DOI: 10.17805/trudy.2022.5.9 ПЕДАГОГИКА
НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО
ЦИРКА
С.Н. Размолодина Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье представлено обоснование научного аппарата исследования на тему: «Социальный цирк как учреждение дополнительного образования», играющего важную роль в формирования социальной успешности детей группы риска.
Ключевые слова: социальный цирк; дети группы риска; формирование социальной успешности
SCIENTIFIC APPARATUS FOR THE STUDY OF THE FORMATION OF THE SOCIAL SUCCESS OF CHILDREN AT RISK BY MEANS
OF A SOCIAL CIRCUS
S.N. Razmolodina Moscow University for the Humanities
Abstract: The article presents the justification of the scientific apparatus of the research on the topic: "Social circus as an institution of additional education", which plays an important role in the formation of social success of children at risk.
Keywords: social circus; children at risk; formation of social success
Дети группы риска - это социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, которая в силу определённых обстоятельств жизни более других категорий подвержена негативным факторам риска (социально-экономическим, психологическим, медико-биологическим и др.). Такие дети выходят из семей социального риска, функционирование которых по объективным или субъективным причинам затруднено или нарушено, а, нередко, и само их существование находится под угрозой. Для таких семей характерно оставление без попечения родителями своих детей, выталкивание детей на улицу или побуждение их к асоциальному образу жизни. В результате формируются группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых обостряется проблема социальной успешности.
Специфика объективного аспекта социальной успешности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в специально созданных государственных учреждениях, состоит в оценках успехов различных видов их деятельности со стороны постоянного и достаточно ограниченного круга взрослых работников учреждения и сверстников этой же группы социального риска; а субъективный аспект основан на ощущении ребенком положительных эмоций, которые необходимы для его дальнейшего развития, адекватной самооценки, вы-
сокой степени самоуважения, уверенности в себе, мотивированности к достижению успеха.
Социальная успешность — это устойчивое состояние личности, отражающее ее включенность в систему социальных связей и отношений как социально полноценного субъекта и содержащее объективную и субъективную составляющие. В школьном возрасте объективная составляющая успеха - это результат учебной и других видов деятельности, равный или превышающий уровень, который значимые для ребёнка взрослые и/или сверстники считают нормативным, должным, ожидаемым. Признание успеха значимыми для школьника взрослыми и/или сверстниками стимулирует проявление социальной активности, адаптиро-ванности в окружающей среде, стремление к расширению круга общения.
Социальная успешность связана со способностью ребенка осознать себя в социуме, стремлением к достижению поставленных целей, развитием умения добиваться результатов своим трудом. Социальная успешность - это личностная характеристика человека, позволяющая включаться в систему социальных связей, построение взаимоотношений, приобретение социального статуса. Состояние успешности - это уверенность в себе, своих силах, самоуважение, ценность своего «Я».
Субъективная составляющая успеха - это переживание школьником состояния удовлетворённости, радости от того, что достигнутый результат деятельности либо совпал с планируемым, ожидаемым (с уровнем притязаний), либо превзошел его. О настоящем успехе можно говорить, когда ожидания ребёнка совпадают или превосходят ожидания наиболее значимых для него окружающих. У ребенка формируется адекватная самооценка, самоуважение, уверенность в себе, мотивация к достижению успеха.
Для успешного развития ребенка его нужно сравнивать с самим собой, а не с другими, вести сравнение по отношению к различным уровням достижения деятельности ребенка. Успешность ребенка, преодолевающего себя, повышает его самооценку, ребенок не боится трудностей, ставит перед собой более трудные задачи. Ребенка важно мотивировать стать успешным, добиться веры в себя, в свои силы.
Для успешности ребенку важно быть понятым и принятым социумом, ему важно мнение окружающих. Подросткам необходимо стабильное положение в группе сверстников, ощущение любви, нужности. Подростку нужен референтный взрослый, им может стать учитель или воспитатель. Он поможет ребенку определить его способности, выявить опасения, страхи и цели. Ребенку необходимо помогать развивать и реализовывать творческие способности, осознавать и принимать социальные ценности, формировать готовность к работе в команде. Сотрудничество играет огромное значение в формировании социальной успешности.
Для формирования социальной успешности ребенка воспитателю следует учитывать принцип самоанализа, определение ребенком своих способностей,
желаний и возможностей, рефлексии компонентов социально успешной личности. Дети должны сами захотеть стать социально успешными. В этом и заключается воспитание ребенка. При создании условий, способствующих обеспечению потребностей личности и при учете специфики формирования социальной успешности, появляется возможность способствовать эффективному процессу формирования социальной успешности. Успех - это личностный рост и развитие, активная жизненная позиция, стремление к самореализации, гармоничное взаимодействие с окружающими, активность самого человека.
Проблема психолого-педагогической поддержки детей является одним из актуальных направлений научных исследований в педагогике и психологии. Однако, как справедливо отмечает Н.Ю. Абраменко, «анализ литературы, посвященной различным аспектам психолого-педагогической поддержки, показывает, что проблеме психолого-педагогической поддержки в социально-воспитательной работе общеобразовательного учреждения, адресованной детям, попадающим в группу риска, уделено недостаточно внимания» (Абраменко, 2012: 4). Диссертационное исследование Н.Ю. Абраменко посвящено психолого-педагогической поддержке в условиях социально воспитательной работы школы детей группы риска, содержание которой, с точки зрения автора «направлено на устранение или ослабление воздействия факторов риска, средством и условием которой является социально-воспитательная работа школы» (там же: 7).
Исследования Н.А. Исмаилова посвящены поддержке детей группы риска в образовательной среде образовательных организаций Казахстана. Вывод автора заключается в утверждении, что формирование комфортной для этой категории детей образовательной среды «позволяет им не только преодолеть проблемы в школе (снижение пропусков и правонарушений, позитивное отношение к учебе), но и предотвращать противоправные поступки, в чем и видится предназначение современной школы (Исмаилов, 2016: 49).
В современных центрах содействия семейному воспитанию, чей контингент, в основном, составляют дети группы риска, отсутствие высоких результатов в учебной деятельности - частое явление, поэтому более высокий успех может быть достигнут в области дополнительного образования. Одной из форм дополнительного образования детей из группы риска является социальный цирк. Социальный цирк в отечественной и зарубежной практике может иметь статус некоммерческой организации, объединяющей непрофессиональных цирковых артистов - взрослых и детей; реализовываться как социальный проект для социально-уязвимых категорий людей и детей группы риска; выступать в качестве основного направления дополнительного образования детей в государственных бюджетных учреждениях.
Потенциал социального цирка в решении социальных и педагогических проблем, рассматривается в исследованиях С.А. Ярошенко и А.Б. Шорн и др. Авторы показывают, что в зарубежных исследованиях приоритет отдаётся проблемах использования этих цирков как инструмента социальной и личной транс-
формации групп социального риска. Назначение социальных цирков в нашей стране учёные видят в их стремлении «повысить статус детей и подростков из групп социального риска, привлекая к ним внимание». В работах С.А. Ярошенко и А.Б. Шорн предметом изучения является опыт работы социального цирка как инициативного проекта, реализуемого в Санкт-Петербурге с 2000 г. (Ярошенко, Шорн, 2020: 504).
В Центре содействия семейному воспитанию «Школа циркового искусства имени Ю.В. Никулина» создано учреждение дополнительного образования «Социокультурный цирк». Автор настоящей статьи, работая в названном учреждении, проводит исследование проблемы формирования социальной успешности детей группы риска в социальном цирке, которая до настоящего времени не стала предметом самостоятельного исследования.
Тема социальной успешности рассматривается в работах А.С. Белкина, М.Р. Битяновой, Л.Я. Олифренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьевой (2002) (Белкин, 1991; Битянова, 2003; Олиференко, Шульга, Дементьева, 2002), однако, эти авторы не связывают её с решением социально-психологических проблем детей группы риска.
Мы считаем, что формирование социальной успешности детей группы риска в социальном цирке как учреждении дополнительного образования будет успешным, если:
- занятия предметами циркового искусства проводятся по специально разработанной образовательной программе, учитывающей особенности этой группы детей;
- содержание и организация занятий детей группы риска в социальном цирке будут нацелены на формирование знаний и умений общей физической и специальной подготовки к цирковым жанрам, обеспечат развитие способности проявить себя в наиболее подходящем цирковом жанре, сформируют навыки здорового образа жизни;
- будет обеспечено участие детей в цирковых представлениях с полноценным использованием потенциала их зрелищности и уникальности для активизации социальной активности участвующих в нём воспитанников, мотивации на достижение успеха, уверенности в себе, высокой степени самоуважения;
- будет осуществляется педагогический мониторинг эффективности формирования социальной успешности детей в социальном цирке на основе использования совокупности критериев, дающих представление об уровне сформиро-ванности объективных и субъективных составляющих социальной успешности детей группы риска.
В зарубежных исследованиях внимание концентрируется на проблемах использования этих цирков как инструмента социальной и личной трансформации групп социального риска; в отечественной науке социальный цирк организуется и изучается как образовательный проект, решающий социально-педагогические проблемы детей группы риска, включая проблему их социальной успешности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абраменко Н.Ю. (2012) Психолого-педагогическая поддержка детей группы риска в условиях социально-воспитательной работы школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Спб. 24 с. (13.00.01)
Белкин А.С. (1991) Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение. 59 с.
Битянова М.Р. (2003) Успеваемость и успешность // Психологическая газета. № 40. С. 4.
Исмаилов Н.А. (2016) Поддержка детей группы риска в образовательной среде: технология сопровождения // Современное образование. № 7. С. 42-49.
Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. (2002) Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия. 256 с.
Ярошенко С., Шорн А. (2020) Социальный цирк в постсоветской России: кейс-стади новой солидарности // Журнал исследований социальной политики. № 18 (3). С. 491-508.
Размолодина Светлана Николаевна - обучающаяся 3 курса образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель: Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]
Razmolodina Svetlana Nikolaevna is a student of the 3rd year of the bachelor's degree program in the direction of training 44.04.02 "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor: Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-74-59. Email: [email protected]
Для цитирования:
Размолодина С.Н. Научный аппарат исследования формирования социальной успешности детей группы риска средствами социального цирка. 2022. № 5. С. 55-59. DOI: https:// www.doi.Org/10.17805/trudy.2022.5.9