РЕКЛАМА И ТЕХНОЛОГИИ
ВЫБОРЫ-2016: КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРЕНДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Никоненко Сергей Александрович
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, Россия, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры международных отношений и политологии, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются коммуникативные аспекты разнообразных сетевых взаимодействий. Автор подробно анализирует соответствующие теоретические подходы и соотносит их с политической практикой. Особое внимание уделяется анализу электоральной ситуации 2016 г.
Ключевые слова: Интернет, политические коммуникации, выборы.
Постановка научной проблемы
В 2016 г. российское общество и власть вступили в новый этап электорального взаимодействия. Автором статьи неоднократно анализировались теоретические и практические аспекты соотношения общественного развития с политической жизнью, особенно - роль политических партий в системе «государство -гражданское общество» [1, с. 104]. От осмысления и понимания данных процессов во многом зависит оценка зрелости как самого общества, так и задач его развития (темпы, векторы), степень готовности страны и ее населения участвовать в модернизаци-онных процессах.
Политика и Интернет
Дж. Стаут, исследовав труды теоретиков демократии У. Ут-мена, Р. Эмерсона и Дж. Дьюи, приходит к осторожному выводу
о том, что демократические общества - хотя часто и предпочтительнее других форм организации - на самом деле, крайне неадекватны. Автор пишет о том, что современные демократические общества зачастую не способны решить проблемы отчуждения, расизма, антисемитизма, геноцида, перспектив ядерной войны, страдания бедных и даже «банальности политического дискурса». Дж. Стаут рассуждает о главенствующей роли различных сообществ в процессе укрепления демократических институтов [2, с. 390]. К таким сообществам вполне можно отнести и партии, которые объединяют зачастую разных людей, движимых едиными идейно-политическими мотивами.
Стоит отметить, что в последнее время укоренился тренд на широкую популярность электронных СМИ в виде социальных сетей, блогов и живых журналов. В российском обществе блоги -повседневная реальность. Виртуальное общение и ведение дневников - это не только модный и современный тренд, но и технология политического воздействия на массы. Записи в «Живых Журналах» - или, на языке интернет-пользователей, посты - способны вызывать в обществе реакцию на происходящие общественные процессы и мобилизовать политически активную часть гражданского общества. Тиражируемость и охват политических сообщений в блогах обеспечивается путем цитирования в СМИ, которые в условиях развития Интернета все чаще и чаще обращаются к «Живым Журналам» в поисках источника социально-политических событий.
Не секрет, что онлайн-ресурсы приобретают всю большую популярность среди пользователей. Обратимся к статистике. Если в 2007 г. аудитория социальной сети «Одноклассники» составляла 4 млн пользователей, то на 26 апреля 2012 г. число зарегистрированных аккаунтов достигло 135 млн [3]. В то же время самой крупной в России является социальная сеть «ВКонтак-те». По данным на февраль 2013 г., на сайте зарегистрировано более 200 млн пользователей. При этом более 45 млн посетителей заходят на сайт каждый день [4].
При этом самыми популярными сайтами, которые предлагают ведение блогов или «Живых Журналов», стали Twitter, Livejournal, Facebook и Blogger. Через данные ресурсы поступа-
ют информационные поводы и проекты, в том числе в области избирательного процесса. В последнее время с помощью он-лайн-дневников стало возможным проводить мониторинг и анализ социальных настроений, «тлеющих» в недрах формирующегося гражданского общества в России.
Достаточно активно формируется особое электоральное пространство, которое носит название блогосфера [5]. Она различна по своему социально-возрастному составу, но схожа в одном - есть четкое нарастание именно в этой среде оппозиционных настроений по отношению к действующей власти. Можно прогнозировать дальнейшее усиление данного процесса. На наш взгляд, проблема на сегодняшний день заключается лишь в том, что этот социальный слой разобщен: у оппозиционно-настроенной части блогосферы нет единой стратегии действия, идеологии, лидера. «Движение» данного электорального кластера хаотично и спонтанно, но его можно мониторить.
Есть тенденции обращения власти и компаний к лидерам общественного мнения в сети Интернет за размещением на их страницах публикаций, репостов статей, фотосетов, отчетов. Появились новые коммуникативные технологии РЯ-акций, предусматривающие мониторинг с помощью блогеров рисков, связанных с реализацией того или иного решения. Уже сейчас крупные госкомпании готовы вкладываться в положительное позиционирование себя в социальных сетях и блогах [6].
Интернет продолжает сокращать дистанцию между властью и обществом и рассеивает «туман» административной и социальной недоступности. Под гражданский контроль сегодня поставлены почти все сферы общественной и политической жизни, деятельность государственных чиновников, политиков, организаций. Социальные сети, сервисы общения, блогосфера обретают все большую силу и влияние, в том числе и на избирательный процесс. На данный момент сами блогеры и онлайн-дневники приравнены к СМИ, что существенно усложняет деятельность таких популярных проектов, как «Роспил», «Росяма» [7].
Представляется интересным исследование Б. Новека, который предлагает поставить Интернет и технологии совместной работы с информацией на благо развития государства, т.е. соз-
дать новые механизмы решения задач как на местном, региональном, так и на общефедеральном уровне. Автор выдвигает идею создания wiki-правительства - новой культуры управления государством, заключающейся в привлечении к удаленной работе граждан, владеющих уникальными компетенциями и готовых предложить стране свои опыт и знания. Прообразом такого взаимодействия выступает Реег-1о-Ра1еп1 - интерактивный проект, позволивший радикально изменить процесс патентования. В основе его - коллективная работа команд волонтеров, опирающаяся на технологии социальных сетей. По утверждению Б. Новека, такой подход дает возможность за счет новой формы коллективных действий повысить эффективность государственных структур, укрепить и усовершенствовать демократию, создав «правительство людей, для людей и с участием людей» [8, с. 173].
На уровне российского государства не так давно стали возможными проекты мониторинга и обсуждения законодательных проектов с обществом. Например, федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации должны раскрывать информацию о разрабатываемых ими проектах нормативных правовых актов, а также проводить соответствующее общественное обсуждение на специализированном государственном портале [9]. В последнее время все значимые законопроекты проходят процедуру общественных обсуждений на площадках «Открытого правительства» и на сайтах профильных ведомств. Население очень активно участвовало, например, в обсуждениях законопроектов «О полиции» и «О здравоохранении».
Еще один государственный проект находится в активной фазе реализации - создание портала «Российская общественная инициатива». Идея создания сайта, на котором бы граждане выступали с законодательными инициативами, была впервые высказана В.В. Путиным в предвыборной статье «Демократия и качество государства» [10]. Тогда еще кандидат в президенты предлагал перенять опыт зарубежных стран, когда общественные инициативы, набравшие более 100 тысяч подписей, рассматриваются парламентом.
По замыслу создателей портала «Российская общественная инициатива», любой гражданин сможет зарегистрироваться и
опубликовать свою инициативу. Однако выступать с инициативой смогут только те пользователи, которые прошли «процедуру идентификации с использованием структур электронного правительства», - отмечается в тексте письма. Другие пользователи будут знакомиться с гражданским законопроектом, комментировать и оставлять положительные голоса. Если инициатива наберет более 100 тысяч голосов, то проект будет выноситься на обсуждение Госдумы [9]. Тем самым российское государство постепенно вбирает в себя идею краудсорсинга как способа поддержки гражданской инициативы, что принесет свои первые плоды в виде общественных законопроектов и решений в будущем.
Стоит отметить, что в России государство пытается активизировать формы и контакты с населением, отстраивая механизмы влияния и мониторинга на уровне общественных структур и диалоговых площадок. С одной стороны, выступив инициатором создания Общественной палаты РФ, деятельность и полномочия которой регулируются Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», государство придало импульс общественной экспертизе социально значимых проектов. При этом члены Общественной палаты не являются государственными служащими, работая на общественных началах и избираясь по специальной (трехступенчатой) процедуре с учетом морально-нравственного авторитета и личных заслуг перед обществом и государством. Однако у Общественной палаты есть и свои критики. Так, Г.М. Михалева, анализируя состояние гражданского общества и политических партий накануне выборов 2011-2012 гг., отстаивает мнение о том, что данной общественной структуре отводится роль «правильного» гражданского общества и «министерства по делам гражданских организаций» [11]. В случае необходимости палата используется как контролируемая площадка публичной политики и дополнительный механизм давления на чиновников.
С другой стороны, государство оказывает поддержку НКО и специализированным фондам для мониторинга процессов, которые происходят в «недрах» гражданского общества. Так, с 2007 г. на регулярной основе выделяются гранты некоммерче-
ским организациям Институтом открытого проектирования на научные изыскания, проведение социологических исследований. Хотя не раз высказывалось мнение, что гранты выделяются не «достойным» НКО, а «лояльным» действующей власти.
В России создан Фонд развития гражданского общества, который специализируется на актуальных исследованиях в области политики, регионального развития и современных медиа. Так, фонд сделал попытку экспертного обсуждения существующей политической системы России, собрав политологов, экспертов и преподавателей за одним столом. На данном мероприятии многие исследователи политики признали существование гражданского общества в России, которое своеобразно и не совсем похоже на классические западные прообразы [12].
Российские политические структуры активно используют новые коммуникативные технологии в пространстве всепоглощающей «мировой паутины»: общение с избирателями, решение насущных проблем человека в онлайн-режиме, публикация фактов и мнений о происходящих проблемах в стране, ведение видеоблогов и текстовых журналов с анализом происходящих событий. Все это помогает сформировать определенное понимание внутренних и внешних политических процессов и найти поддержку в электоральной массе.
Существует и оборотная сторона: политический маркетинг [13] ускоряет доступность альтернативных мнений и суждений, реактивно развиваются системы сегментирования электорального пространства в сети Интернет. Данный процесс делает возможным для политических сил обращаться к пользователям, предлагая им различные точки зрения на происходящее в стране и мире, что может в определенной мере «разжечь» общество, в нужный момент вызвать реакцию.
По разным оценкам, уже сейчас от мобильного Интернета ни за что не смогут отказаться даже на месяц 34 % граждан России. Этот показатель с каждым годом будет только расти примерно на 1,5-2 %, опережая иные средства коммуникации. В ближайшей перспективе можно говорить о выхолащивании и исчезновении таких носителей и средств коммуникации с населением, как печатные СМИ (газеты, журналы).
К 2016 г. отчетливо вырисовывается тренд на превращение социальных сетей в социальные медиа. Любой человек, политик или бренд может стать медиа. Факты таковы, что старые и тяжелые редакционные процессы стали не нужны. Люди сами стали редакторами и хедлайнерами, публикуя ежедневный контент и набирая популярность в сети Интернет. Отчетливо можно сказать, если раньше для победы политические партии приглашали звезд эстрады и известных в обществе людей, то в ближайшей перспективе в центре внимания окажутся популярные медийные персоны из социальных медиа, у которых широкая база подписчиков в сети Интернет.
Автором в составе научного коллектива проведена серия глубинных региональных экспертных интервью в рамках гранта Министерства образования по теме «Политические партии и гражданское общество на федеральных выборах: антагонисты и/или союзники?»1. Для выявления уровня осведомленности экспертов о действующих политических партиях на территории Российской Федерации и Тамбовской области был сформулирован вопрос: «Какие новые официально зарегистрированные в 2012-2013 гг. Министерством юстиции РФ политические партии, действующие в РФ и в Тамбовской области, Вы можете назвать?» При этом интересно не столько наличие знания о той или иной партии, сколько уровень узнаваемости новых партийных структур, их программ и лидеров.
Результаты подтвердили ожидания: многие эксперты затруднились назвать хоть одну из новых партий, хотя многие из опрошенных являлись на момент интервью, на наш взгляд, политически активными лицами. Это говорит о том, что новые политические структуры мало подвижны как на уровне региона, так и на уровне федерации. Им не хватает как медийности, так и общественной поддержки.
Обращает на себя внимание и то, что даже те эксперты, которые смогли назвать новообразованные политические партии,
1 Научно-исследовательская работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (проект № 14.В37.21.0724).
не назвали региональных лидеров данных структур, а также не сформулировали их программных установок.
Выборы 18 сентября 2016 г. в информационном пространстве
Прошедшие выборы в Государственную Думу VII созыва наглядно демонстрируют, на наш взгляд, возросшую политическую апатию в электоральной массе. Несмотря на смену избирательной модели, общество по-прежнему считает себя лишним (оторванным) звеном в коммуникациях с государством. Об этом говорят данные низкой электоральной активности, опубликованные на официальных ресурсах ЦИКа, а также независимые наблюдения и опросы. В период избирательной кампании настойчиво звучали мнения о том, что голос граждан ничего не решает и результат известен заранее.
Рейтинговое агентство Fitch связало низкую явку на выборах в Госдуму с разочарованием россиян в экономической политике [14]. По данным ЦИКа, явка избирателей на участки 18 сентября составила 47,8 %. При этом самые низкие показатели явки были зафиксированы в Москве (35,2 %) и Санкт-Петербурге (32,7 %). Ряд экспертов связали также низкую явку с непогодой, завершением дачно-полевых работ и «деятельным» методом выражения протеста к нынешней власти.
Переход на смешанный принцип комплектования нижней палаты парламента не принес особых дивидендов как новым политическим силам, так и рестайлинговым партиям в лице «Яблока», которому не удалось преодолеть даже 3-процентный барьер для получения государственного финансирования.
Что не хватает новым политическим партиям? Во-первых, большая часть новых политических партий представляет собой фактически дискуссионные клубы. Данные организации находятся в поиске своего пути развития. Во-вторых, не хватает ярких лидеров, финансовой поддержки. В-третьих, не хватает независимости от государства и связи с людьми, не хватает самого гражданского общества.
Как феноменальный можно трактовать успех партии «Единая Россия», которая в конечном итоге получила 342 места в новом созыве Госдумы. Это дает партии конституционное большинство и по сути, карт-бланш на принятие решений в парламенте. Определенным успехом стало попадание в Госдуму партии «Справедливая Россия», которая имела все шансы не пройти в нижнюю палату парламента. КПРФ и ЛДПР, старейшие партии, также обеспечили прохождение в Госдуму и сформировали свои фракции.
Заключение
На сегодняшний день имеются сомнения в том, что российское общество способно само консолидироваться (не считая случаев солидарности) в политические институты - «снизу» создать различные организации (политические партии), многочисленные социальные лифты (каналы), чтобы эффективно агрегировать и артикулировать собственные интересы. При этом существует и активно культивируется гипотеза о том, что коренные структурно-функциональные изменения в российском обществе могли бы произойти при смене поколений (замещение граждан с советско-патерналистской ментальностью на людей новой формации и нового мышления, в том числе и во властных институтах). Считаем, что такие глубинные трансформации чреваты столкновением поколений, что повлечет неординарные вызовы общенационального масштаба.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никоненко С. А. Особенности взаимодействия современных российских политических партий и гражданского общества // Политическая субъектность региональных социумов и элит: динамика, проблемы и перспективы: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 30 мая 2014 г. / отв. ред. А. А. Вилков. Саратов: Саратовский источник, 2014. С. 104-110.
2. Стаут Дж. Демократия и традиция. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 390-393.
3. Данные из Википедии - свободной энциклопедии. URL: http:// www.ru.wikipedia.org (дата обращения: 12.02.2014).
4. Данные сайта Vkontakte.ru. URL: http://www.vk.com/page-47200925_44240810 (дата обращения: 12.02.2014).
5. Политика и блогосфера: особенности русского виртуального Гайд-парка // «Золотой Лев» - издание русской консервативной мысли [Сайт]. URL: http://www.zlev.ru/107/107_45.htm (дата обращения: 12.02.2010).
6. Крупные госкомпании потратят в этом году минимум 1,5 млрд руб. на работу со СМИ и блогерами // «Ведомости» [Сайт]. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/672871/imidzh-gosudarstvenno-go-znacheniya (дата обращения: 12.05.2014).
7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: федер. закон от 05 мая 2014 г. № 97-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 апр. 2014 г.: по сост. на апрель 2007 г // Гарант [Сайт]. URL: http://www.garant.ru/news/541054 (дата обращения: 12.05.2014).
8. Новек Б. Wiki-правительство: Как технологии могут сделать власть лучше, демократию - сильнее, а граждан - влиятельнее? / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012.
9. О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения: постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851: по сост. на 18.12.2012 № 1334 // КонсультантПлюс [Сайт]. URL: http:// www.base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi (дата обращения: 12.05.2014).
10. Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 2012. 6 февраля. № 20.
11. Михалева Г.М. Партии и гражданское общество: алгоритмы взаимодействия // Партии и выборы: вчера, сегодня, завтра / под ред. Ю.Г. Коргунюка и Г.М. Михалевой. М.: КМК, 2012. С. 76.
12. Первая конференция преподавателей общественных наук «Политическая система России: тенденции и направления развития». URL: http://www.civilfund.ru/event/20 (дата обращения: 12.05.2014).
13. Диджитал - что это такое? Инструменты digital-маркетинга. URL: http://fb.ru/article/249003/didjital—chto-eto-takoe-instrumentyi-digi-tal-marketinga (дата обращения: 30.10.2016).
14. Fitch назвало причины низкой явки на выборы в Госдуму. URL: http://www.rbc.ru/economics/20/09/2016/57e125989a794769e84b98 84 (дата обращения: 15.11.2016).
ELECTION-2016: COMMUNICATION TRENDS OF POLITICAL COOPERATION IN THE INTERNET
Nikonenko Sergey Aleksandrovich, G.R. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia, Candidate of Political Science, Senior Lecturer of the Department of International Relations and Political Science, e-mail: [email protected]
The article considers communicative aspects of network communication. The author analyses in details appropriate theoretical approaches and correlate them with their policy. Special attention is paid to the analysis of electoral situation 2016.
Key words: the Internet, political communication, election.