Научная статья на тему 'Коммуникология Вилема Флюссера: между медиа и сообщением'

Коммуникология Вилема Флюссера: между медиа и сообщением Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
901
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКОЛОГИЯ / МЕДИА / ВИЛЕМ ФЛЮССЕР / СООБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРА / СOMMUNICOLOGY / VILЙM FLUSSER / MEDIA / MESSAGE / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Степанов Михаил Александрович

Данная статья анализирует проблемное поле современных коммуникаций. Коммуникативные процессы сплетают ткань культуры, а различия в коммуникативных практиках маркируют многообразие культур. Вместе с Вилемом Флюссером можно смело утверждать, что проблематика коммуникаций есть сущностная проблематика человека. Коммуникация есть человеческое в человеке, поскольку в общении происходит его становление. Человеческая коммуникация есть процесс, благодаря которому информация сохраняется, перерабатывается и передается дальше, но также это и процесс создания новой информации, производства значений. Сегодня коммуникационные аспекты бытия затрагиваются как в гуманитарных науках, таких как философия, культурология, социология, психология, так и в различных прикладных исследованиях рекламе, связях с общественностью, маркетинге, журналистике, политологии. Проект Вилема Флюссера «коммуникология» создание науки о коммуникации по аналогии с биологией и технологией, предполагал развитие единой коммуникационной логики, которая объединила бы все аспекты феномена коммуникации. По сути, Флюссер в конце 1980-х гг. планировал завершить эпистемологическую кодификацию мира, соединив человека, природу и культуру в феномене коммуникации. Между тем, в настоящем можно наблюдать обратную ситуацию: спецификация и выявление различий коммуникативных моделей, практик и технологий в соответствии с социальным контекстом разводят дисциплинарные поля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicology of Vilйm Flusser: Between Media and Message

The focus of this article is the problematic field of modern communications. The fact that differences in communicative practices mark the diversity of cultures is doubt. Together with Vilem Flusser, we can say that the problem of communication is an essential problem of human being. Today, communication aspects of life are affected both in the humanities, such as philosophy, cultural studies, sociology, psychology, and in various applied researches advertising, public relations, marketing, journalism, political science. Vilem Flusser's project of «communicology» is the creation of communication science such as biology and technology. The main goal is to imply the development of a whole communication logic that would unite all the aspects of the phenomenon of communication. In fact, Flusser in the late 1980s, planned to complete the epistemological codification of the world, combining human, nature and culture in the phenomenon of communication. Meanwhile, in the present one can observe the opposite situation: the specification and the identification of differences in communicative models, practices and technologies in accordance with the social context, breed disciplinary fields.

Текст научной работы на тему «Коммуникология Вилема Флюссера: между медиа и сообщением»

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV

| Коммуникология Вилема Флюссера: между медиа и сообщением / Communicology of Vilém Flusser: Between Media and Message |

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Россия Институт бизнес-коммуникаций, Кафедра рекламы и связи с общественностью Доцент исполняющий обязанности заведующего кафедрой рекламы и связей с общественностью, кандидат философских наук Старший научный сотрудник Центра фундаментальных исследований культуры Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва

Acting Head of the Department ofAdvertising and Public Relations at the Institute ofBusiness Communications, Saint Petersburg State University of Industrial Technology and Design, Russia Associate Professor, PhD in Philosophy D. S. Likhachev Russian Institute of Cultural and Natural Heritage, Russia Senior Researcher of the Center for Fundamental Research of Culture michail.stepanov@gmail. com

КОММУНИКОЛОГИЯ ВИЛЕМА ФЛЮССЕРА: МЕЖДУ МЕДИА И СООБЩЕНИЕМ

Данная статья анализирует проблемное поле современных коммуникаций. Коммуникативные процессы сплетают ткань культуры, а различия в коммуникативных практиках маркируют многообразие культур. Вместе с Вилемом Флюссером можно смело утверждать, что проблематика коммуникаций есть сущностная проблематика человека. Коммуникация есть человеческое в человеке, поскольку в общении происходит его становление. Человеческая коммуникация есть процесс, благодаря которому информация сохраняется, перерабатывается и передается дальше, но также это и процесс создания новой информации, производства значений.

Сегодня коммуникационные аспекты бытия затрагиваются как в гуманитарных науках, таких как философия, культурология, социология, психология, так и в различных прикладных исследованиях - рекламе, связях с общественностью, маркетинге, журналистике, политологии. Проект Вилема Флюссера «коммуникология» - создание науки о коммуникации по аналогии с биологией и технологией, - предполагал развитие единой коммуникационной логики, которая объединила бы все аспекты феномена коммуникации. По сути, Флюссер в конце 1980-х гг. планировал завершить эпистемологическую кодификацию мира, соединив человека, природу и культуру в феномене коммуникации. Между тем, в настоящем можно наблюдать обрат-

ную ситуацию: спецификация и выявление различий коммуникативных моделей, практик и технологий в соответствии с социальным контекстом разводят дисциплинарные поля.

Ключевые слова: коммуникология, медиа,

g

Вилем Флюссер, сообщение, коммуникация, куль- _

тура.

COMMUNICOLOGY OF VILÉM FLUSSER: BETWEEN MEDIA AND MESSAGE

The focus of this article is the problematic field of modern communications. The fact that differences in communicative practices mark the diversity of cultures is doubt. Together with Vilem Flusser, we can say that the problem of communication is an essential problem of human being. Today, communication aspects of life are affected both in the humanities, such as philosophy, cultural studies, sociology, psychology, and in various applied researches - advertising, public relations, marketing, journalism, political science. Vilem Flusser's project of «communicology» is the creation of communication science such as biology and technology. The main goal is to imply the development of a whole communication logic that would unite all the aspects of the phenomenon of communication. In fact, Flusser in the late 1980s, planned to complete the epistemological codification of the world, combining

12 (27) 20171

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV

| Коммуникология Вилема Флюссера: между медиа и сообщением / Communicology of Vilém Flusser: Between Media and Message |

human, nature and culture in the phenomenon of the social context, breed disciplinary fields.

communication. Meanwhile, in the present one can

observe the opposite situation: the specification and Key words: communicology, Vilém Flusser,

the identification of differences in communicative media, message, communication.

models, practices and technologies in accordance with

«Прежде всего, следует сказать, о чем исследование и дело какой оно (науки)»

Аристотель Первая аналитика 1, 1, 24 а 10.

Вынесенные в эпиграф слова Аристотеля с необходимостью предваряют любое научное сообщение определением предмета (о чем исследование?) и метода (дело какой оно науки?). Пристальное внимание исследователей к коммуникационным процессам и самим теоретическим изысканиям в этой области требуют перманентного утонения предметной области данных исследований.

В ходе своего развития предмет научного исследования подвергается постоянной детализации и уточнению, вместе с тем, развивается и метод, образуя научный комплекс, который сколько бы ни трансформировался, высвечивает изначальный феномен, проблему, ставшую центральным элементом, породившим конкретную науку.

В данной статье я хотел бы прояснить вопрос о научном статусе исследований коммуникации, поскольку в отечественной теории и практи-кие коммуникаций обнаруживаются два разнонаправленных течения. С одной стороны - это теории коммуникаций, исследования предположительно ориентированные на практику - журналистика, реклама, связи с общественностью и т.п. Направления, по сути, выросшие из лингвистической теории «Курса общей лингвистики» де Соссюра 1916

года. Их объединяет внимание к бинарной структуре язык/речь, кодифицированной системе правил и экстраполяция этого бинарного кода на все сферы человеческих смыслов - сферу культуры. Зачастую, осложнением этого подхода к коммуникациям является добавление проблематики «массовой информации», с тяжелым наследием технической теории информации, математически ужесточающей и выхолащивающей связку отправитель-канал-адресат в абстрактную схему. С другой стороны проблема коммуникаций сменяется теорией и

философией медиа, базирующихся на различных -

основаниях - от феноменологии до антропологии.

Кроме того, отметим, что коммуникации в культуре представляют собой множество практик, способов и технологий. Но, если цель практики -достигнуть результата, для чего необходимо зачастую слить, сшить, скомпоновать несовместимое для достижения узких целей, то задача теории, напротив, разделить, препарировать слитное, целое и смешанное, для того, чтобы получить понимание состава этих «коктейлей», и возможностей их рецептурного повтора. Теория позволяет превратить практический опыт в знание, которое можно освоить вне практики и реализовать с пониманием его состава и качеств. Однако проблема заключается в том, что практики неохотно представляют свой опыт, теоретики же зачастую занимаются теорией без практики. Фундаментальное стремление теории к дифференциации, разделению и классификации ведет к тому, что множество теоретических подходов сегментируются по дисциплинарному коду и теряют связь друг с другом, отсюда глухость как

12 (27) 20171

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV

| Коммуникология Вилема Флюссера: между медиа и сообщением / Communicology of Vilém Flusser: Between Media and Message |

практиков к теории, теоретиков к практике, так и теоретиков друг к другу.

Во всем множестве существующих противоборствующих и мирно уживающихся течений научно-исследовательской мысли относительно феноменов коммуникации мне представляется интересным обратить внимание на концепцию «ком-муникологии».

В отечественной аналитике этот термин относят к «проблемным терминам наук о массовых коммуникациях»1 предлагая такое его определение: «Коммуникология/коммуникативистика - понятийный концепт, обобщающий разные подходы в сфере исследований информационно-

коммуникативных процессов, осуществляемых массовой, межличностной и специализированными видами коммуникации, в частности, медиа, рекламой, связей с общественностью и др. с выходами на общетеоретический уровень анализа результатов этих исследований, один из синонимов теории коммуникации.»2. Скажу сразу, что данное определение меня не устраивает по той причине, что оно оставляет коммуникацию в теоретических кандалах абстракции и не дает представления о том, как этот «понятийный концепт» может быть приложим к конкретным культурным явлениям. Между тем, сам термин «коммуникология» относят к концепции из соседнего лагеря теории медиа. За этим направлением стоит фигура одного из культовых теоретиков медиа и коммуникации - Вилема Флюссера.

Вилем Флюссер не упоминается в статье Л. Н. Фетодовой, хотя он, конечно, не претендует на «лавры первопроходца»3 - его лекции, посвященные человеческой коммуникации, были включены в четвертый посмертный том сочинений Флюссера издателем Стефаном Больманном и изданы только в 1996 году. Однако его имя следовало

бы назвать, даже следуя логике поиска истоков, предлагаемой в указанной статье, поскольку Флюссер использует термин «коммуникология» в лекциях уже в 1972-73 гг. Но если же, действительно, искать первопроходцев, то мы обнаружим термин «коммуникология» уже в конце 1950-х гг., а к 1980-м коммуникология существует как состо-

4

явшееся понятие, используемое в заглавиях книг . Флюссер оказал большое влияние на развитие, как теории коммуникации, так и теории и философии медиа в 1980-1990-х гг., его влияние продолжается и поныне, что подтверждает активная работа Флюссер-Архива в Берлине, Сан-Пауло и издания его трудов на английском языке.

Как мне представляется, неспадающее внимание к мысли Флюссера связано с тем, что ему удалось пройти между Сциллой теории коммуникации и Харибдой медиатеории. Для Флюссера коммуникация - это динамическое явление, которое определяется не объектом - неким процессом 8 коммуникации или некими предметами - медиа, но характеризуется точкой зрения, сформированной как синхронически, так и диахронически (генеалогия и археология медиа).

Флюссер использует такие идущие из лингвистической теории коммуникации понятия как «знак», «код», «информация». Собственно, «коммуникация» понимается им как «упорядоченные посредством кода символы»5. Между тем, его трактовка этих понятий отличается от общепринятой6.

1 Федотова Л. Н. Проблемные термины наук о массовых коммуникациях // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2016. № 1. С. 132-142.

2 Там же. С. 137.

3 Там же. С. 133.

См., например^еМеИ Johnson, "Communicology?", compiled and edited by Dorothy W. Moeller, ASHA [Journal of the American Speech and Hearing Association] 1968, vol. 10, pp. 43-56; Franklin H. Knower, "A Model for Communicology", The Ohio Speech Journal [annual publication], vol. 1, pp. 181-187; Joseph A. DeVito. Communicology: An Introduction to the Study of Communication. Harper and Row, Publishers, Inc., 1978; Richard L. Lani-gan, Phenomenology of Communication: Merleau-Ponty's Thematics in Communicology and Semiology .Pittsburgh, PA: Duquesne University Press; 1988.

5 Flusser V. Kommunikologie. 4 auf. F. am M.: Fischer. 2007. S. 9.

6 Исследователи не раз указывали на терминологическую невыдержанность, экспрессивность и эмоциональ-

12 (27) 20171

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV

| Коммуникология Вилема Флюссера: между медиа и сообщением / Communicology of Vilém Flusser: Between Media and Message |

Флюссер задается вопросами, как соотносятся стандартная схема отправитель - получатель, опосредованные каналом; и другая размерность этой же схемы код - сообщение, опосредованные шумом? Как техника соотносится со смыслом? Проблема размерности коммуникаций оказывается фундаментальной для науки о коммуникации, и требует своего решения. Флюссер полагал, что отправитель и получатель находятся в более тесных отношениях, чем традиционно представляется, они не настолько автономны и разделены, напротив, чтобы зафиксировать их автономию следует приумножить число средств опосредования, увеличивая сущности без надобности. Вместо этого более продуктивным оказывается остенсивный жест указания на наличие среды, факт опосредования -«интерсубъективности», как писал Флюссер. Предположение наличия этой общей среды, в которой происходит понимание, согласие и принятие сторон, делает коммуникацию «невозможной». Человеческая коммуникация «внеприродна, даже противоестественна», она обладает «негативной энтропией» поскольку, служа накоплению полученной информации, противостоит природной эн-тропии7. Коммуникация по Флюссеру - это особая предельная практика «невозможного» опыта, поскольку человек постоянно должен подстраиваться, принимать новые порядки вещей, «противоестественные» и условные, поскольку технологии информирования меняются - расстояния между отправителем и получателем динамичны, постоян-

ную энергетику письма Вилема Флюссера, которую следует рассматривать, как попытку преодолеть шоры академической рациональности, и что требует определенной ситуативной интерпретации его текстов. См.: Сосна Н. Техногенное изображение против текста // Синий диван. 2003. № 3; Савчук В., Хайдарова Г. Фотографический универсум Вилема Флюссера // Флюссер В. За философию фотографии / Пер. с нем. Г. Хайдаро-вой. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та. 2008; Степанов М.А. Дизайн и революция: Вилем Флюссер об искусстве повседневного // Международный журнал исследований культуры. 4 (25) 2016. С.146-151. и др. 7 Flusser V. Kommunikologie. 4 auf. F. am M.: Fischer, 2007. S. 12-13.

но мигрируют и трансформируются. Отсюда состояние автономии есть греза, в действительности можно говорить лишь о деавтономии.

Наиболее четко состояние деавтономии участников коммуникации представлено в схеме дискурсивно-диалогических медиа8, где две стороны коммуникации взаимосвязаны следующим об-

9

разом : диалог направлен на создание новой информации в процессе переработки уже известных данных; дискурс служит исключительно сохранению и распространению готовой информации. Гипотетическое разделение отправителя и получателя приобретает вид театра, пирамиды, дерева, амфитеатра и т.д. Информация в этих дискурсивных моделях движется линейно от отправителя к получателю, в одну сторону. Напротив, ситуация искренней коммуникации - это «диалог» - невероятная и противоестественная коммуникация, трансформирующая коммуницирующих в живом процессе их взаимодействия. Такую подлинную, иначе говоря, 9 проектирующую, свободную коммуникацию, Флюссер связывал с новой визуальностью «синтетических образов», где открываются возможности соучастия, со-творения смысла10. Концепция «тех-нообразов» или «синтетических образов» подчеркивает идею о том, что изображение перестает быть самоценным, перестает быть идолом и идолопоклонничество, сохраняя опасность, должно уйти из человеческого общества. Сами технические образы указывают на свою посредническую роль - медиальность, способствующую работе воображения. Тем самым должна выработаться критическая позиция по отношению к образу и его мании подчинения.

Коммуникация таким образом не исчерпывается только «передачей» информации. Здесь мы одновременно имеем дело и со средством коммуникации и с самим процессом, и с его темпоральной размерностью и материальной составляющей

8 Ibid. S. 16-50.

9 Ibid. S. 16.

10 Ibid. S. 253-261.

12 (27) 20171

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV

| Коммуникология Вилема Флюссера: между медиа и сообщением / Communicology of Vilem Flusser: Between Media and Message |

- пространственной размерностью, «фрагментом» множества. Отсюда вырастает определенная терминологическая дифференциация, которая должна внести большую ясность в проблематику коммуникации и медиа.

К термину «коммуникация» мы отнесем всё имеющее процессуальный характер. Нужно сделать уточнение, этот термин имеет специализацию

- это процесс «опосредования» в рамках момента заданного пространственно-временного континуума. Медиа, в свою очередь, нестабильны и не сводимы как к только лишь формам репрезентации, так и к техническим устройствам, но они включены в среду «опосредования» и составляют её.

Важно отметить, что для Флюссера коммуникация разворачивается как на уровне единичного опыта, так и на массовом уровне. Как опыт конкретного человека в коммуникативных практиках может стать достоянием масс, так и массы, социальные группы формируют специфический опыт, принимаемый индивидами в обрядах инициации и процессе социализации. При всем внимании к технической составляющей коммуникации, производства смыслов Флюссер обращается к работе воображения, указывая на антропную размерность «передачи сообщений». По Флюссеру связь человека с миром возможна благодаря способности вообра-жения11. Медиальность поддерживает воображение, воображение участвует в восприятии изображений. Изображения, знаки и символы, все артефакты (не компьютерные и техногенные) - есть результат человеческой абстракции. Художник редуцирует или абстрагирует измерения - пространство и время, зритель восстанавливает или проектирует изображения через связки между элементами, устанавливает сети. Важно, что зритель всегда «вне», это внешняя позиция - касания, но для понимания он входит и погружается в этот объект, то

есть он, не просто видит поверхность, но постигает значения. Образы есть значащие поверхности12, постижение которых требует воображения.

Если традиционные изображения по Флюс-серу отсылают к «положению вещей»13 внешнего мира, то техно апеллируют к концептуальной сфере, они визуализируют понятие. Технообразы - это тексты, ставшие образами, они предельно абстрактны или «нульмерны». Это означает, что их «телесность» проективна и может быть воплощена как угодно, множественна и не подчинена объекту.

Лестница абстракций или схема «медленного и трудоемкого культурного развития челове-чества»14 на первый взгляд представляет собой некую историю медиа, абстрагирования мира, однако важно понимать, что эта схема набросок для мысли, но не отражение исторического становления коммуникаций. Этот эскиз призван показать, что способность коммуникации связана со способностью воображения, которое развивает умение абст- 10 рагировать измерения пространства и времени, чтобы получить линию письма, картинку на плоскости, плоскость в объеме, служащие ориентированию в мире.

Какое значение это имеет для коммуникации? Как она меняется? Почему коммуникология, а не просто теория коммуникации? Здесь важно вспомнить мысль Флюссера о том, что между жестами коммуникации (лестница абстракций) нет линейной последовательности: «отдельные жесты не поглощают друг друга, а перекрывают друг друга и переплетаются. Далее эти жесты наряду с синтезированием образов, будут вырисовываться, записываться и анализироваться и вступят друг с другом в

См.: Кампер Д. Тела-абстракции. Антропологический четырехугольник: тело, поверхность, линия и точка. / пер. с нем. М. А. Степанова // Хора. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. 2010. № 1/2 (11/12). С. 47-56.

Флюссер В. За философию фотографии. / Пер. с нем.

Г. Хайдаровой. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2008. С.142.

13 См.: Флюссер В. О положении вещей. Малая философия дизайна. М.: Ad Marginem Press. 2016.

14 См. Флюссер В. О проецировании. // Хора. Журнал

современной зарубежной философии и философской компаративистики. №3/4, (9/10). 2009. С. 65-76. С. 72-73.

12 (27) 20171

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV

| Коммуникология Вилема Флюссера: между медиа и сообщением / Communicology of Vilém Flusser: Between Media and Message |

непредвидимые отношения и взаимное оплодотво-

рение»15.

Жесты есть способы освоения мира, придания ему смысла, ориентации в нем. Нульмерность не убивает способы коммуникации, другие жесты и не может заменить их, так же как кино не убило театр, в коммуникации как акте и процессе ведущая роль принадлежит не сообщению, не отправителю, и не адресату/получателю, а всем им вместе (но не каждому из них в отдельности) - интерсубъективному пространству, множеству посредников/зрителей, наделяющих сообщение значением. Если аппарат и оператор есть единый комплекс, то есть фактически одно из условий аппаратного универсума функционирующего в рамках программы, то именно зритель оказывается тем «революционером/оператором», который вносит непредсказуемость, трансформирует программу соучастия.

Сообщения возникают в результате обмена действиями множества зрителей, производящих смысл сообщения, который был запрограммирован, но здесь возможны и непредсказуемые трансформации. Медиа предстают как среда, задающая условие сообщению, но они и сами являются сообщением. Медиа включают/запускают нашу способность к сообщению.

Можно утверждать, что использование таких понятий как «интерсубъективность», «код», «информация» и даже «коммуникация» и «медиа», подвергнутых Флюссером серьезной трансформации и в настоящем скорее принадлежащим ушедшим теориям, требует нового взгляда и новой или обновленной терминологии.

Так, если для лингвистической теории коммуникации или семиотики интерес представляют графические означающие, или их взаимодействие, то в коммуникологии Флюссера приоритет отдается всей среде коммуникации - процедуре изготовления сообщения, выбору материала, средства

15 Flusser V. Eine neue Einbildungskraft. // Schriften von Vilém Flusser. / Hrsg. von Stefan Bollmann; Bd. 1. - Mannheim: Bollmann, 1994. S. 125.

производства, условий восприятия, и его деградации, превращению в мусор и отброс.

Проект коммуникологии Вилема Флюссера направлен на то, чтобы показать, что коммуникация не может быть сведена только лишь к информации в ее техническом смысле, как к набору данных, передаваемых посредством технологий. Коммуникация не сводима к технологическому обмену или односторонней передаче, она включена в телесность культуры, то есть, как в индивидуальное тело, так и в тело социума. Основанием этого утверждения является тот факт, что вне коммуникационных процессов как и вне процессов метаболических не возможен ни рост, ни увядание. Только лишь техническая составляющая (тело как объект) не является достаточным условием для ее осуществления. Коммуникация для Флюссера имеет экзистенциальную размерность, поскольку она есть практика, направленная против человеческих «одиночества» и «смерти»16. 11

Технодетерминистская позиция в отношении коммуникации, широко распространенная в 1960-1980-х годы, утверждает, что именно техника, системы связи (провода, лампы, коннекторы и т.д.) и их точная настройка, снижающая шумы, составляет суть коммуникации и, более того, в большой степени определяет тип общества. Флюссер схожим образом анализировал способы коммуникации и утверждал наличие определенного типа общества в связи с распространенными в нем технологиями коммуникаций, обнаруживая своего рода единство стиля эпохи. Это кажется слишком простым и потому сложно избежать того, чтобы не установить один универсальный критерий для общества - технологии коммуникации и выстроить типологию машин, устройств и соответствующих обществ. В эвристическом плане попытку преодолеть такое узкое понимание и предпринял Флюссер. Он обратил внимание не только на специфику интерфейса человек - вещь (лестница абстракций, в привычном

16 Flusser V. Kommunikologie. 4 auf. F. am M.: Fischer, 2007. S. 10.

12 (27) 20171

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV

| Коммуникология Вилема Флюссера: между медиа и сообщением / Communicology of Vilem Flusser: Between Media and Message |

технодетерминистском виде), но экстраполировал этот интерфейс на человек-человек, вещь-человек, человек-общество, общество - вещь, вещь-общество, вещь-вещь.

Он утверждал, что это множество взаимодействий, разворачивающееся во времени именно благодаря аппаратности, разворачиваются, подчиняя субъекта, субъективируя индивида. Однако предельная по уровню абстракции - цифровая технология - освободила субъекта, сделав его проек-том17. Было бы наивно понимать цифру именно как технику - электронную, основанную на полупроводниках и задействующую бинарный код 1-0,0-1. Здесь для Флюссера важен сам принцип, способ мысли, непривязанный к некой фундаментальной материальности, свободный от технодетерминизма. Возможно, следующим шагом для Флюссера стало бы утверждение, что этот способ мысли - проективный, превращает само утверждение о наличии телематического общества в иллюзию, поскольку технологический цифровой интерфейс не является достаточным условием для проектирования.

Проект всегда находится в процессе, цифровая техника включена в электрическую цепь, которая направляет электроны, где поддерживается напряжение. Точно также поддерживается традиция, передача от поколения к поколению, как в социальном, так и в биологическом смысле согласно генам, ритуалам, иерархиям и запротоклированным формам взаимодействия (род, верования, знания). Генеалогия оказывается не тем, что субъективирует, закабаляет, а тем, что позволяет стать проектом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммуникология, таким образом, направлена на то, чтобы исследовать усовершенствование коммуникаций, не теряя материальную логику их развития, учитывая все «дисквалифицированные» отвергнутые и забытые медиа, заброшенные средства обработки и организации материи символического и воображаемого. Так, например, интернет -

17 См.: Цилински З. Набрасывать и выявлять. Аспекты генеалогии проекции. / пер. с нем. М. А. Степанова. СПб.: Эйдос. 2013. 64 стр. илл. Серия «macЫnamedia».

это некое инертное хранилище, и, если быть точным, вместилище данных. Однако будучи таким хранилищем, оно способствует своему росту, производит контент, порождает субкультуры, наполняющие интернет рефлексивным объектами (tumblr эстетика), технологии (big data, blockchain, крипто-валюты и т.п.), более того, выходит из цифровой в урбанистические пространства больших городов, как это делает постинтернет искусство. Содержащееся в интернете множество данных обретает действительность/активность только благодаря действиям лиц и групп лиц, функционирующих определенным образом - хакеры, художники и т.д., но также и благодаря техническим ошибкам, сбоям и отказам элементов конфигураций, которые привлекают внимание других групп и лиц - техперсонал, сотрудников спецслужб, программистов, кураторов и т.п., то есть действующими лицами являются как человеческие, так и нечеловеческие агенты. 12

Коммуникология как раз и охватывает все такие феномены, как описано в примере - это процессы, акты, агенты вне их материальной ориентированности и принадлежности, то есть, говоря словами Флюссера, существующие в их проективности - способности набрасывать и выявлять новое. Коммуникология Флюссера росла между процес-суальностью коммуникации в ее социальном, технологическом и психологическом аспектах и материальностью средств, каналов передачи информации - понимаемых медиа. Когда Флюссер приветствовал «абстрагирование мира», финальный шаг на пути абстракции, он приветствовал не мировую катастрофу как техноалармисты, а то, что теперь нематериальность мира может принять форму, стать материализованной организацией, способной продолжить трансляцию, то есть, передать веру, знание, идею и даже чувство в ситуации «смерти» изначально присущего ей канала, средства коммуникации, медиа. Эта возможность пережить себя, собственную ограниченную субъективность, детерминированную родом, верой и т.п. в какой-то мере напоминает проект борьбы с идолами

12 (27) 20171

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV

| Коммуникология Вилема Флюссера: между медиа и сообщением / Communicology of Vilém Flusser: Between Media and Message |

Ф. Бэкона. В своих работах Флюссер много рассуждает о становлении Нового времени и модусах модерной мысли.

Противопоставление коммуникации и медиа, принятое в отечественной практике, столь же неудачно, как и связка «коммуникация - знаковая система», сведение коммуникации к вербальным носителям, к смыслопроизводству как языковой деятельности.

Коммуникология Флюссера была намерена снять эти противоречия, поскольку важен не

только текст, но и шрифт в его визуальном воплощении, а также контекст - место и время, материал воплощения этого смысла. Между коммуникацией и медиа, как понятиями, так и практиками, оказываются вещи, люди и институции. Коммуникология, таким образом, охватывает их беспрерывное взаимодействие, вычленяя порядки и иерархии, расчленяя практики на теоретические единицы, выстраивая из них оперативные цепочки и сети понимания, отмечая их различия, как в суггестивных эмоциях, так и логических структурах.

13

12 (27) 20171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.