ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.07
Т. В. Борисова
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Автор исследует проблему социального информационного пространства младшего школьника, причины проблем информационной культуры и роль школьных информационных кружков, оказывающих влияние на развитие ребенка.
Ключевые слова: информационное пространство, информационная среда, информационная культура,
воспитательное значение культурного поля кружков и
Важным условием успешности взрослого человека является сформированная в школьном возрасте способность общаться, работать с информацией, давать грамотные развернутые ответы на вопросы, осуществлять поисковый вид работы с информацией и многое другое.
Информационная среда общества - совокупность информационных ресурсов, информационно-коммуникационной инфраструктуры, средств информатизации, информационных продуктов и услуг информатизации, политических, социальноэкономических и культурных условий реализации процессов информатизации, позволяющая обеспечить существенное повышение качества жизни населения, социально-политическую стабильность государства и переход российского общества к устойчивому развитию [1].
В научной литературе отражаются различные аспекты исследования информационного пространства и организации информационной среды в образовательном процессе. Так, Т. А. Година отмечает: «Информационное образовательное пространство характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации и инфраструктурой [2, с. 26]. А. И. Ненашев определяет информационное пространство с точки зрения коммуникационного подхода, которое, по его мнению, представляет собой совокупность коммуникационных технологий, обеспечивающих взаимодействие между производителем, передатчиком и потребителем информации [3, с. 32]. По мнению И. Л. Семенова, информационное пространство - это поле социальных отношений, создаваемое взаимодействующими по поводу информации субъектами, но вместе с тем имеющее свое особое (системное) качество, отсутствующее в самих субъектах». [4]. В. А. Копы-
досуговых организаций информационного профиля.
лов определяет информационное пространство как организованную и взаимосвязанную совокупность информационной инфраструктуры, ее информационного наполнения, субъектов, производящих, преобразующих и использующих информацию, объектов, служащих средствами отработки информации, а также весь остальной мир в той мере, в какой он имеет отношение к информации [5, с. 2-5].
Профессор Е. П. Прохоров обозначает практически значимые выводы к изучению информационного пространства:
1. В информационном пространстве должны быть налажены устойчивые отношения между компонентами информационных ресурсов и потребителями информации, характеризующиеся равными возможностями доступа к последней.
2. Отношения регламентируются определенными принципами и правилами, их основа и суть -упорядоченное получение и обмен информационными ресурсами.
3. Смысл создания и функционирования информационного пространства - реализация конституционного права граждан на информацию, которое обеспечивает развитие демократического массового сознания.
4. Необходимо правовое регулирование информационного обмена в информационном пространстве, исключающее ущемление прав граждан и возникновение угроз личности, обществу, государству [6, с. 20].
Таким образом, информационное пространство может рассматриваться в нескольких направлениях: как социальный ресурс, как поле информационных связей и отношений, как информационный комплекс, в системе которого выделяется журналистика и средства массовой информации и которое формируется при помощи средств массовой
информации и форм образовательной деятельности. Информационные процессы в культуре и образовании имеют теоретическое и практическое значение, так как любая человеческая деятельность связана с информацией, а информационные процессы в обществе, воспитании, образовании связаны с развитием концепции образовательной среды как информационного пространства.
В связи с этим информационное пространство общеобразовательного учреждения может быть рассмотрено как информационное пространство или информационная среда, в которой происходит контакт с детьми, воздействие на них, ориентирование по вопросам общественной жизни, развлекающие, информирующие, формирующие их сознание. Кроме того, все это современные функции объединений детского журналистско-информаци-онного профиля, которые характеризуют совокупность их обязанностей и выполняемых ими задач.
С. Г. Корконосенко, опираясь на социально-ролевую характеристику, предлагает субъектный подход к системе функций журналистики, ее идеологической, культурно-образовательной, рекреативной, непосредственно-организаторской, рекламно-справочной и коммуникативной направленности [7, с. 36]. Функции, представленные в трудах Е. П. Прохорова, позволили выявить, что журналистика, применительно к функциям школьных информационных организаций, для своей аудитории выполняет широкий круг обязанностей: по развитию культуры, образованности, обеспечению рекламно-справочной информацией, удовлетворению спроса на рекреацию и коммуникацию, формированию различных идеологий. Задача педаго-гов-организаторов и социальных педагогов в организации детского информационного пространства состоит в выполнении этих функций.
В контексте формирования коммуникативной культуры у младших школьников важно отметить роль различных объединений, наделенных информационной функцией. Это школьные пресс-службы, информационные центры, детские редакции. Являясь основными информационными носителями, школьные средства массовой информации и средства массовой коммуникации формируют у школьников представления о многих явлениях, понятиях, стереотипах поведения, являются мощным инструментом информационно-психологического воздействия. Объединения, наделенные информационной функцией, могут быть в какой-то степени информационно-коммуникационной предметной средой. В терминах информатизации данная среда определяется как: «... совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым (и), преподавателем и средства-
ми информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), формированию познавательной активности обучаемого при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием; а также обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ; информационное взаимодействие между пользователями посредством интерактивных ИКТ, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью; интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (или областей)» [4].
Анализ школьных малотиражных газет и стенгазет в Петровском районе Ставропольского края показал, что, являясь средством массовой информации, школьная газета в любом ее проявлении -это и стенгазеты, и странички в Интернет - не только некая доска объявлений или поздравительные листы с победами учеников и стенгазета, посвященная праздникам государственного и школьного масштаба, но еще и периодическое издание, содержание которого - школьная жизнь в самом широком смысле. Работа в газете для учеников -это стимул для саморазвития и самоорганизации, формирования навыков общения.
Одним из начальных этапов развития у человека потребности в общении называется период начальной школы, где важным обстоятельством является потребность в деятельности. Именно в деятельности, вступая в общение с другими людьми, предметами, явлениями окружающего мира, школьник накапливает знания о мире, развивает и совершенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, которые помогают ему оценивать все окружающее и вступать с ним в определенные взаимоотношения. В процессе общения возникает обращение отдельных индивидов к коллективному осуществлению той или иной деятельности, к другим членам коллектива за помощью, к явному сотрудничеству, к контролю индивидуальных действий, их оценке.
Оптимальной формой организации социальной и образовательной среды, способствующей установлению дружеских взаимоотношений, развитию навыков общения, умению разрешать конфликты, отстаивать свое мнение, является внеучебная, досуговая, кружковая деятельность. Участие в разнообразной деятельности и мероприятиях объединяет в себе удовлетворение школьником потребности в знаниях, эстетическом наслаждении, творчестве, отдыхе с удовлетворением потребности в общении.
Такая потребность есть у каждого школьника. Но применительно к внеучебной деятельности речь идет о воспитании потребности детей в культурном общении, о ее переводе с относительно низкого уровня на более высокий. Интерес к детскому общению обусловлен состоянием информационного пространства, а также запросами социальной практики.
В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности, однако нет однозначности трактовки характера связи этих явлений. Вопрос соотношения общения и деятельности спорный. В исследованиях, раскрывающих общение как коммуникативную деятельность, отмечается, что оно не только обеспечивает обмен информацией, но и создает предпосылки для межличностного взаимодействия в социальной ситуации развития (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др.). По мере включения в культурный контекст происходит развитие коммуникативных способностей человека, которые дают ему возможность пользоваться культурными средствами общения.
Социально-психологические исследования последних лет (Г. М. Андреева, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, А. Петровская, Е. И. Рогов, Е. В. Ру-денский) посвящены изучению такого понятия, как «компетентность в общении» или «коммуникативная компетентность», отражающего коммуникативные характеристики личности как субъекта общения [8, 9]. В качестве содержания компонентов данного термина называют навыки для восприятия, понимания и оценивания других людей: вхождение в контакт, ориентация в проблеме партнера, выравнивание эмоционального напряжения собеседника, согласование интересов, ведение дискуссии, личностные предпосылки коммуникативного потенциала. Такое представление о коммуникативной компетенции личности позволяет говорить о ней как о составляющей более емкого понятия: коммуникативная культура.
Коммуникативная культура - это комплекс сформированных знаний, норм, ценностей, навыков, мотивов, образцов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно, непринужденно реализовывать их в общении, контролировать и регулировать свое речевое поведение, грамотно аргументировать свою позицию, продуктивно сотрудничать с помощью вербальных и невербальных средств общения в процессе решения педагогических задач. При этом коммуникативная культура обладает общими признаками культуры, отражая специфический характер коммуникаций. Содержание понятия «коммуникативная культура» определяется многоаспектным пониманием культуры как процесса воспитания и ре-
зультата, сущностью процесса общения как субъ-ект-субъектного взаимодействия, направленного на обмен знаниями, умениями, опытом, идеями, ценностями.
Развитие коммуникативной культуры личности в детстве и отрочестве предполагает применение средств, направленных на установление взаимопонимания людей, обмен знаниями, действиями, идеями, духовно-нравственными ценностями в процессе информационной деятельности, на развитие мышления, речи: ребенок высказывает свое мнение, пишет сочинения, участвует в мини-дискуссиях, выполняет социально значимые поручения в коллективе [10].
Формирование навыков коммуникативной культуры включает в себя следующие компоненты: потребностно-мотивационный, личностный, рефлексивный, практико-действенный.
Специального научного исследования сегодня требуют, с одной стороны, проблемы повышения воспитательного потенциала информационного пространства детства, формируемого СМИ, издательствами, создателями компьютерных игр, образовательных порталов в сети Интернет. С другой стороны, важно сформировать у детей потребительскую культуру, ценностные установки, личностную позицию, способность к отбору информации, потребности, интересы, социокультурный опыт, на основании которых школьник может без ущерба для духовного, психического развития и социального становления работать с современными информационными потоками. Последнее может быть достигнуто в результате развития научно-методического обеспечения, грамотной организации информационного пространства образовательного учреждения.
Интенсивно развивающееся в настоящее время информационное пространство справедливо вызывает тревогу специалистов различного профиля, так как таит в себе опасность активного манипулирования сознанием детей, нанося психический и физиологический вред здоровью. Во многих детских журналах практически нет статей, связанных с главными функциями членов семьи: мужчины -отца, главы семьи, женщины - матери и хранительницы домашнего очага. Кто же является кумирами для наших детей? В большинстве своем герои для мальчиков - это киборги, для девочек - топ-модели, актрисы. Телевизор в какой-то мере «облегчает» родительскую заботу: домашний экран зачастую заменяет семейное общение, беседы с родителями, чтение книг, становясь главным «воспитателем» ребенка.
Большое количество информации современные школьники черпают в Интернете. Являясь современной реальностью, даже необходимостью, все-
мирная сеть имеет свои как позитивные, так и негативные стороны: служит инструментом для манипуляции сознанием. В дальнейшем это проявляется в том, что люди, теряя навыки человеческих взаимоотношений, перестают общаться, сопереживать друг другу, испытывать симпатию, любить, понимать. Раннее увлечение детей компьютерными играми и «паутиной» Интернета, несет за собой виртуальную зависимость и, как следствие, утрату смысла жизни, духовной высоты, любви.
С целью выяснения интересов учащихся в этой области, а также направленности компьютерных игр, имеющихся сегодня на информационном рынке, среди младших школьников был проведен специальный опрос, в котором принимали участие 80 человек из нескольких школ и детских лагерей отдыха г. Светлограда Ставропольского края. По результатам опроса выяснилось, что 58.7 % школьников назвали своими любимыми играми такие как: «стрелялки и убивалки», игры «в спасателей», «в виртуальные путешествия в космос», различные «стратегии», где основным мотивом к действию является «выжить и убить других», «догнать и обогнать», «спасти или наказать». При этом число детей, которые предпочитают игры, где надо стрелять и убивать, составляет 23.5 % младших школьников! Еще 22.3 % предпочитают догонять кого-нибудь. Гораздо меньшее число выбирает в качестве наиболее привлекательной цели «спасать и защищать кого-нибудь» (12.9 %).
На менее значимых позициях оказались компьютерные игры в шахматы, разгадывание слов и др. (23.8 % ответов). И совсем малый интерес проявился к темам о разных видах спорта, об умении лучше считать, разгадывать слова и ребусы, о спасении природы и животных. На основе полученных анкетных данных можно говорить, что интересы младших школьников в основном ограничиваются компьютерными играми далеко не развивающего характера. Предложить свои темы для игр большинство школьников затруднились.
Тревожным сигналом является то, что 38 % младших школьников предпочли компьютерные игры общению, играм с товарищами, что показывает роль компьютера в снижении потребности в общении и соответствующем влиянии этой тенденции на развитие коммуникативной культуры детей.
После анкеты с учащимися 2-4-х классов было проведено собеседование, в ходе которого акцентировалось внимание детей на следующих вопросах: Нравится ли тебе общаться и, узнавая, что-либо новое, делиться своей информацией с товарищами? Обмениваешься ли ты компьютерными дисками с друзьями? Хотел бы ты знать об играх (не только компьютерных) больше? Читаешь ли ты школьные стенгазеты? Если бы в школе был кру-
жок стенгазеты или журналистско-информацион-ный, записался бы ты в него?
Анализ высказываний детей в ходе дискуссии показал, что многие школьники проявляют интерес к информационной деятельности. Те, кто не был готов активно включиться в работу школьных информационных служб, объясняли это участием в других видах деятельности.
Информация, печатающаяся в школьных стенгазетах, интересует 37 % опрошенных. Остальные 63 % или вообще не читают школьные стенгазеты, или объясняют, что неинтересно. В том, что школьные газеты не отражают в полной мере информационные потребности младших школьников, заключается серьезная проблема научно-методического обеспечения и организации внеклассной работы. Именно в процессе общественной информационной деятельности у детей формируются и закрепляются информационные потребности, способности к оценке, отбору информации, интересы и другие компоненты информационной культуры. С возрастом потребность в общении углубляется и становится все более и более значимой в жизни детей.
Возникающие в этой связи проблемы ставят современное общество перед необходимостью не только давать определенные знания, но и придавать им социальную направленность. Без привлечения средств массовой информации к процессу формирования и развития самодостаточной и гармоничной личности приступать бессмысленно, так как их роль в жизни современной молодежи весьма существенна.
Что же делать социальным педагогам в данной ситуации? В их силах совместно с учителями-предметниками помочь детям правильно воспользоваться информацией, научить их отличать содержательную информацию от развлекательной, обрести тем самым интеллектуальную свободу как составляющую социальной свободы личности.
Организуя информационную деятельность младших школьников, следует учитывать их возрастные, психолого-педагогические и физиологические особенности. При выборе форм организации такой деятельности (игры, кружковые занятия, литературные встречи, экскурсии, просмотры фильмов и т. д.) темы лучше брать из ряда знакомых им и близких, к примеру, из содержания учебных предметов. Не стоит ограждать школьников от влияния Интернета, покажите его возможности как инструмента в достижении личностного развития, сформируйте у молодого поколения потребность в самореализации и информационной культуре, где основным ограничителем станет хороший вкус и нравственность. Эти средства должны служить социальному воспитанию детей, быть гуманистически направленными,
социально адекватными, ориентированы на возрастную аудиторию, соответствовать основам становления и развития личности. Об этом стоит информировать и родителей. Ведь формирование информационной среды - непрерывный процесс. Только в тесном контакте с семьей можно создать такую социально-культурологическую среду, в которой детские издания, телевидение, информационные технологии займут определенное место и не будут подменять собой личностное общение.
Подобная среда должна быть нацелена на продуктивное развитие личности ребенка. Формировать ее успешно можно только на трех фундаментальных основах - в семье, в образовательной системе и средствах массовой информации.
По мнению автора, деятельность педагогов в области формирования информационной среды в школе должна быть направлена на решение таких задач, как:
- создание методических условий для овладения элементарной информационной культурой именно в начальной школе;
- формирование информационной среды (постоянно обновляющийся познавательный комплекс, пресс-центр) начальной школы с межпредметными связями;
- воспитание у детей культуры творческого общения, стимулирование экспериментально-исследовательской деятельности через внесение в обучение высокого уровня мотивации к познанию;
- вывести знания, умения и навыки детей в области информационной деятельности на определенный уровень для их успешного развития в средней школе.
Решение выделенных задач поможет сформировать информационный образ жизни в раннем школьном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка усиленно развивается и у детей складывается представление об информационной инфраструктуре, информационной среде. Тогда средства массовой информации станут средством получения необходимой информации, воспитания и развития.
К условиям формирования коммуникативной культуры младших школьников в информационном пространстве необходимо отнести следующие:
1. Информационное взаимодействие [11] в системе «учитель (воспитатель) - ученик (воспитанник)» предполагает активность двух сторон учебно-воспитательной деятельности и общения и отражает концептуальные идеи личностно ориентированного подхода к организации обучения и воспитания внутри образовательного учреждения в таких формах, как деловая и ролевая игра, совместно-распределительная деятельность, коллективные творческие дела. Межличностное взаимодействие в коллективе строится на основе чувства причаст-
ности, поддержки, внимания и заботы, создает условия для коммуникативной деятельности, обмена информацией и развития стремления к самосовершенствованию. В дальнейшем это ведет к самостоятельности в использовании информации, способности давать критическую оценку информационным потокам, выделяя среди них соответствующие или не соответствующие его симпатиям, взглядам, убеждениям. За основу формирования коммуникативной культуры в условиях коллективной творческой деятельности целесообразно (предлагается) взять разработанную И. П. Ивановым методику, представляющую собой систему условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие детей. Основная цель применения данной методики - «раскрепощение личности воспитанника» [12].
2. Организация досуговой деятельности как специфической сферы социализации и инкультура-ции личности. В процессе неформального общения в игровой, развлекательной деятельности, работе по интересам у ребенка формируются ценностные ориентации, модели поведения и общения, которые функционируют в досуговых общностях и далеко не всегда совпадают с теми, которые стараются привить ему семья и школа. Таким образом, «ценностный подход выступает как наиболее приоритетная воспитательная проблема» (О. Сухомлинская).
3. Детское самоуправление [13], в рамках которого ребенок включается в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекается в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятия и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.
Обзор существующих на данный момент подходов к вопросам воспитания в условиях школьного самоуправления показал, что целесообразно взять за основу определение воспитания как процесса, способствующего развитию коммуникативной культуры личности в условиях школьного самоуправления с помощью и на материале средств школьной массовой информации и коммуникации. Наиболее важно в этом определении то, что особое внимание в данной трактовке обращено на формирование культуры общения с различными видами информации и критического мышления при восприятии СМИ. Именно эти цели следует рассматривать как основные, если иметь в виду про-
цесс воздействия информационных потоков на младших школьников.
Разработанная в ходе решения задач опытно-экспериментальной работы модель школьного самоуправления, направленная на развитие коммуникативной культуры младших школьников, позволяет формировать у них следующие виды коммуникативной компетентности: концептуальную - понимание своей деятельности; инструментальную -овладение основными коммуникативными навыками, в том числе навыками исследования; интегративную - способность сочетать знания и действия; межличностную - умение эффективно пользоваться письменными и устными средствами коммуникации.
4. Организация школьной пресс-службы в условиях школьного самоуправления, что позволяет удовлетворить потребности в различных видах общения (на уровне познавательных, эстетических, творческих, развлекательных, рекреационных потребностей).
Структура взаимодействия в условиях информационного объединения (школьной пресс-службы) представляет собой трехчленный процесс. Первый его элемент - налаживание контакта, дружеских взаимоотношений. Второй элемент - прием, передача, т. е. обмен информацией. И третий -принятие решения и последующие практические совместные действия.
5. Кружковое общение - исключительно подвижный процесс. Управление общением в воспитательных целях имеет собственную систему педагогических методов. Включение в культурное общение предполагает осознание младшим школьником себя как члена общества. Курс «Основы коммуникативной культуры» является обязательным в процессе кружковой работы. Цель его проведения -формирование умений и навыков общения младших школьников, передача им ценностных норм и правил конструктивного взаимодействия с окружа-
ющими, дальнейшее развитие у школьников социально-психологической и коммуникативной компетентности.
Система управления межличностным общением в условиях пресс-службы складывается из следующих методов:
1. Формирования и совершенствования деятельной основы культурного общения. Используя этот метод, педагоги организуют коллективные занятия так, чтобы они побуждали школьников вступать во взаимодействия педагогически ценного типа.
2. Переключения из одного круга общения в другой. Суть метода заключается в торможении нежелательных взаимосвязей и взаимодействий и в практической помощи школьникам по изменению структуры их контактов.
3. Стимулирования общественного мнения. Через общественное мнение как важный регулятор отношений личности к процессам и объектам окружающего мира можно эффективно влиять на самое главное в системе этих отношений - на отношение ученика к ученику.
4. Направленной работы с лидерами досуга. Педагогическая эффективность этого метода основана на подражательной способности детей и формирующем влиянии их друг на друга.
5. Прямой педагогической корректировки межличностных отношений: показ ущербных сторон сложившейся системы общения, организация усилий на ее совершенствование, участие в урегулировании конфликтных ситуаций, помощь в изменении статуса отдельных членов кружка.
Таким образом, педагогические условия формирования коммуникативной культуры младших школьников в условиях школьного самоуправления можно рассматривать как три уровня, связанные с педагогическим сопровождением культуры социума и культуры личности, со свободной деятельностью, возрастными особенностями младших школьников.
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 2004. 365 с.
2. Година Т. А. Исследование инновационных процессов формирования информационного пространства высшего учебного заведения (с использованием зарубежного опыта): дис. ... канд. эконом. наук. М., 2005. С. 26.
3. Ненашев А. И. Информационное пространство современного общества: коммуникационный аспект: дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2008. С. 32.
4. Семенов И. Л. Социально-политические импликации информационных технологий. 11^: http://www.strana.ru
5. Копылов В. А. О едином информационно-правовом пространстве Российской Федерации. НТИ. Сер. 2. 1994. № 9. С. 2-5.
6. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2001. 20 с.
7. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2006. 318 с.
8. Емельянов Ю. Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л.: Научная книга, 1985. С. 34-35.
9. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990. 104 с.
10. Матьяш О. И. Что такое коммуникация? Нужно ли нам коммуникативное образование? 11^: http://www.russcomm.ru
11. Философская энциклопедия. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1960. 504 с.
12. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. URL: http://upr.1september.ru/1999
13. Даль. В. Толковый словарь. М.: Русский язык, 1991. Т. 4. 136 с.
Борисова Т. В., преподаватель.
Светлоградский педагогический колледж.
Ул. Калаусская, 125, г Светлоград, Ставропольский край, Россия, 356530.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.03.2010.
T. V. Borisova
CONDITIONS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
IN THE INFORMATION CONTEXT
The author investigates the problem of the social information context of the junior schoolchildren, the reason of problems of information culture and the role of school information circles influencing development of the child.
Key words: information context, information environment, information culture, educational value of a cultural context of circles and organizations of the information profile.
Svetlograd Teachers’ Training College.
Ul. Kalausskaya, 125, Svetlograd, Stavropol territory, Russia, 356530.
E-mail: [email protected]