Научная статья на тему 'Наука как социальное явление'

Наука как социальное явление Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2201
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Завёркин Андрей Николаевич

Рассматривается сущность науки как социального явления, ее социальная организация, процесс ее формирования как социального института. Анализируется взаимосвязь науки и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наука как социальное явление»

УДК 316.74:001

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ SCIENCE AS A SOCIAL PHENOMENON А. Н. Завёркин A. N. Zaverkin

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Рассматривается сущность науки как социального явления, ее социальная организация, процесс ее формирования как социального института. Анализируется взаимосвязь науки и общества.

Abstract. The essence of science as a social phenomenon, its social organization, process of its shaping as a social institute are considered. The correlation of science and society is аnalysed.

Ключевые слова: наука, социальное явление, общество, социальный институт.

Keywords: science, social phenomenon, society, social institute.

Актуальность исследуемой проблемы. Социальная природа науки в последнее время подвергается все более массированному философскому анализу, что, безусловно, связано с ее возрастающей ролью в общественной жизни.

В наши дни, когда объемы научной работы стали сравнимыми с масштабами традиционных отраслей общественного производства, особенно отчетливо стало видно, что наука является общественным, коллективным трудом, который сетью прямых и опосредованных связей соотносится с другими видами общественной деятельности. Она вовлекает в свою орбиту мощные производственные и человеческие ресурсы, требует для своего функционирования соответствующей социальной организации и существенно определяет направленность развития современной цивилизации. Наука является одной из основных составных частей жизни современного общества, включаясь в систему его организации посредством множества связей, каждая из которых определяет параметры взаимодействия между ними. Социальная организация общества в связи с этим оказывает существенное влияние, а во многом и определяет развитие и функционирование науки. Сообщество ученых уже само по себе представляет социальный организм, являющийся частью общества. Связи и отношения внутри него не могут не воздействовать на его развитие и деятельность. Научные учреждения, организации, другие структуры тоже функционируют в рамках конкретного общества и представляют собой систему. Социальная организация связей в ее рамках не может не влиять на нее, однако она тоже во многом зависит от общественной среды, в рамках которой существует.

Ключевой проблемой для теории развития науки является вопрос о ее социальной природе. Этот вопрос может быть сформулирован более узко как вопрос о взаимосвязи

науки и общества. Разрешить его невозможно без рассмотрения науки как социального явления.

Материал и методика исследований. В процессе исследования был осуществлен теоретический анализ философской и социологической литературы.

Результаты исследований и их обсуждение. Чтобы подойти к решению поставленной проблемы, необходимо дать определение термина «наука» и понять, что это не только совокупность знаний, а продукт определенного рода деятельности. Наука - это исторически развивающаяся система объективно истинного знания, а также деятельность по его получению. Научная деятельность, как и любой другой вид общественного производства, включается в систему общественной жизни посредством создаваемого ею продукта - научного знания [1, 41].

В процессе научного труда ученый вступает в особые отношения со всеми предшествовавшими и современными исследователями и с природой [4, 62-63]. Это порождает его особенности. Карл Маркс называл научный труд в отличие от других форм труда «всеобщим трудом». В его основе лежит использование предшествующих достижений многих поколений, выработанных ими знаний, навыков и культуры, результаты исследований современников. Кем бы и где бы ни были получены новые знания, они, в свою очередь, становятся достоянием всего человечества. Наука в любой момент ее истории есть результат усилий всех предшествующих поколений, кооперации современников и фундамент для ее будущего развития. Уже отсюда ясно, что научный труд, хотя он и является интеллектуальным и творческим и его результаты связывают с именем определенного ученого, носит отчетливо выраженный общественный характер [2, 101].

Наука в своем развитии проходит ряд этапов. Согласно периодизации В. С. Степина, разработанной на материале истории естествознания - прежде всего физики - в истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая - науку в собственном смысле слова [7, 54].

Тем самым науке как таковой (то есть науке в собственном смысле слова) предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в Средние века, вплоть до ХУ1-ХУ11 столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируются определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.

I этап. Классическая наука (ХУ11-Х1Х вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире.

Здесь присутствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

II этап. Неклассическая наука (первая половина ХХ в.) связана с разработкой релятивистской и квантовой теории, оспаривает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.

III этап. Постнеклассическая наука (вторая половина ХХ - начало XXI в.), чей существенный признак - постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами [3, 78-81].

В рамках самой науки существует своя социальная среда, которая включает в себя научные учреждения и организации, правовое поле, регулирующее деятельность, органы управления и обеспечения научной деятельности, самих ученых и многое другое. Она, в свою очередь, влияет на развитие науки. Чтобы результат труда ученого мог быть признан и войти в науку, он должен отвечать нормам, критериям, принятым в научном сообществе.

Анализ литературы показывает, что существенную роль в науке играют организационные отношения. Их наличие связано с тем, что наука представляет собой определенную систему организации научного труда, направленную на обеспечение процесса производства нового знания. Наука имеет сложно организованную систему научных организаций, институтов, предприятий, органов обеспечения и управления научной деятельностью. Соответствие организационной структуры, организационных форм и отношений потребностям конкретной научной деятельности по производству нового знания есть главный вопрос организации науки. Организационные формы научной деятельности зависят от технологии научного труда и от системы социальных отношений, особенно на ее высших уровнях (экономическая, политическая, правовая организация), и тесно связаны с характером данного социального строя. Организация науки есть один из тех каналов, через которые общество влияет на развитие науки, а сами организационные формы и отношения в ней отражают в себе социальные условия ее развития. Чем лучше общество может организовать научную деятельность, ее обеспечение и функционирование, тем лучше будут ее результаты.

В свою очередь, с организационными отношениями связаны социальные отношения в науке, выступая в качестве одного из существенных условий и предпосылок научной деятельности. Наука по самой сути своей - социальное явление. Она представляет собой не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. В науке существует свой, специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей. Естественно, что способы социальной организации и взаимоотношений ученых на протяжении истории науки менялись в соответствии и с особенностями ее развития, изменением ее статуса в жизни общества, и с развитием самого общества в целом. Продуктивность научного труда, эффективность науки в большой степени зависят от упорядоченности социальных отношений в данной сфере. Конфликты и внутреннее напряжение внутри научной среды (например, внутри научного коллектива), особенно если они долго не снимаются, резко снижают

продуктивность научной деятельности и, напротив, из социальной сферы науки могут исходить мощные стимулы для повышения ее эффективности [6, 24]. Также и внешнее воздействие (воздействие политических, экономических структур общества), приводящее к конфликтам и внутреннему напряжению, оказывает негативное влияние на ее развитие. Организационные и социальные отношения в науке являются теми каналами, через которые осуществляется процесс социализации научного познания, то есть включение науки как социального института и научной деятельности в процесс функционирования других сфер жизни общества.

На статус науки влияет система факторов как вненаучного, так и внутринаучного порядка. Внешнее воздействие наука испытывает со стороны материального производства, государства, идеологии, культуры в целом, т. е. базисных или надстроечных институтов общества. Под влиянием этих факторов наука формируется как особый социальный институт, а научная деятельность выделяется как особый вид труда в системе общественного его разделения. Это происходит в ХУ1-ХУИ вв. с появлением первых научных учреждений в странах Европы.

Наука на современном этапе включает в свой состав огромное количество исследовательских, организационных, управленческих структур, частных и государственных научных организаций и предприятий. Посредством этих органов общество и наука оказывают друг на друга воздействие. Все эти органы, организации, предприятия являются частью общества, его социальной организации, так как они существуют не изолированно, а взаимодействуют как друг с другом, так и с другими его аналогичными структурами (политическими, экономическими и др.), и во многом их деятельность определяется ими, хотя и они оказывают воздействие на последних. Сама система этих структур уже является определенной социальной средой, микрообществом, в котором существуют свои социальные связи. Если идти далее, то же можно сказать об отдельном научном коллективе, который является отдельной социальной средой. Объединяют всю эту систему не только связи, но и то, что его члены являются представителями общества в целом. Это показывает, что наука является частью общества и тесными связями включена в его структуру.

В истории сама наука, как и общество, не всегда имела такую развитую систему органов и такое глубокое влияние их на деятельность субъекта в познавательном освоении материального мира, какие существуют на современном этапе. В ХХ в. эти органы приобретают развитые формы. Они по своим параметрам стали сопоставимы с другими социальными институтами. Процессы материального оснащения научного познания, превращения науки в социальный институт, бурный рост в научной деятельности административных по природе атрибутов стали широкой действительностью и глубоко влияют на научное творчество. В росте этих аспектов современная наука превосходит развитие других социальных институтов. Наука превратилась в достаточно развитую систему совокупного общественного производства, в отрасль общественного разделения труда. Радикально изменились характер, формы и способы научной деятельности. Она имеет ярко выраженную не только логическую, но и организационную, технологическую, информационную и административную структуру. Современную науку называют «Большой наукой». К ее основным характеристикам относятся следующие: резко возросшее количество ученых (в конце XX в. -свыше 5 млн.), рост научной информации (в XX в. мировая научная информация удваивалась за 10-15 лет.), изменение мира науки (наука сегодня включает около 15 тысяч дисцип-

лин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом), превращение научной деятельности в особую профессию (наука была не так давно свободной деятельностью, а в наше время миллионы ученых работают в специальных исследовательских институтах, лабораториях, различного рода комиссиях, советах) [8, 57-60]. Все это вызывает глубокие качественные изменения в характере научной деятельности.

Наука как социальное явление является органической частью общественной системы. Она тесно связана с обществом и не может быть изолирована от него. Сами ученые являются представителями того или иного общества. Их мировоззрение, образовательный уровень, другие составляющие личности формируются в конкретном обществе. Они постоянно взаимодействуют с другими членами общества, и это оказывает на них и их деятельность определенное влияние. Поэтому, даже если ученый считает, что занимается наукой для себя, он уже имеет связь с обществом. Фактически общество и является субъектом познания.

Эффективное регулирование общественной жизни, рациональное управление функционированием социальных систем (в последнее время и самой наукой) стало возможным только на основе научных рекомендаций, научно основанных программ и проектов (разумеется, для тех социальных условий, где это объективно возможно). От открытий и достижений науки существенно зависят формирование мировоззрения, идеологических концепций, рациональный анализ системы идеалов и ценностей человеческой культуры в целом [5, 36].

Резюме. Наука как социальное явление представляет собой сложноорганизованную систему, имеющую множество элементов и связей, развитие и функционирование которых во многом определяется обществом. Наука не может существовать изолированно от него, являясь его органичной частью. Социальная система науки включает в свой состав научные институты, предприятия, организации разных уровней, органы управления и обеспечения ее деятельности, самих ученых. Различные уровни научных сообществ - от крупных исследовательских комплексов и школ до отдельных коллективов - представляют собой отдельные микрообщества, социальные организмы. Их организация, связи между отдельными элементами (например, между двумя институтами или даже учеными) оказывают воздействие на функционирование и развитие всей системы. Характер оказываемого обществом на науку влияния может быть различным в зависимости от его экономической, политической, социальной организации, господствующего типа культуры и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонова, Н. В. Прогресс и традиции в науке / Н. В. Агафонова. - М. : Изд-во МГУ, 1991. - 133 с.

2. Келле, В. Ж. Методологические проблемы комплексного исследования научного труда / В. Ж. Келле // Вопросы философии. - 1977. - № 5. - С 100-110.

3. Кохановский, В. П. Основы философии науки / В. П. Кохановский. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. -

608 с.

4. Микулинский, С. Р. Очерки развития историко-научной мысли / С. Р. Микулинский. - М. : Наука, 1988. - 384 с.

5. Наука как социальное явление / под ред. А. С. Кравца. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 1992. - 168 с.

6. Социализм и наука / под ред. С. Р. Микулинского. - М. : Наука, 1981. - 424 с.

7. Степин, В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 749 с.

8. Философия и методология науки / под ред. В. И. Купцова. - М. : Аспект Пресс, 1996. - 551 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.