Научная статья на тему 'НАУКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ'

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Розуматова К.С., Дадашев А.А.

Затрагивается тема бытия науки как социального явления, ее социальная организация, процесс еёстановления как социального института. Обсуждаетсяотношения между наукой и обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL LAND MANAGEMENT IN THE FIELD OF AGRICULTURE

The topic of the existence of science as a social phenomenon, its social organization, the process of its formation as a social institution is touched upon. The relationship between science and society is discussed.

Текст научной работы на тему «НАУКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

УДК 101.1

Розуматова К. С. студент 1 курса магистратуры направление «Землеустройство и кадастр» ФГБОУВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный

университет им. В.М. Кокова» Дадашев А.А., доктор философских наук

профессор

кафедра истории, философии и права ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный

университет им. В.М. Кокова» Россия, г.Нальчик

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Аннотация. Затрагивается тема бытия науки как социального явления, ее социальная организация, процесс еёстановления как социального института. Обсуждаетсяотношения между наукой и обществом.

Ключевые слова: наука, социальное явление, общество, социальный институт.

Rozumatova K.S. master student of the 1st year direction "Land management and cadastres" FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University V.M. Kokova»

Nalchik

Dadashev A.A., doctor of philosophical sciences

professor

department of history, philosophy and law FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University V.M. Kokova»

Russia, Nalchik

DIGITAL LAND MANAGEMENT IN THE FIELD OF AGRICULTURE

Annotation. The topic of the existence of science as a social phenomenon, its social organization, the process of its formation as a social institution is touched upon. The relationship between science and society is discussed.

Keywords:science, social phenomenon, social institute.

Актуальность затронутой проблемы. Социальная природа науки в последнее время подвергается все более масштабному анализу философии, что, безусловно, связано с ее возрастающей ролью в жизни общества.

В наши дни, когда объемы научной работы стали сравнимыми с масштабами традиционных отраслей общественного производства, особенно отчетливо стало видно, что наука является общественным, совместным трудом, который сетью прямых и опосредованных связей соотносится с другими видами общественной деятельности. Она вовлекает в свою орбиту сильные производственные и человеческие ресурсы, ждет для своего функционирования необходимой социальной организации и в значительной степени определяет направление развития сегодняшней цивилизации. Наука является одной из важных составных частей жизни вынешнего общества, встраиваясь в систему ее организации черезмногочисленные связи, каждая из которых определяет параметры взаимодействия между ними. В этом смысле социальная организация общества оказывает значительное влияниеиво многом определяет рост и функционирование науки. Научное сообщество уже само по себе представляет собой социальный организм, который является частью общества. Взаимоотношения и отношения внутри него не могут не влиять на его развитие и деятельность. Научные учреждения, организации, другие структуры также функционируют в рамках определенного общества и представляют собой систему.

Социальная организация отношений в рамках не может не влиять на нее, нотакже во многом зависит от социальной среды, в которой она существует.

Ключевой проблемой теории развития науки является вопрос о ее общественной природе. Данный вопрос можно сформулироватьуже как вопрос об отношениях между наукой и обществом. Разрешить еенельзя, если не рассматривать науку как социального явления.

Материал и методология исследования. В процессе исследования был проведен теоретический анализ философской и социальной литературы.

Результаты исследований и их обсуждение. Чтобы подойти к поставленной проблеме, нужно дать определение термина «наука» и понять, что это не просто совокупность знаний, а продукт определенного вида деятельности. Наука - это исторически сложившаяся система объективно истинных знаний, а также деятельность по их получению. Научная деятельность, как и любаядругаяформа общественного производства, включается в систему общественной жизни черезпродукт, который она создает: научное знание.

В процессе научной работы ученый вступает в особые отношения со всеми предыдущими и нынешними исследователями и с природой. Это порождает его характеристики. Карл Маркс называл научный труд в отличие от других форм труда «всеобщим трудом». Он основанна использовании предыдущих достижений многих поколений, наработанных ими знаний, навыков и культуры, результатов исследований

современников. Кем бы и где бы ни приобретались новые знания, они становятся достоянием всего человечества. Наука в любое время истории является результатом усилий всех предыдущих поколений, сотрудничества современников и

основа для ее дальнейшего развития. Уже отсюда понятно, что научная работа, даже если она и интеллектуальная, и творческая, и результаты относятсяк определенному ученому, имеетчетко выраженный социальный характер. Наука в своем развитии проходит ряд этапов. В соответствии с периодизацией В.С. Степина,разработанная на материале истории естественных наук —в первую очередь физики - в историистановления и развития науки можно выделить два этапа, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум способам прогнозирования результатов деятельности. Первый этап показывает зарождающуюся науку (преднауку), второй — саму науку.

Следовательно, науке как таковой (то есть собственно науке) предшествует преднаука (доклассическая стадия), на которойпоявляются элементы (предпосылки) науки. Тутподразумеваются зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в Средние века, вплоть до ХУ1-ХУ11 столетий. Именно этот период в наибольшей степени считается началом, отправной точкой естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

Наука как целостноеявлениепоявляется в Новое время как следствиезарождения философии и проходит в своем развитии три основных типа: классический, неклассический постнеклассический (нынешний). На каждом из данных этапов вырабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного изучения, формируется определённый стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Критерием (основой) этой периодизации является ызвимосвязь (противоречие) объекта и субъекта знания.

I этап. Классическая наука (ХУ11-Х1Х вв.) исследуя свои объекты, стремилась описывая и объясняяих теоретически устранить насколько это возможно все, что связано с субъектом, средствами, методами и операциями его деятельности. Это устранение изучалось как необходимое условие получения объективного и истинногопознания о мире.

Тут присутствует объектный стиль мышления, стремление познавать объектв себе, независимо от условий его изучения субъектом.

II этап. Неклассическая наука (первая половина ХХ в.) связана с развитием релятивистской и квантовой теории, бросает вызов объективизму классической науки, отвергает представление реальности как чего-то независимого от средств ее знаний, субъективного фактора. Онпонимает связи между знанием объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Объяснениеданных связей

рассматривается как условие объективноистинного описания и разъяснения мира.

III этап. Постнеклассическая наука (вторая половина ХХ — начало ХХ! в.), существеннойособенностью которой является постоянноевключение субъективной деятельности в «совокупность знаний». В нем учитывается соотнесение характера получаемого знания об объекте не только с характеристикой средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

Внутри самой науки существует своя социальная среда, в которуювходят научные учреждения и организации, правовое поле, регулирующее деятельность, органы управления и обеспечения научной деятельности, сами ученые и многое другое. Это, в свою очередь, влияет на развитие науки. Чтобы результат работы ученого был признан и вошел в науку, он должен соответствоватьстандартам, критериям, принятым в научном обществе.

Анализ литературы показывает, что

организационныеотношенияиграют существенную роль в науке. Его наличие обусловлено с тем, что наука — это определенная система организации научной работы, направленная на обеспечение процесса производства новых знаний. Наука имеет сложную организованную систему научных организаций, учреждений, предприятий, органов поддержки и управления научной деятельностью. Соответствие организационной структуры, организационных форм и отношений потребностям конкретной научной деятельности в производстве новых знанийявляетсяфундаментальным вопросом организации науки. Организационные формы научной деятельности зависят от технологии научной работы и от системы общественных отношений, особенно на ее высших уровнях (экономическая, политическая, правовая организация), и тесно связаны с природойэтой социальной системы. Организация науки -один из тех каналов, через которые общество влияет на развитие науки, а сами организационные формы и отношения в ней отражают социальные условия развития. Чем лучше общество сможет организовать научную деятельность, се поддержание и функционирование, тем лучше будут ее результаты.

Социальные отношения в науке связаны с организационными отношениями, выступая в качестве одного из существенных условий и предпосылок научной деятельности. Наука по сути своей является социальным явлением. Онпредставляет собой не только отношение ученого к реальности, с которой он знаком, но и определенную систему отношений между членами научного общества. Наука имеет свойспецифический образ жизни, регулируемый системой, обычно неписаной, но нормы, передаваемые традицией, своя система ценностей. Конечно, способы социальной организации и отношения между

ученымина протяжении всей истории науки менялись в соответствии и с особенностями развития, изменением их статуса в жизни обществаи развитием общества в целом. Продуктивность научного труда, эффективность науки во многом зависят от порядкаобщественных отношений в этой сфере. Конфликты и внутренняянапряженностьв научной среде (к примеру, между научными коллегами), особенно если они долгое время не устраняются, резко снижают продуктивность научной деятельности и, наоборот, могут возникнуть мощные стимулы для повышения ее эффективности из социальной сферы науки. Так и внешне последствия, приводящее к внутренним конфликтам и напряженности, негативно влияют на их развитие. Организационно-социальные взаимоотношения в науке-это каналы, по которым осуществляется процесс социализации научного знания, то есть включение науки как социального института и научной деятельности в процесс функционирования других сфер жизни общества.

На состояние науки влияет система факторов как вненаучного, так и внутринаучногопорядка. Наука испытываетвнешнее влияние со стороны материального производства, государства, идеологии, культуры в целом, т.е. базовых институтов или надстроек общества. Под влиянием этих факторов наука формируется как особый вид работы в системе ее социального деления. Это берет свое начало в ХУ-XVII вв. с появлением первых научных учреждений в странах Европы.

Наука на современном этапе включает в себябольшое количество исследовательских, организационных, управленческих структур, частных и государственных научных организаций и предприятий. Через эти органы общество и наука влияют друг на друга. Все эти органы, организации, предприятия являются частью общества, его социальной организации, поскольку они существуют не изолированно, а взаимодействуют друг с другоми с другими аналогичными структурами (политическими, экономическими и др.), и во многом их деятельность определяется ими, хотя они также влияютна них. Сама система этих структур уже представляет собой определенную социальную среду, микрообщество, в котором существуют их социальные связи. Если мы пойдем дальше, то же можно сказать об отдельном научном коллективе, который представляет собой отдельную социальную среду. Объединяет всю эту систему не только общение, но и то, что ее члены являются представителями общества в целом. Это показывает, что наука является частью общества и тесные связизаложены в его структуре.

В истории сама наука, как и общество, не всегда обладала такой развитой системой органов и таким глубоким влиянием их на деятельность субъекта в познавательном развитии материального мира, которые существуют на современном этапе. В ХХ в, эти органы приобретают развитые формы. Они стали сопоставимы по своим параметрам с другими

социальными институтами. Процессы материального оснащения научного знания, превращения науки в социальный институт, стремительный рост в научной деятельности административных атрибутов стали широкой реальностью и глубоко влияют на научное творчество. В развитии этих аспектов современная наука опережает развитие других социальных институтов. Наука превратилась в достаточно развитую систему общего общественного производства, в отрасль общественного разделения труда. Коренным образом изменились характер, формы и методы научной деятельности. Он имеет четкоопределенную не только логическую, но и организационную, технологическую, информационную и

административную структуру. Современная наука называется «Большой наукой». Его основные характеристики заключается в следующем: быстро возросшее число ученых (в конце ХХ в. более 5 млн.), рост научной информации (в ХХ в. мировая научная информация удвоилась за 10-15 лет), изменение научного мира (наука сегодня включает около 15 тысяч предметов, которые все более тесно взаимодействуют друг с другом), трансформация науки в специальную профессию. Все это вызывает глубокие качественные изменения в характере научной деятельности.

Наука как социальное явление является органической частью социальной системы. Она тесно связана с обществом и не может быть изолирована от него. Сами ученые являются представителями того или иного общества. Его мировоззрение, образовательный уровень, другие составляющие личности формируются в контекстуальном обществе. Они постоянно взаимодействуют с другими членами общества, и это оказывает на них и их деятельность определённое влияние. Таким образом, даже если ученый считает, что занимается наукой для себя, у него уже есть связь с обществом. Фактически общество и является субъектом познания.

Эффективное регулирование социальной жизни, рациональное управление функционированием социальных систем стало возможно только на основе научных рекомендаций, научно обоснованных программ и проектов. От открытий и достижений науки во многом зависит формирование мировоззрения, идеологических задумок, здравый анализ системы идеалов и ценностей человеческой культуры в общем.

Резюме. Наука как социальное явление представляет собой сложную системусистему, состоящую из множества элементов и связей, развитие и функционирование которых во многом определяется обществом. Наука не может существовать изолированно от него, являясь ееорганической частью. Социальная система науки включает в себя научные институты, предприятия, организации разногоуровня, органы управления и обеспечения их деятельности, самих ученых. Различные уровни научных сообществ — от крупных исследовательских комплексов и школ до отдельных коллективов — представляют собой отдельные микрообщества, социальные организмы. Их организация, связи между отдельными

элементами (к примеру, между двумя учреждениями или даже учеными) влияют на функционирование и развитие всей системы. Характер влияния общества на науку влияния может варьироваться в зависимости от его экономической, политической, социальной организации, господствующей культуры и др.

Использованные источники:

1. Агафонова, Н.В Прогресс м традиции в науке/ Н.В. Агафонова. М. - Изд-во МГУ, 1991. —133 с.

2. Келле, В. Ж. Методологические проблемы комплексного исследования научного труда / В. Ж. Келле // Вопросы философии. - 1977. - №5. - С 100110.

3. Кохановский, В.П. Основы философии науки / В. П. Кохановский. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006, —608 с.

4. Микулинский С. Р. Очерки развития историко-научной мысли / С. Р. Микулинский. - М.: - Наука, 1988. - 384.

5. Наукакак социальное явление /под ред. А.С. Кравца. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1992. — 1686 с.

6. Степин, В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 749 с.

7. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ НАУК. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ЕЕ РАЗВИТИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.