые механизмы решения задач как на местном, региональном, так и на общефедеральном уровне. Автор выдвигает идею создания wiki-правительства - новой культуры управления государством, заключающейся в привлечении к удаленной работе граждан, владеющих уникальными компетенциями и готовых предложить стране свои опыт и знания. Прообразом такого взаимодействия выступает Peer-to-Patent - интерактивный проект, позволивший радикально изменить процесс патентования. В основе его - коллек-
тивная работа команд волонтеров, опирающаяся на технологии социальных сетей. По утверждению Б. Новека, такой подход дает возможность за счет новой формы коллективных действий повысить эффективность государственных структур, укрепить и усовершенствовать демократию, создав «правительство людей для людей и с участием людей» [18, с. 173].
Г. Греф, говоря о неучастии широких слоев российского общества в государственном управлении, предлагает вовлечь неравнодушных, умных, талантливых людей, обладающих гражданской активностью, интересными и продуктивными идеями, способностью к инновационному мышлению и эффективному социальному проектированию в новый класс инновационных сетевых систем, объединенных названием «краудсорсинг». Суть краудсорсинга состоит в том, чтобы в этот творческий процесс с помощью специальных технологий и методик вовлечь огромное количество неравнодушных людей и организовать их работу так, чтобы решение всегда было найдено [19]. Так, в широком масштабе данный метод мониторинга применяется в банковском управлении, в частности, в ПАО «Сбербанк России», где не только сотрудники, но клиенты на специализированном портале могут обсуждать, защищать, поддержать, развивать и реализовать идеи улучшения производственного процесса и менеджмента.
На уровне российского государства не так давно стали возможными проекты мониторинга и обсуждения законодательных проектов с обществом. Например, федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации должны раскрывать информацию о разрабатываемых ими проектах нормативных правовых актов, а также проводить соответствующее общественное обсуждение на специализированном государственном портале [20]. В последнее время все значимые законопроекты проходят процедуру общественных обсуждений на площадках «Открытого правительства» и на сайтах профильных ведомств. Население очень активно участвовало, например, в обсуждениях законопроектов «О полиции» и «О здравоохранении».
Еще один государственный проект находится в активной фазе реализации - создание портала «Российская общественная инициа-
тива». Идея создания сайта, на котором бы граждане выступали с законодательными инициативами, была впервые высказана В.В. Путиным в предвыборной статье «Демократия и качество государства» [21]. Тогда еще кандидат в президенты предлагал перенять опыт зарубежных стран, когда общественные инициативы, набравшие более 100 тыс. подписей, рассматриваются парламентом.
По замыслу создателей портала «Российская общественная инициатива», любой гражданин сможет зарегистрироваться и опубликовать свою инициативу. Однако выступать с инициативой смогут только те пользователи, которые прошли «процедуру идентификации с использованием структур электронного правительства», - отмечается в тексте письма. Другие пользователи будут знакомиться с гражданским законопроектом, комментировать и оставлять положительные голоса. Если инициатива наберет более 100 тыс. голосов, то проект будет выноситься на обсуждение Госдумы [20]. Тем самым российское государство постепенно вбирает в себя идею краудсорсинга как способа поддержки гражданской инициативы, что принесет свои первые плоды в виде общественных законопроектов и решений в будущем.
Стоит отметить, что в России государство пытается активизировать формы и контакты с населением, отстраивая механизмы влияния и мониторинга на уровне общественных структур и диалоговых площадок. С одной стороны, выступив инициатором создания Общественной палаты РФ, деятельность и полномочия которой регулируются Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32 ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», государство придало импульс к общественной экспертизе социально-значимых проектов. При этом ее члены не являются государственными служащими, работая на общественных началах и избира-ясь по специальной (трехступенчатой) процедуре с учетом морально-нравственного авторитета и личных заслуг перед обществом и государством. Однако у Общественной палаты есть и свои критики. Так, Г.М. Михалева, анализируя состояние гражданского общества и политических партий накануне выборов 2011-2012 гг., отстаивает мнение о том, что данной общественной структуре отводится роль «правильного» гражданского
общества и «министерства по делам гражданских организаций» [22, с. 76]. В случае необходимости палата используется как контролируемая площадка публичной политики и дополнительный механизм давления на чиновников.
С другой стороны, государство оказывает поддержку некоммерческим организациям (НКО) и специализированным фондам для мониторинга процессов, которые происходят в «недрах» гражданского общества. Так, с 2007 г. на регулярной основе выделяются гранты НКО Институтом открытого проектирования на научные изыскания, проведение социологических исследований. Хотя не раз высказывалось мнение, что гранты выделяются не «достойным» НКО, а «лояльным» действующей власти.
В России создан Фонд развития гражданского общества, который специализируется на актуальных исследованиях в области политики, регионального развития и современных медиа. Так, фонд сделал попытку экспертного обсуждения существующей политической системы России, собрав политологов, экспертов и преподавателей за одним столом. На данном мероприятии многие исследователи-политики признали существование гражданского общества в России, которое своеобразно и не совсем похоже на классические западные прообразы, сравнив с «дамой, приятной во всех отношениях» [23].
Автором в составе научного коллектива проведена серия глубинных региональных экспертных интервью в рамках гранта Министерства образования и науки РФ по теме «Политические партии и гражданское общество на федеральных выборах: антагонисты и / или союзники?»1. Для выявления уровня осведомленности экспертов о действующих политических партиях на территории Российской Федерации и Тамбовской области был сформулирован вопрос следующим образом: «Какие новые официально зарегистрированные в 2012-2013 гг. Министерством юстиции РФ политические партии, действующие в Российской Федерации и в Тамбовской области, Вы можете назвать?» При этом интересно не столько знание той или
1 Научно-исследовательская работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (проект № 14.В37.21.0724).
иной партии, а уровень узнаваемости новых партийных структур, их программ и лидеров.
Результаты подтвердили ожидания: многие эксперты затруднились назвать хоть одну из новых партий, хотя многие из опрошенных являлись на момент интервью, на наш взгляд, активными политическими личностями. Это говорит о том, что новые политические структуры малоподвижны как на уровне региона, так и на уровне федерации. Им не хватает как медийности, так и общественной поддержки. Обращает на себя внимание лидерство в ответах определенной части экспертов партии «РПР-Парнас», которая позиционирует себя крайне оппозиционно действующей власти, объединив разрозненные политические силы 1990-х - начала 2000-х гг.
Обращает на себя внимание и то, что даже те эксперты, которые смогли назвать новообразованные политические партии, не сформулировали и не назвали региональных лидеров данных структур, а также программных установок.
На еще одни вопрос «Что, по Вашему мнению, не хватает / необходимо новым партийным образованиям для успешного влияния на общественные настроения?» были получены оценочные суждения, которые обобщены в единый концепт. Эксперты описали перспективу новых политических партий (протопартийных организаций) и возможные шансы на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ VII созыва в 2016 г.
Что не хватает новым политическим партиям? Во-первых, большая часть новых политических партий представляет собой партийные, дискуссионные клубы. Данные организации находятся в поиске своего пути развития: кто-то активнее, кто-то - по мере возможности. Во-вторых, не хватает ярких лидеров, финансовой поддержки. В-третьих, не хватает независимости от государства и связи с людьми, не хватает самого гражданского общества. В-четвертых, необходим уход от партий проектного типа в социальную логику, изменения в самом обществе.
Современные партии пока не могут стать движущей силой всего российского общества, выражающей интересы разных социальных групп и слоев населения. При этом потенциал данного института в России не исчерпан, и,
возможно, новый виток политических реформ, который начался в конце 2011 г., «заставит» политические организации в борьбе за электоральное пространство стать неотъемлемой частью гражданского общества, стать его союзниками. Вопрос в другом: надолго ли? Полагаем, что курс на либерализацию законодательства в области партийного строительства и избирательного процесса, который Президент РФ и Правительство РФ проводят в настоящее время, приведет к обратному эффекту: партии вернутся в состояние безресурсного существования середины 1990-х гг.
Политические партии и гражданское общество движутся в разных параллельных векторах развития. Данный процесс характеризуется отторжением обществом существующих партий, население не видит в них гаранта защиты, выражения социальных чаяний и нужд. Партии нуждаются в обществе в период федеральных и региональных выборов, поэтому они вынуждены работать с населением в период электоральных циклов, возвращаться к общественно-значимым проектам и нуждам только в выборный период.
На сегодняшний день вызывает сомнение то, что российское общество способно консолидироваться (не считая случаев солидарности) в политические институты, «снизу» создать различные организации (политические партии), многочисленные социальные лифты (каналы), чтобы эффективно агрегировать и артикулировать собственные интересы. При этом существует и активно культивируется гипотеза о том, что коренные структурно-функциональные изменения в российском обществе гипотетически могли бы произойти при условии существенной смены поколений (замещение граждан с советско-патерналистской ментальностью) на людей новой формации и нового мышления, в т. ч. и во властных институтах. Считаем, что такие глубинные трансформации чреваты столкновением поколений, что повлечет неординарные вызовы глобального масштаба для страны (гражданская война, интервенция, развал страны и пр.).
1. Список зарегистрированных политических партий // Сайт Министерства юстиции. URL: http://www.minjust.ru/nko/gosreg/partii/spisok (дата обращения: 17.12.2015).
2. Список зарегистрированных политических партий // Сайт Министерства юстиции. URL: http://minjust.ru/ru/activity/politicheskie-partii-1 (дата обращения: 17.12.2015).
3. Сведения о политических партиях, допущенных к участию в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации без сбора подписей избирателей (в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации») // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (28.10.2014). URL: http://www.cikrf.ru/politparty/spisok/ gosduma.doc (дата обращения: 17.12.2015).
4. Эппле Н. Война вместе с Путиным против системы // Ведомости. 2015. 9 апреля. URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/ 04/09/voina-vmeste-s-putinim-protiv-sistemi (дата обращения: 17.12.2015).
5. Галимова Н. Барство вызывает протест // Газетами. URL: http://www.gazeta.ru/politics/ 2015/01/30_a_63 94697.shtml (дата обращения: 17.12.2015).
6. Галимова Н. ЕР записалась в либералы // Газетами. 2015. 23 декабря. URL: http://www. gazeta.ru/politics/2015/12/23_a_7987931. shtml (дата обращения: 24.12.2015).
7. Никоненко С.А. Особенности взаимодействия современных российских политических партий и гражданского общества // Политическая субъектность региональных социумов и элит: динамика, проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. А.А. Вилков. Саратов, 2014. С. 104-110.
8. Зелетдинова Э.А. Гражданское общество в России: проблемы роста // Россия в глобальном мире: Институты и стратегии политического взаимодействия: материалы 6 Всероссийский конгресса политологов / отв. ред. О.В. Гаман-Голутвина, Л.В. Сморгунов. М., 2012.
9. Тилли Ч. Демократия. М., 2007.
10. Стаут Дж. Демократия и традиция. М., 2009. С. 390-393.
11. Булин Д.Н. Большие выборы. Хроника политической мысли России: 2006-2008. СПб., 2008. С. 92-105.
12. Панарин И.Н. Информационная война и выборы. М., 2003.
13. Данные из Википедии - свободной энциклопедии. URL: http://www.ru.wikipedia.org (дата обращения: 12.02.2014).
14. Данные сайта Vkontakte.ru. URL: http://www. vk.com/page-47200925_44240810 (дата обращения: 12.02.2014).
15. Политика и блогосфера: особенности русского виртуального Гайд-парка // Журнал «Золотой Лев» - издание русской консервативной мысли. URL: http://www.zlev.ru/107/107_45.htm (дата обращения: 12.02.2010).
16. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: федеральный закон РФ от 05.05.2014 г. № 97-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
17. Крупные госкомпании потратят в этом году минимум 1,5 млрд руб. на работу со СМИ и блогерами // Ведомости. 2014. 15 мая. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/6728 71/imidzh-gosudarstvennogo-znacheniya (дата обращения: 12.05.2014).
18. Новек Б. Wiki-правительство: Как технологии могут сделать власть лучше, демократию -сильнее, а граждан - влиятельнее: пер. с англ. М., 2012.
19. Греф Г. Учись. Участвуй. Управляй // НГ. Сценарии. 2012. 28 февраля.
20. О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения: постановление Правительства РФ от 25.08.2012 г. № 851: по состоянию на 18.12.2012 г. № 1334. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
21. Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 2012. 6 февраля.
22. Михалева Г.М. Партии и гражданское общество: алгоритмы взаимодействия // Партии и выборы: вчера, сегодня, завтра / под ред. Ю.Г. Коргунюка, Г.М. Михалевой. М., 2012.
23. Первая конференция преподавателей общественных наук «Политическая система России: тенденции и направления развития» // Фонд развития гражданского общества. 2013. 8 апреля. URL: http://www.civilfund.ru/event/20 (дата обращения: 12.05.2014).
1. Spisok zaregistrirovannykh politicheskikh partiy // Sayt Ministerstva yustitsii. URL: http:// www.minjust.ru/nko/gosreg/partii/spisok (data obrashcheniya: 17.12.2015).
2. Spisok zaregistrirovannykh politicheskikh partiy // Sayt Ministerstva yustitsii. URL: http:// minjust.ru/ru/activity/politicheskie-partii-1 (data obrashcheniya: 17.12.2015).
3. Svedeniya o politicheskikh partiyakh, dopushchennykh k uchastiyu v vyborakh
deputatov Gosudarstvennoy Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii bez sbora podpisey izbirateley (v sootvetstvii so st. 44 Federal'nogo zakona ot 22 fevralya 2014 g. № 20-FZ "O vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii") // Tsentral'naya izbiratel'naya komissiya Rossiyskoy Federatsii (28.10.2014). URL: http://
www.cikrf.ru/politparty/spisok/gosduma.doc (data obrashcheniya: 17.12.2015).
4. Epple N. Voyna vmeste s Putinym protiv sistemy // Vedomosti. 2015. 9 aprelya. URL: http:// www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/04/09/ voina-vmeste-s-putinim-protiv-sistemi (data obrashcheniya: 17.12.2015).
5. Galimova N. Barstvo vyzyvaet protest // Gazeta.Ru. URL: http://www.gazeta.ru/politics/ 2015/01/30_a_63 94697. shtml (data obrashcheniya: 17.12.2015).
6. Galimova N. ER zapisalas' v liberaly // Gazeta.Ru. 2015. 23 dekabrya. URL: http:// www.gazeta.ru/politics/2015/12/23_a_798793Ls html (data obrashcheniya: 24.12.2015).
7. Nikonenko S.A. Osobennosti vzaimodeystviya sovremennykh rossiyskikh politicheskikh partiy i grazhdanskogo obshchestva // Politicheskaya sub"ektnost' regional'nykh sotsiumov i elit: dinamika, problemy i perspektivy: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / otv. red. A.A. Vilkov. Saratov, 2014. S. 104-110.
8. Zeletdinova E.A. Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii: problemy rosta // Rossiya v global'nom mire: Instituty i strategii politicheskogo vzaimo-deystviya: materialy 6 Vserossiyskiy kongressa politologov / otv. red. O.V. Gaman-Golutvina, L.V. Smorgunov. M., 2012.
9. Tilli Ch. Demokratiya. M., 2007.
10. Staut Dzh. Demokratiya i traditsiya. M., 2009. S. 390-393.
11. Bulin D.N. Bol'shie vybory. Khronika politi-cheskoy mysli Rossii: 2006-2008. SPb., 2008. S. 92-105.
12. Panarin I.N. Informatsionnaya voyna i vybory. M., 2003.
13. Dannye iz Vikipedii - svobodnoy entsiklopedii. URL: http://www.ru.wikipedia.org (data obrashcheniya: 12.02.2014).
14. Dannye sayta Vkontakte.ru. URL: http://www. vk.com/page-47200925_44240810 (data obrashcheniya: 12.02.2014).
15. Politika i blogosfera: osobennosti russkogo virtual'nogo Gayd-parka // Zhurnal "Zolotoy Lev" - izdanie russkoy konservativnoy mysli. URL: http://www.zlev.ru/107/107_45.htm (data obrashcheniya: 12.02.2010).
16. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i
0 zashchite informatsii" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii po voprosam uporyadocheniya obmena informatsiey s ispol'zovaniem informatsionno-telekommunikatsionnykh setey: federal'nyy zakon RF ot 05.05.2014 g. № 97-FZ. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Garant".
17. Krupnye goskompanii potratyat v etom godu minimum 1,5 mlrd rub. na rabotu so SMI i blogerami // Vedomosti. 2014. 15 maya. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/6728 71/imidzh-gosudarstvennogo-znacheniya (data obrashcheniya: 12.05.2014).
18. Novek B. Wiki-pravitel'stvo: Kak tekhnologii mogut sdelat' vlast' luchshe, demokratiyu -sil'nee, a grazhdan - vliyatel'nee: per. s angl. M., 2012.
19. Gref G. Uchis'. Uchastvuy. Upravlyay // NG. Stsenarii. 2012. 28 fevralya.
20. O poryadke raskrytiya federal'nymi organami ispolnitel'noy vlasti informatsii o podgotovke proektov normativnykh pravovykh aktov i rezul'tatakh ikh obshchestvennogo obsuzhdeniya: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25.08.2012 g. № 851: po sostoyaniyu na 18.12.2012 g. № 1334. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".
21. Putin V.V. Demokratiya i kachestvo gosudarstva // Kommersant". 2012. 6 fevralya.
22. Mikhaleva G.M. Partii i grazhdanskoe obshchestvo: algoritmy vzaimodeystviya // Partii
1 vybory: vchera, segodnya, zavtra / pod red. Yu.G. Korgunyuka, G.M. Mikhalevoy. M., 2012.
23. Pervaya konferentsiya prepodavateley obshchestvennykh nauk «Politicheskaya sistema Rossii: tendentsii i napravleniya razvitiya» // Fond razvitiya grazhdanskogo obshchestva. 2013.
8 aprelya. URL: http://www.civilfund.ru/event/20 (data obrashcheniya: 12.05.2014).
nocTynnna b pega^Hro 20.12.2015 r.
UDC 324
TOWARDS THE DUMA ELECTIONS IN 2016: READINESS AND PRECONDITIONS OF INTERACTION OF POLITICAL PARTIES AND CIVIL SOCIETY
Sergey Andreevich NIKONENKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Politics, Senior Lecturer of Management, Marketing and Advertising Department, e-mail: [email protected]
The prospects of the Duma election campaign in 2016 for political parties are concerned. Russian society in 2016 will host the next stage of political development, but in contrast to the Duma elections in 2000s, in conditions of deepening social and economic crisis, military actions abroad and of sanctions from the European Union and the United States. The prediction of the outcome of the party-political landscape in the State Duma of the Russian Federation of the VII convocation in force in the changing of the daily news agenda is not possible. The process, the preconditions and the willingness of cooperation of political parties and civil society in Russia are traced. It is concluded that the political thoughts of the party are the "mouthpiece" of society, but in modern Russia the inverse relationship between them are either not built or not heard by the government. Political parties and civil society are moving in different parallel vectors of development. This process is characterized by society rejecting the existing parties, the population does not review them as the guarantor of expressions of social aspirations and needs protection.
Key words: civil society; political parties; election in 2016; election campaign; State Duma of the Russian Federation.