PEDAGOGICAL SCIENCES
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СРЕДСТВАМИ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА
Акопянц И.А.
ГБУ ЦССВ имени Ю.В. Никулина, директор, Заслуженный учитель РФ
SOCIOCULTURAL REHABILITATION OF CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE, BY MEANS OF CIRCUS ART
Akopyants I.A.
GBU CSV behalf of Yu. V. Nikulina, Director, Honored teacher of Russia
Аннотация
В статье представлен опыт педагогического коллектива Государственного бюджетного учреждения города Москвы Центра содействия семейному воспитанию «Школа циркового искусства имени Ю.В.Никулина» социокультурной реабилитации воспитанников средствами циркового искусства.
Abstract
The article presents the experience of the teaching staff of the state budgetary institution of Moscow center for the promotion of family education "school of circus art named after V. Nikulin" socio-cultural rehabilitation of pupils by means of circus art.
Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дополнительное образование, социокультурная реабилитация, творчество, цирковое искусство, социализация, фестиваль детского творчества.
Keywords: orphans, children left without parental care, additional education, socio-cultural rehabilitation, creativity, circus art, socialization, children's creativity festival
Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Школа циркового искусства имени Ю.В.Никулина» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина) является организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учреждение было открыто в 1995 году при содействии Народного артиста СССР, Героя социалистического труда Юрия Владимировича Никулина. В учреждении воспитываются дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 0 до 18 лет, в том числе дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Все воспитанники организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждаются в различных видах реабилитации (медицинской, педагогической и пр.), а особенно в социокультурной, в результате которой у воспитанников формируются социальные компетенции, благодаря которым повышается уровень их социализации и адаптации в обществе с учетом норм, традиций, культурных отношений.
В настоящее время процесс социокультурной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Педагоги, социологи, психологи, социальные психологи, социальные работники другие специалисты анализируют различные аспекты этого процесса,
исследуя механизмы, этапы, стадии, факторы социокультурной реабилитации.
В основе социокультурной реабилитации воспитанников Школы циркового искусства (в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ) лежит комплекс мероприятий, направленных на оздоровительную, досуговую, творческую и социально-активную деятельность.
Особенность ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина заключается в том, что все воспитанники получают допрофессиональную подготовку по различным жанрам циркового искусства и дисциплинам художественно-эстетического направления в рамках дополнительного образования. Воспитанники, находящиеся в учреждении, активно работают в театральной студии «Сюрприз», спортивных секциях, овладевают парикмахерским, швейным и кулинарным мастерством, занимаются цирковым искусством.
Освоение воспитанниками жанров современного циркового искусства (акробатика жонглирование, хореография, воздушная гимнастика, эквилибр на руках, эквилибр на моноциклах, иллюзия, антипод, гимнастика), театрального искусства осуществляется по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам, разработанным педагогических коллективом. Для каждого воспитанника составляется индивидуаль-
ное расписание занятий, учитывающее его индивидуальные особенности и уровень освоения предмета.
Цирковое искусство, на наш взгляд, представляет наиболее оптимальные возможности для формирования самых разных сторон личности воспитанника, улучшает его социальный имидж, способствует расширению социальных связей и формированию социальной успешности.
Во-первых, занятия предметами циркового искусства сочетают в себе физическую, психическую и эстетическую подготовку воспитанников.
Во-вторых, занятия предметами циркового искусства перестраивают сознание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: благодаря педагогам, которые постоянно находятся рядом, ребенок ощущает постоянную заботу о себе, внимание, которого он не получил в кровной семье.
В-третьих, цирк - это огромный мир, он помогает сделать профессиональный выбор, стать специалистом, востребованным современным обществом.
Если рассмотреть все жанры циркового искусства, то наряду с совершенствованием физической и эмоционально-волевой сферы, происходит развитие познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления, а также такого регулярного процесса, как внимание, его устойчивости и концен-трированности на объектах деятельности.
Второе качество, которое лежит в основе психического развития - это потребность и способность к преодолению психофизических недостатков и стандартов, стремление к совершенствованию самого себя. Именно эта способность к преодолению лежит в основе оптимизма, веры в свои силы, умения побороть все преграды в жизни, найти действенный выход из любой ситуации. Особенно хорошо эти качества формируются при овладении разными жанрами циркового искусства и при выполнении работ, направленных на обслуживание цирковых номеров - пошив одежды, изготовление реквизита, овладение световой и звуковой аппаратурой и т.п.
Систематические занятия предметами циркового искусства тренируют у воспитанника целеустремленность и саморегуляцию. Воспитание волевой саморегуляции, в отличие от регуляции извне, идет успешно, когда ребенок ясно, конкретно, зримо видит перед собой цель и приучается при этом разбивать путь к ней на этапы во всех видах деятельности, в том числе и учебной.
Наконец, все жанры циркового искусства развивают у ребенка индивидуальность, чувство собственной неповторимости и самоуважения, которые помогут выпускнику организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвердиться в современной жизни, стать социально успешным человеком.
Одной из эффективных форм социокультурной реабилитации детей-сирот в Школе циркового искусства стала организация и проведение фестивалей детского творчества. Фестиваль - оптимальное
решение для сочетания нескольких, основных видов искусств, в котором дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют возможность пробовать, и раскрывать свое творчество не только одновременно в нескольких направлениях искусства, но и на равных со своими сверстниками, воспитывающимися в обычных семьях.
Воспитанники активно участвуют в организации и проведении фестивалей и культурно-массовых мероприятий ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина. Они сопровождают гостей в течение мероприятия, помогают людям с ограниченными возможностями здоровья, проявляют свои таланты не только как исполнители, но и как ведущие, например, церемоний награждения. Все это благоприятным образом сказывается на формировании ключевых компетенций воспитанников, на приобретении опыта социального участия; на создание позитивных социальных связей.
С 2009 года ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина - активный участник фестивального движения в г. Москве. Коллектив учреждения является организатором нескольких фестивалей детского творчества: Открытого циркового фестиваля детского и юношеского творчества «Никулинская весна в Кузьминках» (ежегодно с 2009г.) и городского театрального фестиваля «Шаг навстречу» (ежегодно с 2014г.), Открытого фестиваля «Социоцирк» (с 2018г.).
За десять лет работы фестиваль «Никулинская весна в Кузьминках» стал региональным, в нем приняли участие более двух тысяч талантливых воспитанников детских самодеятельных цирковых коллективов различных регионов России, участники представили более трехсот цирковых номеров и композиций во всех жанрах циркового искусства.
С 2016 года в программу Фестиваля детского и юношеского творчества «Никулинская весна в Кузьминках» введена номинация «Социоцирк», в которой принимают участие творческие коллективы центров содействия семейному воспитанию, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, специализированных образовательных и социальных учреждений для детей с особенностями развития, ментальными нарушениями из Москвы и регионов Российской Федерации.
В процессе социокультурной реабилитации воспитанники ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина вовлекаются в добровольную социально полезную и социально активную деятельность, волонтерское движение.
С 2016 года Школа циркового искусства имени Ю.В.Никулина реализует социокультурный проект «Социоцирк».
Основная идея проекта «Социоцирк» ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина - социализация средствами циркового искусства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, людей старшего возраста, вовлечение обучающихся в новые социальные связи, расширение
кругозора, предоставление возможности заниматься творчеством, имеющим оздоравливающий эффект.
Основными целями реализации Проекта являются:
- семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-привитие семейных ценностей воспитанникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- реабилитация и социальная адаптация людей разного возраста и социального положения средствами циркового искусства;
- социокультурная реабилитация детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов, детей с ОВЗ;
- профилактика асоциального поведения и различного рода зависимостей в детской и подростковой среде средствами циркового искусства и художественно-эстетического направления деятельности;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 4 до 18 лет, детей из приемных семей, людей с ОВЗ, людей преклонного возраста в области художественно-эстетического развития через предоставление услуг по дополнительному образованию;
Участники проекта:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (3-18 лет),
- одаренные дети и молодежь;
- дети с ограниченными возможностями здоровья,
- люди старшего возраста.
В рамках работы по социальному проекту созданные в Школе циркового искусства команды волонтеров, состоящие из воспитанников и педагогов дополнительного образования, проводят в учреждениях социальной сферы выездные мастер-классы по цирковому искусству (жонглирование, иллюзия и др.).
Занятия по жонглированию построены с учетом возрастных особенностей получателей социальных услуг, состояния их здоровья. При работе с детьми используются в основном игровые формы обучения, при работе с людьми преклонного возраста акцент делается на подробное объяснение материала, на оздоравливающий эффект от занятий, подбирается соответствующее музыкальное сопровождение.
Цирк - это всегда очень ярко, интересно! Предлагаемые занятия очень доступны: дети и взрослые развивают физические навыки, раскры-
вают творческий потенциал с помощью нового, интересного занятия. Цирковая педагогика - это интересный, яркий, красочный метод, который способен увлечь ребенка и людей более старшего возраста.
Педагоги и воспитанники проводят мастер-классы по жонглированию для людей старшего возраста, для слепых и слабовидящих детей, для детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей с особенностями развития. Все участники проекта отмечают профессиональную работу воспитанников и педагогов, положительный эффект от занятий, создание атмосферы праздника на занятиях новым интересным делом.
Одним из значимых мероприятий проекта "Со-циоцирк" стало проведение Школой циркового искусства в октябре 2018 года 1 фестиваля "Социо-цирк". Формой проведения фестиваля был выбран массовый театрально-цирковой праздник с мастер-классами по жонглированию, хореографии, иллюзии, цирковыми викторинами, флешмобом и настоящим цирковым представлением с участием артистов российского цирка. В фестивале приняли участие более 200 человек: воспитанники организаций для детей-сирот, школьники, студенты, люди преклонного возраста, ветераны цирка.
Список литературы
1.Акопянц, И.А. Школа-интернат № 15 циркового профиля имени Ю.В. Никулина для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: социальная миссия//Современные психолого-педагогические подходы в работе с семьей и детьми в условиях социальных учреждений: сборник статей // Под. ред. А.К.Быкова, Т.А. Митиной. - М.: ИДПО ДСЗН, 2015. - Вып. 2(17) - С. 25—28.
2.Александрова, Е.А. Становление социальной успешности подростка в воспитательной деятельности школы /Е.А.Александрова, С.О. Кожакина.— М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 176 с. — (Библиотека журнала «Директор школы»).
3. Варламова, Е.Ю. Организационно-педагогические условия обеспечения социальной успешности школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Варламова.-Кострома: Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова, 2004. -24 с.
4. Дополнительное образование в условиях центра содействия семейному воспитанию как средство профилактики и преодоления социальной исключенности воспитанников: методические рекомендации/Под общей ред., Л.Е. Сикорской, Ако-пянца И.А., Салтановой И.А.- М.: ГАУ ИДПО ДТСЗН, 2016. - 91 с.