Научная статья на тему 'Медиа, медианаука и философия медиа'

Медиа, медианаука и философия медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2095
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиа, медианаука и философия медиа»

Медиа, медианаука и философия медиа От редакции

35959388780685396452171726215 87255117268385437458426458407 76709164616209889236991188591 194 9897 09392099341647218214 64 24259181306883652442142647568 4 9941843335969888664 65345747 1 9710960099124282820829215344 6 30542996056532960273291987491 29445567869536851841368029758 91933203513 9058 4 438830 6133567 97994319461367884079224841415 30411648915938838879318147321 81355866949477211932536889456 29527446071214642623595938878 06853964521717262158725511726 83854374584264584077670916461 62098892369911885911949897093 92099341647218214642425918130 68836524421426475684994184333 59698886646534574719710960099 12428282082921534464894175952 54712620220713952273054299605 65329602732919874912944556786 95368518413680297589193320351 39058443883061335679799431946 13678840792248414153041164891 59388388793181473218135586694 94772119325368894562952744607 12146426235959388780685396452 17172433359698886646534574719 71096009912428282082921534464 89417595254712620220713952273 05429960565329602732919874912 94455678695368518413680297589 19332035139058443883061335679 79943194613678840792248414153 04116489159388388793181473218 13558669494772119325368894562 95274460712146426235959388780

Широкое распространение культурологических, литературоведческих и философских исследований медиа со второй половины XX века было во многом обусловлено кризисными процессами в гуманитарных науках, ориентировавшихся с середины 1920-х годов на герменевтику, семиотику и структурный анализ. Это было отчасти связано с кризисом перепроизводства в гуманитарной сфере вообще, избыточным предложением специалистов и дефицитом рабочих мест в университетах Европы и США с середины 1960-х годов. Речь шла о новом витке обоснования общественной пользы гуманитарного знания и поиске новых источников финансирования. Обращение к медиаиндустрии оказалось, таким образом, сверхдетерминиро-ванным. Так, в 1960-е годы к теме медиальности пришла германистика на фоне роста популярности исследований повседневности,

популярной массовой литературы, криминальных жанров, кино и т. д. Однако еще в середине 1970-х годов вторжение медиаре-флексии в литературоведение считалось опасной профанацией. Сегодня само литературоведение рассматривается как раздел медиатеории. В 1980-е годы было признано, что общественная функция медиа повлияла на то, что качественные литературные тексты стали частью массовой культуры, начали появляться в газетах и СМИ в целом. Была проблематизирована роль передачи информации и значений из одного текста в другой (экранизация), а предметом теории стал не только литературный текст, но и его репрезентация на театральной сцене, экране, в сериалах, на телевидении и т. д. В конце концов исследователи пришли к согласию в том, что литературное произведение зависимо от своего носителя, своего посредника и своей среды — от бумажных печатных носителей, радио, кино, спектакля и т. д. Так произошел разворот от литературоведения к медиатеории. Конец 1980-х годов был отмечен расцветом специализированной литературы по теме медиа, а литературоведение и науки о коммуникации методически сблизились на основе эмпирических методов. Ориентация современных гуманитарных исследований на междисциплинарность также была связана с изучением истории медиакоммуникаций. Сегодняшняя медиатеория характеризуется плюральностью и разнонаправленностью, проходя под общей рубрикой наук о медиа и культуре.

Термин «медиафилософия» (Medienphilosophie, Media Philosophy) впервые встречается в начале 1990-х годов в названии книги Рудольфа Фитца «Медиафилософия. Музыка, язык и письмо у Фридриха Ницше»1. В этом же году Юрген Хабермас использует это выражение в своей книге «Фактичность и цен-ность»2, но еще не в качестве специального термина. Однако уже через два года выходит книга под названием «Визуальные медиа: Медиафилософия»3. Обсуждение вопроса о самостоятельности медиафилософии как части современного философского дискурса и ее месте среди других гуманитарных наук продолжается до сих пор4.

1. Fietz R. Medienphilosophie. Musik, Sprache und Schrift bei Friedrich Nietzsche. Würzburg: Königshausen & Neumann, 1992.

2. Habermas J. Faktizität und Geltung. Beiträge zur Diskurstheorie des Rechts und des demokratischen Rechtsstaats. Fr. a.M.: Suhrkamp, 1992.

3. Taylor M., Saarinen E. Imagologies: Media Philosophy. L.; N.Y.: Routledge, 1994.

4. См.: Визинг Л. Шесть ответов на вопрос «Что такое медиафилософия?» /

* * *

Медианаука изучает три важнейшие функции медиа: обработку, хранение и передачу данных, но только последняя обладает привилегированным статусом в рамках позитивистски ориентированного подхода к пониманию медиакоммуникации. Однако такое понимание значительно сужает горизонт значений понятия «медиа». Георг Кристоф Толен5 справедливо отмечает, что наряду со «слабым» значением медиа как нейтрального, индифферентного к смыслу средства передачи информации от отправителя к получателю «сильное» его значение включает в себя опосредование и посредника, которое его дополняет и расширяет. Последнее выходит на передний план еще в эпоху Просвещения и у романтиков (Гердер, Гегель, Новалис, Шлейермахер), когда начинает постепенно раскрываться конститутивная активность медиа6. На границе антропологии, теорий языка и образа, возникает понятие медиа как среды. Познание, обусловленное языком, диктует понимание медиа не только как пассивного орудия или инструмента, но и как конститутивной активности «между» (Dazwischen) или «среды рефлексии» (Reflexionsmedium), обеспечивающих единство разума и медиальности.

Существенный вклад в дальнейшее развитие современной медиатеории внесли такие близкие по взглядам немецкие мыслители, как Вальтер Беньямин7, Макс Бензе8, Вилем Флюссер9 и др. Теория медиа Маршалла Маклюэна связывала содержание рассматриваемого медиума, например печати, с исторически ему предшествующим — рукописным письмом, которое, в свою очередь, отсылало к устному слову и требовало учета влияния

Пер. с нем. Д. Колесниковой // Исследовательский центр медиафилосо-фии. URL: http://mediaphilosophy.ru/biblioteca/articles/vizing_mediaphil/.

5. Tholen G. Ch. Medium/Medien // Grundbegriffe der Medientheorie / A. Roesler, B. Stiegler (Hg.). München: Wilhelm Fink, 2005. URL: http:// www.xcult.org/texte/tholen/Tho_Medium_VS_3.pdf.

6. Schulte-Sasse J. Medien/medial // Ästhetische Grundbegriffe / K. Barck, M. Fontius, D. Schlenstedt, B. Steinwachs, Fr. Wolfzettel (Hg.). Stuttgart; Weimar: J. B. Metzler, 2002. Bd. 4. S. 1-28.

7. См.: Беньямин В. О языке вообще и о человеческом языке; Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости; Краткая история фотографии и др. // Он же. Учение о подобии.

8. См. о нем: Bense M. Philosophie als Forschung / E. Walther, E. Uhl (Hg.). Stuttgart: Internat. Zentrum für Kultur- und Technikforschung, 2010.

9. См. тематический журнал, посвященный изучению наследия Вилема Флюссера: Flusser Studies. Multilingual Journal for Cultural and Media Theory, URL: http://www.flusserstudies.net/.

носителя на смысл передаваемого с его помощью сообщения. И хотя при такой линейной исторической реконструкции в истории медиа обнаруживались нестыковки уже на уровне отношений письменности и устности, сам тезис о наличии собственного содержания медиума, несводимого ни к чему внешнему, а отсылающего лишь к предшествующему медиуму, был весьма продуктивен. Да и само мотто Маклюэна «медиум — это сообщение» можно было понимать, скорее, как «концептуальную историческую отправную точку сильного варианта значения медиума как опосредования»10.

У Беньямина подобная идея была выражена диалектически, если не сказать противоречиво: медиальное понималось им как «непосредственность духовных сообщений языка»11. «Духовное», по Беньямину, сообщает себя не посредством языка, а им самим. В языковом сообщении выражается прежде всего не что-то внешнее языку, а сам язык. Это утверждение только по видимости тавтологично — «духовная» сущность вещи не является чем-то внешним по отношению к его языковой сущности, хотя и не сводится к последней. Она тождественна ей лишь постольку, поскольку сообщает о себе в языке, то есть сообщаема. Иначе говоря: язык выражает сообщаемость как таковую, но лишь в той мере, в какой в нем сообщает себя духовная сущность. Именно этот смысл имеет утверждение Беньямина, что «духовная сущность» сообщает себя не посредством языка, а в самом языке.

Современные немецкие медиатеоретики рассматривают соответствующий поворот к медиальности как эпохальный в контексте изменения способов восприятия, систем коммуникации, картины мира и т. д. К середине 1980-х годов он приобрел институциональный характер на фоне подъема «новых медиа» и насущности их интеграции со «старыми» в перспективе сохраняющейся проблематичности и несводимости их «сильного» и «слабого» понимания. Основной вопрос зародившейся в это время медианауки может быть сформулирован следующим образом: какое сообщение являет собой каждый новый медиум и как он трансформирует тем самым набор ценностных ориен-таций человеческой цивилизации, модели социальных отношений, поведение и способы восприятия? Однако ответить на этот вопрос можно лишь путем сравнительного изучения способов

10. См. обзор Георга Кристофа Толена: Т^1еп G. Ch. Ор. еИ.

11. Беньямин В. О языке вообще... С. 11.

записи, архивирования и трансляции данных различными доступными сегодня медиа в широком историческом и культурном контексте.

* * *

Не существует знака, текста или значения вне и помимо своего медианосителя — поверхности записи и интерфейса взаимодействий видимого и говоримого. Даже эта фраза записана и, следовательно, означает нечто и помимо ее номинального смысла. Как и выбитая на камне заповедь «Не убий» означает уже нечто иное в устах Аарона, разъясняющего косноязычие Моисея, в свою очередь переведшего с «божественного» языка на человеческий первые фундаментальные идеи истории. Новый смысл приобретают они на папирусе Нэша, свитке Торы, в лютеровой Библии, неокантианской или марксистско-ленинской брошюре по этике или философии права. И тем более различным будет смысл аналогичных сообщений на дисплее айпада думского депутата, на стене забора, в блоге или посте фэйсбука или твитте-ра. Какова роль медиа в размножении подобных различий, позволяющих смыслу соответствующих ценностей одновременно оставаться тем же и иным на протяжении тысячелетий?

Речь идет не только об очевидном влиянии тех или иных носителей на смысл несомых ими сообщений, но и об их собственном имманентном значении. В отличие от прикладных Media Studies философию медиа в этом смысле интересует не столько воздействие медиа на мир тел и мир идей (Норберт Больц), сколько те значимые messages, которые являют нам сами новые медианосители (устройства записи и обработки информации, пользовательские программы и т. д.) на уровне их собственного языка — языка научных и технических открытий, имеющих свои концептуальные соответствия в истории военного дела, искусства и метафизики. Медиальное в этой логике предстает как непосредственность языковых сообщений и интерактивная среда, делающая их возможными (Вальтер Беньямин), как «различение», которое производит сегодня все значимые дифференциации и представляет пространство для формообразования (Георг Кристоф Толен).

Галактика Алана Тьюринга, давно поглотившая гутенбер-гову, привела к кардинальным изменениям в социально-политическом и символическом полях, в структурах восприятия и рефлексии, в способах производства образов и знаков, в архивации и дистрибуции знания. Норберт Больц в этой связи пишет

не только об овнешнении центральной нервной системы в новых медиа12 и переносе сознания в компьютер через электронную симуляцию, но и о понимании самого мозга как электронной сети, контролирующей наши чувства и сознание13.

Чтобы понять, являются ли современные цифровые медиа чем-то принципиально новым в сравнении с предшествующей массмедийной эпохой (газеты, радио, кино и телевидение) или речь идет всего лишь об усложненном количественном отличии, необходима выработка соответствующих предмету методов анализа. Они должны быть релевантны цифровой обработке данных, современным мультимедийным и многофункциональным медиатехнологиям, бурно развивающемуся программному обеспечению, практически неисчерпаемым возможностям интернета и социальных сетей. Поэтому в западноевропейской медиа-науке и придают столь большое значение современным методам изучения медиа (наряду с семиологическим и прагматическим конструктивизмом, системной теорией, дискурс-анализом, деконструкцией и т. д.), позволяющим анализировать этот феномен интегрально — как средство, посредника, среду, промежуток, различающий процесс и т. д. Этот подход предполагает также сопоставление возможностей «старых» и «новых» медиа14, что позволяет разобраться в ненаблюдаемых источниках самой медиаль-ности и дает импульс дальнейшему развитию медиафилософии и медиакультуры.

* * *

По ряду причин социально-политического, идеологического и коммерческого характера главные акторы отечественного ме-диаполя (медиахолдинги, государственные и частные компании, владеющие ведущими медиабрендами) не заинтересованы в серьезной научной саморефлексии15. Отсюда почти полное

12. См. статью Норберта Больца о Маршалле Маклюэне в настоящем номере «Логоса».

13. Ср.: «Свободные мысли являются церебральным программным обеспечением, дух — воплощением всевозможных комбинаций данных, а культурой зовется игра на клавиатуре мозга» (Computer als Medium / N. Bolz, Fr. Kittler, Ch. Tholen (Hg.) // Bolz N. Einleitung. München: Wilhelm Fink, 1994. S. 9f).

14. Ср.: Kittler Fr. Grammophon—Film—Typewriter. B.: Brinkman und Bose, 1986.

15. Ср., напр.: Вахштайн В., Морозов А., Бикбов А., Бодрунова С. и др. Современные медиа: между производством и культурой // Культиватор. 2012. № 4. С. 17—33. URL: http://www.intelros.ru/pdf/Kultivator/20i2_4/2.

отсутствие серьезного запроса на включение в систему высшего образования, даже журналистского, теории и истории медиа, а тем более медиафилософии. Функционирующие центры и институты медиа в большей мере ориентированы на обучение техническим навыкам медиапроизводства, управления СМИ, проведения государственной медиаполитики, компьютерного дизайна и PR16. Исключение составляют разве что личные «метафизические» увлечения отдельных научных сотрудников17. На свой страх и риск проблематикой медиатеории систематически сегодня занимается исследовательский центр медиафилософии при Санкт-Петербургском философском обществе18. В популярной массовой прессе интерес к изучению медиа поддерживает разве что журнал «Искусство кино»19.

По сравнению с западной ситуацией серьезных работ по ме-диатеории в русскоязычной литературе пока немного. Опубликовано лишь несколько, преимущественно вторичных, тематических монографий20. Только в последнее время стали появляться

pdf. См. также первый комплексный выпуск по медиа в русском журнальном пространстве: Отечественные записки. 2003. № 4 (13). Тема номера: Конец СМИ. URL: http://www.strana-0z.rU/2003/4.

16. См. описание деятельности кафедр отделения журналистики РАНХиГС (URL: http://www.migsu.ranepa.ru/jur/about/divisions) и Департамента медиа НИУ ВШЭ (URL: http://cmd.hse.ru/media/).

17. Ср., напр., направления деятельности кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ: http://www.journ.msu. ru/about/departments/14/654/ (руководитель — Иван Засурский); отделения социокультурных исследований РГГУ: http://culture.rsuh.ru (руководитель — Галина Зверева); программу «Медиакультура» школы культурологии НИУ ВШЭ: http://www.hse.ru/edu/courses/126211507.html (автор — Виктория Чистякова) и магистерскую программу по визуальным исследованиям: http://www.hse.ru/ma/visual/; электронные журналы, издаваемые факультетом журналистики МГУ: http://mediascope.ru/; http://mediascope.ru/node/478/ (руководитель — Елена Вартанова).

18. См. URL: http://mediaphilosophy.ru/.

19. См.: Даниил Дондурей: «Телевизор — главный инструмент управления страной» // Нескучный сад. 31.10.12. URL: http://www.nsad.ru/articles/da-niil-dondurej-televizor-glavnyj-instrument-upravleniya-stranoj; Иван Засурский: «Все знают все про всех» // Искусство кино. Июль 2013. N° 7. URL: http://kinoart.ru/archive/2013/07/ivan-zasurskij-vse-znayut-vsjo-pro-vsekh/ и др.

20. Кириллова Н. Медиакультура: От модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005; Юдина Е. Н. Медиапространство как культурная и социальная система. М.: Прометей, 2005; Черникова В. Е., Молчанова Е. Н., Климова Л. Е. Масс-медиа в культуре информационного общества. Ставрополь: Мир данных, 2007; Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / Под ред. В. В. Савчука. СПб.: Санкт-Петербург-

оригинальные публикации достаточно высокого уровня21. Немногочисленны также и переводы на русский язык зарубежных источников. Изданы две книги Маршалла Маклюэна22, всего одна книга Фридриха Киттлера23, несколько книг Мануэля Кастель-са24 и Поля Вирильо25. К немногочисленным важным источникам относятся «Беседы о масс-медия» Эверетта Дэнниса и Джона Мэррилла26, «За философию фотографии» Вилема Флюссера27, несколько книг Рудольфа Арнхейма28, важные тексты Вальтера Беньямина29, «Реальность масс-медиа» Никласа Лумана30, «Азбука Медиа» Норберта Больца31, по одной книге Уильяма Мит-

ское филос. об-во, 2008; Спирин В. А., Попонов М. А. Медиа-философия Маршалла Маклюэна. СПб.: Изд-во СПБГУСЭ, 2009; Фортунатов А. Н. Медиареальность: в плену техногуманизма. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госун-та, 2009; Вартанова Е. Л. Теория СМИ. Mass media theory. Актуальные вопросы: В 2 т. М.: Интегрум, 2010; Интернет и интерактивные электронные медиа: В 3 ч. / Под ред. И. И. Засурского,

A. О. Алексеевой. М.: МГУ, 2010.

21. См., напр.: Куртов М. К теологии кода. Генезис графического пользовательского интерфейса. СПб.: Транслит, 2014; Черных А. И. Ритуалы и мифы медиа. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Гнозис, 2015.

22. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Г. Николаева. М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007; Он же. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего / Пер. с англ. И. О. Тюриной. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. Существует также отдельный сайт, посвященный Маклюэну и медиатеории, см. URL: http://www.mcluhan.ru/.

23. Киттлер Фр. Оптические медиа: берлинские лекции 1999 года. М.: Логос; Гнозис, 2009.

24. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева; под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория; Изд-во Гуманит. ун-та, 2004; Он же. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / Пер. с англ.; под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

25. Вирильо П. Информационная бомба: Стратегия обмана / Пер. с фр. И. Окунева. М.: Прагматика культуры; Гнозис, 2002.

26. Дэннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М.: Рос.-амер. информ. пресс-центр; Вагриус, 1997.

27. Флюссер В. За философию фотографии / Пер. с нем. Г. Хайдаровой. СП б.: СПБГУ, 2008.

28. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокр. пер. с англ.

B. Н. Самохина. М.: Архитектура-С, 2007.

29. Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012.

30. Луман Н. Реальность масс-медиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005.

31. Больц Н. Азбука Медиа /Пер. с нем. Л. Ионина, А. Черных. М.: Европа, 2011.

от редакции

99

челла32 и Петера Вайбеля33. Из последних значительных изданий по теме можно назвать сборник «Медиа: между магией и технологией»34 с переводами на русский язык статей Анн-Са-ра Ле Мёр, Марка Б. Н. Хансена, Уильяма Митчелла, Вольфганга Эрнста, Эркки Хухтамо, Жан-Луи Деотта, Джованни Кар-роццини, Гирта Ловинка, Александра Гэллоуэя, Жака Рансьера. Классические тексты из ранней истории массовых медиа представляют новые серии издательства Ad Marginem с книгами Бертольта Брехта, Осипа Брика, Зигфрида Кракауэра, Александра Родченко, Ласло Мохой-Надь, Сьюзан Зонтаг и др. Но многие ключевые работы по медиатеории на русский язык все еще не переведены.

География современных медиаисследований достаточно обширна. Среди медиатеоретиков в Германии есть те, кого можно назвать если не классиками, то ведущими учеными в этой области; большинство из них преподают в различных университетах Германии. К ним относятся Норберт Больц, Михаэль Гизеке, Георг Кристоф Толен, Штефан Мюнкер, Лоренц Эн-гель, Дитер Прокоп, Рафаэль Капурро, Майк Зандботе, Вер-нер Фаульстих, Йохен Хёриш, Райнер Лешке, Вольфганг Эрнст, Бернхард Дотцлер, Франк Гартманн, Клаус Пиас, Томас Махо, Хорст Бредекамп и др. Помимо пионеров медиатеории из Канады Гарольда Инниса35 и Маршалла Маклюэна, следует отдельно иметь в виду американских социологов массмедиа Пола Ла-зарсфельда, Роберта Мертона, Гарольда Лассуэлла и Джорджа Гэллапа. В США также работали такие знаменитости, как Рудольф Арнхайм, Эрик Альфред Хэвлок, Нейл Постман, из более современных — Уильям Митчелл, Лев Манович, Александр Гэллоуэй и др. В первом ряду авторитетов актуальной теории и философии медиа стоят Фридрих Киттлер, Поль Вирильо, Мануэль Кастельс, Жильбер Симондон, Жан Бодрийяр, Жан-Франсуа Лиотар, Борис Гройс, Питер Вайбель, Бруно Латур, Мануэль ДеЛанда и др.

32. Митчелл У Я++: человек, город, сети / Пер. с англ. Дм. Симановского. М.: Strelka Press, 2012.

33. Вайбель П. Мир — переписываемая программа? М.: Медиаком. 2011; Он же. 10++ программных текстов для возможных миров. M.: Логос; Гно-зис, 2011.

34. Медиа: между магией и технологией / Под ред. Н. Сосны, К. Федоровой. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014.

35. Innis H. Empire and Communications. Toronto: Dundurn Press, 1950; Idem. The Bias of Communication. Toronto: University of Toronto Press, 1951.

Лишь в последнее время интерес к изучению общегуманитарного значения медиа в российском обществе начал возрастать — во многом за счет развития мобильного интернета, активности социальных сетей, роста продаж новых мультимедийных устройств и т. д. Но поддерживается он преимущественно внеинституционально, за счет отдельных групп энтузиастов36. На фоне давно и успешно функционирующих учебных и научных центров по изучению медиа на Западе37, а также в Белоруссии и на Украине38 все настоятельнее звучит запрос к профессиональному научному сообществу и министерскому руководству на создание аналогичных образовательных программ и медиаисследовательских центров в России.

* * *

Предлагаемая ниже подборка текстов большей частью представляет ведущих немецких медиатеоретиков современности — от Макса Бензе и Ханса Магнуса Энцесбергера до Фридриха Киттлера и Норберта Больца, а также различные направления медиаисследований — от археологии медиа и теории машин до Digital Humanities и анализа Software. При их отборе мы руководствовались довольно консервативными просветительски-

36. В качестве удачного примера публичного осмысления влияния современных медиа на повседневную жизнь и образ человека стоит упомянуть состоявшийся в декабре 2012 года круглый стол в рамках лектория Политехнического музея «Свобода и творчество после социальных сетей: Киберскептики и кибероптимисты», см. URL: http://youtu.be/ ZDS73_h8V8U.

37. Среди наиболее известных можно назвать: Институт культурологии Университета им. Вильгельма фон Гумбольдта (Берлин), http:// www.culture.hu-berlin.de/institut; Центр культуртехники им. Германа фон Гельмгольца (HZK) Университета им. Вильгельма фон Гумбольдта (Берлин), http://www.kulturtechnik.hu-berlin.de; Институт языка и коммуникации (Медианаука) Технического университета (Берлин), http://www.medienwissenschaft.tu-berlin.de; Центр искусства и медиатехнологий (ZKM) (Карлсруэ), http://www.zkm.de/; Центр ИККМ Университета Баухаус (Веймар); Институт массовых коммуникаций и медиаисследований (IPMZ) Университета Цюриха, http://www.ipmz.uzh.ch/ и др.

38. См., напр., программу «Медиа и коммуникация» Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе: http://www.ehu.lt/ru/academics/ bachelor/programs/media-i-kommunikacija-specializacija-massove-kom-munikacii-i-zhurnalistika/; Центр медиакоммуникаций и визуальных исследований при Харьковском национальном университете им. В. Н. Ка-разина: http://mediatopos.org/, а также интересный украинский сайт по медиа: http://osvita.mediasapiens.ua/.

ми целями, хотя на сегодняшний день проблематика медианауки значительно модернизировалась и усложнилась даже по сравнению с 2000-ми годами. Но с учетом описанного выше отставания и характерной инерции в современных отечественных медиаисследованиях мы посчитали важным хотя бы в самом общем виде прочертить горизонт этой стремительно развивающейся трансдисциплинарной науки.

Разумеется, это лишь капля в море современных Media Studies и Medienwissenschaft (см. список избранной литературы ниже и статью Льва Мановича в настоящем номере «Логоса»). Мы постарались привлечь наиболее знаковые имена и ключевые тексты, обозначить актуальные направления современных медиаисследований. «Логос» ведет работу над подготовкой номеров по кибернетике, «метафизике» видеоигр, исследований ме-диаискусства, теорий образа и т. д.

Избранная литература

Arnheim, Rudolf. Rundfunk als Hörkunst. München / Wien 1979;

Film als Kunst. Frankfurt a. M. 1988. Baläzs, Bela. Der Geist des Films. Frankfurt a. M. 1972. Faulstich, Werner. Radiotheorie. Eine Studie zum Hörspiel The war of the worlds (1938) von Orson Welles. Tübingen 1981. Brecht, Bertolt. Radio — Eine vorsintflutliche Erfindung? In: Idem. Gesammelte Werke in 20 Bänden. Bd. 18, Frankfurt a. M. 1967, S. 119-121; Vorschläge für den Intendanten des Rundfunks. In: Idem. Gesammelte Werke in 20 Bänden. Bd. 18, Frankfurt a. M. 1967, S. 121-123; Der Rundfunk als Kommunikationsapparat. In: Idem. Gesammelte Werke in 20 Bänden. Bd. 18, Frankfurt a. M. 1967, S. 127-134; Über Verwertungen. In: Idem. Gesammelte Werke in 20 Bänden. Bd. 18, Frankfurt a. M. 1967, S. 123-124. Fietz, Rudolf. Medienphilosophie. Musik, Sprache und Schrift bei

Friedrich Nietzsche. Würzburg 1992. Flusser, Vilem. Lob der Oberflächlichkeit. Für eine Phänomenologie der Medien. Vilem Flusser Schriften Bd. 1. Stefan Bollmann, Edith Flusser (Hg.), 2., durchgesehene Aufl. Mannheim 1995; Kommunikologie. Schriften Bd. 4. Stefan Bollmann, Edith Flusser (Hg.), Mannheim 1996. Habermas J. Faktizität und Geltung. Beiträge zur Diskurstheorie des Rechts und des demokratischen Rechtsstaats. Frankfurt a. M., 1992; Faktizität und Geltung. Beiträge zur Diskursthe-

orie des Rechts und des demokratischen Rechtsstaats. Frankfurt a. M. 1992.

Handbuch Medienwissenschaft. J. Schröter (Hg.). Metzler 2014.

Hörisch, Jochen. Gott, Geld, Medien — Studien zu den Medien, die die Welt im Innersten zusammenhalten. Frankfurt a. M. 2004; Eine Geschichte der Medien (=Taschenbuchausgabe von Der Sinn und die Sinne — Eine Geschichte der Medien. Frankfurt a. M. 2001). Frankfurt a. M. 2004.

Lazarsfeld, Paul F. Radio and the Printed Page: An Introduction to the Study of Radio and Its Role in the Communication of Ideas. New York 1940.

Lasswell, Harold Dwight. Propaganda Techniques in the World War. New York 1938.

Medien — Computer — Realität. Wirklichkeitsvorstelllungen und Neue Medien. Sybille Krämer (Hg.). Frankfurt a. M. 1998.

Margreiter, Reinhard. Medienphilosophie. Eine Einführung. Berlin 2007.

Medienphilosophie. Beiträge zur Klärung eines Begriffs. S. Münker, A. Roesler, M. Sandbothe (Hg.). Frankfurt a. M. 2003.

Manovich, Lev. The Language of New Media. Cambridge 2001.

Kittler, Friedrich. Aufschreibesysteme 1800/1900. München 1989; Grammophon — Film — Typewriter. Berlin 1986.

Rheingold, Howard. Tools for Thought. 1986; Virtuelle Gemeinschaft: Soziale Beziehungen im Zeitalter des Computers. Bonn / Paris / Reading, MA u. a. 1994.

Theorien der Medien: Von der Kulturkritik bis zum Konstruktivismus, UVK Verlaggesellschaft mbh S. Weber (Hg.). Konstanz 2003.

Turkle, Sherry. Leben im Netz. Identität in Zeiten des Internet. Reinbek bei Hamburg 1998.

Базен, Андре. Что такое кино? М., 1972.

Барлоу, Джон Перри. Киберномика: к теории информационной экономики. http://www.20khvylyn.com/next/economy/ cybernomics.html.

Бодрийяр, Жан. Реквием по масс-медиа. К критике политической экономии знака. М., 2007.

Больц, Норберт. Азбука Медиа. М., 2011.

Брехт, Бертольт. Теория радио 1927-1932. М., 2014.

Бриггз, Адам; Кобли, Поль. Медиа: Введение. М., 2005.

Брик, Осип. О рекламе. М., 2014.

Бурдьё, Пьер. О телевидении и журналистике. М., 2002.

Вайбель, Петер. Мир — переписываемая программа? М., 2011; 10++ программных текстов для возможных миров. М., 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вартанова, Елена. Теория СМИ. Mass media theory. Актуальные вопросы: В 2 т. М., 2010.

Вирильо, Поль. Информационная бомба. М., 2001.

Гройс, Борис. Под подозрением. Феноменология медиа. М., 2006.

Делёз, Жиль. Кино. М., 2004.

Кастельс, Мануэль. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2004.

Кино: Энциклопедический словарь. С. И. Юткевич (ред.). М., 1987.

Кириллова, Наталья. Медиакультура: От модерна к постмодерну. М., 2005.

Кракауэр, Зигфрид. Природа фильма: Реабилитация физической реальности. М., 1974; Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера. М., 1977; Орнамент массы. М., 2014.

Куртов, Михаил. К теологии кода. Генезис графического пользовательского интерфейса. СПб., 2014.

Ланир, Джарон. Вы не гаджет. Манифест. М., 2011.

Маклюэн, Маршалл. Галактика Гутенберга; Понимание медиа. М., 2005.

Медиа: между магией и технологией. Н. Сосна, К. Федорова (ред.). М. ; Екатеринбург, 2014.

Мохой-Надь, Ласло. Telehor. М., 2014.

Луман, Никлас. Реальность массмедиа. М., 2006.

Интернет и интерактивные электронные медиа: В 3 ч. И. И. За-сурский, А. О. Алексеева (ред.). М., 2010.

Киттлер, Фридрих. Оптические медиа. М., 2010.

Медиафилософия. Основные проблемы и понятия. В. В. Савчук (ред.). СПб., 2008.

Митчелл, Уильям. Я++: человек, город, сети. М., 2012.

Спирин, Вячеслав; Попонов, Михаил. Медиа-философия Маршалла Маклюэна. СПб., 2009.

Флюссер, Вилем. За философию фотографии. М., 2010.

Фортунатов, Антон. Медиареальность: в плену техногума-низма. Нижний Новгород, 2009.

Черникова, Валентина; Молчанова, Елена; Климова, Людмила. Масс-медиа в культуре информационного общества. Ставрополь, 2007.

Черных, Алла. Мир современных медиа. М., 2007; Ритуалы и мифы медиа. М.; СПб., 2015.

Ширки, Клэй. Включи мозги. Свободное время в эпоху интернета. М., 2012.

Шеннон, Клод. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963.

Шкловский, Виктор. Эйзенштейн. М., 1973.

Юдина, Елена. Медиапространство как культурная и социальная система. М., 2005.

Подготовили

Игорь Чубаров и Анна Рябова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.