Научная статья на тему 'Периодизация истории статистики как основа изучения эволюции статистической науки и практики'

Периодизация истории статистики как основа изучения эволюции статистической науки и практики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1598
563
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ИСТОРИЯ СТАТИСТИКИ / НАУКА И ПРАКТИКА / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ. / DIVISION INTO PERIODS / STATISTICS HISTORY / SCIENCE AND PRACTICE / STAGES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шепель Вячеслав Николаевич, Богословская Светлана Сергеевна

В статье предложена периодизация исторического развития статистической науки и практики, а также дана характеристика основных особенностей, присущих каждому этапу ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Division of Statistics History into Periods as a Basis for the study of Statistics Science and Practice Evolution

The paper deals with the study on statistics theory and practice evolution. The division of statistics history into periods and description of the major characteristic features intrinsic for each stage of statistics development are suggested.

Текст научной работы на тему «Периодизация истории статистики как основа изучения эволюции статистической науки и практики»

Периодизация истории статистики

как основа изучения эволюции статистической

науки и практики

B.Н. Шепель, д.э.н., профессор;

C.С. Богословская, аспирантка, Оренбургский ГАУ

Уроки истории заставляют нас по-новому всматриваться в современность. Изучение предшествующего развития науки помогает изучать ее будущее. Наука развивается по определенным законам, многие факторы обуславливают те или иные направления ее развития.

Практика статистического учета измеряется тысячелетиями, в течение которых обозначились основные отраслевые статистики, созданы стереотипы учета в различных вариантах. Теория статистики, по мнению многих ученых, берет свое начало с XVII в. — с одновременной формализацией в постулатах [1]. Предшествовавший теории опыт учета, его прошлая практика вошли в теорию как ее органическая и неотъемлемая часть, вычленить которую можно лишь целенаправленным историческим анализом.

Как любая область человеческой деятельности, статистическая практика и наука имеют свое зарождение, становление и развитие, предопределяемые ходом истории человеческого общества. Статистика как практическая деятельность, а позднее и как теоретическое научное осмысле-

ние этой практики могла зародиться лишь при соответствующем уровне общественного бытия. Развитие общественных отношений, историческая неизбежность смены способов производства с объективной обусловленностью привели к зарождению учетно-статистической деятельности людей.

Сначала статистические закономерности учитывались ими в своей жизни и деятельности на интуитивном неявном уровне. Затем люди пришли к определению необходимых им хозяйственных сведений наряду с выполнением других экономических функций. Позднее — к выделению учета и статистики в самостоятельный вид практики. В результате этой деятельности и произошло рождение статистики как науки. Однако путь ее становления и развития насчитывает тысячелетия, она формировалась постепенно по мере накопления учетных данных, опыта их обработки и анализа. В разных странах в разное время этот процесс имел свою специфику.

Чтобы получить полный обзор зарождения, становления, развития статистической науки и практики, необходимо уделить внимание построению периодизации исторического развития статистики.

Периодом в истории науки называется определенная стадия, которая характеризуется совокупностью специфических признаков, свойственных данному периоду. Периодизация статистики зависит от ее внутренней логики, от связи с другими науками, с техникой, от общего развития социально-экономических отношений [3]. Поступательное движение познания осуществляется под воздействием практики. Это воздействие в конечном счете и определяет сроки перехода статистики от одного периода к другому. Этот переход может затягиваться на многие годы. Социально-политические условия, в свою очередь, могут стимулировать или тормозить развитие статистики.

Один из подходов периодизации наук разработан на материале истории естествознания Степиным В.С. и Ильиным В.В. [2, 4]. Проблему периодизации истории наук рассматривал и профессор Юшкевич А.П., в частности, в своей работе по истории математики он приводит исследования П. Раме, который выделил в развитии математики три периода: халдейский — от Адама до Авраама, принесшего с собой эту науку в Египет; египетский период и греческий — от Фалеса до Теона Александрийского. Также в своих исследованиях он упоминает работу П. де Монмора «История математики от сотворения мира до XVI в. по Р.Х.» [5].

В научной литературе по истории статистики (Афанасьев В.Н. и Маркова А.И., Плошко Б.Г

и Елисеева И.И., Дружинин Н.К., Шейнин О.Б., НаЫ А. и др.) периодизация ее развития не приводится. В данной работе, используя предложенную Степиным В.С. и Ильиным В.В. периодизацию наук, выделим этапы развития статистики, определим основные закономерности ее развития, проанализируем системообразующую роль основных факторов, выявим параметры объема статистической деятельности, определим пропорции, коммуникационные и интегративные параметры развития статистики на каждом этапе (рис. 1).

Период зарождения статистики (до второй половины V в. до н.э.) соответствует зарождению науки в цивилизациях Древнего Востока, на протяжении которого был накоплен достаточно большой фактический материал. Для начального этапа характерны доинституциональные формы знания, охватывающие преимущественно знания, имевшие непосредственное практическое применение. На доинституциональной фазе развития пропорции или соотношения между параметрами имеют пограничный или вырожденный характер. Так, соотношение между прикладным и теоретическим знанием склоняется в пользу первого ввиду почти полного отсутствия второго, т.е. периоду свойствен прикладной характер познания, применяются описательные приемы статистики.

Развитие мореплавания и международной торговли способствовали возникновению «коммуникационных потоков» передачи статистических

знаний между различными этносами. На ранней стадии развития форм передачи знаний (равно как и различной информации) не возникало нужды в воплощении этих форм в каких-либо структурированных ассоциациях или специальных приемах. В силу неотдифференцированнос-ти статистики от общего культурного комплекса на донаучной стадии в качестве системообразующих ее факторов выступают факторы из других сфер культуры, прежде всего строительства, военного дела, сельского хозяйства.

Успехи в образовании и накоплении статистических знаний сопровождаются в этот период развитием товарно-денежных отношений, торговли, мореплавания и в целом процессом формирования государственности.

Античная статистика по своему развитию продвинулась несколько вперед. Успехи в теоретической области характеризовались хотя и меньшей равномерностью, чем практическое знание, но начинают приобретать некоторые очертания. Они были связаны с теми или иными ранними формами институционализации статистики: создан ценз — нечто подобное первому статистическому органу. Этот факт дает основание отнести образование статистики как органа по ведению статистических наблюдений к античному периоду ее развития.

С появлением примитивных типов институционализации статистики ее пропорции начинают приобретать контуры, в некоторых случаях имеющие отдельное сходство с позднейшими их проявлениями. Возникло, в частности, то, что в современных терминах можно было бы назвать разделением исследований на государственные и частные. Продолжает свое развитие такой существенный параметр, как специализация учетной деятельности. В отличие от донаучного периода здесь организуются текущие наблюдения движения населения, составляются земельные кадастры, ведутся книги домашнего имущества. В целом античная статистика характеризуется расширением области применения счетно-учетных операций, появляются первичные формы коллективности статистических исследований.

Средневековая статистика в своем развитии имела ряд преимуществ: значительно дополнилась специализация счетно-учетной деятельности; при проведении переписей расширился круг вопросов, которые подлежали регистрации; результаты земельно-хозяйственных описаний фиксировались в писцовых книгах; была введена новая единица налогообложения; урбанизация привела к возникновению муниципального учета, хотя в донаучный период развития статистики уже можно встретить его отдельные элементы.

Развитие производительных сил, открытия в различных областях знаний приводят, как мы

уже отмечали, к интенсивному развитию мореплавания. Это повлияло на создание первых морских страховых обществ и привело к совершенствованию описательной статистики. Само возникновение первичных форм сообществ было тесно связано с эволюцией коммуникации в статистике.

Накопившийся за предшествующие периоды материал первичного учета — простой (регистрация фактов) и бухгалтерский (внутрихозяйственный, аналитический) — подготовили возникновение статистики как науки.

Для статистики классического периода (третий этап) характерен интенсивный рост объема знаний, улучшение коммуникации и интеграция. На рубеже XVIII и XIX столетий во всех развитых странах стали создаваться статистические учреждения. Развитие форм сообществ ученых, разнообразные статистические исследования тесно связаны с эволюцией коммуникации в статистике, выражавшейся в ее академических формах. К концу XIX в. статистический учет всех важнейших областей общественной жизни проводится уже систематически, на основе периодически повторяемых и текущих работ. Во многом успехи статистики в этот период были связаны с развитием математики, и прежде всего теории вероятностей, что позволило вывести статистические исследования на качественно новый уровень.

Основное достижение статистики в рассматриваемый период — само выделение статистики как метода социального познания, установление его основных особенностей, раскрытие его практического значения.

Вместе с тем несмотря на бурное развитие теоретических постулатов статистической науки к концу классического периода (к концу XIX в.) назревают противоречия теоретической системы с реальной действительностью. Эта система была не в состоянии осмыслить и обосновать все расширяющуюся статистическую практику, что послужило переходом к новому периоду развития статистики — к так называемой эпохе кризиса классической рациональности.

К началу XX в. окончательно определились основные черты статистического метода: массовое наблюдение, обобщение данных и анализ. От изучения общественных явлений статистика перешла к изучению наследственности и изменчивости.

Анализ и систематизация научной литературы позволили выявить следующие основные тенденции в статистике неоклассического периода:

— обоснование и разработка стохастической теории статистики;

— обогащение статистической методологии за счет соединения практического опыта и математико-статистических методов;

— зарождение отраслевых статистических дисциплин;

— дифференциация статистической науки;

— систематические публикации статистических данных;

— развитие международных сопоставлений;

— создание международных организаций.

Кроме того, развитие международного сотрудничества привело к более интенсивному переносу достижений в области статистических исследований, активно продолжает осуществляться переписка ученых, что способствует развитию форм коллективности в научном исследовании. В научный оборот вводятся новые понятия, обогащая категориальный аппарат науки.

В условиях глобализации и интеграции мировой экономики усилились процессы в области международного сотрудничества по вопросам методологического обеспечения статистических работ на основе международных стандартов и соглашений, информационного взаимодействия. Все большее внимание уделяется унификации работ в области статистики, совершенствованию и развитию муниципальной статистики. Регулярно проводятся международные конференции и совещания в области статистики, внедряются в практику новые методологические подходы.

Одним из основных направлений международного сотрудничества является выпуск статистических публикаций, удовлетворяющих потребности пользователей в актуальной, методологически сопоставимой статистической информации о социально-экономическом развитии России и зарубежных государств. Отличительной особенностью в развитии статистической науки (да и науки вообще) данного периода является внедрение и высокий уровень компьютеризации работ. Созданы автоматизированные банки данных, на базе которых осуществляется моделирование данных, расчет прогнозов.

Изменения, происходящие в культуре разных народов, обеспечили становление техногенной

цивилизации. Развитая наука утвердилась именно в этой линии цивилизационного развития, но исторический путь к ней не был простым и прямолинейным. Отдельные предпосылки и пробы развертывания научного метода неоднократно осуществлялись в разные периоды и в разных культурах. Некоторые из них сразу попадали в поток культурной трансляции, другие же как бы отодвигались на периферию, а затем вновь получали второе дыхание. Так это случилось, например, с многими идеями преднауки и античности, воссозданными в эпоху Ренессанса.

Для статистики постнеклассического периода характерно совершенствование ее организации, дифференциация входит в интеграцию как ее необходимый элемент и предпосылка. Большое внимание уделяется унификации статистических работ, растет число международных статистических публикаций.

В заключение следует отметить, что каждый из периодов характеризуется определенной главной тенденцией развития статистической науки и практики, их взаимодействия. Вместе с тем внешние и внутренние факторы развития статистики непрерывно изменялись, поэтому однородность выделенных этапов относительна. С точки зрения каждого периода развития статистики, все ее предыдущее развитие можно считать предысторией, поэтому начало статистики — условное понятие. Его можно относить к XVII в., к Ж. Граунту, к русской школе, к возникновению математических методов, а возможно, и к нашим дням.

Литература

1. Афанасьев, В.Н. Курс лекций по истории статистики: учебное пособие / В.Н. Афанасьев, А.И. Маркова // Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2003. — 376 с.

2. Ильин, В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В.В. Ильин. М., 1993.

3. Майстров, Л.Е. Развитие понятия вероятности / Л.Е. Май-стров. - М.: Наука, 1980. - 269 с.

4. Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. М., 2000.

5. Юшкевич, А.П. История математики с древнейших времен до начала XIX столетия / А.П. Юшкевич. М.: Издательство Наука, Т. I. 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.