Научная статья на тему 'НАУЧНЫЙ СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА'

НАУЧНЫЙ СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Научный совет / музыковедение / образование / научные приоритеты / Тухтасын Гафурбеков / диссертация / реформа / Scientific Council / musicology / education / scientific priorities / Tukhtasyn Gafurbekov / dissertation / reform

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абрарова Махина Фатхуллаевна

В данной статье рассматривается история создания и функционирования Научного совета Государственной консерватории Узбекистана за период с 2018 по 2023 годы. Отмечается вклад доктора искусствоведения, профессора Тухтасына Гафурбекова в инициировании и создании диссертационного совета, в определении научных направлений, по которым осуществляется подготовка и защита диссертаций. Деятельность Научного Совета отражает современное состояние отечественной музыкальной науки, приоритеты разработок исторических и теоретических аспектов в современном узбекском музыкознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific Council of the State Conservatory of Uzbekistan

This article attempts to review and summarize the history of the creation of the Scientific Council of the State Conservatory of Uzbekistan for the period from 2018 to 2023. The contribution of the doctor of art history, professor Tukhtasyn Gafurbekov in initiating and creating a dissertation council, in determining the scientific areas in which the preparation and defense of dissertations is carried out is noted. The activity of the Scientific Council reflects the current state of domestic musical science, the priorities of the development of historical and theoretical aspects in modern Uzbek musicology.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЙ СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА»

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ, ОТЗЫВЫ

Б01: https://doi.Org/10.26176/MAETAM.2023.12.3.004

Махина Абрарова

НАУЧНЫЙ СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА

Аннотация.

В данной статье рассматривается история создания и функционирования Научного совета Государственной консерватории Узбекистана за период с 2018 по 2023 годы. Отмечается вклад доктора искусствоведения, профессора Тухтасына Гафурбекова в инициировании и создании диссертационного совета, в определении научных направлений, по которым осуществляется подготовка и защита диссертаций. Деятельность Научного Совета отражает современное состояние отечественной музыкальной науки, приоритеты разработок исторических и теоретических аспектов в современном узбекском музыкознании.

Ключевые слова:

Научный совет, музыковедение, образование, научные приоритеты, Тухтасын Гафурбеков, диссертация, реформа.

На рубеже ХХ - XXI веков в Узбекистане произошли значимые процессы реформирования в академических структурах музыковедческой науки и отраслевом образовании, интенсивно воздействующие на развитие отечественной музыкальной культуры. Открывая Международную научно-практическую конференцию, посвященную 85-летию Государственной консерватории Узбекистана, ректор консерватории, заслуженный артист Республики Узбекистан, Камолиддин Уринбаев подчеркнул: «Мы живем в эпоху глобальных перемен. В этом процессе нам нужно, прежде всего, определить место и значение музыкальных традиций, а также роль современного образования и науки не только в национальном или региональном, но и в более глобальном масштабе» [17, 5].

В связи с увеличением интереса творческой молодежи к науке, роста желающих разрабатывать новые и актуальные музыковедческие темы возникла необходимость создания Научного (диссертационного) совета при Государственной консерватории Узбекистана. Организация этой структуры отвечает объективным запросам проведения определенных системных исследований, проблемам реформы музыкального образования в республике, включающей активизацию процесса подготовки квалифицированных научных кадров нового поколения.

Рассмотрение истории создания и деятельности Научного совета, его вклад в развитие современного узбекского музыкознания составляет цель настоящей статьи.

Инициатором создания и руководителем Совета стал заслуженный деятель искусств Узбекистана, доктор искусствоведения, профессор Тухтасын Батырович Гафурбеков1. Он является автором разработки приоритетов деятельности

1 Гафурбеков Т.Б. (1939 г.р.), доктор искусствоведения (с 1990), профессор (с 1989 по настоящее время) Государственной консерватории Узбекистана. В 1983-1992 он зав. кафедрой истории музыки, 1989-1991 -

49

диссертационного совета, связанных с сохранением и развитием на современном этапе национальных научно-творческих традиций, взаимосвязи науки и образования Узбекистана с передовыми зарубежными инновационными технологиями в контексте современного музыкального искусства.

Идея создания отраслевого специализированного совета по защите диссертационных работ по музыковедению при консерватории Узбекистана зародилась у Гафурбекова в годы двадцатилетней плодотворной работы на посту председателя регионального совета при НИИ искусствознания Академии наук Республики Узбекистан. Об итогах деятельности этого совета Гафурбеков писал в одной из своих статей: «За годы функционирования Спецсовет дал добро 21 докторам Узбекистана, в ряду которых музыковеды А.Назаров, Р.Абдуллаев, О.Ибрагимов, А.Хашимов, О.Азимова, Ж.Расултоев, которые составляли и составляют научный костяк нашей консерватории рубежа ХХ-ХХ1 столетий» [5, 97]. Гафурбеков при создании Научного совета в консерватории использовал свой опыт работы в старейшем научно-исследовательском учреждении Центральной Азии советского времени. В этот период были установлены контакты со многими зарубежными научными учреждениями и специалистами в области музыкального образования и науки, сформирован необходимый опыт, который сейчас успешно применяется в деятельности Научного совета.

Отметим некоторые исследовательские направления, которые были отобраны как основные векторы определения научных тем диссертаций. К ним относятся: применение новых методологических подходов в изучении национального музыкального наследия; теоретические проблемы современного музыкального искусства, разрабатываемые в контексте мирового музыкознания; инновации в изучении проблем истории и теории узбекской музыки; разработка проблем музыкального исполнительства, художественной интерпретации с привлечением к исследованиям исполнителей и композиторов. К научным приоритетам относятся проблемы сохранения и развития национального наследия в творчестве бастакоров и композиторов, а также диалог культур в региональном и глобальном пространстве. В этом аспекте особое значение имеет осмысление творческого потенциала музыкального искусства Узбекистана в реалиях Евразии, где открывается новое поле возможностей для взаимодействия ученых, появления новых инициатив в развитии музыкальной науки [16, 18~\.

Для разработки обозначенных актуальных научных направлений необходимо привлечение нового поколения учёных, владеющих современными методами исследований, обладающих творческим мышлением, способностью оригинально реализовывать свои авторские идеи. Необходимость решения этих задач обусловило создание Научного совета по защите докторских диссертаций по искусствоведению (как PhD, так и Dsc)3.

проректор по научно-творческой работе, В 1992 - 1998 - директор НИИ искусствознания им. Хамзы, с 1998 по настоящее время - ведущий научный сотрудник этого института. В 1993 - 2013 являлся председателем регионального специализированного Совета по защите докторских диссертаций при НИИ искусствознания. С 2018 по настоящее время - председатель Научного совета Государственной консерватории Узбекистана. Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан (1989), награжден орденом "Эл юрт хурмати"(2014).

2 Бастакор - сочинитель произведений традиционной музыки.

3 PhD (лат.) - доктор философии. Сохранившаяся от средневековых европейских университетов традиция присвоения учёных степеней по философии для специалистов всех наук, кроме теологии, права и медицины. Степень PhD используется во многих странах как высшая учёная ступень учёной иерархии. В тех случаях, когда после получения степени PhD пишут ещё одну диссертацию в рамках той же специальности (такая практика есть далеко не везде) используется обозначение DSc (или ScD) - доктор наук. Соотношение этих степеней примерно такое же, как кандидат и доктор наук в российской практике. В некоторых странах разные советы могут одновременно присваивать учёные степени как кандидата наук, так и PhD (при наличии некоторых различий при подготовке диссертаций).

В стратегии деятельности совета основополагающими являются общие для всех научных коллективов критерии объективной оценки научных трудов соискателей, высокая компетенция членов Научного совета консерватории. Гафурбеков предложил первоначальный состав совета, в который вошли видные деятели музыкальной науки Узбекистана, «разомкнутую» (по его выражению4) тематику приоритетных исследований. В соответствии с требованиями ВАК при Кабинете министров Республики Узбекистан председатель Научного совета осуществил разработку критериев оценки вступительных экзаменов в базовую докторантуру. В структуре деятельности Научного совета сформирован Предзащитный семинарский совет, основная функция которого - экспертиза заявленных диссертаций, согласование всех требований для проведения защиты на высоком профессиональном уровне.

За период с 2018 по 2023 годы функцию секретаря Научного совета исполняли кандидаты искусствоведения Гулшаной Турсунова и Шахноза Айходжаева, а также PhD по искусствоведению Бахтиёр Ашуров. Их компетентность и ответственность содействовали эффективному решению организационных вопросов работы совета, подготовке диссертаций к защите. Большой научный и управленческий опыт Гафурбекова, профессиональный подбор специалистов, способных рассматривать и оценивать приоритетные научные направления обеспечили успех и плодотворность функционирования Научного совета. Важное значение в его деятельности имеет опора на научно-обоснованную методологию, которая обеспечивает процессу научного познания надёжные ориентиры [9, 9].

Как известно, связь музыкальной науки и образования обусловливает гармоничную уравновешенность всех аспектов развития культуры. Подобное соотношение во многом обусловило результативность деятельности Научного совета консерватории. Исторической датой начала функционирования его первого состава, утверждённого ВАК Республики Узбекистан, стало 19 декабря 2018 года. Состоялись первые защиты трех диссертаций на получение научной степени PhD по искусствоведению: Чиноры Эргашевой (научный руководитель - О.А. Ибрагимов), автора настоящей статьи Махины Абраровой и Венеры Закировой (научный руководитель - Т.Б. Гафурбеков).

Символично, что PhD диссертация, защищённая в консерватории Эргашевой, была посвящена актуальным проблемам изучения узбекской классической музыки. Целью данного исследования являлось выявление роли традиций назира5 в развитии национальной музыки, своеобразных форм бытования этих традиций в творчестве бастакоров, а также в определении их места в современной узбекской музыкальной культуре. Впервые рассмотрено влияние эстетики назира на формирование творческого метода, используемого при создании произведений в национальной профессиональной стилистике - «образец-уподобление». На его основе были сочинены многие образцы музыкальных композиций «Ушшок» в творчестве бастакоров [18].

Актуальной проблеме соотношения национальных и общечеловеческих принципов в литературно-критическом наследии узбекских композиторов посвящена диссертация Абраровой (2018) [4]. В её работе в широком методологическом контексте рассматриваются вопросы «фольклор и композитор», «традиции и современность», «национальные и общечеловеческие принципы в творчестве». Отметим также, что изучению различных аспектов современного творчества узбекских композиторов, проблемам музыкального мышления, исполнительства и художественной интерпретации посвящены диссертационные работы других докторантов Т.Б. Гафурбекова -Р.Турсуновой, Ф. Мухаммедовой, Л. Джураевой, Т. Седых, Н. Эркаева, Г. Миршохидзода.

4 Разомкнутая тематика - широта понимания определенного научного направления

5 Назира - создание собственной версии произведения на основе известной модели. Встречается в науке, поэзии, музыке.

В диссертации Закировой (2018) исследуются проблемы структуры и стиля произведений в жанре инструментального концерта композиторов Узбекистана, созданные в ХХ - начале XXI веков [8]. Изучению эстрадной музыки посвящена диссертация Н. Амановой (научный руководитель - О. Ибрагимов) (2019). Автор раскрывает особенности жанров и стилей узбекской эстрадной музыки, выявляет свойственные им специфические интонационно-ритмические признаки, отмечает значение эстрадного искусства в развитии современной музыкальной культуры Узбекистана [2].

Важным событием стала защита диссертации Ф. Мухамедовой (2020). Это первое в отечественном музыкознании исследование, проведенное музыкантом-исполнителем -пианисткой [13]. Она осуществила системный анализ процессов становления и развития фортепианного искусства Узбекистана рубежа XX - XXI веков, выявила жанровые особенности, а также стилистику исполнительских интерпретаций. Автор раскрывает национальное своеобразие фортепианных произведений композиторов Узбекистана в контексте их художественной интерпретации. В диссертации впервые осуществлен анализ фортепианных произведений молодых композиторов А. Сафарова, М. Мухтарова, К. Гуломджонова.

Большой интерес вызвала диссертация Р. Турсуновой (2020), которая посвящена образу Амира Темура в западноевропейской опере [15]. В данной диссертации впервые были выявлены свыше 50 произведений эпохи барокко, посвящённых известной исторической личности и государственному деятелю средневекового Востока6. На основе анализа опер был раскрыт принцип художественной и исторической достоверности в интерпретации образа Амира Темура в европейском музыкальном искусстве.

Большой вклад в разработку ряда научных тем внесли исследователи под руководством доктора искусствоведения, профессора А.Н. Азимовой: И. Мирталипова (2020), Ш. Бердиханова (2022), А. Кутлучурина (2022). Они успешно защитили диссертационные работы, в которых разрабатывали теоретические аспекты современного узбекского музыкознания.

В диссертации Мирталиповой осуществлено исследование проблем микрохроматики в произведениях узбекских композиторов. Автор делает важный вывод: «Микрохроматика, сформировавшаяся в XX - XXI вв. в качестве самостоятельного музыкального течения, проявила себя как средство особого эмоционального воздействия, позволяющего раскрыть тончайшие нюансы мелодического строя образцов композиторского творчества» [12, 43].

Проблемам метроритмической организации дастанного творчества, специфике функционирования метроритма в героических и лирических ветвях каракалпакских дастанах посвящена диссертация Бердихановой [4]. Отметим также исследование фактуры в творчестве композиторов Узбекистана последних десятилетий в контексте соотнесения традиционного и современного музыкального мышления, которое осуществлено в диссертации Кутлучуриной [11].

Важный вклад в подготовку научных кадров внес доктор искусствоведения, профессор Р. Абдуллаев. Его ученики приоритетное внимание уделяют исследованию узбекской традиционной музыки, ее историческим и теоретическим аспектам. Так, например, Б.Ашуров защитил диссертацию на тему «Современная интерпретация развития национального музыкального мышления в XVI - XVII веках (на основе трактатов о музыке Нажмиддина Кавкаби и Дарвиша Али Чанги)» (2020). Объектом

6 Амир Тимур - среднеазиатский правитель, полководец и завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Центральной, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси, являлся основателем империи Тимуридов (1370 год) со столицей в Самарканде.

исследования явились научные трактаты о музыке ученых, созданные в XVI - XVII веках

[3].

В настоящее время с помощью авторитетных узбекских исследователей, докторов искусствоведения, таких как Т. Гафурбеков, Н. Янов-Яновская, А. Азимова, Р. Абдуллаев. М. Хамидова, а также кандидатов наук Н. Галущенко, С. Бегматова, Э. Мамаджановой, С. Касымходжаевой и других, плодотворно работающих в сфере национального музыкознания, ряды музыковедов пополняются молодыми талантливыми учёными. В этом контексте отметим диссертационную работу Д. Ислямовой, посвященную стилевым тенденциям современной узбекской фортепианной музыки, успешно защищенной под руководством кандидата искусствоведения, профессора И.Г. Галущенко (2022). В работе доказана взаимосвязь национальной исполнительской культуры со структурными особенностями произведений современного мирового и узбекского музыкального творчества. В диссертации представлена целостная картина современного фортепианного искусства Узбекистана, позволяющая проследить процесс взаимообогащения культур с точки зрения пианистической практики [10].

Отрадно отметить, что совсем недавно в Научном совете консерватории успешно прошла защита диссертации молодого ученого из Катара - Сахим ал Джассим Нассера (научный руководитель - Э. Мамаджанова) (2023). В работе впервые исследованы особенности музыкальной культуры Катара и ее связи с Узбекистаном в наиболее важных ее аспектах: истории, теории, музыкальных жанров [14].

Пять лет, прошедшие после первых защит диссертаций в Научном совете при консерватории Узбекистана, дали отечественной музыкальной науке и образованию ряд интересных и завершенных исследований. Сегодня узбекские музыковеды убедительно заявляют о себе как талантливые разработчики новых и актуальных научных тем. С каждым годом растет приток молодёжи в докторантуру. В этом аспекте отметим мысль Гафурбекова: радует также и вступление на докторскую стезю композиторов и исполнителей [5, 92]. Динамика развития плодотворной деятельности Научного совета, установившего творческие контакты с ведущими специалистами в области искусствоведения зарубежных стран, открывает широкие перспективы научного сотрудничества. В этом контексте отметим важное новшество в деятельности Научного совета. Постановлением ВАК Республики Узбекистан разрешено проводить разовые защиты докторских диссертаций на уровне Dsc. В состав Совета вошли известные учёные из России (К.В. Зенкин), Казахстана (У.Р. Джумакова) и Таджикистана (Ф.А. Ульмасов). Активно привлекаются зарубежные коллеги в качестве оппонентов - Д.К. Кирнарская, (Россия), Ф.А. Ульмасов (Таджикистан), Д. Хеберт (США).

Первым учёным, представившим работу на соискание степени доктора наук (DSc) в рамках Научного совета, стала кандидат искусствоведения Ш. Ганиханова, успешно защитившаяся в декабре 2022 года (научный консультант, доктор искусствоведения, профессор Н.С. Янов-Яновская). Отметим актуальность темы диссертации, обращенной к прикладным жанрам, синтезирующим разные аспекты узбекской киномузыки. Ганиханова выявила и обосновала категорию прикладных жанров, методологию их исследования в контексте формирования национального стиля в творчестве композиторов Узбекистана.

Проведение других защит докторских диссертаций (DSc) по искусствоведению намечено в плане работы Научного совета. На данный момент докторантами Г. Турсуновой. М. Абраровой и Л. Джураевой осуществляется подготовка соответствующих исследований.

Широта представленных в статье тем диссертационных работ дает представление о разрабатываемых научных проблемах в консерватории Узбекистана: композиторское творчество, сохранение и развитие традиционного музыкального искусства, инновационные аспекты в исполнительстве и художественной интерпретации. С 2018 по 2023 годы в Научном совете были защищены 14 диссертаций, представленных на

соискание научной степени PhD по искусствоведению и одна докторская диссертация (DSc).

В настоящее время общая панорама работы Научного совета консерватории весьма обширна. Совет мобилизует творческие силы, опыт и профессиональную компетенцию музыковедов для дальнейшего развития отраслевой науки и образования. Тематика отмеченных защищенных диссертаций отражает приоритеты развития музыкальной науки и образования в современном Узбекистане.

Литература

1. Абрарова М. Национальные и общечеловеческие принципы в литературно-критическом творчестве композиторов ХХ-ХХ1 веков. Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по искусствоведению. - Ташкент, 2018.- 42 с.

2. Аманова Н. Национальная специфика узбекской эстрадной музыки в контексте развития жанров. Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по искусствоведению. - Ташкент., 2019.- 52 с.

3. Ашуров Б. Современная интерпретация развития национального музыкального мышления в XVI-XVII веках (на основе трактатов о музыке Нажмиддина Кавкаби и Дарвиша Али Чанги). Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по искусствоведению. - Ташкент, 2020.- 50 с.

4. Бердиханова Ш. Метроритмические основы Каракалпакских дастанов. Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по искусствоведению. - Ташкент, 2022.- 49 с.

5. Гафурбеков Т. Музыкальная палитра Узбекистана рубежа ХХ-ХХ1 столетий в реалиях Евразии// Труды Гафурбекова в воззрениях современников. - Ташкент, 2021. -с.82-92.

6. Ганиханова Ш. Прикладные жанры в контексте формирования национального стиля в творчестве композиторов Узбекистана. Автореферат диссертации доктора искусствоведения (Dsc) по искусствоведению. - Ташкент, 2023. - 58 с.

7. Джураева Л. Алишер Навои и музыкальное искусство. Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по искусствоведению. - Ташкент, 2021.- 52 с.

8. Закирова В. Концертные жанры в творчестве композиторов Узбекистана. Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по искусствоведению. -Ташкент, 2018.- 47 с.

9. Зись А. К вопросу о характере методологической проблематики в искусствознании// Методологические проблемы музыкознания. - Москва, 1987.- с.8-30.

10. Ислямова Д. Стилевые тенденции исполнительской культуры современной фортепианной музыки. Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по искусствоведению. - Ташкент, 2022.- 52 с.

11. Кутлучурина А. Фактура в творчестве композиторов Узбекистана в контексте традиционного современного музыкального мышления в годы Независимости. Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по искусствоведению. - Ташкент, 2022.- 52с.

12. Мирталипова И. Микрохроматика, теория, история и практика. Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по искусствоведению. - Ташкент, 2021.- 50 с.

13. Мухамедова Ф. Фортепианная музыка Узбекистана: формирование, жанровое своеобразие, интерпретация. Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по искусствоведению. -Ташкент, 2020.- 45 с.

14. Сахим Аль Джассим Насер. Музыкальная культура Катара и её связи с Узбекистаном: история и современность. Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по искусствоведению. - Ташкент, 2023.-110 с.

15. Турсунова Р. Образ Амира Темура в западноевропейской опере. Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по искусствоведению. - Ташкент, 2020.- 57 с.

16. Ульмасов Ф. Новые возможности научного сотрудничества // Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность. №1, 2020 - С. 18-19.

17. Уринбаев К. В поисках путей к совершенствованию музыкального образования и науки// сборник Межвузовской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Государственной консерватории Узбекистана «Основные тенденции развития музыкального образования и науки» 11 июня 2022 года. - Ташкент, 2022.- С .5-6.

18. Эргашева Ч. Традиции назира в узбекской профессиональной музыке (на примере образцов «Ушшок»). Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по искусствоведению. - Ташкент, 2018. - 48 с.

Machine Abrarova Scientific Council of the State Conservatory of Uzbekistan

Abstract

This article attempts to review and summarize the history of the creation of the Scientific Council of the State Conservatory of Uzbekistan for the period from 2018 to 2023. The contribution of the doctor of art history, professor Tukhtasyn Gafurbekov in initiating and creating a dissertation council, in determining the scientific areas in which the preparation and defense of dissertations is carried out is noted. The activity of the Scientific Council reflects the current state of domestic musical science, the priorities of the development of historical and theoretical aspects in modern Uzbek musicology.

Keywords:

Scientific Council, musicology, education, scientific priorities, Tukhtasyn Gafurbekov, dissertation, reform.

Сведения об авторе:

Абрарова Махина Фатхуллаевна, PhD в области искусствоведения, доцент кафедры истории музыки и критики Государственной консерватории Узбекистана

e-mail: moha.80@mail.ru

Information about the author:

Abrarova Mahina Fathullayevna, PhD in Art, Associate Professor of the Department of Music History and Criticism The State Conservatory of Uzbekistan.

e-mail: moha.80@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.