Научная статья на тему 'Научный подход к расчету состава группировки сил и средств РСЧС для обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях во время проведения международных спортивных соревнований в России'

Научный подход к расчету состава группировки сил и средств РСЧС для обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях во время проведения международных спортивных соревнований в России Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
312
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ГРУППИРОВКА / МЕТОДИКА / РИСК / СОРЕВНОВАНИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / SECURITY / GROUP / METHODOLOGY / RISK / COMPETITION / EMERGENCY SITUATION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Верескун Алексей Викторович, Жданенко Ирина Васильевна, Кудаленкин Владимир Владимирович, Стрепков Евгений Александрович

Обоснована необходимость разработки и внедрения научно-методического аппарата обоснования численности сил и средств РСЧС для обеспечения безопасности при ЧС гостей и участников международных спортивных соревнований. Приведен научный подход к выполнению этой задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Верескун Алексей Викторович, Жданенко Ирина Васильевна, Кудаленкин Владимир Владимирович, Стрепков Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Science-Based Approach to Planning the Composition of RSChS Forces to Ensure Security in Emergencies During International Sports Events in Russia

The article shows the need to develop and implement scientific and methodological framework for justifying sufficient strength of RSChS to ensure the safety and security of participants and guests in case of emergencies during international sports competitions. A science-based approach is presented for performing this task.

Текст научной работы на тему «Научный подход к расчету состава группировки сил и средств РСЧС для обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях во время проведения международных спортивных соревнований в России»

/10 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 2 (52) УДК: 001.8:614.83-614.87

Научный подход к расчету состава группировки сил и средств РСЧС для обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях во время проведения международных спортивных соревнований в России

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2017

А.В. Верескун, И.В. Жданенко, В.В. Кудаленкин, Е.А. Стрепков Аннотация

Обоснована необходимость разработки и внедрения научно-методического аппарата обоснования численности сил и средств РСЧС для обеспечения безопасности при ЧС гостей и участников международных спортивных соревнований. Приведен научный подход к выполнению этой задачи.

Ключевые слова: безопасность; группировка; методика; риск; соревнования; чрезвычайная ситуация.

A Science-Based Approach to Planning the Composition of RSChS Forces to Ensure Security in Emergencies During International Sports Events in Russia

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2017

A. Vereskun, I. Zhdanenko, V. Kudalenkin, E. Strepkov

Abstract

The article shows the need to develop and implement scientific and methodological framework for justifying sufficient strength of RSChS to ensure the safety and security of participants and guests in case of emergencies during international sports competitions. A science-based approach is presented for performing this task.

Key words: security; group; methodology; risk; competition; emergency situation.

1 RSChS — Russian Emergency Prevention and Response System

С начала 2013 г. в Российской Федерации успешно проведен ряд крупных международных спортивных соревнований с участием большого количества спортсменов и гостей. Их проведение необходимо для России, несмотря на сложность и высокие затраты на организацию, так как является мощным инструментом развития российского спорта, спортивной и транспортной инфраструктуры, международного туризма и повышения авторитета Российской Федерации.

Организация и проведение соревнований такого уровня требует от государства-организатора обеспечения комплексной безопасности участников и гостей в соответствии с требованиями международных спортивных федераций. Значительная роль при этом отводится организации защиты участников, гостей соревнований и населения от опасных природных явлений, техногенных происшествий, чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) и пожаров, проявлений экстремизма и терроризма.

В России накоплен богатый опыт обеспечения безопасности спортсменов и гостей при проведении XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Пара-лимпийских зимних игр в 2014 году в г. Сочи и этапов автомобильных гонок серии «Формула-1» Гран-при России в г. Сочи (рис. 1).

Рис. 1. Обеспечение безопасности от ЧС при проведении автомобильных гонок серии «Формула-1» Гран-при России в Сочи

Для выполнения этой ответственной и сложнейшей задачи создается группировка сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС). Основным требованием к группировке сил и средств РСЧС является ее достаточность. Достаточность обеспечивают такие свойства, как:

способность своевременного реагирования на возникновение ЧС;

способность непрерывного ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (да-лее—АСиДНР) до полного завершения (или в заданные сроки);

способность наращивания группировки сил до необходимой численности, организации ввода подразделений и формирований на участки (объекты)

работ, ведения согласованных действий по спасению пострадавших;

способность применения эффективных способов и технологий ведения работ, обеспечивающих наиболее эффективное использование спасательных подразделений и формирований;

обеспечение своевременной смены подразделений, исходя из условий ведения работ с целью восстановления работоспособности спасателей;

оснащение подразделений и формирований современной аварийно-спасательной техникой и средствами защиты (рис. 2).

Рис. 2. Транспортирование пострадавшего в лечебное учреждение при проведении XXII Олимпийских зимних игр в Сочи

Указанные свойства гарантируют высокую эффективность обеспечения безопасности участников и гостей соревнований в возможных ЧС и при пожарах.

Учитывая колоссальные финансовые затраты государства-организатора на проведение мероприятий такого уровня, в том числе на обеспечение безопасности в ЧС, именно принцип достаточности, а не принцип задействования «чем больше, тем эффективнее» должен стать основополагающим и уравновесить баланс выполнения/невыполнения, своевременности/ несвоевременности, эффективности/неэффективности выполнения поставленных задач.

Российская Федерация, с одной стороны, не может допустить ошибок, снижающих ее международный авторитет, а с другой—заинтересована в рациональном использовании всех ресурсов финансовых и материальных средств на организацию и проведение финальной части Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года.

Несмотря на то, что деятельность группировки сил и средств РСЧС по обеспечению безопасности в ЧС неоднократно высоко оценивалась, в том числе на уровне Правительства Российской Федерации, необходима непрерывная работа по ее совершенствованию в ЧС и при пожарах во время подготовки и проведения международных соревнований, основанная, в первую очередь, на результатах научных исследований в этой области.

Для реализации этого направления в 2016 году специалистами ФГБУ ВНИИ ГОЧС МЧС (ФЦ)

/12 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 2 (52)

(далее—институт) при участии специалистов Департамента пожарно-спасательных сил и специальных формирований МЧС России, выполнена научно-исследовательская работа «Научно обоснованные предложения по составу и оснащенности группировки сил РСЧС на объектах проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций 2017 года и XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года для обеспечения безопасности от чрезвычайных ситуаций и пожаров». Основной результат работы —даны научно обоснованные предложения по составу и эшелонированию группировки сил РСЧС на объектах проведения финальной части XXI чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года.

В ходе выполнения работы выявлен ряд вопросов, требующих научного решения. Наиболее важным из них является отсутствие научно-методического аппарата обоснования достаточной численности сил и средств РСЧС для обеспечения безопасности при ЧС гостей и участников соревнований. Поэтому, научным подходом к выполнению этой задачи стал системный анализ накопленного опыта (эффективности) деятельности сил и средств РСЧС при проведении спортивных соревнований международного уровня и опыта действий сил и средств РСЧС при ликвидации последствий ЧС на территории Российской Федерации с учетом рисков опасных природных явлений, техногенных происшествий и ЧС, пожаров и террористических актов в период проведения мероприятий в городах-организаторах.

Хочется отметить более широкие рамки этой проблемы —необходима глобальная переработка существующих оперативно-тактических нормативов на проведение АСиДНР, методик оценки (прогнозирования) обстановки в ЧС, методик расчета сил и средств для ликвидации ЧС в современных условиях с учетом новых вызовов и угроз общественной безопасности [1-5].

Тем не менее, задача разработки методики обоснования достаточной численности сил и средств РСЧС для обеспечения безопасности при ЧС гостей и участников международных спортивных соревнований весьма актуальна и практически выполнима, предположительно с применением методов сетевого планирования (метода критического пути). Построение сетевых моделей и графиков позволит определить минимальное количество сил и средств для выполнения поставленных задач.

Для реализации этого метода необходимы следующие исходные данные:

Количественное значение рисков опасных природных явлений, техногенных происшествий, ЧС и пожаров, проявлений экстремизма и террористиче-

ской деятельности в субъекте проведения соревнований в период подготовки и проведения мероприятий.

Требования международных спортивных федераций, союзов, ассоциаций и лиг (по видам спорта) в области обеспечения безопасности.

Фактическое наличие сил и средств РСЧС в субъекте проведения соревнований.

Состав социальной инфраструктуры, задействованной при проведении соревнований (включая транспорт и объекты транспортной инфраструктуры).

План (график) мероприятий в период проведения соревнований.

Следует коротко сказать о способах получения вышеперечисленных исходных данных.

Количественное значение рисков опасных природных явлений, техногенных происшествий, ЧС и пожаров, проявлений экстремизма и террористической деятельности в субъекте проведения соревнований в период подготовки и проведения мероприятий целесообразно определять с применением риск-ориентированного подхода, предполагающего внедрение интегральных качественных показателей риска (интегральных индексов риска) на основе анализа опасности и угроз, потенциала противодействия и уязвимости2.

Под потенциалом противодействия понимается способность людей, организаций и систем противостоять неблагоприятным условиям, ЧС или стихийным бедствиям и управлять ими, используя имеющиеся навыки и ресурсы [6].

Уязвимость—характеристики и условия, присущие общине, системе или имуществу, повышающие их восприимчивость к разрушающему воздействию угрозы.

Такая система показателей позволяет обеспечить аналитически более строгий и обоснованный подход к принятию решений в рамках управления рисками ЧС, ведь наибольшая ценность оценки риска ЧС — использование полученных результатов при принятии управленческих решений.

Система показателей будет покрывать различные области управления рисками ЧС и учитывать:

потенциальный ущерб от ЧС;

периодичность ЧС;

условия, повышающие подверженность территорий ЧС;

способность экономики восстанавливаться, оценку функционирования ключевых государственных служб по восстановлению после бедствий;

влияние защитных мероприятий на уровень защиты населения и территорий от ЧС;

уровни реагирования на ЧС;

готовность и способность к восстановлению после ЧС

Требования международных спортивных федераций, союзов, ассоциаций и лиг (по видам спорта)

2 Снижение риска ЧС - одна из важнейших задач по защите населения от опасностей. В подтверждение этому, проект Основ государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС на период до 2030 года предполагает внедрение технологий управления рисками, разработку и реализацию вопросов защиты населения и территорий от ЧС на основе риск-ориентированного подхода, создание системы комплексного управления рисками.

в области обеспечения безопасности, в том числе по защите от ЧС, как правило, определены регламентами этих организаций по охране правопорядка и обеспечению безопасности объектов проведения соревнований и другими нормативными документами.

Фактическое наличие сил и средств РСЧС в субъекте проведения соревнований может быть представлено региональными центрами и главными управлениями МЧС России по субъектам-организаторам проведения соревнований.

Состав социальной инфраструктуры, задействованной при проведении соревнований (включая транспорт и объекты транспортной инфраструктуры), и план (график) мероприятий в период проведения соревнований разрабатываются заблаговременно организационными комитетами по подготовке и проведению соревнований.

Таким образом, с применением вышеперечисленных математических методов может быть разработана методика обоснования численности сил и средств РСЧС для обеспечения безопасности при ЧС гостей и участников международных спортивных соревнований, представляющая практическую значимость.

Проведенная работа может стать «отправной точкой» для более масштабного, но не менее важного проекта—разработки единого научного подхода к оценке трудоемкости и численности группировки сил и средств для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР), включающего:

научно обоснованные и экспериментально подтвержденные нормативы на ведение АСДНР при ликвидации ЧС различного характера на основе эмпирически полученных зависимостей;

методику расчета трудоемкости, численности группировки сил и номенклатуры технических средств для проведения АСДНР при ликвидации ЧС различного характера;

научное обоснование группировки сил и средств МЧС России для проведения АСДНР на территории Российской Федерации.

Литература

1. Дурнев Р.А., Верескун А. В., Жданенко И. В., Чумак С. П. О принципиальной невозможности достоверного расчета сил и средств выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в настоящее время // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. М.: ВИНИТИ РАН, 2011. № 2.

2. Дурнев Р. А., Верескун А. В., Жданенко И. В., Чумак С. П. О необходимости разработки новых нормативов на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций // Проблемы анализа риска. М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2011. № 1.

3. Дурнев Р. А., Верескун А. В., Жданенко И. В., Чумак С. П. Качество управленческих решений: О необходимости разработки новых нормативов на выполнение аварийно-спасатель-

ных и других неотложных работ // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. № 8.

4. Верескун А. В., Жданенко И. В., Норсеева М. Е. Порядок создания сил для выполнения мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011, № 3.

5. Верескун А. В. О необходимости создания новых нормативов на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций // Cб. тезисов докладов XIX МНПК по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций «Опыт ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в России и за рубежом». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, 2014.157 с.

6. Сосунов И. В., Олтян И.Ю., Верескун А. В., Крапухин В. В. Управление риском чрезвычайных ситуаций как составная часть обеспечения безопасности жизнедеятельности // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. № 1.

Сведения об авторах

Верескун Алексей Викторович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

a.vereskun@mail.ru SPIN-код 2507-0175.

Жданенко Ирина Васильевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таИ: izhdanenko@yandex.ru SPIN-код 7747-6337.

Кудаленкин Владимир Владимирович: ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России», ст. инсп. 119192, Москва, ул. Винницкая, 6. е-т^И: emercom2005@rambler.ru

Стрепков Евгений Александрович: Департамент пожар-но-спасательных сил и специальных формирований МЧС России, нач. отд. 121357, Москва, ул. Ватутина, 1. е-mail: dpss.mchs@yandex.ru

Information about authors

Vereskun Aleksei V.: Cand. Sci. (Engineering), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Scientific Employee.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: a.vereskun@mail.ru SPIN-scientific — 2507-0175.

Zhdanenko Irina V.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Scientific Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: izhdanenko@yandex.ru SPIN- scientific — 7747-6337

Kudalenkin Vladimir V.: Special management FPS No. 3 of EMERCOM of Russia, Senior Inspector. 6 Vinnickaya, Moscow, 119192, Russia. e-mail: emercom2005@rambler.ru

Strepkov Evgeni A.: Department of fire-rescue forces and special forces of EMERCOM of Russia, Head of Department. 1 Vatutina, Moscow, 121357, Russia. e-mail: dpss.mchs@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.