Научная статья на тему 'Современный студент и гуманитарная наука'

Современный студент и гуманитарная наука Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
531
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитарная наука / современная российская наука / научноисследовательская деятельность студентов / научная этика / плагиат / компиляция / compilation. / human science / modern Russian science / scientific students research / scientific ethics / plagiarism

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бешенцева Дарья Александровна

В данной статье осуществляется попытка выявить ведущие мотивы занятий студентами научно-исследовательской деятельностью в гуманитарной сфере, их отношение к основным принципам научной этики. Анализируется образ науки и учѐного в представлении студентов. Кроме того, автор поднимает проблему корректности способов публичного представления студентами результатов своих исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the author attempts to reveal the leading motives of doing research activities in the human sphere and their attitude to the basic principles of scientific ethics. It analyzes the picture of science and scientists in the visualization of students. In addition, the author stays the problem of civility to announce the results of students’ researches.

Текст научной работы на тему «Современный студент и гуманитарная наука»

Время науки

The Times of Science

Бешенцева Дарья Александровна

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

факультет русской филологии и документоведения (4 курс)

СОВРЕМЕННЫЙ СТУДЕНТ И ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА

Научный руководитель: Т.В. Сафонова, канд. филолог. наук, доцент

Аннотация:

В данной статье осуществляется попытка выявить ведущие мотивы занятий студентами научно-исследовательской деятельностью в гуманитарной сфере, их отношение к основным принципам научной этики. Анализируется образ науки и учёного в представлении студентов. Кроме того, автор поднимает проблему корректности способов публичного представления студентами результатов своих исследований.

Annotation:

In this article the author attempts to reveal the leading motives of doing research activities in the human sphere and their attitude to the basic principles of scientific ethics. It analyzes the picture of science and scientists in the visualization of students. In addition, the author stays the problem of civility to announce the results of students’

Ключевые слова:

гуманитарная наука, современная российская наука, научно-

исследовательская деятельность студентов, научная этика, плагиат, компиляция.

Keywords:

human science, modern Russian science, scientific students research, scientific ethics, plagiarism, compilation.

Times of Science» показал, что многие студенты относятся к своим научноисследовательским работам и публикациям не достаточно серьёзно. Доказательством тому служат статьи, которые присылают в редакцию журнала: порой в них нет ни списка литературы, ни правильного оформления ссылок/сносок, а иногда отсутствует и собственная исследовательская часть. Но самым удивительным, на наш взгляд, является то, что студенты допускают в своих работах плагиат и компиляцию, зная, что статьи будут размещены в Интернете в открытом доступе. Такая ситуация порождает целый ряд закономерных вопросов: почему это

researches.

Д

вухлетний опыт работы выпускающим редактором в студенческом электронном научном журнале «Время науки/The

2015

eshen ts eva

Д.А. Бешенцева

происходит? Зачем вообще студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью (далее - НИД) и связывают ли с ней своё будущее? Как представляют себе идеального учёного, современного учёного, современную гуманитарную науку? Знают ли они основные принципы научной этики и почему не придерживаются их? Данная статья - попытка ответить на эти вопросы.

В исследовании участвовали 20 студентов ТГПУ им. Л.Н. Толстого факультетов русской филологии и документоведения, иностранных языков, искусств, социальных и гуманитарных наук, а также факультета истории и права. Это студенты, обучающиеся на 2 - 5 курсах, в возрасте от 18 лет до 21 года. Все они занимаются научной деятельностью от полугода до пяти лет и имеют до 7 публикаций в год по следующим направлениям: литературоведение, лингвистика, педагогика, психология, история, социология. Кроме того, все эти студенты - участники крупных российских и международных конференций.

Основной метод нашего исследования - анкетирование. Респонденты заполняли анкеты, созданные в Google Forms

(https://docs.google.eom/forms/d/1tVOYC4k Gr9FzohMAak - YFY5PG i4pi NTQp4I2mk5IOM/viewform), что обеспечило сохранение анонимности. При составлении анкеты мы использовали материалы статей Л.Г. Судас и М.В. Юрасовой «Отношение студентов к науке и научной работе» [6], а также В.Д. Разинской, Е.С. Жиряковой и Н.В. Кузьминовой «Проблемы формирования образа науки у современных студентов» [2].

В результате анализа анкет было выявлено, что ведущим мотивом занятий научно-исследовательской деятельностью оказался познавательный мотив: 15 человек из 20 выбрали пункт интерес к теме своего научного исследования. На втором месте (11 из 20) - желание получить денежное вознаграждение (например, повышенную стипендию) - меркантильный мотив. Третье место занимают меркантильный (желание иметь бонус при сдаче экзамена или зачёта) и профессионально -ценностный мотивы (поиск истины) — по 8 ответов. Меньшей

популярностью пользуется вариант ответа желание заслужить хорошее отношение преподавателя (6) и всего 2 ответа: желание признания среди других студентов. На наш взгляд, это связано не столько с низкой

№2

Время науки

The Times of Science

статусно-позиционной мотивацией, сколько с общим представлением студентов о том, что занятия научно-исследовательской деятельностью не являются престижными. Один из респондентов указал свой вариант ответа: интересно послушать других участников и их взгляд на актуальные проблемы, особенно интересно послушать участников с международного факультета1. Этот ответ отнесём к познавательным и коммуникационным мотивам.

Вслед за В.Д. Разинской, Е.С. Жиряковой и Н.В. Кузьминовой для определения образа науки и учёного в студенческом сознании нами был выбран метод неоконченных предложений. «Применение данного метода даёт наибольший эффект как раз в тех исследованиях, где возникает необходимость выявления субъективного восприятия человеком социальной реальности, стереотипов, образов, эталонов, ценностных ориентаций людей и т.д.» (цит. по [2]).

В результате анализа было выявлено, что основной социальной функцией науки студенты считают развитие как общества в целом (Наука способствует...: «развитию общества», «прогрессу общества»,

«развитию страны», «выявлению истины», «развитию человечества», «развитию жизни»), так и личности (Наука способствует...: «развитию индивидуального мозга», «развитию мышления», «развитию кругозора, развитию мышления и выявлению творческих способностей», «умственному развитию», «всестороннему развитию человека», «развитию общей эрудиции исследователя», «развитию ума»).

Один из самых важных критериев научной деятельности, по мнению студентов, - заинтересованность людей, которые ей занимаются (Важнее всего для науки...: «заинтересованный в её развитии учёный», «в настоящее время - искренняя заинтересованность в изучении чего-либо, потому что только в этом случае исследователь может добиться действительно значительных результатов» Учёный должен...: «любить избранную отрасль», «быть заинтересованным в своём деле», Науке необходимо...: «талантливые, увлечённые люди», «больше людей, заинтересованных в исследованиях» и поиске ответов», Обычно

1 Здесь и далее орфография и пунктуация в ответах респондентов сохранены.

2015

5

Besh

e n ts eva

D

Д.А. Бешенцева

учёные...: «погружены с головой в свой труд», «очень увлечены своим делом», Чтобы заниматься наукой, необходимо...: «любить заниматься этим делом», «иметь альтернативный источник доходов. Или быть очень увлечённым человеком», «быть заинтересованным в предмете исследования» Я стал бы учёным, если...: «меня это заинтересует», «нашёл сферу, интересную мне», Учёного от людей других профессий отличает...: «фанатичная увлечённость»,

«влюблённость в свою работу», «любовь к наукам», «интерес к новым, ещё неизведанным тайнам»). Это сочетается с познавательной мотивацией самих студентов при занятиях научной работой, как мы уже выяснили ранее.

Студенты отмечают такие важные составляющие научноисследовательской деятельности, как её актуальность (Важнеевсего для науки...: «актуальность», Науке необходимо...: «решать острые проблемы», «заниматься тем, что важно и актуально», «быть актуальной», Обычно учёные...: «льют воду в своих работах, не ориентируясь на реальные нужды, которые их повсюду окружают», Я не могу назвать учёным того...: «кто топчется на одном месте, исследуя никому ненужные вещи»), новизна (Учёный не должен...: «копировать информацию», Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, я...: «стараюсь придумать что-то новое, взглянуть с другой стороны на известное», Чтобы заниматься наукой, необходимо...: «иметь желание искать необычные способы решения проблем», Учёным я называю...: «человека, создающего что-то новое», «специалиста в какой-либо деятельности, внёсшего реальный вклад в науку», «человека, кто пытается сделать для человечества что-то новое», «человека, который может внести вклад вразвитие науки, добившись в процессе своего исследования результатов, которых никто ранее не добивался», Я не могу назвать учёным того...: «кто мыслит по образцу и «изобретает велосипед», «кто только лишь делает вид учёного, не сделав никакого вклада в науку», «кто не получает никаких «новых» результатов, а лишь оперирует давно известными фактами, «подстраивая» их под своё исследование», «кто не привнёс в науку ничего нового»), достоверность исследований (Важнее всего для

№2

Время науки

The Times of Science

науки...: «достоверность исследований», «построение системы

достоверного знания», Учёный не должен...: «использовать в своём исследовании непроверенные и необъективные факты, «подгонять» результаты» под теоретические данные»), ориентированность на поиск истины (Важнее всего для науки...: «правда», Наука

способствует...: «выявлению истины», Важнее всего для науки...: «найти истину», «объективность», Учёный должен...: «искать истину», «быть максимально объективным в процессе своего исследования», Учёный не должен...: «скрывать истину», Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, я...: «пытаюсь

объективно подходить к объекту исследования», Я не могу назвать учёным того...: «кто не пытается докопаться до истины»),

практическая ценность (Науке необходимо...: «быть более

практикоориентированной», Обычно учёные...: «придумывают новые технологии, чтобы сделать нашу жизнь проще», Учёным я называю...: «людей, пытающихся изменить мир», «человека, кто трудится на благо других»).

Интересно, что, несмотря на высокий уровень меркантильной мотивации у студентов относительно собственной научноисследовательской деятельности, желание получать выгоду от занятий наукой они всё-таки считают отрицательным качеством учёного (Учёный не должен...: «искать выгоду для себя самого», Я не могу назвать учёным того...: «кто ищет в науке личную выгоду»).

В ходе анализа анкет было выявлено, что учёный, по мнению студентов, должен обладать следующими качествами:

- заинтересованность в собственной деятельности (Учёный должен...: «быть заинтересован в своём деле», Чтобы заниматься наукой, необходимо...: «любить заниматься этим делом», «быть заинтересованным в предмете исследования», Идеальный учёный - : «заинтересован в своём исследовании»);

- увлечённость (Обычно учёные...: «погружены с головой в работу», «очень увлечены своим делом», «это люди, которые не мыслят себя без науки», Чтобы заниматься наукой, необходимо...: «быть очень увлечённым человеком», Учёного от людей других профессий

2015

7

Besh

e n ts eva

D

Д.А. Бешенцева

отличает...: «фанатичная увлечённость», «умение обходиться без сна и нормальной жизни, влюблённость в работу», «постоянная занятость своим делом»);

- креативность (Учёный обладает...: «креативностью в высшей степени»),

- интеллигентность (Идеальный учёный - : «интеллигентен»);

- способность мыслить критически (Учёный обладает...: «способностьюмыслить критически»);

- высокий интеллект (Учёный обладает...: «хорошо развитыми мозгами», «умом», «острым умом», Обычно учёные...: «умные», Учёного от людей других профессий отличает...: «хороший и гибкий ум», «высокий ум и любовь к наукам», Учёный - : «очень умный человек», «интеллектуал», «умный», Идеальный ученый - : «гении», «гипер умный», «мозг»).

- хорошее образование и высокая квалификация (Учёный

должен...: «обладать достаточными знаниями, в том числе и

практическими», «быть квалифицированным специалистом», Учёный обладает...: «глубокими знаниями по теме исследования», Учёным я называю...: «человека, занимающегося наукой и имеющего должное образование», «человека, у которого есть соответствующее образование», Чтобы заниматься наукой, необходимо...: «иметь глубокие теоретические знания», «иметь определённую теоретическую базу, уметь применять знания на практике», Я не могу назвать учёным того...: «кто не обладает необходимыми знаниями»,

Идеальный учёный - : «квалифицированный специалист») ;

- самоотверженность (Учёный должен...: «быть предан своему делу», Обычно учёные...: «самоотверженно работают», Я стал бы учёным, если...: «был бы готов отдать себя всего наук», Учёного от людей других профессией отличает...: «самоотверженность и готовность работать всегда и везде», Идеальный учёный - : «тот, кто всю жизнь посвящает науке»);

- сила воли (Учёный обладает...: «огромной силой воли»);

- смелость (Учёный обладает...: «смелостью»);

№2

Время науки

The Times of Science

- целеустремлённость (Учёный должен...: «знать, чего хочет», «не останавливаться на достигнутом, даже если его постигла неудача, идти вперёд»);

- ответственность (Учёный должен...: «внимательно и ответственно относиться к своему исследованию», Учёный - : «внимательность, ответственность, кропотливость»);

- трудолюбие и терпение (Учёный должен...: «много работать»,

Чтобы заниматься наукой, необходимо...: «быть упёртым и трудолюбивым», «терпение», «терпение, труд, усидчивость», Учёный обладает...: «терпением», «терпеливостью, выдержкой,

настойчивостью, жаждой к знаниям»);

- разносторонность (Учёный должен...: «всесторонне подходить к предмету», Учёный не должен...: «узко мыслить», Я не могу назвать учёным того...: «кто мыслит слишком узко и не желает принимать другие точки зрения, кроме своей»);

- неординарность (Учёный обладает...: «особым видением мира», Учёного от людей других профессий отличает...: «особенное мировоззрение»);

- любопытство (Учёный обладает...: «любопытством», Учёного от людей других профессий отличает...: «интерес к новым, ещё неизведанным тайнам»);

- объективность (Учёный должен...: «быть максимально

объективным в процессе своего исследования», Учёный не должен...: «использовать в своём исследовании непроверенные и необъективные факты, «подгонять»результаты под теоретические данные»);

- эрудиция (Учёный обладает...: «широкой эрудицией»)

Таким образом, можно сделать вывод, что в студенческом сознании идеальный учёный предстаёт как интеллигентный человек, обладающий высоким интеллектом и широкой эрудицией, получивший хорошее образование и высокую квалификацию в своей деятельности, заинтересованный и увлечённый предметом своего исследования, самоотверженный, готовый посвятить всю свою жизнь науке, способный творчески подходить к различным вопросам и проблемам, находить неординарные пути их решения, рассматривать их с разных точек зрения,

2015

9

Besh

e n ts eva

D

Д.А. Бешенцева

сохраняя объективность и способность мыслить критически. Успехов в научной деятельности учёный может добиться благодаря трудолюбию, терпению, ответственности, силе воли, смелости и целеустремлённости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые студенты в описании образа учёного обращают внимание на его внешний вид, что, вероятно, говорит об отсутствии чёткого представления о специфике деятельности учёных и ориентации на занятия наукой (Учёный должен...: «быть в очках? хд»,2 Учёный - : «человек в халате и с колбами», «борода, очки, книги», «очки», Идеальный учёный

- : «очки, взъерошенные волосы», «очки + портфель»).

Любопытно, что студенты, занимающиеся исследованиями в гуманитарной области, называют ассоциации, связанные с естественными науками (Учёным я называю...:«Эйнштейна», «Эйнштейна, Ньютона и других великих людей», Наука - : «физика, химия, колбы, Эйнштейн» «физика», «точная наука: математика, астрономия, физика, химия, биология», «атом», «техника, космос, физика», Учёный - : «Эйнштейн», «Ньютон», «Стивен Хокинг», «иизмерительный прибор», «Ландау», Идеальный учёный - : «Исаак Ньютон», «Фейнман»), и только некоторые - с гуманитарными: студенты факультета русской филологии и документоведения и факультета истории и права (Учёным я называю...:«Бодуэна де Куртенэ», Наука - : «история», Учёный - : «филолог», Идеальный учёный - : «Ломоносов»). Это, вероятно, следствие представления о том, что настоящей наукой можно называть только точную, а, следовательно, относящуюся к естественнонаучному циклу.

В общем же, у студентов образ учёного сформирован достаточно целостно и правильно: присутствует понимание специфики деятельности учёного, его мировоззрения, а также необходимых личностных черт. Кроме того, студенты объективно оценивают состояние современной науки, причины изменений в динамике её развития.

Большинство студентов считают, что главная проблема современной отечественной науки - смена ценностных ориентиров (15), на втором месте

- финансирование (14) и снижение уровня (14). Далее - недостаток высококвалифицированных специалистов (9) и утечка мозгов (9).

Респондентом изображен «смайлик» -XD.

№2

Время науки

The Times of Science

Приблизительно такое же количество ответов набрали варианты -невостребованность науки и учёных (8) и падение престижа учёных (8). Меньшее количество человек считают, что проблема современной российской науки в непродуманной государственной политике (7). Один человек добавляет свой ответ: главная проблема современной

отечественной науки связана «с ленью молодёжи».

Подтверждением данных результатов являются ответы студентов на предыдущие вопросы, где необходимо было продолжить предложения или написать ассоциации к понятиям: (Науке необходимо...: «хорошее финансирование», «больше людей, заинтересованных в исследованиях и поиске ответов», «финансовая поддержка и свежие умы», Обычно учёные...: «уезжают в другие страны, чтобы развивать свою

деятельность», Я стал бы учёным, если...: «бы была высокая з/п», Современная российская наука - : «дезориентация, забытость», «безденежье, уступающая (имеется в виду - уступать в развитии другим)», «даже не спрашивайте», «ей требуется больше талантливых и заинтересованных людей», «упадок», «должна быть более «продуктивной», «пока в нуле», «проверки и стандарты»). Однако у некоторых студентов довольно оптимистический взгляд на современную отечественную науку и перспективы её развития (Современная российская наука - : «то, что развивается, луч света»,

«высококвалифицированный специалист», «прогресс, продвижение вперёд», «развивается, открывает для себя новые области познания и специалистов, активно занимающихся научной деятельностью», «росток», «движение вперёд», «взлёт»).

Сложно не согласиться с тем, что современные студенты имеют адекватное, целостное представление об основных задачах, проблемах современной науки, а также о деятельности учёных, которая направлена на её развитие. Тем больше удивляют результаты, полученные из анализа ответов на вопросы, в которых студенты показали своё отношение к научной этике и основным её принципам. Так, на вопрос «Знакомо ли Вам понятие научной этики и её основные принципы» половина ответила да, один человек - нет и 9 человек - знаю понятие, не знаю принципов, что уже говорит о «пустоте» знания, т.к. эти 9 человек не могут применить его

2015

11

Besh

e n ts eva

D

Д.А. Бешенцева

на практике. Принципы научной этики соблюдает 8 человек, 6 человек -частично, 6 человек не знают, что это такое. Получается некоторое расхождение: уже 14 человек знают принципы, тогда как из ответов на предыдущий вопрос, мы выяснили, что их 10. «В нормах научной этики находят своё воплощение <...> общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Скажем, как нечто подобное краже оценивается в науке плагиат, когда человек выдаёт научные идеи, результаты, полученный кем-либо другим, за свои <...>» [1, с. 565]. Десятый вопрос анкеты звучал следующим образом: «Считаете ли Вы допустимым плагиат, компиляцию в своих научно-исследовательских работах?» 2 человека ответили да (при этом 1 из них планирует после окончания университета продолжать занятия НИД и продолжать обучение в магистратуре и/или аспирантуре, один - не знает, будет ли он продолжать занятия НИД или нет). Вариант ответа частично выбрали 12 человек (по сути, этот вариант ответы был «с подвохом» и приравнивается к ответу да). 7 человек, которые допускают частичное использование плагиата в своих работах, планируют заниматься дальше НИД, 3 человека не знают, 2 - не планируют. И только 6 человек из 20 считаю недопустимыми плагиат и компиляцию в своих научно-исследовательских работах. Двое из них планируют продолжать занятия НИД, двое не знают и двое не планируют. Потенциально мы имеем 9 будущих учёных, которые готовы красть чужие мысли, идеи и результаты. Возможно, их будет не 9, а 13. И потенциально это люди, которые могут быть привлечены к следующим видам ответственности: 1. Гражданско-правовая ответственность. В ст. 1251 ГК РФ сказано, что «в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении» [3]. 2. Административная ответственность. В ст. 7.12 КоАП РФ говорится, в частности, о том, что «...нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот

№2

Время науки

The Times of Science

до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм» [5]. 3. Уголовная ответственность. В ч.1 ст. 146 УК отмечается: если присвоение авторства (плагиат) причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, то оно «...наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев» [4].

На наш взгляд, полученные результаты связаны не столько с отказом студентов придерживаться норм, правил и законов, установленных в обществе, сколько с общей неосведомлённостью и неподготовленностью их к занятиям научно-исследовательской деятельностью в университете. Возможно, это является следствием «реферативной» системы контроля знаний в современной школе. Ученики привыкают пользоваться интернетресурсами разной степени авторитетности, не считая нужным указывать источники, правильно оформлять ссылки на них и составлять список литературы. Необходимо не только объяснять ученикам структуру написания рефератов, внешнюю форму, но и рассказывать о методах исследования, о различных подходах к анализу источников, о способах обработки материала. Учителю очень важно обращать внимание учеников на самостоятельность при выполнении исследовательской работы, а также рассказывать о принципах научной этики. В ситуации со студенческой средой, несомненно, ведущую роль играют научные руководители исследовательских работ и проектов. Однако сами студенты (в основном, студенты старших курсов, имеющие опыт научно-исследовательской деятельности) могут, на наш взгляд, активно участвовать в популяризации науки среди своих коллег. Редакционный совет журнала «Время науки/ The Times of Science» инициировал проведение обучающих семинаров по научной периодике и правилам библиографического описания, их для студентов проводили сотрудники НОБИ-центра университета. Вместе с ведущими преподавателями за «круглым столом» мы обсуждали основные проблемы современной гуманитарной науки, правила и методы создания научных текстов. Группа журнала «ВКонтакте» содержит обучающий контент, члены редакции отвечают на вопросы потенциальных авторов.

2015

13

eshen ts eva

Д.А. Бешенцева

В наших планах - цикл семинаров по методологии научных исследований, поскольку именно этот аспект для многих студентов, магистрантов и аспирантов представляет особую сложность.

Конференция «Развитие гуманитарной науки в современном социокультурном пространстве» - важная площадка для обсуждения затронутых в данной статье вопросов. Приглашаем принять участие в работе нашей секции «Студенческий научный журнал». Будем рады вашим откликам на этот материал.

Литература:

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Фролов И.Т. и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2003. 623 с.

2. Разинская В.Д., Жирякова Е.С., Кузьминова Н.В. Проблемы

формирования образа науки у современных студентов [Электронный ресурс] // «Дискуссия»: политематический журнал научных публикаций [сайт]. URL: http://www.journai-discussion.m/publication.php?id=98i (дата

обращения - 30.05.2015).

3. Гражданский кодекс РФ. Статья 1251. Защита личных неимущественных прав [Электронный ресурс] // Гражданский кодекс РФ [сайт]. URL: http://www.gk-rf.ru/statia1251 (дата обращения - 30.05.2015).

4. Уголовный кодекс РФ/ Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав [Электронный ресурс] // Уголовный кодекс РФ [сайт]. URL: http://www.ukru.ru/code/07/146/ (дата обращения - 30.05.2015).

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав [Электронный ресурс] // Кодексы и Законы РФ: правовая навигационная система [сайт]. URL: http://www.zakonrf.mfo/koap/7.i2/ (дата обращения -30.05.2015).

6. Судас Л.Г., Юрасова М.В. Отношение студентов к науке и научной работе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены,2005. № 3. С. 72 - 82.

№2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.