Научная статья на тему 'Научный журнал – издается студентами и для студентов: материалы круглого стола'

Научный журнал – издается студентами и для студентов: материалы круглого стола Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
274
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научный журнал – издается студентами и для студентов: материалы круглого стола»

Smelova M. V.

М. В. Смелова

Смелова Маргарита Владиславовна

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

факультет искусств, социальных и гуманитарных наук (3 курс)

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ - ИЗДАЕТСЯ СТУДЕНТАМИ И ДЛЯ СТУДЕНТОВ: МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА

Модераторы:

Виталий Григорьевич Безрогое, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО; член-корреспондент Российской академии образования;

Екатерина Юрьевна Ромашина, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ТГПУ им. Л. Н. Толстого, главный редактор журнала «The Times of Science. Время науки».

Бешенцева Дарья, студентка 5 курса факультета русской филологии и документоведения, выпускающий редактор журнала «The Times of Science. Время науки».

Трехдневная Всероссийская научная конференция с международным участием «Развитие гуманитарной науки в современном социокультурном пространстве» открыла октябрь в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого и задала тон разговорам о науке.

На базе университета уже много лет действует совет молодых ученых (куда входят аспиранты и кандидаты наук до 35 лет), работает студенческое научное общество, осуществляются исторические, философские, социокультурные, естественнонаучные, физико-математические исследования, активно осуществляется сотрудничество с другими странами в области науки и образования. А потому совсем не случайно такой представительный форум был организован в нашем вузе.

Важным направлением работы конференции была тема участия студентов в научно-исследовательской деятельности, в том числе через такую ее форму, как издание студенческого научного журнала.

Электронный научный студенческий журнал «The Time of Science - Время науки» издается в ТГПУ им. Л. Н. Толстого на протяжении двух лет. Несмотря на юный возраст, он завоевал репутацию эффективного, конкурентоспособного и развивающегося издания, известного среди студентов нашего вуза.

В университете данный журнал знает каждый, кто интересуется научными исследованиями, стремится к обсуждению важных проблем и хочет быть в курсе последних новостей. Студенты, магистранты, аспиранты в своих статьях охватывают широкий спектр актуальных тем, делятся результатами оригинальных исследований и разработок. Материал в журнале представлен интересно и серьезно, что позволяет рассматривать его как информационную и развивающую среду, площадку для творческого диалога между студентами и преподавателями.

36

№ 4

Время науки

The Times of Science

Используя формат представительной конференции, редакционным советом журнала было задумано проведение круглого стола по проблемам студенческих периодических изданий. Готовясь к этому мероприятию, мы решили изучить отношение студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого к журналу «Время науки». Выборка нашего исследования была невелика, фактически это был небольшой пилотный проект, но он позволили нам выявить те важные вопросы, которые затем были вынесены на обсуждение в рамках круглого стола.

Мы выяснили, что:

к третьему курсу примерно 30% студентов имеют опыт написания и публикации научной статьи - главным образом в сборниках материалов студенческих конференций внутри университета;

около половины студентов считают научный журнал самым эффективным каналом распространения новой, актуальной информации, из них 15% - «только при наличии его электронной версии в Сети»;

60% опрошенных знают о существовании журнала «The Times of Science - Время науки», большинство узнало о нем от старшекурсников, 25 % - от преподавателей, 10% - от однокурсников и 1 человек -из социальных сетей.

Наши респонденты считают, что:

авторитетность журнала в любом случае связана только с его содержанием, а не с людьми, которые его издают: неважно, кто автор -студент или профессор - тема должна интересовать читателей;

наш журнал надо продвигать в российские и зарубежные массы, тогда он будет еще более авторитетным, а пока вне вуза его недостаточно знают;

о журнале мало знают первокурсники; хорошо, что публикации бесплатные для всех.

Проблемы издания, на которые указали студенты: мало новых людей, которые пишут статьи;

нужно расширять читательскую аудиторию - не очень большая группа читает этот журнал, надо устроить пиар-кампанию и продвигать его на всех факультетах и в других университетах;

журнал не слишком разрекламирован, надо самим студентам активнее проявлять себя и больше участвовать в его жизни;

не хватает постоянных рубрик или колонки постоянного эксперта; надо проводить круглые столы и дискуссионные клубы, чтобы узнавать, какие темы интересуют молодежь, и о них писать;

наверное, есть нехватка тех, кто редактирует, выпускает, проверяет достоверность;

журнал должен помогать студентам не столкнуться с проблемами поиска, где опубликовать статью, когда я буду готов написать статью -я надеюсь, мне помогут;

преподавателям нужно использовать журнал на семинарах; раз журнал стабильно выходит - у него нет проблем.

В отличие от последнего респондента мы полагаем, что проблем у периодических научных изданий для студентов достаточно много -их мы и обсуждали за «круглым столом».

2015

37

Smelova M. V.

М. В. Смелова

В этот день приглашенным экспертом являлся Виталий Григорьевич Безрогов - доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, автор более чем 200 публикаций, член редакционных коллегий целого ряда российских периодических научных изданий.

Всем студентам, аспирантам, преподавателям, заранее заявившим о своем участии, редакцией журнала были разосланы предварительные вопросы к обсуждению:

1. Научный журнал - издается студентами или издается для студентов?

Существует ли «студенческая наука»? Какова мотивация участия студента в научно-исследовательской деятельности?

Какие модели вовлечения студентов в научную деятельность вам известны? Какая/ие из них кажутся вам наиболее эффективными?

Имеет ли/может иметь ценность результат «студенческого» исследования?

Нужно ли пытаться «продвинуть» результаты своего исследования? Как это сделать?

2. Модели и опыт редакционной политики студенческих научных журналов.

Какие издания, публикующие результаты студенческих исследований, вам известны?

Позитивное/негативное в опыте взаимодействия с ними?

3. Студенческий журнал как организатор, «точка кипения» студенческой науки, открытая дискуссионная площадка, опыт академической презентации.

Является ли студенческий научный журнал для вас значимым каналом получения информации? Почему?

Читаете ли вы научную периодику - «взрослую»? студенческую?

Каким вы видите «идеальный» студенческий научный журнал?

Какие проблемы вы видите в издании/распространении студенческого научного журнала?

Какие бы вы предложили мероприятия по продвижению, пиаркомпании журнала «Время науки»? А нужна ли она?

4. Кто в журнале главный: проблемы редактуры научного текста.

Сталкивались ли вы с проблемой «мою статью отказались публиковать»?

Как к этому относиться? Кто виноват? И что делать?

5. Плагиат и проблема авторского права.

Актуально ли это явление для студенческих текстов? Почему?

Надо ли/ возможно ли/ как с ним бороться?

6. Технологии оформления, представления, продвижения результатов исследовательской работы.

В аудитории собралось более 40 человек - от студентов-перво-курсников до профессоров. Разговор велся оживленно, просто и понятно, в форме живого общения, и у каждого имелось желание разобраться в проблемах и перспективах студенческой науки. Тот или иной опыт исследовательской деятельности, разумеется, уже имелся у большинства присутствующих.

38

№ 4

Время науки

The Times of Science

Начало обсуждению было положено проф. Е. Ю. Ромашиной вопросом: почему выполнение исследовательской работы является обязательным компонентом университетского учебного плана? зачем и для чего проводится это студенческое исследование?

Студенты предположили, что научная деятельность служит саморазвитию, самореализации, открытию в себе новых способностей и талантов; в процессе исследовательской деятельности приобретается и анализируется большое количество информации - неважно, для чего: для удовлетворения собственного любопытства и амбиций, профессионального и карьерного роста и т. п., - то есть наука используется как некий «инструмент для себя». Но встает закономерный вопрос: а не слишком ли это эгоистический подход? И почему ранее, несколько лет назад, вопрос включения студентов в научную деятельность не поднимался, а сегодня стал одним из актуальных? А есть ли смысл говорить «о студенческой науке» - может ли студент претендовать на «научность» своей деятельности?

Во-первых (и это мнение разделили все присутствующие), через исследовательскую деятельность достигаются крайние точки знания человечества об окружающем мире. В рамках любой проблемы существует множество подходов, позиций и точек зрения. Даже самое полное исследование уже завтра не сможет ответить на возникающие волнующие вопросы и потребует дополнить завершенную работу новыми выводами и открытиями. Этот путь познания бесконечен, и на нем для каждого найдется работа.

Во-вторых, любой исследователь получает «продукт», который не только он сам сможет более детально исследовать в дальнейшем, но и будут использовать другие люди. Таким образом, «снимается» вопрос об эгоизме и альтруизме - все, что я создам своим трудом, послужит благу других людей - конечно, если я честен и добросовестен как исследователь. Кроме того, то, что служит развитием нас как личности, автоматически работает на общество как систему в целом и на тот ближайший социум, с которым мы взаимодействуем. Чем лучше мы -тем лучше общество.

В-третьих, серьезное научное исследование может спонтанно вылиться из одной маленькой частички - реферата, курсовой и проч., -увлечь человека, ранее не занимавшегося подобной деятельностью, и принести его по волнам информации к самому сердцу Науки - к служению ей на благо людям.

Все пришедшие на круглый стол студенты хотели бы заниматься наукой и продвигать результаты своих исследований. Следовательно, возник вопрос - КУДА БЕЖАТЬ? Где искать возможности, чтобы показать себя? Какие могут быть пути вхождения в науку?

Участники беседы сами нашли и назвали их. Самый распространенный способ - публикации.

Но научные исследования и научные публикации не одно и то же, остановила наши рассуждения Е. Ю. Ромашина. Профессором были приведены цифры, свидетельствующие о высочайшей публикационной активности российских ученых. На сегодняшний день в «eLi-brary.ru» (научной электронной библиотеке) в национальной библио-

2015

39

Smelova M. V.

М. В. Смелова

графической базе данных уже 8,3 млн публикаций российских авторов. Каждый год добавляется еще более 1,5 млн публикаций, и это количество только увеличивается. Почему же не происходит резкого научного прорыва в разных областях? Все дело - в качестве - и журналов, и экспертных групп, и самих статей. Далеко не все, что публикуется, можно считать научным текстом, и далеко не каждый текст пре-зентирует результаты действительно самостоятельного и оригинального научного исследования.

А как же выпускные квалификационные работы студентов, -спросили мы, можно ли их причислить к научным текстам? ВКР, объяснили магистры, прежде всего, свидетельствует о результатах обучения, о полученной квалификации в данном направлении подготовки.

Участники круглого стола высказали мнение, что наука не может быть массовой, иначе от нее не будет эффекта. Но если человек хочет добиться определенных высот и сказать новое слово в науке, то преград для него быть не может. Путь в науку складывается из работоспособности и личной мотивации, уверены студенты. От этого зависит и качество «продукта».

Студенты считают, что публикации выступают способом познакомить других с результатами проведенных научных исследований. Статья - не самоцель, но важный этап исследовательской работы - демонстрация и зачастую защита его результата. Цель научной деятельности - провести само исследование. Публикация - это научная коммуникация.

Еще один способ вхождения в науку - участие в конференциях, где открываются возможности узнать много нового и в обсуждении апробировать свои идеи. На каждом факультете университета существует студенческое научное сообщество, где есть вся информацию о будущих мероприятиях. Студенческий совет активно оповещает студентов и предлагает первокурсникам попробовать свои силы.

Был задан животрепещущий вопрос - к кому обращаться с неоформленными идеями (до написания работы и выбора научного руководителя). С чего начинать, как писать, как оформить - все эти вопросы интересовали студентов.

«В естественных науках этот процесс осуществляется проще, чем в гуманитарных, - подчеркнула Е. Ю. Ромашина, - химический эксперимент почти никогда не производится одним человеком: есть исследовательский коллектив, который возглавляет профессор, в него включены рядовые исполнители, в том числе студенты - таким образом, осуществляется процесс «плавного» вхождения в науку с азов. В гуманитарной науке - это чаще всего метод собственных проб и ошибок».

Студенты советовали друг другу и иные возможные пути: любимый научный руководитель, который всегда поможет и посоветует; мастер-классы, где расскажут и покажут; друзья со старших курсов; достоверные источники в Интернете и книги - они тоже хорошие помощники.

«В мировой практике отличным и едва ли не ведущим способом поведать всем заинтересованным людям и профессиональному сооб-

40 № 4

Время науки

The Times of Science

ществу свои мысли служит научный журнал, - подсказал В. Г. Безро-гов. - Научный журнал выступает и в роли показателя качества статьи. Хороший журнал - это своеобразный фильтр: через процедуры рецензирования, редактирования, обработки текста в таком журнале может пройти и отправиться в свет только по-настоящему качественный материал. Если статья опубликована в журнале с высокой научной репутацией, то работает статистический принцип - скорее всего эта статья качественная и оцененная».

Беседа вплотную подошла к главной теме - журналу «The Time of Science», - и слово было передано выпускающему редактору, студентке 5-го курса факультета русской филологии и документоведения Дарье Бешенцевой.

«Мы стремимся, - сказала Даша, - чтобы журнал “Время науки” отличался высоким уровнем качества. Каждая статья проходит двойное слепое рецензирование: из текста убирается вся информация об авторе, и два эксперта - преподаватель и студент-старшекурсник пишут независимые рецензии, на основании их заключения делается вывод о публикации материала. Чаще всего далее происходит корректировка текста, уточнение сведений, вносятся необходимые поправки. Последняя стадия - техническая обработка: исправление лексических неточностей, правильное оформление и приведение статьи к единому формальному виду».

Ю. В. Иванова, директор НОБИ-центра (библиотеки) университета, рассказала о технологии продвижения статьи в научный журнал: «Модель работы наших “взрослой” - преподавательской и “детской” -студенческой редколлегий является наиболее распространенной в практике научных изданий хорошего уровня. Она давно показала свою эффективность. Журнал “Время науки” - это еще и тренинговая площадка для тех, кто хочет научиться в будущем делать взрослый серьезный журнал. Авторы, рецензенты, редакторы - все учатся работать в области исследовательской деятельности, связанной с публикацией результатов научных работ». Юлия Владимировна также отметила, что «после отправки рецензии на статью редакция нередко сталкивается с неактивностью самого студента - он не хочет работать дальше - что-то исправлять, вносить поправки. А ведь рецензент дает возможность довести статью до высокого качества. Даже если уровень статьи изначально невысок, в процессе дальнейшей - иногда весьма длительной -работы над текстом автор учится находить ошибки, аргументировать, формулировать. Он проходит своеобразный тренинг и приобретает бесценный опыт. Выпуск журнала - это не просто технический процесс, серьезная экспертная работа и оценка нужна, прежде всего, самим начинающим авторам».

«В каждый номер приходит примерно 20 материалов, - продолжила Д. Бешенцева. - Почти никакой работы не требуется над одной-двумя статьями. Пять-шесть возвращаются авторам полностью (из-за проблем плагиата - здесь все понятно по умолчанию), остальные принимаются к переработке и корректировке. Таким образом, “Время науки” выступает как своеобразный центр научной экспертизы».

2015

41

Smelova M. V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М. В. Смелова

Тему продолжил Виталий Григорьевич Безрогов. Он подчеркнул, что публикация - это психологический рубеж для молодого автора. Если с тобой начали работать в приличном журнале, то следует понимать и ценить «счастье быть отрецензированным и обруганным». Если сказать понятнее - не воспринимать замечания на личный счет, а полагать, что «чем больше ругают - тем лучше», воспринимать критику и свою социальную роль «автора-новичка» позитивно. С этого часто и начинается успешная ученая карьера. «Журнал - это очень престижно и почетно, - убежден Безрогов. - Тем более, публикация в журнале своего университета! Это, “научно-патриотический факт”, можно сказать». Какие типы статей имеют право на существование? Для чего вообще пишут статью? Кроме материалов, которые являются результатом и презентацией собственного уже выполненного исследования, существуют другие варианты студенческих текстов, зачастую воспринимаемые авторами как научные статьи. Виды их различны: просто высказать собственное мнение по уже известной, заинтересовавшей вас проблеме; сформулировать свое видение новой проблемы (еще без специального исследования); описать проблему в общем виде (проработка и обзор литературы и чужих исследований). В итоге соответственно получаются статьи разного жанра: с предъявлением результатов своего исследования (строго говоря, именно это и есть научная статья); и кроме того - проблемно- «постановочного», обзорного, анали-тико-обобщающего типа, а также эссе. У этих жанров разные функции, разный «научный вес» и «цена».

В рамках круглого стола был обсужден и вопрос о способах увеличения популярности и востребованности нашего журнала. Среди высказанных идей выделим:

• использование ссылок на журнал в других интернет-ресурсах;

• разработка варианта журнала для мобильных платформ;

• полный перевод статей на английский язык;

• создание и размещение аудиоверсий статей;

• добавление видео- и фото- контента по возможности в каждую статью;

• продвижение публикаций в социальных сетях (ВКонтакте, Face-book, Twitter, LiveJournal, Одноклассники);

• выпуск печатной версии журнала.

Затем мы «пролистали» вышедшие ранее номера «Времени науки» - журнал был показан на большом экране с сайта университета. Юлия Владимировна продемонстрировала, как в работе используются современные IT-технологии: страницы выпусков при перелистывании шуршат, можно увеличить формат текста, распечатать, познакомиться с ним вне стен университета из любой точки, подключенной к Интернету, можно поделиться ссылкой на тот или иной материал в социальных сетях и тем самым продвинуть научный журнал среди своих друзей и коллег.

В конце работы круглого стола В. Г. Безрогов продемонстрировал нам другие студенческие научные журналы и предложил познакомиться с ними более внимательно. В 1000 существующих сегодня в России университетов систематически выходят порядка 12-14 студенте 4

42

Время науки

The Times of Science

ческих научных журналов. В то время как в США на 4000 университетов приходится около 170 подобных изданий. В зарубежной высшей школе широко распространена практика предварительной презентации исследовательских материалов: тексты докладываются и обсуждаются на семинарах перед широкой публикой, затем дорабатываются с учетом полученных критических замечаний и только потом публикуются.

Появилась идея - на страницах «Времени науки» объявить и провести конкурс аналитических обзоров студенческих научных журналов разных стран. Все неравнодушные, активные, желающие показать свои таланты молодые люди приглашаются к участию.

В заключение скажем, что место электронного журнала в быстро меняющемся современном мире трудно переоценить - только он способен угнаться за стремительным движением науки и, в свою очередь, способствовать ее динамичному развитию.

В ходе круглого стола произошло включение в жизнь журнала тех людей, которые до этого и не задавались вопросом «зачем мне это надо?» Многие загорелись идеей участия в исследовательской деятельности. Журнал ждет - новых творческих авторов, взыскательных рецензентов, строгих и доброжелательных редакторов. Надеемся на сотрудничество!

2015

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.