Структура и факторы формирования интеллектуального капитала информационной экономики
И.И. Калина, соискатель, Саратовский ГСЭУ
Современный рынок характеризуется стремительным развитием новых сфер экономики, постоянной модернизацией технологических процессов традиционных отраслей. Поэтому повышаются требования к качеству интеллектуального капитала, от которого зависят темпы научно-технического прогресса, конкурентоспособность национальной экономики.
Интеллектуальный и человеческий капитал принадлежит к числу категорий, наиболее часто используемых в социально-экономических исследованиях. Существуют различные точки зрения в понимании интеллектуального капитала и его соотношения с человеческим капиталом.
Человеческий капитал — совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителю получать доход. Это качество, то есть способность приносить доход, роднит человеческий капитал с другими формами капитала, функционирующими в общественном производстве. Человеческий капитал формируется на основе врождённых качеств человека через целенаправленные инвестиции в его развитие.
Человеческий капитал рассматривается также как сложный комплекс приобретённых человеческих способностей, который включает накопленный запас знаний, профессионального опыта и навыков, здоровья и психологических мотивов (личностных качеств: инициативности, креативности, мобильности и т.д.) [1]. Благодаря вышеперечисленным характеристикам современный работник выступает в качестве ключевого фактора общественного воспроизводства.
Интеллектуальный капитал представляет собой профессиональный капитал, воплощённый в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта. Чем выше такой капитал, тем обычно больше трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. Данный капитал имеет двойственную структуру: с одной стороны, это непосредственная совокупность образования, научной деятельности и способности к инновациям, неотделимых от их владельцев; с другой — он подразумевает под собой интеллектуальный продукт, отделяемый от автора (патенты, лицензии, торговые знаки и т.п.). Интеллектуальный капитал служит базой для выработки необходимых навыков, знаний, опыта, а также может быть источником дохода носителя человеческого капитала.
Рассмотрим позиции известных специалистов в области интеллектуального капитала.
Так, Т. Стюарт считает интеллектуальный капитал интегрированным образованием и выделяет в нём три составные части — человеческий капитал, структурный и потребительский [2]. По его мнению, человеческий капитал — это «способность предлагать клиентам решения», т.е. это наличие знаний и умений использовать их для удовлетворения клиентов. Такое определение позволяет провести грань между интеллектом как умственной деятельностью, накопленными знаниями и интеллектуальным капиталом, т.е. превращением интеллекта в капитал, в способность получать доход за счёт коммерческого использования интеллекта. В состав структурного капитала Т. Стюарт включает: технологии, изобретения, базы данных, публикации, процессы, стратегию и культуру организации, организационные процедуры. Потребительский же капитал имеет ширину (распространение), постоянство (покупательскую приверженность) и глубину (степень проникновения).
Известный специалист в области интеллектуального капитала Л. Эдвинссон характеризует интеллектуальный капитал как эффект умножения человеческого капитала на структурный капитал [3]:
Интеллектуальный капитал = Человеческий капитал х Структурный капитал.
Под человеческим капиталом Л. Эдвин-ссон понимает накопленную стоимость инвестиций в подготовку и обучение работников, в их компетентность, в их будущее. Термин «человеческий капитал» сосредоточивается на описании ценности того, что может произвести индивидуум, т.е. он включает в экономическом смысле индивидуальную ценность работников. Человеческим капиталом, по его убеждению, нельзя владеть. Структурный капитал — это то, что остается в компании, чем можно владеть. В структурный капитал включаются клиентский капитал, заключённый в отлаженных эффективных взаимодействиях с клиентами компании; организационный капитал (структура организации, её организационные сети); инновационный капитал; процессный капитал (капитал бизнес-процессов). Кроме указанных видов капитала, к структурному капиталу относятся базы данных, брэнды и 1Т-системы компании.
Таким образом, в современной экономической литературе доминирует понимание
человеческого капитала как составной части интеллектуального капитала.
На наш взгляд, интеллектуальный капитал проявляется на трёх уровнях и, соответственно, принадлежит основным экономическим субъектам — индивидам, предприятиям, государству. Интеллектуальный капитал — стоимость совокупности отчуждаемых и не отчуждаемых интеллектуальных активов, участвующих в хозяйственной деятельности индивида, предприятий (организаций), государства.
Сегодня, когда традиционные ресурсы и источники близки к исчерпанию, экономический рост всё в большей мере обеспечивается за счёт использования таких ресурсов и источников, как информация, знания, образование. Главным их носителем, наряду с вещественными средствами накопления, хранения и обработки информации, является человек, обладающий высоким уровнем общеобразовательной, научной и специальной подготовки. В силу этого в современных условиях неизмеримо возрастает роль высокообразованной человеческой личности, способной не только воспринимать ранее накопленное научное знание, но и обобщать, анализировать, создавать новое в виде передовых научных идей, информационных технологий, услуг и продуктов.
Интеллектуальный капитал индивида — знания, опыт, навыки индивида, другие результаты его творческой, интеллектуальной деятельности, используемые в хозяйственной деятельности, способные приносить доходы в бизнесе. Интеллектуальный капитал индивида — это совокупность индивидуальных способностей и достояние индивидуума. Однако этот индивидуальный человеческий капитал реализуется преимущественно тогда, когда он становится частью интеллектуального капитала предприятия. Здесь он находит не только сферу собственного приложения, но и условия для реализации и развития в виде различных форм объективированного знания. Следовательно, на уровне предприятия определяется категория интеллектуальных активов, включающая человеческий капитал сотрудников и различные формы нематериальных активов, фиксирующие знания и профессиональные умения. В их числе:
— рыночные активы — это тот потенциал, который обеспечивается нематериальными активами, связанными с рыночными операциями. Их значимость в том, что они дают компании преимущество во внешней среде, поскольку обеспечивают осведомлённость покупателей об отличительных особенностях предприятия и характере его деятельности. Сюда входят марочные названия, приверженность покупателей этим названиям, каналы распределения, повторные сделки и т.д.;
— интеллектуальная собственность — узаконенный инструмент для защиты различных корпоративных активов. Она включает ноу-хау, патенты, авторские права, производственные и торговые секреты и т. п.;
— человеческие активы — это совокупность коллективных знаний сотрудников фирмы, их творческих способностей, умений решать проблемы, управленческих, руководящих и предпринимательских качеств, поведения в различных ситуациях;
— инфраструктурные активы — это технологии, методы и процессы, делающие возможной работу предприятия: корпоративная культура, методы оценки риска, финансовая структура, базы данных и т.д. Их значимость заключается в том, что они позволяют фирме функционировать более упорядоченно, надежно и качественно, а также формируют среду, в которой сотрудники предприятия общаются друг с другом.
На макроуровне понятие интеллектуального капитала общества раздвигается до совокупности элементов интеллектуального потенциала, способных не только непосредственно включаться в процесс реального производства, но и оказывать мощное опосредованное воздействие через науку и технический прогресс на все сферы народного хозяйства.
Таким образом, на уровне макроэкономики категория интеллектуального капитала приобретает ещё более широкое содержание. Если для предприятия интеллектуальные ресурсы
— это фактор производства, который должен быть использован оптимальным образом при минимальных затратах, то для общества в целом это, скорее, потенциал экономического роста и развития, который реализуется лишь в определённой степени. Понятие интеллектуальных ресурсов выходит за пределы сферы потребностей реального сектора экономики. Важной чертой интеллектуального капитала общества является рост его объективированной составляющей, представленной в виде накапливаемых банков знаний и информации, часть которой может даже не находить практического применения, не теряя при этом своей ценности. Вместе с тем возможности сохранения и развития интеллектуального капитала общества экономически ограничены теми ресурсами, которые выделяются государством и субъектами хозяйствования на содержание соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей воспитание и образование человека, производство, накопление и передачу знаний.
Все рассмотренные уровни интеллектуального капитала тесно связаны между собой, однако следует особо подчеркнуть значимость его макроэкономической составляющей. Несмотря на индивидуализированный характер
интеллектуального капитала, его формирование и возможности применения целиком зависят от общества, от той системы образования и информационной поддержки индивидуума, которые в нём существуют. При этом роль государства в этом процессе изначально выше, чем отдельных предприятий, предъявляющих спрос на рабочую силу определённого качества и несущих определённые затраты по её обучению.
Экономическая наука до недавнего времени относилась к понятию интеллектуальных ресурсов двойственно. С одной стороны, она признавала важную роль науки и образования в общественном развитии, с другой — выводила эти ресурсы за рамки экономического анализа.
По мере возрастания роли интеллектуального капитала в производстве появляется необходимость адекватного отражения этого фактора в экономической теории. Результатом стало введение в экономические модели фактора научно-технического прогресса, соединяющего в себе все качественные аспекты роста эффективности традиционных факторов производства. Введение интеллектуального капитала в модели экономического роста имело большое значение для экономической теории с точки зрения понимания логики и внутренних механизмов этих процессов.
Накопление интеллектуального человеческого капитала рассматривается «новыми теориями роста» как результат деятельности системы образования. Она обеспечивает технологический прогресс, потому что затраты на образование увеличивают запас человеческого капитала и таким образом улучшают способность экономики производить новые идеи и дают ей сравнительные преимущества в наукоёмких производствах. В данном случае имеются в виду высокотехнологичные производства, опирающиеся на высококвалифицированную рабочую силу, которая обладает специальными навыками и знаниями.
Мировой опыт также показывает, что наиболее устойчивыми являются экономики тех стран, в которых средний уровень образования населения выше. В странах ОЭСР растёт число работников с высшим образованием, равно как и экономическая отдача от высшего образования. В промышленно развитых странах количество взрослого населения, имеющего высшее образование, в период с 1975 по 2006 гг. увеличилось с 22 до 42%, т.е. удвоилось. В США за 1970—2006 гг. доля занятых, имевших высшее и незаконченное высшее образование, выросла с 1/4 до, примерно, 3/5.
«Новые теории роста» уделяют особое внимание такому фактору формирования интеллектуального капитала, как распространение знаний и умений. Этот процесс, в отличие от движения
обычных благ, характеризуется следующими особенностями. В его основе лежат переливы существующего знания, имеющие критическое значение для создания нового знания. В данном случае имеются в виду следующие эффекты накопления и распространения знаний. Инвестиции в науку и образование создают условия для качественного прорыва к новым открытиям и их практического приложения. Распространение существующего знания «вширь» вызывает межотраслевые эффекты, выражающиеся в освоении новых технологических принципов в тех отраслях производства, где они до сих пор не находили применения. Наконец, накопление и распространение знаний ведут к общему подъёму общественного сознания и культуры народа, изменяя его мировоззрение, быт, отношения с природной средой.
Как специфический продукт науки и образования, знание включается в процесс общественного производства в разных формах. В рамках концепции интеллектуального капитала авторы новых теорий роста проводят различие между общими и специфическими знаниями, то есть привязанными исключительно к данной фирме или виду деятельности. В соответствии с этим общее знание выступает чаще всего в качестве общественного блага, а специфическое — в форме частного блага. Но, как правило, большая часть знаний находится где-то в промежутке между этими полярными позициями, так как движение рабочей силы в определённой степени выравнивает индивидуальные различия.
Включение знания в процесс производства общественного продукта, или эксплуатация знания, связано со значительными затратами. Эксплуатация знания означает его превращение в форму продукта, технологии, квалификации, новое качество организации. Конечный эффект выражается в росте производительности труда, снижении издержек, приросте доходов. Затраты фирмы, связанные с эксплуатацией знаний, объективно ограничены не только её финансовыми возможностями, но и предполагаемым соотношением между затратами и результатами, так как фирма не может позволить себе затраты с уровнем окупаемости ниже общественно нормального уровня. По этой причине часть затрат по эксплуатации знаний и в ещё большей степени по их производству относится к категории общественных расходов и финансируется за счёт бюджетных и иных целевых источников.
В системе факторов формирования и развития современного интеллектуального капитала инновационный фактор играет ведущую роль. Инновации являются генератором знаний, что особенно проявляется при формировании со-
временного информационного пространства. Инновации концентрируются там, где высока плотность специализированных ресурсов для инновационного развития — высококвалифицированных учёных, инженеров, техников, близость университетов и исследовательских институтов, а также, что ещё важнее, других инновационных фирм, обеспечивающих преимущества кластера.
Рост инноваций, формирование и развитие инновационных центров (кластеров) предполагает самое непосредственное взаимодействие общественных и государственных институтов, образовательных учреждений и бизнес-сообществ в проведении общей долгосрочной стратегии развития. Решающая роль в формировании такой стратегии и обеспечении необходимых институциональных условий для её реализации принадлежит государству [4].
Особое место среди факторов развития интеллектуального капитала занимает управление знаниями. В условиях бурных технологических изменений и динамичной конкуренции именно знания и компетентность персонала лежат в основе развития организаций и общества в целом. На наш взгляд, главной экономической предпосылкой возрастания роли «управления знаниями» послужило превращение знания в рыночный актив и стремление корпоративных менеджеров эффективно использовать его для укрепления конкурентных преимуществ фирмы.
Литература
1. Аширова Г.Т. Современные проблемы оценки человеческого капитала // Вопросы статистики. 2003. №3. С. 27.
2. Stewart Т. A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. N.Y.; L., 1997. P. 169.
3. Эдвинссон J1. Корпоративнаядолгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. М.: ИНФРА, 2005. С. 120-121.
4. Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 9. С. 26-27.