Н. Ю. Абраменко
(Биробиджан)
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОИ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ группы риска
В статье описана вариативная модель психолого-педагогической поддержки развития социальной компетентности детей группы риска в социально-воспитательной работе школы
Современный ребёнок живёт и социализируется в эпоху нескончаемых перемен. Он намного больше подвержен влиянию со стороны и склонен воспринимать намного ярче все явления социальной реальности, чем другие социальные группы, так как находится в стадии социализации с ещё не сложившимся отношением к миру. Со всей очевидностью встают вопросы педагогической помощи подрастающему поколению и особенно той его части, которая в силу объективных и субъективных причин может оказаться в группе риска. «Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать» [4, с. 40]. «Группа риска» понимается нами не как фиксированная социальная группа, а скорее как динамичная структура с подвижными временными и «пространственными» параметрами. Это специфическая ситуация, выступающая как совокупность профессионально определяемых социально-психологических критериев, обстоятельств, признаков, поведенческих особенностей, которые обусловливают ситуацию «человек (ребенок] в зоне риска». На современном этапе для школы актуальным является решение проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции негативных поведенческих особенностей таких детей.
Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике показал, что она не может быть разрешена в рамках традиционной знаниевой парадигмы. Все большую актуальность приобретает значимость социально-воспитательной работы школы, направленной на формирование со-
циально компетентной личности. В условиях социально-воспитательной работы, создающей особое коммуникативное пространство, такая сфера деятельности педагога, как пси-холого-педагогической поддержка, выступает эффективным механизмом позитивной социализации и реальным проводником новых гуманистических ценностей, воплощенных в пространстве личностного взаимодействия.
Одним из вариантов решения заявленной проблемы может выступать разработанная нами модель психолого-педагогической поддержки развития социальной компетентности детей группы риска в социально-воспитательной работе школы, ориентированная на тип развития социальной компетентности ребенка. Предлагаемая модель психолого-пе-дагогической поддержки отражает необходимость формирования целостной сети, подразумевающей конструктивное взаимодействие между участниками социально-воспитательного процесса. Это, как пишет Франк Феррарио, создает «синергию», повышает эффективность работы за счет обмена мнениями специалистов, слаженности социального вмешательства, общего контроля за совместной деятельностью. Развитие способности сотрудничать и поиск объективно общего преодолевает утилитарно-практический подход и создает специфическую диалоговую среду.
Модель психолого-педагогической поддержки направлена на решение следующих задач:
- формирование у подростков социальных компетенций;
- создание мотивации совместной деятельности, привитие умения подчиняться групповой дисциплине, отстаивать свои права;
- формирование навыков общения, соотнесения своих интересов с интересами других;
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (29] 2011
149
- содействие в стремлении к инициативности, самостоятельности, в готовности доводить дело до конца, брать на себя риск и не бояться ответственности;
- формирование умения правильно использовать свободное время;
- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
- включённость каждого подростка в деятельность.
Представленная нами модель носит вариативный характер и состоит из организационно-методического и практического блоков (рис.].
Первый блок определяет профессионально-корректную позицию педагога к фактору психолого-педагогической поддержки в социально-воспитательной работе, благодаря которой выстраиваются качественно новые взаимоотношения между всеми субъектами этого процесса, основанные на сотрудничестве. Профессионально-корректная позиция выражается в проявлении педагогом профессионального интереса к сущности своих воспитанников, их эмпатийном принятии, организации социально-воспитательной работы на основе сотрудничества и диалогизма, с активным подключением к данному процессу родителей и ближайшего окружения детей, учреждений дополнительного образования.
Основные направления психолого-педаго-гической поддержки - аналитико-диагности-ческое, которое подразумевает психолого-пе-дагогическое исследование подростков, диагностику сформированности социальной компетентности, подготовку психолого-педаго-гического заключения и рекомендаций; информационно-содержательное - организация «внутреннего диалога» подростка с информацией, побуждающего его осознавать информацию о своём социальном окружении, взаимодействие с социумом, отношения к познанию окружающей действительности; организационное направление включает различные технологии, где осуществляется совместная деятельность взрослых и подростков на основе целенаправленного взаимовлияния на эмоциональные и ценностные механизмы личностного развития, мотивационные механизмы деятельности.
Модель психолого-педагогической поддержки предполагает организацию социально-воспитательной работы с учётом проявлений социальной компетентности. Следовательно, деятельность педагога требует зна-
ния разных видов поддержки - информационной, поведенческой, эмоционально-личностной. Так, подросткам вариативного типа социальной компетентности достаточно оказания информационной поддержки. Подростки конформного типа нуждаются как в информационной поддержке, так и в эмоционально-личностной. Совсем другое дело - подростки маргинального типа социальной компетентности, они нуждаются во всех видах поддержки.
Социальное пространство, в котором сегодня находится подросток, характеризуется противоречивостью. Подростки приобщаются к социальному опыту, знаниям, получают информацию не только положительного характера, но и отрицательного. Информационная поддержка заключается в подаче правильной и надёжной информации. Она позволит педагогу быстро устанавливать целесообразное общение, контакты с подростками. Информационная поддержка обеспечивает подростков информацией о психических качествах человека, его способностях, осознании своих ролей в обществе; создаёт условия для комфортного психологического контакта всех участников. Поведенческая поддержка обращена на удовлетворенность подростка собой. Знание социальных норм обеспечит подростку возможность осознать себя как часть социального сообщества, готовность преодолевать проблемные обстоятельства, брать на себя ответственность за своё поведение. Оказанная им эмоционально-личностная поддержка поможет подросткам приобрести эмоциональную чувствительность к мнению других.
Важное место в модели занимает практический блок, реализуемый в виде социальных технологий. Предлагаемые технологии (творческие мастерские, тренинги, игры] - это прежде всего организация совместной деятельности педагогов и подростков, построенной на субъектной позиции и диалоге, предполагающем особый тип отношения к познаваемым явлениям.
Подросток способен к пробе своих сил и возможностей в самых разных сферах жизнедеятельности, на этой основе происходит построение собственного субъектного поведения в авторской позиции. Необходимо создавать возможность выражения разнообразных взглядов и использовать множество варьирующих способов описания и анализа на одно и то же явление; обмениваться опытом и
Рис. Модель психолого-педагогической поддержки детей группы риска.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (29) 2011 -------------------------------------------------- 151
точками зрения в обсуждении проблем, включаться в принятие решений; предвидеть социальные последствия своих поступков; стимулировать потребность в общении.
Успех реализации технологий заключается в изменении подростка, так как он находится в нестандартной ситуации, способствующей открытости его новому социальному опыту. Педагог постоянно внимателен к происходящим в подростке изменениям и при необходимости оказывает консультативную помощь, чётко разграничивая позицию поддержки и позицию обучения.
Реализация модели психолого-педагогиче-ской поддержки может быть только при взаимодействия урочной и внеурочной педагогической деятельности и имеет выход на совершенно определённый результат - овладение
подростками ключевыми компетенциями, содержание которых обеспечивает успешность социального и личностного самоопределения: способность к целеполаганию и принятию адекватных решений в соответствии с индивидуальными потребностями; стремление к самопознанию своих индивидуальных особенностей; готовность к социально - значимой деятельности, преодолению трудностей; умение налаживать социальные и деловые контакты и др.
Представленная модель может быть признанна полезной и ценной, если она осуществляется ненавязчиво и деликатно, своевременно и грамотно, адресно и дозированно, а главное, в полной мере выполняет своё обучающее, воспитывающее и развивающее предназначение, работает на перспективу.
Литература
1. Газман О. С. Педагогическая поддержка в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - Вып. 3. - М., 1995.
2. Казакова Е. И. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе // Международной конференции «Дети группы риска». - СПб., 1998. - 178 с.
3. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Процесс совместного преодоления, или педагогическая поддержка ребенка как предмет управления // Директор школы. - 1997. - №2. - С. 3-13.
4. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социальнопедагогическая поддержка детей группы риска : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 256 с.
5. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и жизни. - М., 1990. - 80 с.