ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007
Наукоград Российской Федерации г. Петергоф:
проекты, планы, перспективы
А. С. Еркулов,
директор ГУ «Дирекция наукограда РФ г. Петергоф»
В. Д. Шевченко,
глава Администрации Петродворцового района
С. Н. Турусов,
начальник отдела Комитета по науке и высшей школе
Согласно действующему законодательству статус наукограда Российской Федерации присваивается муниципальному образованию или городскому округу в результате проведения экспертной оценки научно-технического потенциала, при которой определяется наличие у организаций, включенных в состав научно-производственного комплекса муниципального образования, необходимых условий и возможностей для выполнения следующих задач:
• проведения фундаментальных исследований мирового уровня;
• проведения прикладных исследований, направленных на создание конкурентоспособной на мировом рынке научно-технической продукции (услуг);
• производства научно-технической продукции (услуг), конкурентоспособной на мировом рынке.
Развитие наукограда Российской Федерации должно осуществляться по приоритетным направлениям развития науки и инновационной деятельности в соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года и региональными программами социально-экономического развития.
Основной целью создания и развития наукоградов является повышение научно-технического, образовательного и производственного потенциала наукограда, увеличение выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции (проведения научно-исследовательских работ, оказания услуг) и повышение качества жизни населения, что определяет основные задачи:
• повышение конкурентоспособности организаций научно-производственного комплекса и выпускаемой ими продукции (проведения работ, оказания услуг);
• достижение уровня бездотационного развития муниципального образования;
• обеспечение роста значений показателей, характеризующих инновационную систему;
• формирование системы подготовки и переподготовки кадров;
• создание системы поддержки и развития предпринимательской деятельности;
• повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования;
• развитие международного сотрудничества;
• рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
• развитие социальной сферы города;
• повышение уровня занятости населения;
• улучшение экологической обстановки. Постановлением Правительства Российской Федерации № 449 от 23 июля 2005 года «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Петергофу» утверждены направления научной, научнотехнической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющиеся приоритетными для Петергофа как наукограда Российской Федерации и соответствующие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации:
— исследования в области экологии; информационно-телекоммуникационные технологии и электроника, включая системы связи и обнаружения морских подвижных объектов; исследования физических полей Земли, изучение строения ее оболочек (атмосферы, магнитосферы, ионосферы, земной коры, гидросферы, мантии и ядра);
— методы направленного синтеза сложных органических молекул с целью получения физиологически активных веществ с избирательным действием;
— технологии живых систем, генетические процессы, клеточная биология и биология развития, структурные и молекулярно-генетические механизмы регуляции индивидуального развития; разработка перспективных вооружений, военной и специальной техники, в том числе для нужд военно-морского флота;
исследования, связанные с восстановлением и содержанием музейных, исторических и культурных ценностей;
подготовка кадров высшей квалификации, в том числе специалистов в области сохранения и реставрации памятников культуры и искусства, а также по военным специальностям. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2005 N° 1792 «О наукограде Российской Федерации г. Петергофе» регламентирует создание, состав и основные функции Наблюдательного совета наукограда Российской Федерации, который разрабатывает стратегию развития наукограда, координирует работы по выполнению программы развития и контролирует реализацию проектов. В состав Наблюдательного совета, возглавляемого Губернатором Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко, вошли представители исполнительных и законодательных органов государственной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга, муниципальных образований, руководители организаций, вносящих наибольший вклад в развитие наукограда.
Основными задачами Наблюдательного совета являются:
• подготовка предложений и рекомендаций Губернатору Санкт-Петербурга, Правительству Санкт-Петербурга, участие в подготовке законов и иных нормативных правовых актов, направленных на развитие наукограда Российской Федерации г. Петергофа;
• взаимодействие в установленном порядке в пределах компетенции Наблюдательного совета с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, организациями, а также должностными лицами и гражданами в целях развития наукограда Российской Федерации г. Петергофа;
• осуществление сотрудничества с органами государственной власти и неправительственными организациями зарубежных стран, а также с международными организациями по вопросам развития наукограда Российской Федерации г. Петергофа.
С целью формирования предложений по проектам и программе развития наукограда Российской Федерации г. Петергофа, а также для решения организационных вопросов реализации проектов и программы создано государственное учреждение Санкт-Петербурга «Дирекция наукограда Российской Федерации г. Петергофа».
В соответствии с указанными приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в 2006 году Наблюдательным советом была утверждена
программа мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукограда Российской Федерации г. Петергофа, финансируемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 682 от 25 ноября 2004 года из средств бюджета Санкт-Петербурга и федерального бюджета на 2006-2010 годы.
Постановлением Правительства РФ № 174 от 31 марта 2006 года «О порядке предоставления субвенций федерального бюджета на развитие социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукограда Российской Федерации г. Петергофа в 2006 году» утвержден порядок финансирования наукограда.
В соответствии с программой развития на 20062010 годы Министерством образования и науки и Министерством финансов Российской Федерации 12 мая 2006 года утвержден предложенный Наблюдательным советом Перечень мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукограда Российской Федерации г. Петергофа, финансируемых из средств федерального бюджета на 2006 год.
Основные мероприятия :
1. Раздел «Мероприятия по развитию и поддержке социальной инфраструктуры»:
1.1. Разработка проектно-сметной документации на строительство многофункционального спортивного комплекса в 23 квартале г. Петергофа.
1.2. Создание Школы реставраторов.
2. Раздел «Мероприятия по развитию и поддержке инженерной инфраструктуры»:
2.1. Создание системы видеонаблюдения с целью обеспечения безопасности населения в муниципальном образовании г. Петергоф.
3. Раздел «Мероприятия по развитию и поддержке инновационной инфраструктуры»:
3.1. Проведение проектно-изыскательских работ и разработка проектно-сметной документации на строительство инновационно-технологического центра.
3.2. Разработка проектно-сметной документации, прокладка магистрального оптоволоконного кабеля телекоммуникационной сети наукограда г. Петергофа с подключением образовательных учреждений района.
3.3. Создание телекоммуникационного портала «Наукоград Петергоф».
3.4. Создание Центра трансфера технологий.
Подводя итоги выполнения перечня мероприятий 2006 года, остановимся подробнее на каждом мероприятии.
1.1. Разработка проектно-сметной документации на строительство многофункционального спортивного комплекса в 23 квартале г. Петергофа
Строительство многофункционального спортивного комплекса с бассейном и универсальным спортив-
ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007
ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007
ным залом в 23 квартале Старого Петергофа по адресу: ул. Ботаническая, д. 6-8 в рамках «Программы развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2004-2006 гг.» позволит увеличить количество уроков физической культуры в образовательных учреждениях и организовать досуг детей, подростков, молодежи и взрослого населения этого микрорайона.
В 2006 году завершена разработка проектно-сметной документации на строительство многофункционального спортивного комплекса.
В настоящее время исполнитель по государственному контракту осуществляет согласование и экспертизу проектно-сметной документации на строительство спортивного комплекса.
1.2. Создание Школы реставраторов
Создание Школы реставраторов — совместный проект Санкт-Петербургского государственного университета, Государственного музея-заповедника «Петергоф» и отдела образования администрации Петродворцового района, направленный на подготовку кадров в области научной реставрации памятников культуры.
В рамках данного мероприятия в 2006 году в структуре общеобразовательной школы на базе Межшкольного учебного комбината №1 создана Школа реставраторов как учреждение дополнительного образования. Петродворцовый район обладает уникальными кадрами реставраторов, имеющими большой опыт реставрационных работ в Государственном музее-заповеднике «Петергоф». С созданием Школы реставраторов открыто принципиально новое направление профильного обучения в городе. Школа реставраторов создается с целью воспитания молодежи, а также реализации программ профильного обучения.
Школа позволит решить вопросы занятости школьников во внеучебное время, профессионально сориентировать молодежь для подготовки к
поступлению на соответствующие гуманитарные специальности Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина и других образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. Совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом и Государственным музеем-заповедником «Петергоф» разработано и утверждено положение о структурном подразделении Межшкольного учебного комбината №1 «Школа реставраторов».
В здании учебного комбината отремонтированы помещения для художественных мастерских, вестибюль, раздевалки для учащихся, сделан капитальный ремонт крыльца и входа в здание, закуплено оборудование для учебного процесса по направлениям «Школы реставраторов», включающим:
— введение в профессию реставратора;
— академический рисунок и живопись;
— начальные навыки компьютерного проектирования;
— садово-парковый дизайн;
— реставрация исторических ландшафтов.
7 февраля 2007 года состоялось торжественное открытие Школы реставраторов. Завершен монтаж двух компьютерных классов для проектирования реставрационных процессов, ландшафтного дизайна и дизайна помещений. Класс компьютерного проектирования подключен к Интернету совместно с двумя учебными классами Межшкольного комбината.
С 1 сентября 2006 года 9 классов (т. е. около 200 ребят) приступили к учебе по программе профориентационного курса «Твоя профессиональная карьера» с целью выявления у школьников склонности к данному роду деятельности и формирования из них профильного 10-го класса. Идет обработка учебных программ профильного направления под руководством директора Института искусств СПб ГУ профессора Ивана Григорьевича Уралова.
Создается система непрерывного образования, которая будет состоять из профориентационного курса и профильного класса, набранного по итогам это-
го курса. В этом классе обучение школьников будет вестись преподавателями СПбГУ, отделения «Реставрация». Знания, полученные в специализированном классе, позволят учащимся не только работать в Государственном музее-заповеднике «Петергоф» и в ООО «Флоре», но и поступить в высшие и средние учебные заведения профессионального образования по данному профилю. Это даст возможность обеспечить район специалистами, нужными Петергофу, кроме того, ввиду уникальности этого профиля обучения эти специалисты могут работать и в других регионах Российской Федерации. Школьники будут иметь возможность получить образование, которое обеспечит их трудоустройство по месту жительства, в Петергофе, и это важно, так как: «Город живет, когда в нем живут и работают молодые».
2.1. Создание системы видеонаблюдения с целью обеспечения безопасности населения в муниципальном образовании г. Петергоф
Создание системы видеонаблюдения продиктовано необходимостью обеспечения безопасности населения и учреждений наукограда г. Петергофа и предусматривает решение ряда вопросов:
• предотвращение террористической угрозы;
• поддержание порядка при проведении культурно-массовых мероприятий;
• мониторинг, предотвращение, ликвидация чрезвычайных ситуаций (дорожно-транспортных происшествий, техногенных катастроф и др.).
При этом основными техническими и организационными мероприятиями являются:
• установка технических средств, камер наружного наблюдения, функционирующих круглосуточно в реальном масштабе времени;
• обеспечение сбора и анализа информации в УВД, оперативное реагирование и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
• обеспечение технической, аналитической и другой поддержки принятия решений ответственными должностными лицами.
В 2006 году выполнены следующие работы:
• разработан проект системы видеонаблюдения городской среды наукограда г. Петергофа,
• оснащены опытные участки компонентами системы видеонаблюдения;
• проводится опытная эксплуатация экспериментальных участков.
«Проект охватывает 48 организаций и учреждений г. Петергофа в сфере науки, образования, культуры, правопорядка и жизнеобеспечения, подростковые клубы. В дальнейшем система видеонаблюдения будет охватывать все значимые объекты города. Средства на эти цели планируется выделять из бюджета Санкт-Петербурга в рамках мероприятий по обеспечению безопасности жителей Санкт-Петербурга».
Количество объектов наукограда г. Петергофа, которые необходимо оснастить компонентами системы видеонаблюдения в 2007-2010 гг.:
• общеобразовательные учреждения — 17;
• детские музыкальные школы — 4;
• профессиональные училища и колледжи — 4;
• дошкольные образовательные учреждения — 17;
• поликлиники для взрослых — 3;
• поликлиники для детей — 3;
• санатории — профилактории — 2;
• больницы — 1;
• стадионы — 3;
• бассейны — 2;
• подростково-молодежные клубы — 8;
• вокзалы и платформы — 2;
• рынки — 4;
• Администрация Петродворцового района — 1;
• управление внутренних дел — 1;
• пешеходная дорожка, ведущая от учебных корпусов Санкт-Петербургского государственного университета до ж/д платформы «Университет».
В 2007 году запланировано создание системы видеонаблюдения за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в рамках мероприятий по обеспечению безопасности жителей Санкт-Петербурга.
3.1. Проведение проектно-изыскательских работ и разработка проектно-сметной документации на строительство инновационно-технологического центра
Инновационно-технологический центр (ИТЦ) — пилотный инфраструктурный проект в рамках развития г. Петергофа как наукограда. На его базе с использованием юридических, финансовых, организационных и иных возможностей должны развивать-
ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007
ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007
ся конкретные научно-технические бизнес-проекты, нацеленные на внедрение научно-технических достижений в хозяйственную деятельность Санкт-Петербурга и Российской Федерации.
• Технопарк информационных технологий. парк будет специализироваться на услугах в области разработки заказного и тиражируемого программного обеспечения и ^-аутсорсинга. Основной задачей ^-парка является создание материально-технической, социальной и финансовой базы для эффективного развития предприятий, специализирующихся в сфере информационных технологий.
• Центр нанотехнологий. Специфика предлагаемого Междисциплинарного центра нанотехнологий состоит в использовании междисциплинарности университетского образования и науки. Результатом деятельности центра должны стать новые технологии для создания оптоэлектронных фотонных кристаллов, полимерных сенсоров и покрытий поверхности полупроводников, спинтронных фильтров и электронных квантовых вентилей, квантовых сетей и разветвителей для оптических и квантовых суперкомпьютеров и информационно-коммуникационных систем. Кроме того, центр будет производить подготовку кадров всех уровней, специализирующихся в области нанотехнологий, а также разработку программ и методических материалов для подготовки соответствующих специалистов.
• Центр малотоннажного производства медицинских препаратов на основе биотехнологий и генной инженерии — предприятие, осуществляющее разработку, производство и маркетинг рекомбинантных препаратов для медицинских и ветеринарных рынков России. Основой продуктового портфеля являются разработки ООО «Биотех».
• Центр биотехнологий будет ориентирован на разработку и использование современных биотехнологий, подготовку кадров в данной области.
• Бизнес-инкубатор научно-инновационных проектов предназначен для вовлечения малого бизнеса Петергофа в реализацию высокотехнологичных бизнес-проектов. Создание бизнес-инкубатора позволит многократно увеличить число вновь возникающих предпринимательских структур в муниципальном образовании.
Общая площадь ИТЦ составляет 56 тыс. кв. м., период строительства — 2007-2010 годы. Созданию ИТЦ объективно способствует наличие мощной научной и образовательной базы — Петродворцового учебно-научного комплекса СПбГУ с его естественнонаучными факультетами и институтами.
При значительном научном, образовательном и инновационном потенциале Петергофа в городе работает большое количество малых и средних инновационных предприятий, которые будут составлять основной источник увеличения налогооблагаемой базы, количества рабочих мест, расширения номенклатуры и увеличения объемов выпуска наукоемкой продукции. В настоящее время эти предприятия испытывают
трудности из-за недостаточно развитой инновационной инфраструктуры. ИТЦ станет ключевым проектом развития инновационной инфраструктуры.
В пусковых корпусах первой очереди ИТЦ будут расположены: инновационно-технологическая зона (7600 кв. м.); цех малотоннажного производства медицинских препаратов на основе биотехнологий и генной инженерии (2440 кв. м.); центр биотехнологий (2020 кв. м.); офисные помещения (1500 кв. м.); выставочный холл и конференц-залы (1440 кв. м.).
2006 году проведены проектно-изыскательские работы, разработана проектно-сметная документация на строительство ИТЦ в г. Петергофе. В рамках данного мероприятия в 2007 году начнется строительство пускового корпуса первой очереди строительства ИТЦ общей площадью 15 тыс. кв. м.
3.2. Разработка проектно-сметной документации, прокладка магистрального оптоволоконного кабеля телекоммуникационной сети наукограда г. Петергофа с подключением образовательных учреждений района
По состоянию на 2005 год в Петергофе из-за отсутствия постоянного и качественного выхода в Интернет не выполняется в полном объеме образовательный стандарт по предмету «Информатика и информационные технологии», талантливые школьники района не имеют возможности проявить себя в международном пространстве национальных конкурсов России и общеевропейских конкурсов школьников по информационным технологиям, невозможно организовать дистанционное обучение школьников. Отсутствие телекоммуникационной сети в районе не позволяет реформировать управленческую деятельность образовательных учреждений, так как модемная связь неустойчива и образовательные учреждения не имеют выделенных телефонных линий.
В рамках данного мероприятия в 2006 году разработана проектно-сметная документация и осущест-
влен I этап прокладки магистрального оптоволоконного кабеля телекоммуникационной сети наукограда г. Петергофа с подключением образовательных учреждений муниципального образования.
В 2007 году планируется завершение прокладки магистрального оптоволоконного кабеля телекоммуникационной сети наукограда. Выполнив II этап, наукоград получит современную высокоскоростную телекоммуникационную магистраль.
3.3. Создание телекоммуникационного портала «Наукоград Петергоф»
В рамках данного мероприятия планируется создание многофункционального портала, решающего задачи информационного обеспечения деятельности инновационного комплекса наукограда. В 2006 году коллектив разработчиков занимался:
разработкой способов представления информации, механизмов доступа к ней с целью улучшения восприятия и упрощения освоения системы неподготовленными пользователями; стандартизацией процедур и протоколов обмена информацией между различными информационными системами, взаимодействующими с порталом;
исключением дублирования информационных объектов и программных компонентов в различных пользовательских сервисах портала; реализацией приложений, которые делают доступной через Интернет справочную и сопроводительную информацию в электронной форме по получению той или иной услуги; предоставлением электронных форм взаимодействия, обеспечивающим доступ к различным формулярам документов, которые требуются гражданам и организациям для взаимодействия с государством; включают в себя возможность пересылки заполненных форм и получения автоматизированных (формализованных) ответов; интеграцией информационных массивов, существующих и разрабатываемых информационных ресурсов.
Выполнение проекта в конце 2006 года обеспечило формирование портала как информационной системы, обеспечивающей централизованный, структурированный и унифицированный доступ к набору сервисов, информационных объектов, вебинтерфейсов, баз данных и другим информационным системам. Создан комплекс информационной и маркетинговой поддержки наукограда, а также административной и программной поддержки структуры «электронного города».
3.4. Создание Центра трансфера технологий
В рамках выполнения данного мероприятия будут активизированы процессы передачи технологий из научных учреждений, малых предприятий в про-
мышленность, реализовано взаимодействие по цепочке «технологические запросы — технологические предложения», а также формирование банка данных инвесторов и консалтинговое сопровождение научно-инновационных проектов. Данная работа позволит создать концептуальную схему приема и сопровождения частных инвестиций в сфере инноваций и научно-образовательных услуг. Создание Центра трансфера технологий (далее — ЦТТ) направлено на облегчение доступа предпринимательских структур региона к современным высокоэффективным патентам и лицензиям, обеспечивающим перспективные формы бизнеса.
В результате работ, проведенных в 2006 году, разработана система управления трансфером технологий и инновациями. Основными компонентами системы являются информационные базы данных технологических запросов промышленности и городского хозяйства, технологических предложений учреждений высшей школы и научно-производственных предприятий г. Петергофа. Кроме того, система включает в себя базы данных ресурсов, протоколы администрирования правами пользователей системы, оперативного планирования, управления и мониторинга бизнес-процессов ЦТТ по реализации деятельности в области трансфера технологий, статистические отчеты о деятельности ЦТТ.
В 2006 году разработаны организационная структура, бизнес-план, сформирована база данных технологических запросов и технологических предложений.
Завершено формирование материально-технической базы ЦТТ: организованы рабочие места, выделены комнаты для проведения консультаций и совещаний. ЦТТ оборудован локальной сетью с интернет-, файл-серверами и рабочими станциями и выходом в Интернет. Приобретено программное обеспечение для осуществления электронного документооборота и защиты данных, правовых баз данных, содержащих нормативные акты в области интеллектуальной собственности, инновационной деятельности и комментарии к ним, информационных баз данных о промышленных предприятиях РФ.
Основными результатами деятельности ЦТТ станут сведения о привлеченных инвестициях; количестве образованных малых предприятий; количестве созданных рабочих мест; разработанных продуктах и услугах; интенсивности торговли исключительными правами (количество заключенных лицензионных соглашений и договоров уступки патента); количестве поступивших технологических запросов/предложений, количестве контактов, установленных учреждениями высшей школы и научно-производственными предприятиями г. Петергофа с промышленными предприятиями северо-западного региона; проведенных конференциях и рабочих совещаниях, в том числе с участием пользователей системы управления трансфером технологий и инноваций; тенденции изменения доли наукоемкой продукции в общем
ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007
ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007
объеме продукции, выпускаемой предприятиями наукограда РФ г. Петергофа.
Создание ЦТТ должно позволить:
— сконцентрировать средства федерального и регионального бюджетов для решения задачи развития экономики региона по инновационному пути;
— интегрировать научный потенциал учреждений и предприятий г. Петергофа и промышленность региона путем активизации процесса трансфера технологий;
обеспечить взаимодействие учреждений, организаций и научно-производственных предприятий г. Петергофа с промышленными предприятиями и городским хозяйством Санкт-Петербурга по всему спектру научных, научно-технических и технологических направлений;
— обеспечить доступ заинтересованных пользователей к базам данных на основе использования современных информационных технологий и компьютерных сетей;
— организовать взаимодействие ЦТТ с аналогичными центрами, созданными Министерством образования и науки РФ;
— катализировать процесс создания малых инновационных предприятий, использующих результаты научно-технической деятельности учреждений и предприятий г. Петергофа, что будет способствовать увеличению числа рабочих мест и налоговых поступлений в городской бюджет.
Перспективы развития наукограда, взаимодействие с другими проектами
Для наиболее эффективного развития территории наукограда необходимо учитывать несколько факторов, а именно:
• создание условий для реализации кадрового потенциала;
• создание условий для реализации научно-производственного потенциала;
• развитие транспортной инфраструктуры региона;
• развитие социальной инфраструктуры региона. Создание условий для реализации кадрового потенциала. В СПбГУ ежегодно готовятся сотни специалистов по естественнонаучным специальностям, которые сегодня не могут быть востребованы и уезжают работать в центр Санкт-Петербурга. «Утечка мозгов» подрывает основу экономического роста в регионе. Строительство инновационно-технологического центра позволит создать рабочие места для выпускников СПбГУ с достойной заработной платой, а компании, размещенные в ИТЦ, смогут получить квалифицированных специалистов.
Создание условий для реализации научно-производственного потенциала. С другой стороны, сложности с арендой помещений делают невозможным старт и реализацию перспективных проектов, особенно для новых компаний. Возможность долго-
срочной аренды помещений в ИТЦ по умеренным ценам и доступ к центрам коллективного пользования, которые спроектированы в ИТЦ, позволят существенно снизить накладные расходы резидентов. Одним из важных моментов является привлечение крупных транснациональных компаний с мировым именем, которые могут разместить свои подразделения в помещениях ИТЦ. Вариантом развития событий может стать государственно-частное партнерство, при котором данные компании проин-вестируют строительство части ИТЦ. Если притягательным моментом для компаний является кадровый потенциал, близость СПбГУ, постоянный приток молодежи на учебу на естественнонаучные специальности, то сдерживающим фактором для размещения крупных подразделений фирм с мировым именем является транспортная и жилищная инфраструктура.
Развитие транспортной и социальной инфраструктуры региона. При завершении в 2009 году
строительства второй очереди кольцевой автомобильной дороги (КАД) вокруг г. Санкт-Петербурга на участке от автомобильной дороги «Нарва» до поселка Бронка решение вопроса транспортной отдаленности будет завершено. Развязки с КАД на Гостилицком шоссе в Петергофе и на Дачном проспекте в Кировском районе позволят сократить время в пути до центра города до 30 минут и до ближайших жилых массивов юго-запада Санкт-Петербурга до 15-20 минут. Это позволит привлечь на работу в наукоград специалистов, проживающих сегодня на юге и юго-западе Санкт-Петербурга. Тем не менее, необходимо предусмотреть выделение на территории, непосредственно прилегающей к границам инновационно-технологического центра, земельных участков для строительства жилых зданий и объектов социальной инфраструктуры. Это станет дополнительным побудительным мотивом для высококвалифицированных специалистов и выпускников СПбГУ при выборе ИТЦ в качестве места работы. Одним из вариантов развития жилищного строительства является включение данной территории в национальный проект «Доступное жилье».