Научная статья на тему 'НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ'

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1175
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

Реклама сегодня выходит на новый уровень, адекватно реагируя на развитие рыночных отношений. Этот уровень определяется повышением роли директ-маркетинга, брендинга, смещением рекламной активности в сферу сейлз промоушн и паблик рилейшнз. Естественно, эти тенденции в развитии рекламы требуют либо совершенно новых технологий, либо значительной модификации старых.

В научной литературе уделяется недостаточное внимание исследованию роли и места инвестиций в рекламную деятельность. Несмотря на значительный вклад экономической науки в изучение данной проблемы, существуют определенные пробелы в рассмотрении развития инвестиционной деятельности рекламы на предприятиях, хотя это будет способствовать повышению эффективности рекламной деятельности.

Использованные источники:

1.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / 3-е изд. - М.: Вильямс, 2015. - 627с.

2.Федорова, Н.В. Управление персоналом: Учебник / изд-во «КНОРУС», 2016.-316с.

3.Горностаева Ж.В., Дуванская, Е.В., Алехина, Е.С. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса / Учебное пособие / Ж.В. Горностаева, Е.В. Дуванская, Е.С. Алехина.-Ростов-на/Д: Феникс, 2016.-317с.

4.Горностаева Ж.В., Дуванская, Е.В., Алехина, Е.С. Инновационные технологии в сервисной деятельности (учебно-методическое пособие) / Новочеркасск: изд-во "НОК", 2013.-40с.

Бутко К.В. студент

4 курс, кафедра «Финансы и кредит» инженерно-экономический факультет Ульяновский Государственный Технический Университет

Россия, г. Ульяновск Научный руководитель: Ширяева Н.В., к.э.н., доцент Ульяновский Государственный Технический Университет

Россия, г. Ульяновск НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Наука по самой своей сути явление социальное. Она создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой, конечно, не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества.

Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом. Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение знания,

разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. [1,с.307-369]

Наука как социальный институт - это сообщество, имеющее:

■ представление об общности цели;

■ устойчивые традиции;

■ авторитет;

■ самоорганизацию.

За время своего существования она претерпела огромные изменения. От деятельности десятков древнегреческих ученых, собиравшихся в философских школах, занимающихся исследованиями по своему собственному желанию, вплоть до современного пятимиллионного международного научного сообщества, объединенного профессионально, организовывающего свою деятельность, как на национальном, так и на международном уровне, в исследовательских группах, лабораториях, институтах. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль, но производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникаций.

Научная деятельность сегодня - это совместная работа творческих коллективов. Это специализация не только по отдельным областям науки или даже отдельным ее проблемам, но и распределение различных функций в научной деятельности. Одни ученые оказываются более склонными к выдвижению идей, другие - к их обоснованию, третьи - к их разработке, четвертые - к их приложению, и эти их качества во многом определяют их место в исследовательской работе.

Сегодня наука немыслима без менеджерских функций, без добывания средств для ее развития и умения их эффективно использовать.

Жизнь в науке наполнена как творческими исканиями, так и рутинным трудом. В ней ученый ведет борьбу не только с познаваемой реальностью, но и вступает в сложные отношения со своими коллегами, с общественным мнением. Деятельность ученого стимулируется и оценивается не только оплатой труда, но и различного рода степенями, званиями, наградами.[2,с. 400]

Жизнь в науке - это постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание работ, идей ученого, а в силу самой специфики науки это и борьба за приоритет в полученном результате. Известно, как непросто утверждались в науке даже такие фундаментальные научные теории, как теория относительности, квантовая механика, генетика, теория эволюции, структурная лингвистика.

Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

Способы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении сего исторического развития науки. В античности научные знания растворялись в системах натурфилософов, в Средневековье - в

практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. Возникновение науки как социального института связывают с кардинальными изменениями в общественном строе, в частности с эпохой буржуазных революций, которая дала мощный толчок развитию промышленности, торговли, строительству и т.д.

Наука как соц.институт возникла в Западной Европе в ХУ1-ХУ11 вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и претендовала на определенную автономию. В системе общественного разделения труда она должна была отвечать за производство теоретического знания. Наука как соц.институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения.

Внутри науки существуют научные школы, функционирующие как организованная и управляемая научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемая, как правило, личностью выдающегося ученого. В науковедении различают «классические» научные школы (возникли на базе университетов, расцвет их деятельности пришелся на вторую треть XIX в.) и современные («дисциплинарные») - пришли в начале ХХ в. в связи с превращением научно-исследовательских лабораторий и институтов в ведущую форму организации научного труда. Эти школы ослабили функции обучения и были сориентированы на плановые, формирующиеся вне рамок самой школы программы. Когда же научно-исследовательская деятельность переставала «цементироваться» научной позицией и стратегией руководителя, а направлялась лишь поставленной целью, «дисциплинарная» научная школа превращалась в научный коллектив

Следующим этапом развития институциональных форм науки стало функционирование научных коллективов на междисциплинарной основе, которая обеспечивает появление новых открытий на стыках различных областей знании.[3,с.272] Междисциплинарность утверждает установку на синтез знания, в противоположность дисциплинарной установке на аналитичность. Она также содержит в себе механизм «открывания» дисциплин друг для друга, их взаимодополнения и обогащения всего комплекса человеческих знаний.

Использованные источники

1.Степин В.С. История и философия науки. - М.: Акад. проект, 2015. С. 307 - 369.

2.Печенкин А.А. Современная философия науки / А.А. Печенкин. - М.: Логос, 2014. - 400 с.

3.Цит. по: Рузавин Г.И. Философия науки. - М.: ЮНИТИ, 2008. С. 272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.