Научная статья на тему 'НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ЦИРКА'

НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ЦИРКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный цирк / дети группы риска / формирование социальной успешности / social circus / children at risk / formation of social success

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Размолодина Светлана Николаевна

В статье представлено обоснование научного аппарата исследования на тему: «Социальный цирк как учреждение дополнительного образования», играющего важную роль в формирования социальной успешности детей группы риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Размолодина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC APPARATUS FOR THE STUDY OF THE FORMATION OF THE SOCIAL SUCCESS OF CHILDREN AT RISK BY MEANS OF A SOCIAL CIRCUS

The article presents the justification of the scientific apparatus of the research on the topic: “Social circus as an institution of additional education”, which plays an important role in the formation of social success of children at risk.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ЦИРКА»

DOI: 10.17805/trudy.2022.5.9 ПЕДАГОГИКА

НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО

ЦИРКА

С.Н. Размолодина Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье представлено обоснование научного аппарата исследования на тему: «Социальный цирк как учреждение дополнительного образования», играющего важную роль в формирования социальной успешности детей группы риска.

Ключевые слова: социальный цирк; дети группы риска; формирование социальной успешности

SCIENTIFIC APPARATUS FOR THE STUDY OF THE FORMATION OF THE SOCIAL SUCCESS OF CHILDREN AT RISK BY MEANS

OF A SOCIAL CIRCUS

S.N. Razmolodina Moscow University for the Humanities

Abstract: The article presents the justification of the scientific apparatus of the research on the topic: "Social circus as an institution of additional education", which plays an important role in the formation of social success of children at risk.

Keywords: social circus; children at risk; formation of social success

Дети группы риска - это социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, которая в силу определённых обстоятельств жизни более других категорий подвержена негативным факторам риска (социально-экономическим, психологическим, медико-биологическим и др.). Такие дети выходят из семей социального риска, функционирование которых по объективным или субъективным причинам затруднено или нарушено, а, нередко, и само их существование находится под угрозой. Для таких семей характерно оставление без попечения родителями своих детей, выталкивание детей на улицу или побуждение их к асоциальному образу жизни. В результате формируются группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых обостряется проблема социальной успешности.

Специфика объективного аспекта социальной успешности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в специально созданных государственных учреждениях, состоит в оценках успехов различных видов их деятельности со стороны постоянного и достаточно ограниченного круга взрослых работников учреждения и сверстников этой же группы социального риска; а субъективный аспект основан на ощущении ребенком положительных эмоций, которые необходимы для его дальнейшего развития, адекватной самооценки, вы-

сокой степени самоуважения, уверенности в себе, мотивированности к достижению успеха.

Социальная успешность — это устойчивое состояние личности, отражающее ее включенность в систему социальных связей и отношений как социально полноценного субъекта и содержащее объективную и субъективную составляющие. В школьном возрасте объективная составляющая успеха - это результат учебной и других видов деятельности, равный или превышающий уровень, который значимые для ребёнка взрослые и/или сверстники считают нормативным, должным, ожидаемым. Признание успеха значимыми для школьника взрослыми и/или сверстниками стимулирует проявление социальной активности, адаптиро-ванности в окружающей среде, стремление к расширению круга общения.

Социальная успешность связана со способностью ребенка осознать себя в социуме, стремлением к достижению поставленных целей, развитием умения добиваться результатов своим трудом. Социальная успешность - это личностная характеристика человека, позволяющая включаться в систему социальных связей, построение взаимоотношений, приобретение социального статуса. Состояние успешности - это уверенность в себе, своих силах, самоуважение, ценность своего «Я».

Субъективная составляющая успеха - это переживание школьником состояния удовлетворённости, радости от того, что достигнутый результат деятельности либо совпал с планируемым, ожидаемым (с уровнем притязаний), либо превзошел его. О настоящем успехе можно говорить, когда ожидания ребёнка совпадают или превосходят ожидания наиболее значимых для него окружающих. У ребенка формируется адекватная самооценка, самоуважение, уверенность в себе, мотивация к достижению успеха.

Для успешного развития ребенка его нужно сравнивать с самим собой, а не с другими, вести сравнение по отношению к различным уровням достижения деятельности ребенка. Успешность ребенка, преодолевающего себя, повышает его самооценку, ребенок не боится трудностей, ставит перед собой более трудные задачи. Ребенка важно мотивировать стать успешным, добиться веры в себя, в свои силы.

Для успешности ребенку важно быть понятым и принятым социумом, ему важно мнение окружающих. Подросткам необходимо стабильное положение в группе сверстников, ощущение любви, нужности. Подростку нужен референтный взрослый, им может стать учитель или воспитатель. Он поможет ребенку определить его способности, выявить опасения, страхи и цели. Ребенку необходимо помогать развивать и реализовывать творческие способности, осознавать и принимать социальные ценности, формировать готовность к работе в команде. Сотрудничество играет огромное значение в формировании социальной успешности.

Для формирования социальной успешности ребенка воспитателю следует учитывать принцип самоанализа, определение ребенком своих способностей,

желаний и возможностей, рефлексии компонентов социально успешной личности. Дети должны сами захотеть стать социально успешными. В этом и заключается воспитание ребенка. При создании условий, способствующих обеспечению потребностей личности и при учете специфики формирования социальной успешности, появляется возможность способствовать эффективному процессу формирования социальной успешности. Успех - это личностный рост и развитие, активная жизненная позиция, стремление к самореализации, гармоничное взаимодействие с окружающими, активность самого человека.

Проблема психолого-педагогической поддержки детей является одним из актуальных направлений научных исследований в педагогике и психологии. Однако, как справедливо отмечает Н.Ю. Абраменко, «анализ литературы, посвященной различным аспектам психолого-педагогической поддержки, показывает, что проблеме психолого-педагогической поддержки в социально-воспитательной работе общеобразовательного учреждения, адресованной детям, попадающим в группу риска, уделено недостаточно внимания» (Абраменко, 2012: 4). Диссертационное исследование Н.Ю. Абраменко посвящено психолого-педагогической поддержке в условиях социально воспитательной работы школы детей группы риска, содержание которой, с точки зрения автора «направлено на устранение или ослабление воздействия факторов риска, средством и условием которой является социально-воспитательная работа школы» (там же: 7).

Исследования Н.А. Исмаилова посвящены поддержке детей группы риска в образовательной среде образовательных организаций Казахстана. Вывод автора заключается в утверждении, что формирование комфортной для этой категории детей образовательной среды «позволяет им не только преодолеть проблемы в школе (снижение пропусков и правонарушений, позитивное отношение к учебе), но и предотвращать противоправные поступки, в чем и видится предназначение современной школы (Исмаилов, 2016: 49).

В современных центрах содействия семейному воспитанию, чей контингент, в основном, составляют дети группы риска, отсутствие высоких результатов в учебной деятельности - частое явление, поэтому более высокий успех может быть достигнут в области дополнительного образования. Одной из форм дополнительного образования детей из группы риска является социальный цирк. Социальный цирк в отечественной и зарубежной практике может иметь статус некоммерческой организации, объединяющей непрофессиональных цирковых артистов - взрослых и детей; реализовываться как социальный проект для социально-уязвимых категорий людей и детей группы риска; выступать в качестве основного направления дополнительного образования детей в государственных бюджетных учреждениях.

Потенциал социального цирка в решении социальных и педагогических проблем, рассматривается в исследованиях С.А. Ярошенко и А.Б. Шорн и др. Авторы показывают, что в зарубежных исследованиях приоритет отдаётся проблемах использования этих цирков как инструмента социальной и личной транс-

формации групп социального риска. Назначение социальных цирков в нашей стране учёные видят в их стремлении «повысить статус детей и подростков из групп социального риска, привлекая к ним внимание». В работах С.А. Ярошенко и А.Б. Шорн предметом изучения является опыт работы социального цирка как инициативного проекта, реализуемого в Санкт-Петербурге с 2000 г. (Ярошенко, Шорн, 2020: 504).

В Центре содействия семейному воспитанию «Школа циркового искусства имени Ю.В. Никулина» создано учреждение дополнительного образования «Социокультурный цирк». Автор настоящей статьи, работая в названном учреждении, проводит исследование проблемы формирования социальной успешности детей группы риска в социальном цирке, которая до настоящего времени не стала предметом самостоятельного исследования.

Тема социальной успешности рассматривается в работах А.С. Белкина, М.Р. Битяновой, Л.Я. Олифренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьевой (2002) (Белкин, 1991; Битянова, 2003; Олиференко, Шульга, Дементьева, 2002), однако, эти авторы не связывают её с решением социально-психологических проблем детей группы риска.

Мы считаем, что формирование социальной успешности детей группы риска в социальном цирке как учреждении дополнительного образования будет успешным, если:

- занятия предметами циркового искусства проводятся по специально разработанной образовательной программе, учитывающей особенности этой группы детей;

- содержание и организация занятий детей группы риска в социальном цирке будут нацелены на формирование знаний и умений общей физической и специальной подготовки к цирковым жанрам, обеспечат развитие способности проявить себя в наиболее подходящем цирковом жанре, сформируют навыки здорового образа жизни;

- будет обеспечено участие детей в цирковых представлениях с полноценным использованием потенциала их зрелищности и уникальности для активизации социальной активности участвующих в нём воспитанников, мотивации на достижение успеха, уверенности в себе, высокой степени самоуважения;

- будет осуществляется педагогический мониторинг эффективности формирования социальной успешности детей в социальном цирке на основе использования совокупности критериев, дающих представление об уровне сформиро-ванности объективных и субъективных составляющих социальной успешности детей группы риска.

В зарубежных исследованиях внимание концентрируется на проблемах использования этих цирков как инструмента социальной и личной трансформации групп социального риска; в отечественной науке социальный цирк организуется и изучается как образовательный проект, решающий социально-педагогические проблемы детей группы риска, включая проблему их социальной успешности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абраменко Н.Ю. (2012) Психолого-педагогическая поддержка детей группы риска в условиях социально-воспитательной работы школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Спб. 24 с. (13.00.01)

Белкин А.С. (1991) Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение. 59 с.

Битянова М.Р. (2003) Успеваемость и успешность // Психологическая газета. № 40. С. 4.

Исмаилов Н.А. (2016) Поддержка детей группы риска в образовательной среде: технология сопровождения // Современное образование. № 7. С. 42-49.

Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. (2002) Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия. 256 с.

Ярошенко С., Шорн А. (2020) Социальный цирк в постсоветской России: кейс-стади новой солидарности // Журнал исследований социальной политики. № 18 (3). С. 491-508.

Размолодина Светлана Николаевна - обучающаяся 3 курса образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель: Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]

Razmolodina Svetlana Nikolaevna is a student of the 3rd year of the bachelor's degree program in the direction of training 44.04.02 "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor: Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-74-59. Email: [email protected]

Для цитирования:

Размолодина С.Н. Научный аппарат исследования формирования социальной успешности детей группы риска средствами социального цирка. 2022. № 5. С. 55-59. DOI: https:// www.doi.Org/10.17805/trudy.2022.5.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.