Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 9 (391). Филологическиенауки. Вып. 102. С. 166-171.
УДК 316.28
ББК 60.56
НАУКА О КОММУНИКАЦИИ: К ОБЪЕМУ ПОНЯТИЯ
Е. И. Тихомирова
Санкт-Петербургский государственный экономическийуниверситет. Санкт-Петербург, Россия
Рассматриваются существующие на сегодняшний день в науке и дидактике основные подходы к пониманию термина «коммуникация». Представлен сравнительный анализ к содержанию науки о коммуникации в основных работах отечественных специалистов. Рассмотрено понятие коммуникации с точки зрения механистического и интеракционного подходов.
Ключевые слова: коммуникация, теория коммуникации, наука о коммуникации, коммуниколо-гия, механистическая парадигма, интеракционная парадигма.
Коммуникация и сопутствующие ей коммуникативные процессы, явления и технологии попали в поле зрения различных наук, изучающих человека и общество, довольно давно. Этот факт определяет методологический плюрализм коммуникологии, науки о коммуникации, которая начинает формироваться в России к середине 50-х гг. XX в., а в Америке - чуть раньше. С конца 30-х гг. прошлого века в США начинают читать курсы по коммуникации, появляются специализации и присваиваются степени бакалавров, магистров по направлениям «communications», «communications management», «communications studies», «mass communications» и пр., издаются научные журналы, например, «Communication Research», «Human Communication Research», «Written Communication».
Главный редактор Международной энциклопедии по коммуникации Э. Барнув считает, что коммуникации занимают одно из центральных мест в истории человечества, именно это объясняет то, что многие дисциплины (социология, лингвистика, психология, история, журналистика и пр.) стремятся к объяснению процесса коммуникации [5]. На данный момент термин «коммуникация» нашел свою нишу в категориальном аппарате социально-гуманитарного знания и прочно там укоренился.
Однако продолжаются дебаты относительно того, является ли коммуникология научным знанием, имеет ли научный статус теория коммуникации. Также на данный момент у исследователей нет единства относительно объекта и предмета науки о коммуникации, ее места в вузовском образовании и системе современного знания в целом [4].
Традиционно наиболее общую фундаментальную теоретическую науку, изучающую место и роль коммуникации в обществе, закономерности ее развития и коммуникационные процессы, называют коммуникологией, которая возникла в середине XX в. в результате теоретического синтеза целого ряда наук, среди которых выделяют три основные: социологию, психологию и лингвистику [1].
Коммуникация является одним из необходимых условий существования человека, одной из фундаментальных основ жизнедеятельности общества, которое является не столько совокупностью людей, сколько теми связями и отношениями, в которых данные люди находятся друг с другом. Таким образом, социология большое внимание уделяет коммуникации, изучая динамику общественного развития и саму структуру общества. Именно эта наука рассматривает проблемы отношений различных социальных субъектов и связей между ними. В рамках социологии коммуникация активно изучается общей социологической теорией. Социальная коммуникация - основная категория, предмет социологического исследования в теориях Ю. Хабермаса и Н. Лумана. Именно социологи первыми заявили свои «ведомственные права» на понятие «коммуникации» и на разработку общей теории коммуникации [4]. Однако важно подчеркнуть тот факт, что коммуникация -не только социальное явление. Коммуникация встречается и в природе (например, «зооком-муникация»), следовательно, всестороннее изучение данного явления очевидно выходит за рамки социологических исследований.
Психология изучает такой важнейший аспект коммуникации, как способность челове-
ка отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. При этом общая психология изучает такие проблемы, как психологическая природа языка и речи, а также рассматривает различные виды невербальной коммуникации и особенности их восприятия. Социальная психология исследует межличностное восприятие и понимание, способы общения, внутригрупповые отношения, взаимодействие индивида и группы, межгрупповые отношения и конфликты и так далее.
Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации, а именно развитием языка и речи (устной и письменной, монологической и диалогической), которые являются важнейшими средствами общения людей.
В изучение коммуникации чрезвычайно весомый вклад внесли технические науки. Эволюция коммуникативных возможностей человека связана именно с техническим прогрессом, с развитием технических средств коммуникации, что полностью изменило характер социальной коммуникации. Появление компьютера и сети Интернет сделало возможным мгновенную передачу практически любого объема информации на неограниченное расстояние. Сама теория коммуникации в XX в. во многом «выросла» из математической теории связи (коммуникации), фундамент которой был заложен в области техники электрической связи. Целью разработки математической теории связи (коммуникации) К. Шеннона и У Уивера были измерения количества информации в сигналах дальней связи. Конечно, данная теория отвлекается от вопросов значения сообщения, так как рассматривает сигналы в том виде, в каком они передаются по проводам или излучаются в эфир. Таким образом, человек выступает здесь лишь в качестве «источника» или «получателя» информации, а математическая теория связи (коммуникации) применима только к техническому оборудованию и абстрагируется от конкретных людей, пользующихся данной техникой. Именно с появлением математической теории связи возникло понятие скорости передачи информации, техники и инженеры начали заниматься проблемой сжатия сигналов, что привело к возникновению таких понятий, как энтропия и количество информации.
Говоря о междисциплинарном характере коммуникологии, нельзя обойти стороной такую область научного знания, как философия, которая видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно,
взаимосвязью явлений и процессов действительности. Коммуникация, будучи на разных уровнях организации материи, по-разному проявляет себя: от универсальной способности отражения как свойства явлений живой и неживой природы до сложнейшего и многогранного мира общения людей. Само понимание сущности социальной коммуникации предполагает обращение к таким философским категориям, как «идеальное», «материальное», «субъект», «объект», «информация», «смысл», «модель», «система», «структура». Без философии невозможно глубинное толкование и понимание текстов (герменевтика), осмысление форм и процессов мышления, задействованных в человеческих коммуникациях, а также поиск истины (логика), осмысление и практическое овладение навыками нормативных регуляторов в различных видах коммуникации (этика).
Изначально сама философия - это диалектика, диалог человека с человеком (Сократ, Платон). Любой диалог предполагает борьбу мнений, поэтому не случайно в рамках философии зарождаются такие науки, как риторика, политика, логика, герменевтика, этика. Проблема понимания и проблема интерпретации являются ключевыми для коммуникологии и поставлены они были в философии.
Таким образом, очевидным становится вопрос о том, что коммуникация нуждается в целостном и всестороннем изучении. Вышеперечисленные науки рассматривают это явление исключительно в качестве предмета, не стремясь становиться при этом науками о коммуникации. У каждой из них есть свой определенный объект. По отношению к коммуникации (как к объекту научного знания) такой наукой выступает коммуникология, которая представляет собой органичное единство, синтез сведений других областей научного знания, получившее свое выражение на различных теоретических уровнях.
Коммуникология - комплексная наука, которая интегрирует знания о коммуникационных процессах как в социуме, так и в природе. Это обусловливает плюрализм подходов к ее содержанию, которые можно разделить на несколько групп: во-первых, это различные подходы механистического и интеракционного характера; во-вторых, в рамках интеракционного подхода продолжаются споры о том, как объяснить коммуникацию - в качестве производной от социальной структуры или ссылками на осознанную деятельность индивида.
Механистические подходы были обусловлены спецификой конкретных исторических условий и самого объекта исследования. Роль технических средств коммуникации после Второй мировой войны стала центральной темой и в критических концепциях, разоблачающих отрицательные стороны массовой культуры, и в работах футурологов, предсказывавших наступление «информационного общества» и «технотронной эры». Так, например, появляется теория информационного общества, которая рассматривает технические средства информации как важнейший стимул и источник социального развития. Д. Белл, один из основоположников данной теории, считал, что США и многие европейские страны становятся информационными обществами, основанными не на индустриальном производстве с его традиционными отраслями, а на новейших информационных технологиях. Основной признак этого перехода - повышение значения высшего образования. По мнению Дж. Гэлбрейта, знания превращаются в ключевой источник новшеств и основу социальной организации и тех-ноструктуры [4].
По сути, это новый тип цивилизации, который характеризуется ускоренной автоматизацией и компьютеризацией процессов производства и управления, новыми техническими системами получения, переработки, передачи, хранения информации, интеллектуализацией производственной деятельности, информатизацией всех сфер общественной жизни, повышением качества жизни, изменением социальной структуры общества и пр. Именно из-за возрастания роли информации, знания и средств коммуникации общество и называют информационным.
Математическая теория коммуникаций, вошедшая в научный обиход с появлением работы К. Шеннона «Математическая теория связи» в 1948 г. (чуть позже У. Уивер описал математическую теорию К. Шеннона нематематическим способом), также относится к механистическим концепциям. Данная теория исходит из следующих посылок: сообщение (точнее, их коды) поступают из источника через канал связи (с возможными помехами) в приемник информации. Эти сообщения изменяют систему знаний (тезаурус) приемника, уменьшая уровень его неопределенности, измеряемый энтропией. Среднее количество информации (по Шеннону) определяется уменьшением энтропии приемника в результате изменения
его представлений о распределении вероятных состояний источника. При таком определении общее количество информации, содержащееся в отдельных, не связанных друг с другом сообщениях, получается путем суммирования количеств информации этих сообщений. Единица измерения информации задается средним количеством информации, содержащимся в сообщениях о том, какое из двух равновероятных состояний реализовалось на самом деле, и называется «бит». Также К. Шенноном были введены такие понятия, как «шум», «помеха» и «избыточность».
Шум в математической теории коммуникации связан факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником. Выделяют два вида шумов: технический (связан с помехами в передатчике и канале связи) и семантический (связан с искажением значения при восприятии содержания, например, обусловленный культурными различиями коммуникантов).
Именно с шумами связана избыточность (повторение элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи), одно из фундаментальных свойств человеческого языка.
На основе этой теории формулировались теории коммуникации в организациях, популярные в конце 1960-х - начале 1970-х гг., согласно которым коммуникация представлялась как деятельность, направленная на изготовление, передачу и сохранение информации в рамках различных организационных структур [4].
К категории механистических относят концепцию Г. М. Маклюэна, который считал, что основной двигатель истории - смена технологий, которые в свою очередь вызывают смену способа коммуникации. Канадский ученый считал, что тип общества в значительной мере определяется господствующим в нем типом коммуникации, а человеческое восприятие -скоростью передачи информации. Исторические формы коммуникации Маклюэн уподоблял галактикам, которые могут встречаться, проходить одна через другую, менять свою конфигурацию [4].
Таким образом, в рамках механистического подхода под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информацией получателем сообщения.
Механистические теории вызвали неудовлетворенность, обусловленную их однонаправленностью (линейностью), которая огра-
ничивает коммуникацию точкой зрения производства, передачи и обработки информации, а также используемых при этом технических средств. Преодоление механистичности было связано с появлением интеракционного подхода, который рассматривает коммуникацию как взаимодействие и в значительно большей мере учитывает роль человека как субъекта коммуникации. В коммуникации на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта деятельности.
Интеракционный подход к коммуникации был сформулирован Т. Ньюкомбом в 1953 г. В рамках данного подхода субъекты коммуникации являются равноправными и связанными как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Коммуникация рассматривается как реализация этого интереса с помощью передаваемых сообщений. Эффекты коммуникации состоят в сближении или расхождении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что в свою очередь означает расширение или сужение их возможностей взаимопонимания и сотрудничества. Такой взгляд на коммуникацию ставит в центр внимания достижение согласия между субъектами коммуникации, установление равновесия в системе взаимных установок.
В связи с этим в социологии и социальной психологии возникло научное направление -символический интеракционизм. В рамках данной теории коммуникация рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого субъекты коммуникации наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Лишь придав действию «другого» определенное значение (символизировав его), человек реагирует на эти действия. Таким образом, эти реакции носят осмысленный характер символических действий; явления, которым придается какое-либо значение, становятся символами (например, протянутая рука символизирует приветствие).
С символическим интеракционизмом имеет преемственность этнометодология. Данное направление пытается увидеть основание современной социальной жизни в способах организации повседневной жизнедеятельности людей примитивных культур, универсализируя методы этнографии. Здесь рассматриваются механизмы социальной коммуникации, сложившиеся в каждом конкретном обществе и укорененные в правилах, которые регулируют
взаимодействия людей. Эти правила общения образуют сложную структуру связей и отношений, которая влияет на людей, заставляя их поступать так, а не иначе, то есть структурные стереотипы имеют принудительный характер, воздействуют на людей независимо от того, какое значение люди им придают. Этнометодология понимает язык коммуникации более широко, включает в него не только вербальный язык, но и язык жестов, выразительных движений, ритуал и даже молчание.
Интеракционный культурологический подход, имеющий генетическую связь с этноме-тодологией, исследует общее и специфическое в коммуникациях представителей различных культур. Предметом особого внимания являются символические действия или ритуалы, которые члены общностей регулярно или иногда совершают.
В 1980-х гг. возникает организационная теория ассимиляции, исследующая культурные поведенческие и познавательные процессы, благодаря которым лица присоединяются к организации и выходят из нее.
Существует еще ряд теорий в рамках интеракционного подхода: теория межкультурного содержания коммуникации, теория «лица» в переговорах, теория социального обмена, диалектическая теория отношений, теория коммуникационного поля и пр. [4].
Таким образом, при интеракционном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность субъектов коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними [2].
Подводя итоги, можно сделать вывод, что в коммуникологии на сегодняшний день превалируют две научные парадигмы (механистическая и интеракционная), которые, в свою очередь, определяют объем такого понятия, как коммуникация.
В механистической парадигме коммуникация является процессом однонаправленным (кодирование и передача информации от источника - прием информации получателем сообщения), информация передается от отправителя получателю, а внешняя среда является помехой, создает шумы. Для данного подхода характерно рассмотрение человека как механизма, действия которого могут быть описаны определенными конечными правилами.
В интеракционной парадигме коммуникация является совместной деятельностью ком-
муникантов, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними, где информация воспроизводится самим получателем (под воздействием отправителя), а внешняя среда является контекстом коммуникации.
Для данного подхода характерны континуальность, контекстуальность и процессуальность. В целом, интеркционный подход более гуманистичен и более близок к реальной жизни.
Список литературы
1. Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации / О. Л. Гнатюк. - СПб., 2008. - 192 с.
2. Кашкин, В. Б. Основы теории коммуникации / В. Б. Кашкин. - М., 2007. - 256 с.
3. Кривоносов, А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А. Д. Кривоносов. -СПб., 2001. - 254 с.
4. Основы теории коммуникации / под. ред. М. А. Василика. - М., 2003. -615 с.
5. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации / А. В. Соколов. - СПб., 2002. -461 с.
6. Сыркина, А. Н. Понятие коммуникации в социально-философской мысли / А. Н. Сыркина // Науч. мнение: науч. журн. -2013.-№ 12.-С. 21.
7. Яковлев, И. П. Основы теории коммуникации / И. П. Яковлев. - СПб., 2001. - 230 с.
Сведения об авторе
Тихомирова Екатерина Игоревна - магистр лингвистики, преподаватель кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт-Петербург, Россия. [email protected]
Bulletin of ChelyabinskState University. 2016. No. 9 (391). Philology Sciences. Issue 102. Pp. 166-171.
COMMUNICATION SCIENCE: TO A SCOPE OF A CONCEPT
E. I. Tikhomirova
SaintPetersburgState University ofEconomics, SaintPetersburg, Russia. [email protected]
Communication and its accompanying communication processes, phenomena and technology have come to the attention of various sciences that study human and society for a long time. This fact determines the methodological pluralism of Communicology as the science about communication. The article analyzes two approaches to the content of Communicology: mechanistic and interactional paradigms. Within the framework of these two approaches the author considered communication's theories of different researchers, like as sociologists, philosophers, psychologists etc. Based on a review of theories the article deals with two main approaches to the understanding of the term "communication" existing in science and didactics today: mechanistic and interactional. According to this there are two meanings of the term "communication" in the article.
Keywords: communication, communication theory, Communication sciences, Communicology, mechanisticparadigm, interactionalparadigm.
References
1. Gnatyuk O.L. Osnovy teorii kommunikacii [Basics of communication theory]. Saint Petersburg, 2008. 192 p. (InRuss.).
2. Kashkin V.B. Osnovy teorii kommunikacii [Basics of communication theory]. Moscow, 2007. 256 p. (In Russ.).
3. Krivonosov A.D. PR-tekst v sistemepublichnyh kommunikacii [PR-text in public communications]. Saint Petersburg, 2001. 254 p. (In Russ.).
4. Vasilik M.A. (ed.). Osnovy teorii kommunïkacii [Basics of communication theory]. Moscow, 2003. 615 p. (In Russ.).
5. Sokolov A.V. Obschaya teoriya socialnoi kommunikcii [General theory of social communication]. Saint Petersburg, 2002. 461 p. (In Russ.).
6. Syrkina A.N. Ponyatie kommunikacii v socialno-philosovskoi mysli [The concept of communication in the social and philosophical thought]. Nauchnoe mnenie: nauchnyi zhurnal [Scientific opinion: scientificjournal], 2013, no. 12, p. 21. (In Russ.).
7. Yakovlev I.P. Osnovy teorii kommunikacii [Basics of communication theory]. Saint Petersburg, 2001. 230 p. (InRuss.).