Научная статья на тему 'Проблемы психолого-педагогического обеспечения игровой деятельности школьников: от теории к практике'

Проблемы психолого-педагогического обеспечения игровой деятельности школьников: от теории к практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы психолого-педагогического обеспечения игровой деятельности школьников: от теории к практике»

ководством Д.Б. Воронцовым («Формирование социальной компетентности подростков группы риска»), И.Н. Сиротиным («Формирование социальной компетентности курсантов военного вуза») и другими свидетельствуют о том, что педагогическая деятельность гто формированию социальной компетентности сельских школьников будет эффективной, если содержание воспитательных программ предусматривает прямое обучение (приобретение исходных социальных информационных сведений, освоение ириемов ан ал итико - с интетич ес кой деятельности), научение (формирование умений и навыков решения конкретных проблем), включение в социальную практику (наращивание знании о действительности, расширение пространства для принятия решений, повышение уровня ответственности); у курсантов военного вуза, если социальные знания будущими военными специалистами должны приобретаться как аддитивным путем, так и через их переструктуршацию и отказ от неадекватных представлений; в воспитательной деятельности курсантам предоставляется возможность применить социальные навыки к широко-му кругу социальных явлений с использованием ситуаций упреждения и социальных проб; оказывае х^я индивидуальная помощь курсантам в разрешении смысло-жизненных проблем, а командирам и преподавателям поддержка в их профессиональной деятельности; у подростков группы риска, если имеется специально органи-

зованная социально-педагогическая помощь с учетом характера негативно влияющих факторов, построенная на реализации вариативных воспитательных программ; созданы возможности для переживания ими ситуации социальной успешности в различных сферах жизнедеятельности; достигнута согласованность педагогического влияния на подростков данной катетрии всех участников воспитательного взаимодействия.

Следовательно, педагогическая деятельность по формированию социальной компетентности личности должна носить полиструктурный характер, сочетать элементы экстенсивной и продуктивной модели быть ориентирована на передачу культурного опыта, сохранение преемственности поколений, создание условий для освоения тех видов деятельности, в которых в будущем личности предстоит реализовать себя.

Вместе с тем, проведенное нами исследование указывает ряд проблем: недостаточность социальной практики, в рамках которой личностью обретается новый опыт жизнедеятельности; инициируется выбор самостоятельного ответственного действия; недостаточность, фрагментарность социальных знаний, неготовность к разумному компромиссу, диалогу, интолерантнос-ти.

Их решение связано с разработкой содержания и технологий педагогического обеспечения работы с учащейся молодежью.

Е. А. РЕПРИНЦЕВА

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ОТ ТЕОРИИ - К ПРАКТИКЕ

В условиях тотальной игроизации современного общества и нарастания негативных тенденций в детской игровой культуре (индивидуализация, эгоизация, гедонизация, «варваризация» и др.) обострились проблемы отбора и выстраивания содержания игры детей школьного возраста. Педагоги, в большинстве своем, утратившие опыт организации детской игры, не рассматривают ее как надежное педагогическое средство. Более того, современные учителя считают игру вредным занятием, отнимающим у детей массу

времени, «погружающим» их в мир виртуальных грез, виртуальных отношений, виртуальной ответственности. Нынешний школьник находится под гнетом соблазнов и предложений, навязываемых им заманчивыми шоу, связанными с «облегченными» или же примитивными правилами, соблюдение которых не требует интеллектуального напряжения, но гарантирует легкий выигрыш. Эти явления сдерживают ориентацию современного школьника на серьезные игры, развивающие его интеллект, индивидуальность, на-

правленные на социализацию личности растущего человека, развитие социокультурной идентичности ребенка, его социально ценного опыта, опыта общественного поведения, коммуникативной культуры.

В этой связи весьма актуальной становится проблема психолого-педагог ического обеспечения игровой деятельности современных школьников. В чем состоит его смысл, какова его сущность и условия эффективности? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к толкованию этою понятия. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова (1983 г.) тракхует понятие «обеспечить» как сделать возможным, действительным, реально выполнимым, Поскольку в рамках нашей проблемы мы исходили из потребностей педагогической практики в обеспечении возможностей для реального осуществления игровой деятельности детей, то необходимо вести речь о психологических, педагогических и материальных условиях.

Психологические условия предполагают создание комфортной среды для всех участников игры, благоприятной эмоциональной атмосферы, учет психофизиологических особенностей группы детей и каждого ребенка, уровня их личностного развития, проведение послеигровой рефлексии, направленной на изучение отношения детей к игре и между собой, к выполняемым игровым ролям, определение перспектив развития детской игры.

Педагогические условия предполагают создание равных возможностей для всех играющих детей; подбор игр, конструирование их содержания, ориентированного на развитие социально ценных качеств личности; создание воспитывающих игровых ситуаций, корректирующих отклонения в поведении личности, стимулирующих проявление отношений дружбы, товарищества, оказания помощи и поддержки; оптимальное руководство игровой деятельнос тью школьников со стороны педагогов-организаторов.

Материальные условия предполагают подбор, разработку или изготовление необходимого игрового оборудования, выбор места проведения игры, соответствующего возрасту и развитию детей, игровому сюжету.

Под психолого-педагогичеетш обеспечением игровой деятельности школьников мы понимаем стройную систему непосредственной и опосредованной помощи педагогов детям в подго-

товке и проведении игр с це^ъю ориентации играющих на саморазвитие, самопознание, самосовершенствование. Систематическое наблюдение за педагогами, организующими детские игры, позволяет утверждать, что психолого-пе-дагогическое обеспечение игровой деятельности школьников представляет собой отлаженную, постоянно функционирующую систему приемов и способов осуществления детской игры от момента зарождения игрового замысла и до анализа ее результатов.

В современной психолого-педагогической литературе представлен ряд работ, посвященных педагогическому обеспечению детской игры (А.В. Волохов, О.С. Газман, B.C. Захаров, В.Н, Кочергин, М.И. Рожков, И.И. Фришман и др.). Разработанные авторами «Взрослые игры детей» предполагают участие взрослых как помощников в создании сюжета и как непосредственных участников всего игрового действия. Однако чаще всего представленные разработки являют собой сценарий игры и не содержат анализа процедуры её психолого-педагогического обеспечения.

Представленные в них рекомендации носят общий характер и не регламентируют деятельность педагога по психолого-педагогическому обеспечению детской игры, попытаемся раскрыть содержание разнообразных видов помощи со стороны педагогов и взрослых в игровой деятельности детей на основе разработанного нами инновационного модуля психолого-педаго-гичесшго обеспечения детской игровой деятельности. Он представляет собой несколько взаимосвязанных векторов деятельности разных уровней образовательных систем.

Уровень такого обеспечения может включать в себя диапазон от уровня образовательной системы страны до уровня локальной образовательной системы класса. Если говорить о реальном психолого - педагогическом обеспечении игровой деятельности школьников, то в первую очередь следует иметь в виду реальное взаимодейс гвие педагога и детей, учителя и учащихся, воспитателя и воспитанников, в котором и осуществляется обеспечение, приобретая форму субъектной позиции, игровой роли, игровых правил, результатов игровой деятельности, послеигровой рефлексии и т.п. Таким образом, каким бы «высоким» ни был уровень, к которому обращено психолого-педагогическое обеспечение игровой де-

ятельности школьников, он не может быть рассмотрен вне реального взаимодействия педагога и детей.

Разработанный нами модуль психолого-педа-гогического обеспечения игровой деятельности школьников предполагает широкий диапазон уровней организации такой работы: школы, семьи, учреждения дополнительного образования, образования в регионе.

Нам представляется, что основными векторами реализации психолого-педагогического обеспечения игровой деятельности школьников являются: 1) организация игровой среды; 2) информационно просветительская работа с родителями и школьниками; 3) включение школьников в альтернативные виды игровой деятельности; 4) формирование социально-ценных качеств личности; 5) создание условий для проявления социальной ответственности, инициативы, творчества; 6) актуализация потенциальных возможностей каждого ребенка; 7) минимизация негативных последствий игровой зависимости.

Для тою чтобы представить логику процесса психолого-педагогического обеспечения детской игры, необходимо обратиться к анализу основных векторов его осуществления и того конкретного их наполнения, которое обеспечит искомый результат.

Организация игровой среды на уровне школы ориентирована на формирование у школьников социально ценных качеств, норм бытия, ценно стно-смысловых установок. Это достигается за счет наполнения образовательной среды школы такими игровыми формами, которые стимулируют включение школьников в общественнополезную деятельность, труд; оказывают корректирующее влияние на ценностные ориентации детей; регулируют эмоциональный фон жизнедеятельности детского коллектива.

Система коллективной игровой деятельности с социально-ценной ориентацией влияет на отношение к ней педагогов и служит стимулирующим моментом к включению ими игровых форм и методов в учебно-воспитательный процесс. Помощь педагогам в использовании игровых образовательных и воспитательных технологий оказывает работа методических советов и семинаров. Качественно новый уровень специально сконструированных ихровых программ (по сравнению с традиционными), позволяет дос-

тичь высоких педагогических результатов и обеспечивает благоприятную атмосферу сотрудничества педагогов и учащихся.

Организация игровой среды семьи начинается с сохранения или возрождения семейных праздников, традиционно имевших место в дни рождения, памятные семейные даты и т.д. Большое значение имеет совместная работа по подготовке семейного праздника, особенно если он проводится в многопоколенной семье. Именно во взаимодействии взрослых и детей осуществляется осознание ребенком своей принадлежности к общему делу, понимание меры собственного участия в сохранении семейных традиций, приобщение к социокультурному опыту семьи.

Содержание семейного досуга обогащается спортивными, развивающими, интеллектуальными играми. Совместный отдых детей и взрослых минимизирует отчуждение ребенка, переориентирует его интересы с игр сомнительного содержания и качества на игры, дающие толчок развитию ума, фаитазии, воображения, стимулирующие физический рост ребенка.

В учреждениях дополнительного образования детей складывается благоприятная атмосфера для наполнения ее разнообразным игровым содержанием. В условиях нарастающего кризиса детской игры учреждения дополнительного образования и их разновозрастные детские объединения становятся одним из очагов, где возрождается традиционная детская игра. Именно разновозрастные детские коллективы придают детской игре неповторимый колорит, привлекательность, «аромат» детской радости и романтики.

В разновозрастных детских объединениях по интересам ребенок получает возможность для реализации своей индивидуальности, признания своей неповторимости в коллективе, одобрения педагогом выбранных ребенком способов реализации игровой роли. Сама по себе система до-полнительного образования детей более гибкая и динамичная. И чем чаще педагоги обращаются в своей работе к разнообразным игровым формам, тем продуктивнее результаты их труда, тем с большим желанием здесь собираются дети.

На уровне региональной образовательной системы психолого-педагогическое обеспечение игровой среды сводится к следующему: организация досуга школьной и студенческой молодежи; привлечение широких слоев школьной и студенческой молодежи в специальные клубные

объединения для разработки досуговых игровых программ; разработка и реализация региональной программы с троительства споргивных и игровых площадок для детей во дворах, на территории школ и учреждений дополнительного образования детей.

Информационно-просвет ительская работа - наиболее распространенная форма психологопедагогического обеспечения шровой деятельности школьников, но ее значимость в условиях кризиса детской игровой культуры и нарастающих в ней явлений социального отчуждения, «виртуализации» сознания, эгоизации, индивидуализации, гедонизании игрового процесса и «варваризации» содержания детской игры еще более возрастает. Этот вектор осуществляется посредством лекций, бесед, распространения психолою-педагогической литературы, видео- и теле- материалов. Суть работы сводится к попытке воздействия на когнитивные процессы детей и педагогов, воспитателей и родителей, руководителей образования различного уровня с целью повышения их способности к принятию конструктивных решений и мер, сдерживающих негативные тенденции в детской игре.

Информационно-просветительская работа в условиях образовательной среды школы осуществляется по двум основным направлениям: информационно-методическое просвещение педагогов; информационное просвещение учащихся.

Для информационно-методического просвещения педагогов достаточно использовать материалы научно-методических и педагогических периодических изданий с целью пропаганды знаний, как о педагогическом потенциале игры, так и возможных негативных се влияниях на психику ребенка. Регулярные обзоры методической литературы, информация о новинках в области игротехники и игровых образовательных технологий помогают педагогам и воспитателям осуществить выбор игровых форм и методов образования, обеспечивают их оптимальное сочетание с другими методами обучения. Знания о негативных тенденциях в детской игровой культуре помогают педагогам предупредить и минимизировать их проявления в условиях школы.

В информационном просвещении учащихся необходимо использовать проверенные и подтвержденные данные о пользе и вреде отдельных видов игр и тех последствиях, к которым может привести игровая зависимость детей.

Однако используемая информация не должна иметь запугивающий характер. Информационное просвещение учащихся нацелено на достижение положительного результата. Но в реальной жизненной практике чаще всего обнаруживается диаметрально противоположный эффект, когда вместо игнорирования «вредных» с педагогической точки зрения игр школьники начинают проявлять к ним еще больший интерес, который и приводит к игровой зависимости.

Содержание бесед в семье целесообразно направлять на обсуждение последствий формирующейся «игромании» и способов ее сдерживания, минимизации, выработку качеств личности, способных противостоять пагубному явлению. Усиление качества и успешности инфор-мационно-просветительской работы с педагогами и школьниками достигается сокращением запугивающей информации, ее дифференциацией с учетом опыта педагогов, их профессионального мастерства, пола и возраста детей. Информационно просветительская работа с родителями осуществляется на родительских собраниях, индивидуальных беседах и консультациях, семинарах с целью расширения их представлений о педагогических возможностях игры в образовании детей, организации их досуга, а также о возможных негативных последствиях влияния игры на детскую психику, приводящих к игровой зависимости.

В учреждениях дополнительного образования детей особенность информационного просвещения состоит в том, что дети сами инициируют и организуют эту работу в виде социаль-но-ориентационных шр, создающих оптимальное игровое пространство для субъект-субьект-нъгх отношений детей и взрослых.

Па уровне образовательной системы региона организуется систематическая работа по: информации руководителей образовательных учреждений о тенденциях в детской игровой культуре, условиях реализации программного обеспечения содержательно-организационной стороны игровой деятельности школьников; подготовке специалистов-организаторов детской игры; расширению сфер включения игры, пропаганде целесообразности ее включения в благотворительные акции, социальные программы; внедрению массовых игровых форм в организацию досуга и летнего отдыха детей.

Вектор включения школьников в игровую де-

ятельность социально-ценной направленности ориентирован на достижение «заместительного» эффекта увлеченности школьников низкопробными играми сомнительного содержания. Игровая деятельность социально-пенной направленности при профессиональной ее инструментовке вытесняет или же минимизирует пристрастия школьников к суррогатам игровой индустрии, азартным играм, тем, что связаны с риском для жизни и проявлением отрицательных эмоций.

В условиях образовательной среды школы осуществляется расширение сфер применения школьного самоуправления, создание альтернативных традиционным органов самоуправления («Школьного парламента», «Академии юных», «Союза знатоков» и пр.). Игра как самоорганизующаяся система, предоставляет возможности в разработке системы игровых программ социально-ценной направленности: благотворительных акций в дошкольных учреждениях, в семьях ветеранов, инвалидов войны и труда, домах ребенка и школах-интернатах. Концерты, утренники, игровые праздники, инсценировки сказок, осуществляемые под девизом «Нести людям добро», выполняю! функцию замещения и переключают внимание школьников на игры с социально- цен ным содержанием.

В условиях семьи достижение заместительного эффекта осуществляется за счет переориентации ребенка со своих узко-эгоистических игровых интересов на помощь родителям, младшим братьям и сестрам в организации досуга. Весьма эффективно в этом плане объединение усилий нескольких семей, где обнаруживается детская игровая зависимость, с целью ее минимизации посредством организации различных соревнований, состязаний, забав, заочных путешествий, возрождения забытых игр и пр. В целях профилактики такую работу необходимо начинать как можно раньше, так как к подростковому возрасту шровые притязания уже сформированы и в большинстве случаев имеют устойчивый характер. В этой ситуации личность ребенка становится уязвимой в отношении негативного влияния игровой зависимости.

В условиях учреждений дополнительного образования детей игровые формы социальноценной направленности представлены фестивалями, игровыми праздниками, ярмарками, выставками-аукционами игрушек. Основной акцент в таких акциях делается на приобщение детей к

социально-значимой деятельности, связанной с сохранением традиций своего народа и трансляцией достижений этнической культуры последующим поколениям.

Задача образовательной системы региона состоит в обобщении и пропаганде опыт а работы коллективов, достигших в этой работе положительной динамики; «реанимировании» забытых традиций в организации массовых игровых и театрализованных детских праздников в юродах, поселках и селах региона; организации широкомасштабной информационно-просветительской работы на уровне руководителей образовательных учреждений.

Вектор формирования социально-ценных качеств личности средствами игры реализуется за счет дифференцированно-групповых и инди-видуально-групповых игровых форм, которые представлены игровыми тренингами, воспитывающими игровыми ситуациями, играми-унраж-нениями в усвоении социально-ценных норм и способов бытия.

В условиях школы такую работу осуществляет педагог-психолог, предварительно выявив группы детей, нуждающиеся в социально-пси-хологической помощи. Работа ведется в ходе игровых тренингов, направленных на формирование устойчивости к негативному социальному поведению, за счет изменеггия установки негативного характера (на агрессивное поведение, нарушение дисциплины и правопорядка), на социально-ценные установки — развитие способности противостоять пагубному влиянию сверстников, определять перспективы самовоспитания, самообразования и т.п.

Использование игровых приемов в работе школьного педагога-психолога вместе с тем имеет корректирующее влияние на эмоциональную сферу личности, развитие и укрепление волевых качеств школьников, формирование навыков самооценки и совершенствования ценностных ориентаций. Игровые тренинги стимулируют формирование социально-ценных качеств личности школьника, расширяют диапазон положительных жизненных навыков, умений строить отношения и общаться, устанавливать и поддерживать дружеские контакты, выступать инициатором сглаживания и разрешения конфликтов.

На уровне семьи наиболее эффективным является обращение к играм-упражнениям, так как они не требуют специальной подготовки роди-

телей и не занимают много времени. Игры-упражнения нацелены на формирование и развитие навыков самообслуживания, приучают к соблюдению режима дня, самоорганизации. В семейном воспитании эффективно обращение и к игровым воспитывающим ситуациям, которые напоминают «обходной маневр» и очень результативны в том случае, когда прямое требование родителей остается без внимания ребенка. Реальная жизненная ситуация, чаще всего конфликтная, заменяется игровой, которая имеет положительный воспитательный результат. Понятно, что в этом случае родители идут на скрытый обман, но ситуация выглядит как интересная игра, в которой проигравших нет.

Благотворное влияние шровой среды учреждения дополнительного образования детей на формирование их социально-ценных качеств объясняется доминированием разновозраст ных творческих коллективов, где создаются условия для оказания помощи младшим, проявления уважения к старшим, установления между ними дружеских отношений. В этих условиях главное не упустить из виду тот момент, когда в благополучную среду творческого коллектива может проникнуть негативный социальный опыт, проявления которого скажется на устойчивости коллективных интересов, отношениях взаимопомощи и поддержки. В случае, если этот момент упущен и негативизм в отношениях между детьми набирает силу, необходимо обратиться к игровым формам, предполагающим проявление заботы, ответственности, долга, соучастия. Сильный и устойчивый к негативным воздействиям коллектив сможет противостоять отчуждению в отношениях, станет еще сплоченнее, защитив себя крепостью дружеских отношений, стойкостью, выдержкой и силой воли.

На уровне образовательной среды региона необходима разработка концепции воспитания школьной и студенческой молодежи, которая представляет собой модель и результат эффективного влияния всех субъектов воспитания, где игра выступает одним из важных и эффективных воспитательных средств.

Осуществление вектора создания условий для проявления школьниками социальной ответственности, инициативы и творчества в рамках школы ориентирована на организацию игровых ситуаций и форм, направленных на инте-риоризацию социальных ценностей, норм и пра-

вил. В игре обеспечивается возможность целенаправленного психолого-педагогического влияния на формирование в школьном коллективе самокритичной и адекватной оценки степени личной ответственности за исход общего дела. В школьных коллективных играх стимулируется самодеятельное участие детей на всех этапах их организации и осуществления. Инициатива детей выражается в добровольной деятельности на благо класса и школы. Формы проявления инициативы в игровых ситуациях - личный пример, почин, интеграция идей.

В условиях семьи пробуждение инициативы ребенка эффективно в сочетании с формированием долга и ответственности за организуемое дело. Здесь же осуществляется включение механизмов, стимулирующих проявление и творческого воображения ребенка и мотивации включения в совместный созидающий труд творческого характера. Игровые ситуации в семье направлены на развитие и повышение качества ответственности ребенка за порученное дело, выполнение семейных обязанностей. Творческая атмосфера игры пробуждает в ребенке мотивы, способности, знания и умения, благодаря которым создается «продукт», отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Важную роль в этом процессе играют воображение, интуиция, потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

В учреждениях дополнительного образования детей деятельность общественных творческих объединений основана на принципе самоуправления, что активизирует социальную ответственность, активность и инициативу школьников. Возможное чередование общественных поручений создаст условия для творческой самореализации личности ребенка.

На уровне образовательной системы региона проведение семинаров, конференций, консультаций, организация лектория по пропаганде педагогических возможностей детской игры, включение в работу комитетов образования, департамента молодежной политики, департамента физкультуры и спорта обеспечит расширение сфер применения игры в жизнедеятельности школьной и студенческой молодежи.

Актуализация потенциальных возможностей каждого ребенка средствами игры достигается посредством включения детей в разнооб-

разные шровые акции, программы, проекты, что создает предпосылки для активизации внутренних сил школьников, а разнообразные сферы их применения развивают скрытые потенции личности. Спортивные игры и соревнования в школе, эстафеты, конкурсы знатоков истории и географии, литературы и родного языка, физики и математики, условия свободного доступа к участию в них учащейся молодежи — являются мотивом, побуждающим личность к самореализации и самоактуализации. Школьный психолог, постоянно участвующий в играх детей и обладающий достаточным арсеналом разнообразных стимулирующих приемов, позволяющих раскрыться личности и подняться до потолка своих возможностей, выполняет в этом процессе одну из главных и решающих функций.

В условиях семьи актуализации потенциальных возможностей ребенка содействуют традиции, обычаи, домашние концерты детей и родителей, спектакли, инсценирование сказок, чтение по ролям и пр. Совместные путешествия, наблюдения за природными явлениями, разнообразные виды коллекционирование, занятия прикладным творчеством — все это выступает стимулирующим моментом в приобщении ребенка к социокультурному наследию семьи и пробуждает его внутренние резервы.

Учреждения дополнительного образования детей эффективно осуществляют процесс развития чувства самодостаточности, однако оно возможно лишь при условии актуализации внутренних ресурсов ребенка. В этом плане важно суметь доказать школьнику, что он в состоянии самостоятельно справиться с порученным делом, организовать деятельность группы детей с целью достижения искомого результата, проявить смекалку и находчивость. Необычность игровой ситуации выступает решающим стимулом в проявлении способности ребенка, который становится более уверенным, смелым и решительным.

На уровне образовательной среды региона эффективные результаты достигаются за счет организации разнообразных игровых конкурсов и программ, направленных на актуализацию внутренних творческих возможностей детей; активизации деятельности творческих коллективов по привлечению школьников в разнообразные виды прикладной и фольклорной деятельностей, сопровождающихся игровыми элементами; создания общественного совета, координирующе-

го взаимодействие школы, семьи, учреждений дополнительного образования и учреждений культуры по организации игровой деятельности школьников.

Вектор минимизации негативных последствий игровой зависимости детей в нсихолого-педагогическом обеспечении их игровой деятельности обусловлен нарастающими негативными тенденциями в детской игровой культуре, под влиянием которых формируется устойчивая игровая зависимость детей. Этот вектор психо-лого-педагогического обеспечения игровой деятельности школьников актуален в том случае, когда «игровая зависимость» ребенка уже сформирована и выявлена. Он предполагает работу педагогов по профилактике рецидивов или их негативных последствий.

В условиях школы важную роль в оказании помощи школьникам выполняют педагог-психолог и классный руководитель. Создание индивиду альн о-дифференпированых групп детей с игровой зависимостью, в которых осуществляется систематическая работа по преодолению такого психологического недуга и формированию интереса к целесообразным в педагогическом смысле видам игровой деятельности является первым шагам в этой работе. Эффективные результаты достигаются в искусственно создаваемых ситуациях, провоцирующих рецидивы и обнаруживающих явные или скрытые резервы личности в способности противостоять соблазнам «игромании».

Семья оказывает действенную помощь при объединении усилий со школой в строгом соблюдении рекомендации педагога-психолога, контроле за содержанием досуг а ребенка, ограничении контактов с детьми, страдающими игровой зависимость. Здесь весьма важно не упустить момент, когда появляются первые признаки начинающегося «выздоровления», с тем, чтобы восполнить вакуум ценностно-смысловым жизненным содержанием, педагогически организованными играми социально-ценной направленности.

Педагоги системы учреждений дополнительного образования детей располагают широкими возможностями и для профилактики и для минимизации последствий игровой зависимости детей. В реализации этого вектора психоло-го-педагогического обеспечения игровой деятельности школьников эффективные результаты

Технологии субъектной самореализации как основа самоопределения студентов

достигаются посредством гармонического сочетания разнообразных видов детских игр и игровых ситуаций. Чуткое руководство игровой деятельностью школьников, возможность влияния через игру на л ичность ребенка, его эмоциональную, когнитивную и деятельную сферы с целью актуализации личностных качеств, помогает эффективно реализовать выдвинутую нами модель на всех уровнях психолого-педагогического обеспечения игровой деятельности школьников.

На уровне образовательной системы региона осуществляется решение следующих проблем: введение жесткого контроля за качественным содержанием «продуктов» шровой индустрии, предлагаемым рынком электронной промышленности; наложение запретов (ограничений) на «эксплуатацию» электронной и компьютерной игры сомнительного или заведомо опасною для детской психики содержания; организация работы по пропаганде развивающих компьютерных программ в среде педагогов, родителей, школьников и студенческой молодежи; активизация деятельности всех уровней образовательной системы региона по разработке комплексной программы организации игровой деятельности молодежи.

Модуль психолого-педагогического обеспе-

чения игровой деятельности школьников в рамках заявленных направлений осуществляется в соответствии с предложенным алгоритмам, который включает: диагностику отношения школьников к игре, мотивов их включения в игру, игровых притязаний школьников; формирование у школьников навыков коллективного взаимодействия в игре; развитие у детей навыков самостоятельной разработки игры (определение сюжета, структуры, оборудования, правил и условий, ролевых функций, атрибутов игры); совершенствование у школьников опыта самостоятельной организации игры (распределение ролей, старт игры, осуществление шровой замысла, руководство игрой, подведение итогов, ее анализ).

Таким образом, четко выверенная стратегия и тактика психолого-педагогического обеспечения игровой деятельности школьников позволит преодолеть тенденцию трансформации игры из педагогически ценного в антипедагогическое средство, усилить ее позигивное влияние на процессы социализации личности, развитие индивидуальности ребенка, формирование детских коллективов и детских общественных объединений.

Е.И. ТИХОМИРОВА ТЕХНОЛОГИИ СУБЪЕКТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ КАК ОСНОВА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Современные образовательные учреждения интенсивно разрабатывают и внедряют технологии субъектной самореализации, определяя их как основу самоопределения студентов, в связи с тем, что одним из важнейших требований к субъекту образовательного процесса является умение самостоятельно выстраивать траекторию своего личностного развития в образовательном пространстве (А.П. Тряницына). Освоение технологий субъектной самореализации (ТСС) позволяет студентам в процессе обучения: разработать и реализовать стратегию личностного, профессионального развития; приобрести опыт социального взаимодействия; совершенствовать процесс познания. Сегодняшний студент должен быть ориентирован не только на пассивное уча-

стие в образовательном процессе, но и на активную субъектную самореализацию, одним из проявлений которой является самоопределение [12].

Технологии субъектной самореализации студентов в образовательном учреждении позволяют организовать поиск направлений субъектной самореализации на основе социального взаимодействия в процессе самоопределения. Проявляется самоопределение студентов в образовательном учреждении как: формирование личностной установки на процесс жизнедеятельности; поиск объектов самореализации; результат самоактуализации в процессе социального взаимодействия.

На базе Лаборатории Субъектной Самореализации Самарского государственного педагоги-

© Н.И. Тихомирова, 2008

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.