УДК 330342 И.И. Калина
НАУЧНЫЙ АППАРАТ АНАЛИЗА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье анализируются ключевые категории, используемые при анализе интеллектуального капитала информационной экономики. Выявляются их особенности в системе экономических отношений информационной экономики.
Ключевые слова: информационная экономика, интеллектуальный капитал фирмы, интеллектуальный капитал индивида, информация, человеческий капитал, знания, труд, творчество, информационный ресурс.
I.I. Kalina
THE SCIENTIFIC DEVICE OF THE ANALYSIS OF THE INTELLECTUAL CAPITAL OF THE INFORMATION ECONOMY
The article is devoted to the key categories used at the analysis of an intellectual capital of information economy. Their singularities in the system of economic relations of information economy are researched.
The key words: information economy, firm intellectual capital, individual intellectual capital, information, human capital, knowledge, labour, creativity, information resource.
Определение экономической категории, выяснение необходимости ее использования в различных процессах общественного воспроизводства позволяет классифицировать эту категорию по функциям как формам проявления ее общественного назначения. Категория образует логическое выражение внутренней структуры многосторонних экономических отношений, отражающих единое хозяйственное целое. Однако ни одна из категорий не изолирована от других. Взаимосвязи категорий экономических отношений органичны, внутренне присущи им самим. Категории политической экономии отражают отношения, стороны, условия, формы экономической жизни.
Важным для анализа исследуемой проблемы будет понимание категорий информации и знания. Информацию чаще всего трактуют как данные, которые организованы и переданы определенным образом, это движение, связанное с передачей знаний. Знание определяют и как продукт использования информации, и как инструмент для ее интерпретации.
Дать однозначное определение понятию «информация» представляется достаточно сложным, поскольку в зависимости от конкретной практической сферы использования данная категория приобретает некоторые особенности, свойственные именно этой области применения и во многом специфичные. Тем не менее можно выделить ряд общих признаков, позволяющих определить понятие «информация», охарактеризовав его наиболее важные стороны. Информация в самом общем ее понимании представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени и ту меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. С практической же точки зрения информацию можно определить как уменьшение неопределенности вплоть до ее устранения вообще. Итак, информацию можно рассматривать как фактор производства (наряду с капиталом, землей, трудовыми ресурсами и предприимчивостью).
Под информацией мы будем понимать организованную совокупность данных, которая в результате вклю-
чения в коммуникативный процесс воспринята, понята и признана полезной субъекту с точки зрения приращения его знаний и использования для принятия решения об экономическом поведении.
Категория информации тесно взаимодействует с категорией знания. Знание - способ существования сознания, форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знания -это закрепленная в сознании человека информация.
Знания могут быть донаучными (чувственно данными), повседневными (здравый смысл) и научными. Однако единственно надежным средством достижения истинного знания о мире является научное исследование, в котором данные наблюдений и экспериментов истолковываются и объясняются с помощью специальных средств - научных теорий. Научному знанию присущи логичность, обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов.
В научной литературе выделяют шесть пар видов знаний (рисунок):
1) макро- / микро-. Знания макроуровня - это знания , широко распространенные в обществе. Они обеспечиваются средствами государственного образования, тогда как знания микроуровня - это специальные знания , которыми владеет ограниченное число людей. Основы арифметики - это пример макрознания, а умение пользоваться токарным станком - пример микрознания. Фирме необходимы макрознания, однако ее конкурентные преимущества обычно приобретаются посредством микрознаний;
2) встроенные / обособленные. Встроенные знания включены в продукт и представляют один из его главных компонентов; они не могут быть использованы сами по себе. Например, можно знать, как пользовать -ся вычислительной программой, но чтобы применить эти знания на практике, необходимо загрузить в компьютер копию этой программы. Обособленное знание может быть отделено от продукта и использовано независимо от него. Большинству продуктов свойственны некоторые элементы обеих форм знаний;
Встроенные / обособленные
44
Макро- / микро- Рыночные / нерыночные
4_ \ 4
ЗНАНИЯ I
Персональные / групповые Эксплицитные / имплицитные
Передаваемые / передаваемые
Виды знаний
3) рыночные / нерыночные. Этот критерий отражает, имеют ли знания какую- либо ценность на рынке. Знания микроуровня с большей вероятностью обладают рыночной ценностью, особенно если они могут быть встроены в продукт. Знания макроуровня, или обособленные, скорее всего, будут иметь пониженную рыночную стоимость, так как они доступны из многих источников. Некоторые формы знания, например фундаментальные научные теории, не являются рыночными в традиционном понимании, но они могут оказаться не менее важны для деятельности фирмы;
4) персональные / групповые. Персональные знания - это то, что свойственно человеку и что он привносит на рабочее место или вкладывает в решение задачи. Групповое знание - это обобщенное знание, которым владеют все члены группы. Часто групповое знание превышает персональные знания, так как группа обладает силой синтеза, что повышает качество знания;
5) передаваемые / непередаваемые. Этот критерии характеризует степень, до которой знание может быть передано одним человеком другому и эффективно использовано последним;
6) эксплицитные / имплицитные. Эксплицитное знание - это явное, организованное знание. Имплицитное знание - неявное, неорганизованное знание. Его суть выражается в следующем утверждении: «Мы знаем больше, чем можем выразить словами». Понятие имплицитного знания предполагает, что традиционное мышление может игнорировать или принижать другие формы знания только потому что они приобретены не эмпирическим путем.
В экономике важное значение имеет деловое знание - накопленный потенциал для целенаправленного координированного действия. Знание характеризует процесс увязки информации с успешным достижением цели и решением поставленных задач и всегда представляет собой процесс творчества, который несет на себе отпечаток уникальных качеств личности, создающей знание. Рабочие знания есть приложение знаний к выполняемой работе. Они предполагают наличие трех элементов: применяющего знания работника, самого знания и технологии работы со знанием.
Тесно связано с информацией и знаниями понятие «информационный ресурс». Информационный ресурс -информация и знания, используемые в системе обще-
ственного и индивидуального производства. Информационные ресурсы выступают в виде научной, технологической , проектной, управленческой документации, необходимой для создания материальных благ. По мнению Ю.Д. Денисова, информационный ресурс - это «продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны» [1]. Информационный ресурс - особый вид ресурсов, основанный на идеях и знаниях, накопленных в результате научно-экономической деятельности людей и представленных в форме, позволяющей их накопление, реализацию и воспроизводство [2].
Знания становятся таким очевидным и решающим фактором развития общества, что они превращаются в стратегические ресурсы. Стратегические ресурсы информационного общества представляют средства или источники его развития, включающие в себя умственный капитал: интеллектуальные способности человека, концентрацию теоретических знаний, обработку информации, квалификацию и переквалификацию, профессионализм. При этом многие ученые против отождествления информации со знаниями. Например, И. Ниинилуто (1984) считает, что надо говорить не об информационном обществе, а об «обществе информатики и связи». П. Хеманус (1984) считает, что понятие «знание» также должно быть отделено от понятия «информация». Американский социолог Р Кроуфорд и российский экономист В. Иноземцев в отношении такой системы хозяйствования используют термин «экономика знаний», подчеркивая тем самым, что важнейшим производственным ресурсом общества становится не столько информация как относительно объективная сущность или набор данных о тех или иных производительных и технологических процессах, сколько знания, т.е. информация, усвоенная человеком и не существующая вне его сознания.
Основополагающим в данном исследовании будет являться анализ категории интеллектуального капитала. Рассмотрим позиции известных специалистов в области интеллектуального капитала1. Так, Т. Стюарт
1 Следует подчеркнуть, что научная разработка понятия и экономической категории интеллектуального капитала в западной и отечественной литературе осуществляется в основном на уровне фирмы.
определяет его как сумму знаний всех работников компании, обеспечивающую ее конкурентоспособность [3], считает интеллектуальный капитал интегрированным образованием и выделяет в нем три составные части -человеческий капитал, структурный капитал и потребительский, или клиентский («брэндовый»), капитал.
К. Брадли, профессор международного менеджмента в Школе бизнеса Открытого университета Великобритании, дает следующее определение интеллектуального капитала: «Интеллектуальный капитал - это превращение знаний и неосязаемых активов в полезные ресурсы, которые дают конкурентные преимущества индивидам, фирмам и нациям». Из данного определения следует, что интеллектуальный капитал может быть определен на трех уровнях - индивидуальном, корпоративном и общественном.
Интеллектуальный капитал индивида - совокупность духовных (интеллектуальных) способностей человека, обеспечивающая рост благосостояния и доходов носителю интеллектуальной рабочей силы.
Интеллектуальный капитал предприятия - форма и функция предпринимательского фактора производства (предпринимательских способностей собственников предприятия или наемных менеджеров), направленные на оптимизацию сочетания факторов производства, а также структурных элементов интеллектуальных ресурсов предприятия, обеспечивающие повышение прибыли и капитализации предприятия.
Интеллектуальный капитал общества - общественная форма совокупной интеллектуальной рабочей силы, которая обеспечивает национальную и экономическую безопасность страны, инновационный путь ее развития, ускоренное развитие нового технологического уклада, устойчивые темпы развития экономики.
Анализ категориального аппарата был бы не полным без определения категории человеческого капитала. Человеческий капитал - это способность предлагать неочевидные решения, он источник обновления и прогресса, воплощенный в работниках компании в виде их опыта, знаний, навыков, способностей к нововведениям, а также общей культуры, философии фирмы, ее внутренних ценностей. Человеческий капитал -это сформированный в результате инвестиций и накопленный конкретным человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства.
Главное предназначение человеческого капитала -создание и распространение инноваций (продукта, технологии, системы или структуры управления), человеческий капитал компании образуется и проявляет себя в ситуациях, когда большая часть времени и способностей работников уходит на достижение новизны. Человеческий капитал фирмы прирастает двумя методами: компания использует максимальный объем знаний своих сотрудников; максимальное количество сотрудников владеет знаниями, способными принести пользу компании.
Для того чтобы человеческий капитал заработал, необходимы не только движение знаний, но и управление ими, коллективная работа и, следовательно, соответствующая организация, структура которой включала бы исследовательские лаборатории, базы знаний и базы данных, маркетинг и товаропроводящие сети, цент-
ры доведения исследований и разработок до конкретных ноу-хау широкого применения.
Организационный капитал является проявлением организационных способностей компании отвечать требованиям рынка, а также использовать их вновь и вновь для создания новых ценностей. Ценность организационного капитала, как и капитала вообще, определяется не его наличием, а эффективностью использования. Он, подобно человеческому капиталу наиболее эффективен в контексте стратегических целей компании.
Для того чтобы иметь рыночное преимущество, интеллектуальная компания должна обладать банком знаний. Стоимость знаний интеллектуальной компании может превышать стоимость ее финансового капитала, а приверженцы информационной экономики утверждают, что она не только может, но и должна превышать эту стоимость. В базы знаний компании вклю -чаются результаты ее собственных исследований и разработок; накопленные опыт, знания и навыки сотрудников; различные технические требования, условия, стандарты, руководящие материалы; специфические особенности сложившихся связей с клиентами (заказчиками) и смежниками; конъюнктура сегмента рынка, на котором работает компания; данные о возможностях конкурентов и т.д. Сюда же следует отнести технические средства хранения и поиск необходимой информации, ее адаптации для решения текущих задач компании. Для оценки этих интеллектуальных фондов используют два вида данных: накопленные запасы корпоративных знаний и организационную эффективность компании, показывающую, в какой степени ее организация стимулирует, а не тормозит работу компании.
Методами приращения организационного капитала могут быть как изменения форм организационного капитала, так и изменение организационной структуры фирм.
Организационный капитал существует в самых разных формах и проявляет себя в различных компаниях по-разному Патенты, изобретения, описания производственных процессов, торговые марки, авторские права имеют определенные формы своего представления, а также в соответствии с технико-экономическим обоснованием - юридически оформленные оценочные характеристики. Наряду с перечисленными интеллектуальными фондами компания может иметь и другие интеллектуальные активы, нематериальные структурные ценности, принимающие менее определенные формы.
Потребительский капитал компании (его еще называют капиталом отношений) - это отношения компании с потребителями ее продукции. Данный вид капитала характеризуется такими качествами, как глубина (степень) проникновения, ширина (распространение), постоянство, уверенность в том, что потребители и впредь будут отдавать предпочтение данной компании. Потребительский капитал компании распространяется и на ее поставщиков.
Приращение потребительского капитала обеспечивается увеличением количества постоянных клиентов фирмы, укреплением компанией своей торговой марки, брэнда. Потребительский капитал создается приверженцами продукции компании, т.е. ее заказчиками, клиентами. Чем больше экономическая мощь заказчиков и клиентов компании, тем большим потребитель-
ским капиталом она обладает, поскольку потребители наряду с материальными фондами и человеческим капиталом - главное богатство компании.
Среди объектов права собственности (к которым относятся движимые и недвижимые вещи живой и неживой природы, продукты творческого труда, а также другие материальные и нематериальные блага) особое место занимают объекты интеллектуальной собственности, являющиеся творениями человеческого разума:
а) произведения, охраняемые авторским правом (научные труды, литературные и художественные произведения, конструкторские чертежи, программы для ЭВМ, базы данных, исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи и др.);
б) промышленная собственность (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, ноу-хау и др.).
Существенное значение в формировании интеллектуального капитала играет интеллектуальный труд. Как показывают расчеты, именно те, кто занят преимущественно творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран. Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факто -ров: увлеченности работой, ее условий и т.д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.
Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Понятия «труд» и «творчество» нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: «Наиболее принципиальный мотив твор-че-ской деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности».
Цель творчества состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т.д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Это свидетельствует о том, что в условиях информационной экономики возрастает роль творческого, интеллектуального труда в качестве одного из важнейших факторов создания национального богатства.
Интеллектуальный труд - это труд, обладающий творческим характером, являющийся результатом реализации интеллектуальных и духовных возможностей работника по созданию ранее неизвестного научного знания , оригинальных продукции и услуг, обоснованию оптимальных путей их продвижения на рынок наукоемкой продукции и услуг.
Интеллектуальный труд обладает характерными чертами и особенностями. Ему присущ творческий характер - он результат реализации интеллектуальных и духовных возможностей работника, связан с созданием ранее неизвестного научного знания, достижением оригинальных, уникальных конечных результатов, обоснованием возможных путей их продвижения на рынок наукоемкой продукции и услуг Это обеспечивает значительную экономию всех видов ресурсов, качественное преобразование производственного процесса. Ценность результатов интеллектуального труда тем выше, чем глубже он отражает объективный мир, запросы общества, что и предопределяет его новизну и оригинальность.
1. Денисов Ю.Д. Информационные ресурсы в японской экономике. М., 1991.
2. Сытник В.Ф., Срока Х., Еремина Н.В. и др. Компьютеризация информационных процессов на промышленных предприятиях. Киев, 1991.
3. Stewart Т.А. Intellectual Capital // The New Wealth of Organizations. N.Y; L., 1997.