Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ XXI ВЕКА'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная педагогика / образования / воспитание / способность / ответственность / творчество. / music pedagogy / education / upbringing / ability / responsibility / creativity.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдугаппаров Абдупаттох

музыкальная педагогика является одной из важных составляющих частей музыкального образования и воспитания. Она интенсивно развивается и обновляется в соответствии с требованиями времени и запросами общества. Узбекская музыкальная педагогика имеет богатейшую многовековую историю, в процессе развития которой сложились национальные традиции, возрождающиеся в наше время. Узбекские музыкальные педагоги всемерно расширяют возможности эффективного применения инновационных технологий, методических подходов формирования гармонично развитого молодого поколения, его интеллектуального, духовно-нравственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF UZBEK MUSIC PEDAGOGY OF THE XXI CENTURY

music pedagogy is one of the important components of music education and upbringing. It is being intensively developed and updated in accordance with the requirements of the time and the demands of society. Uzbek music pedagogy has a rich centuries-old history, in the process of development of which national traditions have developed, reviving in our time. Uzbek music teachers are doing their best to expand the possibilities of effective application of innovative technologies, methodological approaches to the formation of a harmoniously developed young generation, its intellectual, spiritual and moral development.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ XXI ВЕКА»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ XXI

ВЕКА Абдугаппаров А.

Абдугаппаров Абдупаттох - доцент, кафедра подготовки педагогов вокального и инструментального исполнительства, факультет музыкальной

педагогики,

Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: музыкальная педагогика является одной из важных составляющих частей музыкального образования и воспитания. Она интенсивно развивается и обновляется в соответствии с требованиями времени и запросами общества. Узбекская музыкальная педагогика имеет богатейшую многовековую историю, в процессе развития которой сложились национальные традиции, возрождающиеся в наше время. Узбекские музыкальные педагоги всемерно расширяют возможности эффективного применения инновационных технологий, методических подходов формирования гармонично развитого молодого поколения, его интеллектуального, духовно-нравственного развития.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, образования, воспитание, способность, ответственность, творчество.

TOPICAL ISSUES OF UZBEK MUSIC PEDAGOGY OF THE XXI CENTURY

Abdugapparov A.

Abdugapparov Abdupattoh - Associate Professor, DEPARTMENT OF TRAINING OF TEACHERS OF VOCAL AND INSTRUMENTAL PERFORMANCE, FACULTY OF MUSIC

PEDAGOGY, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: music pedagogy is one of the important components of music education and upbringing. It is being intensively developed and updated in accordance with the requirements of the time and the demands of society. Uzbek music pedagogy has a rich centuries-old history, in the process of development of which national traditions have developed, reviving in our time. Uzbek music teachers are doing their best to expand the possibilities of effective application of innovative technologies, methodological approaches to the formation of a harmoniously developed young generation, its intellectual, spiritual and moral development. Keywords: music pedagogy, education, upbringing, ability, responsibility, creativity.

УДК 078

Важнейшим методическим руководством в теоретическом и практическом рассмотрении Актуальных вопросов обучения музыкальному искусству является учебное пособие ведущего специалиста в области музыкального образования, всемирно известного учёного, кандидата педагогических наук, профессора кафедры музыкальной педагогики Государственной консерватории Узбекистана Рауфа Кадырова, опубликованное в Ташкенте в 2009 году [1]. В этом фундаментальном труде ясным и доступным языком изложены глубокие образовательные положения узбекской музыкальной педагогики. Очень чётко сформулирована роль музыкального педагога, заключающаяся в следующем: «Раскрыть индивидуальность ученика, определить его наиболее оптимальные пути развития его музыкальных способностей - вот те основные задачи, которые стоят перед учителем музыки» [1, с. 7]. Как много вопросов возникает перед музыкальным педагогом: решение перечисленных ученым аспектов музыкальной педагогики и каким опытом найти решение этих и других вопросов музыкального образования, которые учитель музыки решает по мере своих возможностей, таланта, компетентности, уровня знаний, как своих собственных, так и обучающихся.

Педагогика, в том числе и музыкальная, - это, безусловно, творчество, неутомимый поиск эффективных средств и методов обучения и самопожертвования в системе непрерывного образования. Это обстоятельство обуславливает высокую степень ответственности обучающего. «Для нее, работающей в области культуры, -подчеркнула заслуженный деятель искусств Узбекистана, всемирно известный музыкант-исполнитель, дирижёр и педагог, профессор оркестрового дирижирования Государственной консерватории Узбекистана Фируза Абдурахимова, - связавшая свою жизнь с творчеством и воспитанием нового поколения талантов XXI столетия, мера ответственности за свой труд очень высока» [2, с. 28]. Исходя из этого, молодые педагоги должны отчётливо осознавать степень своей ответственности за качество обучения, за идейно -художественную и духовно-стороны своей педагогической деятельности. В этом отношении важным фактором является преемственность в передаче традиций методических принципов и дидактических основ музыкальной педагогики в национальном классическом формате «Устоз-шогирд». Это, в сущности,

принципы формирования музыкальной педагогической школы как отдельного музыканта-педагога, так и национальной музыкально-педагогической школы в целом.

Понятие музыкально-педагогической школы подразумевает комплекс определенных музыкально-исполнительских принципов, усвоенных музыкантом-исполнителем от своего педагога, применяемых в собственной педагогической практике, и продолженного учеником. С одной стороны, ученик стремится создать свою собственную исполнительскую школу, с другой - он опирается на творческие принципы своего педагога. В этом, собственно говоря, и заключается живой творческий процесс преемственности передачи накопленного опыта.

Необходимо отметить, что процесс формирования собственных музыкально педагогических принципов, в известной степени, является инновационным. В то же время индивидуальные музыкально-педагогические изыскания должны строиться на основе преемственных связей с музыкально-педагогическими установками педагога и не отрываться от традиций. Это очень важно в развитии национальной музыкально-педагогической школы. Следует подчеркнуть, что данные принципы имеют особо важное значение в наше время - эпоху возрождения духовно-нравственных ценностей прошлого и их актуализации. Именно на это обращает внимание крупнейший узбекский ученый доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки и критики Государственной консерватории Узбекистана Тухтасын Гафурбеков: «В Узбекистане пятнадцативековая монодийная культура, пройдя массовую режиссуру минувшего столетия, ныне возрождает свой искренний аудиофонд, более глубинно подпитывает (инспирирует по Бартоку) творчество бастакоров - авторов монодийных и полимонодийных произведений, равно как и современных композиторов с их новейшими по стилистике «жемчужинами» [3, с. 82]. Это глубокомысленное рассуждение исследователя ориентирует молодых педагогов на разработку творческих подходов и инновационных методов обучения студентов консерватории, формирующих современное музыкальное мышление в неотделимом и взаимосвязанным с национальными народными традициями прошлого. Плодотворность данного направления обучения несомненна. Такой творческих подход в музыкальной педагогике сумеет решить ряд образовательных задач, в частности таких, как:

• Освещение национальной монодии;

• Освещение национальной полимонодии (термин Т. Гафурбекова, означающий интонационно прорастающую разновидность монодии);

• Освещение музыки бастакоров;

• Освещение музыки современных узбекских композторов;

• Формирование развития современного музыкального слуха;

• Формирование творческого музыкального мышления.

В русле тенденции возрождения духовных ценностей узбекского народа особое место занимает сегодня народная инструментальная и вокальная культура, получившего отражение в узбекской классической лирике, в искусстве макома, бахши, дастана. Эти уникальные формы национального музицирования вводятся в учебные планы, программы, учебники и учебные пособия, но в недостатком объеме и икачестве. Освоение навыков игры на узбекских национальных инстурментах, приёмов национального пения, узбекских ритмоформул (усулей), ладовых структурузбекской музыкитребуют особого внимания музыкальных педагогов разработок методик обучения будущих учителей музыки в данных направлениях.

Другой полюс притяжения образует эстрадная музыка, которая впитывает в себя ресурсы узбекской классической музыки, в результате чего получается качественно новые стилевые образования, которыми не следует пренебрегать в музыкальной педагогике, которому молодёжь зачастую предпочитает легкую, популярную музыку, как более доступную усвоению и запоминанию. Следует также отделить расширение звуковой сферы классического и современного мира Востока и Запада, информационное пространство которой поистине необозримо. В этом отношении необходим качественный отбор музыкального материала для обучения студентов консерватории как будущих учителей музыки. В освоении творческого опыта мировой мировой музыкальной культуры полезно ознакомление с музыкально-педагогическими системами обучения и воспитания, Орфа, Кодаи, Сузуки в качестве ориентиров и моделей разработки музыкально-образовательных систем нового поколения обучения и воспитания в Узбекистане. Разработка авторских методов и актуальных вопросов современной музыкальной педагогики в выпускных квалификационных работах бакалариата и магистерских диссертация студентов Государственной консерватории Узбекистана являющихся важным шагом в решении проблем музыкального образования и воспитания.

Список литературы /References

1. Кадыров Р.Г. Музыкальная педагогика. Учебное пособие. Ташкент: Musiqa, 2009. 504 c.

2. Абдурахимова Ф.Р. К вопросу подготовки исполнительских кадров: культурные и нравственные аспекты

// Материалы первой международной научно-практической конференции «Процесс реформирования

системы музыкального образования» (14-15 ноября 2009 г.). Ташкент: Узбекистан давлат

консерваторияси Та^ририй-нашриёт булими, 2009. С. 25-29.

3. Гафурбеков Т.Б. Музыкальная палитра Узбекистана рубежа ХХ-ХХ1 столетия в реалиях Евразии. // Тухтасын Гафурбеков в воззрениях современников. Сборник статей. Тошкент: Мухаррир нашриёти, 2021. С. 82-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.